Добрый мир зверей и птиц евгения чарушина. Династия Чарушиных. Три поколения. Цикл "Художники-иллюстраторы" Иллюстрации к рассказам чарушина

Живые рисунки Евгения и Никиты Чарушиных

"Лабиринт" продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы "открываем" для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка на его книги. Срок действия скидки - с понедельника по воскресенье. Отец и сын Чарушины - художники, посвятившие себя графике, в особенности - детской анималистической иллюстрации. Благодаря династии Чарушиных существует множество чудесных книжек для малышей, рассказывающих о самых разных животных: и диких, и домашних, и экзотических. Евгений Чарушин - наверное, первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки, Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Благодаря точности и достоверности линии Чарушина и одновременно ее легкости, у малышей, только познающих мир, сразу складывается представление о каждом живом существе. Пойманный художником образ, запечатленный на страницах любимой детской книжки, сохранится на долгие годы. Евгений Чарушин родился в 1901 году на Урале, в семье архитектора. С детства он рисовал, по его собственным словам, "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях". В огромном саду у дома жило множество животных и птиц - настоящий домашний зоопарк. За всеми ними маленький Женя Чарушин ухаживал и наблюдал. А любимой его книгой стала "Жизнь животных" А. Э. Брэма, которая увлекла его больше любой подростковой приключенческой литературы. Любовь и внимательность к миру природы помогли ему передать до мелочей точно повадки и движения животных. За каждым рисунком раскрывается целая история: вот нахохлилась ворона, вот сжался осиротевший медвежонок, вот весело скачет маленький щенок. Внимательность и любопытство, участие и желание погрузиться в незнакомый мир, свойственные детскому восприятию, сохранились и в более поздних его работах - поэтому они так трогают и увлекают. Хвосты 6 рец. 29 фото Бианки Виталий Валентинович Акварель: Бабушкины книжки 102 ₽ ОЖИДАЕТСЯ УЖЕ ПОКУПАЛИ –25 % Выгода 64 ₽ Тюпа, Томка и сорока 34 рец. 52 фото Чарушин Евгений Иванович Искатель: Библиотека школьника 194 ₽ 258 В КОРЗИНУ УЖЕ ПОКУПАЛИ Маленькие рассказы 5 рец. 21 фото Чарушин Евгений Иванович Акварель: Чарушинские зверята 80 ₽ ОЖИДАЕТСЯ УЖЕ ПОКУПАЛИ –25 % Выгода 29 ₽ Листопадничек 12 рец. 26 фото Соколов-Микитов Иван Сергеевич Акварель: Бабушкины книжки 87 ₽ 116 В КОРЗИНУ УЖЕ ПОКУПАЛИ Первые книжные иллюстрации Евгений Чарушин нарисовал к рассказу Бианки "Мурзук". Один из этих рисунков был приобретен Государственной Третьяковской галереей. С этого момента началось его тесное сотрудничество с издателями детской литературы. До войны он проиллюстрировал более двух десятков книг для детей, а после - не только рисовал, но и занимался фарфоровой пластикой и скульптурой. Но животный мир оставался главной темой его работ. Последней книгой, проиллюстрированной им, стали "Детки в клетке" Маршака. В 1965 году, посмертно, Евгению Чарушину была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Чарушин писал и сам. Он начал творить по совету Маршака, а о его рассказах тепло отзывался Максим Горький. Рассказы эти сохранили свежесть детского взгляда; простого, ясного восприятия жизни; доброту, которая так важна для маленьких читателей. "Птенцы", "Две мышки", "Волчишко", рассказы про Тюпу и Томку - немало историй для малышей были написаны и проиллюстрированы им. Их можно назвать "научными сказками" - они пронизаны сказочной поэтикой, но основаны на точных и любовных наблюдениях. И в слове, и в графике Чарушин работает с образом ярким, объемным, живым, полным мелочей и деталей. Его сын, Никита Евгеньевич Чарушин, тоже посвятил себя анималистической детской книге. Первым его учителем стал отец, они рисовали вместе каждый день, вместе ходили на охоту и наблюдали за жизнью леса; и так искусство стало одновременно и любимым делом, а желание передать животный мир - творческой задачей, над реализацией которой художник работал всю жизнь. Рассказы Бианки, Соколова-Микитова, Сладкова, Киплинга с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских и международных конкурсах не случайно. Никита Чарушин видел в природе удивительную пластику, отразить которую в творчестве - и есть высочайшее мастерство. На его рисунках животные не покидают свою среду: даже отмеченные штрихами, деревья, травы, листья все равно присутствуют. Природа гармонична, присматриваясь к ней, не найдешь изъянов ни в чем: ни в пестром окрасе перьев, ни во мхе, покрывающем кору деревьев. Никита Чарушин никогда не придает зверям и птицам человеческие черты, не пытается изменить их природу в угоду сюжету. Его рисунки основаны на наблюдении за природой, а характер животного и его повадки можно понять с первого взгляда. Медведь, вразвалку выбирающийся на поляну из леса, или стремительная, опасная, гибкая рысь, замершая на сломанном дереве - каждый рисунок показывает кусочек большого мира. Для художника крайне важно было соединить познавательность и художественную образность, показать, как многообразен мир, как много в нем деталей. Чарушины - не устаревающие художники, их не перестают переиздавать, ведь их иллюстрации - одни из самых ясных и точных представлений мира природы для тех, кто только делает первые шаги в его познании. Животный мир не подвержен изменениям так, как человеческая цивилизация, хотя все больше современных детей никогда не видели индюшек и поросят так же близко, как Женя Чарушин в детстве. А Никита Чарушин обращается и к экзотической природе ("Сказки с далеких берегов" Киплинга), и к родной ("Кто о чем поет" Бианки), и всегда его рисунки позволяют, как живых, представить обитателей того или иного края, зверей и птиц. Но главным остается чувство любви, вложенное в каждый штрих, каждую линию их рисунков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Реферат по курсу

евгений Чарушин - художник-иллюстратор детских книг

Выполнил : Невзоров Е.В.,

студент IV курса 404 гр. дошфака ОЗО

Проверила : Лопатина Е.Г.

Магнитогорск 2004 год

Список литературы

1. Основные этапы жизни и творчества Е.И. Чарушина

Чарушин Евгений Иванович родился в Вятке 28 октября (10 ноября) 1901 года. Соединил в себе писателя, художника, мастера своеобразной книжки-картинки. Авторская книга позволяла ему по-своему осуществлять связь повествования с иллюстрациями. Чарушин, как известно, был выдающимся анималистом, до сих пор, пожалуй, оставшимся в детской книге непревзойденным.

Отец, Иван Аполлонович, происходил из большой и бедной семьи, выросшей в Орлове, в окрестностях Вятки. В семье были четыре брата и две сестры, и позднее вошли в традицию ежегодные семейные «съезды». Среди братьев был Николай Аполлонович - революционный народник, автор известных воспоминаний «О далеком прошлом». Скорее всего, именно опасное родство и послужило причиной того, что Иван Аполлонович, успешно окончивший Академию художеств, не удержался ни в одной из обеих столиц или крупном губернском городе вроде Киева или Харькова, а уехал служить - сначала совсем далеко, на Сахалин, где похоронил свою первую жену, потом поближе, в Вятку, где стал губернским архитектором и за долгие годы работы построил до пяти сотен зданий.

«Я приучался с детства понимать животное - понимать его движение и мимику», - говорил Чарушин, (Сравните с лебедевским высказыванием: «Художник должен знать повадку животного, его движущийся облик».) Писать и рисовать Евгений Иванович начал, по его признанию, переполненный до краев впечатлениями детства. А в детстве все благоприятствовало развитию в нем уникальных способностей.

Дом был полон цветов, растений, животных и птиц. Их любила мать. Они вместе лечили подранков. Трехногий беспородный пес Бобка был ему другом. Жили Чарушины в уютной тихой Вятке, будущий анималист запомнит, что на базарах было много дичи и живых подстрелков. (Как его друг, великий сказочник Юрий Васнецов, тоже вятич, на всю жизнь запомнит дымковскую игрушку и расписные дуги.)

Маленький Женя любил рисовать, примостившись подле отца, склонившегося над очередным архитектурным проектом. Дома Ивана Аполлоновича Чарушина в стиле модерн и сейчас заметны в Вятке. Мальчик рисовал зверей и индейцев. Видя устойчивость пристрастий сына, отец дарил ему в дни рождения книги Брэма и Сетона-Томпсона. Женя любил читать, забравшись на высокое дерево возле дома.

Впечатления от природы складывались не только от прочитанных книг. Вместе с отцом он часто ездил по губернии.

«Ездили мы и днем, и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю погоду. И волки за нами гнались, и выезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен... И восход солнца, и утренние туманы, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - все это я с детства полюбил и пережил».

А когда, окончив Академию художеств в Ленинграде, Чарушин навсегда поселился в этом удивительном городе, он создал у себя в доме микромир, похожий на тот, что окружал его в детстве. Тут было уютно всем. Хватало места и кошкам, и собакам, и лисятам, и даже волчатам, приносимым из зоопарка, и множеству птиц, обитавших в вольере. Своеобразные жители чарушинской квартиры становились героями рассказов и рисунков для малышей.

2. Произведения, иллюстрированные Е.И. Чарушиным

Иллюстрации к книгам:

Бианки В. Мурзик. - М., 1927.

Смирнова Н. Как Мишка большим медведем стала. - М., 1929.

Чарушин Е. Разные звери. - М., 1929.

Чарушин Е.Вольные птицы. - М., 1929.

Чарушин Е. Щур. - М., 1930.

Чарушин Е.Мохнатые ребята. - М., 1929.

Бианки В. Первая охота. - М., 1933.

Чуковский К. Цыпленок. - М., 1934.

Чарушин Е. Васька, Бобка и Крольчиха. - М., 1933.

Пришвин М. Зверь-бурундук. - М., 1935.

Маршак С. Детки в клетке. - М., 1935.

Чарушин Е. Семь рассказов. - М., 1935.

Чарушин Е. Моя первая зоология. В лесу. - М., 1942.

Чарушин Е. Кот, Петух и Лиса. - М., 1944.

Теремок. - М., 1947

Капица О. Русские сказки про зверей. - М., 1947.

Белышев И. Упрямый котенок. - М., 1946.

Горький М. Воробьишко. - М., 1957.

Чуковский К. Цыпленок. - М., 1956.

Чарушин Е. Про Томку. - М., 1958.

Чарушин Е. Почему Тюпа не ловит птиц. - М., 1960.

Лифшиц В. Вот они какие. - М., 1956.

3. Специфика творческой манеры художника

Чарушин-писатель и Чарушин-художник, споря и сомневаясь, искали облик книги, неразрывную связь между словом и изображением, рисунком и текстом. В этой связи главным становился глагол. «Глагольные» действия в рисунках и коротких текстах развертываются в определенных ритмах, не мешая друг другу, а только помогая усиливать впечатление, «увидеть», особенно в книжках для самых маленьких с незатейливыми, полными очарования рассказиками и картинками, например, про котенка Тюпу. Вот сколько всего успевает крошечный Тюпа в нескольких строках текста: схвачу, ловлю, поймаю, поиграю; он ползет, прячется, тюпает-тюпает. По одним глаголам нетрудно представить шаловливого котенка.

Интонация каждой фразы непосредственная, с нежным удивлением пред тюпиными проделками. На всю «глагольную» страничку не больше одного-двух рисунков. Выбирается самое характерное, самое выразительное движение котенка и показывается крупно. Это тоже «глагольные» рисунки, наполненные движением, ритмом. Художник откровенно любуется крошечным зверьком, его пушистостью (известно: Чарушин как никто умел передать фактуру шерсти зверя), радуется ловкости и непосредственности. Позы котенка, его глаза полны разнообразных чувств, опоэтизированы и очень точны. «Моя задача, - говорил художник, - дать ребенку предельно цельный художественный образ зверя... Обогатить художественное восприятие ребенка, открыть ему новые живописные ощущения мира». В результате рождались совершенные произведения искусства, а образы представали как совершенные творения природы, будь это простенький котенок или царственный барс.

Звериные малыши удавались Чарушину больше всего. Он умел передать очарование детства любого зверя.

Но Чарушин не забывал, что рисует для книги. И стремился, как сам говорил, «найти форму изображения для какой-нибудь книги с тем, чтобы получился композиционный цельно-художественный организм». Он признавался, что, прежде чем вырастает книга, им проводится большая подготовительная работа. Художник учился строить книгу так, чтобы она была такой же динамичной, как сами тексты и отдельные рисунки. Чарушин следил, чтобы текст никогда не подавлял рисунки в его авторских книжках-картинках. Но в зависимости от ритма повествования, от смысла, заключенного в рисунках, он уступал больше места то одному, то другому, чтобы не снижать внимания ребенка. Очень хорошо это видно в той же книге «Тюпа, Томка и сорока» 1963 года издания. Книжка буквально полна движения. Пушистая неуклюжая фигурка Тюпы словно движется по страницам книги. Вот он скачет, балуется, потом успокаивается рядом с мамой, и это тоже передышка для слушателя-зрителя, но вот котенок снова в прыжке перебирается на другой разворот, а здесь птицы поют на ветке - и это расширяет впечатление, оно делается объемнее, шире.

Иллюстрации то располагаются во всю страницу, то занимают ее нижнюю часть, то перебираются вверх. Приемы связаны с ритмом всей книги и с характерами героев. Ибо даже макетом, построением книги Чарушин помогает ребенку постигать художественную правду жизни. Этого же он добивался цветовой гармонией: сохраняя реальную окраску зверей и птиц, умел выдерживать общий благородный колорит.

Анималистическая книжка-картинка Чарушина особого рода - она окрашена поэтичностью, лирическим чувством. Художник не очеловечивал зверей, они просто были для него существами одушевленными, такими он их понимал и любил.

Долгое время Евгения Ивановича Чарушина считали чистейшим анималистом, без каких-либо признаков сказочности. Но когда пришло время, он сумел нарисовать сказки.

Это были в основном литографии, отпечатанные на обратной стороне плохоньких листков табель-календаря и раскрашенные от руки. На рисунках резвились чарушинские зайчата, одетые на этот раз в цветные юбочки, петух несся, запряженный в коляску с курочками и цыплятами, красавец-кот с ягдташем и ружьем отправлялся на охоту, серебрилась его пушистая шерсть, а волк кровожадно подглядывал за маленькими козлятами, резвящимися вокруг нарядной мамы-козы.

Чарушин рисовал сказки в войну, в Кирове, куда уехал с семьей из Ленинграда. Чтобы хоть как-то скрасить детям скудную голодную жизнь, художник, сам в то время истощенный от постоянного недоедания, делал с литографского камня оттиски рисунков сказочных зверят. Потом некоторые рисунки вошли в книгу «Шутки», сочиненную им вместе с двоюродной сестрой поэтессой Е. Шумской и изданную Детгизом в 1946 году. Чрезвычайно интересно наблюдать, как художник-анималист превращает натурального зверя в сказочного, сохраняя при этом его повадку, которая была так хорошо знакома Чарушину. (Не только детские впечатления, зарисовки в зоопарке, но, может быть, прежде всего охота выработала в Чарушине поразительную наблюдательность.)

Казалось, по-сказочному смешон глупый медведь, нападающий на теремок. Но грозный вид с поднятыми лапами -- это тоже медвежья «повадка». Однажды Евгений Иванович наблюдал на охоте, как бурый медведь ловил рыбу. Ловил лапами, садился на рыбу в бурном речном потоке, не подозревая, что вода ее уносит. Когда же обнаруживал пропажу, страшно ревел от обиды. Комическую сценку Чарушин описал в одном из своих чудесных рассказов «Медведь-рыбак» и, возможно, вспомнил этого медведя, когда рисовал «Теремок», так выразительно здесь подан медвежий характер.)

Звери Чарушина оставались «настоящими», даже когда вели себя по-сказочному. В то же время все было подчинено принципу книжки-картинки с минимальным количеством текста.

В 50-х годах Чарушину пришлось пересмотреть свои технические средства. Раньше он работал в двух излюбленных техниках: в черно-белом рисунке тушью (чаще всего кистью по грубозернистой бумаге, что давало рисунку живописность) и в литографии - обычно в две или три краски. К обеим техникам он пришел сам и с ними сроднился, потому что в них лучше всего передавалось его, чарушинское, видение мира. Помимо того, обе техники эти были полиграфичны, в них почерк художника доходил до зрителя или совсем без искажений или с искажениями незначительными: штриховой рисунок довольно близко воспроизводился штриховым же клише, а иллюстрации, исполненные в литографии, печатались прямо с камней, на которых их делал художник.

Потом стало иначе. Черно-белый штриховой рисунок (как и гравюра) молчаливо почитался как бы за низший, не совсем достойный - очень уж он казался условным рядом с рисунком тоновым или с многоцветным, ближе подходящими к фотографическому воспроизведению природы. Слишком условной казалась и литография, во всяком случае в том ее варианте, которым пользовался Чарушин. Ее заменяли больше цветные картинки, исполненные акварелью или гуашью, которые потом воспроизводились в книгах. И цвет в них должен был быть понатуральнее, и выделка должна была быть дотошно натуральная, как на наглядных пособиях по естествознанию. чарушин творчество иллюстрированный художник

Даже переиздавая старые свои иллюстрации, как будто давно получившие признание и хорошо оцененные, он вынужден был и их перерабатывать, а в сущности - портить, пририсовывать «фоны», с соблюдением перспективы, тщательно, мазок к мазочку, штришок к штришочку, выписывать волосинки на шкурах. Приходилось перемучивать самого себя, отказываться не только от присущей ему замкнутости предметной формы, свободно располагаемой в пространстве листа, но и от попыток тактично вводить в изображение элементы окружающей среды, которые он, и довольно убедительно, предпринимал еще до войны.

Со всеми этими требованиями надо было считаться, и все это удручающе действовало на Чарушина, который и без того пережил довольно трудный момент своего развития. С конца 50-х годов Чарушин писать почти перестал. Подавляющая часть выходивших тогда его книг - переиздания старых рассказов.

Единственная новая книжка - «Большие и маленькие». Она оригинально придумана: это коротенькие шутливые наставления разных птичьих и звериных матерей своим детям - как вести себя, как охотиться или, наоборот, прятаться от врага, как устраивать дом, как добывать пищу и т. п. Для каждого животного выбрано что-то наиболее интересное и характерное.

Бывают художники, способные к сильным переменам, бывают даже нуждающиеся в переменах как в источнике творческого обновления. Чарушин же решительно не был приспособлен к каким бы то ни было перестройкам, был чужд гибкости. Ценность его искусства определялась его удивительной целостностью и органичностью человека и художника. Он мог быть только самим собой и больше никем.

Для художников такого типа, как Евгений Чарушин, попытка радикально перестроить свою творческую индивидуальность всегда протекает особенно болезненно, а самое главное - неизгладимо. Даже когда изменяются внешние обстоятельства, спадают стеснительные догмы - вернуться к себе обратно, к тому, что прежде давалось так легко, так естественно, оказывается трудным, если даже вообще не невозможным.

Список литературы

1. Ганкина Э. Художник в современной детской книге. М.: Советский художник, 1977.

2. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. М.: Академия, 1998.

3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. М., Советский художник, 1983.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизни и творческой деятельности Юрия Васнецова - русского советского художника, живописца, иллюстратора. Его сотрудничество с писателями и поэтами. Основные произведения, иллюстрированные художником. Особенности художественного метода Васнецова.

    реферат , добавлен 07.05.2014

    История становления Туве Янссон как художника: первые рисунки, учеба в Стокгольме. Роль Муми-тролля в жизни и творчестве его создательницы. Писатель, художник или иллюстратор. Семантика образного строя. Связь между внешним и внутренним обликом героев.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2011

    Поняття анімалістичного жанру, історія його появи в стародавні часи та подальшого розвитку. Життєві шляхи В.О. Ватагіна та Є.І. Чарушина - російських графіків, кращих художників-анімалістів XX століття. Особливості зображення тварин на картинах митців.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2013

    Биография Виктора Михайловича Васнецова - художника-иллюстратора. Учился живописи в Петербурге - в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств. Участие в выставках передвижников. Работы художника с фольклорной тематикой.

    презентация , добавлен 12.01.2011

    Сущность анималистического жанра, принципы и основные сюжеты полотен этого направления. Описание живописи и жизненного пути Кристофа Дрочона, Сони Рэйд, Дэна Амико, Николая Кондакова, Флёрова Константина, Евгения Чарушина, Василия Алексеевича Ватагина.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2014

    Анализ творчества великого русского художника В.Л. Боровиковского, его основные этапы. Распространение сентименталистской концепции естественной жизни в данный период, ее отражение в полотнах Боровиковского. "Сентиментальные" портреты художника.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Кумиры и вдохновители начинающего художника. Ключевые мотивы творчества Ф. Хундертвассера. Стилистические особенности архитектуры. Объекты декоративного искусства и дизайна в творчестве художника. Философские мысли об архитектуре Хундертвассера.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2013

    Функциональные и должностные обязанности художника - человека, который занимается изобразительным искусством, создает художественные произведения. Специализации профессии: живописец, портретист, реставратор, мультипликатор, модельер, иллюстратор.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Происхождение и основные этапы жизни итальянского художника. Творчество Модильяни: ранние произведения, влияние фовизма и кубизма на технику живописца, опыт скульптора, знакомства с Сутином и Зборовским. Анализ особенностей основных работ мастера.

    контрольная работа , добавлен 03.01.2011

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Карла Павловича Брюллова - замечательного русского художника. Особенные успехи художник в реалистическом, психологическом портрете. "Последний день Помпеи" – самого значительного произведения Брюллова.

Род. в 1901 году - ум. в 1965 году. Русский художник-график, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Учился на факультете живописи ВХУТЕИНа (1922-1927). Оформил десятки книг для детей, в том числе немало собственных. Блистательный художник-анималист. Его работы неизменно подкупают теплотой и лиризмом, тонкой наблюдательностью. Общий тираж его книг составляет более шестидесяти миллионов экземпляров.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

Из школы Ян возвращался
всегда самым извилистым путём.
Ему непременно хотелось пройти
мимо магазина, где за стеклом была
выставлена картина, изображавшая двух
терьеров, гоняющихся за крысой.
Напротив находилась табачная лавка,
в витрине которой стоял слон, нагруженный
тюками. А в магазине на соседней
улице торговали дичью.

Э.Сетон-Томпсон. Маленькие дикари

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка - 18.02.1965, Ленинград) - российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

…Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. <…> И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил» (1) . Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…» (2) . Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери» (3) . А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал <ему> о своих детских огорчениях» (4) .

Мальчик рос озорным и весёлым. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму. Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят… (5) .

Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа» (6) . Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца - семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом» (7) . Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях» , бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний «зоопарк». Можно предположить, что раннее знакомство с искусством народов Востока, его лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться природой и ощущать себя её частью оказало существенное влияние на творчество Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он (1922-1927) у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова. Но, как он сам вспоминал впоследствии, это были «самые бесплодные для меня годы» (8) . Поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок.

Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу» (9) . В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича - рассказ В.Бианки «Мурзук» (1928) - привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… - всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко.Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров…

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: «Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев» и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности» (10) .

Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета. И «не признавал никаких литографских законов и правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью, царапая по нему иглой и бритвой» (11) . По многу раз он мог заклеивать на рисунке не получившиеся части или замазывать их белилами.

По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся.«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель») , - вспоминал Валентин Курдов (12) . Однако его «“безделье” всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но ему неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения» (13) .

Деятельным Чарушин был с детства. Так, в шесть лет художник заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного корыта. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. «“Преисполненный до краёв” наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам» (14) . Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Впрочем, сочинять Чарушин пытался ещё в детские годы. В 15 лет он с друзьями выпускал журнал «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). Для журнала он писал, по собственной оценке,«корявые и тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного слова в конце концов мне пригодились… - признавался Евгений Иванович, - и журналы эти очень смешные, детские, но они очень повлияли на моё творчество» (15) .

Уже в первом его рассказе - «Щур» (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша Харлашу - а я их всех рисую, я - художник». И во всех других рассказах Чарушина «всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка» (16) .

Всю жизнь Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: «…для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…» (17) . Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и - понятны даже совсем маленькому ребёнку. В коротких рассказах из сборника «Птенцы» (1930) - о рябчатах, коростелятах, совятах… - Евгений Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности своих героев: «А вот вертишейки - хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный зверь - мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается».

Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста. Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего случайного. Как правило, он предпочитал рубленые шрифты, удобные для детского чтения. На обложках часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее сочетается с рисунками. Иногда пробовал «играть» со строчками в наборном шрифте, как в книгах В.Бианки «Теремок» (1929) или «Щур».

До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” - птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский…

«То, что производило на меня большое впечатление в детстве, - говорил художник, - волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» (18) .

Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина - не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд, ведь Чарушин уделал большое внимание и натурным зарисовкам, и созданию макета книги. Кроме поиска образов для иллюстраций, он искал еще «форму изображения» , с тем«чтобы получился композиционно цельно-художественный организм» , а это, как полагал Евгений Иванович, «самое трудное для художника-иллюстратора. Наброски, наблюдения, «почеркушки», глубокое знакомство с текстом - это только материал для работы. Иногда бьёшься несколько недель, прежде чем найдёшь удовлетворяющую тебя форму всей книги в целом» (19) . Он даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные, - тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным-художником.

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами - «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

«Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное» , - говорил художник (20) . Он любил природу, но главное, умел привить эту любовь читателям. Парадоксально, но при этом Чарушин был страстным охотником, а своё первое ружьё получил в подарок от отца лет в одиннадцать-двенадцать. В его доме, как и в доме родителей, постоянно жили всевозможные звери, а в одной из комнат стоял огромный вольер для птиц.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И - занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой природы: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству» (21) . Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача - дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…» (22) .

Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чарушин Е. Почему я стал художником // Костёр. - 1946. - № 4. - С. 28.

2. Там же.

3.

4. Там же.

5. Костров Н. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 153.

6.

7. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 290.

8. Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература. - 1937. - № 23. - С. 43.

9. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 155.

10. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 50.

11. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 157.

12. Там же. - С. 155.

13. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 60.

14. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 291.

15. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 23.

16. Гродненский Г. Чарушин - писатель // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 25.

17.

18. Там же. - С. 291.

19. Там же. - С. 292.

20. Там же. - С. 290.

21. Гродненский Г. Чарушин - писатель // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 22.

22. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 292.

Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны.
Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.

И. А. Бродский

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение,
а затем на прямоугольник слева внизу на панели плеера.

В. Бианки
"Теремок"
Рисунки Е. Чарушина
Гиз, 1929, 22,5 х 19,5
8 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Животные жарких стран"
Рисунки автора
ОГИЗ ДЕТГИЗ
1935 год, 29 х 12 см
8 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
"Детки в клетке"
Рисунки Е. Чарушина
ОГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29 х 22,5 см, 1935
М. Пришвин
"Зверь бурундук"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1936 год, 22 х 17,5 см
120 стр. с иллюстрациями
Сказки северных народов
"Олешек Золотые Рожки"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1937 год, 26,5 х 20 см
50 стр. с иллюстрациями
С. Маршак
"Мой зоосад"
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 14 х 10 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Волчишко"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
ДЕТИЗДАТ
1938 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Никитка и его друзья"
Рисунки Е. Чарушина и
Р. Великановой
ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ
1938 год, 22 х 17 см
52 стр. с иллюстрациями
В. Бианки
"Чей нос лучше"
Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
32 стр. с иллюстрациями
16 х 13 см, 1942 г
С. Маршак
"Детки в клетке"
Рисунки Е. Чарушина
ДЕТГИЗ
24 стр. с иллюстрациями
29,5 х 22,5 см, 1947
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Калинин, издание газеты
Пролетарская правда
1948 год, 25,8 х 19,4 см
64 стр. с иллюстрациями
И. Белышев
"Упрямый котенок"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1948 год,
20 х 26 см
12 стр. с
иллюстрациями
Е. Чарушин
"Что за зверь"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1950 год, 20 х 15 см
72 стр. с иллюстрациями
Русские сказки про зверей
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 26 х 20 см
76 стр. с иллюстрациями
Виталий Бианки
"Первая охота"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз
1951 год, 29 х 22,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Три рассказа"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см
"Тюпа, Томка и сорока"
Е. Чарушин
Рисунки Е. Чарушина
В твердом переплете
Детгиз 1963, 29 х 22 см
64 стр. с иллюстрациями
Е. Сладков
"Бежал ежик по дорожке"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1953 год
16 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Корней Чуковский
"Цыпленок"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1958 год
12 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см
Н. Сладков
"Воробьишкина весна"
Иллюстрации Е. Чарушина
Детгиз 1959 год
20 стр. с иллюстрациями
27,5 х 22 см
Е. Чарушин
"Бежал ежик по дорожке"
Рисунки Е. Чарушина
Детгиз 1961 год
24 стр. с иллюстрациями
27 х 21 см
Н. Смирнова
"Мишка - большой медведь"
Рисунки Е. Чарушина
Художник РСФСР, 1966 год
32 стр. с иллюстрациями
21 х 16,5 см
Н. Сладков
"Медвежья горка"
Рисунки Е. Чарушина
Изд-во Ленинград
Детская литература
12 стр. с иллюстрациями
27,5 х 21,5 см, 1967
Е. Чарушин
"Рассказы"
Иллюстрации Е. Чарушина

272 стр. с иллюстрациями
22 х 16,5 см, 1971 год
В. Бианки
"Мышонок Пик"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
64 стр. с иллюстрациями
22 х 17 см, 1972 год
Е. Чарушин
"Большие и маленькие"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство Детская литература
24 стр. с иллюстрациями
26 х 20 см, 1973 год
Е. Чарушин
"Никитка и его друзья"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство Детская литература
16 стр. с иллюстрациями
23 х 16,5 см, 1971 год
"Теремок"
Русская народная сказка
Рисунки Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1974 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
"Заячья избушка"
Русская народная сказка
Иллюстрации Е. Чарушина
Серия Для маленьких
Изд-во Детская литература
1975 год, 13,5 х 10,5 см
16 стр. с иллюстрация
Е. Чарушин
"Болтливая сорока"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Художник РСФСР
28 х 22 см, 1975 год
24 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Волчишко"
Рисунки Е. Чарушина
Серия Мои первые книжки
Издательство
Детская литература
1977 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
И. Соколов-Микитов
"От весны до весны"
Рассказы о природе
Иллюстрации
Е. Чарушина, Н. Чарушина
Серия Книга за книгой
Издательство Детская литература
1978 год, 21 х 14 см
32 стр. с иллюстрациями
М. Пришвин
"Ярик"
Рассказы
Рисунки Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 16,5 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Васька, Бобка и крольчиха"
Иллюстрации Е. Чарушина
Издательство
Детская литература
1978 год, 23,5 х 17 см
16 стр. с иллюстрациями
Е. Чарушин
"Зверята"
Рисунки автора
Издательство
Детская литература
1982 год, 21,5 х 19,5 см
20 стр. с иллюстрациями

Евгений Иванович Чарушин - известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг ("Волчишко и другие", "Васька", "Про сороку") Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Е. И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.
Герои Е И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.
Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков" (Чарушин Е. И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание, №2, С. 22-25). Детское сознание в общем переполнено образами, которые зарождаются в нем непрерывно. Задача руководителя - подтолкнуть эти образы, помочь им запечатлеться на бумаге, и для этого совсем не надо быть художником. Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы, дает ему уверенность в себе, считал Е. И. Чарушин.

Бианки В. В. Рассказы и сказки / В. В. Бианки; худож. Е. И. Чарушин.- 7-е изд.-Л.: Дет. лит., 1981.- 255 с.: ил.

: рассказы: биографический фотоочерк / Виталий Бианки; [худож.: Е. И. Чарушин, В. Курдов; оформ. Ю. Васильева; фот. А. Король]; авт. предислов. Е. В. Бианки.- М.: Детская литература, 1984.-109, с. л. портр.: ил.

Бианки В. В. Отчего я пишу про лес : Рассказы: Биографический фотоочерк / Виталий Бианки; [худож.: Е. И. Чарушин, В. Курдов; оформ. Ю. Васильева; фот. А. Король]; авт. предислов. Е. В. Бианки.- М.: Детская литература, 1984.-109, с. л. портр.: ил.

Бианки В. В. [Избранное]: [в 2 т.]/ В. В. Бианки; [рис. худож. Е. И. Чарушина].- М.: Геликон.

Маршак С.Я. Детям : Стихи, сказки, загадки, английские песенки/ С. Маршак; Худож. В. Конашевич, В. Лебедев, А. Пахомова, Е. Чарушин.-Б.м: Планета детства, 2000.- 322, c.: ил.

Сладков Н. И. Медовый дождь : рассказы и сказки/ Николай Сладков; [рис. и оформ. Е. И. Чарушина].- Л.: Детская литература, 1984.- 286, с., л. портр.: ил.

Сладков Н. И. Собрание сочинений : в 3 т./ Н. И. Сладков; редкол.: Л. А. Анищенко и [др.], рис. и оформ. Е. И. Чарушина.- Л.: Детская литература.

Чарушин Е. И. Кот Епифан и другие рассказы / Е. И. Чарушин; [Под ред. Е. А. Кондратьева; Под ред. Т. В. Лодяная; Авт. предислов. Б. Летов].-М.: Правда, 1991.- 206, с. : ил.

Чарушин Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин.- Л.: Художник РСФСР, 1984.- с.

Чарушин Е. И. Никитка и его друзья / Евгений Чарушин.-М.: Мир "Искателя", 2005.- 125, с.: ил.- (Классика для детей)

Чарушин Е. И. Про Никитку / Евгений Чарушин; рис. авт.-М.: Мир "Искателя", печ. 2005. -125, с., л.: ил., портр.- (Школьная библиотека)

Чарушин Е. И. Тюпа, Томка и сорока / авт. и худож. Евгений Чарушин.- [М.]: Книги "Искателя", .- 61, с.: ил., портр.- (Библиотека школьника)

Чарушин Е. И. 10 книжек для детей : [сборник] / Е. Чарушин. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 9, с., л.: ил., портр.

Работы художника








Встречи с писателями: пособие для учителя / [сост. Н. Н. Светловская и др.]. - М.: Просвещение, 1978. - 286, с.: ил. - (Детская книга в школе)

Гравюры и литографии советских художников / [сост. В. Н. Докучаева]. - М.: Советский художник, 1975. - л.: ил., портр.

Детская литература: учебник: для студентов учреждений среднего профессионального образования / [Е. Е. Зубарева [ и др.]]. - М.: Высшая школа, 2004. - 550, с.

Дошкольникам о художниках детской книги : из опыта работы: кн. для воспитателя дет. сада: [сборник] / сост.Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1991. - 124, с.: ил.

Корф Ольга Борисовна. Детям о писателях: XX век: от О до Я : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. - М.: Стрелец, 2006. - 54, с.: портр.

Кузнецова Н. И. Детские писатели : справочник для учителей и родителей. Приложение к книгам для чтения серии "Свободный ум"Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой / Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. - М.: БАЛЛАС, 1995. - 160 с.

Кузнецов Э. Д. Звери и птицы Евгения Чарушина / Э. Кузнецов. - М.: Советский художник, 1983. - 159 с.: ил., портр. - (Рассказы о художниках)

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина; худож. И. Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 189с.: ил. - (Библиотека программы "Детство")

О литературе для детей : [сборник статей] / Дом детской книги. - Л.: Детская литература, Б.г. Вып. 3. - 1958. - 279, с.: ил.

О литературе для детей : [сборник статей] / Дом детской книги. - Л.: Детская литература, Б.г. Вып. 6. - 1961. - 180, с.

Писатели нашего детства.100 имен : Биографический словарь в 3-х ч / Российская государственная детская библиотека. - М.: Либерея, 1999. - 432 с.

Русские детские писатели ХХ века : Биобиблиографический словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Флинта, 1998. - 512 с.

Тиханова В. Александровна. Лик живой природы: очерки о советских скульпторах-анималистах / В. А. Тиханова; под ред. О. Н. Портновой. - М. : Советский художник, 1990. - 239 с. :ил. - (Искусство: проблемы, история, практика)

Тубельская Г. Н. Детские писатели России : Сто имён: Библиографический справочник / Тубельская Галина Наумовна; [Ред. Л. Е. Коршунова]. - М.: Школьная библиотека, Б.г. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря) Ч. 2.: М - Я. - 2002. - 223, с.

Художники детской книги о себе и своем искусстве : статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. Владимир Глоцер. - М.: Книга, 1987. - 305 с.: ил.