Что такое оратория. Значение слова оратория Она меньше оратории

Словарь Ушакова

Оратория

орато рия , оратории, жен. (лат. oratorium от oro - говорю, молю).

1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз. ). Оратория Баха.

2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит. ).

Культурология. Словарь-справочник

Оратория

(ит. oratorio , лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения.

Словарь музыкальных терминов

Оратория

(ит. oratoria , от лат. оrо - говорю, молю) - крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы - преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключениями). Классические образцы оратории на легендарные библейские и античные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Мак­кавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Оратория

внехрамовое музыкальное произведение, опирающееся по преимуществу на библейскую текстовую основу. Как жанр оратория сложилась в XVI - XVII вв. В ней соединились традиции духовной музыки и новации профессионального музыкального творчества нового времени. Это дало возможность композиторам воссоздавать эпическую мощь библейских сцен.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Оратория

♦ (ENG oratorio)

(итал. от лат. oratorium)

музыкально-драматическое сочинение, в к-ром важнейшее место отводится солистам, хору и оркестру.

Энциклопедический словарь

Оратория

(итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Словарь Ожегова

ОРАТО РИЯ, и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

| прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Оратория

  1. ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
  2. ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890).

Произведений масштабного характера. Там обязательно должны быть увертюра, где звучат основные темы, хор и солирующие певцы, а исполнение проводится под аккомпанемент оркестра. Поскольку оратории, как правило, исполняются во славу Божью, то они сопровождаются такими инструментами, как трубы и литавры. Ведь именно их считали обязательными для изображения триумфального хора ангелов. Есть здесь и речитатив, который используется для объяснения сюжета.

Отличие оратории от других видов эпических музыкальных произведений

Хотя в этом жанре очень много патетики, он отличается от оперы. Оратория, как правило, не предназначена для актерской игры. Ее смысл именно в музыке и песнях. Опера же имеет либретто - сценическую пьесу, согласно которой развивается действие. С другой стороны, оратория отлична и от кантаты. Она все же имеет определенный сюжет, иногда довольно разветвленный. К тому же оратории и по размерам, и по масштабам намного превосходят кантаты. Оперы имеют неограниченный выбор сюжетов. Оратории же в классическом понимании практически всегда основаны на Священном Писании. Хотя в наше время и этот жанр сильно эволюционировал. Оратория не слишком длинна и чаще всего звучит не более 40-60 минут. В то время как опера может продолжаться несколько часов.

История жанра

Теперь поговорим о том, что такое оратории и как они зарождались. Жанр этот произошел от католического общества апостольской жизни, которое было основано в 1558 году Филиппом Нери. Этот священник был позднее канонизирован. В церкви Святого Джироламо в Риме он начал проводить совместные собрания мирян и клириков, на которых пели церковные гимны и изучали религиозную музыку. Встречи эти стали регулярными, и их члены начали называться ораторианцами. Различные гимны и духовные песни, которые они исполняли, - это в основном религиозные лауды, то есть традиционные итальянские одноголосные мелодии на церковную тему.

Зарождение термина

Музыкальная часть собраний ораторианцев происходила в специальном помещении. Чаще всего оно примыкало непосредственно к зданию храма. Оно называлось ораторием. Роль такого помещения отмечена даже в каноническом праве Римско-католической церкви. Что такое ораторий? Юридически это место отправления культа для определенной общины. Но чаще всего оратории использовались не столько для богослужений, сколько для песнопений. Постепенно так стали называть не только комнаты для собраний, но и сами произведения, которые там исполнялись.

Развитие музыкального жанра

В то время в Италии очень популярна была опера. Но ее сюжеты были героическими, часто взятыми из популярной тогда античной мифологии или истории. Набожные же католики решили создать противовес этому жанру. Что такое оратория в музыке? Это попытка создать своего рода оперу на религиозную тему. Например, самая старинная оратория была написана Эмилио де Кавальери и была посвящена католической интерпретации тела и души. Но похоже было это произведение на оперу, потому что там были задействованы актеры в пышных костюмах, а на сцене стояли богато украшенные декорации. Иной вид этот музыкальный жанр приобрел через сто лет, в творчестве композитора Джакомо Кариссими. Он стал называть свои постановки «историями». Это были латинские стихи - тексты монологов и диалогов - в которых рассказывалось о каком-либо сюжете из Библии. В такой оратории обязательно присутствует повествователь, а также певцы, исполняющие арии от первого лица и воплощающие действующих персонажей. Наиболее знаменитым примером этого жанра является «История Иеффая». Произведения Карссими были легкими, обаятельными и приятными на слух, и привлекали множество слушателей.

Классическое значение слова оратория

Впоследствии этот вид музыкальных произведений приобрел новую форму. Под ораторией стали понимать песенное представление, которое, в отличие от оперы, было разделено не на три, а на две части. Классиками в этой области считаются композиторы Лео и Хассе. Основной упор в этом представлении был сделан именно на хоровое пение. Ариям стало уделяться значительно меньше времени. Интересно, что оратории исполнялись в дни религиозных постов, когда обычные оперные представления запрещались. В популяризации ораторий огромную роль сыграли иезуиты, особенно в Германии. Они использовали такие спектакли на духовные темы в воспитательных целях в своих колледжах. В основном это были сюжеты о святых, мучениках и раскаянии грешников. Поэтому вскоре пальма первенства в создании ораторий переходит к немцам. Первым известным автором в этой области был Георг Шютц. Но он все еще развивал итальянские традиции. Затем, после появления протестантизма, оратория приобрела другой характер. Она стала строже, без излишеств. Что такое оратории для протестантов? Это когда такие композиторы, как Маттезон, Телеман, Букстехуде, писали произведения на тексты Библии, намекая при этом на события современности.

Оратории Генделя

По творчеству этого немецкого гения, большую часть жизни создававшего музыку в Англии, можно составить представление об этом жанре и его определении. Что такое оратория у Генделя? Это объединение немецких и итальянских традиций с патриотическим и социальным пафосом. В отличие от сладкозвучных композиторов, убаюкивающих публику, Гендель превратил ораторию в настоящий монументальный жанр. Его произведения проникнуты духом мощи и героизма. Гендель написал целую серию произведений на библейские темы и сделал этот жанр необычайно популярным в Англии. Его «Мессия», «Валтасар», «Самсон», «Саул», «Израиль в Египте» и другие оратории до сих пор являются непревзойденными. По крайне мере, ни один английский композитор в течение почти двухсот лет, не мог достичь таких высот. Историки полагают, что именно музыкальный язык Генделя, страсти и аллюзии, взятые из Ветхого Завета, был идейной подготовкой английской революции под руководством Кромвеля.

Оратории классиков

Самые выдающиеся композиторы человечества тоже приложили руку к этому жанру. Например, оратории Баха (особенно «Рождественская» и «Пасхальная») не только демонстрируют обновленные немецкие традиции, но и мощную индивидуальность гения. К тому же он создал совершенно новый подвид музыкальных религиозных аранжированных песнопений - это повествования о евангельских событиях с точки зрения определенного апостола. К таким жанрам относятся «Страсти» Баха по Матфею и Иоанну. Ноты оратории «Кающийся Давид» писал и Вольфганг Амадей Моцарт. А вот Йозеф Гайдн создал, наверное, два величайших произведения этого жанра. Причем если первая оратория - «Сотворение мира» - носит классический религиозный характер, то вторая - «Времена года» - уже совершенно светская музыка.

Жанр оратории в девятнадцатом веке

Наступили новые времена. В следующем столетии вновь изменилось представление о том, что такое оратории. Их творцы стали возвращаться к ранним образцам этого музыкального искусства, когда слушатели вместе с певцами тоже могли участвовать в исполнении. Это столетие можно назвать реваншем католической оратории. Среди композиторов, которые внесли вклад в ее развитие, историки музыки прежде всего упоминают Феликса Мендельсона. Он создал такие шедевры, как «Илия» и «Святой Павел». Венгерский композитор Ференц Лист тоже не остался в стороне. Его произведения «Христос» и «Легенда о св. Елизавете» считаются вершинами медитативно-религиозного искусства. В ораториях снова звучат гимны и хоралы, а также их вариации. Даже французские композиторы, более тяготеющие к написанию опер, соблазнились этим жанром. В нем творили Шарль Гуно, Камиль Сен-Санс, Габриель Пьерне, Огюст Франк.

Современные оратории

В двадцатом веке грани между жанрами понемногу начинают стираться. Так, оратория постепенно приближается к опере. При этом темы берутся не только библейские и религиозные, но и из античных мифов или европейской истории. Одним из самых выдающихся композиторов современности, писавших оратории, является Артюр Онеггер. Некоторые его произведения этого жанра близки к кантатам. Это, к примеру, «Пляска мертвецов». «Рождественскую» кантату того же автора можно тоже назвать ораторией. Есть у Онеггера и оперы, которые можно исполнять как в театре, так и в концертном зале. Это тоже своего рода оратории. К ним можно отнести «Царя Эдипа». Писал подобные оперы-оратории и Игорь Стравинский. Например, созданное по мотивам античных трагедий произведение «Царь Эдип». А композитор Дариус Мийо - это еще и автор знаменитой исторической оратории «Христофор Колумб».

Оратория

итал. oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, от лат. оrо — говорю, молю

Крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное, как правило, на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одновременно с которыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, Оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в Оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта Оратории - преобладание повествования над драматическим действием, т. е. не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, Оратория отличается от последней более крупным размером, большим масштабом развития и более отчётливо намеченным сюжетом. Для Оратории характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпическом плане.

Первоначально Оратории писались главным образом на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались специальные "рождественские", "пасхальные" и "страстные" Оратории, так называемые "страсти" (Passionen). В процессе исторического развития Оратория приобретала всё более светский характер и полностью перешла на концертную эстраду.

Непосредственными предшественниками Оратории считаются средне-вековые литургические представления, целью которых было разъяснять прихожанам малопонятный для них латинский текст богослужений. Литургические представления сопровождались пением и всецело подчинялись церковному ритуалу. К концу 15 в. в связи с общим упадком католической церкви литургические драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католическое духовенство было вынуждено искать другие средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Около 1551 церковный деятель Ф. Нери основал при римском монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell"Oratorio) с целью пропаганды католического вероучения вне храма. Посетители собирались в особых помещениях при церкви, так называемых ораториях, т. е. молитвенных залах для чтения и толкования Библии, Священного писания и т. д. На "собраниях" разыгрывались духовные сцены, которые делились проповедью на два отделения. Повествование в виде псалмодии вёл рассказчик (евангелист), а во время "священного действия" (azione sacra) хор исполнял лауды - духовные песнопения типа мадригалов, которые первоначально писал Дж. Анимучча, впоследствии Палестрина. Позднее на таких собраниях стали исполняться особые аллегорические драмы, мистерии нравоучительного содержания, в которых олицетворялись отвлечённые понятия (наслаждение, мир, время и т. д.). Подобные представления получили название rappresentazione, а также storia, misterio, dramma di musiche и т. д. Постепенно название места, где происходили эти представления, перешло на сами представления, и Оратории стали противопоставляться мессе. Термин "Оратория" как обозначение крупной музыкально-драматической формы впервые встречается в музыкальной литературе в 1640.

Первая Оратория "Представление о душе и теле" ("Rappresentazione di anima e di corpo") Э. дель Кавальери, появившаяся в 1600, по существу была морально-аллегорической драмой, ещё тесно связанной со сценическим эффектами (костюмы, декорации, актёрская игра, танцы). Главными героями её были аллегории: il mondo - свет, la vita humana - человеческая жизнь, il corpo - тело, il piacere - удовольствие, intelletto - разум. Музыка состояла из хоровых мадригалов и речитативов в стиле rappresentativo - "изобразительном", разработанном кружком (camerata) композиторов и поэтов во главе с Дж. Барди при дворе Медичи во Флоренции. Мелодия опиралась на basso continuo, оркестр состоял из небольшого количества инструментов (чембало, 3 флейты, 4 цинка, басовая виола и др.).

В 17 в. в Италии параллельно развиваются два типа Оратории - "вульгарная" (oratorio volgare), или (позднее) итальянская, основанная на свободно выбранном итальянском поэтическом тексте, и латинская (oratorio latino), основанная на библейском латинском тексте. "Вульгарная", или "простонародная", Оратория более демократична, общедоступна, ведёт своё начало от драматизированных лауд. Уже к 16 в. сложились повествовательные, лирические, диалогизированные лауды. Важной вехой на пути драматизации лауд, связанной с формой их изложения, явилось собрание диалогов Дж. Ф. Анерио "Гармонический духовный театр" (1619). Собственно повествование Анерио отделяет от диалога и поручает хору вести его от лица Рассказчика (testo) или Музы. В самом диалоге голоса распределяются по количеству персонажей, каждый из которых имеет сольную партию в сопровождении органа. Созданная Анерио форма диалога постепенно развивалась и обогащалась в отношении сюжетной основы; к середине 17 в. она превратилась в "историю", где партия Рассказчика приобретает речитативный характер. Такова Оратория "Иоанн Креститель" А. Страделлы.

Alessandro Stradella - San Giovanni Battista

В латинской Оратории соединяются черты литургической драмы с многоголосием мотетов и мадригалов. Наивысшего расцвета она достигает в творчестве Дж. Кариссими, первого классика ораториальной музыки. Кариссими создал 15 ораторий на библейские сюжеты, из которых наиболее известны "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Полностью отказавшись от сценического действия, Кариссими заменяет его введением партии Историка, которая исполняется различными солистами порознь или вместе, в форме канонического дуэта. Большое значение Кариссими придаёт хорам, которые активно участвуют в действии и заканчивают Ораторию апофеозом.

В дальнейшем ученик Кариссими А. Скарлатти, глава неаполитанской оперной школы, применив форму арии da capo и речитатив secco, сблизил Ораторию с оперой. К началу 18 в. итальянская Оратория приходит в упадок и почти полностью вытесняется оперой, однако многие композиторы продолжают писать сочинения этого жанра (А. Лотти, А. Кальдара, Л. Лео, Н. Йоммелли). Хотя родиной Оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур.

В 18 в., в эпоху Просвещения, зависимость ораториальных форм от церковного ритуала, сохранявшаяся ещё в Ораториях некоторых композиторов, всё более преодолевается и Оратория становится целостной по музыкальной концепции вокально-инструментальной драмой.

Классический тип Оратории создал Г. Ф. Гендель в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Ему принадлежат 32 оратории, из которых наиболее значительны "Саул" (1739), "Израиль в Египте" (1739), "Мессия" (1740), "Самсон" (1741) и "Иуда Маккавей" (1747) на библейские сюжеты. Гендель писал Оратории также на евангельские (пассионы), мифологические ("Геракл", 1745) и светские сюжеты ("Весёлость, задумчивость и умеренность", по поэме Дж. Мильтона, 1740). Оратории Генделя - монументальные героико-эпические произведения, яркие драматические фрески, не связанные с церковным культом и сближающиеся с оперой. Их главное действующее лицо - народ. Это обусловило огромную роль хоров - не только как формы передачи мыслей и чувств народа, но и как активно действующей силы, направляющей музыкально-драматическое развитие. Гендель использует в Ораториях все типы арий, вводит арию с хором; он отказывается от партии Рассказчика, частично передавая его функции хору. Речитатив занимает в генделевских Ораториях незначительное место.

Гендель - "Самсон"

В Германии ораториальная музыка под влиянием некоторых итальянских форм развивается из так называемых "страстей господних", предназначенных для исполнения в храме. К 16 в. сложились два типа "страстей" - хоральные (choral passion), основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные (motett passion), в которых все партии исполнялись хором. Постепенно черты хоральных и мотетных "страстей" смешиваются, и возникают "страсти" в форме Оратории. Таковы "Духовные истории" Г. Шютца , основоположника Оратории в Германии,- пассионы по 4 Евангелиям и Оратории "Семь слов Христа на кресте", "История воскресения", "Рождественская история".

Генрих Шютц - "Семь слов Христа на кресте"

От чисто драматической концепции пассионов Шютц постепенно приходит к музыкально-психологической концепции "Рождественской истории". В пассионах представлены только псалмодическая речитация и хоры a cappella, в "Рождественской истории" повествование евангелиста прерывается "интермедиями", в которых даётся широкое выражение драматических чувств устами различных персонажей (ангел, волхвы, первосвященники, Ирод). Их партии обладают чертами индивидуализации, сопровождаются различными составами инструментов. В начале 18 в. гамбургские оперные композиторы Р. Кайзер, И. Маттезон, Г. Телеман писали пассионы на свободные поэтические немецкие тексты Б. Г. Броккеса.

Непревзойдённых высот пассионы достигают в творчестве И. С. Баха . Из них сохранились "Страсти по Иоанну" (1722-23) и "Страсти по Матфею" (1728-29). "Страсти по Луке" приписывались Баху ошибочно, что доказано многими исследователями. Поскольку главная сфера баховского искусства - лирико-философская, тему пассионов он трактует как этическую тему самопожертвования. Пассионы Баха - это трагические истории страдающего человека, в которых объединяются различные психологические планы - повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакция на них народа, лирические отступления автора. Такая многоплановость, полифоничность мышления, как в широком смысле (совмещение различных "планов" повествования), так и в узком (использование полифонических форм), - характерная черта творческого метода композитора. "Рождественская оратория" Баха (1734) по существу является не Ораторией, а циклом из шести духовных кантат.

В дальнейшем в связи с ростом влияния оперы в Германии многие немецкие композиторы отдают предпочтение итальянскому стилю ("Смерть Иисуса" Грауна, произв. А. Хассе, И. К. Баха и др.).

Особое место в истории жанра занимают Оратории композиторов венской классической школы. Ведущая роль симфонии и симфонизма как творческого метода венских классиков определила своеобразие использования ими ораториальных жанров. Оратория В. А. Моцарта "Кающийся Давид" (переделанная из "Большой мессы" c-moll, 1785) интересна как пример динамизации и симфонизации ораториальной формы.

W.A.Mozart - Davide Penitente

Й. Гайдн наряду с Генделем явился создателем светской лирико-созерцательной Оратории. Народно-бытовая тематика, поэзия природы, мораль труда и добродетели, образы простых людей, их слияние с природой претворены в ораториях Гайдна "Сотворение мира" (1797), "Времена года" (1800); последняя написана после поездок Гайдна в Англию, где он ознакомился с ораториями Генделя.

Гайдн - "Сотворение мира"

Единственная оратория Л. Бетховена "Христос на Масличной горе" (1803) представляет собой образец концертной трактовки жанра.

Достигнув наивысшего расцвета в 17-18 вв., в 19 в., в эпоху романтизма, Оратория утрачивает монументальность и героическое содержание, становится лирической. Ф. Мендельсон-Бартольди в Ораториях "Павел" (1836) и "Илия" (1846) следует баховско-генделевским традициям, однако трактует древние легенды в лирическом плане, что создаёт несоответствие между монументальностью замысла и камерностью образов. В основе светской Оратории (secular oratorio) "Рай и Пери" (1843) Шумана по романтической поэме Т. Мура лежит не драматический конфликт, а контрастная смена настроений. Оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862) и в особенности "Христос" (1866) Листа написаны в традициях романтической программно-симфонической музыки.

Лист - "Легенда о святой Елизавете"

Французские композиторы реже обращались к Оратории, всегда отдавая предпочтение опере. Жанр Оратории во Франции первым применил в 17 в. ученик Кариссими М. А. Шарпантье. Оратории писал также Ж. Б. Люлли ("Давид и Ионафан", "Блудный сын"). Видное место занимает оратория Г. Берлиоза "Детство Христа" (1854); его драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846) также родственна Оратории. Многие оперы французских композиторов приближаются к Оратории ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1868, была сочинена как библейская опера, но часто шла в концертном исполнении), и наоборот, их Ораториям присущи черты оперной театральности ("Руфь", 1845, "Ревекка", 1881, Франка; "Смерть и жизнь", 1884, Гуно; "Ева", 1875, и "Мария Магдалина" Массне, 1873, позднее переработана в оперу).

Исторические события 20 в. послужили толчком к возрождению жанра; эпоха народных движений требовала монументальных демократических форм, способных воплотить темы общечеловеческого значения. В поисках ответа на животрепещущие вопросы современности прогрессивные западно-европейские композиторы 20 в. часто обращаются к духовному и художественному наследию прошлого, используя тематику и сюжеты Библии, Евангелий, мифологии и эпоса, но трактуя их с новых позиций. Развитие Оратории в 20 в. характеризуется сближением её с оперой и кантатой. Современная Оратория наиболее традиционного плана - "Крики мира" Онеггера (1931), "Бесконечное" Хиндемита (1931). Сближение Оратории с кантатой наблюдается в "Пляске мертвецов" (1938) и "Рождественской кантате" Онеггера. В 20 в. складывается новый жанр оперы-оратории, которая может исполняться как в театре, так и в концертном зале. Таковы "Царь Давид" Онеггера (1921), "Царь Эдип" Стравинского (1927), "Христофор Колумб" Мийо (1930). Современная Оратория сближается также с античной драмой (К. Орф), "эпическим театром" Б. Брехта ("Назидательная пьеса" - Брехта с музыкой П. Хиндемита, 1927). Особое место занимает Оратория "Жанна Д"Арк на костре" (1938) Онеггера , сочетающая ораториальные формы с элементами народных действ - мистерий.

Артюр Онеггер - "Жанна Д"Арк на костре"

Arthur Honegger - Jeanne d"Arc au Bûcher

Prologue/Scene 1

Русские композиторы обращались к жанру Оратории редко. Известны Оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1812) Дегтярёва, воплощающая патриотические чувства эпохи Отечеств. войны 1812, а также "Потерянный рай" (1856) и "Вавилонское столпотворение" (1869) А. Г. Рубинштейна. Своеобразие развития русской музыки в 19 в. определило ведущую роль оперы и кантаты в раскрытии больших тем героико-эпического плана. В то же время ораториальные черты проявляются во многих русских классических операх 19 в. (1-й акт "Руслана и Людмилы", пролог "Князя Игоря", 2-й и 4-й акты "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

В советские время Оратория получает широкое развитие как монументальная концертная вокально-симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого общественного значения. Один из первых опытов создания массовой советской Оратории - коллективная работа ряда композиторов группы "Проколл" (А. А. Давиденко, В. А. Белый, М. В. Коваль, Б. С. Шехтер и др.) "Путь Октября", посвященная 10-летию Октябрьской революции (тексты из произв. М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, H. H. Асеева и др.). Несмотря на некоторые недостатки (монтаж неровных по качеству и разных по стилю частей), это произведение явилось первой заявкой на решение большой историко-революционной темы в ораториальном жанре. Дальнейшие пути и роль Оратории в советской музыке определились, однако, не сразу. Хотя в начале 30-х гг. Оратории почти не писались, ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хоровых финалах симфоний (3-я, "Первомайская", симфония Шостаковича, симфония "Ленин" Шебалина, 3-я симфония Кабалевского). Наиболее значительные произведения ораториального плана появляются в 1938 - 1939. Это Оратория "Емельян Пугачёв" Коваля (1939), а также симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1938) и кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939), которые в связи с ясно выраженной сюжетной линией и контрастностью драматургии приближаются к Оратории. Произведения Ю. А. Шапорина и С. С. Прокофьева роднит большая патриотическая тема освободительной борьбы народа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появляются патриотические Оратории "Народная священная война" Коваля (1941), "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина (1943). Основным героем Ораторий военных лет выступает народ, поэтому в них заметно возрастает роль массовых хоровых эпизодов.

В послевоенные годы Оратории посвящаются теме мирного строительства - "Песнь о лесах" Шостаковича (1949), "На страже мира" Прокофьева (1951). Разнообразием тематики и философской углублённостью отмечены Оратории 50-60-х гг. Новое осмысление получает военная тематика в Реквиеме Кабалевского (1963), в Оратории "Нагасаки" Шнитке (1958), "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1963, на стихи А. А. Блока, К. Ф. Рылеева, К. М. Симонова, М. В. Исаковского). Жанровой новизной и мелодичностью языка отличается "Патетическая оратория" Свиридова (1960, на сл. В. В. Маяковского). Революционная тематика находит воплощение в Оратории-поэме "Двенадцать" Салманова (1957, на текст Блока), в Оратории "Сны революции" Рубина (1963, на сл. В. А. Луговского). Представляют интерес в смысле жанрового решения "Поэтория" Щедрина (1968, на сл. А. А. Вознесенского; назв. образовано от слов "поэт" и "оратория") и Оратория "По следам Руставели" Тактакишвили (1964), в основе которой лежит исключительно аккордово-хоральный склад.

Достижением советских композиторов является насыщение Оратории симфоническим развитием, что способствует более действенному раскрытию драматического содержания ("Сказание о битве за русскую землю" Шапорина). Вместе с симфонизацией Оратории складываются некоторые новые принципы музыкальной драматургии, например столкновение различных интонационных сфер (Прокофьев, Шапорин). Для усиления драматической динамики музыкального повествования, для подчёркивания драматической ситуации или выявления различных планов музыкальной драматургии в сов. О. часто вводится партия солиста-чтеца. В современной Оратории активизируется процесс синтеза жанров, Оратория сближается с кантатой ("Песнь о лесах" Шостаковича), оперой, симфонией, чёткие грани между ними стираются.

Шостакович "Песнь о Лесах"

Крупномасштабное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора, оркестра (и органа), сюжет которого, чаще всего, основан на библейских темах.

Структура стандартной оратории:
- инструментальная увертюра, устанавливающая основные темы произведения;
- арии солистов;
- речитатив (как правило, используется для объяснения сюжета);
- хоровые арии, часто монументальные во славу Божию (типичные инструменты, которые сопровождают эти арии литавры и трубы).

Оратория, также как опера и кантата, появились одновременно в начале 17 века и являются относительно схожими жанрами, созданными для солистов, хора и оркестра.

Если сравнивать ораторию с , то основным отличием является отсутствие какого-либо видимого сценического действия, а соответственно декораций и костюмов в оратории. Второе отличие - большинство ораторий основаны на священных текстах, в то время как у оперы безгранично широкий спектр сюжетов. Третье отличие - в ораториях доминируют материалы для хора, а опера в большей степени позволяет каждому актёру продемонстрировать свою драматическую игру и вокальный талант. Четвертое - в оратории много речитатива, как правило на одной ноте и в очень быстром темпе. По продолжительности опера значительно длиннее оратории, которая обычно длится не более одного часа (редко до 2-х часов).
В свою очередь, в отличие от кантаты, в оратории больше драматизма и сольных номеров, а также оратории продолжительнее кантаты и кантата может быть частью оратории, так "Рождественская оратория" И.С.Баха является набором шести самостоятельных кантат, образующих полное художественное целое, как любая классическая оратория.

История оратории.

Традиционно считается, что оратория возникла в конгрегации ораторианцев, основанной Св. Филиппом Нери в Риме в конце 16-го века. Термин "оратория" произошел от латинского "oratorium ", означающего "помещение для моления", где проходили встречи членов конгрегации. Первой ораторией можно считать духовное музыкальное представление , поставленное в 1600 году в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме, оно состояло из коротких сольных фраз, более разнообразных, чем речитатив, но ещё недостаточно мелодично развитых, с инструментальным сопровождением и хоровыми частями. Хотя слово "оратория" ещё около полувека не применялось к этому музыкальному жанру, существует неразрывная традиция между музыкальными упражнениями Филиппа Нери и периодом, когда новое искусство обрело устоявшуюся форму.
В это же время, в светском музыкальном искусстве композиторы обращают своё внимание на возрождение древнегреческой монодии и совершенствуют композиции для голосов и инструментов, которые в конечном итоге .
На протяжении первой половины 17-го века активное участие в создании и распространении этой новой формы церковных музыкально-драматических спектаклей принимали иезуиты, которые, особенно в Германии, использовали эти музыкальные спектакли во всех своих школах и колледжах. Основными сюжетами были страсти мученика, жизнь святого или раскаяние грешника.

Среди тех, кто культивировал или помогал в разработке оратории в Италии, были Бенедетто Феррари (1597-1681), "Самсон "; Агостино Агаццари (1578-1640), пасторальная драма "Эумелио "; Лорето Витори (1588-1670) "La pellegrina costante ", "Sant" Ignazio Loyola ". Джакомо Кариссими (1604-1674), внесший заметный прогресс в ораторию, был первым мастером, обратившимся к текстам из Священного Писания. Его работы, многие из которых сохранились, показывают практически такую же конструкцию, как принята в настоящее время: речитативы, арии, дуэты и терцеты, чередующиеся с одним или двумя хорами и инструментальные номера. Сочинения Кариссими отличаются обилием красок, чистотой, легкостью и обаянием, среди них выделяются "Иеффай " и "Иона ". После него, следующим итальянским мастером оратории был его ученик Алессандро Скарлатти (1659-1725), среди ораторий которого главными были "Боль Девы Марии " (Il Dolore di Maria Vergine) и "Жертвоприношение Авраама " (Il Sacrificio d"Abramo).

Примерно в это время лидерство в развитие оратории перешло к Германии, где ранее подготовил почву своими композициями "Страсти " (Passion music) и другими работами в традициях итальянской оратории. Другими композиторами, получившими образование в Италии, но работавшими и перенёсшими ораторию в Германию, были Игнац Якоб Хольцбауэр (1711-83) "Bethulia liberata ", Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) "La Conversione di S. Agostino ", Антонио Кальдара (1670-1736), Никколо Йомелли (1714-1774).
С именем Иоганна Маттезона (1681-1764) оратория стала идентифицироваться с протестантской верой в Германии, он написал 24 оратории, на тексты из Писания. Библейские события связывались и контрастировали с современными событиями. Важными фигурами в культивировании оратории в протестантской Германии были Джордж Филипп Телеман (1681-1767), Константин Беллерманн (1696-1758) и Дитрих Букстехуде (1637-1707).
Во Франции большой популярностью пользовались работы талантливого композитора Марка-Антуана Шарпантье (1634-1704), ученика Кариссими, который помимо множества других произведений, написал восемнадцать ораторий в стиле своего учителя. Его "Reniement de St. Pierre " недавно был возрожден с большим успехом в Париже.

В (1685-1759) оратория достигла наивысшей позиции в английском музыкальном искусстве, как никогда прежде и никогда в будущем, своей одарённостью он объединил итальянские и германские традиции и сделал ораторию очень популярной в Англии, в которой он провёл наиболее продуктивный период жизни. Так же Гендель, как и немного позже Гайдн, является создателем светской лирико-созерцательной оратории.
Серия его работ "Мессия ", "Израиль в Египте ", "Саул ", "Иевфай ", "Валтасар ", "Самсон " и др. остается непревзойдённой за их величие и блеск. После него английские композиторы ещё 150 лет пытались с переменным успехом сочинять оратории, но не смогли превзойти его.
(Злые языки утверждают, что свою популярность оратории обрели лишь потому, что во время поста все театры были закрыты и только Церковь имела монополию на развлечения. И Гендель, у которого последние оперы были неудачные, решил, что сочинение ораторий гораздо легче, чем опер и их гарантированно будут ставить, особенно во время поста.)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) обновил традиции немецкой оратории и в своём громадном творческом наследии оставил работы: "Рождественская оратория ", "Пасхальная оратория ", а также близкий к оратории, особый жанр музыкального повествования - "Страсти по Иоанну ", "Страсти по Матфею ".
создал две величайших оратории: "Сотворение мира " и "Времена года ". Используя светские тексты и рассматривая бытие простого человека, они дышат радостью и демонстрируют неисчерпаемые богатства лирики и высокой музыки.
Два гения классической музыки представили по одной оратории - Вольфганг Амадей Моцарт "Кающийся Давид " и Людвиг ван , оба произведения на самом высоком художественном уровне.

С середины 19-го века начинается возвращение к ранним чертам оратории, позволяющим аудитории участвовать в исполнении хоралов и гимнов, тексты которых состоят из размышлений и медитации. Начинается эпоха католической оратории, новый толчок которой дали Феликс Мендельсон (1809-47) в работах "Илия " и "Св. Павел " и Ференц Лист (1811-86) с его произведениями "Христос " и "Легенда о Святой Елизавете ".
Франция, где со времён Шарпантье практически забыли ораторию и, вероятно по французскому темпераменту и вкусу, предпочитали только оперу, снова представила несколько замечательных работ. Шарль-Франсуа Гуно (1818-1893) с его "Искуплением " и "Смертью и жизнью " дал новый импульс развития оратории. "Самсон и Далила " может быть исполнена либо в виде оперы или как оратория, но бесспорно как опера она приобрела большую известность. Жюль Массне (1842-1912) попробовал силы в этой форме своими "Ева " и "Мария Магдалина ", но его стиль слишком чувственный и мелодраматический не подошел к тексту. "Крестовый поход детей " Габриэля Пьерне (1863-1937) пользуется большой популярностью в Европе и Америке. Оратории Сезара Огюста Франка (1822-1890) "Руфь ", "Ребекка ", "Искупление " и прежде всего "Заповеди Блаженства " входят в число величайших работ в этом роде.

В 20-м веке развитие оратории характеризуется её сближением с оперой и кантатой. Темы традиционно берутся из библейских сюжетов, но по-новому просходит их трактовка, отвечая на животрепещущие вопросы современности.
Тенденция сближения с кантатой наиболее заметно проявляется у одного из наиболее значимых композиторов оратории 20-го века Артюра Онеггера (1892-1955) в "Пляске мертвецов " и "Рождественской кантате ". Появляется новый жанр - оратория-опера, которая может исполняться как в концертном зале, так и в театре, к этому направлению относятся "Царь Давид " Онеггера, "Царь Эдип " Игоря Фёдоровича Стравинского (1927-1971), "Христофор Колумб " Дариюса Мийо (1892-1974).

Рождественская оратория. Финал. БСО им. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Муз. Колледжа при Моск. Консерватрии, Моск. Хоровая Капелла Мальчиков. Дирижер Алексей Пузаков

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви.

Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произведения повествовательного склада для солистов, хора и инструментального ансамбля - оратории.

В XVIII веке появляется светская оратория, то есть не церковная, а предназначенная для концертного исполнения. Ее создал великий немецкий композитор Георг Фридрих Гендель . Героические оратории Генделя, написанные на библейские сюжеты, нередко звучат и в наши дни.

В те же годы расцветает и близкий оратории жанр - кантата . Когда-то этим словом обозначали любое произведение для пения с инструментальным сопровождением (cantare в переводе с итальянского - петь). В XVII веке кантата - концертная вокальная пьеса лирического характера, состоящая из арий и речитативов. Она исполнялась певцами-солистами или хором в сопровождении оркестра. Вскоре появляются духовные кантаты философского или назидательного содержания, а также кантаты приветственные, поздравительные. Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах .

В прошлом столетии жанр кантаты привлек русских композиторов. Постарайтесь послушать торжественную кантату Чайковского «Москва» для солистов, хора и оркестра или поэтичную кантату Рахманинова «Весна», написанную на текст известного стихотворения Некрасова «Зеленый шум».

Новую жизнь кантате и оратории дали советские композиторы. В их творчестве уменьшаются различия между этими двумя жанрами, существовавшие в прошлом.

Раньше оратория, подобно опере, сочинялась на какой-либо драматический сюжет. В кантате, как правило, такого сюжета не было, она воплощала ту или иную мысль, идею. Например, кантата Глазунова написана к 100-летию со дня рождения Пушкина. Теперь же часто встречаются сюжетные кантаты (например, «Александр Невский» Прокофьева) и несюжетные оратории (как «Песнь о лесах» Шостаковича, с которой мы начали начали наш разговор об оратории, или «На страже мира» Прокофьева). В наше время ораториями и кантатами называют крупные многочастные вокально-симфонические произведения, посвященные важным событиям народной жизни.

Л. В. Михеева

Сходство со словом "оратор", вероятно, уже создает определенное представление об этом жанре, как связанном со старинными величественными торжествами. И это верно. Однако подробности достойны внимания.

Латинское слово ого означает "говорю", "молю", а поздне-латинское oratorium - "молельня". В Италии ораториями назывались специальные залы в церквах, где совершалось толкование Библии. А чтобы верующим было понятнее, нагляднее и интереснее, - многие сцены из Библии разыгрывались в виде драматических произведений с музыкой. Постепенно представления стали называть по имени помещений ораториями, и это слово получило дополнительное значение музыкального жанра.

Нетрудно увидеть, что оратория по всем признакам имеет сходство с оперой. Так оно и есть. И начиная с 1600 года (когда была создана первая оратория как самостоятельное произведение) и по сей день опера и оратория развиваются параллельно, влияя друг на друга и взаимо- обогащаясь. Они даже по времени рождения совпадают (первая не сохранившаяся опера "Дафна" была создана в 1597-98 годах, вторая - "Эвридика" - в 1600). Однако постепенно откристаллизовалась и принципиальная разница. Опера - произведение театральное, с действием на сцене, с декорациями, исполняется в помещении театра. Оратория же, родившись как церковно- театральное сочинение, постепенно из церкви вышла, но пришла не в театр, а в концертный зал. Элементы сценического действия и декорации со временем отпали, и все внимание сосредоточилось на музыке и тексте.

До начала XVIII века оратории сочинялись исключительно на сюжеты из Библии и Евангелия (последние называются пассионами или страстями, поскольку повествуют о "страстях Господних", то есть о страданиях Иисуса Христа). Но великий композитор и великий мастер оратории Георг Фридрих Гендель расширил тематику ораторий, создав произведения на мифологические и светские сюжеты. С этого времени круг тем ораторий, создававшихся в разных странах на протяжении двух с половиной веков, постоянно обновлялся. Было написано немало ораторий лирических, патриотических. Композиторы продолжали, хотя значительно реже, сочинять и духовные оратории.

Надо сказать, что, как бы помня о своем духовном происхождении, оратория всегда оставалась жанром высоким. Ей совершенно не свойственны комические или бытовые черты. Имея в истоках коллективное молитвенное действо, оратория всегда оставалась жанром крупным, массовым - как по исполнению, так и по направленности на слушателя. В оратории всегда главная роль принадлежит хору (обычно в сопровождении оркестра), а затем уже солистам, чтецу (если он нужен). И исполняются оратории всегда в больших помещениях или на открытом воздухе, то есть в присутствии большого количества людей. Камерных ораторий не бывает.

Оратории часто объединяют, а иногда и путают с кантатами, тем более что и сами музыканты часто говорят: "кантатно-ораториальный жанр". Повод для путаницы действительно есть, между ораторией и кантатой много общего. Но кантаты (при том, что встречаются и среди них весьма монументальные образцы) обычно бывают меньше и по протяженности, и по составу исполнителей, нередки и камерные кантаты. Если сравнить кантату и ораторию с жанрами живописи, то кантата ближе к пусть очень большой, но картине, а оратория - к стенной росписи, фреске.

М. Г. Рыцарева