Дольменная культура. Дольмены Кубани и Кавказа, фото дольменов. Загадки культуры возведения дольменов Поселения и жилища

Дольменная культура Западного Кавказа – археологическая культура среднего бронзового века в горах Западного Кавказа (2900/2800 – 1400/1300 л. до н. э.). Ареал охватывает лесистые горные территории по обе стороны от Главного Кавказского хребта — на севере до Таманского полуострова, на востоке до бассейна реки Лаба, а по западному побережью Черного моря захватывает на юге всё протяжение Абхазии. Культура дольменов соседствовала с северокавказской культурой на востоке, с ямной и новотиторовской , а затем катакомбными на севере, с беденской и затем триалетской на юге. Ей предшествовали майкопская и новосвободненская культуры, а после нее на этой территории существовала колхидская культура, родственная кобанской .

Культура названа по своему самому яркому проявлению – мегалитическим гробницам, в частности дольменам . Их впервые здесь заметил в 1794 году академик П. С. Паллас, позже описывали и другие иностранные ученые на русской службе. Со второй половины XIX века заинтересовались и стали изучать и русские ученые – Е. Д. Фелицын, графиня П. С. Уварова и др., в ХХ веке присоединились и местные кавказские ученые. Первую систематизацию материала проделал в 1960 г. Л. И. Лавров (он, собственно и выделил культуру), результаты собственных и предшествующих работ обобщил в 1979 и в 1997 гг. В. И Марковин. В настоящее время на основе собственных полевых работ оригинальные концепции с резко расходящимися выводами представили А. Д. Резепкин, М. Б. Рысин и В. А. Трифонов (это 90-е и 2000-е годы).

Дольмены – это разновидность мегалитических гробниц, большие каменные ящики из цельных плит: четыре поставлены на ребро как стены и пятая плашмя сверху – перекрытие. В передней плите у многих проделано круглое отверстие (иногда прямоугольное, овальное или арочное), заткнутое каменной пробкой. Такое обозначение («дольмен») эти памятники получили в Англии и Франции, но слово не английское и не французское, а кельтское. Значение его раскрывают по-разному. Одни переводят с бретонского (кельтский язык Франции) tol-men как ‘стол-камень’, то есть ‘каменный стол’, другие как ‘круглый камень’, то есть ‘каменный круг’, но и пишется это слово на бретонском не совсем так, а taol maen. Однако в Англии, в графстве Корнуолл, где еще не так давно звучал валлийский язык (тоже один из кельтских) до сих пор сохранилось круглое каменное сооружение с отверстием в центре, называющееся Men-an-Tol, что означает в переводе с валлийского ‘камень-с-дырой’, тогда tol-men – это ‘дыра-камень’. А у дольменов действительно нередко в передней стенке есть круглое отверстие, окошечко. По таким сооружениям с отверстиями все огромные каменные ящики стали у англичан называться дольменами. С середины XIX века это слово стало употребляться и в России, а в 1878 г. граф А. С. Уваров, порывшись во французских энциклопедиях, объяснил его в статье «Мегалитические памятники в России» как «каменный стол», что и привилось. Любопытно, что эпиграфом к своей статье Уваров взял латинское изречение Бэкона: «Скорее из ошибки родится истина, чем из путаницы».

Очень долго эта кавказская культура была известна только по дольменам. Только после войны стали обследоваться поселения, особенно по инициативе Марковина. Сейчас известны также святилища и петроглифы этой культуры.

Дольмены . Наиболее трудный для исследований, загадочный и увлекательный компонент этой культуры – сами дольмены. Они не прямоугольные, а большей частью трапециевидные – для устойчивости (боковые плиты наклонены внутрь, передняя больше задней).

Давно оставлены всякие гадания о том, что сии памятники означают – сейчас это лишь предмет досужих измышлений всяких мистиков и шарлатанов. В интернете можно найти развернутые трактаты о древних обсерваториях магов, установках для выработки чудесной энергии, накопителях жизненной силы, ультразвуковых или инфразвуковых резонаторах, о совершаемых близ них чудесах и подобной блажи.

Эти россказни мало отличаются от старых баек, ходивших вокруг этих памятников. Те были порождены еще в древности любопытством последующих обитателей, утративших преемственность и живую память об этих сооружениях при простительном невежестве и мифологическом сознании того времени. Для казаков дольмены – это «богатырские хатки», для мегрелов – мдишкуде (дома великанов), поскольку лишь древние богатыри и великаны могли воздвигать подобные сооружения. Абхазы же и адыги (черкесы) называли дольмены испунами (домами карликов), ибо только карлики могли пролезать в круглые отверстия в передней стене. У адыгов бытовали байки о том, как карликам испам , которые ездили верхом на зайцах, удалось заставить великанов иныжей построить дома для карликов, и те запрыгивали в них прямо на зайцах.

Если предположить, что в виде карликов адыгский фольклор представил души умерших, то байка имеет некоторую историческую связь с дольменами, потому что заяц в скифское время считался сакральным животным, которое курсировало между миром мертвых и живых, а дольмены – несомненно гробницы, это установлено археологами с непреложностью . Адыги и абхазы представляли себе реальную функцию дольменов – они называли дольмены также кеунеж , адамра (древние гробницы).

Лавров и Марковин создали классификацию дольменов Кавказа, положив в основу строение дольмена. У них получилось четыре категории: плиточные (их больше двух тысяч), составные (из многих камней – этих дольменов несколько десятков), корытообразные (выдолбленные в одном валуне, этих до сотни) и дольмены-монолиты (в скале, этих всего несколько штук). Анализ сосредоточился на плиточных, остальные выглядят как отклонения или подготовительные варианты, поиски формы (например, наличие отдельно пристроенного портала или «ложнопортальных» выступов). Это предполагает местное происхождение и развитие. Марковин усмотрел тесную связь с предшествующей культурой, понимаемой им как единая майкопско-новосвободненская общность . А в ней есть новосвободненские гробницы, двойные и подкурганные. Он счел, что вся масса западнокавказских дольменов как-то связана по происхождению с новосвободненскими гробницами, которые он включил в свою классификацию как вариант плиточных дольменов.

Еще больше на этой связи настаивает В. А. Трифонов. Он раскопал дольмены, в которых оказался типично новосвободненский (или майкопско-новосвободненский) инвентарь. То есть для него это одна культура.

А. Д. Резепкин подошел к классификации с другой стороны. Его классификация охватывает более широкий круг мегалитов Кавказа и делит их по плану на прямоугольные , подковообразные и дольмены . Он учел, что наши дольмены – только разновидность массы дольменов, распространенных в мире, и притом не самая древняя. Что в мире давно разработана общая классификация мегалитических гробниц, в которой дольмены занимают особое место.

Дольмен с орнаментом в р-не Геленджика. Источник: Tropican — собственная работа.

В свое время (1941) Глин Дэниел показал, что все мегалиты Европы делятся на две группы, две традиции развития. Одни развивают план гробницы со входом (узким коридорчиком), коридорной гробницы (passage grave), а другие – длинной галереи, деленной на камеры – галерейной гробницы (gallery grave), то есть камера и коридор тут не имели различий по ширине. В обеих традициях дело в конце концов сводилось к усеченному варианту – большому каменному ящику, дольмену . Происхождение этой формы можно видеть по рудиментам развитой структуры – по остатку коридора (порталу, дворику) в одном случае и остаткам деления на секции – в другом. Вот Резепкин увидел в подкурганных дольменах станицы Царской (ныне Новосвободной) и подобных (Резепкин их не называет дольменами) – остатки галерейной гробницы , а в дольменах Западного Кавказа – результат развития коридорной гробницы, гробницы со входом . Правда, во внутренней стенке, делящей гробницу в Кладах (традиция новосвободной), есть то самое круглое отверстие, которое в дольменах коридорного типа ведет наружу, так что можно вторую камеру галерейной гробницы принять за дворик. Подковобразные же гробницы – это результат такого же развития (в сторону выпрямления и упрощения) псевдокупольных гробниц , известных на западе как ранние.

Это другая классификация и другое происхождение. Но чего? Дольменной идеи или дольменной культуры? Как дольмены появились здесь – со всей культурой или как заимствование погребальной архитектуры или как параллельное самостоятельное развитие одних и тех же идей?

Дольмены располагаются на Кавказе группами, не у самого моря, а поодаль, в горах. Перед дольменом обычно высечена в склоне горы горизонтальная площадка – дворик , на который дольмен выходит своим порталом (отдельной пристройкой, боковыми выступами, навесом кровли, круглым отверстием). Внутри гробницы поверхности плит тщательно выровнены и зашлифованы, иногда покрыты рисунками – высеченными и росписью. Отверстие заткнуто каменной пробкой (ошибочно называемой у Марковина «втулкой»), весьма тяжелой. Тем не менее внутри обычно побывало немало посторонних, редко от содержимого что-то сохранилось, это кости и некоторый инвентарь. Раскопки снаружи и обследование внутри всё же кое-что дают, как, разумеется, дают и раскопки поселений.

Рис. 8. Западный Кавказ. Предметы, найденные в дольменах (из книги В.И.Марковина)

Способ погребения . Кроме дольменов, в которых хоронили не всех покойников, есть и погребения в обычных ямах, обложенным камнем. В. А. Трифонов объясняет это различие тем, что в дольменах хоронили только знать: слишком велики были затраты сил на возведение дольмена. М. Б. Рысин однако полагает, что возведение дольмена – дело большой патриархальной семьи, чьей коллективной усыпальницей гробница и была (в ней обычно 4 – 5 скелетов, доходит до 30). А знать выделялась центральным положением, величиной дольмена и отсутствием других покойников рядом.

Погребения бескурганные, часто вторичные (с предварительной декарнацией – в гробницу шли уже только кости). Рысин считает, что на этом основаны ошибочные реконструкции «сидячих» покойников – это просто сложенные кучкой кости. Положение цельных скелетов удалось проследить в очень редких случаях. Вроде есть и вытянутые на спине покойники с руками вдоль туловища и скорченные костяки, но от констатации правил обряда исследователи пока воздерживаются. Обряд явно отличается от погребения в Майкопе и Новосвободной – сильно скорченного на боку с руками перед лицом.

Поселения . Как раз поселения располагались ближе к воде – на террасах и склонах, иногда на водоразделах. Они состояли из турлучных домов (плетеные стены с глиняной обмазкой) с глинобитными полами, с малым применением камня. Печи были глинобитные и хозяйственные ямы обмазаны глиной. Похоже, что в быту носители этой культуры предпочитали глину, а не камень. Жили, однако, и в пещерах.

Хозяйство . Лесное размещение дольменов обманчиво. Прежде границы леса были выше в горах. В основном дольменная культура занимала степные ландшафты. Как и предшественники, строители дольменов кормились придомным скотоводством и мотыжным земледелием. В стаде больше всего было крупного рогатого скота, на втором месте – свиньи, а уж затем мелкий рогатый скот, также лошадь и собака. Подсобную роль играли земледелие, охота и рыбная ловля. Землю обрабатывали каменными мотыгами, урожай собирали серпами с кремневыми вкладышами, зерно мололи зернотерками.

Металл. Мышьяковистая бронза была собственная, о чем свидетельствуют льячки и слитки металла. Изделия: ножи-кинжалы с острыми или закругленными концами, боевые топоры с изогнутым книзу лезвием, тёсла, шилья. Есть бронзовые крюки для доставания мяса из котлов, украшения.

Среднебронзовую эпоху на рассматриваемой территории характеризуют памятники дольменной культуры. К ней относятся дольмены - монументальные гробницы, соответствующие отложения в Большой Воронцовской пещере, а также отдельные случайные находки в различных пунктах.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляет собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных

плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю и заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонно поставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Рис. 19. Дольмены района г. Сочи - плиточные (1, 4), корытообразные (2, 3, 6), подковообразный составной с двориком (7), монолит (8), пробка от дольмена (5) из Солохаула (1- 5), Красноалександровского (6), Лазаревского (7) и Год-лик (8).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстинский «жертвенный» камень, известный у местного населения как «черкесский» камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 м. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости, комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как считалось до сих пор, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

Рис. 21. Колодцеобразная составная гробница (1), найденная в Красной Поляне, и набор керамических сосудов (2-16) из нее. В сосуде 7 обломки обожженного человеческого черепа.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Рис. 20. . Колодцевидные составные плиточные гробницы (1, 3), найденные в Красной Поляне, керамика из них (2, 4) медный (?) кинжал (6) и сердоликовая бусина (5) из дольмена в верховьях р. Бешенки, топоры (7-15) и тесла (16-18) из кладов бронзовых изделий, найденных в окрестностях Сочи.

Рис. 22. Кудепстинский культовый камень с сидениями.

Рис. 23. Изображение человеческой головы из песчаника, найденное в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксировано лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа «пик». Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу хозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по нанесенному заранее на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узким лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как полагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятия о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т. д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально для этого вырытые в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтов и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит либо из плит, не связанных системой пазов, что не позволяло ему стоять без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков...

Рис. 25. Пример орнаментации наружной (1) и внутренней (2, 3) поверхности стен дольмена (ущелье

р. Жане в районе Геленджика).

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Рис. 24. Воронцовская пещера. Находки из грота Тоннель (1-5 - нижний слой, 6-20 - верхний слой): керамические сосуды (1, 6, 10-13), фрагменты сосудов (7-9) и пряслице (14), кремневый нож (2), пластинка (3), резцы (4, 15, 16), наконечник дротика (17) и мотыга (19), каменный топор (18), костяной наконечник стрелы (5) и бронзовое шило (20).

Сооружение больших дольменов, даже если предполагать возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа-это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и др.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то уже выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, они направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь 3 фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущего на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом числе захоронений, производившихся скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколько для его души, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района г, Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольменов, где по истечении определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно предполагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скоплений костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагаются захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.

Дольменная культура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники ново-свободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н. э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX вв. до н. э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке до ущелий рек Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н. э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н. э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.

На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новосвободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгским культурным массивом.

Последний вывод на современном уровне изученности Черноморского побережья представляется наиболее обоснованным.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря. Дольмен северокавказского типа - строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых, которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами. Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства. В большинстве случаев дольмены располагались группами, как бы составляя родовое поселение мертвых. Происхождение этой культуры - спорный вопрос. В течение позднего неолита и раннего бронзового века она распространилась по всей передней Азии и средиземноморскому побережью, на севере достигая Британии, Дании и Южной Швеции. Наиболее вероятно, что путь экспансии дольменов на Северном Кавказе и в Крыму начался в Транскавказском регионе. В этом случае мы можем предположить миграцию людей, построивших дольмены, от передней Азии до северочерноморского побережья.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 40. КУЛЬТУРА КОНТРАСТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Период конца 50-х – начала 60-х гг. воспринимался многими современниками как возрождение отечественной художественной культуры. Большое значение в подъеме литературного творчества и повышения его социальной роли имели

автора

§ 6. КУЛЬТУРА Слово «культура» происходит от лат. cultura - «возделывание», «воспитание», «образование», «почитание». Однако понятие «культура» шире дословного перевода этого слова: под культурой понимается вся совокупность духовных и материальных ценностей.Древнерусское

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Особенности периода. Развитие культуры зависит от происходящих в стране процессов, а они во второй половине XIX в. определялись реформами Александра II. Косвенным результатом их проведения стало увеличение потребности в образовании и духовной пище. Наряду со

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Культура в 20-е гг. Культура 20-х гг. являла собой движение разнородных, противоположных потоков. Еще продолжался творческий расцвет представителей Серебряного века, воспевавших метание души. Максимально благоприятный период наступил для многочисленных

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура Крупнейшим достижением финикийской культуры является алфавитная система письменности, которая появилась в Финикии в XIII в. до н. э. Значительное развитие торговли требовало появление такой простейшей системы письменности, которая позволяла бы самым быстрым

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КУЛЬТУРА Русскую культуру XVII в. часто характеризуют, заимствовав выражение И. Хейзинги, как «осень Средневековья». В этот период светские элементы культуры явственно потеснили церковные, наметились изменения в основополагающих мировоззренческих понятиях - о познании

Из книги Машина и винтики. История формирования советского человека автора Геллер Михаил Яковлевич

Культура Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский Опасно высказывать некоторые пожелания: их могут услышать. Через полвека после изложения великим поэтом революции его просьбы, метафора превратилась в аксиому социалистической культуры. «Художественное слово

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал

Из книги Римская армия эпохи Ранней Империи автора Ле Боэк Ян

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

автора Бадак Александр Николаевич

Культура В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств. Вместе с тем они имели и собственное. Особенно ценились в то время предметы финикийского прикладного искусства.Вполне возможно, что

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV - начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Загадочный «народ дольменов» Название «мегалит» происходит от греческих слов «мегас» (большой) и «литое» (камень), ибо эти циклопические сооружения построены из огромных каменных плит или глыб. Они то тянутся длинными колоннадами (ученые называют их менгирами), то

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Культура айнов - охотничья культура Они не занимались земледелием.Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.Айны не допускали демографических

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Чудо кавказских дольменов Никаких письменных источников, лишь странные лаконичные знаки на некоторых сооружениях. Пока можно только гадать, кто, когда и зачем строил дольмены. Ювелирная подгонка многотонных плит, точное соблюдение пропорций, простая и суровая красота

- 22.00 Кб

Дольменная культура Кубани.

Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.

На территории края известны не менее 2000 дольменов (погребальных сооружений эпохи поздней бронзы) – это значительная часть мирового наследия дольменной культуры. Дольмены занимают значительную территорию вдоль Черного моря почти на 500 км.

ДОЛЬМЕН (от бретонского tol - стол и men - камень) - это мегалитическое сооружение в виде огромного каменного ящика, накрытого сверху плоской плитой. Часто вес верхней каменной плиты достигает пару десятков тонн, а размеры - до десятка метров. Способ возведения и назначение дольменов сейчас не известны. Есть много разных версий по поводу их предназначения: места для жертвоприношений, антенны для приема телепатических сигналов из космоса…

Особенности дольменной культуры и начало её изучения. Научные исследования кубанских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов.

Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода – это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. – второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).

94 процента от всех кубанских дольменов - это наиболее распространенные плиточные дольмены, выполненные из пяти песчаниковых или известняковых глыб. У многих из этих дольменов обнаружена втулка - каменная пробка, «дверь», которая напоминает гриб. Вес одной плиты среднего дольмена составляет 4 - 7 тонн. Вес дольмена в целом достигает 25 и более тонн. Для обработки каменных плит использовали бронзовые, каменные и деревянные клинья. Перемещали плиты на катках. Сборка дольменов происходила при помощи лесов и рычагов, также было задействовано много людей.

Интересный и единственный в своем роде дольмен был найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле поселка Анастасиевка. Место, на котором он стоит, еще в третьем тысячелетии до нашей эры было святилищем и использовалось для ритуальных действий. К дольмену ведет каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. По предположению ученых, это символизирует небесный свод. В этой своего рода древней обсерватории изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной.

Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой. Это были захоронения родоплеменных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя.

Культура строителей дольменов. Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом. Эпоха существования дольменов на Северо-Западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Работа над дольменом. Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Изготовление пробки. Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Как происходила установка дольмена. Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Для чего строились дольмены. Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

Дольмены, овеянные легендами. Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические сказания и легенды, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и дошли до наших дней. По адыгейскому преданию, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Карлики не имели убежищ и не было у них достаточных сил, чтобы построить себе жилища. Оттого они и подвергались всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождем, мерзли, зимой их засыпало снегом. Сжалились великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог выломать каменную плиту, и, взвалив ее на плечи, принести к месту постройки. Из четырех плит составлялся дом, покрывавшийся сверху пятой плитой. Вместо дверей великаны пробивали круглое отверстие, через которое карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги называли дольмены испун. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов все еще стоят. Такова легенда. Русское население называло дольмены "богатырскими хатками".

Дольмены Западного Кавказа много общего имеют с дольменами, расположенными в странах, идущих вдоль морских течений, которые идут в Средиземном море от Гибралтара, вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море. Из этого следует, что древние люди, носители дольменной культуры, могли прибыть на Кавказ по морю.

Крупнейшие из сохранившихся дольменов стоят в одиночку (дольмен близ моста, по которому шоссе Новороссийск- Сухуми пересекает реку Догуаб,- самый крупный в Геленджикском районе; дольмен в Гузерипле на реке Белой). Часто встречаются дольмены группами в 2-8 экземпляров, а иногда, попадаются целые некро-поли, насчитывающие сотни мавзолеев. Это, к примеру, кладбище в 260 дольменов на «Богатырской дороге» у станины Нопосвободной (в бассейне реки Белой), более 200 дольменов па Дегуакской поляне у станицы Даховской, 564 дольмена в бассейне реки Кизинки. Есть 2 обширных некрополя и в противоположном конце ареала (то есть области распространения) дольменов - в долине реки Абин, близ станицы Эриванской. В общей сложности на Северо-Западном Кавказе (в одиночку или группами) были отмечены в 174 пунктах.

Главная область распространения дольменов - это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно). Кроме того, небольшие группы дольменов имеются в Абхазии, в окрестностях Пятигорска, в Карачаево-Черкесии и Крыму (причем относительно крымских мавзолеев в археологической литературе существуют различные мнения: считать ли их дольменами, или относить к разряду гробниц более поздних эпох). Больше нигде на территории бывшего советского союза дольмены не встречаются.

Итак, дольмены для Краснодарского края - это то же, что пирамиды для Египта. С этих каменных «скворечен» начинается доступная для науки история цивилизаций на Кубани, эти молчаливые надгробия органически вписались в горно-лесной ландшафт края и сделались неотъемлемой частью этого ландшафта. Казалось бы, каждый кубанский дольмен должен быть предметом неустанного попечения, заботливой охраны и высококвалифицированной популяризации, тем более что огромное количество дольменов было ограблено и разрушено в конце прошлого века, в эпоху возникновения предгорных станиц, когда песчаниковые плиты стены и крыши гробниц пошли на изготовление мельничных жерновов, молотильных катков, были использованы как материал для мощения дворов и возведения построек. Но и сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень. Виновниками оказываются и местные жители, находящиеся вблизи дольменов во время лесоразработок, полевых работ, охоты, и варвары, почитающие себя «туристами»; последние нередко используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами. Причиной этого является, безусловно, недостаточная осведомленность о дольменах.


Краткое описание

Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до города Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием “испун”, “спыун” (“дома карликов”, “пещеры”), а также “кеунеж”, “адамра” (“древние могильные дома”). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. (См. схему расположения дольменов)

Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов (“поляны”) с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было,кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о необычной археологической находке. Летом 1837 года французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ, несмотря на все трудности поездок непроторенными путями по Кавказу, попытался найти гробницы, увиденные Палласом. Однажды вечером он подъехал “гладкому, как ковер, плато”, что находилось к северо-западу от покинутого селения Чокраккой, и увидел руины гробниц. Путешественник с трудом разглядел, что они образуют параллелограммы и между ними видны каменные столбы высотой не более одного туаза (около двух метров). Местные сооружения де Монпернэ назвал поднятыми камнями (pierres leveis), так как они образовывали подобие карточного домика. Опустившаяся ночная тьма не позволила как следует рассмотреть древние постройки и, может быть, поэтому он тут же решил, что находится среди остатков киммерийского города.

Несколько позже, к середине XIX века, известный исследователь Таманского полуострова Карл Карлович Герц попытался основательнее описать местонахождение в Чокрак-кой, но местные гробницы были уже уничтожены, не оказалось здесь и руин древнего города. В своей книге “Археологическая топография Таманского полуострова” он повторил описания оставленные предшественниками, добавив, что они, очевидно, оставлены “варварскими народами”.

Дольмены Причерноморья привлекли к себе внимание, их стали изучать. Французский исследователь де Мариньи в 1818 году в бассейне реки Пшады обнаружил одну из групп пшадских дольменов. Второй иностранец, который по воле случая увидел те же самые пшадские дольмены, был Джеймс Белл.

Единичные находки дольменов - на Таманском полуострове и на реке Пшада - не только привлекли внимание, но и породили самые неожиданные домыслы и теории. Собственно трудно сказать, кто же впервые назвал дольменами кавказские постройки. Ведь, как правило, западно-европейские дольмены, которые можно видеть во Франции, Англии, немецких землях и в других странах, сложены из необработанных каменных глыб, а кавказские сооружения, наоборот, собраны из тщательно подшлифованных камней. Само название “дольмен” происходит от кельтских слов tol - стол, men - камень: каменный стол. Там, в северо-европейских странах, имея огромные перекрытия, они напоминают массивные столы.

Уже к середине XIX века в ученых трудах слово “дольмен” закрепилось за древними постройками Западного Кавказа, в то время как местное население до сих пор продолжает называть их по-разному. У адыгейцев и абхазов это “испун” и “сыпун” (дома карликов, пещеры), “кеунеж” и “адамра” (древние могильные дома), у мегрелов - “мдишкуде”, “одзвале” (дома великанов, вместилище костей), русское (казацкое) население называет их “богатырскими хатами”.

По инициативе Алексея Сергеевича Уварова, основателя Исторического музея и Археологического общества в Москве, в местных губернских газетах стали появляться обращения ко всей читающей публике с просьбой выявлять памятники старины. Первым откликом на такой призыв, пожалуй, можно считать заметку инженера Гилева, который в 1865 году обнаружил дольмены близ укрепления Лазаревского. Увы, она пролежала без движения очень долго и была издана только в 1915 году. К этому же времени наметился отход от взгляда на дольмены как на сооружения, созданные гением древних греков. Уже известный специалист по дольменам мира Густав де Бонштеттен считал, что Кавказ (Черкесия) явился той частью мира, через посредство которой дольмены из Индии распростанились двумя ветвями - по Средиземноморью и по Северной Европе, а затем, в период затухания дольменной культуры, на север Африки, где носители культуры окончательно осели, перейдя от пастушества и охоты к землевладельческому труду.

Самые важные выводы были сделаны крупнейшим архелогом-кавказоведом Алесандром Александровичем Иессеном. Досконально изучив все известные материалы, он наметил три три этапа в развитии эпохи бронзы Кавказа, отнеся дольменные памятники ко второму этапу,датируя их возникновение II тысячелетием до нашей эры. Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.



Плиточный дольмен, бассейн реки Пшады

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составной дольмен, стоящий у реки Жане близ Геленждика

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский “жертвенный” камень, известный у местного населения как “черкесский” камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров.



Дольмен с дополнительными портальными плитами в районе Туапсе



Лазаревский район (“Глинище”) август 1998 года.

Фото Б. Кондратьева


На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа “пик”. Из каменных орудийследует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения..

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата,окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение разжигал костер,осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку.Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.

Дольменная культура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX вв. до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.

На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.

Вопросы, связанные со временем, когда жили племена, сторившие дольмены, порождают массу попутных - о быте древних людей, духовной культуре. Дольменные постройки, узкой полосой протянувшиеся вдоль восточного (Кавказского) побережья Черного моря, словно перекрывали подступы к древнему миру средиземноморских цивилизаций, связи с которыми угадывались даже при первом знакомстве с местным археологическим материалом. В силу этого вполне понятен глубокий интерес к ним и все те теории, которые вольно или невольно порождают дольмены, так органически слившиеся с закубанским и черноморским пейзажем. Изучение их не закончено, да и вряд ли научному познанию может когда-либо наступить предел.

Литература:

1. Воронов Ю. Н.

Древности Сочи и его окрестности. Краснодар, 1979.

Войцеховский А., Супруненко Ю.

Таинственные излучатели каменного века

//Чудеса и приключения.-1995.-№-11.-С.62.

3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.

/Под ред. Пиотровского Б. Б.-М.: 1988.-

4. Марковин В. И.

Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа

Краснодар: Кр. изд.-во, 1985.-112 с.

5. Формозов А. А.

Памятники первобытного искусства. 2-е изд.

М.: 1980.

6. Шамотульский А. И.

Дольмены Черноморского побережья Кавказа.-В кн. Туапсе

и туапсинский район.-Краснодар: Кр. изд.-во, 1967.