Что такое пастель художественная? Пастельные мелки для рисования: как выбрать и как пользоваться

Некоторые мастера советуют при росписи своих текстильных игрушек пользоваться масляной пастелью. В нескольких магазинах я спрашивала что это за зверь, и не могла выяснить. Сегодня, в одном магазинчике наткнулась не несколько коробочек этой пастели, и попросила продавца посмотреть. На внешний вид было похоже на восковые мелки. Они то у меня как раз есть. Я грунтую ими глаза куклам перед их росписью. Решила глянуть в инете в чем разница, вот какую статью я нашла:

"Карандаш и Кисточка". Масляная пастель и восковые карандаши. Сравниваем и рисуем.

Здравствуйте, милые мамочки. Прошли майские праздники. Мы вернулись из Екатеринбурга, где отдыхали, гуляли, наслаждались прекрасной погодой. Сынишки играли с двоюродными братьями и сестренками, которых у них там много. Все просто прекрасно провели время. Теперь с новыми силами можно и поработать.


Сегодня я расскажу о прекрасных материалах: масляная пастель и восковые мелки. Что это? Выше работа моего старшего сынишки, сделанная в подарок любимой тете, у нее вчера был день рождения. Рисунок сделан масляной индийской пастелью.
Возможно, вы читали мои предыдущие статьи о художественных материалах: «Покупайте детям хорошую акварель», «Акварель и Гуашь - сравниваем. Как работать» и «О пастели, или "сухая живопись" мягкими цветными мелками» . А теперь наступила очередь воска.
Думаю, все знакомы с восковыми карандашами (мелками). Рисовали вместе с детьми не раз ими. А вот, что такое масляная пастель, чем они похожи, и чем она отличается от сухой (мягкой) пастели, знаете? Почему, я написала о ней не рядом с сухой пастелью?
1. Пастель - это разноцветные мелки, состав: цветные пигменты, мел и связующие. Слово пастель (pastello ) от итальянского pasta — тесто или паста.
Пастель - это материал и техника рисунка. Пастель объединяет возможности живописи и рисунка.
Сравним, что представляет собой эта разная пастель.
Виды пастели:

  • Сухая пастель (мягкая пастель) - имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
  • Масляная пастель - производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
  • Восковая пастель - основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными
То есть вы уже поняли, масляная и восковая пастель от сухой отличается составом - наличием воска.
Воск, в частности цветной пчелиный воск, использовался в качестве средства для рисования начиная с античных времен. Впоследствии его от греков переняли римляне для портретной живописи.
2. Восковые карандаши (мелки) - состав: натуральный или синтетический воск + цветные пигменты
Восковые карандаши оставляют ярких штрих и подходят для выполнения работ в различных техниках.



Чем же отличаются масляная пастель и восковые мелки. Кстати, я говорю о хороших мелках. Вроде везде в составе воск. Вот фото для сравнения. Вы видите, что визуально разницы не видно. Но, если потереть пальцем - восковые мелки не пачкаются, а масляная пастель пачкается. Причем, чем она мягче, тем более пачкается. Зато мягкой гораздо интереснее рисовать, писать и создавать эффекты.
Масляная пастель отличается мягкостью, яркостью. Хотя хорошие восковые мелки тоже достаточно мягкие. А недавно нам подарили индийскую масляную пастель. Как же она мне понравилась. Она еще мягче и ярче, но еще сильней пачкается. Коробочка этой пастели есть на фото. Очень рекомендую. А россыпью лежат дешевые восковые мелки - они некачественные, царапают.
Различие восковых материалов:

  • Восковые мелки тверже - почти не размазываются.
  • Масляная пастель можно растереть (размазать) пальцем или еще чем-нибудь.
  • А индийская масляная пастель вообще очень мягкая, очень схожа с сухой пастелью, только гораздо жирнее - прекрасно размазывается и растирается, и конечно, пачкается больше.
Свойства масляной пастели и восковых мелков:
  • Быстрое и простое использование
  • Насыщенный, яркий, рваный след
  • Не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью
  • Размазывается тоже меньше
  • Невозможность исправить
  • Плохо стирается
  • Не смываются водой
Как вы поняли это всё - жирненькие восковые мелки, которые не стираются, оставляют довольно-таки толстый след. При этом яркие, сочные. Конечно, это прекрасный материал для творчества. Из серии «запросто». Ребенок и мама берут карандашики и сразу рисует. Получается ярко и красиво. Бумага подходит любая: гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, картон - хоть что. Еще прекрасно рисуется на стенах и разных предметах и поверхностях.
Вроде все известно, покупай, бери и рисуй. Но…, часто результат получается не очень, хотя это происходит не из-за творца картины, а из-за качества материалов. У нас дома есть набор дешевых восковых мелков - они скребут, царапают - не работа, а мучение. Поэтому, покупая ребятенку восковые мелки, обратите внимание на качество, попробуйте порисовать на каком-нибудь листочке. Мягко ли пишет или застревает? Яркий цвет или еле видно? Ну, а масляная пастель мне пока только хорошая попадалась. Но проверить при покупке не мешает.



Как рисовать восковыми материалами? А также, как сухой пастелью : можно работать острием, торцом или боком мелка - получаются разные следы. Восковые штрихи растираются пальцами, мягкими тампонами. Ею можно рисовать и писать, работать штрихами или живописным пятном.
Восковой карандаш и масляная пастель - классный и очень живописный материал для быстрых набросков и зарисовок.
Интересный эффект получится, если поверх воска, пройтись акварелью или гуашью - окрасятся только те места, где нет воскового следа на бумаге. Это будет уже смешанная техника . Она часто используется в детских работах.
Совет№1. Чтобы заточить восковой карандаш, опустите его в горячую воду, потом покатайте между пальцами. Или точите ножом для чистки овощей.
Что еще можно сделать с восковыми материалами:

  • Можно сделать двухцветный восковой карандаш: снимите бумажную обертку с двух карандашей, расплавьте одну сторону каждого над пламенем свечки и слепите их вместе. А если хотите многогрифельный скрепите резинкой три или четыре карандаша.
  • Можно растопить старые восковые карандаши и вылить в формочки - получатся карандашики для малышей.
Вы спросите, а можно ли смешивать в одном рисунке сухую пастель , обычные (грифельные) карандаши и масляную пастель или восковые мелки. Ведь порой хочется. Мнения разные, выбирать вам. Вроде они совсем друг другу не подходят. Но… , в творчестве возможно все и имеет право на воплощение. Посему…
Совет № 2. Если вы решили смешать в одной работе эти материалы, то порядок такой: это важно! Сначала пастель, потом обычные карандаши, и поверх всего восковые или масляная пастель. Так как работать обычными карандашами или пастелью поверх восковых не получится просто физически (можете попробовать:)) Во-первых не рисуют поверх воска, во-вторых забьете воском грифель или пастель- писать не будет. Кстати, обычные грифельные карандаши тоже оставляют достаточно гладкий след, поэтому сухой пастелью рисуют первой. Иначе карандашный след будет просвечивать сквозь пастель.
Совет №3. Как стереть восковые карандаши с обоев?! - напоследок, совет мамочек. Я не пробовала, мой сынок пока не украшал новые обои восковыми карандашами. Хотя, конечно, и на обоях - это творчество, которое имеет право на существование .
Мамы советуют, как стереть восковые карандаши с обоев:
  • ластиком из куска белого хлеба
  • попробуйте размягчить рисунок феном для сушки волос, а затем сотрите туалетной бумагой
  • покройте рисунок бумагой и проведите по ней утюгом
  • накрыть место чистым листом бумаги и покатать чем-нибудь плотным (скалкой)
  • меламиновой губкой
Меламиновая губка - белая губка, это определенный вид мягкой пластмассы. Как бы ластик для грязи. Говорят, волшебное средство. Стоит слегка смочить из пульверизатора губку и провести по загрязнению и оно стирается. Удаляет следы от маркера, фломастера, ручки; следы черные от обуви и шин велосипеда на линолеуме; известковый налет, желтый налет в холодильнике; пластиковый подоконник от застарелых коричневых пятен засохшей воды из-под плошек с цветами; кафель, ванну, мойку и это без других средств-только губкой; вытяжку из нержавейки, микроволновку до состояния новой. Однако нельзя трогать ею полированные поверхности. Сначала попробуйте на незаметном участке. Она быстро изнашивается, крошится. Советуют ее делить на пополам, а для маленького участка просто оторвать кусочек.
Пожалуй, куплю нам такую губку, пригодится. Это старший сынок тихий, спокойный у нас, а младший, похоже, будет гроза обоев и всего, до чего лапки дотянутся. Такой шустрик. Надо заранее подготовиться.
Вот, что я хотела рассказать о восковых материалах: пастели и карандашах. Конечно, детям такие мелки очень нравятся. Использовать их очень удобно, легко и практично. Рекомендую!

Сухая пастель.
Пастель - цветные мелки, сделанне из порошкообразного пигмента, смешанного с клеем.

Пастель изготавливают путем смешения чистого пигмента и инертным наполнителем, например с тальком. (Существует несколько типов масляной пастели; о ней будет сказано позднее). Скрепляются составляющие пастели слабым связующим, обычно трагакантовой камедью, которую выделяют некоторые ближневосточные кустарники. Добавление различных количеств титановых или цинковых белил к чистому пигменту приводит к многообразию тонов каждого цвета; чем больше белил, тем светлее тон.

Есть два основных типа пастели: мягкая (круглой формы и твердая (квадратной формы). Существуют пастельные карандаши. Они не пачкают рук, работа ими ведется более аккуратно, но их цветовая гамма менее разнообразна.
Цветные пастельные мелки можно покупать поштучно и в наборах, где они распределены по цветам как общей гаммы, так и целевой, например ландшафтной. Необходимо использовать специальную текстурированную бумагу для пастели. Затачивают мелки наждачной бумагой. Пастельные штрихи легко смазываются, поэтому нуждаются в закрепителе. Последним надо использоваться осторожно, чтобы цвета не потемнели.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Твердая и мягкая пастель часто используется одновременно. Первая подходит для получения крупных цветовых пятен на ранних этапах работы. Если использовать боковые стороны мелка и давить не сильно, эта пастель заполнит все углубление бумажной поверхности, как это бывает в случае с мягкой пастелью, так что получится хорошая основа для последующих слоев.

Мягкая пастель
Мягкая пастель используется чаще всего. Она имеет самый широкий выбор цветов и оттенков. Основная часть мелков круглая в сечении и имеет длину 5-8 см. Обычно мелки завернуты в бумагу, что не дает им раскрошиться (некоторые сорта очень мягкие и легко рассыпаются).

Твердая пастель
Твердые пастельные мелки обычно имеют прямоугольные сечение и не обернуты в бумагу. Их относительная твердость объясняется большим колличеством связубщего, использованного при производстве. В результате пастель меньше крошится. Такие мелки идеальны для линеарных работ, а их боковые стороны можно использовать для покрытия цветом больших участков.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Для основы под пастель лучше использовать пастельные карандаши, чем графит, поскольку он жирный и отталкивает пастель, положенную сверху.


Цвета мягкой пастели выпускаются разных тонов - от светлого к темному.


Твердой пастелью, ставшей таковой из-за большого количества специальных добавок, пользоваться легче, чем мягкой.

По степени твердости пастельные карандаши находятся посередине между мягкой и твердой пастелью.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Сложная смесь пастельных штрихов смотрится скучно и грязно. Пользуйтесь попеременно пастельными мелками и цветными карандашами, чтобы получить желаемый оттенок. На первом этапе не следует перегружать бумагу цветными слоями, иначе потом сложно будет добавить новые оттенки.

Масляная пастель и мелки.
Масляная пастель - это цветные мелки, которые скрепляются скорее маслом, нежели клеем, что делает их маслянистыми. Такие мелки бывают и твердыми и мягкими. Мягкие мелки пастели хорошо смешиваются, а твердые применяются для прорисовки деталей. Ими также можно работать в сочетании с растворителем - терпентином или уайт-спиритом. Масляный компонент пастели делает цвета глубокими, при этом они могут быть непрозрачными, полкпрозрачными и прозрачными. Такая пастель производит впечатление масляных красок, не крошится. Масляная пастель не высыхает, поэтому надо использовать закрепитель.
Масляные мелки - это масляная краска в виде мелков. Нанесенные ими штрихи можно смешивать с масляной краской из тюбиков. Мелки содержат сиккативы и не требуют закрепителя, но невысохшие штрихи легко смазать.

СОВЕТ ХУДОЖНИКА
Масляную пастель можно накладывать слоями, как и сухую. Поскольку это жирный материал, то текстура бумаги быстро заполняется, поэтому постарайтесь не переусердствовать вначале.

Для развития мелкой моторики придумано множество упражнений. Рисование карандашами - одно из самых любимых детьми. Благо, сегодня производители предлагают огромный выбор таких инструментов: в корпусе из дерева и восковых, трехгранных и круглых в сечении. Расскажем о каждом виде подробнее.

Традиционные карандаши в деревянном корпусе

Знакомые с детства коробки с яркими стержнями в деревянной «обертке» - традиционные орудия труда всех юных художников. Как же подобрать оптимальный вариант для своего ребенка?

  • Форма в сечении. Для первых творческих опытов лучше всего подходят предметы с тремя гранями. Они заранее учат ребенка правильно держать в руке принадлежности для рисования и письма. К тому же трехгранники сложно потерять - упав со стола, они не закатятся под диван. Схожие параметры у шестигранников. А вот от круглых наборов лучше отказаться.
  • Твердость грифеля. Важно, чтобы грифель не крошился в корпусе. Тогда карандаш будет легко точиться даже детскими руками и не придет в негодность после первого падения.

Акварельные карандаши

Акварельные наборы - те же краски, помещенные в деревянный корпус. Сам стержень изготовлен из спрессованной акварели. Рисунки, сделанные в такой технике, ярче и выразительнее, чем обычные карандашные. Если изображение намочить, визуально его не отличишь от акварельной картинки.

Восковые карандаши

Подобные наборы изготавливаются из воска, который подкрашивается пищевыми красителями. Карандашные стержни - мягкие, поэтому четкие цветные линии удаются маленьким художникам без лишних усилий. К тому же их легко точить. Восковые наборы подходят для первых раскрасок с крупными деталями.

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17 века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены , то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: , . Все они могут не только радовать, но и приносить от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

В настоящее время увлечение творчеством набирает обороты: художественных магазинов становится все больше, а материалы доступнее. В статье мы кратко рассматриваем виды пастели и их свойства.

Наверное, все мы, когда были детьми, изрисовывали альбомы цветными карандашами, рисовали на асфальте мелками. Так вот пастель - это почти те же самые мелки, но более сложные и интересные.

Виды пастели

Пастель делится на четыре вида:

  • сухая;
  • масляная;
  • акварельная;
  • восковая.

Самым распространенными являются сухая и масляная пастель.

Мелки или карандаши?

Пастель может продаваться в виде карандашей или мелков . Пастельные карандаши более удобны в использовании: при работе плотный деревянный корпус не даёт испачкать руки. Дерево защищает хрупкую структуру пастели, предотвращая ломкость. К тому же использование карандашей дает возможность проводить более точные и тонкие линии.

Пастельные мелки более прихотливы. Хранить их необходимо в коробке, с отдельными ячейками. При соприкосновении цвета могут смешаться, что не совсем удобно: приходится очищать мелки, чтобы цвета картины были сочными. Мелками выполняют большие масштабные картины. А точность и гармоничность рисунку придает изящные, тонкие линии хорошо заточенного карандаша.

Какой вид пастели выбрать

Сравнивать масляную и сухую пастель невозможно. Это принципиально разные по технике нанесения и конечному результату материалы.

Масляная пастель создана на основе масляного связующего. Она отличается насыщенностью цветов и мягкостью штрихов. При нанесении такого материала на бумагу его втирают в текстуру, до образования гладкого слоя. Цвета отлично смешиваются, образуя гармоничный и яркий сюжет. Для работы с масляной структурой не требуется дополнительных инструментов, чего не скажешь о сухой.

Сухая пастель капризна и придирчива. При работе с ней необходимо учитывать летучесть нанесенного материала. На поверхности листа образуется пыль, которая легко сдувается (дыханием, вентилятором, и пр). Работать нужно аккуратно.

Цветовая гамма сухой пастели более прозрачна и воздушна. От нее и пошло название пастельные цвета. Конечно же, все зависит от фирмы производителя, но, как правило, получается легкий и прозрачный рисунок. Для работы понадобятся дополнительные инструменты, например, ватные диски. Они помогут при растушевке рисунка. Можно использовать ватные палочки для растушевки мелких элементов. Ну а для тех, кто в себе уверен, потребуется специальный карандаш-закрепитель. Штрихуя им фрагмент изображения, можно избежать его затирания. Однако после применения такого средства защиты, редактировать часть рисунка будет невозможно.