Что такое вальс краткое. Значение слова вальс в словаре музыкальных терминов. Кто из композиторов писал вальсы

Медленный Вальс
(Slow Waltz)
Год появления: 1923-1924



Медленный вальс - очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце.

Это трехдольный парный бальный танец. Исполняют Вальс, как правило, в закрытой позиции. Это медленный танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" – вместе с легким платьем для бальных танцев , она и создаёт ощущение полета и невесомости. Мягкий характер исполнения снижений придёт особую привлекательность и выразительность. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.



Появился этот нежный танец в средневековье. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников.

Родился Вальс в Вене (Австрия) в 1780-х годах, быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.



Раньше танцевать в очень тесных объятиях считалось неприличным. Но вальс был восхитителен и, несмотря на недоброжелателей, осуждавших танец, медленный вальс оценили французы. И он стал очень популярным во Франции, где революция окончательно изменила людские нравы. Распространенный войсками Наполеона, он был постепенно принят в разных странах. Когда медленный вальс появился в России, он сразу стал придворным танцем.

Англия дольше всех проявляла сдержанность в отношении этого танца. Противники медленного вальса вели себя очень агрессивно. И потому королева Елизавета узаконила этот танец. Но вальс нравился многим, люди восхищались танцем. Принцесса Англии Виктория выступила как бы его гарантом. 28 июня 1838 года в день её коронации она послала приглашение Иоганну Штраусу и его оркестру. Штраус специально для этого сочинил музыку. Праздник длился три недели и всё это время музыкант играл во дворце и различных замках Лондона и окрестностей. Благодаря этому балу, оркестр Штрауса был востребован по территории всего королевства. Ритм вальса появился всюду.



Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный впоследствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).

В середине 18 века он обрёл современную форму и его правила были официально зарегистрированы. В 19 веке медленный вальс завоевал популярность по всей Европе, постоянно развиваясь и меняясь.

Танец появился в начале 1919 году как самостоятельный, однако все принципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

Особый вклад в модернизацию вальса внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс – первые английские чемпионы мира по бальным танцам. Многие из вариаций, введённые танцевальный обиход в то время, до сих пор исполняются на конкурсах бальных танцев. История не забыла отметить заслуги англичан в развитии Медленного Вальса, его второе название – Английский Вальс. Темп исполнения Медленного Вальса – 30 тактов в минуту, а музыкальный размер – 3/4.

В медленном вальсе движения пары – скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует сдержанных костюмов и строгой обуви для бальных танцев , очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

Вальс - это замечательный танец, который вдохновлял многих поэтов на проникновенные строки.

Танец в жизни людей присутствовал постоянно. С самых древних времен и вплоть до наших дней он является одним из способов самовыражения. Раньше танцы можно было лицезреть на сельских площадях или в пышных дворцовых залах. Некоторые из них навсегда сохранились в своей эпохе. Другие же успешно дошли до нашего времени. Вальс - это один из танцев, который не утратил свою популярность до сих пор.

Зарождение вальса

Этот чрезвычайно увлекательный и всегда юный танец живет на протяжении двух столетий и пользуется сумасшедшей популярностью. В Австрии, Германии и Чехии на различных праздниках крестьяне весело кружились парами. Walzen в переводе с немецкого означает "прокатывать". Отсюда и произошло название танца. Постепенно уходили характерные для народной пляски "притоптывания" и "подпрыгивания".

Вальс - это один из танцев, который на рубеже 18-19 столетий стремительно распространялся по разным странам.

Кто из композиторов писал вальсы?

К жанру вальса обращались многие композиторы. Изначально данный танец завоевал Вену. Один из Иоганн Штраус написал около 447 пьес такого рода. Благодаря особую мягкость очертаний приобрел вальс. Музыка Фредерика Шопена наполнена широкой мелодической распевностью. Его танцы, написанные в этом жанре, отличаются нежностью и глубокой проникновенностью. Ф. Шопена по праву можно считать творцом поэтичных, лирических и блестящих концертных вальсов.

Характерные черты вальса

  • трехдольный размер вальса;
  • лиризм;
  • пластичность;
  • изящество;
  • типичная ритмическая формула;
  • довольно быстрое движение;
  • фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда;
  • простая мелодия, которая часто идет по звукам трезвучия;
  • полетность;
  • "взлетающая" мелодическая линия.

Предшественники вальса

В первую очередь это лендлер. Он представляет собой трехдольный австрийский и немецкий танец неторопливого движения.

Лендлеры встречаются в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мелодия в этих танцах в основном простая. Движется ровными восьмыми нотами по звукам трезвучия.

Позже появился вальцер как разновидность лендлера. В переводе с немецкого он означает "кружащийся".

И собственно вальс появился в восемнадцатом веке как бальный вариант вальцера.

Классика. Музыка. Вальс

Много вальсов написал Франц Шуберт. Они у него напоминают лендлеры и вальцеры. Однако у композитора есть и изящные и легкие танцы в жанре вальса. У Франца Шуберта имеются также своеобразные "цепочки", которые могут включать до двадцати маленьких разных вальсиков.

В 20-х годах 19 века появляется венский вальс. Он имеет уже более упорядоченную форму. Количество "звеньев" колеблется в пределах пяти. Они все звучат в единой тональности. Музыка начинается вступлением и заканчивается кодой. Такую форму придумали Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Сын И. Штрауса использует излюбленную отцом пятичастную форму, но его вальсы превращаются в развернутые музыкальные поэмы.

Фортепианные вальсы Фредерика Шопена представляют собой лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Всего их у композитора восемнадцать. Вальсы Фредерика Шопена разные по характеру. Есть тихие и напевные, а есть блестящие и виртуозные. Написаны они в форме рондо.

Виды вальса

  1. Венский вальс. Чтобы правильно его танцевать, нужно следить за строгим и подтянутым корпусом. Красота данного танца состоит в меняющемся темпе и в чередующихся правых и левых поворотах. Несмотря на скорость кружения, движения выполняются плавно.
  2. Вальс-бостон. Это который окончательно был сформирован в Англии. На данный момент его считают самостоятельным танцем. В музыке английского вальса происходит смена ритма мелодии. Наряду с этим меняется движение партнеров, положение в паре, техника исполнения. Движения в этом танце волнообразные, мягкие и скользящие.
  3. Танго-вальс. Его еще называют аргентинский. В нем сочетаются элементы танго и вальса. Танцуется он на три четверти.

Таким образом, вальс - это достаточно быстрого движения. Его размер - три четверти. К его характерным чертам можно отнести: плавность, "полетность", изящество, пластичность и лиризм. Он имеет типичную ритмическую и фактурную формулу. Мелодическая линия простая. К жанру вальса обращались многие композиторы. Это Шуберт, Штраус, Шопен, Глинка, Чайковский, Шостакович и многие другие.

История возникновения вальса.

Первый Венский Вальс датирован 12-13 столетием и применен в танце под названием "Nachtanz". Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как "German". Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько очень известных сейчас вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.
Вальс – от старо-немецкого слова «walzen» - кружиться, вертеться, скользить в танце. Вальс – бальный танец музыкального размера 3/4 с особым упором на первый такт и основной фигурой «шаг-шаг-закрытая позиция». Вальс – это движение или скольжение в живой и выдающейся манере исполнения (достигается легко и исполняется с успехом) .

Вальс зародился в окрестностях Вены и альпийской области Австрии. Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе ещё в начале XVII столетия. Гораздо ранее этого времени «кружащиеся танцы» исполняли австрийские и баварские крестьяне. Множество легко узнаваемых вальсовых мотивов можно проследить в простых крестьянских напевах.

В середине восемнадцатого столетия немецкая разновидность вальса была очень популярна во Франции. Первоначально этот танец танцевали как одну из фигур контрданса (кадрили) с переплетенными руками на уровне плеч, но вскоре вальс стал самостоятельным танцем, и была введена «закрытая позиция» . К концу XVIII столетия этот старо-австрийский крестьянский танец был принят высшим обществом с музыкальным размером 3/4 (три четверти) .

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц-регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый «Вальс» , был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу… , совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние. » (Источник: The Times, Лондон, 16 июля 1816г.)

Даже позже, в 1866 году, статья в английском журнале Belgravia сообщала: «Тот, кто ночи напролет, наблюдает без особого беспокойства, как его сестра или жена, схваченная незнакомым мужчиной и подчиненная страстным объятиям, кружится в танце по небольшой комнате – единственным очевидным извинением такого неприличного обращения может быть только то, что все это происходит под звуки музыки – едва ли сможет понять тот ужас, с каким было встречено представление этого безнравственного танца.»

История венского вальса.
Годом создания венского вальса считается 1775 г. Однако, первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии происхождения танца - германская, в Англии долго называли его «немецкий» вальс, и французская, а точнее, французско-итальянская. Очевидно только одно - венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 в. в Вене под музыку Штрауса.
Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство исследователей считает его все-таки французским… ###
1- ая версия. Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы. Историю танцев на «три четверти» можно проследить достаточно легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и четыре счета (все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много. Один из первых танцев в ритме «три четверти» - крестьянский французский танец из Прованса (Provence), о годе появления которого - 1559, писала Парижская газета «Lа Patrie» («Родина») 17 января 1882 г. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение. В течение XVI столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau описывает этот танец похожим на «гальярду» (Galliard), исполняемый под музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в пять шагов на шесть ударов по музыке. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентльмена! Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентльмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше. Самое известное изображение этого танца - картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно, что фоном картины является зал Французского королевского суда! Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса. Как в любом танце с вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613). Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные описания танца на три счета под названием "Hole in the Wall" были сделаны Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции… ###
2- ая версия: В 1754 г. в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев - «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году. «Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 г. появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: «Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения». В 1799 г. Arndt описывал этот танец: «Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу…». Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель» композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Именно там танец стал очень популярным. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807, «Apollo» в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!). В 1812г. танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 г. Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным - ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем. Разгневанный лорд Байрон в 1813 г., увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило». Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 г. в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «этот танец - только для девиц легкого поведения!».
Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти жены (а умерла Мария Федоровна в 1830 г.) дорога вальса к русскому двору была закрыта.
Оба сына Марии Федоровны - и Александр I, и Николай I - не осмеливались перечить матери. Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем.
Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург. Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», - говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился. Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, - писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, - для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка». В 1999 г., 3 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Йохана Штрауса, «Короля вальсов». Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 г. Отец его, родившийся в Вене в 1804 г., был тогда самым популярным композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss. Благодаря его воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить имя «венского».
Очень долгую по тем временам жизнь «Король вальсов» прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Он был трижды женат, его первая жена Jetty Treffz, певица, убедила его попробовать силы в оперетте, и его «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885) стали классикой оперетты. Огромное число композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).
В настоящее время «Венский Вальс» исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

(“Евгений Онегин” А.С. Пушкин)

Возможно, благодаря этим строкам из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному символу романтизма, этому живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС .

Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует “музей вальса”; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными “экспонатами”.

Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что танцевать без воды. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней.

Интересна судьба австрийского танца Лендлера . Этот парный круговой 3-хдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый Вальс .

Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений.

Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические “Вальс – фантазия” Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов – всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики.

Сейчас прозвучит вальс “Короля Венского Вальса” Иоганна Штрауса “Весенние голоса”.

1. И.Штраус “Весенние голоса”

Вальс – по-немецки “вальцер”, что значит “вращательный”, “танец – вращенец”. У немцев в старину этот же танец назывался ещё и “роллер” – “круженец” или “дреер” – “вертенец”. Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению – это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: “дойчер” – “немецкий” или “лендлер” – “крестьянский”. Вот ещё два любопытных названия вальса: “шпиннер” – “прядильщик” и “шляйфер” – “точильщик”. Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть – они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно – Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь.

Давайте вместе с вами закружимся в этом нежном и поэтичном танце. Сейчас прозвучит русский вальс. Для русских композиторов вальс – это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит “Меланхолический вальс” А.Даргомыжского.

2. А.Даргомыжский “Меланхолический вальс”

Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, “предел непристойности и скабрезности”. Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”.

Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, “наподобие эпидемии насморка”. Микроб вальса оказался ужасно заразным. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. На престоле – неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс . Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется “Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий”. Заезжий иностранец отмечает в дневнике: “Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая – то танцевальная болезнь!”.

Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием “Вальс”, охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса .

Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить “Вальс” русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих “на слуху” и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. Итак, звучит “Вальс” А.Грибоедова.

3. А.Грибоедов “Вальс”

Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью, с какой свежестью вальс ведет борьбу. Нашу программу продолжит старинный вальс “Осенний сон” английского композитора Арчибальда Джойса. Начав свою карьеру как танцор, он, организовав собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране, стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почетный титул английского короля вальсов. В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижер по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно “Осенний сон”, полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот вальсов, пластинки с их записями выходили в России огромными тиражами. Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса “Осенний сон”. Сейчас мы услышим этот вальс “Осенний сон” Арчибальда Джойса.

4. А.Джойс “Осенний вальс”

В городском саду играет
Духовой оркестр.

(песня-вальс
М.Блантера и А.Фатьянова
“В городском саду”)

Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой “садовой музыки”: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые “старинные русские вальсы”, одним из популярнейших которых является вальс “На сопках Маньчжурии” И.Шатрова. Это произведение написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров. После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 – 1905 годах этот полк находился на фронтах русско-японской войны и принял участие в грандиозной битве под Мукденом, где потери русских войск были особенно значительны. Именно тогда и написал Шатров свой вальс “Мокшанский полк на сопках Маньчжурии”, посвященный памяти павших. И сейчас мы перенесемся с вами в тот сад, в тот год и послушаем тот самый вальс.

5. И.Шатров “На сопках Маньчжурии”

Вероятно, это была первая в истории мировой культуры “эпидемия танца”, охватившая мир на столь продолжительное время. Вальс закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры. Так вальс появился и в татарской музыке. Образцом может служить “Вальс” татарского композитора Хуснуллы Валиуллина.

6. Х. Валиуллин “Вальс”

В мире симфонической музыки мы можем встретить сравнительно несложные танцы, превращенные руками композиторов – мастеров в увлекательные оркестровые пьесы. Едва ли не первое место среди этих мастеров занимает знаменитый австрийский композитор, прозванный в свое время “королем вальсов” Иоганн Штраус – сын, чтобы не спутать со Штраусом – отцом, тоже Иоганном, тоже композитором, автором более 250 вальсов, полек и других танцев.

Отец с сыном поделили между собой XIX век, отец творил в первой половине века, сын – во второй. Познавший не только славу, но и все превратности судьбы профессии музыканта, в ту пору не пользовавшейся большим уважением, Штраус – отец был против музыкальных занятий сына. Но Штраус – сын пошел против воли отца, и даже превзошел его по всем статьям: прожил на 30 лет дольше, был, вне всякого сомнения, значительно талантливее и сочинил вдвое больше танцев – почти 500.

Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса – сына была поистине невероятна. Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских “Венских вальсов”. Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного.

В заключение нашей встречи мы услышим “Вальс” Иоганна Штрауса из оперетты “Летучая мышь”, увлекающий и разнообразием танцевальных ритмов и красотой мелодики.

7. И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

Наша экскурсия по “музею вальса” подходит к концу. Хочется добавить к вышесказанному, что жанр вальса не устарел и в наше время. Каждый год в Вене устраиваются рождественские балы, на которых символом праздника является именно Вальс . Там собираются светские знаменитые люди из мира кино, театра, и являющиеся горячими поклонниками этого прекрасного танца. Мы надеемся, что и вы присоединяетесь к их числу. Спасибо за внимание.

Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории. Жанр вальса так любят многие композиторы-песенники, написавшие свои нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет - «Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс» и многие другие.

История возникновения танца

Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.

По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера - трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса - касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.

Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.

Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.

Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

Виды

Вальс - танец романтичный, нежный и очень разнообразный. Испытания и видоизменения, которые вальс пережил за время своего существования, помогли появиться на свет самым разным видам это чудного танца. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей вальса, но к самым распространенным можно отнести:

Венский вальс

Танец быстрый, стремительный, изящный, легкий.

Медленный в альс (вальс-бостон или английский вальс)

Элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат.

Танго-вальс

Комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Его еще называют Аргентинским вальсом.

Фигурный вальс

Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60х года 20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов).

Особенности вальса

Вальс как инструментальный жанр весьма популярен у композиторов классиков. Кроме вышеупомянутых Штрауса и Ланнера, к жанру вальс часто обращались Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка. И во многом благодаря им, вальс так популярен и любим.

Современный вальс многогранен и полон разновидностей - медленные и степенные, быстрые и стремительные. Но всех их объединяет одно - трехдольный размер с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» - вот пульсация вальса, его ритмическая структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само слово «вальс» произошло от немецкого «walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.

А вот исполняется вальс преимущественно в закрытой позиции, а самой популярной фигурой в вальсе считается полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.