Дом цветаевой в борисоглебском переулке. Дом-музей Марины Цветаевой

Мемориальный культурный центр знаменитой поэтессы Серебряного века «Дом-музей Марины Цветаевой» находится в центральной части Москвы. Открытие музея состоялось в 1992 году в Борисоглебском переулке благодаря общественности и неравнодушным людям.

История дома

Дом, в котором сейчас находится музей Марины Цветаевой, был выстроен еще в 1862 году. Здание является прекрасным примером уютной русской усадьбы. Внутренняя планировка помещений довольно нестандартна: небольшие комнаты, узенькие коридоры, множество лесенок. Поэтесса поселилась здесь с мужем и дочкой в 1914 году. Вскоре она познакомилась с другими поэтами Серебряного века: с Софьей Парнок и Осипом Мандельштамом, который влюбился в Марину.

Три последующих года стали самыми счастливыми для семьи поэтессы, но в 1917 грянула революция, а за ней пришли неустроенность, нищета, холод и голод. Рождается вторая дочь, а муж Цветаевой уезжает в Ростов, где собирается добровольческая армия. Новые власти превращают дом в общежитие, красивая мебель рубится на дрова, а семья поэтессы перебирается на кухню – в самое теплое место. Вскоре дела женщины с двумя детьми стали столь плохи, что она была вынуждена отправить дочек в приют, где одна из них умирает. Не в силах переносить наступившую безысходность, в 1922 году Марина Цветаева с выжившим ребенком уезжает за границу, а дом становится коммуналкой и постепенно разрушается.

В 1979 году совершенно ветхий дом собираются снести, но его спасает обычная женщина, жившая в нем. Надежда Катаева-Лыткина просто отказалась съезжать, и несколько лет «держала оборону» в аварийном доме, невзирая на то, что все остальные жители давно его покинули. Мужественную женщину поддержали в этой борьбе с бюрократами общественные организации, таким образом, усадьбу спасли. В 1990 году в мэрии был зарегистрирован Культурный Центр дом-музей Марины Цветаевой. А несгибаемая последняя жительница дома стала первым директором дома-музея.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея повествует о судьбе Марины Цветаевой и ее домочадцев. В этом же доме расположены Научная библиотека, Архив Русского Зарубежья, зал для концертов и «Кафе поэтов». На нижнем этаже музея обустроились кассы и выставочные залы для временных экспозиций. В цоколе – гардероб и киоск с книгами Цветаевой. Этажом выше хранятся фотографии и рукописи. В жилых помещениях восстанавливается интерьер и дизайн таким, как он был во времена Марины Цветаевой.

На третьем этаже музея расположились маленькие помещения с низкими потолками. Здесь в нескольких комнатах тоже воспроизведены интерьеры тех лет, а некоторые – стали выставочными залами с памятными экспонатами, фотографиями и подлинными письмами семьи поэтессы. Есть отдельный зал, повествующий о белогвардейце Сергее Эфрон – муже поэтессы.

В доме-музее Марии Цветаевой хранится Архив Русского Зарубежья. В нем множество рукописей и личных фондов Адамовича, Куприна, Бунина и многих других писателей.

В доме-музее есть библиотека, в которой представлены книги на разных языках, связанные с именем Цветаевой. Дважды в год здесь проводятся Культурологические чтения и Международные Цветаевские конференции. В уютном Концертном зале музея часто проходят вечера писателей, презентации их книг и научных трактатов, встречи с художниками и музыкантами. В выставочном зале постоянно проводятся художественные и профильные выставки, а поэты и любители русской словесности собираются в «Кафе поэтов». Творческая жизнь в доме-музее кипит, и незримый дух великой поэтессы Марины Цветаевой витает в ее земной обители, где она провела самые счастливые и самые несчастные мгновения своей жизни.

Музей открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения М. И. Цветаевой.

Музей во многом обязан своему открытию общественным организациям и частным лицам, в особенности Д. Лихачёву . Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи. В здании также располагаются Архив Русского Зарубежья, Научная библиотека, Концертный зал и «Кафе поэтов».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В январе 1918 года Эфрон уезжает в Ростов , где собиралась Добровольческая армия . Связь с ним теряется на несколько лет. Началось самое трудное время в жизни Цветаевой. Дом превращают в общежитие. Поэтесса рубит стулья и шкафы на дрова, семья перебирается на кухню - самое тёплое место в доме. Рояль Цветаева обменяла на пуд чёрной муки, варит кашу на воде, пустые похлёбки в самоваре. Не удалось Марине Ивановне и устроиться на работу - служба в Наркомнаце оказалась выше её сил. Чтобы экономить бумагу, Марина Цветаева даже писала на обоях. Из-за безысходности положения Цветаева была вынуждена даже отдать дочерей в Кунцевский приют, потому что их нечем было прокормить. В 1920 году в этом приюте умирает дочь Ирина.

    В 1921 году Марина Цветаева узнаёт, что муж жив и находится в Константинополе . Но удар приходит с другой стороны - умирает Блок , расстрелян Гумилёв . Эти события сильно подействовали на Марину Ивановну, поскольку она очень любила этих поэтов. И в 1922 году Цветаева вместе с дочерью Алей уезжает за границу.

    Все советские годы дом оставался коммуналкой. Постепенно он ветшал, разрушался, терял свой неповторимый облик. Ремонтировать дом никто не собирался - никакой культурно-исторической ценности для властей он не представлял, всего лишь коммуналка, которых по Москве десятки тысяч. Уже к концу 1930-х годов обсуждался вопрос о сносе дома, однако планам властей помешала Великая Отечественная война . И в течение войны, и ещё много лет после неё дом так и оставался обычной московской коммуналкой, о ремонте которой никто даже и не думал.

    В 1979 году снова встаёт вопрос о сносе дома. На этот раз было вынесено официальное решение, которое должно было быть исполнено. Уже даже выселили жильцов, выключили воду, электричество. На этот раз дом спасает жилец дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, которая просто-напросто отказалась съезжать.

    В течение нескольких лет Надежда Ивановна в промерзающем насквозь, полуразрушенном, аварийном доме сохраняет культурное наследие для потомков, твёрдо веря, что наступит время, когда дом снова «оживёт». За судьбу дома была открыта самая настоящая борьба в лице властей - с одной стороны и в лице общественности - с другой. Многие деятели науки и культуры, при поддержке широких слоёв общественности, настаивали не просто на сохранении здания, а на создании музея в доме № 6 по Борисоглебскому переулку.

    Создание музея

    Энтузиазм и старания граждан увенчались успехом. Дом был сохранён, а решением Президиума совета фонда культуры под председательством академика Лихачёва от 1 ноября 1990 года был официально зарегистрирован новый объект - Культурный центр Дом поэта М. И. Цветаевой.

    В годовщину пятидесятилетия смерти Марины Цветаевой - 31 августа 1991 года - на фасаде дома № 6 была торжественно открыта мемориальная табличка «В этом доме в 1914-1922 гг. жила Марина Цветаева». Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей М. И. Цветаевой» состоялось в 1992 году 12 сентября - в год столетия со дня рождения поэта. Научным руководителем музея была назначена Н. И. Катаева-Лыткина, которая оставалась им до своей смерти в 2001 году.

    Планировка музея

    На первом этаже здания находятся кассы, а также несколько выставочных залов, где проходят временные выставки. Ранее эти залы принадлежали соседям Марины Ивановны по дому.

    На цокольном этаже располагается гардероб и киоск, где можно приобрести книги, связанные с жизнью и творчеством поэтессы. На втором этаже в первой комнате находятся рукописи и фотографии Цветаевой и её близких людей. Следующие залы воспроизводят интерьеры комнат, которые занимала семья Цветаевой.

    Третий этаж - это маленькие уютные помещения с очень невысокими потолками. На этом этаже несколько комнат воспроизводят интерьеры комнат, в которых жили Эфрон, Цветаева и их дети. Остальные комнаты выступают в роли выставочных залов, в которых находятся мемориальные вещи, подлинные письма и фотографии, принадлежавшие семье Цветаевой. Отдельный зал рассказывает о службе Эфрона в Белой армии.

    Коллекция музея

    В коллекции музея есть мемориальные вещи, принадлежавшие Цветаевой и её семье. Это фотографии и небольшие письма, книги, принадлежавшие Марине Цветаевой, её мужу - Сергею Эфрону, отцу - Ивану Владимировичу Цветаеву.

    В доме располагается не только мемориальная квартира, но и Архив Русского Зарубежья, в котором хранятся рукописи и фотографии Бунина, Куприна, Мережсковского, Гиппиус, Милюкова, Ремизова и др. Также в Архиве хранятся архивные материалы: личные фонды Адамовича, Алданова. Содержатся также афиши, буклеты, периодические издания, книги 20-40-х годов XX века.

    Архив обработан, каталогизирован и открыт для посещения исследователей и научных работников. В Доме есть библиотека, в которой собраны книги на многих языках, связанные с именем Марины Цветаевой и её семьи.

    Мероприятия

    Музей проводит раз в два года Международные Цветаевские конференции и Культурологические чтения.

    Для авторских вечеров писателей и поэтов, торжественных вечеров, презентаций книг и научных трудов, встреч с музыкантами и художниками существует уютный, с особой атмосферой, Концертный зал. Существует и выставочный зал, где проводятся профильные и художественные выставки. Для заседаний «Общества любителей русской словесности» и поэтического объединения «Магистраль» существует специальный зал, называемый «Кафе поэтов».

    "Когда я гляжу на летящие листья,

    Слетающие на булыжный торец,

    Сметаемые — как художника кистью,

    Картину кончающего наконец,

    Я думаю (уж никому не по нраву

    Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

    Что явственно желтый, решительно ржавый

    Один такой лист на вершине — забыт."

    Неподалеку от шумного Арбата в тихом Борисоглебском переулке (дом № 6, стр. 1) расположено небольшое двухэтажное здание - ныне это Дом-музей Марины Цветаевой, где она прожила нелегкие свои годы с 1914 по 1922 г. Музей этот по-своему уникален не только тем, что сохранились интерьеры, личные вещи, прижизненные издания книг не только самой Марины Ивановны, но и других поэтов, но и тем, что на сегодняшний момент это единственный сохранившийся в Москве дом великой поэтессы. Ее родовое "гнездо" - небольшой деревянный дом в Трехпрудном переулке ныне бесследно "исчез" с лица земли. Музей был открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения Марины Цветаевой. И сегодня я приглашаю вас прогуляться по этому интереснейшему дому.

    01. В этот дом Марина Ивановна поселилась в сентябре 1914 года вместе со своим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном и дочерью Ариадной или Алей, как ее называли в семье. Сам дом, кстати, был построен в 1862 году. Это был доходный дом на 4 квартиры в стиле московского классицизма.

    02. Нас встречает бюст Марины Цветаевой.

    03. В 1915 году Марина Цветаева знакомится с поэтессой Софьей Парнок (вторая снизу в левом ряду). Их отношения продолжались до 1916 года, Цветаева посвятила ей цикл стихов "Подруга". Считается, что знаменитое "Под лаской плюшевого пледа..." посвящено именно Софье. После расставания с ней Марина вернулась к мужу, но отношения с Софьей еще долго переживала как личную катастрофу.

    05.

    06.

    07. Весь второй этаж занимал муж Марины Цветаевой - Сергей Эфрон. Это "Чердачная". Именно эту комнату выбрал себе Сергей, когда семья въехала в дом в 1914 году.

    08. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна.

    09. На стенах висели гравюры с изображениями любимых полководцев Сергея - Кутузова, Суворова, Корнилова и Нахимова. Справа над чемоданом висит фотопортрет матери Сергея - Елизаветы Дурново.

    10. Окна в комнате располагались на разных уровнях. Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, обнесенную балюстрадой. О верхнем, над которым потолок образует подобие ниши, Цветаева написала:

    Высоко мое оконце!
    Не достанешь перстеньком!
    На стене чердачной солнце
    От окна легло крестом.

    11. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели и портреты.

    12. Фото Марины и Сергея, а также сестры Сергея Елизаветы.

    13. О временах "военного коммунизма" напоминают утюг, кофемолка и самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено).

    14. Чемоданы символизируют кочевую жизнь Цветаевой, покинувшей России в 1922 году на долгие 17 лет эмиграции.

    15. А у окна быть может сидела сама Марина Ивановна.

    16. Следующая комната на том же этаже. Здесь представлены фотографии и некоторые личные вещи семьи Эфрон.

    17. Сергей Яковлевич Эфрон родился в семье народовольцев Елизаветы Петровны Дурново (1855—1910), из известного дворянского рода, и Якова Константиновича (Калмановича) Эфрона (1854—1909), из происходившей из Виленской губернии еврейской семьи.

    18.

    19. Сергей Эфрон и Марина Цветаева познакомились в Коктебеле в 1911 году, когда Марина гостила у своего доброго друга поэта Максимилиана Волошина. В январе 1912 года Марина вышла за него замуж, а в сентябре того же года у них родилась дочь Ариадна.

    20. Семейный альбом семьи Эфрон.

    21. Здесь же возле окна небольшая статуэтка Максимилиана Волошина.

    22. Марина Цветаева.

    23. Максимилиан Волошин. Марина и Сергей потом часто гостили у него в Коктебеле и любили это место особенно.

    24.

    25.

    26.

    27. Следующая комната на втором этаже полностью посвящена военной службе Сергея Эфрона. Он покинул Москву в 1918 году, чтобы присоединиться к Добровольческой армии. В летние месяцы Цветаева с детьми жила в бывшем кабинете мужа, она воспела эту комнату в стихах.

    28. После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Сергей Эфрон поступил братом милосердия на санитарный поезд; в 1917 г. закончил юнкерское училище. 11 февраля 1917 командирован в Петергофскую школу прапорщиков для прохождения службы. Через полгода зачислен в 56-1 пехотный запасной полк, учебная команда которого находилась в Нижнем Новгороде. В октябре 1917 г. Эфрон участвует в боях с большевиками в Москве, затем — в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма.

    29.

    30.

    31.

    32. Походный котелок и нехитрые столовые приборы.

    33. Сергей входил в состав "корниловцев" (Корниловский полк).

    34. Полевая касса. Банкноты периода Гражданской войны.

    35. Элементы амуниции.

    36. Жизнь порой играет с нами злую шутку: сначала ты белогвардеец, а потом тайный агент НКВД...

    37. Все время, что Сергей был на фронте, Марина ждала его и молилась за его судьбу. Годы Гражданской войны были для нее невероятно трудными. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

    38.

    39.

    40. Меж тем покидаем второй этаж.

    41. Это гостиная. Застекленные двери вели из прихожей в гостиную. Под потолочным окном стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой. На стенах висели картины в багетных рамах, на полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина. На стене возле камина - портреты родителей Цветаевой - Ивана Владимировича и Марии Александровны.

    42. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поста Бориса Пастернака и назывался в ее семье "пастернаковским диванчиком".

    43. Над другим диваном с противоположной стороны фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева - Анастасия (сестра Марины), Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. В центре - семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии. Справа - Марина в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она и встретила Сергея.

    44.

    45. У "Макса".

    46. Мать Марины Мария Александровна (в девичестве Мария Мейн - из обрусевшей польско-немецкой семьи) ушла из жизни рано (скончалась от чахотки), и Марина осталась на попечении у отца.

    47. В горке - посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново - деду Сергея Эфрона. Здесь же тарелка из немецкой гостиницы "Zum Engel" ("К ангелу" ), в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

    48. Из гостиной двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, книжным шкафом и нотной этажеркой. Некогда здесь столя рояль, унаследованный Мариной от матери и отданный в трудные времена за пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике, создавая атмосферу комнаты - "музыкальной шкатулки".

    49. Над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена.

    50. Справа находится комната Марины Цветаевой - своего рода сердце мемориальной квартиры. "Эта была единственная на моей памяти настоящая мамина комната - не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище..." - писала Ариадна Эфрон. Нынешняя обстановка воссоздана по мемуарам родных и гостей поэта близко к первоначальному облику. Над диваном висит портрет Сергея Эфрона. Оригинал, написанный в Коктебеле Магдой Нахман, не сохранился и заменен современной копией.

    51. На полу, как и когда-то, лежит волчья шкура.

    52. В простенке стоял книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки. На стенах висели цветных репродукции картин Михаила Врубеля, у окна стояло "вольтеровское" кресло.

    53. У окна стоял большой письменный стол, подаренный Марине ее отцом на шестнадцатилетие. На столе были дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Сегодня здесь копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продавшихся в Лавке писателей в послереволюционные годы. В угловом шкафу - книги на французском и немецком языках, на нем - образ Богоматери, переданный музею в дар Анастасией Цветаевой.

    54. Здесь звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и шарманки.

    55. Здесь же висит потрет Наполеона - одна из значимых для Марины личностей. Настолько значимой, что еще будучи ребенком, она сняла икону со стены своей комнаты и повесила вместо нее портрет Наполеона. Вот мол, мой Бог!

    56. Самая светлая и большая комната в доме была отведена дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-е годы. Обстановка комнаты была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - большой серый ковер с вязью осенних листьев на полу и высокий книжный шкаф (на фото ниже), в котром хранились не только книги, но и игрушки. Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. В комнате были также диванчик и большой зеркало. Справа стоит макет несохранившегося дачного дома Цветаевых в Таруссе, напоминающий о счастливой детстве сестер Цветаевых.

    57. Обстановка детской была практически полностью утрачены в годы Гражданской войны, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить. Среди поломанных вещей и игрушек оставались ящики с книгами. Многие из них Цветаева относила на продажу в Лавку писателей.

    58.

    59.

    60. Аля (Ариадна и Ирина).

    61. Возле книжного шкафа можно заметить чучело лисы.

    62. В экспозиции центральное место занимают портреты дочерей Марины Ивановны - Ариадны и Ирины. Эти фотографии - последние сохранившиеся изображения младшей дочери Ирины - погибшей от голода в 1920 году. Марина в отчаянных поисках еды для дочерей была вынуждена отдать их на какое-то время в детский приют в Кунцево, куда якобы должны были привезти американскую гуманитарную помощь. Однажды Марина, решив проведать дочерей, отправилась в приют и поняла, что никакой помощи и еды дети там не получают. Ариадна тяжело заболела и лежала с высокой температурой практически при смерти. Марина забрала девочку и направилась из Кунцево пешком до Борисоглебского переулка. По дороге сама обессилевшая от длительного голода да еще и с дочкой на руках она падает в обморок. Ее подбирает женщина на повозке и кое-как довозит до дома. Марина кидается по знакомым, просит помощи у всех, кого возможно. Ариадну удалось спасти. И тут Марина случайно узнает, что говорят о какой-то "дочке поэтессы, которая умерла в приюте". Ирина умерла в возрасте 3 лет. В дневнике Цветаева писала: "Вспоминаю - сами вспоминаются! - чудесные Иринины глаза - ослепительно-темные, такого редкостного зелено-серого цвета, изумительного блеска - и ее огромные ресницы. В Иринину смерть я по-прежнему не верю". Я читала разные статьи об Ирине. Есть мнение, что младшую дочку Цветаева любила меньше, чем Ариадну, якобы считая ее "менее развитой", если так можно сказать. Что чуралась ее порой и что это был сознательный выбор между девочками. Я в это не хочу верить.

    63. Еще один зал на первом этаже целиком содержит фотографии Марины, ее семьи и некоторые личные вещи поэтессы.

    64.

    65.

    66.

    67. Георгий (Мур) Эфрон - сын Марины и Сергея.
    В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

    68. Георгий и Ариадна. Георгий погиб в 1944 году на Восточном фронте Второй мировой войны и похоронен в братской могиле. Ариадна Эфрон провела 8 лет в исправительно-трудовых лагерях и 6 лет в ссылке в Туруханском районе и была реабилитирована в 1955 году.

    69. Мур был самым любимым и желанным ребенком для Марины. Рожала она его долго, тяжело, будучи в эмиграции в Чехии.

    70. Очевидцы утверждали, что Марина во всем потакала и ни в чем не отказывала Муру, делая из него своего "Наполеона". Он рос скрытным и непростым ребенком, Марина фиксировала практически каждый день его взросления.

    В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

    Стихи есть бытие: не мочь иначе…
    «Быт». Это такая мерзость, что грех её оставлять на плечах, уже и без того обременённых крыльями.
    М. Цветаева.


    Кто из москвичей не знает о Собачьей площадке? Здесь, к северу от Арбата, свой неповторимый мир. Целая сеть улиц и переулочков, расходящихся в разные стороны от площадки, в центре которой возвышается прекрасный фонтан, с гранёным красным столбом с львиными мордами на гранях, с гранёной же оградой, на которой вылеплены амурчики с трубами. Один из переулков, берущих начало от Собачки, так ласково называли площадку - Борисоглебский. А в переулке этом есть дом под номером 6. Этот дом - памятник не единожды. Построенный в 1862 году он живёт уже более 150 лет, а потому является архитектурным памятником. Но памятник он ещё и потому, что в нём находится мемориальная квартира поэта мирового масштаба - Марины Ивановны Цветаевой.

    Да, Собачьей площадки давно уже нет, нет фонтана и сквера. На их месте теперь пролегает широкая и ровная стрела Нового Арбата. А Борисоглебский переулок остался.Не сохранился дом в Трёхпруном переулке, где родилась Марина Цветаева, нет и её собственного дома в Замоскворечье, где появился первенец - Ариадна, нет храма Рождества Христова в Палашах, где венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Но сохранился дом в Борисоглебском переулке, обретение которого стало событием в жизни Цветаевой. Единственный из земных, о котором поэтесса скажет «мой дом».

    Вход в дом-музей М. Цветаевой


    Вот что вспоминала сестра Цветаевой Анастасия Ивановна о первом рассказе Марины Ивановны про новый дом:
    «Я уже перевезла свои вещи со склада Ступина, где они год стояли на хранении, в особнячок у Зоологического сада, когда ко мне ворвалась Марина.
    -Ася, нашла! Нет, нашла уже по-настоящему! Вот это будет Мой Дом! Это тебе понравится! Знаешь где? Борисоглебский переулок на Поварской».
    Под № 6 в Борисоглебском переулке значились 4 дома. Два - соединённые чугунными витыми воротами - выходили в переулок, два - стояли во дворе. Они образовывали замкнутый двор с перемычками кирпичных стен. В разное время в разных строениях под №6 жили сёстры Цветаевы. В одном доме (строение №2) с февраля 1913 года - Анастасия и в другом (строение №1) с 1914 по 1922 год - Марина. Из-за этой путаницы до сих пор у биографов бываю недоразумения.
    «Колодцем уюта и волшебства», по словам Анастасии Ивановны Цветаевой, называли свой борисоглебский дом его хозяева - Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
    Их дочь Ариадна Эфрон рассказывала: « Они встретились - семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на… коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик… с поразительными, огромными, в пол лица глазами… Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года».

    Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год.

    В 1912 году родилась их дочь, Ариадна. А в 1914 супруги въехали в дом в Борисоглебском. Волшебный дом, волшебная квартира. Квартира, необыкновенная по своей планировке. Но давайте начнём с крыльца - ажурный козырёк из чугунного литья, опирающийся на две литые колонки.
    «В летние и осенние вечера Марина Ивановна любила сидеть на крыльце своего дома… совсем как в провинции. Здесь, на крыльце, происходили и приёмы гостей. Приходили и сиживали на ступеньках и Анастасия Ивановна, и Волконский, и Майя Кудашева. На крылечке мы много и о многом беседовали» - так вспоминал о том времени писатель Эмилий Миндлин.
    Заходим в дом. На первом этаже были две квартиры, где жили соседи Цветаевой. А мы поднимаемся вверх по парадной лестнице. Витражи, мерцание огромного овального окна антресольного этажа, зеркало между первым и вторым маршами - начало пути к порогу квартиры №3, которая станет Домом в Доме.

    Парадная лестница

    «Обожаю лестницу: идею и вещь, обожаю постепенность превозможения - но самодвижущуюся «современную» презираю…» - писала Марина Цветаева Вере Буниной 19 августа 1933 года.

    Вот мы и у входных дверей квартиры. И снова со слов Цветаевой - «Справа - высокая дверь, двойная. По-моему, она красного дерева (я ещё не видела красного дерева)… Входишь. Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная. Справа - тёмный коридор. Потолок высоко… На этом месте всё начинается!»

    Гостиная "синяя лунность"

    У каждой комнаты своё имя, своё лицо. «Имя - это душа» - говорила Марина Ивановна. Назвать по имени - душу окликнуть. Гостиную с потолочным окном-фонарём Цветаева называла «синей лунностью».
    «…Дверь открывается - ты в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Такая квартира, будто ты в ней давно живёшь, так всё понятно, точно это всё ты сам сделал… Как во сне! Как я давно его искала, это мой дом!» - рассказывала Марина сестре.
    В гостиной стояли визави два дивана красного дерева (у одной из стен, по воспоминаниям Али, - длинный, неудобный, чёрный - клеёнчатый или кожаный - диван с высокой спинкой), тёмный большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол. Кроме света потолочного окна - два бра синего стекла по обеим сторонам камина.

    М. Цветаева. На обороте рукой А.С. Эфрон "10-е годы, МЦ в старинном кресле"

    Бой напольных часов - и часов в виде верблюда, стоящих на полке камина, бюст Пушкина (подарок отца, Ивана Владимировича Цветаева), чучела лис, старинные гравюры на стенах. Такой помнили эту комнату родные и друзья Цветаевой, приходившие в её дом.
    Увы, практически ничего из этих вещей не сохранилось. Марина Ивановна пережила в этой квартире тяжёлые послереволюционные годы. Многие предметы были проданы или выменяны на продукты. Часть мебели пошла на дрова для печки-буржуйки, чтобы в доме было тепло и можно было приготовить еду. Светлые стены покрылись копотью. Эта квартира видела и счастье и горе великой поэтессы. Здесь ждала она известий от мужа белогвардейца, ушедшего на фронт, присоединившегося к корниловской армии. Больше четырёх лет в разлуке, около трёх лет не зная - жив или нет. Но даже в самые трудные дни друзья приходили в дом Цветаевой. В 1921 году в гостиной с потолочным окном (к этому времени уже разбитым и забитым) жили и красноармеец Борис Бессарабов, и поэт Эмилий Миндлин, вспоминавший - «У буржуйки… не текли - стояли наши тихие вечера… Я с самого детства пристрастился слушать огонь и чуть ли не в печь окунался лицом. Марина Ивановна подшучивала надо мной, называла «огнепоклонником». Бывали тут и София Парнок, и Осип Мандельштам, и Тихон Чурилин, а так же многие другие. Поэты и писатели, они шли в этот дом, они ценили и любили Марину Цветаеву.

    Но вернёмся к квартире. Из гостиной-столовой двери ведут в тёмную проходную комнату с роялем - музыкальную шкатулку и убежище от пуль одновременно или попеременно. Здесь стоял рояль, привезённый из Тарусы, принадлежавший ещё матери - виртуозной пианистке Марии Александровне Цветаевой-Мейн. Портреты, гравюры на стенах, шкуры бурого и белого медведей на полу, штофные обои - вино-красные с золотом. И даже в самые тяжёлые времена, во время голода и разрухи, Марина Ивановна играла на этом рояле в четыре руки с князем Сергеем Михайловичем Волконским. А в двадцатом году она обменяла рояль на пуд ржаной муки.

    Тёмная гостиная

    Из этой комнаты двери вели в две другие. «Высокие белые двери» распахивались в детскую, а «маленькая тёмная дверь» в рабочую комнату Цветаевой.
    Из рассказа сестре - «…Ощупью доходишь до двери - двери двойные, высокие - и вдруг ты в зале! Зала, понимаешь? Справа окна - во двор. Три окна. Это будет Алина детская. Чудно! Они с Андрюшей (племянник Цветаевой) могут бегать, как мы в зале бегали… И шары воздушные, красные и зелёные будут летать, как у нас - высоко… Помнишь, как у нас улетали? Тут будет Алино детство!»

    Детская

    Так как «все в… семье были зверопоклонниками» в детской жили не только пудель Джек и дымчатый кот Кусака, но и три белки в клетках на окнах. Слева от двери, по воспоминаниям Ариадны Сергеевны, была чёрная печка-колонка, которую топили углём, за ней - до потолка - бабушкин шкаф орехового дерева, с книгами трёх поколений и игрушками на нижних полках, кроватка с сеткой, сундук, на котором спала нянька. Справа - мягкий диван. Зеркало - в простенке между окнами. На полу ковёр - «серый с рыжим узором листьев»… из Марининого детства, из дома в Трёхпрудном и рождественская картинка с собакой, и картины в круглых рамахработы Марии Александровны, бабушки Али, среди них - копии Греза. Аля не забудет «девушку с птичкой» и над кроватью - портрет «печального мальчика в бархатной рамке». «Детская была просторна, ничем не загромождена» (40 квадратных метров). Эту комнату Аля позже делила с младшей сестрой Ириной, родившейся в 1917 году и умершей в 1920, немного не дожив до своего третьего дня рождения.

    Аля с Ириной. 1919 г.

    Ариадна Сергеевна вспоминала - «В ребёнке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели присущие ей самой качества… Никогда не опускаясь до уровня ребёнка, а неустанно как бы приподнимая его, чтобы встретиться с ним на одной точке, на которой сходятся взрослая мудрость с детской первозданностью, личность взрослого с личностью маленького».

    У себя же в дневнике Марина Цветаева пишет об Ариадне: «Такого существа не было - и не будет. Были трёхлетние гении в Музыке - в Живописи - в Поэзии - и т.д. и т.д. - но не было 3летнего гения - в Душе!»

    А мы с вами выходим из детской и заходим в «маленькую тёмную дверь», ведущую в рабочую комнату Марины Цветаевой.

    Комната М. Цветаевой. Скан из книги "Борисоглебье".

    «Мамина комната была праздником моего детства, и этот праздник надо было заслужить. Он начинался, как только я переступала порог: для меня заводилась музыкальная шкатулка, мне давали покрутить ручку шарманки, мне позволяли поиграть с черепашьим панцирем, поваляться на волчьей шкуре и заглянуть в стереоскоп…» - так для себя определила роль комнаты матери Ариадна Сергеевна в своих воспоминаниях - «В многоугольную, как бы гранёную, комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком, с волчьей шкурой - немного пугающей, но манящей - шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди».

    «Я вошла - моя, понимаешь? Такая странная комната - такая родная… У окна, во двор… я поставлю мой письменный стол… И такой угол в этой комнате, она маленькая, но в ней дух дома!» - вспоминала Анастасия Ивановна рассказ сестры.

    Стол и фотография мужа.

    Письменный стол был подарен Марине Цветаевой к 16-летию отцом. Над столом справа - ярким пятном - пейзаж, написанный матерью, Марией Александровной. Сейчас на этом месте - копия картины «Дуэль» Наумова, которая была куплена Анастасией Ивановной Цветаевой в память той, что висела в спальне родителей в доме детства, в Трёхпрудном. В небольшом угловом книжном шкафу - книги на французском и немецком языках конца XIX - начала XX века, одноимённые тем, что были в библиотеке Цветаевой. На простой кушетке (а по воспоминаниям Ариадны Сергеевны здесь стояла «широкая и низкая тахта, покрытая куском восточного в лиловато-зелёную расплывчатую полоску шёлка»), как и когда-то бархатные коричневые подушки. Над кушеткой висел портрет мужа Сергея Эфрона, сидящего в шезлонге, работы художницы Магды Максимилиановны Нахман. Оригинал портрета был утрачен. В экспозиции представлена копия, выполненная по фотографии Анастасии Ивановны, где виден этот портрет. На полу - волчья шкура, аналогичная той, что была в этой комнате.

    А теперь я приглашаю вас на второй этаж. По «лестнице Иакова», внутренней лестнице, ведущей на антресольный этаж, к окну-медальону «части замка» или неправильному иллюминатору, на капитанский мостик дома-корабля. Здесь - начало второго уровня квартиры.

    «Лестница Иакова»

    «Посетители наши всегда кого-нибудь приводили к нам или от нас уводили, и старинная полутораэтажная квартира наша, с внутренней лестницей, вся превращалась в движение, становилась сплошной лестницей, по которой, подобно библейским ангелам из «Сна Иакова», сновали студийцы…» - рассказывала Ариадна Эфрон - «...Лестница оканчивалась площадкой, хорошо освещённой окном; на неё выходили двери большой кухни, …ванной, чулана и уборной. Ещё одни, последний, коридорчик вёл мимо маленькой комнаты (где только всего и умещалось, что кровать с ничем не покрытым матрасом, стол, стул и бельевой шкаф) в папину большую и не очень светлую, т.к. часть её тоже кончалась каким-то закоулком…»

    Комната С. Эфрона

    А вот как воспринимала эту комнату сама Марина Цветаева - «… Серёжина комната. Ася, это знаешь что такое? По-моему, это - каюта… Мне показалось, тут должен быть иллюминатор, за ним волны. И, может быть, это всё - корабль… Да, что-то кораблиное есть в этой квартире - и это такая прелесть…»

    Комната С. Эфрона

    В 1919 году Марина Ивановна жила только лишь в этой комнате, вместе с обеими дочерьми. Вот что она писала об этом времени в своей Записной книжке в октябре 1919 года - «Я сейчас живу совсем, как мне нравится: одна комната - чердачная! - небо близко, рядом дети: Иринины игрушки, Алины книжки, - самовар, топор, корзиночка с картошкой - эти главные действующие лица жизненной драмы! - мои книги, мои тетрадки, лужа от дырявой крыши или широчайший луч через всю комнату, это вне времени, могло быть где угодно, когда угодно, - в этом есть вечное: мать и дети, поэт и крыша».

    Справа от внутренней лестницы расположена кухня. Окна её глядят на юго-восток. Когда-то они глядели - на клумбу во дворе, на церковь Николы на курьих Ножках, и, как сегодня, в Борисоглебский переулок. Долгую зиму 1918-1919 года Марина с дочерьми пережила здесь.

    Кухня. Теперь тут размещён выставочный зал.

    «Можно ли было (будучи мной) - не играя - жить целый год в кухне с нянькой и двумя детьми, … выносить помойные вёдра, стоять в очереди за воблой, - стирать - стирать - стирать! всё это, страстно желая писать стихи! - и быть счастливой», - размышляет она в своих записях в апреле 1919 года. И ещё - «Мы научились любить: хлеб, огонь, дерево, солнце, сон, час свободного времени, - еда стала трапезной, потому что Голод... сон стал блаженством, потому что «больше сил моих нету», мелочи быта возвысились до обряда, всё стало насущным, стихийным».

    Небольшая деревянная лестница из кухни ведёт в мансарду. Это - третий уровень квартиры. Вытянутая, узкая комната со скошенным потолком под самой кровлей, с широким, почти во всю стену, окном и маленьким узким оконцем над лесенкой. О том, как использовалась эта комната, говорят её названия: «бильярдная», «офицерская» и - на все времена - «восхитительная голубятня».

    Восхитительная голубятня. Ныне ещё один выставочный зал.

    1 июля 1921 года Марина Ивановна получает письмо от мужа. Это первое известие о нём, о том, что он жив. 14 июля в черновике её стихотворения о Георгии Победоносце, посвящённого Сергею Эфрону:

    О - в мире чудовищ

    Георгия - совесть,
    Георгия - благость,
    Георгия - слабость…
    ………………………….
    Ты блудную снова
    Простивший жену…
    ………………………….
    - Так слушай же!
    Стихотворение обрывается. Красными чернилами, огромными буквами:
    «1 русск<ого> июля 1921 г.
    в 10 ч. вечера
    письмо от С.
    - Георгий Победоносец! - Бог! Все крылатые сонмы!
    - Спасибо!».

    В апреле 1922 года Марина Цветаева уезжает из России вместе с дочерью. Уезжает к мужу. И для неё начинается семнадцатилетняя разлука с Россией, с домом. В борисоглебский дом Марина и Сергей уже не вернутся никогда.
    А что же дом? А дом уцелел. Уцелел чудом. Его наметили снести ещё до войны, признав на 70% изношенными все конструктивные части. Он был густо перенаселён, его испытывали на износ. Но, к счастью, его не снесли. Отремонтирован первый раз он в 1962-1964 годах. Ремонт был формальным, бесконрольным - заменили «старые» вековые дубовые двери и окна на сырые «новые», сосновые и липовые. Закрасили бурой краской для пола остатки красного дерева, выбросили фигурные стёкла и витражи. Но ведь дом уцелел!

    Выставочный стенд с личными вещами.

    В 50-е годы в дом приходил П. Антокольский, К. Паустовский, И. Эренбург. Хотели - впрок - мемориальную доску, но ничего не вышло. Позже ещё не раз пытались это сделать различные добровольцы, но всегда что-то где-то «застревало».
    В октябре 1977 года поэты Тамара Жимурская, Владимир Леонович, Наталья Генина решили добиться публикации. Дом нужно было спасать. Была роскошная, шальная мысль: одна квартира, как некогда в Музее Скрябина, - хранительская, другая - подсобная и гардероб, третья - концертный зал и библиотека, четвёртая - Цветаевой - мемориал?!
    В декабре 1978 года в газете «Литературная Россия» появилась заметка «Память о поэте». Следом ещё две, уже в январе 1979. А тем временем в доме протекала крыша, жильцы писали жалобы. Было принято решение всех расселить и отдать дом отделочному тресту. Над ним нависла реальная угроза полной перестройки. Новые попытки спасти его приводили к краху. От ответственности за дом, а значит и от расходов на его ремонт и содержание, без права что-либо перестраивать отказывались все. Пока к его спасению не подключилась библиотека им. Н.А. Некрасова. В мае 1986 года дом был передан библиотеке для размещения отделов, а именно - отдела краеведения. Тогда же было решено, что дом должен иметь концертный и выставочный зал.

    Бусы янтарные. Были подарены М.И. Цветаевой Е.Я. Эфрон.

    Директором была назначена Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. Именно она спасла дом от разрушения, хранила и лелеяла его, жила и работала в нём. Члены краеведческого клуба «Москва», созданного при Некрасовской библиотеке, вместе с другими добровольцами приводили дом в порядок, чистили подвалы, разбирали чердак, искали документы, связанные с жизнью Цветаевой и других жильцов дома в 10-20-е годы. И всё собранное хранилось в квартире Надежды Ивановны, которая не выезжала из выселенного дома до тех пор, пока он не получил «охранной грамоты» - статуса Культурного центра.

    Выставочный стенд с фотографиями друзей и родственников М. Цветаевой.

    Официальная дата основания музея - 1 ноября 1990 года. 31 августа 1991 года, в день 50-летия со дня гибели Цветаевой состоялось открытие мемориальной доски. А 12 сентября 1992 года, в год столетия Цветаевой - открытие музея.
    Концепция музея разработана Надеждой Ивановной Катаевой-Лыткиной. Так как многие вещи не сохранились, в мемориальной квартире они заменены аналогичными предметами, но более позднего времени, например, мебель конца XIX - начала XX века. Делали это очень скурпулёзно, тактично, чтобы воспроизвести обстановку того времени, когда в доме жила семья Марины Цветаевой. Квартира восстанавливалась по мемуарным описаниям - по воспоминаниям Анастасии Ивановны Цветаевой (сестры) и Ариадны Сергеевны Эфрон (дочери), друзей семьи, бывавших в этой квартире и хорошо знавших подробности обстановки, мелочи быта.

    Письмо С.Я. Эфрона В.А. и А.К. Богенгардтам. Прага, 1922 год. Копия.

    Ещё до открытия, узнав, что музею быть, многие цветаеведы, коллекционеры, библиофилы и литераторы стали приносить в дар музею различные вещи, связанные с жизнью Марины Ивановны и её родных и друзей. Так здесь появились три открытки от М. Цветаевой князю А. Оболенскому, датированные 1923-1925 годами. Это первые автографы поэтессы, поступившие в фонд музея. Есть здесь и другие вещи, принадлежавшие Марине Ивановне - её платье, настенное зеркало в раме, туалетный столик, настенные коврик, нарисованный Ариадной Сергеевной в ссылке в Туруханске. А ещё книги, картины, фотографии, письма и воспоминания, предметы быта, посуда, украшения.
    Сейчас музею немногим больше 20-ти лет, а его коллекция составляет не одну тысячу экспонатов. И дары продолжают поступать. Здесь постоянно проводятся выставки, концерты, вечера памяти. Под музей занят весь дом. Выставочные залы есть на первом и на втором этажах, экспозиция постоянно меняется.
    Приходите в дом-музей Марины Цветаевой. Он хранит дух своей эпохи, в нём особенный воздух. Вдохните его, насладитесь им. Уверена, вам понравится.


    Текста тут много, надеюсь, у вас хватило сил дочитать. В основном он составлен из воспоминаний родных и близких Марины Цветаевой. Я очень благодарна культурному центру "Дом-музей Марины Цветаевой", издавшему книгу "Борисоглебье", на материалы которой я и опиралась в своей статье.

    Адрес: Москва, Борисоглебский пер., дом 6, стр.1. Проезд: ст. м. «Арбатская». Карта
    Время работы: Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье -12.00 - 18.00, четверг - 12.00 - 21.00
    Выходной день - понедельник
    Санитарный день - последняя пятница месяца
    Цена билета: взрослый - 100 руб, льготный - 20 руб
    Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатно.

    В Москве стал памятным местом столицы, которое интересно как поклонникам творчества одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века русской культуры, так и всем, кому дорога история России. Восьмилетнее проживание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с дочерьми в этом доме в страшную эпоху войн и революций стало переломным периодом в её творчестве и в судьбе всей семьи.

    В особняке в Борисоглебском переулке близ с 1914 по 1922 год прошли сперва несколько самых счастливых, а затем самых тяжёлых и горьких лет существования молодой семьи. Эфрон и Цветаева сняли квартиру на втором этаже этого здания, когда Марине был 21 год. В этот период она добилась признания как поэт, встречалась в этой квартире с друзьями и единомышленниками, испытала бедствия и тяготы голодных послереволюционных лет, потеряв младшую дочь. Отсюда в 30-летнем возрасте Цветаева была вынуждена эмигрировать за границу.

    История здания и музея

    Здание в стиле московского классицизма на четыре квартиры было построено в Борисоглебском переулке в 1862 году. Оно сочетало в себе черты городской усадьбы и доходного дома, отличаясь необычностью планировки: причудливые внутренние лестницы и коридорчики, окна в самых неожиданных местах, жилой чердак. Всё это придавало постройке особое очарование и уют. Расположенный в самом сердце Москвы, этот особняк был выбран для проживания Мариной Цветаевой после долгих поисков и пользовался её любовью.

    Квартира номер 3 состояла из 8 комнат, которые были обставлены с заботой и фантазией. Семейное гнёздышко Эфронов стало комфортным пристанищем для друзей и близких. Здесь бывали Софья Парнок, и многие другие. Во время разрухи 1918-1922 года Марине Ивановне пришлось расстаться с большей частью антикварных вещей и редкостей, сжечь мебель. С дочерьми Ариадной и Ириной она ютилась в кухне в холодное время года. Сергей Эфрон в это время воевал с большевиками в Добровольческой армии, вестей о нём не было.

    В советские годы здание начало ветшать, перенесло неудачный ремонт, заметно упростивший внешнее и внутреннее убранство. В 1979 году после постановления властей о сносе здания его спасла от уничтожения жилица Н. И. Катаева-Лыткина, отказавшаяся выезжать из своей квартиры. Вместе с ней за спасение цветаевского наследия боролись академик Д. С. Лихачёв и другие деятели культуры. В 1991 году на доме была установлена мемориальная плита, а в 1992-м он получил статус музея. В наши дни здание музея является архитектурным памятником и охраняется государством.

    Современная деятельность музея

    Режим работы

    Вт: 12.00 - 19.00
    Ср: 12.00 - 19.00
    Чт: 12.00 - 21.00
    Пт: 12.00 - 19.00
    Сб: 12.00 - 19.00
    Вс: 12.00 - 19.00

    Выходные дни

    Понедельник, Последняя пятница месяца

    Стоимость билетов

    От 100 руб. до 200 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
    Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

    Правила посещения

    Стандартные

    Дополнительная информация

    Возможность приобрести билеты онлайн.