«Добро должно быть с кулаками»: о чем писал и мечтал фантаст Андрей Круз. «В его книгах были настоящие герои». Дети: от реальности к мечте

Гарри Гаррисон. Фото: harry-harrison.ru

11 марта американскому фантасту Гарри Гаррисону исполнилось бы с 90 лет. За свою жизнь он написал более двухсот рассказов и романов. Его произведения стали классикой научной фантастики,а особую известность приобрели книги из серии "Стальная крыса".

Мы собрали выдержки из интервью писателя разных лет, в которых он рассказывает о русских корнях и отношении к России, друзьях-фантастах, предчувствии смерти и о том, как однажды спас от голода Бориса Стругацкого.

О России и гуманности социализма

"Россия - очень культурная страна. Америка тоже культурная страна, но у нас все подчинено коммерции. Россия, к сожалению, тоже пошла по этому пути. Ваши политики не совсем правы, когда отказываются от того хорошего, что было при социализме. Капитализм не дает человеку никакой идеи, кроме денег. Это неправильно. Социализм намного гуманнее.

Я читал Солженицына, но он не совсем прав, потому что он сам пострадал. Поверьте мне, капитализм погубил гораздо больше невинных людей.

Моя мать родилась в Риге, затем жила в Санкт-Петербурге, но еще при царе ее семья перебралась в Америку. Ее папа был анархистом. Она была совсем маленькой, когда оказалась в Штатах, поэтому по-русски знала всего несколько слов: нужник, хлеб, пиво... Так что мой словарный запас невелик. В семье мы говорили по-английски. Отец мой по национальности ирландец: видите, сколько во мне разной крови намешано.

Помню первую поездку в СССР, кажется, это был то ли 1977-й, то ли 1978 год. Поселили меня в гигантской гостинице с названием "Космос". Первым делом меня повезли в Звездный городок, знакомить с вашими космонавтами. Серьезные, здоровые были мужики. Я все их пытал, как они могут есть из тюбиков - это же невкусно.

Я надеюсь, что Россию ожидает прекрасное будущее. К тому же мои книги здесь продаются значительно больше, чем в других странах. Русские очень дружелюбны. Россия - супердержава, и перестаньте переживать по этому поводу. Можете расслабиться"

О фэнтези

"Ненавижу! Фэнтези пишут глупые писатели для очень глупых читателей. Я не понимаю, как это можно читать... Критики считают, что моя трилогия "Молот и крест" - фэнтези, но это, скорее, историческая фантазия"

О российских фантастах

"Я лично встречался и даже дружил с некоторыми вашими фантастами. Например, с братьями Стругацкими. Они очень хорошие ребята.

Как-то Борис приехал на конгресс писателей-фантастов в США - это была, по-моему, его первая поездка за границу. Поклонники в Америке оплатили перелет, проживание в гостинице, а про питание как-то забыли. И он, человек большой комплекции, ходил голодный. Когда я узнал об этом, пригласил на обед: мы заказали рыбу, мясо, вино. Помню, Борис все время порывался запить мясо белым вином, а я все время останавливал его по-русски: "Это же некультурно" - и подливал красненького.

Ваши книги почти не переводят на английский, но мне очень нравится Иван Ефремов. К тому же у нас общие проблемы, о которых мы говорим на совместных конференциях. В США очень сложно быть фантастом, на это практически невозможно жить, поэтому я сначала переехал в Мексику, где мог покупать текилу всего за 25 центов, а затем в Италию"

Гарри Гаррисон. Фото: wikimedia.org

О друзьях-фантастах

"С Айзеком Азимовым мы практически выросли вместе. Помню, когда он развелся сначала с первой женой, очень хорошей женщиной, а затем и со второй - похуже, то впал в депрессию. Мы пришли к нему с приятелем, налили водки и говорим: "Пей!" Айзек, который спиртного в рот не брал, долго сопротивлялся, но поддался на наши уговоры и махнул водочки. Потом благодарил за то, что избавился от стресса.
Жаль, что этих замечательных людей уже больше нет в живых. Как и не осталось той научной фантастики, на которой я рос"

О будущем человечества

"Нам всем нужно задуматься о том, что приводит к экологическим проблемам. Нефти становится все меньше, а люди не производят, а потребляют. Я всегда старался изучать науку. Фантаст должен в ней ориентироваться. Нам всем нужно больше слушать ученых, а не политиков"

О писательском мастерстве

"Писательство - моя жизнь. Весь ее смысл заключается именно в том, что бы писать и дарить людям веру в что-то сверхъестественное, что-то необычайное. Прежде всего, главной целью любого писателя является передача не столько своего мировоззрения, сколько передача своего сокровенного смысла, своих поисков и находок, пусть даже они будут тысячу раз провальными и не верными. Но это свое - авторское"

О мечтах

"Я мечтаю о бессмертии, конечно же, ведь тогда не пришлось бы проживать жизнь заново. Бессмертие дарит нам вечность, где никто и никуда не должен спешить. Человек может годами сидеть на холме и созерцать скоротечность времени. Он может отправиться на любую планету, на которую захочет. Душа его будет, естественно, находиться в вечном поиске, но бессмертие гарантирует ему спокойный путь и достижение поставленных целей. Ведь, мы не достигаем их лишь по одной причине, знаете какой?

Мне кажется, что вселенная бессмертна, так как движение в ней циклично, а спиритичность взаимосвязей в ней не оставляет сомнений в том, что задумка космоса универсальная и таких галактик, как наша может оказаться великое множество. Сотни тысяч, а то и миллионы"

О смерти

"Это нечто противоположное от бессмертия. К примеру, я знаю, что умру до 89 лет. То есть более чем за год до 90-летия я кану в Лету своего личного бессмертия. Для меня смерть - нечто конкретное, осязаемое и безропотное. То, что случится с каждым, именно то, что уравнивает нас перед Вселенскими законами...

Но это не конец. Скорее начало, начало чего-то спокойного и умиротворенного"

Гарри Гаррисон скончался 15 августа 2012 года. Ему было 87 лет. "Покойся с миром, мой друг. Твои захватывающие приключения затронули жизни миллионов людей. Твои произведения были наполнены хоть и маловероятными, но всегда веселыми и волнующими авантюрами", - написал тогда на сайте писателя веб-мастер Майкл Кэрролл.

О Гаррисоне

Писатель родился 12 марта 1925 года в штате Коннектикут в США. Он учился в художественной школе в Нью-Йорке, служил в ВВС США, где получил звание сержанта. В разные годы работал художником и редактором, после чего занялся профессиональной литературной деятельностью. Гаррисон любил путешествовать – он объездил более 50 стран. Долгое время жил в Мексике, Дании, Италии и других европейских странах. В последние годы обосновался в Ирландии, где жил в доме для престарелых. Гаррисон являлся членом Британской Научно-Фантастической Ассоциации, рыцарем ордена святого Фантония, основателем и президентом международной организации писателей-фантастов "World SF".

Российский писатель‐фантаст Андрей Круз скончался в возрасте 53 лет. Последние несколько месяцев автор романов боролся с раком, но победить так и не смог. После себя он оставил несколько циклов произведений, популярных у поклонников российской фантастики. Как жил и где брал вдохновение Андрей Круз – в материале «360».

Следующая новость

Сильный и бесстрашный человек

Российский писатель-фантаст Андрей Хамидулин, известный под псевдонимом Андрей Круз, умер от рака печени. Диагноз ему поставили в декабре. О смерти писателя сообщила его супруга Мария в Facebook . «С тяжелым сердцем и глубокой грустью вынуждена сообщить, что Андрей покинул этот мир. Мы все надеялись на чудо и верили, что мы победим болезнь. Но, к несчастью, бой был изначально неравным», — написала она

Мария отметила, что ее супруг был сильным и бесстрашным человеком, который никогда не жаловался. Она поблагодарила за поддержку всех, кто был рядом последние несколько месяцев.

Я всегда знала, что он сильный и бесстрашный человек. Таким он остался до конца! Прикованный к постели, он ни разу не пожаловался и не показал своих страданий. Бесстрашный, смелый, гордый, добрый, щедрый, веселый и с чувством собственного достоинства … таким он был 22 года назад, когда я впервые его увидела, и вплоть до своего ухода сегодня утром

— Мария Круз.

Предприниматель и писатель

Детство Андрей Круз провел в Твери, юность — в Москве. Отслужил в армии, получил образование. С 1990-х занимался предпринимательством, к началу 2000-х уже был гендиректором собственной компании. Однако в 2005 эмигрировал в Испанию — в России на бизнесмена завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве. В европейской стране Круз не терял времени даром и открыл несколько оружейных магазинов и стрелковый клуб. В последние годы постоянно проживал в Марбелье.

Писать начал с 2006 года — свои первые книги он публиковал в интернет-журнале «Самиздат». Его фантастическими романами заинтересовалось издательство «Альфа-книга» . С 2008 года произведения начали издаваться. Круз написал несколько циклов романов, среди которых «Земля лишних», «У великой реки», «Эпоха мертвых» и другие.

«В его книгах были настоящие герои»

По словам российского писателя-фантаста Александра Бушкова, творчество Андрея Круза оказало сильное влияние на поколение молодых авторов. Это связано с тем, что у него получалось мастерски создавать героев — сильных, смелых и очень настоящих. Об этом он сказал в разговоре с «360».

Масса людей пытаются писать книги и снимать кино о сильных и решительных людях, но не у всех это получается. У Круза это получалось. В его книгах были живые люди, настоящие герои — сильные и смелые. Вот это, пожалуй, главное в его книгах

— Александр Бушков.

Он подчеркнул, что столь ранний уход талантливых людей, которые имели массу планов и идей — это по-настоящему страшно и грустно. «Это грустно. Особенно грустно, когда люди уходят так рано, имея массу замыслов. Это самое страшное, когда уходит талантливый человек с большим заделом на будущее. Уже никто никогда этого не сделает», — сказал он.

«Мои герои готовы бороться за справедливость»

В одном из интервью у Круза спросили, почему он, будучи состоявшимся и состоятельным человеком, вдруг «взялся за перо». И почему обратился не к реальности, а начал выдумывать небывалые фантастические миры? Он ответил, что всегда испытывал смутную тоску по второй половине XIX века — времени открытий и экспедиций, когда люди исследовали мир и все время находили в нем что-то новое. В современности открывать уже нечего, поэтому он выдумывал собственные фантастические миры и давал своим героям возможность исследовать их.

Первой в воображении писателя появлялась сама вселенная. Он продумывал ее до мелочей, и только потом погружал туда героев и разрабатывал сюжетные повороты.

Рождаются сначала не герои, а мир, в котором они будут действовать. Первой появляется идея: «А что, если случится так…». Затем я начинаю строить модель этого мира, создавать его конструкцию, чтобы понять самому, какая там будет жизнь

— Андрей Круз.

Он добавил, что обычно главный герой — проекция его самого, другие персонажи часто также бывали списаны с родных, друзей, просто знакомых. Писатель отмечал, что дает героям проявить себя — принимать сложные решения, делать осознанный выбор, отстаивать свою точку зрения и бороться за справедливость.

Почти все персонажи умеют ловко обращаться с оружием, которое в книгах описано очень точно, с мельчайшими подробностями. И это неудивительно — сам Круз, как владелец оружейных магазинов, неплохо разбирался в теме.

Добро должно быть с кулаками. Сказал не я, но проголосовать за это я готов. Мои же герои готовы еще и бороться за эту самую справедливость, за свои идеалы, за своих друзей и свой народ, не ожидая, что кто-то придет и поборется за это все вместо них, раз уж они платят налоги

— Андрей Круз.

Следующая новость

На этом международном форуме не было равнодушных, у слушателей дух захватывало так, будто бы они читают лучшую из лучших научно-фантастических книг.

Когда известный американский писатель-фантаст Фредерик Пол вошел в зал, высокий, прямой, энергичный в свои 80 лет, многие уже знали из прежних интервью, что он - участник встречи на Эльбе. Всей своей писательской жизнью он утверждает идею взаимопонимания и внимательного, бережного отношения к важнейшим проблемам современности.

"Все, что я пишу о будущем, - говорит Фредерик Пол, - затрагивает сегодняшние наши проблемы и в какой-то степени решает их. Особенность научной фантастики - в умении раскрыть будущее, опираясь на какие-то моменты настоящего".

Писатель Фредерик Пол - вице-президент Всемирной организации научной фантастики. Вместе с супругой Элизабет Халл, критиком, преподавателем курса фантастики, он организовал в Чикаго клуб любителей научной фантастики "Сфинкс".

"Уроки фантастики" дает и советская писательница Ольга Ларионова, она проводит их в ПТУ и считает очень важными для воспитания, так как фантастика "обладает особенностью превращать абстрактные понятия в конкретные". На этих уроках она использует как лекционный материал, так и игровой.

На форуме не случайно присутствовали ученые. Раскрывая свои концепции видения будущего, они предлагали их для обсуждения среди писателей. Наука и фантастика - две сестры, по выражению академика И. В. Соколова.

В выступлении академика С. М. Навашина четко звучала мысль, что "сохранение здоровья мира, наступление на смертельно опасные болезни рак и СПИД в современном мире невозможны без объединения усилий всех стран". В этом смысле все сюжеты литературы, кино, видео, декларирующие разобщенность, индивидуализацию личности, народа, - преступление.

"Ход размышлений футурологов и социологов близок к фантастике, - заметил доктор философии Г. Н. Волков. - Говорят, что время универсалов миновало. Однако мы видим и тенденцию к интеграции знаний, одновременно со стремлением к узкой специализации".

Профессор С. А. Клейменов поставил ряд вопросов о сохранении окружающей среды, отметив, что современные инженеры в большинстве своем технократы, которые забывают о необходимости обеспечивать жизнь себе и окружающим. Надо на примерах фантастической литературы воспитывать интеллектуальную рефлексию, необходим интеллектуальный штурм в подготовке инженеров, в воспитании у них гуманизма и нравственности, следовательно, стоит проблема формирования новой логики научного мышления. Необходимо сделать все в направлении изменения мышления в ту сторону, когда человек обязан думать о последствиях своей деятельности.

Кульминацией конференции стала "мозговая атака", по условиям которой каждый участник должен был в сжатой форме высказать ту проблему, которую он считает наиважнейшей для будущего человечества.

Еремей Парнов (СССР). В XXI в. осуществится создание единой мировой компьютерной сети, каждый человек станет обладателем триады: телевизор, телефон, компьютер. Если уже с 90-х гг. нашего века люди будут иметь дело с "компьютером пятого поколения", то в XXI в. - с компьютером "эвристическим", так называемым мыслящим. Человечество таким образом обретет могучего помощника, интеллект каждого увеличится во много раз, и от каждого потребуется полная творческая отдача.

Александр Шалимов (СССР). Энергетические ресурсы неисчерпаемы, надо научиться их использовать: тепловой пояс Земли, энергия земного ядра, центрального светила - Солнца, ибо использование только земной энергии - лишь первый этап в развитии цивилизации.

Гарри Гаррисон (США). В XXI в. впервые человечество не будет одно, мы встретим другую форму жизни и хорошо познаем ее.

Герберт Ранке (ГДР). Мне интересны те изменения в мире, которые произойдут в результате введения компьютеров... Компьютер - искусственный интеллект, и может быть, мы создадим разумное существо рядом с нами, но другого типа, чем сам человек.

Это очень хорошее поле деятельности для писателей-фантастов, они должны вводить в жизнь новые методы мышления.

Патрис Дювик (Франция). Через десятки и сотни лет мы, вероятно, накопим такую массу информации... И будем так хорошо знать и понимать друг друга, что войны станут невозможными, ведь войн между друзьями не может быть.

Виталий Бабенко (СССР). Главной чертой цивилизации XXI в. должны стать Институты Согласия. Их цель - исключать насилие и охранять человеческую жизнь. Прототип такого института - наша конференция.

Йозеф Несвадьба (Чехословакия). В XXI в. будут созданы "синтетические люди" с уровнем интеллекта, неотличимым от естественного.

У кого-то будет "аллергия" на компьютеры, а кто-то "заболеет" этим и пойдет дальше, невиданно увеличив возможности машин. Это будет век творчества индивидуумов.

Борис Грабнер - доктор социологии, драматург, автор переведенной у нас критической работы "2000-й год, а что потом?" - привел интересный пример: когда в Любляне появился первый автомобиль, местные власти приняли решение, запрещающее автомобилистам превышать скорость лошади (привычного им вида транспорта) в черте города.

Этот синдром "люблянского коня" - искусственные бюрократические ограничения на новые, непривычные виды технического прогресса, возможен и в наше время. Так и компьютер, замечательное открытие нашего времени, испытывает иногда при внедрении сопротивление людей, считающих его конкурентом старому, но с их точки зрения - лучшему. О "паранойе бюрократизма" говорил и английский писатель Джон Браннер, известный советскому читателю по роману "Квадраты шахматного города".

На вопрос, что существенно изменит нашу будущую жизнь, профессор Б. Грабнер отвечает: робот.

Патрис Дювик добавляет: "Если робот будет разумен - можно с ним дружить".

На вопрос, как он представляет себе человека из XXI в., Патрис Дювик ответил:

"Этот человек внешне не очень отличается от нас, но обладает гораздо большим запасом знаний и широким диапазоном в использовании объектов культуры. Он как бы заново откроет мир: в технической области будет царить ЭВМ, а существование машинного перевода сделает все книги легко переводимыми, значит, достоянием любого...

Я очень люблю русскую классическую литературу, - сказал Дювик, - и завидую современным русским писателям, потому что уже в юности они знакомы со своей великой литературой. Эта база обогащает. На конгрессе ваши писатели-фантасты все время вспоминали Жюля Верна, но русские очень скромны и не упоминают своих писателей этого периода... Я восхищаюсь Достоевским и Толстым, Замятиным, Маяковским, Булгаковым, Стругацкими".

Любен Дилов, прозаик, лауреат премии Европейского общества научной фантастики, в своем докладе дал интересные наблюдения по истории жанра:

"Научная фантастика ведет начало со сказок у пещерного огня, когда непонятные явления природы, страшные и могущественные, пугали его, а человек имел потребность выйти победителем. Вера в силу разума, побеждающего стихию, - вот основа "пещерной фантастики". Впоследствии фантастика вывела на первый план встречу с неизведанным, как в "Одиссее".

Долгое время литература рассматривала человека как существо страдающее. Фантастика дала другую альтернативу: человек - герой без страха и упрека. Прометей и Фауст - рыцари, которые вступают в бой с неизведанным.

Современная фантастика предлагает модель будущего человеческого общества, и модель эта - мир и взаимопонимание".

Писатель вдохновлен одним замечательным примером: когда в США снимался кинофильм "Сказка о встрече с неизведанным", создатели фильма искали выражение глаз у инопланетянина и решили "дать ему глаза Эйнштейна", восстановив взгляд ученого по многочисленным фотографиям.

Воображение и мечта - двигатель мирового прогресса. Великие мыслители и талантливые писатели-фантасты имели силу видеть далеко за горизонт. Леонардо да Винчи, Жюль Верн в своих работах достаточно детально описывали технические изобретения, ставшие доступными лишь спустя много веков.

А что думали о будущем обычные люди, жившие на рубеже 19-20 веков? Как они представляли мир, в котором мы живем сегодня?

Немецкая кондитерская фабрика "Теодор Хильдебранд и сын" в начале 1900 года выпустила 12 карточек, на которых красовались сцены жизни двадцать первого века. Каждая такая карточка шла подарком при покупке шоколада в магазинах фабрики. Вот такие сладкие истории получились.

  • Люди 21 века смогут ходить по воде, яко по суху. Библейские мотивы.

  • Летайте самолётами Аэрофлота! Небо всегда притягивало фантазёров...


  • Подводные экскурсии выходного дня.


  • Дома на колесах. Проект автодома на 300 жителей.


  • Крылья индивидуального пошива. Неплохой вариант для свиданий и непринужденных бесед в отрыве от суеты.


  • Наблюдение сквозь стены. Активно используется спецслужбами.



  • Видимо, подводное метро.


  • Защитный купол над городом защитит от смерча и торнадо.


  • Домашний кинотеатр dolby digital 5.1 и телевидение могли быть такими.



Зачастую, услышав о чем-то необычном, неосуществимом, мы думаем: это фантастика! Фантастичное является синонимом чего-то заманчивого, но недостижимого, а книги фантастического жанра часто заменяют сказки - их герои способны совершать чудеса и получать необыкновенные результаты с помощью хитроумных приспособлений и устройств.

Заглянув в словари, узнаем, что термин «фантастика» означает:

«1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок.

2. Собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники).

3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет! Ф.!» (Толковый словарь Ожегова).

Фантастика - это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира (Словарь литературоведческих терминов).

Читая фантастические книги, мы мечтаем о таких же волшебных устройствах, с помощью которых могли бы сделать свою жизнь значительно комфортнее и разнообразнее, но… это фантастика!

Между тем писатели-фантасты не только придумывали необычные миры, но и могли предугадывать дальнейшее развитие науки и техники.

2015 год - юбилейный для трех мэтров фантастического жанра: 95 лет исполнилось бы А. Азимову и Р. Брэдбери, 90 - А. Стругацкому. Также в этом году отмечают юбилей двух произведений, занимающих достойное место в мировой научной фантастике: 90 лет назад был издан роман А. Беляева «Голова профессора Доуля», 120 лет назад - роман Г. Уэллса «Машина времени». Герои произведений жили в далеком будущем, придумывая которое, авторы предсказали появление многих современных технических устройств. Какие же изобретения, рожденные воображением писателей-фантастов, воплотились в жизнь?

Брэдбери Рей Дуглас - американский писатель, классик научной фантастики. Родился в 1920 году. Его детство и юность прошли во времена Великой депрессии. Из-за финансовых трудностей Рей не смог получить университетское образование и вынужден был несколько лет продавать газеты. «Университетами» для Брэдбери стали книги, подарившие ему знания во многих областях. И они же подвигли его стать писателем, создавать свои фантастические миры. «Жюль Верн был моим отцом, Герберт Уэллс - мудрым дядюшкой, Эдгар По - двоюродным братом. …моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Шелли, создательница «Франкенштейна»“. Ну кем же я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой семейке».

В одном из интервью писатель так ответил на вопрос о том, какие из его предсказаний сбылись: «Практически все, описанное в «451 градус по Фаренгейту», сбылось: влияние телевидения, рост значимости местных телевизионных новостей, пренебрежительное отношение к образованию...». Повесть была издана в 1953-м году, а десятки лет спустя многие идеи Брэдбери стали реальностью.

Автор описал прообраз нынешнего скайпа - стену-телевизор, позволяющую людям общаться, не покидая своих домов. Его герои пользовались радиоприемниками, напоминающими современные наушники. «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки».

Круглосуточные банкоматы («…деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь - его обслуживали механические роботы)»), сенсорные замки («Он сунул руку в специальную скважину во входной двери... В ответ на прикосновение его пальцев дверь открылась»), сотовые телефоны («…и главное орудие пытки - радиобраслет: жена и друзья вызывают меня каждые пять минут») - все эти явления, рожденные фантазией писателя, теперь служат нам.

Айзек Азимов - американский писатель-фантаст, популяризатор науки. Родился в 1920-м году под Смоленском. Когда мальчику было три года, семья перебралась в Америку. В 11 лет он окончил школу, в 15 - колледж, в 19 - университет, в 21 год получил степень магистра, а в 28 лет - доктора, после чего стал профессором.

Азимов писал научно-популярные книги о достижениях науки и техники, раскрывая и популяризируя проблемы химии, физики, биологии, астрономии, истории. Также он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века.

Так писатель представлял будущее:

«Вы сможете видеть человека, которому звоните. Дисплей можно будет использовать для просмотра документов, фотографий и чтения отрывков из книг». Любой современный гаджет обладает такими функциями.

«Роботы появятся, но управлять ими будут люди. Равно как и компьютерами, которые будут функционировать не самостоятельно, а на основе программ, заложенных людьми». Уже невозможно представить нашу жизнь без компьютеров, а роботы стали незаменимы во многих сферах.

«Что касается телевизоров (огромных ящиков, которыми они были в те годы), то на смену обычным аппаратам придут настенные экраны, и начнут даже появляться прозрачные кубы, позволяющие видеть картинку в трехмерном изображении». Плоские экраны заменили обычные телевизоры, а функция 3D позволяет наслаждаться объемной картинкой.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Батуми, жил в Ленинграде. В 1942г. эвакуировался из блокадного города. В 1943-м окончил артучилище, в 1949-м - институт иностранных языков по специальности «Переводчик с английского и японского языков». Преподавал в школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 г. Работал в «Реферативном журнале», затем в Детгизе и Гослитиздате. В соавторстве с братом Борисом писал научно-фантастические произведения.

В своих романах братья Стругацкие предсказали многое из того, что сегодня прочно вошло в нашу жизнь.

Так называемый «ляпник» напоминает современное оружие для игры в пейнтбол. «Это было что-то вроде игрушечного автомата - с удобной рифленой рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин… - Ляпник, - сказал я. - Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть».

ГМО «…лаборатория генетики занималась самыми сумасшедшими экспериментами и служила постоянным источником некоторых трений между фермой и перерабатывающим комбинатом - работники комбината… приходили в неистовство, обнаруживая в очередной партии коров чудовищную скотину, по виду и, главное, по вкусу… напоминающую тихоокеанского краба».

Скайп «В самый разгар этой дискуссии, в 19.33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нём не было... Потом появилось лицо…». «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране - по рылу, а то и по два, и он со всеми этими рылами разговаривает».

Уклад современной жизни во многом тоже был предсказан братьями Стругацкими. «В городе было шестьдесят тысяч телевизоров, пятьдесят кинотеатров, восемь увеселительных парков, два салона хорошего настроения, шестнадцать салонов красоты, сорок библиотек и сто восемьдесят парикмахерских автоматов. Восемьдесят процентов населения было занято в сфере обслуживания, а остальные работали на двух частных кондитерских синтез-комбинатах и одном государственном судоремонтном заводе».

Фантасты задолго до запуска космических аппаратов предсказали, что кольцами окружен не только Сатурн, но и другие планеты-гиганты. После миссии Вояджера кольца обнаружили у Юпитера, Урана и Нептуна.

«Фантасты - никудышные предсказатели-прорицатели, - говорил Борис Стругацкий. - Да этого от них и не требуется. Они не сеют, они в лучшем случае разрыхляют почву под посев». И действительно, инженеры, создавая технику для будущего, зачастую следуют за полетом мысли писателей-фантастов.

В 1925 году вышел в свет роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», главный герой которого - хирург Керн - проводил опыты по оживлению человеческой головы.

«“Голова профессора Доуля”, - писал автор в одной из своих статей, - произведение в значительной степени автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал… Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела”».

Советский фантаст, рассуждая о пересадке жизненно важных органов, предвосхитил современные достижения трансплантологии. В XX веке проводились научные исследования и опыты, достойные беляевского героя.

Выдающийся советский физиолог С. Брюхоненко, изобретатель аппарата искусственного кровообращения, в 1928 г. провёл опыт с оживлением собачьей головы. С помощью резиновых трубок автожектор (система искусственного кровообращения), имитирующий сердце, соединялся с ампутированной головой животного в большом круге кровообращения и ампутированными лёгкими в малом круге. Ожившая собачья голова реагировала на внешние раздражители и даже ела предлагаемый ей сыр.

Возможно, одним из почитателей таланта Беляева был основоположник мировой трансплантологии - известный хирург В.П. Демихов, проводивший в середине XX веке эксперименты по пересадке внутренних органов. Фантастическими были его операции по пересадке головы одной собаки на туловище другой. Причем одна из собак с двумя головами жила почти месяц.

Роман Беляева предвосхитил самое фантастическое направление современных научных исследований - борьбу со смертью. Без знаний, полученных в результате этих опытов, немыслимы современные реаниматология и трансплантология.

В 1895 году был издан роман Г. Уэллса «Машина времени», ставший одним из первых литературных произведений, описывающих путешествие во времени с помощью техники.

Критик, исследователь научной фантастики Ю.И. Кагарлицкий считал, что Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна». В 1891 году Герберт Уэллс написал эссе «Неподвижная Вселенная», в котором задолго до создания теории относительности объяснял концепцию четырехмерного мира. Позже он создал свой первый роман - «Машина времени» - о путешественнике, отправившемся в будущее.

Используя в книге этот прием, Уэллс пытался предугадать, каким станет человечество спустя века. В многом ему это удалось. Люди стали реже умирать от болезней и от голода, жизнь стала проще, век человека дольше. Казалось бы, все ближе заветная беззаботная жизнь, о которой уже много лет грезят люди. Но возможно ли будущее у человечества после воплощения главной мечты? Уэллс показывает деградировавшее общество, призывая нас задуматься над тем, куда мы идем и к какому финалу приведет нас путь к мечте о комфортной жизни.

Писатели-фантасты, создавая свои миры, пытались представить будущее - идеальное или пугающее - но именно такое, каким его сделает человек, вооруженный знаниями. Ученые доказали, что фантастика может стать реальностью, нужно только не переставать мечтать.

Екатерина Давыдова.

Фото из Интернета