Cвятая Тереза из Лизье. Базилика Святой Терезы в Лизьё, Нижняя Нормандия (Lisieux, Basse-Normandie)


Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Она никогда не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы. Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих.

Что же заставило римско-католическую Церковь причислить эту девочку к лику святых?

Внезапная болезнь и чудесное выздоровление

Св. Тереза из Лизье, в миру Тереза Мартен, родилась 2 января 1873 года во Франции в семье часовщика Луи Мартена. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и ее сестры впитали в себя искреннюю веру родителей.

Мать Терезы умерла, когда девочке было четыре года, через пять лет ее старшая сестра Полина, заменившая ей маму, ушла в монастырь кармелиток, а спустя еще несколько месяцев Тереза серьезно заболела. Никто уже не надеялся, что она поправится, но Тереза верила, что Бог спасет ее, и постоянно молилась перед ликом Девы Марии. Однажды Тереза внезапно увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела.

После своего неожиданного исцеления Тереза Мартен приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться даже со своими эмоциональными взрывами? Как бы она не старалась сдерживать свои бурные эмоции, всякий раз, когда ее кто-то осуждал или делал малейшее замечание, Тереза заливалась слезами. Она молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака.

День обращения

Отец Терезы не хотел, чтобы девочка взрослела, и до четырнадцати лет по традиции продолжал класть ей рождественские подарки в башмачок. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза и ее сестра вошли в дом и увидели, как отец клал подарки в башмачки. Все ждали, что Тереза разразится слезами, однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. В своей автобиографии она называет это Рождество днем своего «обращения».

Маленький цветочек со стальной волей

Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза предприняла первую попытку поступить в монастырь, но настоятельница монастыря отказалась дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Однако девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Вскоре епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту. Иисус трижды испытывал волю Терезы и проверял, насколько сильно ее желание посвятить себя служению ему.

Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь – это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».

Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении.

Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, многие сестры опасались, что семья Мартен захватит монастырь, поэтому она попросила Терезу о великой жертве – остаться послушницей. Это означало, что Тереза никогда не станет настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает.

Она мечтала стать святой

Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Но я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый».

Главным понятием в размышлениях святой Терезы стал «малый путь». Так она называла путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.

Тереза обратилась к Святому Писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, к которой она стремилась, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». «Твои руки, Господи Иисус, вознесут меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше», - писала Тереза.

Она размышляла о своем предназначении, она чувствовала в себе призвание священника и Апостола. Мученичество было мечтой ее юности, и эта мечта росла вместе с ней. Любовь к ближнему дала ключ ее призванию. Тереза поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Она поняла, что любовь заключает в себе все призвания, она всеобъемлюща, она - вечна. Тогда, исполненная безумной радости, Тереза воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание - это Любовь!»

В монастыре Тереза жила двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

Болезнь

В 1896, у Терезы начал развиваться туберкулез, несмотря на это она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Боли были такими сильными, что Тереза писала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. Она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. И все же она старалась казаться улыбающейся и бодрой – и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна.

Тереза мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Она знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.

«История одной души»

Через год после смерти Терезы Полина опубликовала дневник Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров, но ко всеобщей неожиданности книга имела потрясающий успех - епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями. В начале ХХ века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.

Святая Тереза из Лизье была канонизирована 17 мая 1925 года. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Учителем Церкви.

Тереза стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла людей гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами.

Тереза из Лизье – одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь – это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие.

Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ – всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, – наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание – быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество – вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, – мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

...Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары – ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет – апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь – это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она – вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание – это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE
HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiques
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992
OEUVRES COMPLETES
(TEXTES ET DERNIERES PAROLES)
Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.
(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье

ТЕРЕЗА ИЗ ЛИЗЬЕ,
Маленький Цветок Иисуса


Святая Тереза из Лизье, монахиня-кармелитка, известная как Маленький Цветок Иисуса, жила в девятнадцатом веке во Франции. С детства она хотела стать святой и обрести совершенство в Боге. Глубокое желание быть верной воле Бога, Его мудрости и любви привело Терезу к жизни в самопожертвовании и самоотречении, когда все помышления ее сердца, полного любви, были направлены на то, чтобы привлечь души в Свет Иисуса Христа. Она вознеслась по завершении своей короткой жизни.

Мария-Франсуаза-Тереза Мартен родилась 2 января 1873 года в Алансоне, во Франции. В возрасте четырнадцати лет Тереза имела такое горячее желание
постричься в монахини, что во время паломничества с отцом в Рим, находясь на официальной аудиенции, она смело попросила Папу Льва XIII разрешить ей поступить в Кармель - монастырь кармелиток – в пятнадцать лет. Тот ответил, что она примет постриг, «если это будет угодно Богу». На следующий год епископ из Байе удовлетворил просьбу Терезы, и 9 апреля 1888 года она поступила в Кармель в Лизье, приняв имя Сестры Терезы младенца Иисуса и Святого Лика.

В 1893 году она становится наставницей послушниц, считающей что ее миссия состоит в обучении душ своему «малому пути». Ее путь был путем любви, и она писала: «Именно любовь и только любовь делает нас приемлемыми в глазах Бога». Любимыми книгами Терезы были произведения Святого Иоанна де ла Круса, Евангелия и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Единственное, чего она желала, это «побудить людей любить Бога так, как я люблю Его, преподавать душам свой малый путь* - путь «духовного детства, путь веры и абсолютной самоотдачи».

С огнем постоянства и апостольским рвением она намеревалась служить примером пути простоты в современном сложном мире. В апреле 1896 года Терезу сочли достойной принять посвящение распятия. Она страдала туберкулезом и в течение года терпела «муки на кресте», подобно Иисус, несшему крест за грехи человечества. Тереза несла свою ношу с той же преданностью и верой в Бога, какие проявлялись с самого начала ее миссии. В июле 1897 года ее, уже охваченную восторгом огней воскресения, отправили в лазарет. День и ночь она повторяла слова: «Боже мой, я люблю Тебя!», - пока 30 сентября 1897 года в возрасте двадцати четырех лет не вернулась в Сердце своей величайшей Любви.

За два года до смерти Терезу попросили написать автобиографию - воспоминания о детстве и о религиозной жизни. Год спустя после ее кончины рукопись была опубликована в книге «История одной души», которая быстро стала одной из самых читаемых духовных книг.

Терезу лучше всего помнят за эти два высказывания: «Я хочу жить на Небе, творя добро на Земле» и «После своей смерти я вызову дождь из роз», ибо она предвидела, что после смерти ее миссия - «побудить людей любить Бога так, как люблю Его я» - продолжится. Статуи изображают эту святую с букетом роз в руках.

После перехода в мир иной Тереза, не теряя времени даром, взялась за исполнение обещанных благих дел на Земле. Монастырь получил тысячи свидетельств о заступничестве, исцелениях и обращениях в веру, приписываемых Терезе. В одной трогательной истории Тереза явилась настоятельнице обедневшего монастыря в Италии, чтобы дать ей пятьсот франков, необходимых для оплаты долга общины. Во время первой мировой войны многие солдаты, читавшие автобиографию Терезы, носили частицы ее мощей и украшали грязные стены окопов ее ликом. Один французский солдат рассказывает о необыкновенном происшествии, случившемся с ним на передовой. Дело было так: он и другие солдаты читали Розарий, и он воззвал к Сестре Терезе. Когда сражение было в самом разгаре, он внезапно увидел ее стоящей около одного из орудий. Улыбаясь, она сказала ему: «Не бойся, я пришла, чтобы защитить тебя». Ни один из солдат, [читавших Розарий], не погиб, и вскоре все они вернулись с поля боя здоровыми и невредимыми.

Тереза была причислена к лику святых 17 мая 1925 года, менее чем через двадцать восемь лет после смерти, а в 1927 году ее провозгласили покровительницей всех миссий и миссионеров на Земле, а также всех дел во благо России. Терезе приписывают множество чудес. День ее поминовения - 1 октября. Нам иногда нравится думать, что святыми рождаются. Жизнь Терезы показывает, что это не так. Часто вспоминают, что Тереза была доброй, любящей и послушной. Однако эти качества не возникли сами по себе. На самом деле, когда Тереза была ребенком, миссис Мартен характеризовала свою дочь как «несгибаемо упрямую».

Тереза училась переплавлять упрямство в железную волю. Она рассказывала, как одержала одну «большую победу» в «определенной битве». Она пишет: «В нашей общине есть сестра, которая обладает даром выводить меня из себя, чтобы она ни делала: своей манерой поведения, словами, характером - все кажется мне очень неприятным. И, тем не менее, она очень религиозна, что должно быть очень приятно Богу. Не желая давать волю той естественной антипатии, которую я испытывала по отношению к ней, я сказала себе, что любовь должна выражаться в делах, а не в словах. И тогда я стала обращаться с этой сестрой как с самым близким человеком... Я не довольствовалась только частыми молитвами о сестре, которая вызывала во мне такое смятение, я заботилась еще и о том, чтобы оказывать ей всевозможные услуги; и когда у меня возникало искушение повернуться к ней спиной в неприветливой манере, я улыбалась ей с самым дружеским видом и меняла тему разговора...

Зачастую, когда... мне доводилось работать вместе с этой сестрой, и я чувствовала, что борения во мне достигают критической точки, я всякий раз убегала, словно дезертир с поля боя. У нее никогда не возникало подозрений относительно [истинных] мотивов моего поведения, и ее убежденность в том, что ее характер мне очень нравится, оставалась неизменной».

Вознесенная Владычица Тереза из Лизье поведала нам некоторые откровения о своих переживаниях в небесном мире: «После вознесения мне была дарована милость посвятить часть моей небесной жизни работе на Земле. Но для другой части Отец поручил мне пройти обучение под руководством трех Владык: Эль Мории, Кутхуми и Джвал Кула. Эти три волхва, адепты Востока, которые пришли засвидетельствовать рождение Господа Христа, теперь следили за рождением и полным проявлением этого Христа в моем существе, многократно ускоряя своим присутствием этот процесс.

Через их сердца я изучала мистерии Востока, постигала глубину посланий Будды и его единство с нашим Господом. Шаг за шагом они помогали мне ткать полное одеяние света, включающее в себя целостное учение Бога для этого века.

Таким образом, возлюбленные, у меня была прекрасная возможность получить наставления, способные восполнить все те [недостающие] священные мистерии, которые не были раскрыты в государственной церкви. Поэтому вы понимаете, что многие учения, которые даны вам сегодня, бы¬ли получены мною на внутренних уровнях после вознесения.
Как я говорила раньше, в церкви есть множество душ, достигших святости, праведности и чистоты [необходимых для достижения святости], но поскольку власть предержащие в этом мире захватили руководящие посты в церковной иерархии и не считают нужным передавать людям Вечное Евангелие, те, кто готов к вознесению и святости, не могут получить это знание и поэтому перевоплощаются.

Благословенные, я не желаю давать вам никакого повода для личной или духовной гордыни. Я здесь для того, чтобы сказать вам, что некоторые из присутствующих здесь оказались в числе тех, кому пришлось перевоплотиться, ибо церковь с ее традициями, как вы бы выразились, «недодала» им.

Посему, возлюбленные, я пришла сказать, что вы можете рассматривать путь ученичества как тысячу ступеней на золотой тысячеуровневой спирали, по которой вы двигаетесь шаг за шагом, подчиняясь порядку и дисциплине. Вознесенные Владыки, покровительствующие вашему Посланнику и этому движению и оказавшие помощь Иисусу в создании истинной Церкви Вселенской и Торжествующей на Земле через этих Посланников, тоже сочли необходимым установить упорядоченный ритуал, ибо всецело осознают, что требуется для восхождения на одну из этих ступеней.

Образ монахини, которая страдает от рака, но скрывает болезнь от всех остальных и исполняет скромную работу, скобля лестницы на территории монастыря, следует рассматривать как архетип души, которая несет свою карму, осознает необходимость удаления грязи с каждой ступени сознания, вычищая ее фиолетовым пламенем до тех пор, пока данный уровень записи и мышления не будет целиком и полностью очищен. В процессе работы она, возможно, поднимется на одну ступень. В прошлые века душе требовалась порой целая жизнь, чтобы подняться на эту одну ступень, ибо единственным способом очищения кармы, записи и себя самого, равно как и проявления этой кармы в виде болезни в теле, была молитва и исполнение епитимьи.

Таким образом, возлюбленные, для того чтобы постичь, «как велик ты, о Бог, Отец мой, Мать моя, как велик дар фиолетового пламени!», вы должны развить в себе чувство соразмерности и реализма, помогающие понять, что дар фиолетового пламени дан в виде эксперимента. Это пламя является диспенсацией - возможностью, предоставленной Вознесенными Существами Седьмого луча, не последним из которых является ваш возлюбленный Сен-Жермен. И по завершении определенных циклов они должны будут дать от-чет Владыкам Кармы и Двадцати Четырем Старцам, стоящим вокруг великого белого престола, и те решат, взяли ли люди это пламя чтобы использовать исключительно для освобождения от личных проблем, или же для достижения более достойной цели - в качестве ускорителя для продвижения по пути посвящений, помогающего душе воссоединиться с Богом.

Поэтому вы должны понять, что являетесь дозорными в ночи, которые стоят на посту в свое время и на своем месте так же, как это делали многие другие, прошедшие впереди вас. В эту темную ночь века Кали Юги, вы, вместе с возлюбленной Матерью - [Богиней] Свободы, несете факелы фиолетового пламени и факелы озарения. Так что, возлюбленные, поймите, что все святые ордена имели свои ритуалы, порядки и правила.

Те, кто решит служить, храня пламя в своей стране или городе, должны прийти в состояние духовного сонастроя, чтобы осознать необходимость исполнения как духа, так и буквы Закона, необходимость самоотдачи и послушания в служении. Именно такой подход быстрее всего приведет [вас] к желанной цели наполнения светом семи чакр, сбалансированных в величайшем благословении Бога Отца-Матери».


"Владыки и их обители" Э.К.Профет и Марк Профет

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ ИЗ ЛИЗЬЕ

1873 Родилась 2 января, в городке Алансон во Франции, в семье была последней из девяти детей.
1876 Она писала: «С трёх лет я начала исполнять всё, о чём Бог просил меня».
1877
Умирает её мать.

Тереза избирает свою старшую сестру Паолину второй матерью.
Их семья переезжает в Лизье, чтобы жить под присмотром дяди Герена.

1879 Получает пророческое видение о ментальном заболевании своего отца в последние годы
его жизни.
1881 Поступает в Бенедиктское аббатство, как полупансионер.

1883
Начало её духовных испытаний.
Её сестра Паолина уходит в Кармелитский монастырь, что ввергает Терезу в агонию.
У неё начинаются непрерывные сильные головные боли, происходят нервные расстройства и галлюцинации.
Получает исцеление через видение улыбающегося ей лика на статуе Матери Марии, находящейся в её комнате.

1884
Первое причастие в аббатстве.
Её внутренние испытания утихают на один год.
С этого мгновения и далее у неё остаётся два желания - 1) принять Бога и 2) не иметь кроме Него никакой другой радости.
В период подготовки к Конформации, обретает силу переносить страдания перед тем, как примет мученичество своей души.

1885 Подготавливает себя ко второму принятию Причастия.
Испытывает начавшийся «кризис сомнения», продлившийся в её жизни два с половиной года.

1886 Вновь заболевает и переходит на обучение у частных преподавателей.

1887&
Получает разрешение епископа на поступление в Кармель в возрасте 15 лет.

Тереза пишет: «Хочу быть святой».
Она никогда не отступала от этой цели.
9 апреля поступает в Кармель.

1889
Облачается в ризы.
В этот день Иисус осыпает Терезу дарами исполнения её желаний.
Её отец госпитализирован.
Она получает особенную милость от благословенной Девы, после чего в течение недели пребывает в её присутствии.
Принимает решение практиковать «маленькие добродетели», постигая уроки, посланные ей её «Руководителем» Иисусом.

1890& Рукоположена в монахини.

1894
Умирает её отец.
Начинает претерпевать страдания от болезни горла.

1895
По указанию своей наставницы Матери Агнессы начинает писать воспоминания детства
(Манускрипт А).
Спонтанно пишет поэму «Любовью Жить».
Во время Мессы получает вдохновение принести себя в жертву «Милосердной любви».
Испытывает интенсивное состояние Любви Бога, «раны Любви».
Становится духовной сестрой отца Бельера, семинариста и в будущем миссионера.

1896
Завершает свою книгу воспоминаний.
Утверждается в роли наставницы сестёр-послушниц.
По причине туберкулёза Тереза начинает во время кашля отхаркивать кровью.
Вступает в период «Тёмной ночи Души», который продлится вплоть до её смерти.
Читает новину мученику Святому Теофану Венару, чтобы получить его покровительство для участия в миссии.
У Терезы вновь обостряется туберкулёз.

1897
30 сентября, в возрасте 24 лет, завершает свой жизненный путь.
Впадает в очень тяжёлое болезненное состояние и в течение двух дней пребывает в агонии.
Её последние слова: «0, я люблю Его! Мой Бог, я люблю Тебя!».

Наиболее важные работы

История её жизни описана в трёх автобиографических очерках, первый из которых был издан под названием «История одной Души».
Упомянутый Манускрипт А, написанный по указанию сестры Агнессы имени Иисуса, в дальнейшем настоятельницы монастыря, описывает ступени её духовного опыта: ранние годы детства (особенно, тот период, когда она принимала своё первое Причастие и Конформацию), юношеский период, поступление в Кармель и принятие первых обетов.
Манускрипт В, написанный в 1985 году по настоянию сестры Марии Священного Сердца, содержит некоторые из наиболее прекрасных, самых известных и содержательных событий из её жизни, во всей полноте раскрывающих взору читателя зрелость этой Святой, по мере того, как она говорит о собственном призвании в Церкви, а о себе, как о Невесте Христа и Матери Душ.
Манускрипт С, составленный ею в течение июня и в первых числах июля 1897 года - всего за несколько месяцев до смерти, и посвященный настоятельнице монастыря Марии Де Гонзак (которая и настояла на его написании) - дополняет воспоминания Терезы о жизни в Кармеле, описанные в Манускрипте А. Его страницы раскрывают необыкновенную мудрость автора.
Двести шестьдесят шесть «Писем», адресованных членам её семьи, верующим женщинам и братьям-миссионерам, в которых Тереза делится своей мудростью и излагает учение, являющееся передачей душам глубокого духовного опыта в их наставничестве на стезе.
54 поэмы; некоторые из них обладают глубочайшим духовным смыслом и вдохновлены Священным Писанием. Среди них: «Любовью жить!» и «Почему я люблю тебя, о Мария!» - подлинная история путешествия Девы Марии, основанная на его описании в Евангелие.
Восемь «Pious Recreations», представляющие поэтические и театральные композиции, специально задуманные для членов её общины и исполнявшиеся ими во время определённых праздничных дней в соответствии с традициями Кармеля, в число которых вошла серия «Двадцати одной молитвы».
Собрание изречений Терезы, сделанных ею в последний месяц её жизни, и известных под названиями «Novissima verba» и «Последние беседы».


Основные черты характера

Жизнь Святой Терезы является для нас одним из величайших вдохновений, которым мы обладаем на Стезе Вознесения.
История её жизни это рассказ о простом и смиренном человеке, не обладавшем какими-то особыми талантами, или духовными качествами. И тем не менее, она стала избранной, потому что подобно маленькому ребёнку отдала себя в руки Бога, сделав себя Его инструментом.
Тереза была убеждена в собственной слабости и немощи, признав которые, она позволила Силе Бога преисполнить её. Такое признание является открытой дверью к единству с Творцом.
Она была благодарна за каждый полученный ею урок.
Одним из самых незабываемых испытаний Терезы были её взаимоотношения с неимоверно раздражавшей её сестрой-монахиней, которой она постоянно улыбалась и во всём пыталась угождать.
Охваченная однажды экстазом радости, она воскликнула: «Иисус, моя любовь! Наконец-то я нашла своё призвание! Моё призвание - Любовь!»
Тереза ощущала, что счастье заключается в «само-умалении».
Духовную поддержку она находила в писаниях о Любви Святого Иоанна Креста.
Её стезёй был «маленький путь духовного детства», который она ощущала, как самый короткий для достижения небес; тот путь, когда Владыка Иисус несёт вас на своих руках.
Два наиболее запомнившихся изречения Терезы: «Я хочу принести свои небеса на землю» и «После смерти я осыплю землю дождём роз». Она предвидела, что её послесмертная деятельность будет гораздо шире и что её миссия «научить людей любить Бога так, как люблю Его я» обретёт своё продолжение. Статуя этой Святой изображает Терезу держащей букет роз.


Другая информация

Святая Тереза имени Младенца Иисуса и Святого Лика, а также известная как Маленький Цветочек Иисуса, была канонизирована 17 мая 1925 года.
19 октября 1997 года ей было присвоено звание Доктора Церкви.
В 1927 году её признали патронессой зарубежных миссий и молитвенницей за Россию.
25 октября 1981 года Тереза из Лизье дала свою первую диктовку через Посланника Элизабет Клэр Профет.


Не одно поколение католиков преклонялось перед этой юной святой, названной «Маленьким цветочком», а ее короткая жизнь вдохновляла нас гораздо больше, чем тома, написанные учеными богословами. Тереза умерла в возрасте 24 лет, уединенно прожив около 10 лет в монастыре кармелиток. Никогда она не занималась миссионерской деятельностью, не основывала какого-то религиозного ордена, не совершала великих деяний. После ее смерти была опубликована лишь единственная книга под названием «История одной души», представляющая собой краткий отредактированный вариант дневника Терезы (Недавно были опубликованы собрания ее писем и первоначальный вариант дневника). Несмотря на это, спустя 28 лет после ее смерти интерес к ней возрос настолько, что Тереза была канонизирована в ответ на настойчивые требования верующих. Прошло время, и некоторые современные католики отвернулись от нее, поскольку для них имя Терезы связано с чрезмерно идеализированной набожностью, но, тем не менее, ее послание к нам все так же современно и истинно, как и столетие назад. Тереза родилась в 1873 году во Франции. Родители нежно любили и баловали девочку. Мать Терезы так хотела быть праведной, а отец - стать монахом, что, вступив в брак, они оставались целомудренными, пока священник не объяснил им, что именно Бог понимает под браком! Родители Терезы последовали совету священника так старательно, что у них родилось девять детей. В живых остались только пять девочек, которые были очень близки всю жизнь. Когда Терезе исполнилось четыре с половиной года, она познала, что такое горе и потеря любимых - мать Терезы умерла от рака груди. Полина, шестнадцатилетняя сестра Терезы, стала для нее второй матерью. Через пять лет Терезу ожидала еще более горькая потеря, когда Полин ушла в монастырь кармелиток. Через несколько месяцев Тереза так серьезно заболела, что думали, она не выживет. Хуже всего для Терезы в то время были те люди, что сидели вокруг ее кровати, назойливо уставившись на нее, по словам самой Терезы, они всегда находились в комнате как «связка лука». Когда она увидела, что ее сестры молятся возле статуи Девы Марии, то она также стала молиться. Вдруг Тереза увидела, что Дева Мария улыбнулась ей, и в тот же самый миг она выздоровела. Тереза постаралась сохранить в тайне историю о своем чудесном исцелении, но люди узнали это и стали изводить ее вопросами о том, как была одета Мария, на кого она была похожа. Когда же Тереза отказалась удовлетворять их праздное любопытство, они распространили слух, что девочка все придумала. К одиннадцати годам Тереза развила в себе способность духовной молитвы (молитвы в уме), совершенно не осознавая это. Она обычно находила местечко между своей кроватью и стеной и там, в уединении, думала о Боге, о жизни и вечности. Когда две другие сестры, Мария и Леония, вступили в религиозные ордены (кармелиток и клариссинок), Тереза осталась со своей сестрой Селиной и отцом. Тереза рассказывает нам, что она хотела быть хорошей, но выбрала для этого довольно странный способ. Эта избалованная отцом маленькая принцесса обычно не выполняла никакой домашней работы. Она полагала, что когда она заправляла постель, то делала большое одолжение! Всякий раз, когда Терезе казалось, что кто-то осуждает ее или невнимателен к ней, она заливалась слезами. А потом она плакала потому, что она только что плакала, и ей было жаль себя! Все ее старания сдерживать свои бурные эмоции проваливались сразу же, как только ей делали малейшее замечание. Тереза хотела вступить в женский монастырь кармелиток и быть вместе с сестрами Полиной и Марией, но как ей было убедить всех, что она способна вынести трудности монашеской жизни, если она не могла справиться со своими эмоциональными взрывами? Тереза молилась, чтобы Иисус помог ей, но в ответ ей не было никакого знака. Рождественским днем 1886 года четырнадцатилетняя Тереза спешила домой из церкви. Во Франции маленькие дети оставляли свои башмачки возле очага, а родители клали туда подарки для них. Однако к четырнадцати годам большинство детей уже вырастали и понимали, откуда на самом деле берутся подарки. Селина же не хотела, чтобы Тереза выросла. Поэтому для «малышки» Терезы подарки продолжали класть в башмачок. Когда Селина и Тереза спешили по лестнице, чтобы снять шляпы, они услышали голос отца из гостиной внизу. Стоя возле башмаков, он сказал с облегчением: «Слава богу, что мы делаем это в последний раз!" Тереза замерла, а ее сестра беспомощно смотрела на нее. Селина знала, что, услышав слова отца, Тереза через пару минут разразится слезами. Однако взрыва эмоций не последовало. С Терезой случилось что-то невероятное. Иисус снизошел в ее сердце и сделал то, что она сама сделать не могла. Он заставил ее почувствовать переживания отца сильнее, чем свои собственные. Она, проглотив слезы, спустилась вниз и выразила удивление найденным в ботинке подаркам так, словно бы она не слышала то, что сказал отец. Через год Тереза ушла в монастырь. В своей автобиографии она называет это Рождество как день своего «обращения». Терезу называли «маленьким цветочком», но у нее была стальная воля. Когда настоятельница монастыря кармелиток отказала Терезе, поскольку она была слишком молода, обычно очень стеснительная девочка пошла к епископу. Когда же и епископ сказал нет, она решила обратиться выше. Отец и сестра взяли Терезу на богомолье в Рим, полагая, что паломничество поможет забыть эту странное желание уйти в монастырь. Терезе очень понравилось паломничество. В этот раз ее возраст дал ей преимущество! Юная и маленькая Тереза могла бегать где угодно, трогать святыни и надгробия без опасения, что на нее накричат. Наконец, они попали на аудиенцию Папы. Им было запрещено разговаривать с Папой, но это не остановило Терезу. Как только она подошла к нему поближе, то сразу же стала умолять его о позволении вступить в монастырь кармелиток. Понадобилось двое стражников, чтобы вывести ее! Храбрость маленькой девочки произвела впечатление на Викария-генерала, и вскоре Терезу приняли в монастырь кармелиток, куда ранее вступили ее сестры Полина и Мария. Романтические представления Терезы о монастырском житье и страданиях неожиданно столкнулись с реалиями жизни в монастыре, которые она никогда не ожидала увидеть. Отец Терезы перенес несколько инсультов, которые серьезно сказались на его физическом и психическом состоянии. Когда однажды у него были галлюцинации, и он, схватив пистолет, собрался идти сражаться, его доставили в приют для сумасшедших. С ужасом узнала Тереза об унижении отца, которого она боготворила и которым восхищалась, а также о сплетнях и сожалениях их «так называемых» друзей. Поскольку Тереза была в монастыре, она не могла даже навестить отца. Для Терезы наступило ужасное время страданий, когда она не находила поддержки в молитве; она говорила, что «Иисус не очень-то старается вести наш диалог». Тереза была настолько убита горем, что, совершая молитву, часто засыпала. Она утешала себя, говоря, что матери любят своих детей, засыпающих у них на руках, так и Бог, должно быть, любит ее, засыпающую во время молитвы. Тереза понимала, что, будучи монахиней - кармелиткой, она никогда не сможет совершить великих деяний. «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Она пользовалась любым случаем, чтобы принести жертву, неважно, какой бы малой она не казалась. Она улыбалась сестрам, которые ей не нравились. Она ела все, что ей давали, не жалуясь, - поэтому ей часто давали худшие остатки. Однажды Терезу обвинили в том, что она разбила вазу. Несмотря на то, что это была не ее вина, Тереза не спорила, а упала на колени и молила о прощении. Эти маленькие жертвы стоили ей гораздо больше, чем какие-то большие, поскольку никто не знал о них и не признавал их жертвами. Никто и никогда не сказал ей, какая она замечательная, потому что она выносила эти маленькие тайные унижения и совершала хорошие поступки. Когда Полину избрали настоятельницей монастыря, она попросила Терезу о великой жертве. Учитывая сложившуюся ситуацию в монастыре, многие сестры опасались, что семья Мартин захватит монастырь. Поэтому Полина попросила Терезу остаться послушницей, чтобы рассеять страхи, что три сестры будут третировать остальных монахинь. Это означало, что Тереза никогда не стала бы настоящей монахиней, не примет постриг, что она всегда будет вынуждена просить разрешение на все, что она делает. Терезе помогла легче переносить эту жертву Селина, когда она после смерти отца пришла в монастырь. Все четыре сестры снова были вместе. Тереза постоянно думала о том, как можно достигнуть святости в своей жизни. Она не хотела быть просто хорошей, она хотела быть святой. Она думала, что должен быть путь для людей, которые проживали свои маленькие, незаметные жизни, подобные той, которую вела она. «Я всегда хотела стать святой. К сожалению, когда я сравнивала себя со святыми, я видела, что между нами существовало такое различие, как между горой, вершина которой теряется в облаках, и крошечной песчинкой под ногами прохожего. Но я не унывала, я говорила себе: Бог не заставляет меня желать чего-то невозможного и поэтому, несмотря на мою малость, я могу стремиться к святости. Я не могу вырасти выше, стать больше, чем я есть сейчас, значит, я должна смириться с этим и принять себя такой, какая я есть со всеми моими бесчисленными недостатками. Но я буду искать какие-нибудь возможности, чтобы попасть на небеса, найдя свой собственный путь, пусть очень короткий и прямой, но совершенно новый. " Мы живем в век прогресса. Нам не нужно больше подниматься, запыхавшись, по лестнице, преодолевая пролет за пролетом, ведь в состоятельных домах есть лифты. И я намерена найти такой лифт, который поднимет меня к Господу Иисусу, потому что я слишком уж мала, чтобы преодолевать крутые ступени совершенства. Я обратилась к Святому писанию, чтобы почерпнуть из него, как достичь той жизни, которую я бы хотела иметь, и прочла такие слова: «Кто бы ты ни был, приди ко мне». Твои руки, Господи Иисус, и есть тот лифт, что вознесет меня к небесам. И поэтому мне не нужно больше расти: я должна остаться маленькой и становиться все меньше и меньше» Она размышляла о своем предназначении: " Я чувствую в себе призвание священника. У меня призвание Апостола. Мученичество было мечтой моей юности, и эта мечта росла вместе со мной. Рассматривая мистическое тело Церкви, мне хотелось узнать себя во всех ее членах. Любовь к ближнему дала ключ моему призванию. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь - это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она - вечна! Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание - это Любовь!» Когда была избрана новая настоятельница монастыря, снова возникли подозрения и слухи. Опасение по поводу сестер Мартен, возможно, и не было напрасным. В маленьком монастыре сестры составляли пятую часть всех обитателей. Несмотря на это и на тот факт, что Тереза постоянно была послушницей/ученицей, ей поручили заботу обо всех других ученицах. Позже, в 1896, Тереза заболела чахоткой (стала харкать кровью). Она продолжала работать, никому не говоря о своей болезни, но через год об этом узнали все. Хуже всего, что она перестала быть радостной и потеряла уверенность; она чувствовала, что умрет молодой и ничего после себя не оставит. Полина раньше дала ей послушание записывать свои мысли в дневник, а теперь хотела, чтобы Тереза продолжила записи - в этом случае у них было бы что-то для рассказов о Терезе после ее смерти. Боли были такими сильными, что Тереза сказала, что если бы не вера, она отдала бы свою жизнь без колебаний. И все же Тереза старалась казаться улыбающейся и бодрой - и ей это удавалось так хорошо, что некоторые думали, что она всего лишь притворяется, что больна. Она мечтала о работе, которую она будет делать после смерти, помогая всем, кто живет на земле. «Я вернусь», - сказала она. «Мои небеса будут на земле». Тереза умерла 30 сентября 1897 года в возрасте 24 лет. Тереза знала, что с благословения Господа умрет именно в этом возрасте. Ведь она чувствовала в себе призвание священника, и Господь позволил ей умереть в том возрасте, когда она приняла бы сан, будь она мужчиной, таким образом, ей не пришлось страдать. После ее смерти в монастыре все вернулось в нормальное русло. Одна монахиня прокомментировала это так - нечего и сказать о Терезе. Но Полина собрала все, написанное Терезой (к сожалению, сильно отредактировав), и разослала 2000 экземпляров в другие монастыри. «Малый путь» веры в Господа, найденный Терезой для достижения святости, заключался в выполнении ежедневных маленьких обязанностей, а не великих деяний. Этот путь вдохновил тысячи католиков и других людей, старавшихся стать святыми, ведя обычную жизнь. Через два года семье Мартен пришлось переехать - настолько была велика известность Терезы, а в 1925 году она была канонизирована. Тереза из Лизье - одна из святых-покровительниц миссионеров, но не потому, что она когда-либо занималась миссионерской деятельностью, а из-за ее особой любви к миссионерскому движению, а также молитв и писем, которыми Тереза поддерживала миссии. Ее жизнь - это напоминание всем нам, кто чувствует, что ничего нельзя сделать, - именно такие «маленькие» дела, какие совершала Тереза, строят Царство Божие. День поминовения: 1 октября Покровительница миссионеров.

«I wanna spend my Heaven,

Doing, doing work on Earth.

Heaven on Earth...»

История одной души

Воспоминания Терезы Мартен из Лизье (маленькой Терезы), девушки, внесшей множество новых и революционных мыслей в католическое богословие, недавно канонизированной.

От переводчиков

Предисловие.

«Тяжела работа Господня»

Рукопись «А»

Рукопись «B»

Рукопись «C»

«Я вступаю в жизнь» - последние беседы

Молитва о принесении себя в жертву милосердной Любви

Из стихов св. Терезы


Господи, быть Твоей невестой, быть кармелиткой, быть в силу союза с Тобой матерью душ - всего этого мне должно было бы хватить. Но ведь это не так. Разумеется, эти три дара и есть мое призвание: кармелитка, невеста и мать. И все же я чувствую в себе и другие призвания: воина, священника, апостола, учителя Церкви, мученика, - наконец, я ощущаю необходимость, желание совершить ради Тебя, Господи, все самые героические подвиги. В своей душе я чувствую храбрость крестоносца, я хотела бы умереть на поле битвы, защищая Церковь.

Я чувствую в себе призвание священника! С какой любовью, Господи, я держала бы Тебя в руках, когда на мой голос Ты сходил бы с Небес. Но, увы! Желая быть священником, я восхищаюсь и преклоняюсь перед смирением святого Франциска Ассизского и чувствую призвание подражать ему, отказавшись от высокого сана священства.

О Господи! Любовь моя и жизнь моя... Как же сочетать эти противоречивые стремления? Как осуществить желания моей бедной маленькой души?

Да, невзирая на всю свою малость, я хотела бы просвещать души подобно пророкам и учителям Церкви. Мое призвание - быть апостолом... Я хотела бы обойти всю землю, проповедовать имя Твое и водрузить Твой прославленный Крест на земле язычников. Но, Возлюбленный мой, одной только миссии мне бы не хватило. Я хотела бы возвещать Евангелие одновременно в пяти частях света, вплоть до самых далеких островов... Я бы хотела быть миссионером не просто каких-нибудь несколько лет, но от сотворения мира и до скончания века. Но больше всего я хотела бы, о мой возлюбленный Спаситель, я желала бы пролить свою кровь за Тебя, всю, до последней капли...

Мученичество - вот мечта моей юности. Под сводами Кармеля она росла вместе со мной. Но и здесь я опять ощущаю все безумие моей мечты, ибо не сумела бы ограничиться желанием только одного рода мучений. Чтобы удовлетворить меня, мне нужны были бы все... Подобно Тебе, мой желанный Жених, я хочу, чтобы меня бичевали и распяли. Я хочу умереть с содранной кожей, как святой Варфоломей. Подобно святому Иоанну, я желаю быть погруженнои в кипящее масло; я желаю претерпеть все пытки, предназначенные мученикам. Вместе со святой Агнессой и святой Цецилией я желаю подставить шею мечу и, подобно моей любимой сестре Жанне д"Арк, желаю шептать на костре Твое имя, о Господи Иисусе... Размышляя о мучениях, которые станут уделом христиан во времена антихриста, я чувствую, как содрогается сердце, и хотела бы, чтоб эти мучения были уготованы и мне. Господи, Господи, если б я захотела написать все свои желания, - мне следовало бы попросить у Тебя книгу жизни, где изложены деяния всех святых, и я желала бы совершить эти деяния ради Тебя...

О Господи Иисусе! Что Ты ответишь на все мои безумства? Найдется ли душа еще меньше, еще немощней, чем моя! Именно из-за моей слабости Тебе, Господи, было угодно исполнять мои маленькие детские желания, а теперь Ты хочешь исполнить и другие, которые превосходят саму вселенную...

Во время молитвы я мучительно страдала от этих желаний и открыла послания апостола Павла, чтобы поискать какой-нибудь ответ. На глаза мне попались 12 и 13 главы Первого послания к Коринфянам. Там, в первой из них, я прочла, что все не могут быть апостолами, пророками, учителями Церкви, и что Церковь составляют различные члены, и что глаз не может быть одновременно рукой.

Ответ был ясен, но желаний моих не исполнял и мира не приносил... Подобно Марии Магдалине, которая, продолжая склоняться к пустому гробу, все-таки обрела то, что искала (см. Ин. 20,11-18), я тоже, опустившись до самых глубин своей ничтожности, поднялась так высоко, что смогла достичь цели. Не отчаиваясь, я продолжала чтение, и вот фраза, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). Апостол объясняет, что все эти большие дары - ничто без любви... Что любовь к ближнему и есть тот превосходнейший путь, который непременно приводит к Богу. Наконец-то я обрела покой. Рассматривая мистическое тело Церкви, я не узнавала себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или же, скорее, мне хотелось узнать себя во всех. Любовь к ближнему дала ключ к моему призванию. Я поняла, что, если у Церкви есть состоящее из разных членов тело, это означает, что самый необходимый, самый благородный из всех членов присутствует тоже. Я поняла, что у Церкви есть сердце, и это сердце пылает любовью. Я поняла, что только любовь побуждает ее члены к действию, и если любовь охладеет - апостолы больше не будут возвещать Евангелие, а мученики откажутся проливать кровь. Я поняла, что любовь заключает в себе все призвания. Что любовь - это все, и она охватывает собой все времена и пространства... одним словом, она - вечна!

Тогда, исполненная безумной радости, я воскликнула: «О Господи, Любовь моя... мое призвание, наконец-то я нашла его! Мое призвание - это Любовь!»

Да, я нашла свое место в Церкви. Это место, Боже мой, Ты дал мне его... в сердце моей Матери-Церкви я буду любовью... тогда я буду всем... и мечта моя осуществится!

Бедные женщины, как их презирают! Хотя их, любящих Господа Бога, гораздо больше, чем мужчин, а во время Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа женщины оказались смелее апостолов: они не испугались оскорблений солдат и осмелились отереть благословенный Лик Иисуса... Конечно, только ради этого Он допустил, чтобы их участью на земле стало презрение, ибо именно его Он избрал для Себя Самого... На Небе Он сумеет показать, что Его мысли - не мысли мужчин (см. Ис. 55, 8) и тогда «последние будут первыми» (Мф. 20, 16).

Издание подготовлено на основе французских изданий:

SAINTE THERESE DE L"ENFANT-JESUS ET DE LA SAINTE-FACE HISTOIRE D"UNE AME

Manuscrits autobiographiquesEditions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris, 1992

OEUVRES COMPLETES (TEXTES ET DERNIERES PAROLES)

Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1992

Пролог и эпилог к «Истории одной души» написаны монсеньером Ги Гоше.

(Editions du Cerf et Desclee De Brouwer, Paris,1994)

Перевод с французского Андрея и Ольги Дьячковых.

Богословский консультант русского текста свящ. Георгий Чистяков.

Использованы фотографии из архива монастыря кармелиток в Лизье

От переводчиков

Мы предлагаем вашему вниманию новый перевод «Истории одной души», и сразу возникает вопрос: «К чему все это? Ведь уже существует «Повесть об одной душе» в переводе диакона Василия фон Бурмана!» Попробуем объясниться.

Стоял декабрь 1894 года. Как-то вечером, после службы четыре родные сестры-кармелитки Тереза, Селина, Мария и Полина собрались вместе, чтобы погреться: даже зимой кельи здесь не отапливались и во всем монастыре была только одна теплая комната. Когда младшая из них, Тереза, стала вспоминать о своем детстве, Мария подумала, что было бы неплохо это записать. Однако в монастыре все делается по послушанию, и Мария обратилась к Полине, которая в ту пору была настоятельницей Кармеля, с предложением о столь необычном послушании. - «Вы увидите, этот ангел надолго не задержится на земле и тогда мы утратим все эти мелочи, представляющие для нас такой интерес!» Сначала Полина сопротивлялась, но, в конце концов уступив просьбам сестер, попросила Терезу написать ей ко дню ангела рассказ о своем детстве. Так было положено начало рукописи «А».

Тереза, верная послушанию, писала исключительно в свое свободное время. Она писала без черновиков и практически без помарок, прерываясь всякий раз, когда это время истекало. Прошло чуть больше года. И вот, в назначенный день, 20 января 1896 года Тереза подошла к Полине и, встав на колени, протянула ей тетрадку. Та молча кивнула и, не раскрывая, положила к себе на полку. Шли дни. Читать у настоятельницы не было времени, Тереза же ни разу не напомнила ей о своих записях. Полина прочитала рукопись лишь после того, как в марте была выбрана новая настоятельница, мать Мария де Гонзаг.

Сентябрь 1896 года. Терезе двадцать три года, и еще один год жизни впереди. С 7 по 18 она проводит свой последний «ретрет» - ежегодное молитвенное уединение. Незадолго до этого Мария просила Терезу написать об открытом ею «малом пути». 8 сентября на Рождество Богородицы она пишет своей сестре письмо. Это письмо войдет в историю как рукопись «В».

Наступило лето 1897 года. Тереза тяжело больна, и с нее сняты все послушания. Ей остается жить четыре месяца. Поздно вечером 2 июня бывшая настоятельница заходит к вновь избранной: «Матушка, я не смогу уснуть, не доверив вам одной тайны! В то время когда я была настоятельницей, сестра Тереза, по послушанию и чтобы сделать мне приятное, описала несколько эпизодов из своего детства. Недавно я их перечитала. Все очень мило, но вряд ли вы сможете воспользоваться этим для посмертного циркуляра (1): там почти ничего нет о ее монашеской жизни. Если бы вы ей поручили, она смогла бы написать что-нибудь более серьезное, и я не сомневаюсь, что написанное для вас будет гораздо значительнее того, что есть у меня». На следующий день Тереза приступила к своему последнему послушанию - к рукописи «С».

Тереза знает, что эти записи нужны для посмертного циркуляра. Меняется и ее отношение к публикации рукописей. На смертном одре она говорит Полине: «После моей смерти нужно незамедлительно публиковать рукопись. Если вы с этим замедлите или неосторожно заговорите об этом с кем бы то ни было, за исключением матери-настоятельницы, сатана устроит тысячи преград на пути этого издания, которое так необходимо!» Далее она продолжила: «Матушка, все, что вы сочтете нужным убрать или добавить в моих тетрадях, - считайте, что это сделала я. Помните об этом и не имейте никаких сомнений на этот счет».

Впервые «Повесть об одной душе» тиражом в 2000 экземпляров появилась через год после смерти сестры Терезы. Эту публикацию готовили мать Мария де Гонзаг вместе с матерью Агнессой (Полиной). Рукописи были собраны вместе, разбиты на главы, а значительные куски - опущены или переписаны. Книга разошлась очень быстро. Еще через год - новое издание четырехтысячным тиражом. К 1915 году повесть переведена на девять языков и расходится огромными тиражами. В том же году Кармель города Лизье получал в среднем по 500 писем в день. Уже началась подготовка к процессу канонизации. Необходимы документы, воспоминания, свидетельства и подлинники рукописей. К 1925 году процесс канонизации завершен: папой Пием XI перед пятисоттысячной толпой в Риме на площади св. Петра сестра Тереза признана святой. Однако подготовкой новых публикаций по-прежнему занимается мать Агнесса, ведь именно ей святая Тереза поручила это дело. Параллельно с новыми тиражами «Повести об одной душе» возрастает интерес к самим оригиналам. В сентябре 1947 года один из руководителей ордена Кармелитов пишет матери Агнессе: «Церковь сказала свое слово. Святость и учение св. Терезы Младенца Иисуса признаны повсеместно. Чтобы избежать ошибочных или неполных толкований, чтобы углубить учение святой, недостаточно тех документов и текстов, которые вы нам передали. Только оригиналы рукописей помогут понять движение мысли, ритм жизни и тот свет, который заключен в ее определениях, обычно ясных и окончательных». Восьмидесятишестилетняя мать Агнесса не в силах перечеркнуть дело всей своей жизни - «Повесть об одной душе». Однако, предчувствуя скорую кончину, 2 ноября 1950 года она поручает сестре Женевьеве (Селине): «Сделайте это от моего имени после моей смерти». Через полгода мать Агнесса умерла. Но только в 1957 году выходит в свет первое неполное издание оригиналов рукописей. На основе этого издания и после кропотливой работы в течение 35 лет лишь в 1992 году появляется первое полное издание рукописей святой Терезы. Сравнивая это издание с «Повестью об одной душе», один из исследователей насчитал более 700 изменений в тексте. Такой объем изменений сделал невозможной простую правку известного перевода, хотя мы не раз с благодарностью обращались к нему во время нашей работы.

За свою короткую жизнь сестра Тереза написала более полусотни стихов и восемь пьес. Эта сторона ее творческого наследия долгое время остава лась в тени. Свое первое стихотворение она сочинила в начале 1893 года после пяти лет, проведенных в монастыре. Получив весьма скромное провинциальное образование, сестра Тереза имела очень отдаленное понятие о стихосложении. Собственно, она писала не стихи, а слова на известны мелодии, поэтому сестра Женевьева (Селина) утверждала, что «они звучат гораздо лучше, если их петь». Однако прошло сто лет, мелодии канули небытие, и стихами сестры Терезы больше занимались богословы. Действительно, их духовная насыщенность требует особого изучения. Но несколько лет назад во Франции произошло маленькое «чудо»: опять зазвучали песни на слова сестры Терезы! Спетые по-новому, они быстро распространились далеко за пределами Франции и достигли России, найдя отзвук в тысячах сердец. Поэтому к публикуемым в этой книге переводам стихов нужно относиться, прежде всего, как к словам уже существующих песен.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что любой перевод является искажением оригинала. Поэтому заранее просим ваших молитв и снисхождения.

Предисловие

«Тяжела работа Господня»

Опыт веры святой Терезы из Лизье, которая в октябре прошлого года Иоанном Павлом II была провозглашена Учителем Церкви, нуждается в серьезном осмыслении. Что общего между Отцами первых веков, Иоанном Златоустом или Амвросием Медиоланским, Григорием Великим или Августином, и - девочкой из Нормандии, которая мало что читала, не имела никакого жизненного опыта, не получила систематического образования и, уйдя в Кармель в пятнадцать лет, казалось бы, полностью отрезала себя от реальности. Может показаться, что история Терезы Мартен - не более чем сюжет для грустного и красивого кинофильма, авторы которого поставили себе целью заставить своего зрителя задуматься над тем, что кроме проблем сегодняшнего дня существуют еще Бог и вечность.

Именно к такому восприятию жизни Терезы подталкивает читателя и последнее издание ее "Автобиографических рукописей" на французском языке в популярной серии Litre de vie, где на обложке воспроизведен кадр из художественного фильма «Тереза», снятого не так давно Аленом Кавалье.

Всего лишь героиню печального кинофильма видят в ней не только скептики и насмешники, но и серьезные богословы. Вот почему вопрос о том, в чем заключается «мое малое учение», о котором как о богословском подвиге Терезы впервые пятнадцать лет тому назад заговорил кардинал Люстиже, и сегодня остается актуальным. Что же представляет собой ее богословие?

Святая Тереза, в отличие от великих святых прошлого, избирает малый путь. Эта первая особенность ее личного credo. Тема детскости оказывается для нее чуть ли не главной - детскости, которая становится определяющей характеристикой нашего «я». Слова «если не обратитесь и не будете как дети...» бесконечно часто цитировались во время проповедей, но евангельский призыв к детскости в истории христианства так и не был осмыслен, пока не появилась «История одной души» Терезы из Лизье.

«я ВСТУПАЮ в жизнь»

ЖЕЛТАЯ ТЕТРАДЬ Последние беседы (из записанного матерью Агнессой)

Умереть мне хочется не больше, чем жить; то есть, если б у меня была возможность выбора, - я предпочла бы смерть. Но поскольку за меня выбирает Господь Бог, - я предпочитаю угодное Ему. И мне нравится то, что Он делает.

Ради любви Господа Бога я согласна на все, даже на разные сумасбродные мысли, которые приходят мне в голову.

Если в одно прекрасное утро вы найдете меня мертвой, - не огорчайтесь: это просто Папа Бог пришел за мной. Конечно, это великая милость - причащаться Святыми Дарами; но если Господь Бог не позволяет, это тоже хорошо; все - милость.

Мать Агнесса: Я сказала ей: «УВЫ, после смерти я ничего не смогу преподнести Господу Богу: мои руки пусты! И это сильно огорчает меня.»

Тереза: Ну хорошо, вы все-таки не как дитя (иногда Тереза так себя называла) которое между тем находится в таком же положении… Если б я даже исполнила все, совершенное апостолом Павлом, все равно считала бы себя «рабом ничего не стоящим». Но именно это меня и радует, ибо ничего не имея, я получу все от Господа Бога.

Когда я буду на Небе, я подойду к Господу Богу, - как маленькая племянница сестры Елизаветы к решеткам переговорной. Помните, она читала поздравление, которое заканчивала реверансом, а потом поднимала руки и говорила: «Счастья всем, кого я люблю!» Господь Бог скажет мне:

«Что ты хочешь, девочка моя?» И я отвечу: «Счастья всем, кого я люблю!» То же самое я сделаю перед всеми святыми.

Мать Агнесса: «Я попросила ее рассказать еще раз о том, что произошло с ней после того, как она принесла себя в жертву Любви».

Тереза: …меня внезапно охватил такой сильный порыв любви к Господу Богу, что описать его я могу лишь, сказав, что это было подобно тому, как если б меня всю целиком погрузили в огонь. Какой огонь и одновременно какая сладость! Я сгорала от любви и чувствовала, что одной минутой, одной секундой больше, - и я не смогу выдержать этот жар и умру. Тогда я поняла, что говорят святые о подобных состояниях, которые они часто переживают. Я же испытала его один лишь раз и на одно мгновение, затем я сразу же впала в свою обычную сухость.

Я очень обрадуюсь, если попаду в чистилище ; я поступлю как три еврейских отрока в печи: буду гулять среди пламени, воспевая песнь Любви. Как бы я была счастлива, если, попав в чистилище , смогла бы освободить другие души и пострадать вместо них, тогда бы я сделала доброе дело - освободила пленников.

Можно подумать, что у меня такое большое доверие к Господу Богу лишь потому, что я не совершала тяжких грехов. Но, матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, мое доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер.

Господу Богу придется исполнять все мои желания на Небе, потому что я никогда не следовала своим желаниям на земле.

Господь Бог всегда побуждал меня желать то, что Сам хотел мне дать.

Какой же яд похвал преподносится матери-настоятельнице! Насколько необходимо душе быть отрешенной и возвышенной над самой собой, чтобы не пострадать от этого.

Мое сердце наполнено волей Господа Бога и потому ничто извне не может проникнуть вовнутрь: оно просто соскальзывает, как масло, которое не может смешаться с водой. В своем сердце я всегда пребываю в глубоком мире, который ничто не может поколебать.

Я чувствую, что скоро войду в покой… Но особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Я не смогу заранее наслаждаться и отдыхать до тех пор, пока будут люди, нуждающиеся в спасении… Но когда Ангел проречет: «Времени уже нет!», вот тогда я отдохну, тогда я смогу насладиться, потому что число избранных пополнится и все войдут в радость и покой. Мое сердце трепещет от этой мысли…

Мать Агнесса: Я всегда говорила ей, что мне страшно видеть ее страдающей все сильнее и сильнее.

Тереза: Мы бежим по пути Любви. Я считаю, что мы не должны думать о том, что с нами может произойти нечто мучительное, потому что это означает отсутствие доверия…

В тот день, когда я приносила монашеские обеты, меня обязали просить об исцелении отца. Но для меня оказалось невозможным сказать что-либо, кроме этого: «Боже мой, умоляю Тебя, да будет Твоя воля на то, чтобы папа исцелился!»

Мое тело всегда стесняло меня, я никогда не чувствовала себя в нем удобно… даже совсем маленькой, я стыдилась его.

Мать Агнесса: Ее сильно изводили комары, но она не хотела убивать их.

Тереза: Я всегда оказываю им милость. Тем не менее во время моей болезни только они причиняли мне неприятности. У меня нет иных врагов, кроме них, а поскольку Господь Бог советовал прощать врагов, то я очень рада, что у меня нашелся даже такой пустяковый случай сделать это.

Мать Агнесса: Показывая на стакан с очень невкусным лекарством, похожим на наливку из красной смородины.

Тереза: Вот этот маленький стакан - образ моей жизни. Вчера сестра Тереза св. Августина сказала мне: «Надеюсь, вы пьете вкусную наливку!» Я ей ответила: «Сестра моя, это самое гадкое из всего, что я пью!» Да, матушка, вот что открывается глазам человеческим. Им всегда казалось, что я пью изысканные наливки, а это была сплошная горечь. Я сказала «горечь», но нет! Моя жизнь не была горькой, потому что любую горечь я научилась превращать в радость и сладость.

Мать Агнесса: Что вы сделали для того, чтобы дойти до такого неизменного мира, ставшего вашем уделом?

Тереза: Я забыла о себе и постаралась больше ни в чем не искать себя.

Нет, я не считаю себя великой святой! Я считаю себя самой маленькой святой; но я думаю, что Господу Богу было угодно вложить в меня все то, что полезно и мне, и другим.

Только на Небе мы узнаем истину обо всем. На земле это невозможно. И даже относительно Священного Писания, разве не печально видеть всевозможные разногласия в переводе? Если б я была священником, то выучила бы иврит и греческий, я не смогла бы довольствоваться только латынью. И тогда я узнала бы истинный текст, продиктованный Святым Духом.

Мать Агнесса: Сестра Мария Святого Сердца сказала ей, что в момент смерти к ней придут Ангелы, сопровождая Господа, и она увидит их в сиянии света.

Тереза:… Все эти образы мне совершенно не помогают. Только истина может насытить меня. Именно поэтому я никогда не стремилась к видениям. На земле нельзя увидеть Небо и ангелов такими, какие они есть. Я предпочитаю подождать до смерти.

«Я вступаю в жизнь»

Мать Агнесса: Вечером я спросила ее, как она понимает «оставаться младенцем перед Господом Богом». Она ответила мне:

Тереза: Это значит признать свое ничтожество, все ожидать от Господа Бога, как дитя ждет от своего отца; это значит, ни о чем не беспокоиться и никогда не стремиться к успеху. Даже у бедняков ребенку дают необходимое, но как только он взрослеет, отец больше не хочет кормить его и говорит ему: «Теперь работай, ты уже можешь сам позаботиться о себе».

Именно для того, чтобы не услышать подобное, я и не хотела взрослеть, чувствуя свою неспособность заработать на жизнь, на вечную жизнь на Небе. Итак, я всегда оставалась маленькой, у меня не было иного занятия, кроме собирания цветов любви и жертвенности, которые потом я преподносила Господу Богу, чтобы сделать Ему приятное.

Быть маленькой означает также никогда не приписывать себе добродетели, в которых упражняешься, и не считать себя на что-либо способной, но признавать, что Господь Бог вкладывает эти сокровища в руку Своего ребенка, чтобы он ими пользовался, когда будет необходимо, но эти сокровища всегда будут принадлежать Господу Богу. И наконец это значит, никогда не впадать в отчаяние от своих ошибок; дети ведь часто падают, но они слишком малы, чтобы причинить себе этим большой вред.

Мать Агнесса: Ей говорили, что она святая. Тереза: Нет, я не святая; я никогда не совершала того, что делали святые. Я - самая маленькая душа, которую Господь Бог одарил милостями, вот кто я. То, что я говорю, - правда, вы увидите это на Небе.

Сестра Мария Святого Сердца : Я сказала ей: «Я так просила, чтобы вы не страдали очень сильно, а вы так страдаете!» Она ответила мне:

Тереза: Я просила Господа Бога не слушать те молитвы, которые могли бы препятствовать исполнению Его замыслов обо мне. Я просила Его устранить все препятствия на этом пути,

Последние слова Терезы (при взгляде на Распятие):

О, я люблю Его…

Боже мой… я Тебя люблю!

Другие высказывания Терезы

Июль:

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.