Cочинение «Тема любви в повести Тургенева «Ася. Сочинение любовь в повести ася тургенева Что такое любовь в повести ася

Много произведений было написано великолепным русским классиком­ И. С. Тургеневым и многие из них были посвящены теме любви. Одним из самых востребованных книг на полках библиотек вот уже много лет является повесть «Ася» о девушке, которая ради любви готова была пожертвовать всем, что у нее есть. У этой истории любви, увы, нет счастливого финала. Любовь в повести сыграла с главными героями своенравную, жестокую шутку, но и они в какой-то степени виноваты в том, что отношения не сложились, в частности главный герой повести - господин Н. Н.

Как-то, путешествуя по Германии, в тихом городке на берегу Рейна он повстречал двух русских, которые сразу ими понравились. Молодой человек представился как Гагин . Он был преуспевающим художников. А девушку, которую Гагин представил как свою сестру, звали Асей . Н. Н. быстро подружился с ними и стал частым гостем в их доме. Ася поначалу сторонилась гостя, но потом стала все больше с ним общаться. Как замечал сам Н. Н., она была всегда разной. Один день могла представиться озорным, взбалмошным ребенком, другой день - серьезной барышней. Он и понятия не имел, отчего в ней происходили такие перемены.

На самом деле, поведение Аси было связано с ее двойственным происхождением. Отец у них с Гагиным был один. Он был богатым и уважаемым дворянином. А мать Аси была скромной горничной. С тех пор, как родителей не стало и она была на попечении у Гагина, ей трудно было свыкнуться с обществом другого уклада. В любом случае, к присутствию господина Н. Н. она привыкла и даже весело с ним общалась. Как-то Гагин приехал и сообщил другу, что сестра плохо себя чувствует, отказывается от еды и ее лихорадит. Она призналась брату, что влюблена в их нового друга и хотела бы с ним связать свою жизнь. Гагин, полагая, что Н. Н. не имеет никаких серьезных намерений, порекомендовал другу честно объяснить Асе всю ситуацию.

Судьба молодых влюбленных решилась в день их единственного откровенного разговора. Во время свидания Ася оказалась в объятиях Н. Н. и ничуть не жалела о своем «первом шаге», но он стал корить ее за то, что она рассказал все брату, таким образом, сделав их личное счастье невозможным. Ася вырвалась из рук возлюбленного и убежала. Тщетно он пытался весь день найти ее в городе, а успокоился только к вечеру, заметив свет в ее окошке. С этого дня он твердо решил, что хочет жениться на Асе и сделает ей официальное предложение. На следующее утро, когда он пришел к друзьям, их в доме уже не было, и служанка сказала, что хозяева уехали.

Единственным объяснением стала оставленная Асей записка, в которой говорилось, что если бы Н. Н. сказал, хоть одно слово, она бы осталась. Гагин тоже оставил записку другу, в которой писал, что убежден в необходимости разлуки. Так закончилась история любви героев повести Тургенева, почти не начавшись. Обидно было только то, что спустя годы Н. Н. осознал, что такую неординарную девушку как Ася ему больше не встретить. Она так и осталась в его душе единственной любовью на всю жизнь.

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

Алексеева Евгения

Данная работа рассматривает некоторые "одинаковости" в жанре, композиции, идейном содержании, обрисовке характеров в повестях И.С.тургенева "Ася" и "Первая любовь".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Сравнительный анализ

жанрово-тематических, композиционных параллелей

В повестях И.С.Тургенева «Ася» и «Первая любовь»

(Исследование)

Выполнила:

Алексеева Евгения, ученица 9 класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории

1. Вступление………………………………………………………………………………..2 стр.

  1. Сравнительный анализ повестей И.С.Тургенева

«Ася», «Первая любовь»…………………………………………………….3 стр.

Жанр, сюжет…………………………………………………………………………..3 стр.

Господин Н.Н. и Володя…………………………………………………..3 стр.

Женские образы…………………………………………………………………..4 стр.

Тема смерти в повестях…………………………………………………..6 стр.

Роль шедевров искусства……………………………………………….6 стр.

Особенности композиции………………………………………………..7 стр.

3. Заключение…………………………………………………………………………………9 стр.

4. Список литературы…………………………………………………………………10 стр.

I. Вступление.

Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это такое? Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

Любовь, подобно свече, внесенной в темную, заброшенную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она и счастлива ли? Да, свеча любви кратковременна, но символизирует одновременно и вечное солнце, и негасимый дух, извне и изнутри согревающие человека.

И.С.Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей с поэтическим трепетом повествует о рождении вечно юного чувства – любви. Трагически равнодушная и одновременно обольстительно прекрасная, его любовь имеет свою оборотную сторону. Радость и восторг первой любви смягчает ее жесткий трагизм. В повестях «Ася» и «Первая любовь» автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком.

В «Асе» и в «Первой любви» основные темы схожи. Это утраченное счастье, которое было так близко и так возможно, это горькое и бесплодное раскаяние. Главный герой в этих повестях – не устроитель своей судьбы. Скорее – разрушитель. Любовь в представлении Тургенева – это стихия, она не подвластна человеку, заставить ее служить своему счастью человек не может.

Несмотря на миновавшее столетие с момента написания повестей, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора «Первой любви» и «Аси» остается понятной и близкой современному читателю, может быть, оттого, что первая любовь – понятие, существующее вне времени. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.

Обе повести вызвали во мне живой интерес и побудили желание изучить их более пристально. Поэтому в данной работе я рассматриваю некоторые «одинаковости» в жанре, композиции, идейном содержании, характерах героев.

II. Сравнительный анализ.

И.С.Тургенев строит большинство своих произведений как повествование – воспоминание. В итоге «происходит не только воспроизведение, но и преображение пережитого в памяти». Произведения писателя отличает неповторимая тональность – интонация элегии, интонация светлой грусти воспоминаний.

«Ася» построена как рассказ от первого лица. О своей любви повествует некий господин Н.Н., который, спустя много лет, подводит итоги собственной жизни. Уже пожилой человек находит нужным выделить этот маленький эпизод как едва ли не главный в череде прожитых лет. Он по-другому, с высоты пережитого, оценивает свои слова и действия.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести «Первая любовь». И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н.Н. Во вступлении «Первой любви» и персонажи, и ситуация конкретизированы. Герои названы по именам – «хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович». Рассказать историю первой любви – такой вариант препровождения времени предлагается хозяином дома гостям после вкусного ужина. Решение закрепить пережитое на бумаге показывает значимость его для Владимира Петровича. Таким образом, мы можем причислить повесть Тургенева «Первая любовь» к эпистолярному жанру с ярко выраженной композицией «рассказ в рассказе».

Обоих героев объединяет трагичность любви и сожаление о несказанных вовремя словах: «Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» («Ася», гл.22), «О, что бы я сделал, если бы я потерял времени даром!», «И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?» («Первая любовь», гл.22), «О кроткие чувства, мягкие звуки, доброта и утихание тронутой души, тающая радость первых умилений любви, - где вы, где вы?» («Первая любовь», гл.7). Почему же не состоялось счастье наших героев? Может быть, из-за излишнего созерцательного отношения к миру господина Н.Н. и излишней робости и покорности отцу Володи?

Именно это не позволяет героям вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе, это же не позволяет им совершить верное действие. В решительные моменты своей жизни и тот, и другой начинают рефлексировать, копаться в себе, анализировать свое душевное и психологическое состояние. А ведь для счастья иногда достаточно одного сказанного вовремя слова. «…а между тем на сердце у меня было очень горько.» «Однако, - думал я, - умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него…» («Ася», гл.6); «Уже руки мои скользили вокруг ее стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.» («Ася», гл.16). «Мне вдруг стало очень грустно… Я силился не плакать…» («Первая любовь», гл.4)

Н.Н. уже взрослый сформировавшийся молодой человек 25 лет, Володя - неопытный восторженный юноша 16 лет…

Им обоим несказанно повезло: судьба подарила им редкостный дар – они любили и были любимы. А настоящая любовь не проходит бесследно. «Я не в состоянии передать чувство, с которым я удалился. Я бы не желал, чтобы оно когда-нибудь повторилось; но я почел бы себя несчастливым, если бы я никогда его не испытал.» («Первая любовь», гл.20).

Особой поэзией овеяны женские образы в творчестве Тургенева. Благодаря Асе и Зинаиде появился знаменитый литературный термин «тургеневская девушка». Что же объединяет этих героинь?

Ася - экстравагантная девушка 17 лет, человек действия, живет во имя любви и людей. В ней «было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». Ася живет непосредственным движением сердца, в ней ни одно чувство не бывает наполовину. Тургенев с первых страниц повести раскрывает внутренний мир Аси. Ей свойственно тонкое переживание прекрасного. Для житья она выбрала поэтический домик, откуда «вид был точно чудесный». Она умеет видеть красоту там, где ее никто не замечает. (Достаточно вспомнить разбитый господином Н.Н. лунный столб). Именно с появлением Аси господин Н.Н. начинает тонко чувствовать природу: «…меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха» (гл.2).

Зинаида возникает как видение между кустами зеленой малины в саду, тем самым Тургенев подчеркивает единение героини с природой, внутреннюю гармонию девушки. Неслучайно в минуты грусти она просит своего пажа прочитать Пушкина «На холмах Грузии»: «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…» (гл.9). Как и гриновская Ассоль, Зинаида «видит больше видимого».

Влюбленная Зинаида оказывается талантливой поэтессой: она предлагает сюжет для поэмы из времен Древней Греции и Рима, в другой раз героиня воображает «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле у Клеопатры, когда она ехала навстречу Антонию.»

В гордой княжне прорывается чувство отверженности, которое роднит ее с Асей. Незаконнорожденная Ася хочет

«… заставить целый мир забыть ее происхождение…» (гл.8). Из-за ложного положения «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла.»; «…но сердце в ней не испортилось, ум уцелел.» (гл.8). Зинаида также тяготится дурными манерами матери, ее неопрятностью, бедностью, неразборчивостью в знакомствах: «Оглянитесь-ка кругом… Или вы думаете, что я этого не понимаю, не чувствую?.. и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтобы не рискнуть ею за миг удовольствия, – я уж о счастии не говорю» (гл.10)

Обеих героинь не устраивает пустое и праздное существование: Ася мечтает «пойти куда-нибудь… на молитву, на трудный подвиг», хочет «прожить недаром, след за собой оставить…» (гл.9), взлететь, как птицы. Зинаида же «…ушла бы я на край света» (гл.9) или умчаться в ночь в темноту с вакханками.

Обе героини жаждут сильных, искренних чувств. Ася «…в состоянии занемочь, убежать, свиданье… назначить» (гл.14), ей «…нужен герой, необыкновенный человек…» (гл.8). Зинаида признается Володе: «Нет; я таких любить не могу, на которых мне приходится глядеть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил…» (гл.9). И правда, тургеневские девушки готовы подчиняться, готовы ради любви терпеть боль, готовы пожертвовать собой. Ася в порыве страсти пишет письмо господину Н.Н., приглашает его на свидание: «… голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…

Ваша… - прошептала она едва слышно.» (гл.16). Зинаида же с трепетной благодарностью принимает удар хлыстом: «…медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец.» (гл.21). И даже признаки влюбленности проявляются у них одинаково: смиренность, задумчивость, грусть, частая смена настроения и обилие вопросов, словно, расспрашивая окружающих, они хотят услышать ответ на свое чувство.

Может быть, тургеневские мужчины превосходят тургеневских женщин в благоразумии, но неизмеримо уступают в жизненной силе и бескомпромиссности, пасуют перед цельным чувством героинь.

Неизменно рядом с любовью звучит у Тургенева тема смерти. Морально умирает Ася, ее чувства и жизнь разбиты, на страницах появляется Анна Николаевна, которая уже никогда не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами» и смеяться «тихим радостным смехом». Физическая смерть настигает отца Володи и Зинаиду. В финале обеих повестей звучит элегическое философствование на тему смерти: «Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека.» («Ася», гл.22). Человеческая жизнь быстро подходит к концу. Природа вечна. В «Первой любви» несколько другая трактовка этой темы: человек устроен так, что любит жизнь и не хочет расставаться с нею: «Ветхое тело еще упорствовало». «Ужас кончины» во многом объясняется сознанием тяжких неотмоленных грехов. «Господи, отпусти мне грехи мои», - не переставала шептать умирающая старушка. «И помню я…, мне стало страшно за Зинаиду, и захотелось мне помолиться за нее, за отца – и за себя». («Первая любовь», гл.22).

Все герои Тургенева эстетически развиты, отсюда – сильнейшее воздействие шедевров искусства и литературы на них. Фоном любви господина Н.Н. и Аси служит вальс Ланнера. Герои вспоминают Пушкина, читают «Германа и Доротею» И.Гете. Володя ассоциирует себя с шекспировским Отелло, находится по впечатлением «Разбойников» Шиллера, читает наизусть «На холмах Грузии» А.С.Пушкина.

Интересна композиция повестей: уже в самом начале автор предвещает беду посредством деталей пейзажа: в «Асе» - разбитый лодкой господина Н.Н. лунный столб (гл.2). В «Первой любви» - гроза (гл.7).

Также я с удивлением обнаружила, что каждая из повестей состоит из 22 глав! Случайно ли это? 22 – четное число, пара четных чисел. Герои могли бы быть вместе, герои могли бы быть счастливы, если бы действовали вовремя. Господин Н.Н. отложил свое счастье «на завтра», но «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье» («Ася», гл.20). А Володя слишком долго собирался посетить бывшую «пассию»: она умерла. «Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда – эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека» («Первая любовь», гл.22)

III. Заключение.

Я постаралась провести параллели между двумя повестями И.С.Тургенева о первой любви. Проанализировав оба произведения, я увидела схожесть тем: переживания первой любви, схожесть идейного содержания: утраченное счастье, схожесть жанров: элегические воспоминания, схожесть композиций: по 22 главы, повествование ведется от первого лица, схожесть в характерах героев: сильные, страстные, нежные женщины и нерешительные мужчины. Но тем не менее каждая повесть прелестна по-своему. Сюжеты занимательны, пронзительны, выразителен язык повествования. Может быть, эти повести до сих пор привлекают читателей своей автобиографичностью? Сам Тургенев высоко оценивал свои творения: «Я писал ее («Асю») горячо, чуть ли не со слезами», «Это («Первая любовь») единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…».

Закончить свою работу хочу словами Н.А.Вердеревской: «Человек, познавший любовь, прикасается к великому таинству жизни… Тургеневский герой… разлюбить не может… Раз пережитое всегда неповторимо, и след, который оно оставляет в душе человека, кровоточащая рана. И здесь нет места ни скептицизму, ни иронии, ни подчеркнутой авторской отстраненности». Перед силой чувства Тургенев склоняет голову.

Литература:

  1. И.С.Тургенев «Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе», Москва, «Дрофа», 2002г.
  2. О.В.Тимашова «Русская классика 19 века», Саратов, «Лицей», 2005г.
  3. В.А.Недзвецкий «Любовь в жизни тургеневского героя» - ЛВШ, 2006г., №11.
  4. В.А.Недзвецкий Искушенная гармония» - ЛВШ, 2002г., №2.

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» - это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале «Современник». Одна из самых романтичных историй, где писатель затрагивает тему первой любви, говорит о том, как важно бывает не проглядеть свое счастье. Повесть имеет автобиографические черты. В основе сюжета лежат отношения между семнадцатилетней девушкой Асей и Н. Н. Любовь главного героя в повести «Ася» нельзя назвать любовью с первого взгляда. По странному, роковому стечению обстоятельств герой понимает, наскопько сильно его чувство, лишь навсегда потеряв возлюбленную. Сначала в нем пробуждается интерес к девушке-загадке, искренней и непосредственной, естественной в перемене своих настроений, в проявлении своих чувств. Ее непохожесть на других поначалу и привлекает господина Н. Н., и в то же время отталкивает: «Эта странная девочка меня привлекала». И лишь заглянув в душу этой девушки, которую она для него раскрыла, герой постепенно начинает испытывать неведомые ему до тех пор чувства. В нем «зажглась жажда счастья». Он не задумывается еще, любит ли он Асю, но находится под властью ее обаяния. Однако господин Н. Н. привык жить не сердцем, а рассудком. Для него прежде всего важна «практическая» сторона вопроса, он размышляет: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» И когда Ася признается ему в любви, герой не находит одного-единственного слова, чтобы стать счастливым самому и подарить счастье Асе. Но, к сожалению, он и не мог сказать этого слова, потому что любовь вспыхнула в нем «с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя». Осознав силу своего чувства, господин Н. Н. считает, что все еще можно поправить. «Завтра я буду счастлив!» - говорит он себе, не понимая, что «у счастья нет завтрашнею дня... у него есть настоящее - и то не день, а мгновение». Одно мгновение стало для нею роковым, лишив его единственной женщины, с которой он мог быть счастлив. Не сразу понимает он, что потерял. Лишь спустя годы, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», доживая «скучные годы», утратив «крылатые надежды и стремления», он чувствует, что любовь к Асе наложила отпечаток на всю его жизнь. Он хранит, «как святыню», предметы, напоминающие ему об Асе, о самом светлом и сильном чувстве, которое ему было суждено испытать, и о счастье, которое он не сумел удержать. «...Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось», - с грустью признается он. Он испугался ее любви. Возможно, жизнь с Асей принесла бы ему много тревог и страданий, но это была бы настоящая, живая жизнь, озаренная настоящим, искренним чувством. Но, совершив роковую ошибку, герой обречен влачить скучное, однообразное существование, лишенное цели и высшего смысла. Можно сказать, что в душе Н. Н. боролись как бы два человека: один готов был принять любовь Аси, другой держался за условности. И ему была предоставлена свобода выбора самому строить свою судьбу и стать счастливым. Но он отказался от этой возможности, выбрав «одиночество бессемейного бобыля» и храня, «как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила... из окна». Н. Г. Чернышевский в своей работе «Русский человек на рандеву» писал: «...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит к делу... начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке»: Другое дело любовь Аси к Н. Н. Это чувство стало для нее чем-то большим, чем простая любовь. Связано это прежде всего с готовностью забыть о себе ради любимого человека. Ася не живет будущим, она хочет быть счастлива здесь и сейчас, в данный момент времени. Н. Н. для нее человек необыкновенный, который знает, как жить, она не видит его рассудочности и нерешительности. Ася идеализирует его, а такое отношение, как известно, свойственно первой влюбленности, когда недостатки любимого человека становятся прозрачными, незаметными. «Как жить?» - спрашивает Ася, думая, что ее возлюбленный знает ответы на все вопросы. В Н. Н. ей видится человек, способный на подвиг, герой. I Она настолько увлечена, что начинает сомневаться в том, что достойна любви такого человека, как Н. Н., а потому пытается подавить в себе любовь. Но мы видим всю тщетность этих попыток, Кіозтому Ася говорит о своих чувствах. В Героиня Тургенева живая и активная, для нее важно «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Но в то же время этот образ очень романтичен, писатель наделил Асю особой притягательностью, заключенной в ее характере, Высоко оценил этот образ Н. Некрасов, сказав, что «от нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото жизни». Особую роль в повести играет сцена свидания Аси и Н. Н., в которой все встает на свои места. Они объясняются друг с другом, и это накладывает отпечаток на судьбы обоих героев. После этого неудачного объяснения каждый из них обречен на страдания. Счастье нельзя отложить в долгий ящик, и Тургенев напрямую говорит об этом: «У счастья нет завтрашнего дня... у него есть настоящее...» Н. Н. .пытается обвинить Асю в том, что она опередила события, он бросает ей: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне». Эта печальная повесть о первой любви. Счастье оказалось невозможным, потому что один из влюбленных отказался от своего чувства, выбрав условности. Однако любовь не может жить по правилам. Боязнь Н. Н. быть счастливым, сделала несчастным не только его, но и Асю, для которой любовь была важной и неотъемлемой стороной жизни. Н. Н. причинил боль не только себе, но и Асе. Она исчезает, и это говорит о том, что девушка больше не сможет полюбить так, как она любила Н. Н.

Cтранная история любви. «…Ее душа мне нравилась», - замечает Н. после нескольких дней знакомства с Асей. Но эта симпатия не безусловна. Н. трудно освоиться с бесконечными метаморфозами поведения девушки. Порой он негодует - «что за детская выходка?», порою называет новую знакомку «капризной девочкой с натянутым смехом». И это не просто раздражение взрослого, наблюдающего каприз ребенка. Внешне свободный, господин Н. привык повиноваться законам света. Подобно встреченным на прогулке «чопорным англичанам», которые «словно по команде, с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами…», он шокирован слишком свободным поведением девушки.

Асе приходится самой сделать первый шаг. Она, подобно Татьяне, присылает молодому человеку записку с приглашением на свидание. Пушкину пришлось защищать свою героиню:

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным?

Эти строки, написанные о Татьяне, как нельзя полнее характеризуют и Асю.

В растерянности останавливаются перед «сердцем пламенным и нежным» двое мужчин, брат и возлюбленный. Они, может быть, превосходят Асю в «благоразумии», но неизмеримо уступают в жизненной силе и бескомпромиссности. Гагин причитает тоном старой няньки: «…Она сумасшедшая и меня с ума сведет». «Сел и задумался», получив записочку, господин Н. Растерянность его усиливает прямой искренний вопрос Гагина: «Может быть… как знать? - вам сестра моя нравится?» «Да, она мне нравится», - отвечает наконец Н. Но что-то в тоне его голоса заставляет Гагина с убеждением сказать: «А уезжаем мы все-таки завтра <…>, потому что ведь вы на Асе не женитесь». И повторяет с уверенностью: «Не женитесь».

В сюжетное развитие повести Тургенев вставляет символический эпизод. Н. решил дожидаться времени свидания в маленьком трактире. «Хорошенькая служанка с заплаканными глазами принесла мне кружку пива; я взглянул в ее лицо… “Да, да, - промолвил тут же сидевший толстый и краснощекий гражданин, - Ганхен наша сегодня очень огорчена: жених ее пошел в солдаты <…>.” Она прижалась в уголок и подперла рукою щеку; слезы капали одна за другой по ее пальцам...»

Ганхен… Это ласково-уменьшительная форма имени «Анна» по-немецки, как Ася - по-русски. Перед нами, таким образом, возникает двойник влюбленной девушки. Но что может принести несчастье Асе? Нет объективных причин, как у несчастной немецкой служанки, вынужденной смириться с тем, что ее жениха забирают в солдаты. Ася и Н. - оба свободны, внешних препятствий нет. Гагин сам предложил другу руку сестры.

Словно почуяв немое осуждение, Ася переносит свидание в более «приличное» место, в дом старой немки Луизы. Мы помним, что поэтическое видение юной девушки в доме старухи дало писателю первый толчок к повести. «Морщинистое лицо вдовы бургомистра» с «приторно-лукавой улыбкой» и «тусклыми глазками» напоминает ведьму, которая скрывает взаперти юную принцессу. Герою подобает разрушить злые чары и освободить любимую. Асю он находит притаившейся в верхней комнатке. Ее поза пробуждает поэтическое сравнение с испуганной птичкой. Непосредственное чувство лучше всего выражает себя во взгляде. Теперь Н. сосредоточивает внимание на ее глазах: «О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверяли, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию».

Порыв ответного непосредственного чувства длился недолго. Подобно Онегину, молодой человек начинает читать ей наставления. Асе приходится оправдываться «испуганным шепотом». «Мысль о том, что теперь все пропало, все, все <…>, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено - так и звенела у меня в голове», - так объясняет Н. свое состояние. Он точно забыл, что сам счел нужным рассказать ее брату о роковой записке с приглашением.

Свидание обнажает и различие между двумя героинями, пушкинской и тургеневской. Подобно Татьяне Лариной, Асе с каждой минутой «стыдно становилось и страшно». Впоследствии у Татьяны-княгини «стынет кровь / Как только вспомню взгляд холодный / И эту проповедь...» И однако «сквозь слез не видя ничего / Едва дыша, без возражений, / Татьяна слушала его (Онегина )». «Так смиренно / Урок ваш выслушала я…», - напоминает она Евгению. Напротив, Ася не может и минуты терпеть такое унижение. Едва лишь она поняла, что любовь ее отвергнута - героиня Тургенева стремительно убегает. Исчезает - к большому удивлению простодушной немки, которая не ожидала (как, впрочем, и мы) такого развития событий. «Ведьма» вдруг оборачивается добросердечной растерявшейся старушкой.

Ну а герой - «рыцарь»? В самом деле, что двигало господином Н.? Неужели Н. всерьез разделяет светские предрассудки относительно «незаконного» происхождения девушки? И Тургенев опускается в самые глубины души. У человеческих поступков редко бывает одна причина. Нами движет сложный противоречивый клубок высоких и низких побуждений. Возможно, в поведении героя сказался уже отмеченный страх перед силой Асиного характера. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» - размышлял Н., только готовясь прийти на свидание.

Отчасти его смутило вторжение постороннего в созревающий мир любви. Попытки, хоть и деликатные, Гагина стать посредником между другом и сестрой. Добиваться категорического ответа в сфере чувств - значит затронуть неуловимые движения сердца. Писатель никогда себе этого не позволял даже на страницах романа, общаясь с вымышленными героями.

Тургенев-сердцевед идет дальше. Он сообщает, что у любви, как у всего на свете, тоже бывает возраст. Чувство юноши несколько «моложе», оно запаздывает в сравнении с решительным ритмом Асиной любви. Ненадолго - всего на несколько часов. Но и этого достаточно для роковой развязки. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, - объясняет Н. , - во мне еще не было ясного сознания моей любви». Герой пытается постичь причудливую логику развития чувства: «Оно <…> вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно».

Словно сжалившись, судьба дает господину Н. последний шанс. Пустившись вместе с братом на поиски, он не нашел девушки. Лишь увидел мельком фигурку, мелькнувшую у креста (Можно представить, с каким жаром молилась там Ася, вспомнив «крест» над могилой матери!). Вернувшись, Н. узнает, что Ася поздней ночью пришла домой. Она здесь, в этом домике. Но власть приличий снова довлеет над ним: «Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору <…>. «До завтра, - подумал я…» Эти слова повзрослевший герой сопровождает горьким комментарием: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье».

Назавтра Н. узнает, что Ася и ее брат уехали. В прощальной записке Аси герой находит подтверждение своих догадок. В бесславном конце их отношений виноват только он: «Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали…» «Видно, так лучше <…>. Прощайте навсегда!» - заканчивает свое письмо безвинно и горько оскорбленная девушка. В ее смирении - великая сила духа.