Дают ли ип ипотеку. Как взять кредит ИП? На заметку индивидуальному предпринимателю

Для многих важна возможность работать на себя, отдаваясь полностью выбранному занятию. Что может помешать заработать деньги любимым делом? Начинающий бизнесмен может столкнуться с необходимостью разобраться, как открыть индивидуальное предпринимательство и начать действовать официально.

Что нужно чтобы открыть ИП

По законодательству работать в качестве индивидуального предпринимателя (раньше они назывались ПБОЮЛ) могут все граждане страны, даже иностранцы, имеющие временную регистрацию в России. Исключением в этом списке являются лишь муниципальные и государственные служащие. Быстрая процедура оформления ИП может быть выполнена самостоятельно или поручена специальным компаниям, для которых этот вид деятельности приоритетный.

Если регистрация индивидуального предпринимателя доверена сторонним организациям, то надо подготовиться к тому, что денежные траты на открытие бизнеса вырастут в несколько раз по сравнению с самостоятельным решением вопроса. На цену могут еще повлиять следующие факторы:

  • изготовление печати;
  • нотариальное заверение документов;
  • открытие банковского счета и пр.

Порядок оформления ИП

Как зарегистрировать ИП без особых проволочек? Для этого необходима подготовительная работа. На начальном этапе нужно определиться с областью деятельности. Для этого существует общероссийский классификатор, где из перечня можно выбрать направление работы и соответствующий код, который следует указать, открывая свой бизнес. Разрешается указывать несколько сфер будущей деятельности, но основной вид должен стоять на первом месте.

Процедура открытия ИП подразумевает выбор формы уплаты налогов. Большинство частников работает по упрощенной системе. В данном случае налог исчисляется от доходов и составляет 6%. Если выбрать налогообложение доходов без учета расходов, то тогда процентная ставка будет колебаться от 5 до 15 пунктов. Существуют и другие виды налогообложения предпринимательской деятельности, информацию о которых можно узнавать в налоговых органах.

Где можно зарегистрировать ИП

Согласно законодательству подача документов и регистрация частного предпринимателя оформляется по месту прописки гражданина. Для этого надо обращаться в местное отделение налоговой инспекции с необходимым набором документов. Если же бизнесмен выбрал налогообложение по системе ЕНВД , то тогда ему разрешается зарегистрироваться по месту ведения бизнеса. Допустимо открыть бизнес в нескольких регионах, населенных пунктах или их частях. В этом случае регистрация происходит там, где зарегистрирован первый объект деятельности предпринимателя.

На сегодняшний день самым простым, быстрым и удобным способом открыть ИП является онлайн сервис по открытию ИП .

Документы для открытия ИП

  • После успешной регистрации ИП необходимо выбрать банк для ведения расчётного счёта. Для того, чтобы упростить выбор, воспользуйтесь сервисом сравнения тарифов РКО от­­ Main Mine .

Если с вопросом, как оформить ИП более-менее ясно, то следует уделить особое внимание, какой нужен список документов для открытия ИП. Это:

  • паспорт (дополнительно нужна его ксерокопия);
  • заявление (форма 21001);
  • квитанция об уплате пошлины;
  • ИНН (+ копия).

Заявление на регистрацию ИП

Следует ответственно подойти к заполнению документа, форму которого можно скачать с официального сайта МНС или запросить в налоговой инспекции. Заявление на оформление ИП состоит из пяти листов, которые надо пронумеровать и скрепить между собой. Подписывается документ лично предпринимателем и заверяется нотариусом только если документы предоставляет не сам бизнесмен, а доверенное лицо.

Регистрация ИП – стоимость

Открыть собственное дело – процедура, которая не является бесплатной. Сколько стоит оформить ИП? Единственное, что необходимо – это оплатить госпошлину (сегодня данная сумма равняется 800 рублям). Ее можно оплатить онлайн безналичным путем или в любом банке. Если же доверить данный процесс специализированным фирмам, то цена будет разниться не только от фирмы к фирме, но и в зависимости от региона, где будет зарегистрирован индивидуальный предприниматель.

Как открыть свое ИП – пошаговая инструкция

Если определена сфера деятельности и выбрана система налогообложения, то можно перейти по регистрированию собственного дела:

  1. Следует подать комплект документов в налоговую, чтобы получить идентификационный номер, присваиваемый каждому налогоплательщику.
  2. В случае, когда ИНН уже имеется, то можно сразу оплачивать госпошлину за совершение действия госорганом.
  3. Подать заявление на присвоение ИНН можно совместно с документами на госрегистрацию ИП, но процесс может затянуться.

Если документы собраны, то зарегистрировать ИП самостоятельно можно в налоговой по месту регистрации (не жительства!). Процесс этот поэтапный и имеет последовательность. Пошаговая инструкция состоит из подготовки пакета документов и подачи их в налоговую. Дальнейшие условия, позволяющие создать юридическое лицо с нуля, будь то объект торговли или маленькое свое дело, предприятие по пошиву одежды, одинаковы. Примерный пошаговый алгоритм после оформления самого ИП:

  • В некоторых случаях для работы ИП требуется завести кассовый аппарат, если без него работать нельзя (актуально для создания интернет-магазинов, при торговле / оказании услуг юрлицам и предпринимателям). Он не нужен, если оплачивается ЕНВД либо применяется патентная система налогообложения. Вместо чека тогда выдается бланк строгой отчетности. Узнайте подробнее, как вести расчет налогов на ЕНВД и формировать платежные документы онлайн .
  • Печать также изготавливается после получения пакета документов. Предприниматель вправе работать без нее, ограничиваясь только подписью.

Так же есть возможность удаленно подготовить все документы и отправить заявку на открытие ИП. Для этого воспользуйтесь онлайн сервисом по открытию ИП .

Сроки регистрации ИП

Законодательством установлены точные сроки оформления ИП. По плану делают это не более пяти дней. Если организация будущего бизнеса происходила через посредников, то время, чтобы открыть ЧП может быть увеличено за счет подготовки документов. Бывают случаи получения отказа при попытке открытия собственного дела. Причиной может послужить неправильное оформление документов или ошибочное указание сведений. Как открыть ИП в таком случае? Физическому лицу необходимо снова организовать сбор пакета документов и еще раз оплатить пошлину.

По истечению отведенного времени на руки выдают все бумаги, после чего можно начать зарабатывать деньги. Предприниматель получает:

  • документ, который свидетельствует о постановке на учет;
  • выписку ЕГРИП;
  • свидетельство о госрегистрации (ОГРННИП).

Для ведения онлайн-бухгалтерии ИП можно воспользоваться .

Видео: что нужно для открытия ИП

Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Данная пошаговая инструкция подробно описывает процедуру государственной регистрации ИП. С ее помощью вы получите наиболее полное представление о том, как открыть ИП в 2019 году, сэкономите свое время на поиск необходимой информации, а также узнаете о бесплатных онлайн-сервисах, значительно упрощающих процесс регистрации ИП.

1. Выбираем способ регистрации ИП

Существует два способа, чтобы открыть ИП:

  1. Самостоятельная регистрация ИП. Достаточно легкая процедура, которая заключается в подготовке нескольких простых документов. Кроме этого, начинающим предпринимателям даст ценный опыт взаимодействия с работниками налоговой службы.
  2. Платная регистрация ИП через специализированную компанию. Подходит тем, кто хочет сэкономить свое время и не желает самостоятельно вникать в процесс государственного оформления ИП.

Сколько стоит открыть ИП

Самостоятельно зарегистрировать ИП

Примечание : часть из вышеперечисленных расходов можно вернуть, если вы состоите на учете в центре занятости как безработный.

Платно открыть ИП через специализированную фирму

Стоимость платного оформления ИП зависит от региона, но обычно составляет от 1 000 до 5 000 рублей. Государственная пошлина за регистрацию ИП в данную сумму не входит. Услуги по изготовлению печати и открытию расчетного счета иногда могут не предоставляться или осуществляться за дополнительную плату.

Сравнение самостоятельной и платной регистрации ИП

Способ регистрации Преимущества Недостатки
Самостоятельная регистрация ИП

Полезный опыт в подготовке документов и общении с государственными инстанциями.

Экономия денежных средств на платных услугах юридических компаний.

Возможный отказ в регистрации из-за ошибок в подготовленных документах. Как следствие – потеря времени и денег (800 рублей).

НО, при соблюдении данной инструкции и внимательной подготовке документов риск отказа сводится к 0.

Платная регистрация ИП через юридическую фирму

Риск отказа в регистрации фирма-регистратор берет на себя.

Подготовка, подача и прием документов из налоговой службы возможны без вашего участия.

Дополнительные расходы.

Передача личных данных посторонним лицам.

Вы будете плохо разбираться в процедуре регистрации ИП.

2. Подбираем коды деятельности ОКВЭД

Перед подготовкой документов необходимо подобрать из справочника ОКВЭД коды видов деятельности, которыми вы предположительно займетесь после регистрации ИП.

На практике коды ОКВЭД принято выбирать с запасом. Даже если вы точно не уверены, будете ли заниматься данной деятельностью или нет, то её все же следует внести в список. По ним вам не придется дополнительно платить налоги и сдавать отчетность, так как эти факторы напрямую зависят только от выбранный системы налогообложения. Тем не менее, при необходимости вы всегда можете добавить коды ОКВЭД уже после открытия ИП.

Хотя законом не установлено никаких ограничений по максимальному количеству кодов ОКВЭД, не рекомендуется указывать их более 57 штук в заявлении на регистрацию ИП (столько помещается на одном его листе). При этом в нем можно указывать только коды ОКВЭД состоящие минимум из 4-х цифр.

Один из выбранных кодов необходимо выбрать в качестве основного . Фактически от него зависит только право на применение пониженных ставок при уплате страховых взносов за работников (при условии, что у ИП официально будут сотрудники и данный вид деятельности будет приносить не менее 70% дохода).

Обратите внимание , нельзя вести деятельность без указания кода ОКВЭД, так как её могут приравнять к незаконному предпринимательству.

Бесплатная консультация по регистрации ИП

3. Подготавливаем необходимые документы

Заявление на регистрацию ИП

Заявление по форме Р21001 является основным документом, необходимым для регистрации индивидуального предпринимателя (скачать бланк). Подробную инструкцию по заполнению, а также образцы заявления 2019 года вы можете посмотреть на этой странице .

Будьте внимательны, на этапе подготовки документов заявление подписывать не нужно . Это потребуется сделать при подаче документов в присутствии налогового инспектора (нотариуса – если будете регистрировать ИП через представителя).

Чаще всего отказывают в регистрации ИП именно из-за ошибок, допущенных при заполнении заявления. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, мы рекомендуем заполнять заявление через специализированные бесплатные сервисы.

Квитанция на оплату госпошлины

В 2019 году госпошлина за регистрацию ИП, как и в 2018 году, составляет 800 рублей . Сформировать квитанцию, а также оплатить её через Интернет, можно при помощи этого сервиса на официальном сайте ФНС. Там же вы сможете распечатать её в бумажном виде и оплатить в любом удобном отделении Сбербанка.

Сохраните квитанцию, подтверждающую оплату. Она вам понадобится при проверке документов в налоговой инспекции. Вообще хранить её вы не обязаны, но не все инспекторы ИФНС об этом знают, поэтому лучше в такой ситуации перестраховаться и взять квитанцию с собой.

Заявление о переходе на УСН

Очень важно выбрать правильную систему налогообложения , так как от неё будет зависеть размер уплачиваемых налогов и количество сдаваемой отчетности.

Большинству начинающих предпринимателей рекомендуется применять упрощенную систему налогообложения (УСН), так на ней можно заниматься практически всеми видами деятельности, и она является наиболее простой в понимании и выгодной в применении.

5. Подаем документы в налоговую инспекцию

Собранные документы необходимо подать в регистрирующую ИФНС по месту жительства ИП или по адресу временной регистрации, если у предпринимателя нет постоянной прописки. Адрес и контактные данные вашей налоговой инспекции, вы можете узнать при помощи этого сервиса .

Если будущий ИП подает бумаги лично , ему необходимо:

  1. Передать комплект документов сотруднику ИФНС.
  2. В присутствии сотрудника расписаться в заявлении на регистрацию ИП.
  3. Получить расписку , подтверждающую сдачу документов (с подписью, печатью и датой, когда нужно будет прийти за готовыми документами ИП).
  4. Взять один экземпляр уведомления о переходе на УСН с датой, подписью и печатью сотрудника ИФНС (он может потребоваться для подтверждения вашего перехода на УСН).

Для подачи бумаг через представителя или отправки по почте необходимо заверить и прошить у нотариуса заявление по форме Р21001 и копию всех страниц паспорта. Дополнительно представителю необходимо сделать нотариальную доверенность. При отправлении документов по почте их нужно посылать ценным письмом с описью вложения и уведомлением по адресу ИФНС.

6. Получаем документы зарегистрированного ИП

В указанную инспектором дату вам необходимо самостоятельно прийти в налоговую инспекцию за готовыми документами (в 2019 году срок регистрации ИП не должен превышать 3 рабочих дней). При себе необходимо иметь паспорт и расписку. Представителю дополнительно потребуется доверенность.

Примечание : если вы не сможете прийти за документами в указанный день, то их отправят по почте.

В случае успешной регистрации инспектор должен вам выдать:

  1. Лист записи ЕГРИП (с номером ОГРНИП).
  2. Свидетельство ИНН (если до этого у вас не было ИНН).

В некоторых ИФНС дополнительно могут сразу выдать:

  • Уведомление о постановке на учет в ПФР (Пенсионный фонд);
  • Уведомление о присвоении кодов статистики (из Росстата).

Обязательно проверьте информацию в полученных документах. При обнаружении ошибок сразу обратитесь к сотруднику, который выдал вам бумаги для составления протокола разногласий. Если ошибки были допущены по вине регистрирующей налоговой, они должны их оперативно и бесплатно исправить.

Обратите внимание , с 1 января 2017 года ФНС прекратила выдачу свидетельства регистрации ИП в бумажной форме. Вместо этого теперь налоговая оформляет Лист записи ЕГРИП по форме №Р60009, который имеет такую же юридическую силу, как и ранее выдаваемое свидетельство о госрегистрации.

Примечание : если вы планируете официально нанимать сотрудников , то больше не нужно регистрироваться в ПФР как работодатель. С 1 января 2017 года для работодателей-ИП отменен заявительный порядок постановки на учет. Регистрация и снятие с учета в ПФР может осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН и вовсе необязательно подавать дополнительные документы (письмо от 31 января 2017 г. № БС-4-11/1628@).

Для постановки на учет в ФСС ИП должен подать заявление о регистрации в качестве работодателя не позднее 30 календарных дней с момента найма первого сотрудника.

Многие задумываются о том, как бы расширить свои финансовые возможности и поэтому наряду с официальной работой пытаются заниматься личным предпринимательством. Но чтобы не работать в тени, такие предприниматели желают зарегистрировать ИП. И в этом случае возникает логичный вопрос, а можно ли открыть ИП, когда человек официально трудоустроен?

Надо понимать, что ответ на этот вопрос надо искать не только в юридической плоскости. Здесь поднимаются вопросы и организационного, и психологического характера. Их немало, ответить на них можно, только рассматривая каждый случай индивидуально. Но основными проблемами являются такие:

  • насколько действительно выгодно человеку открыть ИП, имея официально должность в другой компании;
  • хватит ли человеку сил, времени и прочих ресурсов, чтобы совмещать две деятельности;
  • если работодателю станет известно об ИП сотрудника, как он на это отреагирует.

Однако это слишком сложные вопросы, которые выходят за рамки данной статьи. Поэтому мы ограничимся юридической стороной дела и попытаемся выяснить, какая позиция законодателя в отношении работающего предпринимателя.

Ограничения по открытию ИП

Итак, что думает закон о желании работающего человека открыть ИП? На этот вопрос у него нет однозначного ответа, но есть некоторые ограничения, при которых такой человек однозначно не может начинать собственное дело. К таким ограничениям относят следующие нюансы:

  1. Неполная дееспособность гражданина. Закон утверждает, что полная дееспособность гражданина наступает с 18 лет. С этого же возраста он может открывать ИП. Но начинать трудовую деятельность модно и в более юном возрасте – с 16 лет. Следовательно, если работающий гражданин, которому еще не исполнилось 16 лет желает открыть ИП, ему будет отказано вследствие его неполной дееспособности. Обратите внимание, что это ограничение легко обходится, если такой гражданин вступает в брак. Даже если ему нет 18 лет, вступив в брак, он признается полностью дееспособным. Еще один вариант – пройти процедуру эмансипации, то есть признания судом несовершеннолетнего человека полностью дееспособным.
  2. Ограниченная дееспособность гражданина. Она может признаваться только судом. Происходит это в тех случаях, когда человек в принципе может заниматься трудовой деятельностью, но в силу каких-то злоупотреблений не всегда может себя контролировать. К таким людям относятся наркоманы, алкоголики, игроманы и прочие граждане. Они не могут заниматься предпринимательской деятельностью до тех пор, пока их не признают дееспособными.
  3. Также могут быть установлены прямые ограничения на занятие подобной деятельностью, когда вступило в силу решение суда о признании человека виновным в совершении должностных преступлений или преступлений имущественного характера. Работать по найму при этом человек может беспрепятственно.
  4. Прямой запрет на занятие предпринимательской деятельностью наложен на лиц, занимающих посты на муниципальной или государственной службах.
  5. Также не имеет права регистрировать ИП человек, который занят на целом ряде специфических должностях. Например, нотариусы, адвокаты.
  6. Не может заниматься предпринимательской деятельностью нерезидент страны или человек без гражданства, если только у него нет соответствующего разрешения от ФМС.

В остальных случаях работающему гражданину можно открывать ИП.

Депутатский вопрос

Один из самых волнующих вопросов – можно ли депутатам заниматься предпринимательской деятельностью? С одной стороны, закон прямо запрещает регистрировать ИП человеку, который занимает выборную должность. Соответственно, к таким лицам относятся:

  • депутаты всех уровней, которые исполняют обязанности постоянно (секретари, заместители председателей, заместители);
  • депутаты Федерального собрания Российской Федерации;
  • депутаты Государственной Думы Российской Федерации;
  • главы муниципальных образований;

Другим депутатам можно заниматься подобной деятельностью.

Бюджетный работник и предпринимательство

Как уже говорилось, государственный служащий не может открывать свое дело. Но оказывается, это касается далеко не всех сотрудников, которые заняты на предприятиях государственной или коммунальной собственности. Все зависит от уровня организации.

Например, учитель, работающий в школе, не причисляется к государственному служащему. Поэтому ему вполне можно вести частную практику или заниматься другой предпринимательской деятельностью. И при этом, если педагог работает в местном управлении образования, он уже автоматически признается государственным служащим, а значит регистрировать ИП не имеет права. Таким же образом рассматривается ситуация с врачами в больницах, которые могут вести предпринимательскую деятельность, и с врачами-сотрудниками территориального органа Росздравнадзора, которым такая деятельность запрещена.

ИП и трудовые отношения

Итак, мы выяснили, что в целом ряде случаев можно регистрировать индивидуального предпринимателя, даже если он уже занят на какой-то должности другой организации. Теперь давайте рассмотрим, как факт предпринимательства будет влиять на эти трудовые отношения.

На самом деле, факт предпринимательства абсолютно никак не сказывается на трудовых отношениях предпринимателя. У него не возникает никаких новых обязанностей или ограничений, ему продолжают начислять заработную плату и делать из нее все необходимые отчисления.

Работодатель не должен вписывать в трудовую работника информацию о его личной предпринимательской деятельности, поскольку она не входит в рамки трудового договора. А в трудовой книжке все записи делаются исключительно на основе такого договора.

Соответственно, и пересечься эта информация нигде никак не может. То есть если сотрудник не желает афишировать перед работодателем свою предпринимательскую деятельность, это у него может вполне получиться, так как отчетность нигде не пересекается. Единственный источник, откуда может просочиться информация – открытая реклама предпринимательской деятельности.

Вся информация о предпринимателях собирается и хранится в реестре ЕГРИП. Чтобы получить оттуда данные, надо обратиться в налоговую службу со специальным заявлением и оплатить установленную сумму.

Когда стоит оформлять ИП?

Прежде чем оформлять ИП, сотрудник должен хорошо подумать и все взвесить. В этом деле есть свои нюансы. Например, независимо от вида предпринимательской деятельности, ее успешности, системы налогообложения, ИП должен подавать отчетность, делать необходимые выплаты. Это требует дополнительного временного ресурса. Если вы готовы на это пойти, то можно и заниматься регистрацией.

Иногда оформить ИП просто необходимо. Это возникает в тех, ситуациях, когда:

  • клиентам нужен чек, квитанция о проведенной операции или они не могут рассчитываться наличными;
  • необходимо провести масштабную рекламную кампанию;
  • чтобы совершать предпринимательскую деятельность, надо иметь соответствующую лицензию, а этот документ не выдается физическим лицам.

Наемный работник – это человек, который выполняет обязанности, предусмотренные условиями трудового договора. Разумеется, у индивидуального предпринимателя, чей бизнес активно развивается, рано или возникает вопрос: может ли ИП нанимать работников?

Нормы законодательства

Конечно, заключить договор на оказание услуг со сторонними организациями и другими индивидуальными предпринимателями гораздо удобнее, чем самому становиться работодателем. Однако для некоторых видов работы все же лучше наемный сотрудник. В законодательстве РФ предусмотрен наем индивидуальным предпринимателем в штат не более 3 человек, поэтому ответ на вопрос, можно ли ИП нанимать работников, положительный.

Количество сотрудников ИП

Прежде всего, следует помнить, что речь идет не о количестве «живых душ», а о среднесписочной численности кадров за отчетный налоговый период, поэтому у работодателя всегда есть пространство для маневра. Правда, при оформлении на работу нужно учитывать количество работающих неполный рабочий день, по совместительству и так далее.

Согласно законодательству, малые предприятия не могут иметь штат, превышающий 100 человек. Если к тому же речь про ИП на ЕНВД, предприниматель, на которого работает 101 человек, может потерять право на ЕНВД.

Ограничения накладываются также и на ИП, применяющих патентную систему, – они имеют право нанимать не более пятнадцати работников. Штат средних предприятий может насчитывать от 101 до 250 чел.

Трудовой договор

Принимая на работу сотрудника, индивидуальный предприниматель должен получить от него заявление с указанием должности и вида работы. На основании этого заявления в двух экземплярах составляется договор ИП с работником. Один образец остается у подчиненного, другой – у предпринимателя. Договор нужно оформлять, даже если вы берете стажера с испытательным сроком.

Когда ИП становится работодателем

Следует отметить, что индивидуальный предприниматель становится работодателем не с момента подписания договора, а с той минуты, как работник приступил к исполнению своих обязанностей. Даже если работодатель не успел заключить контракт, но уже допустил человека на рабочее место, по закону считается, что он несанкционированно принял на работу сотрудника.

Для регистрации ИП как работодателя необходимо обратиться в Пенсионный фонд (в течение 30 дней со дня заключения первого трудового соглашения). Если ИП осуществляет набор кадров, заключая трудовые договоры, он также должен зарегистрироваться в Фонде социального страхования (не позднее 10 дней со дня заключения первого трудового договора).

Оформление работника у ИП

Помимо трудового договора, заключенного с сотрудником, ИП-работодатель должен составить следующие документы:

  • трудовую книжку работника;
  • приказ о приеме на предприятие;
  • личную карточку сотрудника по форме Т-2;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • график отпусков;
  • штатное расписание;
  • должностную инструкцию.

При необходимости также можно заключить договор о материальной ответственности и соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

Платежи и отчетность

Став работодателем, ИП обязан совершать следующие выплаты:

  • подоходный налог на заработную плату;
  • страховые взносы ИП на обязательное медицинское и пенсионное страхование работников;
  • страховые взносы на социальное страхование на случай временной потери работоспособности и от несчастных случаев на производстве.

Принимая на работу сотрудников, ИП должен не только вовремя и в полном объеме уплачивать необходимые налоги и взносы, но и подавать все необходимые отчеты. К ним относятся:

  • реестр платежей по наемным работникам и сведения по ф. 2-НДФЛ (раз в год);
  • справка о среднесписочной численности (раз в год);
  • отчет в Пенсионный фонд ф. 6-НДФЛ (раз в квартал);
  • отчет о взносах в Фонд социального страхования (раз в квартал).

Не оформляя кадры должным образом, ИП нарушает сразу несколько нормативных актов: Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс и Налоговый кодекс, а в особо тяжких случаях – еще и Уголовный кодекс.

Не регистрируя сотрудников, ИП прежде всего нарушает законодательство о труде и об охране труда, что грозит штрафом от 5 000 до 10 000 рублей. Неоформленные наемные работники у ИП также нарушают порядок предоставления информации о физических лицах-налогоплательщиках налоговым агентом (работодателем). И, наконец, в дело вступает Уголовный кодекс, который предусматривает ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов и обязательных платежей.

Увольнение сотрудника по собственному желанию: видео

Надеемся, наша статья осветила круг вопросов о том, как ИП нанять работника.

В процессе работы у предпринимателей возникает вопрос – может ли ИП получать деньги на карту физ лица от своих бизнес партнёров и со своего счёта, и может ли карточный счёт заменить расчётный. Необходимость в таком направлении средств возникает у предпринимателей с малыми денежными оборотами. В статье объясняется целесообразность и законность этих операций, а также рассказывается, какие возникают налоговые и банковские риски.

Индивидуальные предприниматели – это субъекты хозяйственной деятельности и в процессе работы им требуется проводить денежные расчёты с партнёрами и клиентами.

Законодательство позволяет оплачивать товары и услуги, а также получать плату за предоставленные объекты двумя путями:

  • наличными деньгами, когда платёжные операции оформляются через кассу;
  • безналичным способом, при котором, например, оплата проводится при использовании счёта в банке.

Для ИП нет обязанности по открытию банковского счёта, и при некоторых видах деятельности все поступления идут наличным путём. Однако предприниматели, имеющие большие обороты, а также организации требуют безналичных расчётов, например, для оплаты работы по договору. Обращение в банковское учреждение и заключение с ним договора становится неизбежным.

Кроме того, появляется возможность перевести деньги со счёта ИП на карту физического лица в рамках зарплаты или оплаты по гражданскому трудовому договору. Такая операция тоже относится к безналичным, поскольку гражданам при выдаче этого банковского продукта тоже открывают счёт в кредитном учреждении.

Бизнесмен, действующий индивидуально, должен каким-либо образом получать заработанные деньги. Перевод денег с расчётного счёта на личную карту – один из путей реализации этой задачи.

Налоговое законодательство, а также банковский договор с ИП на обслуживание счёта не содержат ограничительных норм на подобную операцию. Однако в платёжном поручении, чтобы избежать споров с налоговиками следует указывать правильную цель перечисления.

Варианты таковы:

  • на личные потребности;
  • перевод собственных средств.

Иногда деньги, которые поступают на свою банковскую карту, ИП обозначают и как доход от предпринимательства. Однако такое определение не очень аккуратно и налоговая инспекция (с подачи банка) может запросить, что подразумевается под этой фразой.

Формулировка, которую следует избегать – это обозначение переводимых со счёта денег в качестве зарплаты. Когда суммы названы именно так, предприниматель обязан удержать с них НДФЛ и начислить страховые взносы. Но у ИП заработной платы нет – у него есть доход, на который начисляется единый налог, заменяющий, в том числе и подоходный налог. В результате возникает коллизия, позволяющая налоговой инспекции доначислить налог.

Если операция проводится впервые и есть сомнения в собственной компетенции, следует посоветоваться с банковскими сотрудниками, которые подскажут наиболее безопасную формулировку.

За транзакции такого рода плату банки не взимают, но ограничить сумму выводимых на карту денег они вправе. Обычно они устанавливают некий месячный лимит, зависящий от оборотов предпринимателя и от объёма займов, взятых в кредитном учреждении. Особенно большие трудности возникают, если карта другого банка или она кредитная.

При проведении расчётов связанных с предпринимательской деятельностью, возникает необходимость переводить деньги на банковские карты других лиц. Такая операция неизбежно приводит к налогообложению поступающих к получателю средств, поскольку для него они выглядят как доход.

Оформлять перевод следует с соблюдением следующих требований:

  • перевод денег ИП проводит на основании договора или соглашения (трудового, гражданско-правового и проч.);
  • предприниматель заполняет платёжное поручение с обязательным указанием причины перечисления и реквизитов соглашения между сторонами.

Нарушение приведённых условий может привести к тому, что налоговая инспекция при отсутствии обоснования транзакции, опротестует отнесение на расходы отосланных сумм и доначислит подоходный налог со страховыми взносами.

Принимать оплату от ИП граждане должны с учётом того, что поступающие деньги – это налогооблагаемый доход. Если средства поступают как заработная плата, то обязанность по удержанию НДФЛ лежит на налоговом агенте – предпринимателе и получатель не заботится о дальнейшей отчётности.

Если же пришедшие суммы – это вознаграждение за оказанные услуги или проведённые работы по договору, то расчёт подоходного налога делает получатель. Он же и сдаёт декларацию по окончании налогового года по всем поступлениям такого рода.

Когда после получения оплаты от клиентов денежных средств на расчётном счёте недостаточно, а операцию надо провести, индивидуальный предприниматель вправе пополнить счёт.

Существует два пути дополнения:

  • внесение наличных денег в кассу банка;
  • перевод недостающей суммы с карты.

При вкладе через кассу указывается цель зачисления – пополнение счёта. Предприниматель оформляет минимум документов и вносит деньги, остальные действия за работниками учреждения.

Второй путь – перечисление с карты намного сложнее, поскольку требует ввода полных банковских реквизитов. Такую процедуру проводят либо через банкоматы (или терминалы), с мобильного телефона, если подключён онлайн-банкинг, или со стационарного компьютера, на котором установлена программа клиент-банка.

Пользователю нужна особая внимательность при наборе числовых значений. Ошибка хоть в одной цифре может привести к неправильному зачислению.

Программа, установленная в банкомате, поправит пользователя в тексте названия банка, его корсчёте и БИКе, но правильно набранный расчётный счёт получателя лежит в сфере ответственности предпринимателя.

Может ли ИП получать деньги на свою карту физлица

В отсутствии расчётного счёта многие ИП оперируют наличными деньгами, а в случае необходимости принимают их на личные карты.

Здесь имеются следующие риски:

  1. Договор с банком обычно содержит указание на то, что текущий счёт (карточный) запрещено использовать в коммерческих целях. За обслуживание карты клиент платить немного и один раз в год, а за расчётный счёт – ежемесячно и кратно больше. Поэтому кредитное учреждение вправе проведённую операцию посчитать нарушением договора и заблокировать карту.
  2. Налоговая служба может убедить в том, что приходящие на карту деньги – это доход от коммерции. Но тогда все другие операции, даже личного характера и не являющиеся доходом (например, социальные выплаты на ребёнка) тоже придётся облагать НДФЛ или подробно расшифровывать. А подробная банковская выписка стоит дорого.
  3. Если ИП совмещает несколько систем налогообложения, то он не сможет корректно вести раздельный учёт, который обязателен при сочетаниях режимов. Например, патентная система налогообложения предусматривает фиксированную оплату и на величину дохода по выбранному виду занятий не ориентируется. А «упрощёнка», которую разрешено совмещать с ПСН, требует постоянного учёта всех доходных и расходных транзакций. Когда деньги будут приходить на один счёт, налоговая инспекция вправе зачесть всё в доход от занятий на УСН.

Помимо перечисленных рисков, есть ещё один – банк может посчитать регулярные и крупные поступления на личную карту отмыванием денежных средств и сообщить об этом факте в правоохранительные органы. Для кредитных учреждений установлены строгие регламенты в этой сфере, обусловленные борьбой с финансированием терроризма.

Если ИП, все-таки, решает пользоваться личной картой, то её следует обособить от других операций, не связанных с коммерцией, и ограничиться небольшими оборотами. Не лишним будет согласовать с банком такой вариант.

Индивидуальный предприниматель вправе переводить деньги на карту физлица с расчётного счёта на личные нужды. Допускается и обратная транзакция, если недостаточно средств для перевода. Однако при получении дохода на текущий карточный счёт возникают риски его блокировки из-за нарушения банковских правил и начисления подоходного налога на социальные пособия. Для безопасного ведения предпринимательской деятельности рекомендуется пользоваться расчётным счётом.