Цивилизация майя. История империи. Загадочная и величественная цивилизация майя

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Они не знали колеса, но знали строение солнечной системы и проводили хирургические операции. Многие века величайшая цивилизация Америки хранила свои секреты. В наши дни археологи открыли неизвестные страницы истории и приблизились к разгадке тайны гибели этой культуры.

Город Ушмаль на полуострове Юкатан достиг пика могущества много позже, чем другие центры классической цивилизации майя. «Голубятня» с витиеватыми зубчиками крыш появилась в IX веке. Великие города майя на юге Мексики к тому времени уже лежали в руинах.

Слуга Короны - золотой век майя начался с него. Он создал новую политику, стоял у истоков небывалого взлета культуры. Но этот человек не был ни художником, ни жрецом, ни королем. Возможно, он даже не был… майя.

Чужеземец появился когда сухой сезон начал укреплять тропинки в джунглях, позволяя войскам пройти. Под охраной воинов он вошел в город Вака, по широким площадям проследовал мимо храмов и рынков. Горожане стояли, разинув рты. Их поражала мощь пришельцев, причудливые головные уборы с перьями, копья и зеркальные щиты - странные вещи из таинственного западного города. Но зевакам и в голову не могло прийти, что эти чужаки изменят судьбу их народа. И что в последующие десятилетия имя незнакомца, идущего во главе этого мирного посольства, появится на монументах по всей территории майя - могущественной цивилизации в джунглях Центральной Америки.

Посмертная маска, сложенная из 340 кусочков нефрита, навеки запечатлела образ правителя Пакаля.

В древних надписях указывается дата - 8 января 378 года и имя чужеземца - Рождающий Огонь. Он прибыл в Ваку (территория нынешней Гватемалы) в качестве посла могучей державы в высокогорьях Мексики. Именно под его влиянием майя достигли вершин своего развития и пять веков удерживались на этом пьедестале.

Правители майя стремились подчеркнуть свою связь с легендарным иноземцем по имени Рождающий Огонь. Они переняли чужеземное вооружение: защитные очки и дротик, с которым он изображен на этом современном рисунке.

МИССИЯ ГОРЦА

Майя всегда были загадкой. Еще несколько десятилетий назад, изучая царственные руины их городов, прекрасную и таинственную письменность, многие ученые представляли себе миролюбивое общество, состоящее сплошь из служителей культа, писцов и любителей астрономии. Но дешифрованные иероглифы поведали совсем о другом: воюющие династии, борьба за власть, предательства, коварные убийства, поджоги дворцов. Зато теперь на страницах истории майя можно начертать точные даты, написать имена и героев, и злодеев.

Этот нефритовый сосуд (слева), увенчанный изображением правителя, - свидетельство высокого уровня развития искусства. Широко была распространена у майя и торговля. Деньгами служили какао-бобы. Именно поэтому из тела керамической богини (справа) «вырастают» стручки «шоколадного дерева».

В IV веке нашей эры по землям майя прокатывается волна перемен. Меняется политика, укрепляются связи городов-государств. Искусство переживает небывалый взлет. Но что вызвало эти события? Расшифрованные недавно тексты кое-что проясняют. Как минимум, они называют имя виновника перемен: Рождающий Огонь. Именно он, совмещая дипломатию и силу, образовывал союзы, утверждал новые династии и расширил влияние далекого Теотиуакана, расположенного в Центральной Мексике, близ нынешнего Мехико. Хотя, возможно, майя в любом случае было суждено стать великими, а Рождающий Огонь просто пришел в нужное время.

Среди джунглей на севере Гватемалы высятся развалины тикальского храма Великого Ягуара. Эти руины и сейчас красноречиво свидетельствуют о величии древних правителей. Тикаль был первой мишенью завоевателей из Центральной Мексики, пришедших сюда в январе 378 года. Но за последующие пять веков побежденный город стал сверхдержавой. Европейцы впервые наткнулись на Тикаль случайно, заблудившись в джунглях.

КНИГИ ДЖУНГЛЕЙ

В наши дни урожай на исконных территориях майя - в долине Южной Мексики и в районе Петен в Гватемале - лишь чуть превышает необходимый для местных жителей минимум. Тут не живут - тут выживают. Природа вовсе не собиралась позволять людям создавать здесь цивилизацию. Да еще высокоразвитую! Однако люди создали, несмотря ни на что.

Величественные руины Паленке на склоне горы в Южной Мексике обозначают западную границу владений майя. Многие сооружения здесь были построены при Пакале, правившем в VII века. Он похоронен глубоко под Храмом надписей (на фото слева). В противостоянии город занимал сторону Тикаля. Но примерно в 800 году Паленке был разгромлен войсками из города-государства Тонина и утратил былое влияние.

На месте города Вака поселения появились около 1000 года до нашей эры. За последние три тысячи лет это место мало изменилось. В густых лесах вьют гнезда красные ара, туканы и грифы. По веткам и лианам прыгают чернорукие паукообразные обезьяны, вдали раздаются крики обезьян-ревунов. Когда в Петене идет дождь, москиты собираются такими плотными тучами, что современные майя выкуривают их при помощи масляных факелов. В сухой сезон жара обезвоживает болотистые долины, реки мельчают, того и гляди начнется засуха. Это земля мачете и ила, змей и пота, а также кошачьих, глава которых - balam, ягуар, король джунглей.

Звезды, во главе с Полярной, проносятся в ночи на сделанном с большой выдержкой снимке Дома волшебника в Ушмале. Майя проявляли особый интерес к астрономии. Они составили точный солнечный календарь, вычислили циклы движения некоторых небесных тел, рассчитывали затмения. Важные мероприятия, такие как битвы и жертвоприношения, планировались с учетом движения Венеры и, возможно, Юпитера.

У первых здешних обитателей, скорее всего, просто не было выбора: все вокруг уже было заселено. И тогда они научились брать от своей бедной земли максимум. Вырубая и выжигая леса, они освобождали место под маис, тыкву и другие культуры, как зачастую делают современные майя. Они повышали плодородность почвы, то высаживая попеременно разные культуры, то позволяя земле отдыхать.

С ростом населения майя освоили более сложные приемы земледелия: компостирование, террасирование склонов, ирригацию. Они засыпали болота, превращая их в поля, и свозили с долин ил и навоз, чтобы удобрять сады. В искусственных прудах водилась рыба, на огороженных участках обитали олени и другие дикие звери, согнанные сюда из лесов. В результате древние майя сумели выжать из скудных почв достаточно пищи, чтобы прокормить несколько миллионов человек - в десятки раз больше, чем сейчас проживает здесь.

Храм воинов, символ силы и мощи, стоит в Чичен-Ице на севере Юкатана. Чичен-Ица стал процветающим торговым центром после 1000 года, в постклассический период, гораздо позже, чем пали города на юге. Фрески внутри храма рассказывают, как майя перевозили товар по суше и по морю, а на квадратных колоннах снаружи изображены фигуры воинов в головных уборах из перьев.

Довольно быстро поселения превратились в города-государства. Среди лиан выросли роскошные многокомнатные дворцы со сводчатыми потолками. Храмы тянулись ввысь на десятки метров. Майя создавали красочные гончарные изделия, фрески и скульптуры. Они, не зная колеса и не имея металлических орудий труда, разработали совершенную систему письма и ввели понятие нуля. Велики успехи майя в диагностике, хирургии, фармакологии: им было известно более четырехсот лекарственных растений, при сложных операциях применялись наркотические средства. Они делили год на 365 дней, корректировали календарь, вводя что-то вроде високосного года, предсказывали затмения.

Посредниками между небесами и землей являлись цари майя - kuhul ajaw, священные правители, которых властью наделяли боги. Они были военными вождями, руководили и светской, и духовной жизнью. Американский ученый Артур Демарест из университета Вандербилта и его коллеги описывают «театральные государства» майя, в которых kuhul ajaw были своеобразными режиссерами-постановщиками сложных общественно-религиозных ритуалов.

Но эти «театры» действовали так, как повсюду действуют государства: заключали союзы, объявляли войны и обменивались товарами на территории, в итоге протянувшейся от нынешней Южной Мексики по равнине Петен до побережья Карибского моря в Гондурасе. Леса изрезали исхоженные тропы и мощеные дороги, реки стали рассекать каноэ. Но пока в регион не пришел Рождающий Огонь, у майя по-прежнему не было единой политической системы и каждый городгосударство сам выбирал свой путь в джунглях.

Общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Внизу: для ритуальной игры в мяч требовалась одежда из плотной ткани, и это была игра не на жизнь, а на смерть. За проигрыш могли и обезглавить.

ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, УГОВОРИЛ

К 378 году город Вака стал крупным центром. Четыре площади, сотни зданий, ритуальные дворцы с фресками, двориками, резными алтарями и монументами из известняка. Этот торговый город занимал важное стратегическое положение на реке Сан-Педро, несущей свои воды на запад от сердца равнины Петен. На городском рынке продавалось то, что выращивали майя: маис, бобы, разные виды стручковых перцев, авокадо. А также клей, который получали из сока дерева саподиллы, и резина из каучукового дерева - из нее делали мячи для ритуальных игр. Попадали в Ваку и редкие товары. С гор на юге сюда поставляли нефрит для скульптур и украшений, перья священной птицы кетсаль для нарядов. С дальнего запада, c территории Теотиуакана поступал обсидиан для оружия, пирит для изготовления зеркал.

Теотиуакан, город с населением не менее ста тысяч человек (возможно, крупнейший в мире в то время), не оставил после себя письменных документов, которые можно было бы расшифровать. Но мотивы его посольства очевидны. Город Вака был прекрасным форпостом, укрытая бухта рядом - идеальной стоянкой для больших каноэ. Фактически это был «ключ-город» для миссии Теотиуакана. С него чужеземцы хотели начать завоевание всего Центрального Петена. По возможности - путем убеждения, ну а не удастся - силой. Главная цель, Тикаль, находилась в восьмидесяти километрах к востоку. Это был самый влиятельный город-государство в Центральном Петене. Подчини Тикаль - и остальные города последуют за ним.

Рождающий Огонь хотел продемонстрировать открытые и искренние намерения своего правителя. Ему нужны были союзники, и он пришел за ними в Ваку. Взамен он мог предложить благосклонность своего патрона, таинственного властелина, который фигурирует в древних записях под именем Филин-Копьеметатель. Вероятно, это был царь высокогорий, а может, и самого Теотиуакана.

Правивший Вакой Солнечноликий Ягуар, скорее всего, оказал послам радушный прием. Ученые полагают: два правителя скрепили союз, построив святыню для хранения священного огня Теотиуакана.

ОГНЕМ И КОПЬЕМ

Наряду с дипломатической поддержкой Рождающий Огонь, вероятно, получил и военную. В его экспедиционные войска входили традиционные для теотиуаканцев копьеметатели и копьеносцы. На спине они носили доспехи из блестящего пирита. Благодаря им бойцы, замахиваясь, могли ослепить противника. Теперь пришлую армию пополнили воины Петена, вооруженные каменными топорами и короткими острыми копьями. Броней многим из них служили куртки из хлопка, набитые каменной солью. Одиннадцать столетий спустя испанские конкистадоры сменят свои железные доспехи на такие «бронежилеты» майя.

Войска направились в Тикаль на военных каноэ, следуя на восток вверх по реке Сан-Педро. Достигнув ее верховьев, солдаты пошли походным маршем. По всему маршруту стояли гарнизоны - и Тикаль узнал об угрозе. Километрах в двадцати пяти от города, в проходе между скалами, тикальская армия пыталась остановить Рождающего Огонь. Но всего через неделю после прибытия в Ваку посланец гор уже был в Тикале. Город был завоеван к 16 января 378 года.

Эта дата выбита на знаменитой тикальской «Стеле 31». Дэвид Стюарт из Техасского университета, расшифровав ее в 2000 году, впервые узнал о важной роли Рождающего Огонь. Другая надпись на стеле рассказывает: в день падения города умер Лапа Великого Ягуара, правитель Тикаля. Скорее всего, от рук победителей.

Теперь Рождающий Огонь сбросил маску «посла доброй воли», показав, что если ему и нужен мир - то только весь. Его войска разрушили большинство памятников Тикаля - стел, возведенных 14 предыдущими правителями города. Новым победителям требовались новые монументы. На той же «Стеле 31», которая была воздвигнута много позже завоевания, Рождающий Огонь именуется Очкин Калоомте, Властелином Запада. Вероятно, потому, что он был родом из Теотиуакана, то есть с запада. Но ряд исследователей предложили другую трактовку: якобы Рождающий Огонь был «народным мстителем». Возможно, он представлял оппозиционную группу, которая много лет назад, когда отец Лапы Великого Ягуара устроил переворот, ушла на запад, в Теотиуакан, а теперь вернула себе власть.

Рождающему Огонь потребовалось время, чтобы усмирить Тикаль и окрестности. Но уже через год после его прибытия на тикальских монументах высекается имя другого чужеземного правителя. В надписях тот назван сыном Филина-Копьеметателя. Новому правителю не было и двадцати лет, и, видимо, регентом стал Рождающий Огонь. Без сомнения, дефакто именно он правил покоренным городом.

ВЛАСТЕЛИН ЗАПАДА

При новых правителях Тикаль перешел в наступление. Рождающий Огонь или сам руководил военной кампанией, или был ее идеологом. Упоминания о нем встречаются в таких отдаленных городах, как Паленке, который находится более чем в 250 километрах к северо-западу от Тикаля. А на одной из фресок в городе Уашактун, расположенном в двадцати километрах к северу, изображен знатный майя, приносящий присягу воину в теотиуаканской форме, вероятно, из войска Рождающего Огонь. Похожего воина можно увидеть на стеле, охраняющей могилу, в которой археологи обнаружили останки младенца, ребенка постарше и двух женщин, одна из которых была беременна. Скорее всего, это останки правящей семьи Уашактуна, убитой тикальцами. Самого правителя, вероятно, увезли в Тикаль и принесли в жертву.

На этом недавно обнаруженном шедевре правитель Канкуэна Тай Чан Ахк совершает ритуальный обряд. Дело было в сентябре 795 года. Стелам и фрескам повезло больше, чем рукописям. Переплеты из шкур ягуара не спасли древние манускрипты от костров инквизиции. До нас дошло лишь несколько «книг».

Рождающий Огонь ввел в моду агрессивную политику. И эта политика надолго пережила его. В 426 году Тикаль взял Копан, расположенный далеко на юге, на территории нынешнего Гондураса. Некий Кинич Яш Кук Мо основал здесь новую династию, просуществовавшую четыре века. Похоже, при поддержке Теотиуакана: на посмертном портрете он изображен в костюме типичном для жителей Центральной Мексики. И он тоже именовался Властелином Запада.

Одни ученые утверждают, что Тикаль стал вассальным государством Теотиуакана и распространил власть сюзерена на все земли майя. Другие не считают Рождающего Огонь захватчиком, полагая, что он лишь помог Тикалю расширить собственную сферу влияния.

Судьба этого «посла» таинственна. Не обнаружено никаких записей о его смерти или свидетельств того, что он когда-либо вообще правил землями майя. Скорее всего, он не был царем. Но о царях забыли, а о его делах - нет. Стелу в Ваке, повествующую о прибытии чужеземца в эти края, воздвигло лишь следующее поколение.

Он вывел цивилизацию на новый уровень. Благодаря пришельцу при его преемниках Тикаль из обычного полиса превратился в «сверхдержаву». Началась так называемая классическая эпоха майя. Религия и искусство обогащаются чужеземными мотивами, культура становится более изысканной и разноплановой.

Затем расцвету майя стала способствовать новая сила. В VI веке экспансию начали правители Калакмуля, города севернее долины Петена, которые называли себя kan (что значит «змей»). Через какое-то время Калакмуль бросил вызов Тикалю, и вражда расколола мир. Это противостояние сперва стимулировало бурное развитие майя - а затем и погубило их цивилизацию.

КОГДА УШЛИ БОГИ

Однажды, в 800 году на мирный город Канкуэн обрушилась беда. Предвидя ее, правитель Кан Маакс возводил временные укрепления на подходах к своему дворцу на двести комнат. Но закончить строительство не успел.

Нападавшие мгновенно наводнили предместья города и устремились широким потоком к сакральному центру Канкуэна. То, что атака была молниеносной, не вызывает сомнений. Кругом валялись строительные материалы. На дорожках лежали груды незаконченных каменных монументов. На дворцовой кухне были раскиданы горшки и миски.

Завоеватели взяли 31 заложника. Найденные рядом с их останками драгоценности и украшения указывают на то, что это были люди знатного происхождения, возможно, родственники Кана Маакса или его гости. Среди пленников были дети и женщины, в том числе две беременные. Всех их отвели во внутренний двор, предназначенный для ритуалов, и по очереди казнили. Убийцы орудовали копьями и топорами, пронзая и обезглавливая свои жертвы.

ЧИСТО ИНДЕЙСКОЕ УБИЙСТВО

Тела убитых сложили в дворцовый пруд. Водоем размером девять метров в длину и три в глубину был отделан красной штукатуркой, питал его подземный источник. Тела в ритуальных одеждах и драгоценностях легко туда поместились. Враги не пощадили и Кана Маакса с супругой. Они похоронены в 90 метрах от пруда под 60-сантиметровым слоем стройматериалов, предназначавшихся для реконструкции дворца. На царе остались изысканный головной убор и перламутровое ожерелье, принадлежность «священного повелителя Канкуэна».

Два брата оказались по разные стороны баррикад в затяжном конфликте между городами Тикаль и Калакмуль. В кровавом бою один убил другого. Начиналось новое время - эпоха жестокости, насилия, братоубийств.

Поведение неизвестных убийц загадочно. Почему-то добыча их не интересовала. Более трех с половиной тысяч кусков ценного нефрита, среди них даже несколько целых глыб, лежали нетронутыми. Никто не прикасался к предметам быта во дворце и керамическим изделиям на огромной кухне Канкуэна. Не было грабежа или мародерства - была лишь жестокая бойня. Американский ученый Артур Демарест считает: бросив тела в пруд, убийцы отравили источник. Кроме того, они скололи изображения лиц со всех фигур, высеченных на каменных монументах Канкуэна, и повалили их на землю. «Они не просто уничтожили место, - говорит Демарест, - это был ритуал».

ГОНКА СООРУЖЕНИЙ .

Так пал Канкуэн, один из последних столпов цивилизации майя в долине реки Пасьон, на территории нынешней Гватемалы. Но, чтобы понять жестокость нападавших, необходимо представить себе всю картину происходившего в то время.

Многие города майя уже исчезли к тому моменту. Kuhul ajaw - священные правители, которые прежде прославляли каждое свое деяние во фресках, скульптуре или архитектуре, больше не заказывали новых работ. Иероглифические письмена стали редкостью, с памятников исчезала датировка. Население резко сократилось. Знать покинула дворцы, которые наводнили самозванцы, готовившие еду на огне в бывших тронных залах и возводившие пристройки у обвалившихся стен.
Потом ушли и они, а дворцы и храмы достались джунглям.

Канкуэн уже пал, когда Тикаль на севере все еще возводил ритуальные постройки. Но 30 лет спустя и его население стремительно сокращается. Самый поздний монумент там датирован 869 годом. К 1000 году классическая цивилизация майя перестала существовать.

Почему она исчезла? Почему люди покидали дворцы и храмы, построенные не на века - на тысячелетия? Эти вопросы возникли сразу, как только в джунглях нашли первые «затерянные города». Сперва ученые предполагали внезапную катастрофу: извержение вулкана, землетрясение, смертоносной ураган, загадочную эпидемию. Однако гибель цивилизации растянулась как минимум лет на двести. Причиной оказалось не глобальное бедствие, а череда проблем.

Земледельцы майя не ждали милостей от природы. Они активно использовали ее ресурсы. Земля, обрабатывавшаяся много веков, истощилась. Население разрасталось - а леса вырубались, почвы вымывались. В IX веке началась засуха, а многие крупные города находились вдали от рек. Откладывать здесь часть урожая «на черный день» было невозможно. Все это привело к голоду.

Зашаталась и политическая система. Более тысячи лет люди вверя ли свое благополучие правителям-жрецам. За это время элита превратилась в непосильное бремя для майя. Ей требовалось все больше нефрита, ракушек, перьев редких птиц, керамики, других предметов роскоши. А земля уже не могла даже прокормить. Правители утрачивали доверие людей. Богов по-прежнему обильно поили кровью - но боги больше не помогали своему народу. Безысходность лишала людей жалости. Войны ради славы и пленных превратились в приступы жестокости, подобные резне в Канкуэне.

Мир майя долго был расколот надвое. Противостояние двух мощных союзов длилось более 130 лет. В V веке начал активные действия город Тикаль. Его сферой влияния был юг, а союзником - сильное мексиканское государство Теотиуакан. Век спустя появился соперник. Северный город-государство Калакмуль (нынешние мексиканские низменности в провинции Кампече) объединил северные и восточные города-государства района Петен.

Как это обычно бывает, каждый правитель-соперник старался доказать, что он сильнее, богаче и вообще лучше. То есть делал новые храмы мощнее, чем у соседа, дворцы - краше, зрелища - пышнее. Раскол стимулировал развитие, начался золотой век майя. Они достигли небывалых высот в искусстве, астрономии, медицине.

Но вражда истощала ресурсы, требовала новых войн, пленников - дешевую рабочую силу. В 562 году войска Калакмуля победили соперника, хотя и не уничтожили ни город, ни население. Тикаль ответил черной неблагодарностью, разгромив Калакмуль. На какое-то время установился баланс сил.

На тыльной стороне стелы из города Тонина (слева) указано число: 18 января 909 года. Это последняя обнаруженная дата «длинного счета» майя - календаря, исчислявшего века. Текущий цикл «длинного счета», скорее всего, начался в 3114 году до нашей эры, а закончится скоро, в 2012 году. Это обещание вызывает ажиотаж и сегодня. В руке у глиняной статуи воина из Канкуэна (внизу) - своеобразный топор, которым «каратели» убивали знать.

ЦЕНА РОДИНЫ - ДВА ИСТОЧНИКА

Большие проблемы начались с локального конфликта. Близ реки Пасьон находилось маленькое, но гордое военное государство Дос-Пилас. Оно обладало двумя крупными источниками воды - и больше ничем. В Дос-Пиласе ничего не выращивали и не продавали. Ученые называют его государством-грабителем: оно существовало за счет сбора дани. Война для Дос-Пиласа была не просто ритуалом, призванным прославлять царей и задабривать богов. Она была средством выживания.

Однако «биполярный» мир майя не оставлял маленькому полису шансов на независимость. В противостоянии Тикаль-Калакмуль Дос-Пилас был обязан занять чью-то сторону. И он стал форпостом Тикаля, который как раз пытался вернуть себе контроль над торговыми путями вдоль реки Пасьон.

В 653 году в Дос-Пилас прибыли войска сюзерена. Во главе их стоял один из тикальских принцев по имени Балай Чан Кавиил. Гарнизон соорудил для юного посланника столицу, на вид роскошную, прикрыв резными фасадами хлипкие строительные конструкции. Но Калакмуль, вечный противник Тикаля, тоже проявлял интерес к реке Пасьон. В 658 году он захватил Дос-Пилас и изгнал бывшего правителя, тикальца Балай Чан Кавиила.

Продолжение этой истории стало известно лишь шесть лет назад. Тогда гроза повалила дерево в Дос-Пиласе, и под корнями обнаружилась лестница. Надписи на ней сообщают: два года спустя Балай Чан Кавиил вернулся в Дос-Пилас. Почему новая власть позволила? Просто теперь ловкий юноша стал править от имени Калакмуля, которому помог захватить долину реки Пасьон. А однажды новые хозяева приказали перебежчику пойти войной на своего брата, в Тикаль.

В 679 году он напал на свой родной город. Балай Чан Кавиил победил, залив кровью улицы своего детства. «Кругом были горы черепов, кровь текла ручьями», - гласит надпись на лестнице. Его брат погиб. Братоубийство принесло Дос-Пиласу главенство в Петешбатуне, юго-западной части Петена. Калакмуль достиг пика развития. Тикаль отстроился и меньше чем через двадцать лет разгромил Калакмуль, уже навсегда. Дос-Пилас подхватил эстафету, продолжив борьбу от имени Калакмуля. Но в 761 году удача отвернулась и от Дос-Пиласа. Вассалы захватили город, его правителя изгнали.

Мир майя породил войну - и захлебнулся ею. Победы стали мимолетными и значили все меньше. Хаос расползался по обжитым низинам. Горожане жили в постоянном страхе. Они растаскивали на куски ритуальные постройки, сооружая из камней укрепления на случай атак. Побежденные города не восстанавливались. А победитель лишь ненадолго решал для себя проблему истощения ресурсов.

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Простые люди, спасаясь от войны, голода и засухи, убегали из великолепных городов или умирали. А знать на какое-то время могла найти прибежище в Канкуэне, тихом порту в верховьях реки Пасьон. Когда города ниже по течению уже погрузились в хаос, Канкуэн процветал, торгуя предметами роскоши и расселяя приезжую элиту в богатых домах. Архитектором этого золотого века был правитель Тай Чан Ахк, который пришел к власти в 757 году в 15-летнем возрасте. Он превратил стратегический торговый порт в великолепный священный центр. Сердцем его был трехэтажный дворец со сводчатыми потолками, площадью 25 тысяч квадратных метров. Лучшей сцены для короля-жреца было не придумать! Тай Чан Ахк блестяще играл свою роль - а за стенами дворца гибла эпоха.

Сведений о том, что Тай Чан Ахк когда-либо участвовал в войне или выиграл хоть одну битву, у нас нет. Зато он почти сорок лет контролировал верховья долины Пасьон благодаря тому, что оказывал помощь соседям и заключал альянсы. На алтаре из Канкуэна, датированном 790 годом, он состязается с неизвестным знатным человеком в ритуальной игре в мяч, может быть устроенной, чтобы отпраздновать заключение договора или государственный визит.

Тай Чан Ахк умер в 795 году, преемником стал его сын Кан Маакс, который, стремясь превзойти отца, начал расширять дворец. Однако помпезность и ритуалы - былые атрибуты власти - больше не помогали правителям. За пять лет хаос достиг ворот и этого города. А однажды в ворота вошли убийцы, о которых мы рассказали в начале нашей истории. За один печальный день они уничтожили все величие Канкуэна. Погас один из последних, слабо тлеющих огоньков классического периода майя. Народ не вымер - но цивилизация, пять веков царившая в регионе, навсегда ушла с исторической сцены.

Одной из самых загадочных цивилизаций, существовавших на планете, является цивилизация майя. Высокий уровень развития медицины, науки, архитектуры поражает умы наших современников. За полторы тысячи лет до открытия Колумбом Американского материка народ Майя уже использовал свою иероглифическую письменность, изобрел систему календарей, первыми использовал в математике понятие нуля, а система счета во многом превосходила ту, которую использовали их современники в Древнем Риме и Древней Греции.

Тайны цивилизации Майя

Древние индейцы обладали удивительными для той эпохи сведениями о космосе. Ученые до сих пор не могут понять то, каким образом племена Майя получали столь точные знания в астрономии задолго до изобретения телескопа. Обнаруженные учеными артефакты ставят новые вопросы, ответы на которые пока не найдены. Рассмотрим самые удивительные из находок, относящихся к этой великой цивилизации:


Самой удивительной особенностью этого памятника архитектуры является визуальный эффект, который создается 2 раза в год, ровно в дни осеннего и весеннего равноденствия. В результате игры солнечного света и тени появляется изображение огромного змея, тело которого заканчивается каменным изваянием змеиной головы у основания 25-ти метровой пирамиды. Такого визуального эффекта можно было достичь, лишь тщательно просчитав расположение постройки и обладая точными знаниями в области астрономии и топографии.

Еще одной интересной и загадочной особенностью пирамид является то, что они являются огромным резонатором звука. Известны такие эффекты как: звуки шагов людей, идущих к вершине, слышны у основания пирамиды, как звуки дождя; люди, находящиеся на расстоянии 150 метров друг от друга на разных площадках могут отчетливо слышать друг друга, при этом, не слыша звуки, издаваемые рядом с ними. Для создания такого акустического эффекта древним архитекторам пришлось производить точнейшие расчеты толщины стен.

Культура народов Майя

К великому сожалению, о культуре, истории, религии индейских племен можно узнать лишь из сохранившихся архитектурных и культурных материальных ценностей. Вследствие варварского отношения испанских завоевателей, уничтоживших большую часть культурного наследия древних индейцев, потомкам осталось крайне мало источников для получения знаний о зарождении, развитии и причинах упадка этой величественной цивилизации!

Обладая развитой письменностью, во времена своего расцвета, майя оставили огромное количество сведений о себе. Однако большая часть исторического наследия была уничтожена испанскими священниками, насаждавшими христианскую религию среди индейцев Центральной части Америки во время ее колонизации.

Сохранились лишь надписи на каменных плитах. Но ключ к расшифровке письменности так и остался неразгаданным. Только третья часть знаков доступна пониманию современных ученых.

  • Архитектура: майя возводили каменные города, поражавшие своей величественностью. Храмы и дворцы строились в центре городов. Поражают воображение пирамиды. Не имея металлических орудий труда, древние индейцы каким-то поразительным образом создавали пирамиды, не уступающие по своей величественности известным Египетским. Пирамиды должны были возводиться каждые 52 года. Это обусловлено религиозными канонами. Отличительной особенностью этих пирамид является то, что вокруг уже существующей начиналось строительство новой.
  • Искусство: на стенах каменных сооружений сохранились до наших дней следы живописи и каменных скульптур, преимущественно носивших религиозный характер.
  • Быт: древние индейцы занимались собирательством, охотой, земледелием, выращивая бобы, маис, какао, хлопок. Широко использовалась оросительная система. Некоторые племена добывали соль, выменивая потом ее на другие товары, что послужило развитием торговли, носившей характер натурального обмена. Для перемещения товаров, грузов использовались носилки или лодки, для передвижения по рекам.
  • Религия: майя были язычниками. Жрецы обладали знаниями в области математики и астрономии, предрекая лунные и солнечные затмения. Религиозные обряды содержали ритуалы самоубийства.
  • Наука: Индейцы имели развитую письменность, обладали знаниями в области математики и, как отмечалось выше, обладали потрясающими знаниями в области астрономии.

Почему исчезли Майя?

Начало зарождения цивилизации майя датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Расцвет культуры пришелся на конец первого тысячелетия - 200-900 гг. до н.э. Важнейшими достижениями можно назвать:

  • Полностью разработанный календарь, точно отражающий смену времен года;
  • Иероглифическое письмо, которое учеными пока до конца не расшифровано;
  • Использование в математике понятие ноля, отсутствовавшее в других развитых цивилизациях древнего мира;
  • Использование системы исчисления;
  • Открытия в области астрономии и математики - ученые майя опередили своих современников на сотни лет. Их открытия превосходили все достижения европейцев, живших в те времена.

Цивилизация Нового Света достигла пика своего развития без таких важнейших технических достижений, как изобретение гончарного круга, колеса, выплавки железа и стали, использование домашних животных в земледелии и иных достижений, которые дали толчок к развитию других народов.

После 10 века цивилизация майя угасает.

Причину упадка одного из величайших народов древности современные ученые до сих пор не могут назвать.

Существует несколько версий причины исчезновения великой цивилизации . Рассмотрим наиболее вероятную из них:

Народность представляла собой группу разрозненных городов-государств, часто враждующих между собой. Причиной вражды являлось постепенное истощение почв и упадок сельского хозяйства. Правители, в целях сохранения власти, вели политику захвата и уничтожения. Сохранившиеся изображения конца восьмого века повествуют о том, что количество междоусобных войн увеличивалось. В большинстве городов развивался экономический кризис. Масштабы разорения были столь велики, что привело к упадку и дальнейшему исчезновению величайшей цивилизации.

Где жили народы майя?

Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Огромная территория, занимаемая племенами, отличалась обилием флоры и фауны, разнообразием природных зон - горы и реки, пустыни и прибрежные зоны. Это имело немаловажное значение в развитии этой цивилизации. Майя жили в городах-государствах, таких как Тикаль, Камакнул, Ушмаль и др. Население каждого из таких городов составляло более 20000 человек. Объединение в одно административное образование не происходило. Имея общую культуру, схожую систему управления, обычаи эти мини государства и образовали цивилизацию.

Современные майя - кто они и где живут?

Современные майя - индейские племена, населяющие территорию Южной Америки. Их численность составляет более трех миллионов . Современные потомки обладают теми же отличительными антропологическими особенностями, что и их далекие предки: низкий рост, невысокий широкий череп.

До сих пор племена живут обособленно, лишь отчасти принимая достижения современной цивилизации.

Древний народ майя намного опережал в развитии науки, культуры своих современников.

Они обладали прекрасными знаниями в астрономии - имели представление о схеме движения солнца, луны и других планет и звезд. Была очень развита письменность и точные науки. В отличие от своих далеких предков, современные индейцы не обладают какими-либо достижениями в развитии культуры своей народности.

Видео о цивилизации Майя

В этом документальном фильме будет рассказано о загадочных народах Майя, какие загадки они оставили после себя, какие из их пророчеств сбылись, от чего они погибли:

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя