Для поднятия настроения: любопытные факты из жизни великого русского художника И. Шишкина. Биография Шишкина. Жизненный и творческий путь художника И.И. Шишкина Интересные факты о жизни художника шишкина

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»


Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.


Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.


Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.


Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.


http://www.kazan.aif.ru/culture/person/mazilka_monah_lesnoy_car_lyubopytnye_fakty_iz_zhizni_ivana_shishkina

Марат Ахтямов

Иван Иванович Шишкин (1932 — 1898) — ярчайшая звезда в плеяде русских мастеров пейзажа. Большего мастерства в изображении русской природы не проявил никто. Всё его творчество было подчинено идее как можно более достоверно отразить красоту природы.

Из-под кисти, карандаша и гравёрного резца Шишкина вышли сотни произведений. Одних живописных полотен насчитывается несколько сотен. При этом их очень сложно сортировать их по срокам написания или по мастерству. Безусловно, в 60 лет он писал иначе, чем в 20. Но резких различий в темах, технике исполнения или цветовыми гаммами между картинами Шишкина нет.

Такая равномерность вкупе с внешней простотой сыграли с творческим наследием Шишкина злую шутку. Многие причастные к живописи, знаниям о живописи, или крупицам знаний о живописи, считают живопись И. И. Шишкина простой, даже примитивной. Этой кажущейся простотой воспользовались маркетологи, как бы их не называли в России при смене политического режима. В результате одно время Шишкина можно было увидеть повсюду: на репродукциях, ковриках, конфетах и т. п. Сложилось отношение к Шишкину как к производителю чего-то бесконечно скучного и шаблонного.

На самом деле, конечно, творчество Ивана Шишкина разнообразно и многогранно. Нужно просто уметь увидеть это разнообразие. Но для этого нужно знать язык живописи, ключевые события из биографии художника и уметь прилагать интеллектуальные усилия к их осмыслению

1. Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге (сейчас Татарстан). Его отец Иван Васильевич Шишкин был человеком одарённым, но совершенно неудачливым в делах. Получив по наследству звание купца второй гильдии, он торговал настолько неудачно, что сначала переписался в третью гильдию, а затем и вовсе выписался из купцов в мещане. Зато в Елабуге он имел большой авторитет как учёный человек. Он построил в городе водопровод, что тогда было редкостью и в городах покрупнее. Иван Васильевич разбирался в мельницах и даже написал руководство по их строительству. Кроме того Шишкин-старший увлекался историей и археологией. Он открыл неподалёку Елабуги древний Ананьинский могильник, за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Несколько лет Иван Васильевич был городским головой.

Иван Васильевич Шишкин

2. Рисование давалось Ивану легко и занимало почти всё его свободное время. Отучившись четыре года в Первой казанской гимназии, одной из лучших в стране, он отказался продолжать обучение. Не захотел он и становиться купцом или чиновником. Долгие четыре года в семье шло сражение за будущее младшего сына, желавшего учиться живописи («стать маляром» по версии матери). Лишь в 20 лет родители согласились отпустить его в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет в юности

3. Несмотря на общие неблагоприятные отзывы о политической и культурной обстановке в России середины XIX века, в Московском училище живописи и ваяния нравы царили вполне свободные Это училище было приблизительным аналогом советских педагогических училищ — лучшие выпускники шли учиться дальше в Академию художеств, остальные могли работать учителями рисования. От учащихся, в сущности, требовали одного — побольше работать. Молодому Шишкину того и надо было. Один из друзей в письме мягко пенял ему — мол, уже все Сокольники перерисовал. Да, в те года Сокольники и Свиблово были мечтами, куда пейзажисты выезжали на этюды.

Здание Московского училища живописи и ваяния

4. В училище Шишкин создал свои первые офорты. Он и дальше не забрасывал графику и гравюры. На базе небольшой мастерской Артели художников в 1871 году было создано Общество русских аквафортистов. Шишкин одним из первых в России начал относится к живописной гравюре как к отдельному жанру живописи. Ранние опыты гравировщиков больше исследовали возможность тиражирования уже готовых произведений живописи. Шишкин же стремился создавать оригинальные гравюры. Он издал пять альбомов офортов и приобрёл славу лучшего гравёра в России.

Гравюра «Облака над Рощей»

5. Иван Иванович с юности очень болезненно откосился к внешним оценкам своих произведений. Впрочем, немудрено — семья, ввиду собственной стеснённости, помогала ему мало, поэтому благосостояние художника уже с момента отъезда в Москву почти всецело зависело от его успешности. Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, он искренне расстроится, когда Академия, высоко оценив одну из его работ, наградила его орденом, а не присвоила звание профессора. Орден был почётен, но ничего не давал в материальном плане. В царской России даже боевые офицеры наградные знаки покупали самостоятельно. А звание профессора давало стабильный постоянный заработок.

6. Поступив в Академию художеств, Шишкин несколько летних академических сезонов — так в Академии называлось то, что после окрестят производственной практикой — провёл на Валааме. Природа острова, расположенного на севере Ладожского озера, очаровала художника. Каждый раз, покидая Валаам, он начинал думать о возвращении. На Валааме он научился делать крупные рисунки пером, которые даже профессионалы иногда принимали за гравюры. За валаамские работы Шишкин был удостоен нескольких наград Академии, в том числе Большой золотой медалью с надписью «Достойному».

Один из эскизов с Валаама

7. Иван Иванович любил Родину не только как натуру для пейзажей. С Большой золотой медалью он одновременно получил право на длительную оплачиваемую заграничную творческую командировку. С учётом доходов живописца это мог быть первый и последний шанс в жизни. Но Шишкин попросил руководство Академии заменить ему заграничный вояж поездкой по Каме и Волге к Каспийскому морю. Шокировано было не только начальство. Даже близкие друзья хором убеждали художника приобщиться к плодам европейского просвещения. В конце концов, Шишкин сдался. Из поездки, по большому счёту, ничего толкового не вышло. Европейские мастера его не удивили. Художник пробовал писать животных и городские пейзажи, но вольно или невольно подбирал натуру, хоть чем-то похожую на любимый им Валаам. Радовали лишь восторги европейских коллег да написанная под взятый в Петербурге аванс картина, изображавшая стадо коров в лесу. Париж Шишкин окрестил «совершенным Вавилоном», а в Италию и ехать не стал: «больно уж сладкая». Из-за границы Шишкин удрал пораньше, использовав последние оплачиваемые месяцы для того, чтобы погостить и поработать в Елабуге.

Пресловутое стадо коров

8. Возвращение в Петербург стало триумфом художника. Пока он отсиживался в Елабуге, его европейские работы произвели фурор. 12 сентября 1865 года он стал академиком. Его картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» попросили на время у владельца Николая Быкова, чтобы экспонировать на Всемирной выставке в Париже. Там полотно Шишкина соседствовало с картинами Айвазовского и Боголюбова.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

9. Упомянутый Николай Быков не только частично оплатил поездку Шишкина в Европу. По сути, его влияние на членов Академии стало решающим в вопросе причисления художника к званию академика. Едва получив «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» по почте, он помчался к маститым художникам демонстрировать картину. А слово Быкова обладало немалым весом в художественных кругах. Он сам окончил Академию, но практически ничего не писал. Известны его автопортрет да копия портрета Жуковского кисти Карла Брюллова (именно эту копию разыграли в лотерее, чтобы выкупить из крепостных Тараса Шевченко). Зато Быков обладал даром предвидения в отношении молодых художников. Он покупал картины у молодых Левицкого, Боровиковского, Кипренского и, разумеется, Шишкина, собрав в итоге обширную коллекцию.

Николай Быков

10. Летом 1868 года Шишкин, опекавший тогда молодого художника Фёдора Васильева, познакомился с его сестрой Евгенией Александровной. Уже осенью сыграли свадьбу. Супруги любили друг друга, но брак не принёс им счастья. Чёрная полоса началась в 1872 году — умер отец Ивана Ивановича. Годом позже от тифа умер двухлетний сынишка (сам художник тоже тяжело болел). За ним из жизни ушёл Фёдор Васильев. В марте 1874 года Шишкин потерял супругу, а через год умер ещё один маленький сын.

Евгения Александровна, первая супруга художника

11. Не будь И. И. Шишкин выдающимся художником, он вполне мог бы стать учёным-ботаником. Стремление реалистично передавать живую природу заставляло его дотошно изучать растения. Этим он занимался и во время первой поездки в Европу, и во время пенсионерского (т. е. предпринимаемого за счёт Академии) вояжа в Чехию. Под рукой у него всегда были определители растений и микроскоп что было редкостью для художников-пейзажистов. Зато натурализм некоторых произведений художника выглядит очень документальным.

12. Первым произведением Шишкина, купленным известным меценатом Павлом Третьяковым, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Художник был польщён вниманием знаменитого коллекционера, да ещё и выручил за полотно 300 рублей. Позднее Третьяков купил много картин Шишкина, причём цены на них неизменно росли. К примеру, за картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» Третьяков заплатил уже 1 500 рублей.

Полдень. В окрестностях Москвы

13. Шишкин принимал активное участие в создании и работе Товарищества передвижных художественных выставок. Фактически вся его творческая жизнь с 1871 года была связана с передвижниками. Тот же «Сосновый бор…» публика впервые увидела именно на первой передвижной выставке. В компании передвижников Шишкин познакомился с Иваном Крамским, высоко ценившим живопись Ивана Ивановича. Художники подружились и проводили с семьями много времени на выездных этюдах. Крамской считал Шишкина художником европейского уровня. В одном из писем из Парижа он писал Ивану Ивановичу что если бы любое из его полотен привезли в Салон, публика села бы на задние ноги.

Передвижники. Когда говорил Шишкин, его бас перебивал всех

14. В начале 1873 года Шишкин стал профессором пейзажной живописи. Это звание Академия присваивала по итогам конкурса, на который представляли свои работы все желающие. Шишкин стал профессором за картину «Лесная глушь». Звание профессора, разрешавшее официально набирать учеников, он заслужил уже давно. Крамской писал, что Шишкин может набрать на этюды 5 — 6 человек, и всех толковых научит, тогда как из Академии выходит в 10 лет один, да и тот искалеченный. На одной из своих учениц, Ольге Пагоде, Шишкин женился в 1880 году. Этот брак, к сожалению, был ещё короче первого — Ольга Александровна умерла, едва успев родить дочь, в 1881 году. В 1887 году художник издал альбом рисунков покойной жены. Столь же короткой была и официальная педагогическая деятельность Шишкина. Не имея возможности выбирать учеников, он подал в отставку через год после назначения.

15. Художник шёл в ногу со временем. Когда процесс фотографирования и изготовления снимков стал более или менее доступен для широкой публики, он приобрёл фотоаппарат и необходимые аксессуары и стал активно использовать фотографию в работе. Признавая несовершенство тогдашней фотографии, Шишкин ценил то, что она даёт возможность работать зимой, когда нет возможности писать пейзажи с натуры.

16. В отличие от большинства представителей творческих профессий, И. И. Шишкин относился к работе, как к службе. Он искренне не понимал людей, ждущих прихода вдохновения. Работай — и вдохновение придёт. А коллеги, в свою очередь, удивлялись работоспособности Шишкина. В письмах и воспоминаниях об этом упоминают все. Крамской, например, был поражён ворохом рисунков, привезённым Шишкиным из короткой поездки в Крым. Даже друг Ивана Ивановича предполагал, что непохожие на то, что писал его друг, пейзажи потребуют какое-то время на привыкание. А Шишкин выходил на природу и писал крымские горы. Эта работоспособность помогала ему избавляться от алкогольной зависимости в тяжёлые периоды жизни (был такой грех).

17. Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» написана И. И. Шишкиным в соавторстве с Константином Савицким. Савицкий показал коллеге жанровый набросок с двумя медвежатами. Шишкин мысленно окружил фигурки медвежат пейзажем и предложил Савицкому написать картину совместно. Условились, что Савицкий получит четверть продажной цены, а Шишкин всё остальное. В ходе работы число медвежат увеличилось до четырёх. Их фигурки писал Савицкий. Картина была написана в 1889 году и имела большой успех. Павел Третьяков купил её за 4 000 рублей, 1 000 из которых получил соавтор Шишкина. Позже Третьяков по непонятной причине стёр подпись Савицкого с холста.

Эту картину видели все

18. В 1890-х годах Шишкин поддерживал тесную дружбу с коллегой Архипом Куинджи. По словам племянницы Шишкина, жившей у него в доме, Куинджи приходил к Шишкину почти ежедневно. Оба художника рассорились с некоторыми передвижниками по вопросу участия в реформе Академии художеств: Шишки и Куинджи были за участие, и даже работали над проектом нового устава, а некоторые передвижники были категорически против. А Куинджи можно считать соавтором картины Шишкина «На севере диком» — Комарова вспоминает, что Архип Иванович поставил на уже готовом полотне маленькую точку, изображающую далёкий огонёк.

«На севере диком…» Огонёк Куинджи не виден, но он есть

19. 26 ноября 1891 года в зале Академии открылась большая выставка произведений Ивана Шишкина. Впервые в истории российской живописи на персональной выставке демонстрировались не только готовые произведения, но и подготовительные фрагменты: эскизы, наброски, рисунки, и т. п. Художник задумал показать, как рождается картина, проиллюстрировать процесс её появления на свет. Несмотря на критические отзывы коллег, он сделал такие выставки традиционными.

20. Иван Иванович Шишкин умер в своей мастерской 8 марта 1898 года. Он работал вместе со своим учеником Григорием Гуркиным. Гуркин сидел в дальнем углу мастерской и услышал хрип. Он успел подбежать, подхватить заваливающегося на бок учителя и перетащить его на кушетку. На ней Иван Иванович и скончался через несколько минут. Похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1950 году захоронение И. И. Шишкина перенесли в Александро-Невскую лавру.

Всем привет! Вот что я узнала нового. . .

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём». В чем секрет его популярности.
25 января в Елабуге (Татарстан), на родине пейзажиста Ивана Шишкина, масштабно отметили 185-летие со дня его рождения.
В Елабугу съехались потомки живописца. По данным специалиста по генеалогии Шишкиных, старшего научного сотрудника музея Ивана Шишкина Надежды Курылёвой, род художника насчитывает 15 поколений (506 имён), его история длится уже 300 лет. 80 человек – наши современники. Живут они в России, США, Украине, Сербии, Германии, Франции, Чехии, Швеции.

Любопытно, что многие представители рода отмечены «творческим геном», проявили неплохие способности к науке, к рисованию. Так, праправнучка Варвара Межинская-Антич (по линии сестры художника Анны) занимается мозаичной техникой, окончив Академию художеств в Белграде. Её сестра Елена Межинская-Милованович – филолог и искусствовед, заместитель директора художественной галереи при той же Академии, издала несколько исследовательских работ о вкладе русских художников в сербское искусство. Правнучатый племянник Шишкина Виктор Репин, проживающий в Германии, - дизайнер и художник. Талантов в этом семействе достаточно.

На одной из встреч потомков побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга. Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Есть представители рода и в Казани. Известный исследователь истории и градостроительства, архитектор Сергей Саначин – праправнук родной сестры художника Ольги Ивановны Шишкиной (в замужестве Ижболдина). Сергей Павлович рассказывал, что в 1960-е его бабушка с дедом передали в музей изобразительных искусств некоторые семейные реликвии – фотографии, бамбуковую этажерку, трость. О «шишкинских местах» в Казани, по словам Саначина, говорить не приходится. Прямое отношение к живописцу имеет только здание Первой гимназии (ныне корпус КГТУ-КАИ им. Туполева на улице К.Маркса), в которой художник учился с 1844 по 1848 годы. Но зато сохранились три дома, которыми владела сестра живописца Ольга Ивановна. Это красивые деревянные строения в Школьном переулке, в том числе и тот, где ныне дом-музей химика Арбузова.

Любопытно, что среди многочисленных потомков лишь один носит фамилию Шишкин. Это праправнук дяди художника Василия Васильевича, отставной военный Александр Васильевич из Липецка. Говорят, что он поразительно похож на Ивана Ивановича.

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.
Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Получить признание после смерти - нередкое дело в мире творцов. Однако чаша сия миновала Ивана Ивановича. К кисти он тянулся с детства, так что родители называли его «мазилкой». Шишкин в юном возрасте бросил учебу в гимназии и посвятил себя рисованию. Свой выбор он объяснял так: «Чтобы не стать чиновником».

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже хорошо знали и ценили за рубежом.

Позже, с 1862 по 1865 год, художник жил за границей. В основном, в Германии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу. И уже в то время его работы пользовались бешеной популярностью у местных жителей.

Иван сам писал в воспоминаниях: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»

Кутила и задира

Молодость у Ивана Ивановича проходила довольно бурно. Ночные посиделки с друзьями за бутылочкой-другой не всегда заканчивались мирно.

Современники вспоминают о поединке, случившемся в одном из кабаков Мюнхена. Художник, отдыхавший с приятелями, услышал как за соседним столиком два молодых немца отпускают уничижительные шутки по поводу России. Надо отметить, что, обучаясь за границей, Шишкин очень тосковал по родине. «Отчего я не в России, которую так люблю?», - писал он.

Поэтому шпильки в адрес нашей страны не прошли безнаказанно. Иван потребовал извинений, а, не дождавшись, ринулся в атаку.

Свидетели потом путались в показаниях: кто-то утверждал, что русский художник отправил в нокаут семерых, другие божились, что поверженных было не меньше дюжины. Еще бы, ведь Шишкин орудовал попавшимся под руку тяжёлым тележным шкворнем. Шкворень этот, изрядно погнувшийся, был предъявлен в суде в качестве доказательства вины русского.

Однако до наказания дело не дошло, пострадавшие признали свою неправоту, и живописец-патриот был оправдан. Рассказывают, что приятели вынесли Ивана Ивановича из здания суда на руках, чтобы отправиться отмечать победу в ближайшую пивную.

А были ли медведи?

Мало кто знает, что самую популярную, благодаря изображению на обертке советских шоколадных конфет, картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал вовсе не сам, а в соавторстве со своим другом, известным анималистом Константином Савицким. Именно его кисти принадлежат фигуры медвежат. Подпись на полотне также была двойная.

Медведей нарисовал вовсе не Шишкин. Фото: репродукция

Картину купил знаменитый собиратель живописи Павел Третьяков. Однако у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина - Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть. С тех пор картину так и выставляют - в единоличном авторстве Ивана Ивановича.

Кстати, многие неверно называют картину «Три медведя», поскольку на ней изображено четыре медвежонка. Просто в СССР продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой работы, а в народе конфеты прозвали «Три медведя».

Трагическая любовь

Личная жизнь живописца складывалась поистине трагично, несмотря на то, что он был женат два раза, и оба - по любви.

Первой его супругой стала Евгения Васильева, сестра талантливого пейзажиста Фёдора Васильева, которого Шишкин опекал и учил азам мастерства. К сожалению, Евгения Александровна умерла в апреле 1874 года. А немного спустя скончался и их маленький сын.

Надломленный горем, художник на некоторое время бросил творчество и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю.

Однако смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке представил ряд картин, в том числе, «Родник в сосновом лесу».

Через какое-то время Шишкин женился во второй раз. На Ольге Антоновне Лагоде, своей ученице, художнице-пейзажистке. Но и на этот раз счастье было недолгим - жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив вдовцу двух дочерей.

Смерть за мольбертом

Умер Иван Иванович, как и положено творцу, за работой. Это случилось 8 марта 1898 года. Художнику было 66 лет, и он был полон творческих планов. Шишкин сидел за мольбертом и работал над своей новой картиной «Лесное царство».

По свидетельствам помогающего ему ученика, делая какой-то штрих, художник вдруг как будто зевнул, а затем голова его беспомощно опустилась на грудь...

Последняя работа художника хранится в «Русском музее». Фото: репродукция

Ученик бросился на помощь к своему учителю, но тот уже был мертв. Прибывший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.

Последней завершенной работой художника стала величественная композиция «Корабельная роща», которая хранится в «Русском музее».

Непревзойденный мастер пейзажной живописи, выдающийся художник, прославивший русское искусство, Иван Шишкин имел купеческое происхождение. Его родным городом была Елабуга, где он появился на свет в начале 1832 года. Уже в детстве Иван Шишкин был одаренным ребенком и проявлял склонность к рисованию.

В Императорской Академии художеств Петербурга в полной мере проявился его талант. Годы, проведенные в Европе, дали возможность живописцу развить свои творческие способности. Но его всегда вдохновляла родная природа — лес, поле, луг, поэтому он поспешил вернуться в Россию.

Шишкин воспитал немало учеников. За свою творческую жизнь Иван Иванович создал сотни произведений, многие из которых признаны шедеврами и украшают сегодня лучшие музеи России и Европы.

Уход из гимназии

Талантливейший русский пейзажист в подростковом возрасте был неуспевающим гимназистом. Арифметика не давалась совсем, нахватав неудовлетворительных оценок, Иван Шишкин вынужден был покинуть гимназию в Казани после четырех лет обучения. Да и самому Шишкину учиться там не хотелось, он мечтал о живописи.

Получение большой золотой медали

Иван Шишкин получил прекрасное художественное образование. Сначала он обучался в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, а затем блестяще окончил Императорскую Академию художеств в российской столице.

Учился он настолько хорошо, что уже на первом году обучения стал обладателем двух малых серебряных медалей. Его пейзажи, запечатлевшие природу в окрестностях столицы, приносили ему успех. В дальнейшем Шишкин получил сначала большую серебряную медаль, а затем малую золотую. Спустя год, ему вручили большую золотую медаль академии за его пейзажи, написанные на Валааме, а к ней полагался пенсион для поездки в Европу на несколько лет.

Происшествие в Германии

Художник искренне любил русскую природу, об этом красноречиво свидетельствует его творчество. В Европе он тосковал по России, от тоски нередко прикладывался к вину. Однажды в мюнхенской пивной он услышал, как компания подвыпивших немцев оскорбительно отозвалась о русских.

Шишкин тут же разобрался с обидчиками при помощи кулаков и даже подвернувшегося под руку металлического прута. Скандал разразился грандиозный. Художника отдали под суд. Но, к удивлению многих, суд его оправдал. По воспоминаниям очевидцев, после оправдательного приговора из зала судебного заседания друзья вынесли Шишкина на руках.

Написание в соавторстве известной картины

Современники Шишкина говорили о нем, как о хорошем знатоке природы, имеющем о ней научные знания. Именно этим многие объясняли такую скрупулезную точность в изображении во всех его пейзажах.

Однако одну из самых известных своих работ «Утро в сосновом бору» художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Шишкин, как порядочный человек, подписал работу двумя именами. Но по желанию владельца художественной галереи Павла Третьякова, который приобрел картину, фамилия соавтора была удалена.

Звание академика и профессора

Шишкин быстро получил признание как выдающийся пейзажист. Он еще находился в Европе в пенсионерской поездке, когда Академией художеств в 1865 году ему было присвоено звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», это полотно раньше него прибыло в столицу России.

Работы Шишкина производили ошеломляющее впечатление. Иван Иванович ежегодно представлял свои работы на выставке передвижников, за одну из таких картин, полотно «Лесная глушь», в 1873 году ему было присвоено звание профессора столичной Академии художеств. С 1892 года художник стал руководить учебной пейзажной мастерской в Академии, кроме того, у него всегда было много учеников.

Общество аквафортистов

Принято считать, что Иван Шишкин был одним из лучших живописцев своего времени. Не все знают, что наравне с пейзажной живописью он увлеченно занимался гравировкой. В 70-м году 19 столетия художник стал активным участником кружка столичных аквафортистов, художников, гравировавших крепкой водкой на металле, это занятие Шишкин не оставлял никогда, чередуя его с пейзажной живописью, и считался одним из лучших граверов в Петербурге.

Смерть за мольбертом

Великолепный художник Иван Шишкин был поглощен творчеством до последних минут своей жизни. Достаточно сказать, что он автор 800 картин , не считая рисунков и гравюр. Он ушел из жизни внезапно в возрасте 66 лет в марте 1898 года, в тот момент, когда работал над картиной «Лесное царство». Рядом с выдающимся мастером в этот момент находился его ученик, который и стал свидетелем смерти наставника буквально за мольбертом. Медики дали заключение, что у художника отказало сердце, очевидно, это был инфаркт.

Перенос могилы Ивана Шишкина

Не все знают, что первоначально Иван Иванович Шишкин был похоронен на православном Смоленском кладбище в Петербурге. Когда в 30-е годы 20 столетия на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры решено было создать некрополь деятелей искусств, сюда с разных петербургских кладбищ были перенесены захоронения выдающихся художников, композиторов и артистов. Перенесли сюда и могилу Шишкина. Это произошло в 1950 году. Однако, памятник с его могилы, стоявший на Смоленском кладбище, был утрачен, взамен был установлен новый. Удивительно, что на этом новом памятнике неверно указали дату рождения живописца, сделав его старше на целых два десятилетия. Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой.