Дом-Музей Рериха Н. К.: история, описание и интересные факты. Экскурсия в Извару (усадьба Рериха)

Все особенное, все милое и памятное
связано с летними месяцами в Изваре…
Н. К. Рерих


Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре – уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха .

С этой старинной русской усадьбой связаны детские и юношеские годы Н.К. Рериха .

С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметевых , Трубецких , Салтыковых , Веймарнов и др. В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 г. В 1910-е гг. у последних владельцев имение было приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы .

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера (см. Виды усадьбы). Экспозиция и тематические выставки, расположенные в Усадебном доме XVIII в., знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха , с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в жизни и творчестве Н.К. Рериха , помогают ощутить особую атмосферу русской усадьбы , знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.) и другими материалами. В экспозиции представлены ранние работы Н.К. Рериха : эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.), этюд «Папоротники» (1890-е гг.), автографы, личные вещи и мебель Н.К. Рериха (см. Тур по музею).

В комплекс Музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Музей проводит конференции, праздники, музыкальные и поэтические вечера, разнообразные международные миротворческие акции. 9 октября, в день рождения Н.К. Рериха , в Изваре проходит областной праздник «Зажигайте сердца » (см. Жизнь Музея).

С 2002 г. на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары , проводятся археологические исследования . 31 июля 2006 г. губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре .

Музей открыт в течение года с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Адрес музея : 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара .

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт : маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары .

Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.

Первый в России государственный музей выдающегося русского художника, мыслителя, учёного и путешественника Николая Константиновича Рериха был открыт в Изваре в 1984 году. Поместье, с которым связаны первые 26 лет жизни художника, принадлежало его родителям - Константину Федоровичу Рериху и Марии Васильевне Рерих. В настоящее время это единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н.К. Рерих. Коллекции музея насчитывают более 11 тысяч предметов, в том числе личные вещи и документы семьи Рерихов и три подлинные картины Н.К. Рериха, произведения прикладного искусства, бытовые предметы XVIII -нач. XX вв., археологические находки, естественнонаучные коллекции, редкие книжные издания и многое другое.

Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности, о деле всей его жизни – борьбе за сохранение всемирного культурного наследия, выразившейся в подписании международного Пакта Рериха (Вашингтон, 1935 г.) и создании международного миротворческого движения «Знамя Мира». Показано значение Извары в формировании жизненной позиции и творческого пути художника. Отдельные блоки экспозиции рассказывают об археологии, истории и природе Извары, расположенной на южном склоне Ижорского плато – чрезвычайно интересного и своеобразного историко-географического микрорегиона. Исследования в округе Извары оказали на молодого Н.К. Рериха не меньшее влияние, чем обучение в Петербургском университете и Академии Художеств. Сама территория усадьбы, обитаемая с XII – XIII вв., является археологическим памятником, здесь выявлены следы средневековых поселений. Музей проводит археологические раскопки и выставки, разработан проект археологической экспозиции «Древняя и средневековая история Ижорского плато» на базе реставрируемого Училищного дома Петербургской земледельческой колонии (постр. 1913 – 1915 гг., арх. А.А. Яковлев).

Территория Музея-усадьбы площадью 60 га, включая старинный парк с деревьями-экзотами, родниковыми озёрами и истоком речки Изварки, с 2009 г. имеет статус памятника природы Ленинградской области. Здесь обитают редкие охраняемые виды птиц, зверей, насекомых, произрастают краснокнижные виды растений. В ближайших планах музея – создание эколого-просветительского центра на базе Училищного дома. Летом в Изваре на базе музея работает детский культурно-экологический лагерь, проводятся научно-исследовательские и образовательные экспедиции с участием школьников и ведущих учёных Петербурга.

Подробно

Подробно

10:00 Отправление из Санкт-Петербурга, ст.м.Звенигородская, ул.Звенигородская, д.5

Трассовая экскурсия.

Экскурсия по мемориальному дому-музею Исаака Шварца . Скромная усадьба стоит на тихой улице дачного поселка, на берегу живописной реки Оредеж.

«...по некоторым обстоятельствам жизни я оказался и теперь живу в нашей замечательной Сиверской. Я счастлив, что всё так удачно сложилось. И вправду, это моё место, благословенное место, я его отлично чувствую, и оно меня, вероятно, тоже», рассказывал композитор.

Тщательно сохраненные элементы обстановки дома помогают восстановить атмосферу, окружавшую Исаака Иосифовича здесь, где были созданы потрясающие мелодии к фильмам «Братья Карамазовы», «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни» и другие. На рояле стоит так и незаконченная партитура, возле неё - карандаш, который словно ещё хранит тепло рук своего владельца. Интерьер украшают фотоснимки известных всему миру гостей композитора.

Переезд в деревню Извара .

Извара встречается еще в писцовых книгах Новгородской республики 1500 года, хотя деревня куда древнее: стоит на этом месте, вероятно, с XI века. Извара известна тем, что связана с именем Николая Рериха – знаменитого художника, исследователя, путешественника. Здесь он провел свое детство и в своих дневниках и мыслях постоянно возвращался сюда.

Экскурсия по усадьбе Извара . Сегодня это большой музей, в котором можно узнать как о жизни Рериха, так и увидеть его автографы, личные вещи, мебель, и ранние работы: эскиз фрески "Вечер богатырства киевского", этюд "Папоротники". Здесь также хранятся экспонаты археологических раскопок, ведущихся в этой местности. А неподалеку протекает река Изварка, живописные виды которой, возможно, служили вдохновением для художника.

Достопримечательности Извары на этом не заканчиваются. После того, как семья Рерихов продала усадьбу, в деревне была основана колония для обездоленных детей. Для этих целей в Изваре был выстроен комплекс строений, состоявший из жилых корпусов, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью. Сегодня здание жилых и учебных корпусов заброшены, но Казанская церковь работает и открыта для прихожан.

Отъезд из деревни. Техническая остановка у Волосовского хлебокомбината . Желающие могут приобрести свежий хлеб в магазине.

18:00 Ориентировочное возвращение в Санкт-Петербург, ст.м. Балтийская, ст.м. Звенигородская

В стоимость включено:

Автобусное обслуживание

Экскурсионное обслуживание

Входные билеты по программе

Цена действительна для граждан РФ и стран СНГ. Стоимость экскурсии для иностранных граждан уточняйте дополнительно.

Музей-усадьба Рериха (Ленинградская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба, в которой будущий великий живописец Николай Рерих провел детство и юность. Дом, в котором начала зарождаться его яркая личность, формироваться его широкие взгляды на жизнь. Природа, вдохновившая его на создание первых картин, принесших ему раннюю славу. Все это уютная деревушка Извара, что в окрестностях Санкт-Петербурга.

С финского название поселения можно перевести как «отец-гора», хотя сам Рерих, еще будучи совсем юным, предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».

Музей, открывшийся в 1984 г., некогда занимал всего две комнаты мезонина. Сегодня же коллекция вольготно расположилась по всему имению, рассказывая нам не только о ранних годах Николая Константиновича, но и о времени, когда в доме находилась контора колонии для малолетних преступников.

Семья Рерихов владела усадьбой без малого 30 лет - с 1872 по 1900 гг. Именно здесь, в окрестностях Извары, юный Рерих занимался кладоискательством и археологией, изучал историю и увлекался ботаникой, в первую очередь отдавая все свое время, конечно, искусству: рисунку, живописи. Уже после поступления в Академию художеств здесь даже оборудовали мастерскую из бывшего птичника.

В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита». Обе картины находятся на втором этаже, в комнате, экспозиция которой рассказывает о студенческих годах Нико­лая Рериха.

В целом, об экспозиции музея-усадьбы можно сказать только хорошее. Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур - «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальников многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и порядка 20 стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.

Разумеется, не могли оставить без внимания и тот тяжелый и долгий период, когда усадьба стала домом Земледельческой колонии для обездоленных детей. Под эти цели министерство юстиции приобрело имение в Изваре в 1912 г. Рядом с имением построили комплекс зданий в старорусском белокаменном стиле (проект Александра Яковлева) с домовым храмом Казанской иконы Божьей Матери. Именно в этих «палатах» находилась колония, а в бывшем доме художника - его контора. Тогда же здесь построили известковый завод - ныне развалины с торчащими кирпичными трубами и огромными жерлами печей (а вот храм отреставрировали и он открыт для прихожан).