Что такое русский рэп. Русский рэп изменился, но никого не сделал. Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать

Все больше пользователей посещают нас с целью скачать бесплатно лучший русский рэп, ведь это направление весьма популярно. Такая музыка отражает современные реалии, повествует о том, что актуально. Многие пользователи, качая любимый mp3-сборник, узнают себя в отрывках различных песен.

К истокам возникновения

Как бы парадоксально ни звучало, но при всей своей популярности русский рэп появился не так давно. История развития насчитывает немногим больше 20 лет. Звучащий на небольших тусовках и закрытых вечеринках рэп стал быстро распространяться в массы. Поначалу это были неуверенные попытки начинающих музыкантов совмещать примитивный фристайл с различными музыкальными направлениями. Постепенно стало получаться нечто очень интересное и необычное. Несмотря на заимствованную подачу, атрибутику, ритмичность и манеру слога, музыка имеет собственную самобытность и, что самое главное, отражает реалии современной жизни. Пожалуй, это основной секрет популярности современных исполнителей русского рэпа. Музыка наполнена особым смыслом, она знакомит слушателя с жизненными ситуациями и историями, передает гамму чувств и переживаний, устанавливает какую-то незримую связь между исполнителем и аудиторией поклонников. В нашем постоянно обновляющемся музыкальном архиве вы найдете лучший русский рэп: таких популярных исполнителей, как НоГГано , Centr , Каста и др. Любимый сборник качественной музыки можно слушать онлайн. Если же новинки придутся вам по вкусу, загружайте их на мобильные устройства и наслаждайтесь музыкой, где бы в данный момент вы ни находились. Музыка дарит энергию, дает почву для размышлений, заставляет взбодриться или взгрустнуть, никого не оставляя равнодушным!

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет
Что это просто невозможно - на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом.
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».

Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.

Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».

Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.

Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:

Первый этап (1987-1993) - так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) - был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;

Второй этап (1993-1998) - период «хип-хоп-соула» - обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода - общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;

Третий этап - Современный этап - «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.

Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд"Эрос, Бьянка - являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах. Нужно констатировать - хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа - Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» - 2H Company, Трэш-Шапито, Кач.

Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.

Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп - это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура.

Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.

В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.

В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....

Получило массовую популярность в девяностых годах прошлого столетия и с тех пор прочно закрепилось в мире шоубизнеса.

На данный момент рэп используется во многих других а композиции ежегодно занимают первые строчки в топ-списках радиостанций и музыкальных каналов.

Описание

Рэп - это исполнение словесного речитатива под ритмичную музыку. Рэпер читает текст под бит, который также может сопровождаться электронной музыкой. Тематика текстов абсолютно любая, как и основной посыл. Существует несколько видов рифмования. Наиболее сложными считаются так называемые "квадратные рифмы" (то есть двойные). Поток с мощным эмоциональным посылом называется "панчлайном". Он часто используются во время батлов - словесных состязаний между двумя рэперами. Стиль речитатива называют "флоу" (от английского flow - стелить).

Различные стили

Рэп-исполнителя также называют "Эмси" (от английского МС - master of ceremony). Рэп - это не только самостоятельный жанр, он может также быть частью песни в других стилях. Рэпкор является смесью быстрого агрессивного речитатива под тяжёлую музыку с использованием гитар. Одна из самых ярких представителей данного жанра - французская хардкор-группа Rise of the North Star.

Зарождение рэп-культуры

Песни-рэп появились ещё в семидесятые годы прошлого столетия в бедных районах Нью-Йорка, населённых чернокожими выходцами из Африки. Предположительно, моду на быстрое зачитывание рифмованного текста завезли с Ямайки. Первые рэперы были диджеями и зачитывали свои тексты во время дискотек. Постепенно рэп перекочевал на улицы.

Чернокожие поэты демонстрировали своё мастерство прохожим и даже не думали о коммерции, а делали музыку для своего удовольтсвия.

Также стали проводиться первые рэп-баттлы. Два человека поочерёдно зачитывали своеобразные памфлеты с целью оскорбить оппонента или другим способом показать своё над ним превосходство. Через десять лет на пластинках стали выходить первые платные песни. Рэп стал покорять Европу. Вплоть до середины девяностых годов продолжала позиционироваться как жанр для бандитов и гангстеров. Однако в стали уделять огромное внимание рэп-сцене. В конце девяностых годов происходило знаменитое противостояние между Восточным и Западным побережьем. Музыкальные баталии происходили между ведущими исполнителями двух лагерей - Тупаком Шакуром и Ноториусом B.I.G.. В итоге обоих застрелили в уличных разборках. События тех дней серьёзно повлияли на всю рэп-культуру в целом.

С тех пор часто поднимался вопрос о так называемой "трушности" (от английского слова true - настоящий) рэп-исполнителей.

Русский реп

В России о рэпе впервые узнали после распада Советского Союза. Первые песни были записаны на пиратских магнитных кассетах, реже на дисках. Поскольку в это время на постсоветском пространстве практически полностью отсутствовал контроль за соблюдением авторского права, продавать свои альбомы зарубежным исполнителям было крайне невыгодно. Однако через короткий промежуток времени появились и отечественные исполнители. Русский реп, безусловно, поддался огромному влиянию зарубежного, поэтому первопроходцы данного жанра зачастую просто копировали известных исполнителей вроде Доктора Дре или Эминема. Но были заметны и некоторые особенности конкретно русского стиля.

Серьёзное место на хип-хоп сцене занимали представители русской эмиграции в Германии и Великобритании. Под эгидой немецкого репера Куль Саваша они выпускали песни-рэп на лейбле "Оптик раша". Основным стилем был баттл-реп. Такие группы как "Шок" и "Первый класс" получили огромную популярность на постсоветском пространстве и на несколько лет задали направление для развития жанра.

Новое время

Однако со временем появлялось всё больше исполнителей.

По той причине, что музыка рэп сама по себе незатейлива, и её создание не требует серьёзных навыков этот жанр является наиболее распространённым в количественном смысле. По сути, для создания требуется только микрофон и компьютер. Простота сведения побудила молодёжь всё больше приобщаться к рэп-культуре. Помимо классических тематик, песни под бит стали также средством донесения своего политического или социального протеста. Таким образом, сформировался жанр хардкор-рэпа. Его часто используют исполнители с радикальными политическими взглядами. Обычно концерты таких групп не афишируются, и пускают на них только представителей конкретной субкультуры.

Рэп-культура

Русский и зарубежный рэп также является и своеобразной обычно отличаются манерой поведения, стилем одежды и социальной самоидентификацией. В качестве одежды используют просторные яркие вещи, чаще всего полуспортивные. Особой "фишкой" в гардеробе рэпера являются кроссовки и бейсболки. Также стиль одежды характеризуется обилием различных атрибутов вроде часов, браслетов, цепей, бандан и прочего.

Хотя в основном это касается молодёжи в западных странах. Постсоветское пространство такие тенденции почти не затронули.

Рэп-культура также тесно связана с другими элементами хип-хопа. Например, увлечение катанием на скейтборде или велосипедах. Часто проводятся мероприятия, в рамках которых молодые люди состязаются в мастерстве катания на велосипеде или скейте, а затем в умении убрать оппонента рифмами. В России наиболее известное шоу такой направленности - "Сникерс Урбания". Так что рэп - это не только музыка, но и стиль жизни.

Главный жанр ушедшего 2017 года - безусловно, хип-хоп. начали смотреть даже ваши родители, а сам рэп стал новой авторской песней - умение читать теперь опционально, главное - делать свежо, провокативно и злободневно (ну или просто перепеть недавний рэп-хит): на этом так или иначе попытаются сыграть десятки видеоблогеров, Иван Ургант и даже . Появились и более техничные звезды: пожалуй, главный из них - . Провокация и новая искренность также стали главным оружием «Антихайпа» - так, коллектив бездельников из Петербурга побывал в роли временного правительства, пока не вернулся Оксимирон: поражение Гнойному его не разбило, а, скорее, просто одернуло - за пару месяцев Федоров в баттле роняет американца Dizaster, собирает «Олимпийский» и с десяток других арен по всей стране - и вновь становится главным рэпером, так и не выпустив ни одного нового альбома.

The Village составил подборку из семи материалов, с помощью которых вы сможете подучить матчасть - возможно, в 2018 году народная любовь к хип-хопу никуда не денется.

Интервью

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27 лет»

Редактор The Village просидел пять часов в «Москва-Сити», чтобы дождаться рок-звезду Ивана Дремина и поговорить с ним о популярности, постиронии, феминизме, любви и панических атаках. 20-летний рэпер вспомнит свой визит на передачу Comedy Club («мне ***** [все равно] на телевидение, в рот его ****»), жизнь в родной Уфе («пришел в гостиницу возле моего дома, меня взяли туда помощником администратора») и любимого русского музыканта (Виктор Цой).

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы - гангстеры»

«Со мной твой фелла, на мне Margiela», - читает под гулкий бас Алина Мкртчян, она же Mozee Montana - 19-летняя рэперша из Владивостока, музыкальную карьеру которой благословил один из титанов русского хип-хопа Оксимирон. В кадре то и дело мелькает автомат, а на ухе у молодой артистки выбито «1915» - в память о геноциде армян. Дебют дерзкого новичка в традиционно шовинистском жанре, где мизогинная лирика является главным оружием доброй половины его героев, - сигнал того, что в 2017-м хип-хоп в России уверенно развивался. По словам Алины, в Москву она перебралась с одной целью - покорить вершину рэп-игры, а первый миллион заработала уже в 18. Mozee Montana рассказала The Village о гендерной дискриминации в хип-хопе, борьбе с депрессией и своем бизнесе на московском рынке.

Photosynthez, новая рэп-сенсация инстаграма - о работе парикмахером, хейтерах и Гнойном

Отличный пример того, как в 2017 году с помощью хип-хопа к популярности в соцсетях приходили не только профильные специалисты. Катя Photosynthez, чьи любительские клипы (бюджет - 200 рублей) расползлись по пабликам, на типичную рэпершу или даже видеоблогера не похожа - скорее, на студентку филфака. Тексты тоже отходят от канонов жанра: вместо гедонизма - «наивное искусство» и щи, вместо Gucci и камней на запястье - «некрасивые брюки». Мы встретились с рэпершей-парикмахершей и поговорили о ее жизни, лайке от Димы Билана, любимом треке Славы КПСС и хейтерах.

Что это такое? А вот что:

Русский рэп - явление очень молодое, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у русского рэпа есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают русский рэп, возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время российский рэп очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским устоям, традициям. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без изюминки. Сегодня главная беда российского рэпа в том, что очень мало талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям. Этот подход оправдал себя. Благодаря продюсерским способностям Шеffа был раскручен рэп-исполнитель Децл, песни которого занимали верхние строчки почти всех молодежных хит-парадов России. Рэп набирает силу и в ближайшие один-два года эта тенденция, судя по всему, сохранится.

В России рэп появился только в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Сформировалась так называемая первая волна русского рэпа. Группы, создававшиеся тогда, были чистейшим underground"ом, основавшемся только на собственных амбициях и стремлении продвигать культуру хип-хопа в России.

Улица в то время звала и затягивала молодое поколение куда сильнее, чем слепая вера в счастливое завтра, или перспектива учебы в ПТУ, или ВУЗе. В это же время стали появляться немногочисленные рэп - и брейк-комманды. Записи с их выступлениями можно было достать из-под полы за весьма определенную плату и в строго определенном месте. Попытки подражать американскому стилю жизни и заморской культуре, сочинение целых поэм на тему окружающего мира со смелой лексикой вытекали в попытки выступлений в подъездах и дворах. На большую сцену пробиться было невозможно, да, собственно, никто особо и не старался. Для многих рэп становился не смыслом жизни, а оружием, с помощью которого они пытались заработать репутацию на улицах. Но, тем не менее, все большее и большее количество молодежи стали всерьез воспринимать русский хип-хоп как культуру, причем теперь окончательно отделившуюся от американского хип-хопа и имеющую с ним только общие корни. Тогда же пришло и осознание того, что "обноски южного Бронкса" (широкие штаны, толстовки слоновьих размеров и бандана), сигары, марихуана и пушка за поясом - всего лишь стереотипы, от которых было бы неплохо избавиться, хотя некоторые до сих пор считают, что в этом - изюминка русского хип-хопа.

Родители явно были не в восторге от того, что их чада слушают или даже исполняют музыку, в которой "мат через слово" и которая пропагандировала "скорее анархию, чем какую либо более-менее приличную систему устройства государства". В целом, так оно и было. В текстах выражалось все недовольство жизнью, страх перед будущим, стремление все бросить к чертовой матери и начать жить заново, по-другому, а в некоторых - откровенный пофигизм. Но все это было не просто в виде агрессии из наушников, а скорее походило на призыв о помощи. Истории о наркотиках и передозах, жизни и смерти, братстве и предательстве, любви и расставаниях, переложенные на ритмичную и жесткую, но, тем не менее, красивую и мелодичную музыку навсегда завоевывали сердца мальчишек и девчонок, оказавшихся в похожих ситуациях и знавших далеко не со слов, что такое «дворовая» жизнь.
И все же рэп-ритмы из американских черных кварталов приживались у нас плохо.

Пожалуй, одним из первых российских Колумбов нового стиля был уроженец Донецка Влад Валов (Шеff), который в 1989-м, переехав в Санкт-Петербург, создал группу Bad Balance. По вечерам ребята собирались на Дворцовой площади, чтобы подработать: потанцевать и почитать рэп. Однажды их случайно снял питерский ТВ-канал и показал 3-минутный сюжет. Уже к лету 1990 года был полностью готов первый альбом на базе домашней студии. Речи о его выпуске не могло даже идти, поэтому он, по словам его создателей, был «зарыт в укромном уголке под Питером до 2009 года». В 1998 году, после выхода альбома «Город Джунглей», Влад Валов создал проект «Bad B. Альянс», в рамках которого стали сосуществовать несколько групп и рэперов. Среди них – «Легальный Бизне$$», ДеЦл и ШеFF с сольным проектом. В Москве в начале 90-х годов самой известной группой стала команда «Мальчишник», эпатировавшая слушателей откровенными текстами о сексе без перерыва. Ее участники, в том числе Дельфин, когда-то танцевали на Арбате, где все и познакомились. В период с 1992 по 1994 год группа являлась одной из самых популярных рэп-команд в стране. Сейчас Дельфин отказывается называть себя рэпером.

Среди русских рэп музыкантов особенно выделились несколько групп, таких как "Bad Ballance", "Легальный бизнес", "Дерево жизни" "Big Black Boots", "White Hot Ice", "Master Spensor", "Kasta" и еще несколько как московских, так и питерских команд.

В отличие от Валова, который пытался сделать России искусственную рэп-прививку, сегодняшние рэп-команды экспериментируют со стилями. Смесь рэпа и r’n’b сегодня предлагает украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Однако настоящим рэп-прорывом сегодня стали выходцы из провинциальной криминальной столицы – Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения. Но на широкое признание, как, впрочем, в свое время было с рокерами, им пока рассчитывать не приходится.

Национальные телеканалы, увлекаясь «фабриками звезд», стараются просто не замечать альтернативный жанр. Мелькающие сегодня на телеканалах новые российские рэп-команды по меньшей мере третья волна рэпа в России. Что же до радио, то новая музыка улиц не вписывается ни в один существующий формат. Однако эта музыка появляется в клубах и подвалах, причем порою именно в тех, где 30 лет назад пели рок. Возможно, так же, как в свое время и рокеры, русские рэперы скоро заставят говорить о себе всех. Рэп превратится из субкультуры в культуру массовую, которая окажется способна забыть о раскрученных за огромные деньги ни о чем не говорящих песнях хорошеньких мальчиков и девочек.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ РУССКОГО РЭПА:

Трудное детство, деревянные игрушки.
Первый срок в детском саду мотали за мокрушку.
Подросли, пошли в рэп, делают хиты за день,
Ведь Тупак жив и живет в Зеленограде.
(«Валерьяныч», группа «Ю.Г.»)

Ловите тачку! Максу всадили нож в живот.
Юля, дай платок, не ори, закрой рот.
Братское сердце, не двигайся, держись.
Ты не можешь сдохнуть здесь, ты должен жить.
Машины слишком долго нет, почему пришли мы позже.
Я прижимаю ткань порванной кожи.
Кровь пошла изо рта, он прополз полдвора.
По-любому он не дотянул бы до утра
(«Песня про Макса», группа «Каста» )

Ты прав, брат, рэп – это музыка гетто,
Черных районов в Америке где-то.
No money, no woman, no power, no job.
И сам ты лузер, и дед твой – раб.
Так что же, друг, посмотри вокруг –
Здесь тоже тот же замкнутый круг –
No power, no woman, no job, no money.
Нашу страну у нас же украли
Ты хочешь знать, где настоящее гетто?
Рядом, чувак, не в Америке где-то.
(«В белом гетто», группа "Sixtynine")