Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободы? Как Мцыри провёл три дня на свободе

Сочинение


Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб «узнать, прекрасна ли земля», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» и чтоб «пройти в родимую страну». Что увидел Мцыри? Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15).

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова («запели птички», шакал «плачет, как дитя», змея скользит, «играя и нежатся»). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя.

В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Поэтому пейзаж в «Мцыри», несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря о виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса» и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, «прозрачная зелень листов»реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.
Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты»; деревья, шумящие «толпой, как братья в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой»- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» - образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал, как дитя» и т. д. и таких эпитетов, как «юность вольная», «объятья жадные», «родина святая». Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, «прекрасна ли земля?». Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня «блаженными», он говорит, что его жизнь без этих дней

* Ø «была б печальней и мрачней бессильной старости»

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри») «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри - образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри - мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой - дитя, Судьбой - монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сон Мцыри и его толкование в одноименной поэме Лермонтова М.Ю.

Вспоминая свои скитания в горах, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза – не знак “гнева господня”, а беспредельное счастье, родная стихия для души, объятой бурей переживаний (глава 8). Женская красота не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония, отвергаемая юношей только потому, что свою жизнь он посвятил иным целям. Эпизод встречи с барсом (главы 15-19) становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам:
– …торжествующим врагом
– Он встретил смерть лицом к лицу,
– Как в битве следует бойцу!
Конечно, это о погибшем барсе. Но в чеканных строках, звучащих как афоризм,- жизненное кредо героя. И, не так ли, гордо, “собрав остаток сил”, смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри? Да, тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько (и несправедливо!) обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы. Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы. Но, физически сломленный (“На мне печать свою тюрьма оставила…”), герой обнаруживает огромную силу духа; до последних мгновений остается он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии;
– Увы! – за несколько минут
– Между крутых и темных скал,
– Где я в ребячестве играл,
– Я б рай и вечность променял…
Умирающий, но не покоренный, он навсегда остается в нашем сознании как символ мужества и воли. Итак, главная часть поэмы – это диалог-спор, это столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений. С одной стороны, смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный. С другой – жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтичное восприятие природы и красоты, стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства, мятеж против порядков, освященных именем бога. Читатель обращает внимание нас на мощь и богатство картин кавказской природы, нарисованных поэтом, усиливающих впечатление от необыкновенной фигуры героя, проливающих свет на его отношение к миру (например, глава 6) и помогающих понять его психологическое состояние в различных обстоятельствах (например, главы 11 и 22, вопрос 7-й).
Рассказ Мцыри – это не повествование о событиях, развертывающихся сейчас, а воспоминания о пережитом. Эти воспоминания, естественно, окрашены теми чувствами, которые испытывает герой в момент рассказа. Мцыри как бы пересматривает, переоценивает виденное и пережитое и выбирает наиболее впечатляющие краски для воссоздания картин Кавказской природы и выражения своих чувств. Читатели знают, что юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но, и с ужасным и безобразным в нем; природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нему. Почему же, рассказывая обобщенно о том, что он видел (“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая перед нами в конце его рассказа как выжженная пустыня (глава 22), в главе 6, в начале рассказа, когда герой передает только самые общие и главные впечатления от виденного, изображается совершенно иначе:
– …Пышные поля,
– Холмы, покрытые венцом
– Дерев, разросшихся кругом,
– Шумящих свежею толпой… и т. д.?
Приходим к выводу, что именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен. Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий миг Мцыри ощутил.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к Read More ......
  2. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
  3. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, Read More ......
  4. Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мцыри – мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: – Он был, казалось, лет шести; – Как серна гор, пуглив и Read More ......
  5. Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда Read More ......
  6. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви Read More ......
  7. Поэма Лермонтова “Мцыри” была написана в 1839 году и писалась как романтическое произведение. Это исповедь кавказского юноши, прожившего свою основную часть жизни в дали от родины, в монастыре. Еще совсем ребенком он попал в плен к русским, был помилован и Read More ......
  8. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. Read More ......
Почему три дня характеризуются Мцыри как “три блаженных дня”

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

Мцыри вначале собственной исповеди задает вопрос: “Хочешь узнать, что я повидал на свободе?”.

С детства ребенок был заперт в монастыре. Всю сознательную жизнь он провел именно там, не имея возможности наблюдать за большим миром, ощущать реальную жизнь. Однако за момент до пострига юноша решил бежать, тем самым открыл для себя новый мир.

За те три дня, пока Мцыри был на свободе, он пытается познать большой мир, то, что упустил. Он сумел узнать гораздо больше моментов, чем другие люди за целую жизнь.

Ощущения Мцыри от свободы

Что увидел Мцыри, будучи свободным? Он восхищался, радовался окружающей его природе. Для юноши она удивительно прекрасная. И действительно перед ним открылись невероятные пейзажи Кавказа, а здесь есть места, которыми можно любоваться. Мцыри улавливает все, что его окружает, - птицы-облака, хребты гор, толпы деревьев, большие поля. Сердце ощущало легкость, внутри пробуждались воспоминания, которые отсутствовали в заключении. Внутренний взор героя наблюдает за знакомыми, близкими людьми, картиной детства. Ощущается здесь натура Мцыри, являющаяся очень поэтичной и чуткой. Он со всей искренностью отзывается на природу, ее зов. Он готов ей раскрыться полностью. Мцыри - это человек, предпочитающий общение с природой, а не общество, которое способно испортить любую душу.

Единение с природой

(Мцыри наедине с природой )

Юноша идет дальше и наблюдает другие картины. Природа раскрывает свою грозную мощь - шум потока, который напоминает множество злых голосов, ливень, грозные молнии. Беглец при этом не ощущает страха. Подобная природа ближе ему по духу. Мцыри считает себя ее братом и готов с бурей обняться. Это вознаграждается - герой начинает понимать голоса всего живого вокруг. Он общается с живой природой под чистым небом. Юноша готов переживать эти моменты вновь и вновь. Ведь его жизнь наполняется радостью.

Мцыри вскоре встречает свою любовь. Эта молодая грузинка, красота которой содержит оттенки природы: золото дня в сочетании с удивительной чернотой ночи. Мцыри во время проживания внутри монастыря всегда мечтал о родине. Поэтому он не позволяет себе поддаться любви. Юноша продолжает двигаться вперед и вскоре природа показывает ему свое второе лицо.

Второй облик природы и сражение Мцыри

(Сражение Мцыри с барсом )

Наступила ночь в Кавказе, она холодная и неприступная. К Мцыри приходит ощущение одиночества, голода. А лес вокруг стоит стеной. Юноша понимает, что он потерялся. В дневную пору природа была ему другом, а ночью становится злейшим врагом, который хочет посмеяться над ним. Природа приобретает облик барса и Мцыри должен сражаться с таким же, как он сам. Если он победит, то сможет продолжить путь. Эти моменты позволяют юноше осознать, что такое честное соперничество, счастье от полученной победы.

Мцыри восхищается природой, но уже не является ее дитем. Природа отвергает молодого человека так же, как больных животных. Возле Мцыри шевелится змея, которая символизирует гибель и грех. Она напоминает клинок. А юноша только наблюдает за тем, как она прыгает и мечется…

Мцыри был на воле совсем недолго и заплатил за это собственной жизнью. Но это того стоило. Герой увидел, насколько прекрасен мир, он узнал радость от проведенной битвы, он ощутил любовь. Эти 3 дня для него были гораздо ценнее, чем все его существование. Он говорил, что при отсутствии этих блаженных дней, его жизнь была бы печальна и мрачна.

Ответ оставил Гость

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» - так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.
Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает - это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи.
«Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков - все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, - знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.
Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней - всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым - таким, что можно бы было и ангела разглядеть - небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.
На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.
Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился.
Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.
Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, - с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…
Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…