Что такое политическая элита и ее функции. Политические элиты

Как мы уже указывали, властные отношения асимметричны. Общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на два класса: те, кто правит (правящее меньшинство), и те, кем правят (управляемое большинство). Те, которые правят, называются элитой.

Понятием элиты (лат. eliger – отбирать, фр. elite – лучший, отборный, избранный) обозначаются группы людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в различных сферах общественной жизни.

Выделяют более широкое понятие «властвующая элита» (рис.5.1). Принадлежность к ней определяется занятием господствующих позиций в обществе, наивысшими показателями в своей профессиональной сфере. Различают столько видов элит, сколько существует видов власти в обществе. Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты.

Политическая элита – это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа лиц, обладающая качествами лидерства, способная к управленческой деятельности, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Политическая элита концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. Обладание властью обеспечивает привилегированное и господствующее положение в обществе.

Кроме того, политическая элита характеризуется структурным постоянством ее властных отношений. При изменении (смене) персонального состава элиты эти отношения в своей основе остаются неизменными. Сменялись вожди племен, монархи, бояре, дворяне, народные комиссары, партийные секретари, президенты, парламентарии, министры, но отношения господства и подчинения между элитой и массами сохраняются. Всякое правление является олигархичным, что неизбежно предполагает господство немногих над многими.

Без политической элиты невозможно функционирование государства. Деление общества на управляющих и управляемых обусловлено следующими факторами:

Выделение в ходе разделения труда особого вида профессиональной деятельности – управленческого труда, требующего компетентности, особых знаний и способностей;

Иерархическая организация общества проявляется в господстве одних людей и подчинении других, поэтому социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых неизбежно;

Естественное неравенство людей по умственным, психологическим, организаторским, нравственным качествам и способностям к управленческой деятельности ведет к отчуждению большинства граждан от власти и политики и нежеланию участвовать в политических процессах;

Высокий статус управленческой деятельности связан с возможностью получения различных социальных привилегий, почета, славы;

Практическая невозможность осуществлять всеобъемлющий контроль за политическими руководителями;

Политическая пассивность широких масс населения, интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, непосредственно обладающую властью, и неправящую, оппозиционную.

По объему властных функций различают следующие уровни правящей элиты:

Высшая политическая элита принимает наиболее значимые для всего общества решения (высшие руководители органов государственной власти, непосредственное окружение президента, монарха, премьер-министра, спикера парламента, лидеры ведущих политических партий, политических фракций в парламенте);

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и общественно-политических движений, руководители избирательных округов);

Низшая политическая элита образуется политическими деятелями местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

В качестве самостоятельной группы выделяется административная элита (бюрократия), монополизирующая в своих руках технико-организационные средства власти. К ней принадлежит высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Политическая элита намечает главные цели деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается их реализация. Если между ними нет единства целей, бюрократия может саботировать выполнение любого общего плана. Как правило, хотя и не всегда, положение бюрократии в политических системах более стабильно, чем положение политической элиты.

Иногда в политических системах складываются и такие ситуации, когда, достигая высокого уровня власти, политическая элита и бюрократический аппарат настолько возвышаются над обществом, что полностью стараются избежать его контроля. В результате возникает опасное явление, называемое политическим отчуждением.

Американский политолог, экономист Энтони Даунс (род. 1930) утверждает, что бюрократии свойственно сочетание проблем «утечки власти» и «бюрократической негибкости». Поскольку существует множество несовпадающих интересов, а контроль внутри бюрократической организации несовершенен, происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы спускаются вниз по иерархической лестнице к тем, кому они предназначены. Данную «утечку власти» пытаются компенсировать за счет усиления централизации, внутренней специализации, принятия разнообразных регулирующих правил, из-за чего усиливается косность всей бюрократической структуры.

Элиты – носители наиболее ярко выраженных управленческих качеств. Элитарность исключает усредненность людей, отражает соревновательность, конкуренцию в области политической жизни. По различным оценкам в разных странах численность политической элиты не превышает 2–4 тысяч человек. Это весьма узкий, немногочисленный слой общества.

Важнейшими критериями эффективности деятельности политической элиты являются: достигнутый уровень прогресса и благосостояния широких масс населения, политическая стабильность общества; национальная безопасность, оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.

Политическая элита -- необходимый и объективно существующий элемент социальной структуры любого современного общества.

Ни один класс, социальный слой или иная социально оформившаяся группа не способны реализовать свои интересы и обеспечить развитие непосредственно, путем равномерного влияния всех, на принятие государственных решений. Они могут этого достичь лишь при помощи и посредством «малых центров» -- активно властвующих, продуктивных элит.

К основной социальной задаче политической элиты относится принятие решений и контроль за их выполнением. Это раскрывает ее центральную роль в управлении государством и обществом.

В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоев населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей, способных превращать население в активных участников перераспределительных процессов в сфере власти. Формируя различные идеологии, или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. Без активного обновления элитами этих средств своего духовного господства руководящие идеи обращаются в догмы, а политическая власть начинает испытывать стагнацию.

Главным условием эффективного осуществления политической элитой ее главных функций является обладание ею всеми возможными в конкретном обществе способами управления и власти. В этом отношении особое значение имеют ее способность и умение использовать принудительные методы, оперативно, в зависимости от меняющейся обстановки, переходить к применению силовых ресурсов.

Показателем безусловной крепости положения политической элиты служит и ее способность к манипулированию общественным мнением, такому использованию идеологических и иных духовных инструментов, которые могут обеспечить требуемый уровень легитимности власти, вызвать расположение и поддержку ей со стороны общественного мнения.

Существует ряд факторов, препятствующих укреплению положения элитарных группировок во власти. Так, существенно подрывает позиции политических элит нарастание информационной открытости в работе институтов власти и управления, критика общественностью всяческих злоупотреблений должностных лиц. К таким же ограничителям можно отнести и растущую способность общества к контролю за деятельностью власть предержащих, неразрывно связанную с целенаправленной деятельностью общественных объединений и СМИ, активизацией контрэлит. Снижает возможности волюнтаризма в управлении государством и дифференциация элит, ведущая к росту внутриэлитной конкуренции, а равно и профессионализация аппарата управления государством (партией).

Исходя из задач, выполняемых политической элитой, можно выделить четыре основных функции элиты в современном обществе (А.В.Малько):

Стратегическую - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны;

Организаторскую - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;

Интегративную - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

Коммуникативную - эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.

Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов и т. д.

Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорганизации общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение элитарных слоев, включение их в процесс демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных границ на пути обновления ее рядов, предотвращения ее загнивания вследствие олигархиизации и закостенелости.

Тема: Политическая элита

1 . Понятие, черты, структура политической элиты.

2. Теории элит.

3. Функции политической элиты.

4. Системы рекрутирования политической элиты.

5. Политическая элита современной России.

1. Понятие, черты, структура политической элиты.

Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.

В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.

Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Политическая элита имеет свои характерные черты:

Право выдвижения из своей среды политических лидеров;

Право на привилегии;

Закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;

Психологию превосходства;

Собственную идеологию;

Доступ к закрытой информации и высокой культуре.

В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.

Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:

«правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;

«потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;

«селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;

«самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);

«группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;

«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).

Элита может быть закрытой и открытой.

Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».

Критериями отбора в открытую элиту считаются компетентность в вопросах политики, общественная репутация, личный успех, экономический вес и т.п. Деятельность этой элиты публична. Этот тип элиты внимательно следит за общественным мнением и заинтересован в благоприятной репутации.

Особой разновидностью элиты является номенклатура. Номенклатура – это порождение системы, основанной на исключительно государственной собственности, директивном планировании и административном управлении. Для нее характерны 1) всевластие, 2) предельная замкнутость, 3) корпоративная солидарность, 4) закрытая система привилегий, 5) строгая иерархия. Таким образом, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа, однако, все ее черты доведены в этом случае до крайности.

Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

2. Теории элит.

История возникновения. Предпосылки

Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.

Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.

Н. Макиавелли о теории элит

Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).

Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», - пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы - безопасность и неприкосновенность чести и имущества, только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает, «…второе отличительное качество народа - неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит, Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854-1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны - стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором - делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848-1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - писал Парето, - и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

3. Функции политической элиты

Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:

1.Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.

2.Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.

3.Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций

4. Системы рекрутирования политической элиты.

Механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. В политологии выделяются две основные системы Р.э.: 1) гильдий; 2) антрепренерская. Отличительными чертами системы гильдий являются: а) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоев самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; б) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей (возраст, пол, партийность и др.); в) небольшой, относительно закрытый круг ее электората (людей, осуществляющих отбор кадров); г) тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий, который характеризуется отсутствием конкурентной борьбы, излишней идеологизацией, политизацией и неполитизацией (доминированием родственных связей). Антрепренерская система характеризуется: а) открытостью, широкими возможностями для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; б) небольшим числом институциональных фильтров; в) широким кругом электората; г) высокой конкурентностью отбора и первостепенной значимостью индивидуальных качеств претендента. У каждой системы отбора есть свои плюсы и минусы. Если антрепренерская система в большей степени приспособлена к динамизму современной жизни, то система гильдий склонна к бюрократизации, консерватизму; в первой - большая степень риска, во второй - большая уравновешенность при принятии решений, меньшая вероятность внутреннего конфликта, стремление к консенсусу и преемственности.

5. Политическая элита современной России.

Социальное назначение политической элиты проявляется прежде всего в функциях, которые она выполняет в обществе. Эти функции являются разнообразными и тесно переплетаются с теми, которые выполняют политическая система общества в целом, ее подсистемы и отдельные институты. Как уже отмечалось, главными функциями политической системы является политическое целеполагания, властно-политическая интеграция общества и режима регулирования социально-политической деятельности. На персонализированном уровне эти функции выполняет политическая элита.

Функция политического целеполагания, которую иногда называют стратегической, заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Эта функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты (главой государства, парламентариями, министрами) с использованием специалистов и результатов научных исследований.

Сущность интегративной функции политической элиты заключается в обеспечении целостности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, избежании социально-политических конфликтов, нахождении оптимальных вариантов их решения в случае возникновения. Важными содержательными элементами этой функции является сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижения общественного консенсуса, тесного политического взаимодействия и сотрудничества всех общественных сил. Неспособность политической элиты выполнять интегративную функцию грозит расколом общества, столкновениями разнонаправленных социальных и политических сил вплоть до гражданской войны.

Элита выполняет основной объем работы по принятию политических решений, направленных на регулирование общественных отношений, решения назревших общественных проблем и задач, осуществляет распределение и перераспределение материальных, финансовых, людских и других ресурсов. В этом заключается ее регулятивная функция. От качества политических решений в значительной степени зависит эффективность самой политики, успех в решении поставленных задач.

Еще одной функцией политической элиты есть мобилизационная, или организаторская, которая заключается в необходимости мобилизации масс для выполнения принятых решений и поставленных задач, практического осуществления определенного политического курса.

Важной функцией политической элиты есть выражения и представительство в политической системе общества социальных интересов. На институциональном уровне эта функция наиболее полно проявляется в деятельности политических партий и групп интересов, а на персонализированном - в политическом лидерстве. Через политическую элиту реализуются связи между многообразными социальными и политическими спільностями, происходит их общения между собой с целью выяснения позиций, достижения взаимоприемлемых решений. Элита выступает тем звеном, которое не только обеспечивает горизонтальные связи в обществе, но и осуществляет вертикальную коммуникацию между властью и массами. В этом заключается ее коммуникативная функция. Политическая элита также выполняет другие функции в политической системе и в обществе в целом.

Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В науч­ный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначны­ми понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в макси­мальной степени властью и возможностями влияния на об­щество.

Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание суще­ствующих в обществе естественных и социальных различий ме­жду людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство боль­шинством общества, т. е. существование элиты признается неиз­бежным.

Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сфор­мировалось два подхода:

Ценностный объясняет существование элиты неким пре­восходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способ­ностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с мораль­ным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят лю­ди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассмат­ривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, поря­дочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политиче­ская элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Та­ким образом, ценностный подход уязвим.

Структурно-функциональный подход базируется на осо­бой важности функции управления в обществе, отсюда происте­кает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции вы-


полняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтоло­гия. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.

Любая элита осуществляет власть. А осуществление вла­сти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроиз­водству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, ко­торые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократиче­ская тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» эли­ты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополня­ется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.

В теориях элит уделяется большое внимание исследова­нию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации - партии, профсоюзы. А раз­витие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерар­хия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего поло­жения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».

Дискуссионным вопросом в теориях элит является про­блема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченно­сти. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу гос­подства. Экономическая, политическая и военная элиты состав­ляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.

Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точ­ки зрения последователей марксизма элита - это верхушка эко­номически господствующего класса, которая осуществляет ру­ководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либе-


ральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправ­ной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.

Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.

Структура элиты. Так как любая элита - это группа лю­дей, причем достаточно многочисленная, она не может быть аб­солютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Напри­мер:

По объему властных функций элита делится на три группы:

1) высшая. К ней относятся ведущие политические руко­водители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях вла­сти. К этой группе относятся президент и его окружение, руко­водители правительства, главы высших судебных органов, ли­деры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;

2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в вы­борных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятель­ных);

3) административная. К ней относятся члены правитель­ства, высший слой государственных служащих.

По территориальному признаку элита делится на цен­тральную и региональную.

По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:

Политические кланы - устойчивые неформальные объеди­нения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охра­няющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических органи­заций. Политические кланы особо сильны в обществах, где ин­тегратором общественных функций является не столько нацио­нальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.

Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказы­вающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Нали­чие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаво­ритизм становится слишком влиятельной силой).

Таким образом, сложность структуры вызывает конку­рентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается от­носительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложив­шейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, об­разовательного уровня, задачей удержания власти.

Политическая элита выполняет следующие социально не­обходимые функции:

а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;

б) формирует политические цели своей социальной груп­пы, программные документы;

в) регулирует деятельность по политическому представи­тельству какой-либо социальной группы.

г) является основным резервом руководящих кадров.

Но как достичь создания эффективной для общества поли­тической элиты с учетом ее стремления к обособленности, за­крепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от обще­ства и превращения ее в замкнутую господствующую привиле­гированную касту?

В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформу­лировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:

а) обеспечение социальной представительности элиты. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что явля­ется некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;

б) обеспечение организационной представительности эли­ты. Если члены элиты делегируются туда от организации (пар­тии, профсоюза, общественного движения), под контролем «ма­теринской группы» их деятельность будет более эффективна;


в) должен существовать плюрализм элит, который обеспе­чивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократи­ческих выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответ­ственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.