Древние народы крыма. Народы, населявшие крым в разные времена

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад – первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. – еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. – восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. – германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

0

Наша Родина - Крым
...В пределах России нет другой страны, которая бы жила такой долгой и такой интенсивной исторической жизнью, причастная эллинской средиземноморской культуре во все века своего существования...
М. А. Волошин

Крымский полуостров -- "природная жемчужина Европы" -- в силу своего
географического положения и уникальных природных условий с античных времен
являлся перекрестком многих морских транзитных дорог, соединявших различные
государства, племена и народы. Наиболее известный "Великий шелковый путь"
проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи.
Позднее он соединял между собой воедино все улусы монголо-татарской империи
и сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов,
населявших Европу, Азию и Китай.

Наука утверждает, что примерно 250 тыс. лет тому назад на территории Крымского полуострова впервые появился человек. И с этого времени, в разные исторические эпохи на нашем полуострове проживали, сменяя друг друга различные племена и народы, существовали разного устройства государственные образования.

Многим из нас приходилось сталкиваться с названиями "Таврика", "Таврида", которые использовались и продолжают использоваться по отношению к Крыму. Появление этих географических названий имеет прямое отношение к народу, который по-праву может считаться крымским аборигеном, поскольку вся его история от начала и до конца неразрывно связана с полуостровом.
Древнегреческое слово "tauros" переводится как "быки". На этом основании делался вывод, что греки назвали так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. Выдвигалось предположение, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, созвучным греческому слову "быки". Тавром греки именовали горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. От гор получил свое наименование живший в них народ (тавры), а также полуостров (Таврика), на котором они располагались.

Античные источники донесли до нас скупые, сведения о древних обитателях Крыма - киммерийцах, таврах, скифах, сарматах. Основным населением Крыма, особенно гористой части, античные авторы называют тавров. Самым же древним народом, письменно зафиксированным в Крыму и причерноморских степях, были киммерийцы; они жили здесь на рубеже II-I тысячелетий до н.э., причем прямыми их потомками некоторые ученые считают именно тавров. Приблизительно в VII-VI ст. до н.э. киммерийцев вытеснили скифы, потом скифов вытеснили сарматы, при этом остатки сначала киммерийских, потом таврских и скифских племен, как думают исследователи, отходят в горы, где еще долго хранят свою этнокультурную самобытность. Около 722 года до н. э. скифы были изгнаны из Азии и основали новую столицу, Неаполь Скифский, в Крыму на реке Салгир (в черте современного Симферополя). "Скифский" период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья. В VI – V веках до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии греки.

Заселение греками Причерноморья происходило постепенно. Заселялось в основном морское побережье, причем местами плотность расположения небольших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находились в прямой видимости одно от другого. Античные города и поселения были сосредоточены в районе Боспора Киммерийского (Керченский полуостров) с наиболее крупными городами Пантикапей (Керчь) и Феодосия; в районе Западного Крыма - с основным центром Херсонесом (Севастополь).

В период средневековья в Таврике появляется немногочисленная тюркская народность - караимы. Самоназвание: карай (один караим) и карайлар (караимы). Таким образом, вместо этнонима "караим" более правильно говорить "карай". Большой интерес вызывают их материальная и духовная культура, язык, быт и обычаи.
Анализируя имеющиеся антропологические, лингвистические и другие данные, значительная часть ученых видит караимов как потомков хазар. Этот народ расселился, в основном, в предгорной и горной Таврике. Своеобразным центром являлось поселение Чуфут-Кале.

С проникновением монголо-татар в Таврику происходит целый ряд изменений. Прежде всего это касалось этнического состава населения, который претерпевал большие изменения. Наряду с греками, русскими, аланами, половцами на полуострове в середине XIII века появляются татары, в XV веке - турки. В XIII веке начинается массовое переселение армян. В то же время на полуостров активно устремляются итальянцы.

988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Массовое переселение крепостных крестьян из центральной России началось с 1783 года после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.
Сейчас в в Крыму проживают представители более 125 наций и народностей, основную часть составляют русские (более половины), затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растет), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Вековой опыт народностей приводит к выводу:
Давайте жить дружно!

Анатолий Матюшин
Никаких не открою секретов,
Идеального общества нет,
Если-б мир состоял из эстетов,
Может быть и нашёлся б ответ.

Почему неспокойно так в мире,
Много злобы и всякой вражды,
Мы соседи в огромной квартире,
Не скатиться бы нам до беды.

Взять оружие в руки не дело,
Обо всех угнетённых скорбя,
Не стараться других переделать,
Может просто улучшить себя?.

Для того чтоб чего-то улучшить,
Я хотел бы людей убедить,
В мире б стало немного получше,
Надо просто всем вместе дружить!!.

Мы с вами привыкли подходить к понятию «Крым » как к названию места, в котором можно отлично провести отпускные летние деньки, хорошо отдохнуть на морском берегу, совершив пару поездок к достопримечательностям, расположенным неподалеку. Но если подойти к вопросу глобально, взглянуть на полуостров с расстояния веков и знаний, то становится понятно, что Крым – уникальная историко-культурная территория, поражающая древностью и разнообразием природных и «рукотворных» ценностей. Многочисленные крымские памятники культуры отражают религию, культуру и исторические события разных эпох и народов. История полуострова – это сплетение Запада и Востока, история древних греков и золотоордынских монголов, история зарождения христианства, появления первых церквей и мечетей. Веками здесь жили, воевали друг с другом, заключали мирные и торговые договоры разные народы, возводились и разрушались поселки и города, появлялись и исчезали цивилизации. Вдыхая крымский воздух, кроме пресловутых фитонцидов можно почувствовать в нем привкус легенд о жизни амазонок, олимпийских богов, тавров, киммерийцев, греков

Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества . Первобытные люди-неандертальцы появились здесь 150 тысяч лет назад, привлеченные теплым климатом и обилием животных, являвшихся их основной пищевой базой. Почти в каждом крымском музее можно встретить археологические находки из гротов и пещер , служивших естественными убежищами первобытному человеку. Самые известные стоянки первобытного человека:

  • Киик-Коба (Белогорский район );
  • Староселье (Бахчисарай);
  • Чокурчо (Симферополь);
  • Волчий грот (Симферополь);
  • Ак-Кая (Белогорск).
Около 50 тысяч лет назад на Крымском полуострове появился предок современных людей – человек кроманьонского типа. Открыты три стоянки этой эпохи: Сюрень (около села Танковое), Аджи-Коба (склон Караби-Яйлы) и Качинский навес (около села Предущельное, Бахчисарайский район) .

Киммерийцы

Если до первого тысячелетия до нашей эры исторические данные лишь приоткрывают завесу с разных периодов развития человека, то сведения о более позднем времени позволяют говорить уже о конкретных культурах и племенах Крыма . В V веке до нашей эры крымские берега посетил Геродот, древнегреческий историк. В своих трудах он описал местные земли и народы, на них обитающие. Считается, что в числе первых народов, живших в степной части полуострова в XV-VII веках до нашей эры, были киммерийцы . Их воинственные племена были прогнаны из Крыма в IV - III веках до нашей эры не менее агрессивными скифами и затерялись в необъятных просторах степей Азии. О них напоминают только древние названия:

  • Киммерийские стены;
  • Киммерик.

Тавры

Горный и предгорный Крым в те времена населяли племена тавров , далеких потомков кизил-кобинской археологической культуры. В описаниях древних авторов тавры выглядят кровожадными и жестокими. Будучи умелыми моряками, они промышляли пиратством, грабя проходившие вдоль берега корабли. Пленников сбрасывали в море с высокого утеса с храма, принося в жертву богине Деве . Опровергая эту информацию, современные ученые установили, что тавры занимались охотой, сбором моллюсков, рыболовством, земледелием и разводили скот. Жили они в хижинах или пещерах, но для защиты от внешних врагов строили укрепленные убежища. Таврские укрепления обнаружены на горах: Кошка, Уч-Баш, Кастель, Аю-Даг , на мысе Ай-Тодор .

Еще одни следы тавров – многочисленные захоронения в дольменах – каменных ящиках, состоящих из четырех поставленных на ребро плоских плит и накрытых сверху пятой. Одна из нерешенных загадок о таврах – местонахождение утеса с храмом Девы.

Скифы

В VII веке до нашей эры в степную часть Крыма пришли скифские племена. В IV веке до нашей эры сарматы оттесняют скифов на нижний Днепр и Крым. На рубеже IV-III веков до нашей эры на этой территории образовалось скифское государство, столицей которого являлся Неаполь Скифский (на его месте находится современный Симферополь).

Греки

В VII веке до нашей эры на крымские берега потянулись вереницы греческих колонистов. Выбирая удобные для проживания и мореплавания места, греки основывали на них города-государства – «полисы»:

  • Феодосия ;
  • Пантикапей-Боспор (Керчь);
  • (Севастополь);
  • Мирмекий;
  • Нимфей;
  • Тиритака.

Появление и расширение греческих колоний послужило серьезным толчком для развития Северного Причерноморья: усилились политические, культурные и торговые связи между местным населением и греками. Коренные жители Крыма научились возделывать землю более совершенными способами, начали разводить маслины и виноград. Огромным оказалось влияние греческой культуры на духовный мир скифов, тавров, сарматов и других племен, которые с ней соприкоснулись. Однако взаимоотношения между соседствующими народами складывались непросто: мирные периоды сменялись годами войн. Поэтому все греческие полисы были защищены крепкими каменными стенами.

IV в. до нашей эры стал временем основания нескольких поселений на западе полуострова. Крупнейшие из них - Калос-Лимен (Черноморское) и Керкинитида (Евпатория). В конце V века до нашей эры выходцы из греческой Гераклеи основали полис Херсонес (современный Севастополь). Спустя сто лет Херсонес стал независимым от греческой метрополии городом-государством и крупнейшим полисом Северного Причерноморья. В период расцвета это был мощный город-порт, окруженный крепостными стенами культурный, ремесленный и торговый центр юго-западной части Крыма.

Около 480 года до нашей эры независимые греческие города объединились, образовав Боспорское царство , столицей которого стал город Пантикапей . Немного позже к царству присоединилась Феодосия .

В IV веке до нашей эры до нашей эры скифский царь Атей объединил скифские племена в сильное государство, владевшего территорией от Днестра и Южного Буга до Дона. С конца IV века до нашей эры и особенно в III веке до нашей эры скифы и тавры, находившиеся под их влиянием, оказывали на полисы сильное военное давление. В III веке до нашей эры на полуострове появляются скифские селения, укрепления и города, в том числе и столица царства – Неаполь Скифский . В конце II века до нашей эры осажденный скифами Херсонес обратился за помощью к Понтийскому царству (располагавшегося на южном берегу Черного моря). Войска Понты сняли осаду, но одновременно захватили Феодосию и Пантикапей, после чего и Боспор, и Херсонес оказались в составе Понтийского царства.

Римляне, гунны, Византия

С середины I века до начала IV века нашей эры все Причерноморье (и Крым-Таврика в том числе) входило в сферу интересов Римской империи. Оплотом римлян на Таврике стал Херсонес . В I веке на мысе Ай-Тодор римские легионеры построили крепость Харакс и связали ее дорогами с Херсонесом , в котором располагался гарнизон. Римская эскадра размещалась в Херсонесской гавани.

В 370 году на крымские земли пришли полчища гуннов. Они стерли с лица земли боспорское царство и скифское государство, разрушили Херсонес, Пантикапей и Неаполь Скифский. После Крыма гунны отправились в Европу, неся погибель великой Римской империи. В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византийскую ). Южная часть Таврики вошла в сферу интересов Восточной империи. Главной базой византийцев в Крыму стал Херсонес, который стал именоваться Херсоном . Этот период стал временем проникновения на полуостров христианства. По церковному преданию, первым его вестником стал Андрей Первозванный. Третий епископ Рима Климент, сосланный в 94 году в Херсон, также активно проповедовал христианскую веру. В VIII веке в Византии появилось движение иконоборчества: уничтожались все изображения святых – на иконах, в храмовых росписях. Монахи спасались от преследований на окраинах империи, в том числе и в Крыму. В горах полуострова они основали пещерные монастыри и храмы:

  • Качи-Кальон;
  • Челтер;
  • Успенский;
  • Шулдан.

В конце VI века на полуостров хлынула новая волна захватчиков – хазар, предков караимов. Они заняли весь Крым , кроме Херсона. В 705 году Херсон признал хазарский протекторат и отделился от Византии. В ответ Византия отправила в 710 году карательный флот с небольшой армией на борту. Херсон пал, и византийцы обошлись с его жителями с небывалой жестокостью. Но едва имперские войска покинули город, как тот восстал: объединившись с хазарами и частью изменившего империи войска, Херсон захватил Константинополь и поставил во главе Византии своего императора.

Славяне, монголы, генуэзцы, княжество Феодоро

В IX веке в ход крымской истории активно вмешивается новая сила – славяне . Их появление на полуострове совпало с закатом хазарского государства, окончательно разгромленного в Х веке князем Святославом. В 988 – 989 годах Херсон захватил киевский князь Владимир. Здесь он принял христианскую веру.

В XIII веке на полуостров несколько раз вторгались татаро-монголы Золотой Орды, основательно разграбившие города. С середины XIII века они стали оседать на территории Таврики. В это время они захватили Солхат и превратили его в центр Крымского юрта Золотой Орды. Он получил название Къырым , унаследованное впоследствии полуостровом.

В эти же годы в горах Крыма появилось православное княжество Феодоро со столицей в Мангупе . Генуэзцы имели с княжеством Феодоро спорные вопросы по поводу принадлежности спорных территорий.

Турки

В начале 1475 года у Кафы появился флот Османской империи . Хорошо укрепленная Кафа выдержала осаду всего три дня, после чего сдалась на милость победителя. К концу года турки захватили все прибрежные крепости: владычество генуэзцев в Крыму закончилось. Мангуп продержался дольше всех и сдался туркам только после полугодовой осады. Захватчики жестоко обошлись с плененными феодорийцами: город разорили, большую часть жителей убили, а оставшихся в живых увели в рабство.

Крымский хан стал вассалом Османской империи и проводником захватнической политики Турции по отношению к Руси. Набеги на южные земли Украины, Польши, Литвы и Руси стали постоянными. Русь стремилась защитить свои южные рубежи и обрести выход к Черному морю. Поэтому она многократно воевала с Турцией. Война 1768 – 1774 годов стала для турок неудачной. В 1774 году между Османской империей и Россией был заключен Кучук-Кайнарджийский договор о мире, принесший независимость Крымскому ханству. Россия получила в Крыму крепости Кин-бурн, Азов и город Керчь вместе с крепостью Ени-Кале . Кроме этого, теперь российские торговые суда получили свободный доступ к плаванию по Черному морю.

Россия

В 1783 году Крым был окончательно присоединен к России. Большинство мусульман покинуло полуостров и перебралось в Турцию. Край пришел в запустение. Князь Г. Потемкин , губернатор Тавриды , стал переселять сюда отставных солдат и крепостных из соседних районов. Так на полуострове появились первые деревни с русскими названиями – Изюмовка, Мазанка, Чистенькое … Этот ход князя оказался верным: экономика Крыма начала развиваться, возродилось сельское хозяйство. В отличной естественной гавани был заложен город Севастополь – база черноморского флота России. Около Ак-Мечети, небольшого городка, строился Симферополь – будущая «столица» Таврической губернии.

В 1787 году Крым посетила императрица Екатерина II с большой свитой высокопоставленных лиц иностранных государств. Она останавливалась в специально построенных для этого случая путевых дворцах.

Восточная война

В 1854 – 1855 годах Крым стал ареной еще одной войны, получившей название Восточной. Осенью 1854 года Севастополь осадила соединенная армия Франции, Англии и Турции . Под руководством вице-адмиралов П.С. Нахимова и В.А. Корнилова оборона города продолжалась 349 дней. В конце концов город был разрушен до основания, но при этом прославлен на весь мир. Россия проиграла эту войну: в 1856 году в Париже был подписан договор, запрещавший иметь военные флоты на Черном море и Турции, и России.

Здравница России

В середине XIX века врач Боткин порекомендовал царской семье приобрести имение Ливадию , как место, обладающее исключительно полезным для здоровья климатом. Это стало началом новой, курортной эпохи в Крыму. По всему побережью строились виллы, усадьбы, дворцы, принадлежавшие царской семье, богатым помещикам и промышленникам, придворной знати. За несколько лет деревушка Ялта превратилась в популярный аристократический курорт. Железные дороги, связавшие между собой крупнейшие города края, еще больше ускорили его превращение в курортно-дачную здравницу империи.

В начале ХХ века полуостров относился к Таврической губернии и представлял собой в хозяйственно-экономическом отношении аграрный край с несколькими промышленными городами. В основном это были Симферополь и портовые Керчь, Севастополь и Феодосия .

Советская власть утвердилась в Крыму только осенью 1920 года, после того, как с полуострова были изгнаны немецкая армия и войска Деникина . Спустя год была образована Крымская Автономная Социалистическая Республика. Дворцы, дачи и виллы были отданы под народные санатории, где лечились и отдыхали колхозники и рабочие со всех уголков молодого государства.

Великая отечественная война

В годы второй мировой войны полуостров мужественно боролся с врагом. Севастополь повторил свой подвиг, сдавшись после 250-дневной осады. Страницы героической летописи тех лет пестрят такими названиями, как «Огненная земля Эльтигена», «Керченско-Феодосийская операция», «Подвиг партизан и подпольщиков» … За проявленные мужество и стойкость Керчи и Севастополю присвоены звания городов-героев.

Февраль 1945 года собрал в Крыму глав стран-союзниц – США, Великобритании и СССР – на Крымской (Ялтинской) конференции в Ливадийском дворце . В ходе этой конференции были приняты решения о завершении войны и установлении послевоенного мирового порядка.

Годы послевоенные

Крым был освобожден от оккупантов в начале 1944 года, и сразу же началось восстановление полуострова – промышленных предприятий, домов отдыха, санаториев, объектов сельского хозяйства, деревень и городов. Черной страницей в истории полуострова того времени стало изгнание с его территории греков, татар и армян. В феврале 1954 года указом Н.С. Хрущева Крымская область была передана Украине. Сегодня многие считают, что это был царский подарок…

За 60-80-е годы прошлого века рост крымского сельского хозяйства, промышленности и туризма достиг апогея. Крым получил полуофициальное звание всесоюзной здравницы: в его курортно-оздоровительных учреждениях ежегодно отдыхали 9 миллионов человек.

В 1991 году во время путча в Москве состоялся арест Генерального Секретаря СССР М.С. Горбачева на государственной даче в Форосе. После развала Советского Союза Крым стал Автономной Республикой , вошедшей в состав Украины. Весной 2014 года после проведения общекрымского референдума полуостров Крым вышел из состава Украины и стал одним из субъектов Российской Федерации. Началась новейшая история Крыма .

Мы же знаем Крым как республику отдыха, солнца, моря и веселья. Приезжайте на крымскую землю – давайте писать историю этой нашей курортной республики вместе!

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.