Древнегреческий философ платон был. Платон: биография, учения и философия Платона

ПЛАТОН (философ) ПЛАТОН (философ)

ПЛАТО́Н (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ) ). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность (см. АНТИЧНОСТЬ) ); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Жизнь
Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру (см. КОДР) ; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон (см. СОЛОН) ; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА) дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий (см. КРИТИЙ) - один из Тридцати тиранов в Афинах). Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом (см. СОКРАТ) , начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.
После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего (см. ДИОНИСИЙ I Старший) . По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.
Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; «школа Платона», вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский (см. ЕВДОКС Книдский) , остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) и остается там вплоть до смерти Платона.
Сочинения
До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (см. ТИБЕРИЙ) (ум. 37), разбитое на тетралогии:
«Евтифрон», «Апология», «Критон», «Федон».
«Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик».
«Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр».
«Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники».
«Феаг», «Хармид», «Лахет», «Лисид».
«Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон».
«Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен».
«Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий».
«Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма».
Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов. Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии. Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены «Женщины в народном собрании» Аристофана (см. АРИСТОФАН (комедиограф)) , содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи.
В центре «Апологии Сократа» (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги «Менексен», «Федр», «Пир». Постепенное оформление «школы Платона» во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - «Протагор»; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив «Пир», пишет «Федона», начинает работу над «Государством», (уже как над пересказанным диалогом), создает «Евтидема», «Хармида» и «Лисида». Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.
Однако параллельно с этим (начиная примерно с «Федона») в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в «Федоне» - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги «Менон» (подчеркнувший значение математики), «Кратил» (с его учением о природе имени) и «Теэтет», где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога. С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги («Соперники», «Эриксий»), либо используют прямую драматическую форму («Клитофонт», «Лахет», «Алкивиад I», «Феаг», «Гиппий Меньший», «Ион», «Евтифрон»). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.
Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает «Государство», начинает «Законы» и пишет диалог «Парменид». После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: «Тимей», «Критий» (не завершен), «Гермократ» (не написан), «Софист», «Политик» (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы («Тимей» - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, «Критий» - монолог Крития об Атлантиде), а в «Законах» Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - «Филеб» (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии. Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут «Гиппия Большего», «Гиппарха», «Сизифа», «Миноса», «Демодока» и ряд писем, а также «О добродетели» и «О справедливости».
Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме «воспитания и образа жизни»), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости «воспитывать людей», а также внимание к происхождению государства и права.
Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
Трем началам души - вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремеPېՐݐݐؐڐج их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Идеалом государства служит жизнь прежних поколений при Кроносе (см. КРОНОС) , когда родом людей управляло божество посредством демонов, пасших отдельные группы людей, и не было ни войн, ни раздоров, но все имели возможность философствовать («Политик»). Но живущему «в царстве Зевса» Платону приходится в «Законах», во-первых, рассмотреть исторически существовавшие типы государственного устройства (Спарты, Крита, Илиона, дорийцев, Лакедемона, Персии, Аттики) и, во-вторых, продумать подробное законодательство. При этом три основные начала души рассматриваются теперь как нити, за которые божество дергает людей-кукол ради неясной им цели. Платон подробно регламентирует воспитание, начиная с младенческого возраста, подчеркивает наличие не только добрых, но и злых побуждений в индивидуальной человеческой душе, постулируя существование злой души для мира в целом. В результате он дает детально продуманную систему наказаний и полностью отрицает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.
Иерархия бытия
Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В «Федоне» здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В «Государстве» бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В «Тимее» благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.
Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон задолго до Канта (см. КАНТ Иммануил) формулирует так «... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет» («Теэтет»). Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему. Над ними стоит рассудочная (дискурсивная) способность, а ее превосходит созерцающий подлинное бытие ум. Этой иерархии познавательных способностей соответствуют: имя, словесное определение, мысленный образ вещи (т. е. возникающее в нас представление о ней), или ее идея, независимое от нас бытие которой мы изначально предполагаем.
В «Пармениде» Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.
В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле» диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в «Государстве» - кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте» и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в «Филебе» - метод смешения, при котором все, допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях). При этом победа Аристотеля была всего лишь одним из явлений школьной жизни Академии при жизни ее первого схоларха.
Платон четко продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное государственное устройство и законодательство, которому «вряд ли когда-нибудь выпадет удобный случай для осуществления» («Законы»). Созданная им философская школа, которую он противопоставил софистическим и риторическим школам, - единственная, просуществовавшая до конца античности (закрыта эдиктом Юстиниана (см. ЮСТИНИАН I Великий) в 529). Платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной философии не только для западного средневековья и Византии, но и для арабо-мусульманской традиции, обеспечив единство всей европейской мысли.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПЛАТОН (философ)" в других словарях:

    Знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Платон - Платон, афинянин, сын Аристона и Периктионы (или Потоны), которая вела свой род от Солона. А именно у Солона был брат Дропид, у того – сын Критий, у того – Каллесхр, у того – Критий (из Тридцати тиранов) и Главкон, у Главкона – Хармид и… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    Платон в России - Историческое развитие рус. философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом, понимаемыми предельно широко, как нек рое духовное устремление, как указующий перст от земли к небу, от долу горе (Флоренский П. А. Смысл… … Русская Философия. Энциклопедия

    ПЛАТОН В РОССИИ - Историческое развитие рус. философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом, понимаемыми предельно широко, как нек рое духовное устремление, как указующий перст от земли к небу, от долу горе Флоренский П. А. Смысл… … Русская философия: словарь

Платон был одним из самых выдающихся . Сколько сотен лет прошло, а имя этого ученого известно всем: от мала до велика. В биографии Платона много достижений. Деятельность ученого стала отправной точкой в западной политической философии. Он родился в 427 году до нашей эры в Афинах. Семья его была богатой.

Еще в раннем возрасте ему удалось познакомиться лично с выдающимся умом того времени – Сократом. В 399 году до нашей эры, Сократа обвинили в развращении афинской молодежи, в итоге он был казнен. Казнь старшего товарища, вызвала в Платоне навечно отвращение к демократии. Вскоре после гибели Сократа, Платон отправился в десятилетнее путешествие. По возвращению в Афины, он организовал в городе школу. Академия, основанная Платоном, просуществовала почти 900 лет. Здесь ученый преподавал и занимался наукой, писал книги.

В его активе 36 книг, большинство из них посвящены политическим и этическим вопросам. Есть и книги по теологии и метафизике. Самая знаменитая книга Платона – «Республика», в ней ученый описывает свое видение концепции идеального общества. Он предполагает, что самая лучшая форма правительства – аристократия. Под этим термином ученый понимает не иерархичность в обществе, а набор человеческих качеств. Т.е. аристократ, это не тот, кто принадлежит к высшему сословию, а тот кто отвечает необходимым моральным принципам. Эти лица выбираются не в процессе голосования, а по средствам дополнительных выборов. Так же ученый выступал за равенство полов. Это было главное новаторство для того времени.

Еще долго Платон будет единственным, кто высказывался в подобном ключе. Что еще говорил ученый об идеальном государстве? Он, считал, что должно быть доступное всеобщее образование. Дети должны быть крепкими, здоровыми, физически развитыми, так же им следует изучать некоторые науки. Дети на разных стадиях обучения должны сдавать экзамены. Те, кто сделал это успешно, продолжали обучение. Те, кто сдать их не мог – должны идти зарабатывать себе на жизнь физическим трудом. По мнению Платона, правители не должны быть богатыми. Аристократии следует разрешить иметь в собственности минимум имущества, и запретить иметь собственную землю и собственные дома. Тогда в аристократию не будут стремиться проходимцы, которые рвутся к власти в поисках личной выгоды. Такие люди не готовы работать во благо общества. Что интересно работы Платона не нашли полного отражения на практике. В не было государств, которые бы были устроены согласно «Республике». Не смотря на это, между мыслями ученого и положениями Католической церкви в средневековой Европе есть много общего. Церковь в то время состояла из самосохраняющейся элиты. Влияние идей Платона на развитие мировой истории широкое и повсеместное, но при этом слабое и косвенное, в этом весь парадокс масштаба .

Платон и его годы жизни, а также его труды представляют для многих неподдельный интерес. Надеюсь его краткая биография будет интересна и для моих читателей. Древнегреческий философ Платон родился в 427 г. до н.р. на острове Эгина. Он принадлежал к людям, отрицающим материализм и стремящимся к поиску – справедливости, истины и более совершенной жизни. Платон является родоначальником идеализма. Происходил он из знатной семьи, корни которой вели к последнему аттическому царю Кодру, а по другой версии к морскому богу Посейдону. Хоть он и родился на острове Эгина, но прожил там не долго. Вскоре вся семья вернулась в Афины, именно там прошли детство, юность и большая часть жизни знаменитого философа. Мать Платона, Периктиона при рождении дала сыну имя Аристокл, Платон же (греч. широта, ширина) – это прозвище, данное философу за широкие плечи и крепкое телосложение, по другой версии за широкий лоб.

Начальное образование он получил в обычной афинской школе, в которой, как пишет в биографической работе «Жизнь Платона» неоплатоник Олимпиодор: «Таковы были три предмета обучения детей в Афинах: словесность, музыка и палестра; и не без цели, а затем, чтобы знание словесности развивало их разум, музыка смягчала их душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли их тело против праздной похоти». В молодые годы Платон очень любил сочинять стихи, писать дифирамбы и трагедии, увлекался живописью. Но встреча на афинских улочках с Сократом, когда он стал свидетелем одной из «уличных бесед» мудрого эллина навсегда изменила его жизнь. Он сжег все свои произведения и стал ревностным последователем знаменитого философа. Вместе с ним он ходил по улице и постигал секреты «майовтики» — науки отыскания истины.

Сократ очень любил своего ученика и называл его лебедем. Сохранилось предание, что накануне их первой встречи философу приснился лебедь, который посидев у него на груди, с прекрасным пением взлетел ввысь. Он был уверен, что именно Платон продолжит его дело. И он продолжил – беседы с Сократом стали моделью и темой его философских работ. Все его творчество пронизано сократовским пониманием смысла и роли философии в человеческой жизни, сократовским стилем поиска истины. Смерть любимого учителя лишила Платона нравственной поддержки. Сократу по приговору суда присудили выпить чашку яда из цикуты, обвиняя его в создании новых богов и растлении молодежи.

После смерти учителя в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и путешествовал в течение 12 лет, посетив за это время Италию, Сицилию, Египет, африканскую Кирену. В Египте Платон беседовал со жрецами Гелиополя, в Кирене с известным математиком Феодором. В Италии он встретился с пифагорейцами и основательно ознакомился с их учением, а также с их взглядами в области математики, философии, политики, механики и других наук. На Сицилии он наслаждался красотой природы, был принят при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего. Здесь он подружился с молодым аристократом Дионом, которому очень пришлась по душе критика Платона пороков. Однако самому тирану она не понравилась, и их взаимоотношения обострились. Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» пишет: «Платон оскорбил его своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как старик», — в гневе сказал ему Дионисий; «А ты как тиран», — ответил Платон.

За это Платон чуть не поплатился жизнью, но благодаря уговорам Диона и Аристомена был отдан спартанцу Поллиду, чтобы тот продал его в рабство за пределами Сиракуз. Поллид привез Платона на остров Эгину, где выставил его на продажу. Но поскольку Платон был афинянином, то над ним нависла смертельная угроза. Шла коринфская война, а Афины и Эгина принадлежали к враждебным лагерям и по закону того времени, любой афинянин вступивший на остров подлежал казни без суда, но эгинцы разрешили продать Платона в рабство как военнопленного. Выкупил его Анникерид Киренский, знавший его с детства и отправил философа в Афины.

Платон вернулся в Афины в 40 летнем возрасте. На окраине города он купил рощу, носившую имя героя Академа, в которой основал свою школу – Академию. Эта школа просуществовала почти тысячу лет. В Академии царили строгие нравы и поощрялись сдержанность в проявлении чувств. В ней учились юноши со всех концов Эллады. Принимались и девушки. Многие из выпускников Академии стали известными учеными, философами, политиками.

Занятия Платона в Академии дважды прерывались. Первый раз, когда его давний друг Дион написал, что вот, наконец, наступило время для реализации на Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве и ему срочно нужно прибыть в Сиракузы. Куда Платон, после долгих колебаний все же решил отправиться, не смотря на свои 62 года. Но его мечтам не суждено было сбыться. Дионисий младший, пришедший на смену сираккузского тирана, воплотить идеи Платона так и не решился. Дион же был обвинен в заговоре и с позором изгнан. Платон был подвергнут домашнему надзору, но затем все же отпущен на Родину.

Второй раз он побывал в Сиракузах с целью добиться примирения между Дионисием младшим и Дионом. Но ему это не удалось. Чтобы вновь вырваться из Сиракуз, Платону пришлось прибегнуть к помощи Архита Тарентского. После этого устав от политических интриг и насилия, он навсегда отказался от государственных дел и посвятил себя полностью философским и научным исследованиям в Академии. В старости тело его подверглось болезням, но ум его всегда был ясен. До сих пор для многих он является путеводной звездой, и свет его продолжает нам светить через века.

Умер Платон в 347 году до н.э., в возрасте 80 лет. Похоронен он был на территории Академии. Сохранилось сообщение о двух надписях на его могиле:

Знанием меры и праведным нравом

отличный меж смертных,

Оный божественный муж здесь погребен

Аристокл.

Если кому из людей достижима великая

мудрость,

Этому – более всех: зависть – нечто

перед ним.

В лоне глубоком земля сокрыла останки

Дух же бессмертный его в сонме блаженных

Сын Аристона, ты знал прозренье божественной

И меж достойнейших чтим в ближней и дальней

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – . Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона . Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами , которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.

Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.