Дополни план произведения н носова на горке. Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. I. Организационный момент

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают порядок в сказке В. Осеевой "Добрая хозяюшка". Им пришлось указывать цифрами номер каждого персонажа в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке. В стихотворении Э. Мошковской дети помогают животным, разбежавшимся из этого стихотворения, найти своё место. Для этого им пришлось поставить цифру соответствующего отрывка. Аналогичная работа выполнялась в русской народной сказке "Мена". А в сказке Б. Житкова "Храбрый утёнок" дети подбирают отрывок из текста, описывающие события на иллюстрации к сказке. Подобное задание было выполнено к картинке в рассказе В. Сухомлинского "Вьюга", поэтому в рассказе Н.Носова "На горке" дети легко выполнили знакомое задание: деление текста на части, редактирование деформированного картинного плпна, пересказ по плану, придумывание своей концовки и сопоставление содержание каждой части с соответствующей пословицей. На последующих уроках работа по составлению плана и пересказа по нему будет закреплена.

Тип урока:комбинированный. Проводится в третьей четверти второго класса в разделе "Учммся работать с текстом: план и пересказ.

Урок разработан с учётом технологии типа правильной читательской деятельности в основе которой лежат такие приёмы работы с текстом, как беседа, редактирование деформированного картинного плана, составление фрагмента текста с соотвтствующей по содержанию пословицы. Формы работы: фронтальная и групповая. Средства обучения: учебник, презентация, технические средства обучения (компьютер, проектор). Межпредметные связи с русским языком.

Отличие урока от стандартного в использовании технических средств обучения

Этот урок показал, что, дети умеют осознанно, правильно и выразительно читать; самостоятельно прогнозировать содержание текста по иллюстрации, формулировать главную мысль прочитанного; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы учителя; сопоставлять фрагменты текста с опорой на фольклёрный жанр, производить словесное рисование в соответствии с содержанием данного произведения.

Использование ИКТ технологий позволтло повысить мотивацию детей, облегчить учителю подготовку к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа «Гармония», 2 класс, 2008 – 2009 учебный год

Учитель: Скрылькова Вера Леонидовна

Тема: Н.Носов «На горке». Составление картинного плана.

Цель: закрепление и развитие знаний, умений и навыков при работе с текстом

Задачи:

1.Учить детей составлять картинный план

2.Развить навык беглого и правильного чтения

3.Воспитывать желание трудиться

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрации для картинного плана, выставка книг.

Ход урока:

Организационный моме нт

Речевая разминка:

Саня и сани

Маленькому Сане подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

Вёз на гору Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.

С.Коган

Постановка цели и задач урока

Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Носова «На горке». Нашей основной задачей будет составление картинного плана для последующего пересказа.

Проверка домашнего задания

  1. Деление текста на части

На сколько частей вы разделили текст?

Посмотрите, на доске написан план:

1.Ребята строят снежную горку

2.Котька приходит на горку

3.Горка вновь построена!

2) Перечитывание текста по частям

Изучение нового материал а

1.Работа по иллюстрациям учебника.

Какие иллюстрации относятся к первой части? (Одна, где дети строят горку, а Котька смотрит на них в окно)

Какие картинки относятся ко второй части? (Две картинки, где Котька карабкается на горку и скатывается с горки, посыпанной песком)

К третьей части? (Ребята вместе с Котькой строят новую горку)

Какой картинке не нашлось места? Где она должна быть? (Ребята постыдили Котьку. Ей место между картинками, где Котька посыпал горку песком и где строят новую горку).

2.Коллективный пересказ всего текста. Работа в группах по заданию:

Распределите между собой картинки в порядке следования, расскажите каждый свой эпизод, изображённый на иллюстрации так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

3.Пересказ текста по картинному плану. Хорошо подготовившиеся группы выступают у доски.

Какой группе картинки не хватает? Что бы вы на ней нарисовали?

Физкультминутка

Закрепление нового мат ериала

На сколько частей вы дома разделили текст? (На три)

Сколько иллюстраций вы смогли нарисовать к тексту? (Шесть)

Эта серия из шести картинок – картинный план текста.

По какому плану легче пересказывать текст? Почему?

(По картинному, так как он более подробный

Подведение итогов урока

На доске записаны пословицы:

® На всякое хотенье есть терпенье

® Ум хорошо, а два лучше

® Поспешишь – людей насмешишь

® Умел ошибиться, умей и поправиться

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль всего рассказа.

(Умей ошибиться, умей и поправиться)

Исправить ошибку Котьке помогли товарищи, которые работали вместе с ним. Что мы делали сегодня вместе? (Составляли картинный план и пересказывали по нему текст

Отмечается деятельность детей на уроке, выставляются оценки.

Домашнее задание

Задание №7 с. №96

Поставить с товарищами сценку, в которой описывается, как отнеслись ребята к поступку Котьки.

Что нужно для выполнения задания? (Распределить роли и выучить слова)

Контроль осуществлялся в течение всего урока в устной форме при проверке домашнего задания. По вопросам учителя дети зачитывали нужный отрывок. Самостоятельная работа в группах имела своего рассказчика. При подведении итога урока, выбрав правильную пословицу, дети своими знаниями показали, что цель и задачи урока выполнены

Настроение у всех хорошее.


Главного героя рассказа Носова «На горке» зовут Котька Чижов. Котька – мальчик хитрый. Когда ребята делали во дворе горку, он сидел у окна и смотрел на них. Ребята звали его помогать, но Котька отнекивался, делая вид, что не может выйти из дому.

Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал – было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.

Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на ее вершину. Вот только скатиться у него не получилось – по песку коньки не ехали. В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто ее испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили ее водой.

А Котьке до того понравилось исправлять горку, что он дополнительно еще сделал лопатой ступеньки, чтобы удобнее было подниматься.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Носова «На горке» заключается в том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.

В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку. Они знают, что такое дружба и взаимопомощь, поскольку строили горку совместными усилиями. И когда горка была испорчена Котькой, они не опустили руки, а восстановили ее, преподав заодно Котьке урок трудолюбия.

Какие пословицы подходят к рассказу «На горке»?

Для глупых поступков много ума не надо.
Сам себя перехитрил.
Сумел испортить, сумей и исправить.

Конспект урока по литературному чтению, проведенного Рыбаковой Н.В.. во 2-Б классе

ТЕМА. Н.Носов «На горке». Обучение составлению картинного и цитатного плана.

ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, пословицы, снежинки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Я очень рада видеть вас и наших гостей на нашем уроке. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь, а теперь садитесь. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

2.Проверка домашнего задания.

* Краткий пересказ рассказа « Живая шляпа»

Что вы можете сказать о ребятах? Какие они? Какими они показали себя в момент встречи с «живой» шляпой: смелыми;

Шутливыми;

Любопытными;

Находчивыми;

Догадливыми;

Добрыми?

Как вы думаете, мог бы произойти такой случай на самом деле? Очень хорошо!

3.Речевая разминка.

Ок- ок –ок –падает снежок

Ип- ип- ип – слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Прочитайте первое предложение с вопросительной интонацией.

Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

А теперь прочтите ее громко и быстро.

4. Постановка целей урока.

Какие это произведения?

Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р (НА ГОРКЕ)

Что такое горка? Объясните.

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. Значит, слово « горка» – многозначное.

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Чем можно заниматься на горке?

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

А ещё мы ответим на 2 вопроса:

*Признаваться или не признаваться в совершённом проступке?

*Почему рассказы Носова не стареют?

5. Подготовка к первичному восприятию текст а.

- Откройте учебник на стр. 60. Сейчас я буду вам читать это произведение, а вам необходимо внимательно следить и подчеркивать карандашом непонятные слова.

(чтение произведения учителем)

Ребята, какие непонятные слова вы подчеркнули?

Словарная работа.

Чиркать – быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо. (В

рассказе – коньками по снегу)

Фанерк а – тонкий лист древесины

Дворницкая – помещение для дворника (Найдите толкование этого слова в конце учебника)

Четвереньки – поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

6. Проверка первичного восприятия текста

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

Раз, два – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

7. Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

Что делали ребята?

Прочитайте, как они строили горку.

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

Какой он? (хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста…

Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Почему вы выбрали пословицу под цифрой- 3?

Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться или не признаться в совершённом проступке?»

Как поступил Котька? Как вы относитесь к этому поступку героя?

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай. Признайся, попроси прощение)

Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

8. Деление текста на части, составление цитатного плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Давайте расставим картинки по порядку.

Какой картинки не хватает?

У нас получился картинный план . Давайте озаглавим каждую картинку.

План

1.Строительство горки ребятами.

2.Хитрец на скользкой горке.

3.Котька посыпает горку песком.

4.Ребята заставили товарища работать.

5.Котьке понравилось трудиться.

Этот план поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный. Цитата – точная, дословная выдержка из текста.

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?

Примерный план:

  1. « Целый день ребята трудились – строили горку во дворе»
  2. « А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!»
  3. « Только полез на горку – бух носом!»
  4. « Он стал из ящика песок на горку таскать»
  5. «Коньки-то по песку не едут!»
  6. « Тут прибежали ребята»
  7. « Бери сейчас же лопату!»

9. Обобщение материала.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.

Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА, ЗЛО, ТРУДОЛЮБИЕ, РАДОСТЬ, ЛЕНЬ, ЗАВИСТЬ.

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:

Развеселить читателя,подшутить над кем- нибудь.

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Итак, все выводы верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

10. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение

* На сегодняшнем уроке я узнал...

*На этом уроке я похвалил бы себя за...

* После урока мне захотелось...

* Сегодня я сумел....

Я предлагаю составить синквейн к сегодняшнему рассказу.

1) – сущ. Ребята

2)- прилаг. Дружные, трудолюбивые

3) –3 глаг. Трудились, строили, поливали

4) – фраза: Хорошо работать дружно

5) – сущ. Молодцы!

Напишите на своей снежинке свое имя, оцените работу на уроке и поставьте себе отметку. А теперь прошу выйти к доске со своими снежинками - оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какая красивая горка у нас получилась! Вам нравится? Вы довольны?

11. Подведение итогов урока.

- Ребята, с творчеством какого автора мы с вами сегодня познакомились?

Какое произведение мы читали?

- Назовите главных героев этого произведения.

Главные герои рассказа Носова "На горке":

1.Ребята, которые строили горку.

2.Котька Чижов, хитрец из 6 квартиры

Ребята, хороший ли поступок совершил Котька по отношению к другим? Осуждаете ли вы его?

Какова главная мысль этого рассказа?

На чужой труд смотреть весело и интересно, но и свой труд может быть в радость.

Вернёмся к началу урока. Каков был второй вопрос?

Почему рассказы Носова не стареют?

Можем мы ответить на этот вопрос?

Рассказы Носова учат нескольким вещам. Прежде всего - не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову . Второй урок заключается в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и третий урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует.

12. Задание на дом.

1.Выразительное чтение всего произведения (стр.60-63)

2. Пересказ от имени Котьки.

3.Подобрать пословицы к рассказам Н. Носова.

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Трудом не наказывают, а исправляют.


КОУ Аболмасовской основной общеобразовательной школы

февраль 20212 года

ТЕМА . Н. Носов «На горке». Обучение творческому

пересказу.

ЦЕЛИ : 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник, презентация

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

Эмоциональный настрой

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст :

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Дыхательная гимнастика

Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

Ок - ок –ок –падает снежок Слайд 1

Ип - ип - ип – слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

А теперь прочтите ее громко и быстро.

2. Сообщение темы урока, его целей.

Какие это произведения?

Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

А Н К Е Г О Р Слайд 3

3. Подготовка к первичному восприятию текста

Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4

Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т. д.

Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

Ребята, а вы любите бывать на горке?

Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа

Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 5

СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению:

собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным

значением: ленятся)

СКОЛЬЗ - КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ - СЯ - ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР –НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в

словарике на странице 214 учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению:

4.. Первичное восприятие текста

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5.. Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

Кому понравился рассказ?

Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

6. Анализ произведения, выборочное чтение

Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья )

Что делали ребята?

Прочитайте, как они строили горку.

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься )

Какой он? (хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться )

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом ).

Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

Понравилось ли Котьке работать?

Подтвердите словами из текста…

Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше ).

Кто помог ему стать лучше? (его товарищи )

Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь. Слайд 6

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд 6

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

Давайте расставим картинки по порядку.

Какой картинки не хватает?

У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План. Слайд 7

1. Строительство горки ребятами.

2. Хитрец на скользкой горке.

3. Котька посыпает горку песком.

4. Ребята заставили товарища работать.

5. Котьке понравилось трудиться .

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т. д.). Где она заканчивается?

О чем надо обязательно сказать в этой части?

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8. Обобщение материала

Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

ДРУЖБА Слайд 8

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ
ЛЕНЬ

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы: Слайд 9

1. Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем - нибудь.

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4. Разбудить фантазию.

5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9. Итог урока.

У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

    ФИО Баринова Ирина Николаевна

    Место работы МБОУ «Александровская ООШ»

    Должность учитель начальных классов

    Предмет литературное чтение

    Класс

    Тема и номер урока в теме урок № 4 «Мы - друзья»

    Базовый учебник Л.Ф. Климанова "Литературное чтение. 2 класс" УМК "Перспектива"

    Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Носова "На горке"

    Задачи:

Обучающие:

    способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

    содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

    создать условия для выразительного чтения;

    способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие :

    формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

    воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

    воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

Пересказывать текст от лица главного героя;

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

Определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое

Подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного

Личностные умения :

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного

произведения

    Тип урока изучение нового материала

    Формы работы учащихся фронтальная, групповая.

    Необходимое оборудование: компьютер, диапроектор,ноутбуки для детей интерактивная доска.

    Структура урока

Ход урока

Формиру

емые УУД

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

Мотивация учебной деятельности

Создать эмоциональный настрой

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные)

Речевая разминка.

вать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата.

    Дыхательная гимнастика.

К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.

Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.

    Отработка дикции.

Слайд 1.

Шум леса - ШШШ

Полёт пчелы - ЗЗЗ

Полёт жука - ЖЖЖ

Накачивание мяча - ФФФ

Сдутие мяча - ССС

Шум леса - ШШШ

Прочитайте глазами.

Прочитайте шепотом и медленно.

Прочитайте громко и медленно.

Прочитайте громко и быстро.

    Скороговорка.

Слайд 2.

Как у горки на пригорке

Жили тридцать три Егорки

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо

вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

Слайд 3.

Котька добрая душа

Федора В школу

Петя Федорино горе

Вовка На горке

Что их объединяет? (герои, название)

Установите соответствие между словами первого и второго столбика. (Вовка герой стихотворения "Вовка - добрая душа" и т.д.)

Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью. (Рассказ Н.Носова "На горке")

Слайд 4.

Что вы знаете о Н.Н. Носове?

(Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).

Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку.

(Дети ставят на полку прочитанные ими книги).

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познаватель

Работа по теме урока

1. Чтение текста учащимися и учителем.

2. Проверка внимательности чтения.

Слайд 5.

(графический диктант, если ответ верный ставим V, если неверный, ставим?)

Ребята во дворе строили горку.

Главного героя звали Мишка Чижов.

Мальчик не мог забраться на горку, т.к. она была скользкая.

Чтобы не падать он посыпал её солью.

Ребятам пришлось снова заливать горку.

Котька сделал ступеньки.

Проверка выполнения диктанта.

3. Составление плана

На стр. 121 учебника дан план из рисунков. проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

Каких рисунков не хватает?

(Под руководством учителя составляется план)

Примерный план. Слайд 6.

    1. Строительство горки.

    2. Хитрый Котька.

    3. Горка засыпана песком.

    4. Ребята заставили Котьку работать.

    5. Котьке понравилось работать.

(познаватель

Физкульт

Мы немножечко устали,

А теперь все дружно встали.

Раз – поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – ровно стать.

Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком.

Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

Самостоятель

ная работа с самопровер

Организо

вать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организо

вать соотнесение с эталоном для самопро

Организо

вать рефлексию деятельности по данному этапу.

1. Исследовательская работа в группах.

Слайд 7,8,9,10,11 12

Сейчас вы будете работать в группах. каждой группе предстоит исследовать текст рассказа по своему заданию.

1-я группа Найдите строчки из текста, которые подходят к рисункам на странице 121

2-я группа С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке».

Выберите верные ответы

3-я группа Выберите и подчеркните слова, характеризующие главного героя:

хитрый честный

справедливый ленивый

сообразительный заботливый

Подтвердите свои высказывания строчками из текста.

4-я группа Найдите ошибки в предложениях

    А Котьке работать не понравилось

    Думал, думал и придумал: «Вот сейчас ступеньки сделаю и заберусь на неё».

    А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.

    Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил

5-я группа Подготовьтесь и прочитайте диалог между Котькой и ребятами без слов автора.

6-я группа

Выбери пословицы, которые подходят к тексту.

    Друзья познаются в беде.

    Умел ошибиться – умей и исправится.

    Делу время – потехе час.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы).

2. Составление синквейна в группах.

Слайд 13,14

1. Название (1 существительное)

2. Описание (2 прилагательных)

3. Действие (3 глагола)

4. Отношение (фраза из 4 слов)

5. Повторение сути (синоним из одного слова)

Учащимся предлагается составить синквейн на главного героя Котьку.

учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения

(коммуникативные УУД)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познаватель

Домашнее задание

Организо

вать обсуждение домашнего задания разными группами обучаю

Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.

Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята…

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познаватель

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организо

вать само

оценку деятельности на уроке.

У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась!

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД)