Древнерусская литература - что такое? Произведения древнерусской литературы. Краткая история русской литературы

О том, что такое форма и содержание произведения начали говорить и спорить в литературоведении. Но сегодня доктрина о форме и содержании произведения – одна из ключевых в системе В юриспруденции эта теория позволяет разграничить охраняемые и неохраняемые элементы произведения.

Основной тезис учения о форме и содержании произведения как объекта авторского права заключается в следующем:

Авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание.

Что такое форма и содержание произведения ?

  • в научной статье содержание будет включать теории, концепции, гипотезы, факты, положенные в основу рассуждения;
  • в архитектурном проекте к содержанию можно отнести изначально поставленную задачу (площадь, этажность, назначение строения), выбранный архитектором стиль (барокко, классицизм и т.д.), смысловое и символическое значение объекта (например, памятника);
  • в фотографии содержанием является объект съемки, настроение, которое хотел передать фотограф и идеи, которые он хотел донести до публики.

Одни и те же идеи, одни и те же концепции, методы и способы могут составлять основу целого ряда произведений и даже произведений целой эпохи. Ярчайший примербиблейские сюжеты в произведениях эпохи Возрождения. Содержание не имеет четких границ, оно находится в «глубине» произведения. Содержание произведения зависит от субъективного восприятия читателя или зрителя. Содержание отвечает на вопрос: «Что хотел сказать автор ?»

Внешняя форма произведения – это язык, которым написано произведение. В литературном произведении внешняя форма – это сам текст, в изобразительном – само изображение. Внешняя форма может быть скопирована без каких-либо интеллектуальных усилий, в т.ч. без участия человека, техническими средствами.

Внутренняя форма – это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием, но внутренняя форма охраняется авторским правом. Скопировать внутреннюю форму, не использовав при это внешней, без приложения интеллектуального труда невозможно.

No man is an Iland, intire of it selfe; every man is a peece of the Continent, a part of the maine; if a Clod bee washed away by the Sea, Europe is the lesse, as well as if a Promontorie were, as well as if a Mannor of thy friends or of thine owne were; any mans death diminishes me, because I am involved in Mankinde; And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee.

John Donne

Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.

Джон Донн

Внешняя форма произведений совершенно различная, мы не найдем ни одного повторяющегося слова, т.к. отрывки написаны на разных языках. Однако внутренняя форма и содержание произведения одинаковы. Переводчик стремится к тому, чтобы сохранить внутреннюю форму произведения и через нее передать содержание произведения. Содержанием же будет идея, которую Джон Донн хотел донести до читателя этими словами .

Что такое форма выражения произведения?

  • письменная
  • устная
  • изобразительная
  • объемно-пространственная
  • аудиовизуальная (звуко- и видеозапись)

Значение формы выражения произведения заключается в том, что авторские права возникают с момента первого выражения произведения в любой объективной форме. Подробнее об этом можно прочесть в «Форма и содержание произведения в литературоведении».
2. доктора юридических наук, профессора Э.П. Гаврилова «Авторское право и содержание произведения».

Вечные темы в художественной литературе. Пример противопоставления. Фабула. Сказ. Способ. Вечные темы. Пушкин. Монолог. Пафос. Исторические лица. Два способа создания речевых характеристик. Внутренняя речь. Речевая характеристика героя. Теория литературы. Пафос состоит из разновидностей. Содержание произведения. Вечный образ. Временный признак. Персонажи. Фабулярное развитие. Развитие фабулы. Эмоциональное содержание художественного произведения.

«Вопросы по теории литературы» - Средство, помогающее описать героя. Эпические произведения. Описание внешности персонажа. Перифраз. Аллегория. Род литературы. Гротеск. Интерьер. Экспозиция. Способ отображения внутреннего состояния. Термин. Внутренний монолог. Эпилог. Описание природы. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Пламя таланта. Выразительная подробность. События в произведении. Символ. Сюжет.

«Литература» - Жанры фольклора. Классицизм. Постмодернизм - направление в литературе, эстетике, философии XX века. Сентиментализм. Художественное время и пространство. Символизм. Футуризм. Течение, при котором символ является основным приемом. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Вымысел художественный - изображаемые в художественной литературе события. Модернизм. Фантастика означает особый характер художественных произведений.

«Теория литературы» - Лирический герой. Очерк. Ремарка. Элегия. Судьба народа. Символ. Сочетание строк. Элементы содержания. Психологизм. Лирическое отступление. Подтекст. Юмор. Литературные роды. Внутренний монолог. Драма. Роман. Реминисценция. Персонаж. Фабула. Притча. Тип. Трагическое. Рассказ. Эпос. Гимн. Характер. Название художественного приема. Комическое. Ущерб. Лирика. Сказ. Гротеск. Созвучия концов стихотворных строк.

«Теория литературы в школе» - Жанровая система фольклора. Теория литературы. Романтизм. Модернизм. Биографический автор. Художественное время. Сентиментализм. Пафос. Говорящие фамилии. Лирика. Авторская позиция. Лирические жанры. Тема художественного произведения. Баллада. Художественный образ. Фольклор. Символизм. Композиция. Портрет. Обобщенный образ человеческой индивидуальности. Эпические жанры. Литературные роды. Литературный процесс.

«Теория и история литературы» - Историзм. А. Горнфельд «Символисты». С помощью детали писатель выделяет событие. Историзм литературы. К.С. Станиславский и Е.В. Вахтангов. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям. Неявный, «подтекстовый» психологизм. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. Народность литературы. Теория литературы. Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества.

Можно ли сегодня представить жизнь, в которой нет книг, газет, журналов, блокнотов для записей? Современный человек так привык к тому, что все важное и требующее упорядочивания, следует записывать, что без этого знания были бы не систематизированы, отрывочны. Но этому предшествовал очень непростой период, растянувшийся на тысячелетия. Литература представляла собой хроники, летописи и жития святых. Художественные произведения стали писать намного позже.

Когда возникла древнерусская литература

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV — XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI — конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, — «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

Из книги Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений автора Чумаков Юрий Николаевич

Стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье»): Форма как содержание Во времена, когда монографическое описание лирического текста было еще не в моде, послание Пушкина к А. П. Керн неизменно привлекало внимание исследователей. Будучи общепризнанным эталоном

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 2. Состав художественной речи Художественно-речевые средства разнородны и многоплановы. Они составляют систему, на что было обращено внимание в написанных при участии P.O. Якобсона и Я. Мукаржовского «Тезисах пражского лингвистического кружка» (1929), где подведен итог

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Искусство прозы автора Гусев Владимир Иванович

Непосредственное содержание прозаического произведения Мы так и не будем теоретизировать о темах, проблемах, идеях; задачи курса, мы повторяем, иные.В связи с практическим содержанием курса заметим одно понятие, имеющее прямое отношение к содержанию любого

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Жанровый состав лирики Сумарокова. Поэтика жанра песни: песня и трагедия Лирика Сумарокова, пожалуй, наиболее обширная область его литературного наследия, именно потому, что и здесь он был последовательным универсалистом. Жанровый состав его лирики включает решительно

Из книги Александр Безыменский автора Лелевич Г.

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Двумерность структуры литературного произведения Читаем у Мицкевича в «Аккерманских степях»: Выходим на простор степного океана. Воз тонет в зелени, как челн в равнине вод, Меж заводей цветов в волнах травы плывет, Минуя острова багряного бурьяна. Темнеет. Впереди – ни

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Схематичность литературного произведения Мы остановимся здесь на одном свойстве структуры литературного произведения <…> на его схематичности. Поясню, что я под этим подразумеваю.Свойство это проявляется во всех четырех слоях литературного произведения, но ярче

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

Из книги Тинтин и тайна литературы автора Маккарти Том

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги Медный Всадник автора Брюсов Валерий Яковлевич

Понятие о лирическом герое литературного произведения Среди самых разнообразных типов повествователя есть один совершенно особый тип, определяющий специфику восприятия художественного мира литературного произведения. В лирическом произведении, как вам известно,

Из книги Мир саги автора Стеблин-Каменский Михаил Иванович

О том, что такое пафос литературного произведения Читая различные произведения, вы, вероятно, уже обратили внимание на то, что одни из них возбуждают в вас радостное чувство, от других вы грустите, третьи вызывают негодование, четвертые – смех и т. д. Почему так

Из книги автора

II. Возникновение и состав повести Анненков предполагает, что «Медный Всадник» составлял вторую половину большой поэмы, задуманной Пушкиным ранее 1833 года и им не конченной. Отрывок из первой половины этой поэмы Анненков видит в «Родословной моего героя». Однако у нас

Наблюдение и мысли писателя, которые он включает в содержание произведения - это словесно-повествовательные образования, которые могут иметь как самостоятельное, так и содержательное значение. Такие импульсы художественного сознания (интенции) обусловлены стремлением охватить широкий круг воспринятой информации о реальном мире, упорядочить ее и предоставить определенной значимости в произведении. В этом процессе автор созданные образы или повествовательные элементы не являются случайными, а всегда продиктованы определенной мотивацией, творческим замыслом, поэтому их принято называть мотивами.

Мотив (франц. Motif, вол лат. Motus - движение) - простейшая повествовательная единица, содержательное составляющее литературного произведения, характеризующееся определенной самостоятельностью и может касаться изображенной ситуации, действия или художественного образа.

Мотивы литературных произведений так же разнообразны, как многогранна жизнь человека и общества. Они выражают особенности человеческого бытия, мысли и стремления отдельных лиц и целых народов, наполняясь в каждой исторической эпохе новой художественной информации.

Основой любого литературного произведения является тема. Творческий источник тем - бытие в его материальных и духовных измерениях. Тематическими поводами для написания произведения могут стать фольклорные или книжные источники - вербальный материал, который издавна фиксировал разнообразные темы .

Тема (греч. Thema - то, что в основе) - круг жизненных явлений или какая-то сторона жизни, выбранная писателем для изображения с целью обобщений, раскрытия закономерностей действительности.

Созвучность темы времени (даже исторической тематики), позитивное восприятие произведения читателем и общественный резонанс свидетельствуют о ее актуальности, способность нарушать важные проблемы современности и влиять на людей .

Писатель в художественной форме излагает свой взгляд на проблему, конкретную ситуацию в обществе, актуальные вопросы человеческого бытия, то есть предлагает концептуальное видение от изображенного в произведении.

Художественная концепция - определяющий замысел, основная мысль, "артистическая" идея произведения, которая наполняет содержание определенным направлением, пафосом .

Концентрация содержания в художественном произведении обычно сосредотачивается вокруг конфликтной ситуации, которая служит своеобразным энергетическим источником для развития событий или настроений.

Содержание художественного произведения выражает, прежде всего, его предметно изобразительную наполненность, которая является для читателя основным ориентиром в восприятии литературы. "Материю" произведения составляют, выбраны для изображения, описания, анализа и интерпретации лица, их действия и поступки, отдельные события, конфликты, жизненные ситуации, представленные писателем под определенным углом зрения - концептуально.

Произведение имеет компоненты, которые в равной степени относятся его содержания и формы, поэтому их принято называть содержательно-формальными. К ним относятся сюжет и фабула.

Сюжет (франц. Sujet, от лат. Subjectum - подложка, предмет) изображение событий в литературном произведении в интерпретации автора.

Изображенные в литературном произведении события формируются в основном из поступков персонажей. Сюжет не идентичен содержанию произведения, поскольку содержание охватывает всю сущность изображенного, а сюжет - лишь один из факторов формирования содержания .

Действия персонажей - это не только поступки, но и проявление эмоций, мыслей, намерений человека, выраженных в его языке, жестах, мимике. В сюжете есть два основных типа действий: внешние (события, поступки, перипетии - неожиданные, резкие повороты в судьбе персонажей) и внутренние (подъем и спад эмоций персонажей, осмысления фактов, интеллектуальные прозрения, лишение иллюзий и др.).

Основу сюжета, как правило, формируют жизненные ситуации, события, факты. Сюжет может быть полностью вымышленным, но правдоподобная рассказ (такое могло произойти) убедительно иллюстрирует человеческую жизнь. Даже в основе сюжетов фантастических произведений есть определенные жизненные факты и события, но смонтированы в необычную, невероятную комбинацию. Для любого сюжета характерный художественный домысел - рожденная творческим воображением писателя, художественно трансформированная действительность. Иногда писателя интересует не то, как произошло событие, а как она могла произойти. Для выражения авторских замыслов могут служить и "бродячие" (заимствованные) сюжеты.

Сюжет художественного произведения генерируют такие его элементы:

а) экспозиция - части сюжета, в которой раскрывается место, время, обстоятельства и среды действия, а также называются персонажи последующих событий.

б) завязка - возникновение конфликта, непосредственное соприкосновение антагонистических сил, которое обусловливает развитие последующих событий в произведении.

в) развитие действия - отношения персонажей, их поступки, столкновения, симпатии и антипатии, перипетии, выявления жизненных противоречий.

г) кульминация - решающее, наиболее острое столкновения сил, которые ведут борьбу; момент наибольшего напряжения в развитии событий.

г) развязка - изображение последствий, к которым привело решение положенных в основу произведения конфликтов .

В зависимости от творческого замысла писатель выстраивает сюжет. Еще Аристотель выделял два типа сюжетов: "эпизодические фабулы", которые состоят из разрозненных событий, находящихся во временных связях; фабулы, основанные на целостной действия, изложение событий происходит в причинно-следственной связи.

Сюжет размещает в литературном произведении события так, как того хочет, в соответствии с творческим замыслом, автор. Те же события можно репродуцировать и по хронологическому принципу, учитывая причинно-следственные их изменения. Для обозначения этого в литературоведении еще с античных времен употребляли термин "фабула".

Фабула - ядро, схема сюжета, определяет композиционную последовательность событий произведения во времени и пространстве.

Любое художественное произведение предназначено для рецепции (диалога с читателем), поэтому в процессе его восприятия и осмысления происходит воспроизведение того мира. Художественный мир в воображении читателя - это своеобразная конкретизация произведения, никогда не бывает идентичной, тождественной художественном миру, задуманном автором.

Процесс этой конкретизации (прочтение) - сотворчество, благодаря которой создается впечатление, спровоцированное художественным миром произведения. Читатель по-своему восстанавливает, создает тот мир и начинает жить в нем чувствами и мыслями. Так происходит повторное создание художественного мира. Как считал Р. Ингарден, в своих действиях читатель не вполне свободен. Читатель должен остаться в согласии с интенциями текста и заботиться о соответствии их, которые он осуществляет. Он должен не только считаться с информацией произведения и заботиться о ее непротиворечивом дополнении, но и заботиться о соответствии ее конкретизации атмосфере эпохи, которая представлена в произведении.