Что такое образование бакалавр. Бакалавр это высшее образование или нет. Бакалавриат и Магистратура - что это такое

Бакалавр, само слово в переводе с английского означает подвассал или поместье, теперь же это слово означает академическую степень, квалификацию, полученную студентом после прохождения основной программы обучения. Впервые эта степень использовалась ещё в средневековые времена, в университетах и академиях Западной Европы. В России данная степень начала присваиваться учащимся в 1993 году.


Обычный срок подготовки к получению данной степени составляет не более 6-х лет, в некоторых странах Европы, таких как Англия и Германия, он составляет 3 года, ну а в США, Шотландии и Канаде он составляет 4 года.

Легче всего эту степень получить в Испании и Франции, в этих странах, степень бакалавра присваивается учащимся по окончанию средней школы, что даёт им право поступать в вуз.

Сама степень присваивается только после сдачи соответствующих экзаменов и защиты выпускной работы, которая представляет собой что-то вроде дипломного проекта, но в несколько упрощённой форме. Работа защищается перед Государственной аттестационной комиссией.

Наличие степени Бакалавра даёт право продолжать учебу в магистратуре. Сейчас система Российского образования находиться на стадии бурного развития и изменения.

Россия принимает Болонскую систему образования, согласно которой, с 1сентября 2009 года, степень магистра и Бакалавра станут основными при поступлении в высшее учебное заведение России. Обладание дипломом бакалавра даёт ряд преимуществ:
1. Студент имеет право поступать в магистратуру и продолжать обучение или же начать полноценную карьеру. Кроме того, обладатель данной степени может пройти ускоренный курс обучения и получить степень Мастера в течение одного года, а это уже более или менее солидная научная степень.
2. Степень Бакалавра является признанной степенью по международной классификации, её обладатель не только может поступить в любой зарубежный вуз, но и устроиться на работу в зарубежную компанию, так как там данная степень высоко цениться работодателями. Человек, получивший степень бакалавра может стать полноценным офисным работником, так как он обладает достаточными знаниями для работы с информацией, людьми и документами.
3. Степень бакалавра считается широко специализированной. Бакалавр обладает широким спектром знаний и может легко переквалифицироваться. Программы подготовки бакалавров позволяют в течение одного года перейти од одной профессии к другой, в то время как студенту, не получившему данную степень, по окончании 5-ти летнего образования, для получения новой специальность необходимо пройти ещё 3 года обучения, квалифицирующегося как второе высшее образование. При этом, 3 ода дополнительно обучения производятся на коммерческой основе, в то время как бакалавр может перейти на другую профессию уже в магистратуре, на бюджетной основе, так как это считается продолжение обучения.
4. Студент, приобрётший степень бакалавра проходит лишь 4-х годичное обучение в вузе, после чего он становиться квалифицированным специалистом, получает полноценный диплом об окончании высшего учебного заведения и приобретает экономическую самостоятельность.
5. При наличии диплома бакалавра из одного вуза, студент может поступать в магистратуру любого другого вуза. Однако в этом случае может возникнуть необходимость сдачи дополнительных экзаменов, что связанно с разницей учебных планов разных высших учебных заведений.

  1. Специалист проходит обучение в вузе на протяжении 5-ти лет, по истечению которых он получает диплом специалиста-практика и возможность работы только по полученной специальности.
  2. Бакалавр проходит курс обучения в вузе на протяжении 4-х лет, получает диплом о высшем образовании, что даёт ему возможность продолжить обучение в магистратуре в течение 2-х лет. Кроме того, при поступлении в магистратуру, бакалавр имеет право выбрать профессию, отличную от той, на которую он учился на протяжении 4-х предыдущих лет. Право поступить в магистратуру имеют только обладатели степени бакалавра. Набор в магистратуру происходит на конкурсной основе, примерно 20% от претендентов продолжают своё обучение в магистратуре.

Первые два года обучения, как специалистов, так и бакалавров, одинаковы, в это время они получают базовые знания. Уже начиная с третьего года обучения, появляются различия в программах. Если студент, не имеющий степень бакалавра, проявит желание перейти на программу обучения бакалавра, ему необходимо будет сдать не только экзамены, обязательные для получения степени бакалавра, но и экзамены, покрывающие разницу в программах.

Какова же разница между специалистом и магистром? - Магистров готовят специально для научных трудов, специалистов же, для профессиональной деятельности. Выбор остаётся за вами.

Нелегка стезя абитуриента, ведь ему приходится принимать решение, которое определит всю дальнейшую жизнь, да еще в таком вопросе, в котором он вообще мало что смыслит. В каком вузе у него будут лучшие шансы, какая профессия принесет ему успех, кто такой бакалавр и что такое магистр – обо всем этом будущий студент имеет лишь смутное представление. И действительно все эти ступеньки высшего образования – бакалавриат, магистратура – до сих пор остаются для многих непривычными, и даже некоторые работодатели не могут до конца разобраться, что же это такое.

Бакалавр. Кто это?

Бакалавр – это степень, которая присваивается студентам, прошедшим первый, базовый уровень образования, длящийся 4 года. Очень многими бакалавриат воспринимается, как незаконченное высшее образование, так как он представляет собой довольно общую фундаментальную подготовку в широкой отрасли знаний, например, юриспруденции или экономике. Для получения более узкой специализации после бакалавриата требуется дальнейшее обучение.

Однако такое представление не совсем верно. Бакалавр получает полноценный диплом о высшем образовании и имеет все возможности вместо продолжения обучения приступить к работе по своей профессии и обрести экономическую самостоятельность. Вместе с тем по желанию он может продолжить обучение в магистратуре и получить любую специализацию из смежных с его образованием профессий.

Кто такой бакалавр и магистр?

Магистр – это второй этап высшего образования . В магистратуре обучение занимает два года и дает студенту возможность получить узкоспециальное образование (например, журналист телевидения), приобрести самостоятельные аналитические навыки и продолжить развитие в научно-исследовательской сфере. Для того чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь степень бакалавра и пройти вступительные экзамены, как это обычно происходит при приеме в вуз.

Бакалавриат и магистратура являются ступенями двухуровневой системы высшего образования, ставшей основной с 2011 года во всех вузах. Почему она была введена? Дело в том, что для упрощения обмена кадрами между странами и урегулирования вопросов об их образовании, было решено создать единое европейское пространство высшего образования. Данный процесс был назван Болонским процессом. Сегодня в него входят 47 стран-участниц, в их числе и несколько стран СНГ. Таким образом, диплом бакалавра или магистра считается действительным не только на родине, но и в странах Европы, и позволяет устроиться там на работу или продолжить образование по своей профессии.

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.

Летом многие выпускники школ спешат подавать документы в один или несколько выбранных вузов для продолжения своей учебы и приобретения выбранной профессии.

Равноправные дипломы

Не так давно российские вузы выпускали только специалистов с дипломами. К примеру, окончивший технический вуз выпускник становился инженером, агрономом, экономистом с приставкой определенной специальности. Эту схему хотели изменить еще в 90-х годах двадцатого века и сделать ее аналогичной западной. Европейцы и американцы в своих вузах производят бакалавров и магистров.

Это нововведение было установлено для того, чтобы дипломы, которые получают студенты по окончании российского высшего учебного заведения, признавались в других странах. Чтобы выпускнику не пришлось переучиваться за границей или подтверждать каким-либо способом свое образование. Благодаря сходному по продолжительности обучению и единым названиям любому работодателю мира становится ясно, какое образование получил соискатель на рабочее место.

Почему двухуровневая система?

Чтобы реализовать задуманное, наша страна присоединилась к Болонской конвенции. Для этого потребовалось сферу высшего образования привести к требуемым странами-участницами стандартам. Сегодня закон о высшем и послевузовском образовании устанавливает двухуровневую систему высшего образования: бакалавр и магистр.

Почему двухуровневая модель? Главная причина кроется в том, что такая система подготовки специалистов лучше адаптируется к рыночной экономике. Эта модель давно применяется в США, Канаде, Англии и других странах, именно она обусловила их экономические успехи.

Термин "бакалавр"

Откуда берет свое начало это слово? Что такое бакалавр? С английского языка термин переводится как:

  • Молодой рыцарь-вассал.
  • Одинокий самец.
  • Холостяк.

Если додумать, то получается, что это молодой человек, ищущий свое место под солнцем в этом мире. Вполне подходящее название для того, кто находится в начале своего жизненного пути.

Суть бакалавра

Что такое бакалавр? Это выпускник высшего учебного заведения. Сегодня многие люди, окончившие вуз, в своем дипломе имеют запись "бакалавр". Это высшее образование или нет? Выпускник получает законченное высшее профессиональное образование, только, в отличие от магистратуры, на базовом уровне. Подготовка бакалавра занимает четыре года, в ходе которой студент получает фундаментальные знания общенаучного и общепрофессионального характера без узкой специализации.

Фундаментальная подготовка помогает легче адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку труда, где необходимо осваивать смежные профессии. Сейчас большинство работодателей устраивает базовое высшее образование соискателя. Остальное ему покажут и расскажут на месте.

Учеба или работа?

Многих будущих выпускников волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? Это первый уровень высшего образования. Студент получает степень бакалавра, затем без перерыва в учебе он может продолжить свое обучение в институте и поступить в магистратуру. А если он устал от учебы и хочет сделать перерыв? Когда молодой человек решит сделать перерыв в учебе, то базовая профессиональная подготовка и диплом бакалавра дадут ему право наравне с другими выпускниками высших учебных заведений претендовать на соответствующую должность. Через некоторое время, когда опыт будет накоплен, уже более осознанно он сможет продолжить учебу в магистратуре любого вуза нашей страны или зарубежья.

Термин "магистратура"

В переводе с латинского означает "наставник", "учитель". Магистратура - это второй уровень высшего образования, он ориентирован в том числе на преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Для поступления сюда необходимо сдавать экзамены. Магистратура дает возможность поступить в аспирантуру.

Сколько получается дипломов? После четырехлетнего обучения в вузе студенту выдают диплом бакалавра, с которым он имеет право поступать в магистратуру, после двух лет учебы он получает диплом. Получается, что после 6 лет успешной учебы у него на руках два диплома.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое бакалавр, подытожим: это молодой человек (или девушка), получивший базовые знания по выбранной специальности и получивший диплом вуза.

Переходный период закончился в 2011 году, и теперь все вузы перешли на двухуровневую систему образования "бакалавр - магистр". В этот список не попали только военные, медицинские и художественные высшие учебные заведения. Магистратура в основном сосредоточена в государственных высших учебных заведениях, а бакалавриат присутствует в негосударственных. Список направлений вузов очень обширен. Он зависит от названия и направления самого учебного заведения.

Итак, мы выяснили, что такое бакалавр. Направления подготовки данной ученой степени существуют самые различные. Например, бакалавр экономики. Получив такой диплом, молодой человек сможет работать в организациях различных отраслей и форм собственности, осуществляя экономические, маркетинговые, аналитические, финансовые, производственно-экономические службы. Также по окончании вуза ему присваивается степень бакалавра или, другими словами, квалификация.

Из истории

В дореволюционный период истории России звание "магистр" ввел Александр I в 1803 году. Магистр занимал промежуточное значение между кандидатом (это человек, который окончил университет с отличием) и доктором. Степень магистра давала возможность получить чин титулярного советника.

Ученые степени могли давать только следующие университеты: Московский, Дерптский, Казанский, Харьковский. Ученую степень присуждали после того, как студент выдержит магистерский экзамен. Подготовка к нему занимала около 4 лет. Дореволюционного магистра можно приблизительно приравнять к нынешнему кандидату наук. К получению ученой степени магистра предъявлялись требования, сравнимые и сопоставимые с ученой степенью доктора философии Европы того времени. В большинстве вузов России в конце 19-го века отменяется кандидатская степень и начинает существовать модель "магистр - доктор". После революции в России ликвидируются все ученые степени, и их нет вплоть до 1934 года.

Болонская декларация

Министры образования Европы подписали совместное заявление в Болонье в 1999 году. В декларации говорится о создании единой зоны европейской высшего образования и намерении стран, которые ее подписали, продвигать систему европейского ВО по всему миру. Наша страна присоединилась к этому движению в 2003 году, она стала 40-й по счету, кто ее подписал.

Естественно, есть и противники прозападной системы образования. Не без основания считается, что российская модель образования по ряду направлений подготовки не только не уступает западной, но и превосходит ее. Поэтому унификация образования не отразится положительно на ее улучшении. Также есть мнение, что равноценность дипломов подтолкнет выпустившихся специалистов к отъезду из страны. Несовершенство же базы многих вузов не даст им возможности участия в Болонском процессе.

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет ? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура - что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

С принятием в РФ в 1996 году закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» началась новая эра высшего образования. Основы, проверенные временем, были поколеблены в угоду следованию общеевропейским стандартам.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

В чем разница, что магистр получает в большем объеме, чем бакалавр? Для магистра предусмотрена более углубленная программа обучения по специальности и специализации. То есть если бакалавр получает знания, достаточные для профессиональной работы в выбранной специальности, то знания магистра должны позволить ему иметь достаточную квалификацию и для теоретических разработок, для научной работы в выбранной специализации. Для бакалавра же научная деятельность пока не по зубам.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.


Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна. Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни. И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет. Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа. Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

Но поступить после окончания бакалавриата в аспирантуру у студента не получится. Для этого ему понадобится или закончить магистратуру, или специалитет. Только выпускник магистратуры и специалитета может продолжить научную деятельность в аспирантуре. Бакалавр же – чистый практик, к научной работе не допущенный.

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что ваших детей.