Что такое молодежь в современном обществе. Старт в науке. Рэперы и хип-хоперы

Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества.

Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Проблемы молодежи в современном мире

Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Аморальность
  • Преступность
  • Склонность к суициду
  • Подмена жизненных ценностей

Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс. У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида. Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Решение проблемы самореализации молодежи

Так какие условия для самореализации молодежи необходимы? Прежде всего не стоит забывать о том, что самореализация личности прежде всего зависит от самого человека, его стремлений и готовности к упорному труду. Задача окружающих – помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.

Со стороны семьи и близкого окружения это может быть передача ценного опыта, формирование нравственных ценностей. Достичь этого можно, например, своим личным примером – ребенок, который растет в гармонии и видит перед собой благоприятную модель семьи, уже на шаг ближе к успешному будущему. Система образования тоже, обычно, вносит немалый вклад в формирование личности. Педагогические тенденции не должны стоять на месте, необходим постоянный рост, развитие, поиск новых продуктивных методик воспитания и образования. Государство также должно внедрять различные социальные программ для развития молодежи, давать возможность реализовать свои творческие и креативные наклонности, создавать так называемые досуговые и культурные площадки для возможности молодых людей выплеснуть свою самодеятельную активность. Так же не стоит забывать про социальные гарантии – молодые люди не должны чувствовать себя незащищенными в рамках социальной политики. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд – это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Конфуций

Проблемы самореализации молодежи – это не только индивидуально-личностные сложности молодых людей. Это глобальная проблема всего общества в целом. Вполне возможно, что милый малыш, которого вы видите в песочнице, в дальнейшем станет главой государства и вершителем судьбы всего социума. Поэтому одной из важнейших целей современного мира является решение проблемы самореализации молодежи и создание качественных условий для самореализации молодых людей.

Слайд 2

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя - между 25 и 30 и более годами, 36 годами включительно по современной классификации возрастных периодов Квинна.

Слайд 3

Молодёжь в современном мире Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

Слайд 4

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их.

Слайд 5

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы.

Слайд 6

Молодёжь в Российской Федерации

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Слайд 7

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал российский опыт, впервые активное вовлечение молодёжи в избирательный процесс было апробировано в 1996 г. во время президентских выборов. Тогда важно было привлечь на избирательные участки именно молодёжь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г.

Слайд 8

В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока» и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Слайд 9

Учитывая, что в последние годы подросло первое постсоветское поколение, российскими исследователями Центра Карнеги отмечается (2013), что в особенности молодежь из крупных городов демонстрирует большую политическую и идеологическую независимость; это происходит не только в связи с взрослением постперестроечных детей, но и благодаря внутренней миграции: молодежь всё больше едет в города, где вливается в прогрессивную среду.

Слайд 10

По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи. Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровфый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро». Молодёжь и политика

Слайд 11

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента). Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей. Молодежь и социально - экономическая ситуация

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2013»

Молодежь в современном мире

Санникова Елизавета Константиновна

МКОУ СОШ с.Корсавово-1

Руководитель:

Агапова Людмила Ивановна

Учитель истории и обществознания

Введение

Данную тему: «Молодежь в современном мире» я выбрала, исходя из потребности углубления своих знаний по данному вопросу, который мы изучали на уроках обществознания в этом учебном году.

Молодое поколение является базовым ядром дальнейшего развития любого общества. Положение молодежи является своеобразным барометром состояния общества в целом, индикатором происходящих в различных сферах общественных отношений процессов. Изучение настроений и взглядов молодежи позволит не только решить текущие задачи по улучшению и оптимизации её жизни, но и предугадать перспективы развития профессиональной, политической и социальной сфер страны.

Наконец, я ведь тоже отношусь к данной социальной группе - молодежь, поэтому мне хотелось подробнее познакомиться с особенностями, проблемами современной молодежи, с ее интересами, устремлениями.

Мне захотелось заглянуть в свое будущее, познакомившись, например, с молодежной политикой государства, с происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет мне в будущем в выборе профессии и своего места в жизни. Поэтому данная тема имеет для меня не только теоретическое, но и практическое значение.

1. Кого считают молодежью

· Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи -- 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая -- 25-36 лет

· К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет

· Мосгордума на заседании 30 сентября 2009г приняла законопроект, определяющий в документе, в частности, и возраст людей, относящихся к молодежи - от 14 до 30 лет.

2. Возрастные критерии

Молодежь, являясь неоднородным образованием, делится на следующие возрастные подгруппы:

1) подростки. От 13ти до 16-17 лет.

2) юношество. От 16-17ти до 20-21 года.

3) молодость. От 20-21 до 30 лет

Для определения возрастных границ молодости используются два основных подхода:

Статистический - определяет жесткие возрастные рамки молодости, представляет собой усредненный показатель, который имеет законодательное закрепление. Но он не учитывает индивидуальные особенности развития молодых индивидов, а потому в случае необходимости дополняется социологическим или социальным подходом . Данный подход не дает жестко установленных возрастных границы молодежи, а в качестве критериев определения верхней возрастной границы молодости выделяет:

1) наличие собственной семьи;

2) наличие профессии;

3) экономическую независимость;

4) личную независимость, т.е. способность уметь самому принимать решения.

3. Индивидуальные границы молодежи

Есть различные обстоятельства, которые ускоряют или затягивают молодость:

- Нижняя граница - это

РАННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ

Я выделила некоторые обстоятельства, которые заставляют повзрослеть раньше:

1.) Ранние заработки - Еще недавно детский труд считался эксплуатацией. Сегодня моющий машины или стоящий на раздаче в кафе подросток никого не удивляет. Более того, как показало социологическое исследование, 94% взрослых одобряют подобный приработок.

2.) Быстрая адаптация - Дети в силу гибкости своего психического аппарата лучше приспосабливаются к изменениям в обществе, чем взрослые. Это они современны и своевременны, потому что самостоятельны, целеустремлены, активны и независимы. Дети обладают теми качествами, которые в них и хотели бы видеть современные родители. В то время как их самих воспитывали совсем в другом ключе - в духе дисциплинированности, послушания, усидчивости. Эти черты сегодня скорее мешают двигаться к успеху.

3.) Авторитет для родителей - Яйца курицу не учат, говорили еще несколько десятилетий назад. Учат, еще как учат, - вздыхают современные мамы и папы. Складывается впечатление, что дети уже рождаются со знанием того, что такое bluetooth, и почему виснет модем. Не мудрено, что они ощущают себя экспертами по многим бытовым вопросам. Советуют взрослым, какую технику и где купить, что носить из одежды, как родителям общаться друг с другом, как работать на компьютере.

4.) Знание жизни - « Когда я была ребенком, нас во время праздников отсаживали за отдельный стол, отсылали играть в свою комнату, чтобы мы не слышали ненужных разговоров.» - так говорят родители. Сегодня взрослая жизнь почти с пеленок вторгается в детскую через телевидение и Интернет, сходит с глянцевых обложек и просачивается через открытые окна «Дома-2». Родители не стесняются обсуждать свои проблемы в присутствии ребенка. Иногда даже вовлекают его в сам процесс.

5.) Новые кумиры - Вся индустрия шоу-бизнеса и кинематографа направлена на создание новых моделей для подражания. Сегодня понятия «настоящий мужчина» и «идеальная женщина» подразумевают «крутость» и «сексуальность». Сексуальная женщина привлекает внимание одеждой и косметикой, а крутой мужчина обладает последней моделью телефона и кругленькой суммой в портмоне. Часто дети перенимают внешние атрибуты взросления, но не готовы к нему психологически.

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА молодости - это

«Молодые старики» или «вечная» молодость

Вы наверняка встречали пожилых людей, которые молоды в душе! Они продолжают получать от жизни все! Путешествия, прогулки, экстрим. Все это помогает многим жить и чувствовать себя полноценным человеком, несмотря на годы и седину. Психологи говорят, что именно сознание нужности, востребованности продлевает жизнь, наполняет оптимизмом и спасает от депрессий. Тогда и хочется работать. Быть активным. Заниматься спортом. Просто - жить.

ИТАК: Молодость -это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении.

4. Социальный статус молодежи

Современные молодые люди свое представление о «взрослости» прежде всего, связывают с изменениями своих социальных ролей и особенно с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

Вообще, социальный статус молодежи - это позиция молодого поколения в обществе, обусловленная его социальными ролями и выполняемыми функциями.

Изучение молодежи в процессе социальной мобильности позволяет заметить, что молодежь социально расслоена. В современном российском обществе более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным социально-дифференцирующим признакам (по формам занятости, по характеру и содержанию труда) добавляются новые, более значимые, например, социальная принадлежность молодого человека, имущественное положение его семьи.

Для молодежи очень характерно частое изменение социального статуса и социальных ролей (ученик-студент-работник).

Статусные позиции молодежи, определяются престижем образования и профессии (как будущей, так и настоящей), стилем жизни, ценностями и нормами поведения, а также имеет место фиксация их связи с рыночными позициями. А стремление к смене статуса является для молодежи одной из наиболее важных потребностей, «отвечающих» за социальную мобильность. Зафиксировано и подтверждено, что образование - это один из ведущих каналов социальной мобильности; кроме него существуют еще такие каналы социальной мобильности, как брак, религия, профессия, политика, армия.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен активный поиск своего места

5. Особенности молодежи

молодежь субкультура социальный возрастной

Современная молодежь такова, какой ее воспитало общество. На ценности, предпочтения молодежи огромное влияние оказали многие события современности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, СПИД, наркотики, тотальный дефицит, «лихие» 90-е, массовое распространение мобильников и интернетов, эпоха брендов, улучшение экономического состояния, социальные сети, мировой социальный кризис, олимпийские игры в Сочи.

Молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен и активный поиск своего места в жизни.

6. Психологические особенности молодежи

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения - эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми - участниками моего собственного опроса. Неустойчивая психика часто становится причинами психических срывов, суицидов, наркотиков.

Несформированное сознание - желание скорее достичь желаемого - к различным формам асоциального поведения. Внутренняя противоречивость - неспособность быть толерантными - к постоянным конфликтам с окружающими.

Очевидна и криминализация части российской молодежи - часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.

Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или, повинуясь чувству социального протеста, попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации. Многим молодым присущ инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженной критичность к себе.

И одновременно, в социально-психологическом плане, молодость - это время:

a) Физического созревания;

b) Развития интеллекта и воли;

c) Открытия собственного «Я» и внутреннего мира человека;

d) Гражданского совершеннолетия, т.е. возможности использовать свои права в полной мере (с 18 лет)

e) Инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженная критичность к себе.

Невольно я вспомнила выражение или, точнее, народную мудрость: «если бы молодость знала, если бы старость могла!» и задалась вопросом: Какие черты зрелого возраста хотелось бы приобрести, а какие черты молодости оставить?

ОСТАВИТЬ:

· Стремление к самореализации.

· Стремление к независимости.

· Формирование планов на будущее

· Стремление не быть как все

ПРИОБРЕСТИ:

· УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

· УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ

7. М олодежная политика государства

Общество и его властные структуры должны ориентироваться на особенности молодых и активно вовлекать их социальную действительность.

М олодёжная политика -- система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах страны.

Приоритетными направлениями молодежной политики являются:

· вовлечение молодых людей в активную социальную жизнь и постоянное информирование о возможностях в сфере получения образования, карьерного роста, досуга и т.д.;

· развитие творческой деятельности молодежи;

· активная социализация молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

Большое внимание уделяется решению проблем с трудоустройством, а также вопросам жилищной политики и помощи молодым семьям. Важным направлением молодежной политики является и профилактика сиротства.

Мой законопроект о Молодежи.

В современной России сформировалась широкая правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. И как тогда развиваться молодежи, если их права не разъяснены? Я думаю, что закон, в первую очередь, должен отвечать современным потребностям и законным интересам молодых граждан и объединений. Очевидно, что в центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Это требует того, чтобы в законе просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в РФ.

Когда-то в 80-90-х годах в обществе государств очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия закона молодежи. Но все осталось только на словах. Я бы хотела предложить свой проект закона о молодежи.

В нем, я бы рассмотрела основные проблемы современной молодежи. А это:

Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России - нет четкого понимания истории, что хорошо, а что плохо. -разобщенность общества и нации. -отсутствие национальной идеи. -низкий уровень образования. -коррупция. -недоступность, дороговизна спортивных секций и кружков. - отсутствие массового спорта. - развращение ТВ и прессой.

Молодёжный алкоголизм, наркомания.

Если данные проблемы не будут решены, то получится - отсутствие перспектив на лучшее + безработица = отсутствие будущего нашей страны…

8. М олодежные субкультуры

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специальной молодежной субкультуры.

Субкультура - культура определенной социальной или демографической группы, которая формируется в рамках традиционной (господствующей) культуры, но отличающаяся от нее спецификой ценностей, образа жизни, стиля поведения.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что “история начинается с нас”. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

Молодежной субкультурой называется культура молодого поколения, выражающая особенности жизнедеятельности молодых людей. Впервые молодежная субкультура, как социальное явление, появилась в 40х-50х годах XX века в США. В дальнейшем в 50х-60х годах молодежная субкультура проявила себя в Европе, а в 70х-80х годах в СССР.

Основные черты молодежной субкультуры:

1. Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

2. Включение в различные группы сверстников;

3. Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке;

Виды субкультур.

Байкеры

Байкеры - одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” - не пустой звук, а стиль жизни. Байкер - это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Рэперы и хип-хоперы

Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как “Ганста”. Вот именно здесь “в моде” агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Скинхэды

Идея скинхедов - только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.

Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить “не своего”, и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Панки

Главная идея - Лично я как человек со стороны - других не вижу.

Поэтому там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Растаманы (растафари)

Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться “чем бы дитя не тешилось…”

По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Фрики

Нет никакого негативного отношения к миру и к “не своим”. Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Ролевики

Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы. Есть опасность “заиграться” по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

Выражение эмоций -- главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо -- ранимый и депрессивный человек.

Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых парнях и девушках.

Готы.

Гомты -- представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене.

Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Знакомясь с субкультурами, невольно задаешься вопросом: Молодежная субкультура - движение души, стремление выделиться или социальный протест???

Я считаю, что в первую очередь - это желание выделиться, не быть «серой массой». А в качестве причин “ухода в андеграунд” молодёжь называет:

I. Вызов обществу, протест.

II. Вызов семье, непонимание в семье.

III. Нежелание быть как все.

IV. Желание утвердится в новой среде.

V. Привлечь к себе внимание.

VI. Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

VII. Копирование западных структур, течений, культуры.

VIII. Религиозные идейные убеждения.

IX. Дань моде.

X. Отсутствие цели в жизни.

XI. Влияние криминальных структур, хулиганство.

XII. Возрастные увлечения.

XIII. Влияние СМИ.

Молодежная культура -это больше культура досуга, чем работы. Отсюда и особый молодежный сленг.

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов, ведь как показывают примеры других жаргонных систем, специальная лексика иногда проникает в литературный язык и закрепляется там на долгие годы.

Я же считаю, что молодежный сленг - это бескультурье, неуважение к старшим. По мне лучше говорить нашим великим русским языком, нежели его коверкать, ломать и заимствовать слова. Наше поколение равняется на Европу, только я не пойму зачем? С Европы они берут все от стилей в одежде до поведения и манеры речи, заимствуют слова. И во многом в этом виновато наше правительство, так как еще со времен Петра 1 Россия старалась равняться на Европу. Конечно, в этом есть плюсы, но и от минусов никуда. Например, в наше время стало модно говорить не девушка, а «телка или девка», теперь не любимый парень, а «boyfriend»(хотя у слова boyfriend совершенно другое значение, дословно - парень-друг). Ну и где же тут уважение друг к другу? А его теперь нет. И в этом одна из социальных бед нашего современного общества

9. Социальный портрет современной российской молодежи

Но недаром молодость - это время формирования собственных взглядов и образцов поведения, умения перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.

На основе всего вышесказанного я попробовала составить социальный портрет современной российской молодежи. При этом я использовала свежие данные Фонда «Общественное Мнение»

Новое поколение сегодня - это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, чрезвычайно лояльные власти и не испытывающие выраженных протестных настроений.

В большинстве своем нынешних молодых людей можно смело отнести к «золотому кадровому резерву» благодаря высокой степени лояльности действующей власти : 75% 18-25-летних россиян оценивают работу президента РФ В.В Путина как хорошую (против 68% среди населения старше 25 лет); 82% молодежи указали, что глава правительства Д. Медведев работает на своем посту хорошо (против 75% среди населения старше 25 лет). Несколько прохладнее респонденты 18-25 лет оценивают работу правительства России : 50% положительных ответов (среди населения старше 25 лет - 43%).

Несмотря на молодость, которой, как показывает история человечества, свойственен бунтарский дух, нынешняя российская молодежь не готова к тому, чтобы выйти на улицы и участвовать в акциях протеста . По данному показателю возрастная группа 18-25 лет не имеет качественных отличий от группы старше 25 лет (72% и 71% соответственно), и этот результат логично соотносится с высокой степенью удовлетворенности своей жизнью и лояльности действующей власти.

Около половины молодых людей имеют постоянную работу (в январе 2010 г. - 44 %), 12% получают стипендию, 10% пользуются финансовой поддержкой родственников и друзей.

Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем?

Итак, наиболее «страшными» сферами оказались:

1. Профессия

2. Семья и брак

4. Место обитания

5. Общество, страна

Какие социальные проблемы нашего общества наиболее актуальны для молодежи?

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. По самооценкам матерятся 80% учащихся старшей школы. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей - Интернет, телевидение, местные телеканалы.

Поэтому основные проблемы современной молодежи это:

· Бездуховность

· Нравственнаядеградация личности и снижение ценности человеческой жизни

· Бездействие,безразличие, индивидуализм

· Сексуальнаяраспущенность

· Крахсемьи

· Культденег

· Социальноеиждивенчество

Так же среди проблем молодежи стоит выделить:

Ш Безработица

Ш Коррупция

Ш Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России

Ш Низкий уровень образования

Ш Недоступность и дороговизна спортивных секций

Ш Отсутствие массового спорта

Ш Молодежный алкоголизм и наркомания

10. Основные жизненные ценности и цели молодежи

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться сторожем, продавцом в киоске, уборщицей, на любую оплачиваемую работу, чтобы иметь возможность учиться.

Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. Тут возникает вопрос: «Не станет ли молодежь обществом потребления?» В. Даль писал: «Свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, по-моему, их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Как бы хотелось видеть в таком состоянии современную молодежь. И хорошо, что большая ее часть это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Она умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей. Наша молодежь - наше будущее.

А существует ли отличие основных жизненных целей и ценностей молодежи в разных странах?

Я попыталась разобраться в этом. Для сравнения взяла данные немецких социологов.

В Германии проживает около 6млн молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Их любимые занятия: спорт, поход в кино, прослушивание музыки, посещение дискотеки, «просто болтаться без дела». Самые большие тревоги они связывают с безработицей, ухудшением окружающей среды, преступностью, правым радикализмом, враждебностью к иностранцам, насилием среди молодежи. Желание связанные с будущим: 75% хотели бы когда-нибудь жениться (выйти замуж), 83% желают иметь детей.

Получается, что мы - русские, и они - немцы - очень похожи. Наверное, это свойство молодости вообще, независимо от национальности. И это здорово! Значит, мы можем легко найти общий язык, можем совместно бороться с общими бедами, проблемами и уверенно смотреть в будущее.

Заключение

Из сказанного следует, что существующий спектр проблем исследований молодежи весьма многообразен. Несмотря на то, что большое внимание уделяется проблеме образования современной молодежи, смежные с ним проблемы также находятся в пристальном фокусе социальных исследователей: это и жилищные проблемы, проблемы с безработицей, проблемы досуга, политической незащищенности и развращения молодежи СМИ, а так же борьба с наркотиками разного характера.

Таким образом, социальным исследователям предстоит еще многое сделать в изучении современной молодежи, их социального окружения и социальных факторов, влияющих на жизненный путь детей, подростков и молодежи.

Список литературы

Ваш ребенок - неформал. Родителям о молодежных субкультурах М.: Генезис, 2010

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев: Наукова думка,

Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи НПО "МОДЭК", МПСИ

Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия»

Кухтерина Е.А. Изменчивость ценностных ориентаций молодежи в зависимости от региона.

Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи: Монография. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структурные элементы анализа молодежи. Основные социальные функции данной прослойки населения: социального воспроизводства, инновационная, трансляционная. Психологические особенности молодежи, возрастные границы, цели и задачи каждого из периодов.

    презентация , добавлен 02.10.2013

    Молодежь как объект социальной работы. Возрастные границы молодости. Социально-экономические, культурные и политические проблемы молодежи, система ее социальной защиты в субъектах РФ. Содержание и структура понятия "социальные технологии трудоустройства".

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Основные напрвления социальной работы с молодежью. Положение молодежи в обществе. Государственная молодежная политика. Система учреждений и органов по делам молодежи. Содержание и формы работы социальных учреждений и органов по делам молодежи.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2008

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Молодежь как объект социальной политики государства; ценностные ориентации особой социально-демографической группы населения. Анализ социального развития села в Хабаровском крае, ситуация на рынке труда; политика стимулирования занятости молодежи в селе.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Основные направления социальной работы с молодежью, положение в обществе и государственная молодежная политика. Социальная напряженность среди молодежи, ее отчуждение от общества. Обзор проблем современной молодежи, проблемы работы и трудоустройства.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Подходы к определению понятия "ценностные ориентации". Особенности молодежи как социальной группы. Комплекс острых проблем в современном обществе. Плюсы и минусы интернета. Ценности молодых людей г. Твери, структурная и факторная операционализация.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Особенности девиантного (отклоняющегося) поведения. Неформальные движения современной молодежи. Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои. Панк-культура "гаражного рока". Анархия как философия. Скинхеды или "рабочая молодежь".

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Социально-психологический портрет молодежи. Психологические особенности первоначального вхождения в рынок труда молодежи и социальные проблемы молодежи. Роль социальных работников в защите безработных. Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2014

    Понятие и сущность сельской молодежи как социальной группы. Теоретические подходы к анализу жизненных планов личности. Программа исследования и выявления причин оттока молодых кадров из села и определения системы жизненных планов сельской молодежи.

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.