Цветовой круг для фотографа. Цвета в фотографии: основные и дополняющие

Администрация Сайта с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации. Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Автоматически собираемая информация, не относящаяся к персональным данным

Иногда мы можем собирать информацию о Вас, не относящуюся к Персональным данным. Примерами такого рода информации могут служить тип используемого Вами веб-браузера, тип операционной системы, а также доменное имя сайта, посредством ссылки с которого Вы попали на наш Сайт. Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь: организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом; предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления; Сайт собирает персональные данные (далее Персональные данные), которые Вы предоставляете добровольно при заказе телефонного звонка либо размещении заказа на Сайте. Понятие персональные данные в данном случае включают информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, номер телефона. Сайт не будет собирать данные, позволяющие идентифицировать Вашу личность (такие, например, как Ваша фамилия, адрес, номер телефона, адрес электронной почты), если Вы сами добровольно не предоставите нам такие данные. В случае предоставления Вами Сайту Персональных данных, будет хранить такую информацию о Вас только для связи с Вами. Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Совместное использование информации

Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Отказ от ответственности

Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом Защита информации личного характера или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

Контактная информация

Если Вы предоставили свои Персональные данные и хотите, чтобы такая информация была изменена или исключена из наших баз данных, или если Вы хотите узнать какими Персональными данными о Вас мы располагаем, Вы можете направить нам запрос по адресу. Мы приложим все усилия для того, чтобы ответить на Ваш запрос.

Изменения на Сайте

Мы оставляем за собой право в любое время и без уведомления закрыть или изменить любую услугу на Сайте.

(Last Updated On: 23.02.2018)

Зачем фотографии цвет

Зададимся лучше вопросом: а зачем вообще в фотографии цвет и каким он должен быть, чтобы быть уместным? Вопрос кажется глупым, но потому, что мало кто его себе задаёт, так много вычурных, кричащих, или наоборот, вялых и блеклых цветов производят фотолюбители по всему миру.

  • Цвет придаёт фотографии достоверность, документальность. За редким исключением, люди видят мир цветным. Один из самых важных выводов отсюда — любое искажение цвета должно иметь эстетическое обоснование, понятное зрителю. «Я дальтоник, я так вижу!» — тоже вариант, если зритель об этом факте знает.
  • Цвет помогает акцентировать смысловые и визуальные центры изображения. Чем ярче объект — тем больше внимания к себе он привлекает. таким образом, цвет может помочь вам в выстраивании композиции, а может и помешать.

На кричащем фоне потеряется любой объект. Помните: фон должен не спорить с объектом съёмки, а дополнять, развивать и подчёркивать его.

Разница в цвете минимальна, но в первом примере более активный фон забирает на себя больше внимания, чем хотелось бы

  • Цвет в фотографии помогает выстраивать объем и геометрию кадра. Чем ближе объект съёмки — тем ярче цвет. Насыщенность удаленных объектов всегда ниже, чем насыщенность цвета близких объектов съёмки. Исключения могут быть в пейзажной, или наоборот, в макросъёмке, но правило неизменно: воздушная дымка снижает насыщенность цвета удаленных объектов съёмки.
  • Цветовой тон, общая температура цветовой гаммы помогают зрителю понять, в каких условиях запечатлен объект: зима-лето, природа-помещение, утро-вечер.

Это — базовые моменты, которые надо иметь в виду, оценивая снимки в процессе редактирования. Цвет в фотографии как дополнительное измерение может многократно усилить впечатление от снимка, а может вовсе его убить.

Общие правила работы с цветом в фотографии

Не будем погружаться в глубины теории цветоведения как такового: о цветовом круге, тональности и комплиментарных цветах можно почитать в любом учебнике о колористике. Мы же рассмотрим общие практические принципы съёмки и обработки изображений, которые можно использовать в практике сразу.

Избавьтесь от цвета

Попробуйте на стадии конвертации снимка в RAW-конвертере вообще убрать цвет. Есть сюжеты, объекты и условия, когда цвет в принципе лишний, он ничего не даёт кадру, и даже мешает. Например, отличный светотеневой рисунок — и дикая цветовая гамма, несочетающиеся оттенки, вносящие визуальный хаос. Убедитесь, что цвет действительно нужен вашему снимку, и не забывайте, что от цвета в принципе можно избавиться.
О том, как правильно переводить цветные снимки в ЧБ, я расскажу в одной из следующих статей.

Цвета не должно быть много

В кадре должно быть не более двух-трёх цветовых оттенков, относящихся к одной цветовой гамме. Всё остальные элементы в кадре должны быть либо блеклыми, ненасыщенными, либо ахроматическими (то есть нейтральными, выдержанными в оттенках серого). Таким образом цветом будут выражены основные визуальные акценты, связи и сочетания. В кадре должно быть взаимодействие основных и вспомогательных объектов. Именно эти объекты акцентируются цветом. В этом случае действует правило «чем меньше, тем лучше».

До сих пор популярна утрированная техника обработки, когда искусственно обесцвечивается весь снимок, кроме единственной детали. Несмотря на грубость такого подхода к композиции, в некоторых случая результаты получаются достаточно впечатляющими. Пробуйте снимать так, чтобы добиться этого эффекта без последующей обработки в «Фотошоп».

Упражнение . Посмотрите на объект съёмки прищурившись, так, чтобы видеть всё расплывшимся, лишённым деталей. Что перетягивает на себя внимание? Что с чем спорит, что с чем взаимодействует? Соответствуют ли эти объекты главным объектам съёмки, или они лишь перетягивают на себя внимание?

Не выкручивайте насыщенность

Не пытайтесь добиться выразительного цвета с помощью искусственного усиления насыщенности цвета инструментами типа «Hue/Saturation» или «Vibrance». Усиливая насыщенность таким способом, вы теряете оттенки, нюансы, тончайшие переходы, взамен получая кричащие кислотные цвета. Способ годится для кратковременного привлечения внимания, как крупное слово «СЕКС!!!» в заголовке плохой рекламы каких-нибудь метизов или карнизов. «Плашка», цветная дырка в картинке — это фотобрак, лишающий снимок глубины, детальности и подлинной выразительности.

Читайте также: Как сохранять изображения для сайтов

Если вывернуть цвет инструментом hue/saturation, обязательно найдутся те, кто скажет: «Какой глубокий цвет, какая красота!». Не верьте, им просто хочется сказать вам что-то приятное.

Упражнение . Подвигайте ползунок «saturation» влево, снижая насыщенность. Появляются ли дополнительные детали в сюжетно важных областях кадра?

Недоэкспонирование как способ получить выразительный цвет

Если нужно получить глубокие насыщенные цвета — используйте технику недоэкспонирования кадра примерно на половину ступени или чуть больше. Насыщенность большинства цветов проявляется в средних и тёмных тонах, в светах наиболее активен только жёлтый цвет. Производители камер этот факт учитывают, и недоэкспонирование зачастую уже вшито в настройки камеры, так что не переборщите.

Учитывайте, что конвертация файла в цветовой профиль sRGB-1966 сделает ваш снимок темнее, а цвета — более насыщенными, плотными. Причина — узкий цветовой охват этого цветового профиля. Для качественного конвертирования профиля нужно дополнительно корректировать изображение.

Цвет в фотографии подчиняется замыслу автора

Цветовая тональность основывается на идее, эстетическом решении, замысле фотографа. Едва ли в рядовом случае детский портрет с «креативным» синим оттенком будет выглядеть уместно, тогда как лёгкая желтизна в фуд-фото может ассоциироваться с тёплом камина, вечерним освещением. Если у снимка неестественный оттенок просто потому, что камера неправильно оценила температуру света, а фотограф не исправил этот дефект, или зритель не может понять, что хотел сказать автор, выбирая цветовое решение, — это фотобрак, а не творчество.

Три идеи по работе с цветом в фотографии в заключение

В рамках одной статьи невозможно раскрыть все нюансы работы с цветом, и в дальнейшем мы рассмотрим отдельные принципы и техники более подробно. Задача этого текста — обозначить общие векторы дальнейшего развития фотографа в рамках ремесла, предложить критически взглянуть на актуальные способы съёмки и постобработки снимков, задуматься. Не существует незыблемых правил даже в рамках отдельных видов фотографии: бытовой, художественной, рекламной, технической. Вам, и только вам определять, какое техническое или художественное решение выбрать в каждом конкретном случае, даже если вы выбрали в качестве основного рабочего процесса пакетную обработку в конвертере.


Свет и цвет в искусстве фотографии играет огромную роль. В снимках фотограф опирается на объективно заданные формы предметов и придает им посредством использования ряда выразительных средств определенную смысловую окраску. В числе главных таких средств выступает именно игра со светом и цветом. Они несут в себе идею творческого замысла фотографа. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Цвет же делает фотообраз внешне более достоверным и приближенным к реальным формам предметов.
Прежде чем обратиться к цвету в фотографии, стоит обратиться к её истории и вспомнить когда и как цвет стал частью фотографического творческого процесса.
Значимой вехой в создании цветной фотографии стала теория зрительного восприятия и воспроизведения цветов, созданная Томасом Янгом в 1807 году. Он доказал, что любой цвет можно воспроизвести смешением 7 спектральных цветов, но для упрощённого воспроизведения вполне хватит и трёх базовых: синего, зелёного и красного. Примечательно, что об этом факте было давно известно художникам, но писать научные труды на эту тему они как-то не удосуживались. Впервые об изобретении цветной фотографии было объявлено еще в 1850 г. Вот это фото, сделанное Леви Хиллом. Он назвал этот процесс хелиохролмией.

В 1851 г. английский фотограф Вилльямс, отец стереофотографии, представил публике раскрашенные дагерротипы, но, это было совсем не то. Вообще очень долгое время цветная фотография шла по пути раскрашивания. Многие фотографы были художниками или нанимали художников создания цветных изображений. Этот способ просуществовал вплоть до начала 20 века.

Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения). Для получения цветного снимка по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение. В строгом смысле слова, демонстрация Максвелла, основанная на аддитивном методе цветового синтеза и представлявшая собой три тщательно сведённые диапроекции, не являлась отдельным фотографическим снимком.

Первые достоверные цветные фотоизображения, закреплённые на материальном носителе, были получены французскими изобретателями Луи Артюром Дюко дю Ороном и Шарлем Кро в конце 1860-х годов.
Луи́ Артю́р Дюко́ дю Оро́н - 23 ноября 1868 года запатентовал «трихромию» — цветной фотографический процесс полного цикла, включавший съёмку негативов через зелёный, оранжевый и фиолетовый светофильтры, позитивную печать на тонких пластинах желатина, сенсибилизированного раствором калиевого хромпика с добавлением углеродных красителей аддитивных цветов (красного, синего, жёлтого), и наложение трёх пластин для получения полноцветного изображения. В 1869 году издал трактат «Цвета в фотографии: решение проблемы» (фр. Les Couleurs en Photographie, solution du problème). В 1877 году получил один из самых известных снимков в истории фотографии — цветную панораму Ажена, выполненную субтрактивным методом цветового синтеза.

Следующим важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны - к лучам разного цвета. Фогелю удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра. Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к другим участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.
Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трехцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский также открыл в 1905 г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении А.Мите.
В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика А. Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду) и, во-вторых, увеличения возможности тиражирования снимка. Со своими идеями он выступал на международных конгрессах по прикладной химии.
Снимки производились не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном положении, что позволяло ускорить процесс съёмки, производя всего лишь сдвиг пластины.
Совместно с Сергеем Максимо́вичем Прокудин-Горский работал над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по его методу и произвёл съёмку в Туркестане в 1911 году. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии в 1914 году несколькими крупными промышленниками было учреждено акционерное общество «Биохром», которому были переданы имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны Прокудин продолжал исследования и добился новых успехов. Он запатентовал в Германии, Англии, Франции и Италии способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии. В 1922 году он получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трёх негативов через светофильтры.
Существовал также способ, с помощью которого изображение с фотопластинок можно было получить на бумаге. До 1917 года в России были напечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах.

Наряду с методом цветоделения с начала XX века стали активно развиваться и другие процессы (методы) цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки (быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения), метод быстро завоевал популярность и до 1935 г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах: Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963. В 1932 году германская фирма Agfa выпустила цветную обращаемую пленку Agfacolor-Neu. Вниманию фото- и кинолюбителей предлагалась пленка, сделанная по совершенно новой технологии, достаточно прогрессивной - с трехслойной эмульсией, причем красители были растворены прямо в эмульсионных слоях. Одна экспозиция, один кадр, двойное проявление - и диапозитив готов! Не знаю, сколько стоила эта пленка, но подозреваю, что весьма недешево. Однако состоятельные граждане Третьего Рейха получили возможность потратить свои рейхсмарки с толком: отснять пленку, отдать ее в лабораторию и через несколько дней или даже часов смотреть цветные диапозитивы - на просвет через диаскоп или при помощи диапроектора, который в те времена называли уже не "волшебным фонарем", а на военный манер: Bildwerfer. Более того, можно было снять свой собственный цветной фильм - ведь пленка продавалась не только в 35-мм формате, но и в 8- и 16-миллиметровых рулонах!

В Соединенных Штатах фирма ANSCO, американский филиал концерна Agfa, наладил выпуск кинопленки Anscо Color, которая отличалась от Agfacolor только названием. Главным заказчиком пленки стала студия MGM, которой съемочные материалы поставлялись под маркой Metrocolor. Последним американским художественным фильмом, снятым на этой пленке, стала "Жажда жизни" (1956) Винсента Минелли.
Спустя несколько лет в США был внедрен способ «Кодаколор», который позволял получать богатые и красочные отпечатки. Основанный на негативном процессе, способ «Кодаколор» открыл эру моментальной цветной фотографии. Цветная печать стала исключительно популярной, но не менее интенсивно развивалось и моментальное цветное фото. Еще в конце 40-х годов корпорация «Поляроид» продала первый комплект для изготовления черно-белой фотографии за 60 секунд, а к 1963 году была завершена модернизация необходимая для производства в течение минуты цветных фотоснимков. Владельцу фотоаппарата «Поляроид» с пленкой «Поляколор» требуется только щелкнуть затвором, потянуть за язычок и изумленно наблюдать, как на куске белой бумаги за одну минуту в полном цвете проступают сфотографированные им люди или предметы.

Свет и цвет в искусстве фотографии играет огромную роль. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Цвет же делает фотообраз внешне более достоверным и приближенным к реальным формам предметов. Цвет обладает рядом физических характеристик, которые и влияют в конечном итоге на его восприятие на фотографии.

Основные цвета в фотографии — красный, зеленый, синий (RGB) - аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (англ. addition) к черному. При сложении всех трех получится белый свет. Дополнительные цвета размещаются на световом круге друг против друга — голубой и красный, пурпурный и зеленый, желтый и синий. Если смешать основной цвет с дополнительным, который лежит диаметрально против него, то можно получить серый.
Ахроматические цвета - оттенки серого (в диапазоне белый — черный) носят парадоксальное название ахроматических (от греч. α- отрицательная частица + χρώμα — цвет, то есть бесцветных) цветов. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. Можно заметить, что при максимальном снижении насыщенности тон (отношение к определённому цвету спектра) оттенка становится неразличимым.
Характеристики цвета
Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость):
Яркость - одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия. Так, к примеру синий цвет при соседстве с жёлтым кажется более ярким
Насыщенность - два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.
Светлота - степень близости цвета к белому называют светлотой. Любой оттенок при максимальном увеличении светлоты становится белым.
Цветовой тон - совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра. Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Цветова́я температу́ра — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функция длины волны в оптическом диапазоне. Человек при любом освещении видит объект (заведомо) белого цвета как белый, потому что необходимую цветокоррекцию автоматически проводят человеческий глаз и мозг.
Если источник освещения имеет непрерывный спектр тепловой природы, то этому спектру можно поставить в соответствие некоторую температуру, до которой надо нагреть абсолютно чёрное тело, чтобы его излучение имело такой же спектральный состав. Эта температура получила название цветовой температуры. Цветовую температуру измеряют в Кельвинах.
Цветовая температура источника света: характеризует спектральный состав излучения источника света, является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки. Наиболее сложная ситуация для «баланса белого» — наличие двух и более разных источников с различной цветовой температурой. В этом случае глаз и мозг человека всё равно «увидят» правильные цвета предметов, однако и плёнка, и телекамера, и цифровой фотоаппарат воспроизведут часть предметов как «цветные». Например, если мы выставили баланс белого в цифровом аппарате на «дневной свет», то часть кадра, освещённая лампами накаливания, будет выглядеть жёлтой, флуоресцентными лампами — зелёной, розовой или фиолетовой (для разных типов ламп), на сцене, освещённой безоблачным небом, тени будут голубыми. Хотя часто именно это свойство цифровых камер можно использовать для придания снимку дополнительной привлекательности, как на следующих примерах.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).
Процесс фотографирования требует от фотографа определенных знаний особенностей природы света. Солнечный свет, непрерывно меняющийся в зависимости от высоты солнца над горизонтом и погоды разделяется на направленный (прямой) и рассеянный атмосферой. Вторичным источником естественного освещения является небо. Тот и другой свет отражают поверхности объектов съемки.
В ранние утренние и в предвечерние часы естественное освещение содержит значительно больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня.

С восходом солнца постепенно увеличивается не только интенсивность света, но и изменяется его цветовая температура. Происходит изменение спектра, в нем начинают преобладать голубые, синие и белые лучи.

В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного (низкого) утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. При эффектном освещении горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени от объектов, хорошо выявляют рельеф местности, объемы предметов и планы.
Большую смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в искусстве фотографии несет цветовое наполнение. Правильная расстановка цветовых акцентов помогает создавать композиционное решение. Цвета, находясь в гармоническом единстве друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции - светом, движением и пространством. Цветовая композиция может строиться двояко: по принципу субординации или по принципу координации. В первом случае какое-либо цветовое пятно полагается главным или доминантным, а все другие цвета соотносятся с ним, гармонируя или контрастируя.

Напротив, координация реализуется в изображениях, содержащих множество градаций одного и того же цвета, которые взаимосвязаны и скоординированы друг с другом.

Использование цвета при построении композиции.

Контраст - использование в фотографии контрастных цветов — мощный творческий инструмент, благодаря которому создаются образы, привлекающие к себе внимание. Наиболее сильные цветовые контрасты получаются в том случае, если сочетается основной цвет с противостоящим ему дополнительным цветом той же силы. Хороший пример — желтый с синим. Они дают резкий контраст, сочетаясь в одном снимке. Эффект ослабляется, когда один цвет занимает на фотографии больше места, чем другой, или когда один из таких цветов сильнее другого. Еще один фактор, который следует принять во внимание, — то, как те или иные цвета действуют сами по себе. Теплые цвета - такие, как красный и желтый — «выступающие», тогда как холодные — синие, зеленые — «отступающие», напоминают нам о просторах: море, небо, сельская местность. Так что, если вы сочетаете теплый цвет с холодным, то на снимке непременно будет доминировать теплый, даже в небольших количествах холодный цвет образует привлекательный фон. Контраст заставляет сравнивать объекты в кадре
Различают одномерный контраст - когда идет различие по одной категории (например по цвету) и многомерный контраст - когда идет противопоставление по нескольким категориям (по цвету, форме, контрасту…)

Нюанс. Нюансом называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку. Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество - сходно по значению с ритмом в композиции и часто дополняет его. Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия - это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая. Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую. Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!) Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси.

Асимметрия - это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, ибо с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции. Красный цвет ассоциируется с кровью, революцией, любовью, ненавистью и иногда используется как средство предупреждения. Зато оранжевый и желтый — спокойные цвета, напоминающие нам о тепле и солнце. Что до холодных цветов, то синий ассоциируется с вольной небесной и морской ширью, а также с холодом и одиночеством. Наконец, зеленый — естественный цвет природы — напоминает о густых лесах, рождении нового, красоте. Конечно, чтобы вызвать эти чувства, недостаточно просто включить в кадр тот или иной цвет, но об их воздействующей на подсознание силе следует помнить, снимая тот или иной сюжет. Так, например, огненный закат, снятый с использованием оранжевого фильтра, будет излучать тепло, тогда как фотография холодного, туманного дня с голубым оттенком может вызвать дрожь по коже.
Цвета иногда называют тяжелыми или легкими. К тяжелым относятся темные цвета: черный, синий, фиолетовый и все затемненные черной краской тона. К легким - белый, красный, желтый цвет и все цвета, разбеленные белой краской.

Цвет обладает многими объективными и субъективными свойствами и задачей фотографа является грамотное использование знаний об этих свойствах для получения по настоящему интересных фотографических изображений.

Почему так много людей предпочитают создавать художественные снимки черно-белыми, а не цветными? Неужели цвета отвлекают от объекта, как говорит большинство, включая меня в недалеком прошлом? Теперь я отвечу «нет», не тогда, когда цвет используется вдумчиво и с целью подчеркнуть предмет.

В прошлом году, когда я впервые начал экспериментировать с цветом после производства исключительно черно-белых фотографий на протяжении многих лет, я хотел исследовать мои творческие возможности и выяснить, почему цвет не работает так же хорошо, как черно-белое изображение в художественной фотографии. Потому что я был уверен, что это всего лишь миф. Почему же тогда почти все картины именитых художников в истории искусств созданы в цвете и нашли отзыв у такого большого количества людей, включая меня?

Вот где я начал свое исследование: изучая художников, которых я люблю, чтобы понять больше о том, как они использовали цвет.

На протяжении веков художники использовали цвета очень осознанным и эффективным способом, основываясь на теории цвета. Если вы знакомы с цветовым кругом и схемами цвета, то вы знаете о гармоничных комбинациях, таких как дополнительные, триадические и аналоговые цвета.

Как фотографы мы можем многому научиться у знаменитых художников. Вы, возможно, уже знаете об освещении Рембрандта, которое представляет собой характерный треугольник света чуть ниже глаза в портретной фотографии, названный в честь голландского великого художника Рембрандта. И возможно вы знакомы с термином «кьяроскуро», который является драматическим использованием контраста в свете и тенях, и был введен итальянским художником Караваджо. Но вы когда-нибудь замечали ограниченную цветовую палитру в картинах Рембрандта? Или как Да Винчи использовал “сфумато”, что осознанно делает контуры нечеткими, а цвет исчезающим для создания ощущения глубины? У великих художников можно почерпнуть множество других идей, как использование Ван Гогом ярких дополнительных цветов, размещенных рядом друг с другом для привлечения внимания, или техника Вермеера, которая состоит в использовании дополнительных цветов в пол силы для достижения более тонкого эффекта.

Так как я всегда восхищался ограниченной палитрой Рембрандта, мое использование цвета является результатом вдохновения его работами. Это вовсе не единственно правильный путь, это просто мое предпочтение, так что, если вы предпочитаете другую цветовую гамму, то попробуйте использовать ее.

После изучения работ Рембрандта и других великих художников, я выделил три секрета как для усиления композиции, так и для эффективного привлечения внимания зрителя в пределах этой композиции с помощью цвета:

Во-первых, использование выборочного контраста в светах. (Это правило также применяется и в черно-белой фотографии). Если ваш главный объект композиции имеет наивысший контраст в светах, то взгляд будет обращен к нему, потому что человеческий глаз всегда устремляется на участки с наивысшей контрастностью в свете и тени.

Во-вторых, использование выборочного контраста в цвете. Используйте наиболее контрастные цвета на вашем главном объекте, чтобы взгляд устремился именно туда. Глаза ищут контраст, поэтому размещение контрастирующих цветов рядом друг с другом привлечет внимание в эту определенную область. Если вы используете дополнительные цвета (противоположные цвета на цветовом круге), то этот эффект будет увеличен.

В-третьих, использование выборочной насыщенности. Чем более насыщен цвет, тем больше взгляд будет обращен к этой области. Это означает, что место, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, должно быть более насыщенным, чем остальная часть изображения.

В фотографии, как и в живописи, есть способы тонкого контроля над разными участками изображения на этапе постобработки. Убедившись в том, что наивысший контраст всех трех элементов (свет, цвет и насыщенность) сосредоточен на вашем главном объекте и области, окружающей его, вы можете быть уверенны, что взгляд зрителя будет привлечен к нему так же эффективно, как использование ведущих линий в композиции.

Каков мой подход к цветной фотографии, основывающийся на предпочтении ограниченной цветовой гаммы? Если вы посмотрите на мои цветные фотографии, то увидите, что я использую аналоговую цветовую схему в сочетании с несколькими сплит-дополнительными цветами, чтобы усилить композицию. Наивысший контраст в насыщенности, свете и цвете всегда сосредоточен в главном объекте и области вокруг него. Кроме того, я использую «сфумато» - цвета, которые находятся подальше от центра внимания, более блеклые и менее контрастные. Это делает детали не такими заметными, на грани почти полного исчезновения, и таким образом создается атмосферная перспектива и большая глубина. Вы также увидите, что я использую много нейтральных цветов.

Посмотрев на картины Рембрандта, вы увидите, что насыщенные, более яркие и контрастные цвета в лицах на его портретах (участках, на которые он хочет обратить ваше внимание). Он использует много оттенков коричневого в сочетании с черным и серым на заднем плане и в определенной степени в одежде людей. Это потому, что глаз движется от нейтральных цветов. Использование нейтральных цветов также придает спокойный, умиротворяющий вид изображению так же, как и место, где взгляд «отдыхает». Черный, белый, серый и коричневый считаются нейтральными цветами. Оттенки серого или сочетание с оттенками другого цвета также считаются нейтральными цветами.

Их использование в сочетании с контрастными, насыщенными цветами будет эффективно привлекать взгляд зрителя и создавать напряжение на границе их пересечения. Что так хорошо получалось у Рембрандта. С другой стороны, использование весьма специфических и насыщенных дополнительных цветов рядом друг с другом будет создавать определенное беспокойство, и Ван Гог использовал этот эффект по многих своих картинах.

В заключение, избегайте соблазна глобально насытить все ваши цвета. Вместо этого разработайте цветовую концепцию для вашего изображения и будьте тем же художником, который использует свет, цвет и контраст мудро.

Здравствуйте, дорогие фотолюбители!

Не секрет, что хорошая фотография намного больше зависит от умений фотографа, чем от его аппаратуры. Навороченная камера еще не гарантирует красивых снимков. Секрет удачных кадров лежит в понимании технических особенностей фотографии, и в том, как они взаимодействуют друг с другом.
Сегодня мы поговорим о важной составляющей – о цвете.

Цвет влияет на наше восприятие. Он может быть инструментом композиции, создания баланса и контраста. Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в лаконичной, но содержательной гамме.
Цвета также обладают силой вызвать у зрителя различные реакции, потому, что с разными цветами мы связываем наши настроения и эмоции.
В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.

У каждого человека свое субъективное отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий – побольше, а белый – самым большим.

Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский и французский национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Цветовой круг

Существует не одна модель, описывающая соотношение цветов, но в фотографии чаще всего используется так называемый цветовой круг. Он состоит из нескольких секторов разных цветов. В круге выделяют три основных цвета: красный, желтый и синий. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют промежуточными, их можно получить путем смешения основных.

Цветовой круг является основой в понимании взаимодействия цветов. И тут действуют два простых принципа:
- Соседние цвета в круге образуют спокойные гармоничные сочетания.
- Противоположные цвета образуют контрастное сочетание.
При этом каждый из противопоставляемых цветов кажется более ярким и насыщенным.


Существует несколько основных правил работы с цветом:


Выбор направления света
Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки
Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.

Изменение угла зрения
Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

Доминирующий цвет

Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент

Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст

Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый – с пурпурным, синий – с желтым.

Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны. Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста.

Наиболее удачный контраст дают:
Основные сочетания (цвета, находящиеся на противоположных сторонах цветового круга):
Синий - оранжевый
Красный - зеленый
Фиолетовый - желтый

Дополнительные (цвета, сочетание которых дает цвет, находящийся на круге между ними):
Красный - желтый
Синий - красный
Желтый - синий

Цветовая гармония