Что такое глаголы несовершенного вида. Категория вида глагола

Общие сведения

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:

Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.

Сходил я в субботу на собеседование.

Родилась и выросла в Саяногорске.

Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.

Я находился дома, в Бишкеке.

И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.

Сложные случаи.

Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.

Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола

Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола

Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .

Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

  1. спасибо
  2. неееееееееееееееееееееееееее
  3. Совершенный вид отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? (совершенный процесс)
    Несовершенный вид - ЧТО ДЕЛАТЬ? (действие в процессе)
  4. Если в вопросе есть буква С то этот глагол Совершеного вида
  5. Совершенный вид-писал
    Не совершенный вид-написал
    Понятно?
  6. Вид глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнтся) , причм само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть глаголы с суффиксом -ну) .
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать прочитать, писать написать, строить построить.

    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть рассматривать, расспросить расспрашивать, расписаться расписываться;

    2) -ва: открыть открывать, дать давать, обуть обувать;

    3) -а-(-я) : спасти спасать, подрасти подрастать.

    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить вылечить, печь испечь, делать сделать, писать написать, читать прочитать, строить построить, учить выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать привыкнуть, кивать кивнуть, прыгать прыгнуть.

    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать рассыпать, нарезать нарезать.

    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить сказать, искать найти, класть положить, брать взять.

    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь) .

    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трх времн (причм в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.






  7. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  8. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  9. Совершенный вид глагола.
    Вопрос начинается с приставки С (написал - Что сделал)

    Несовершенный вид глагола.
    Вопрос без приставки С (пишет - Что делает)

    Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

  10. вид глагола-это отношение действия к его результату Если действие протекает во времени и результат неизвестен, то это глагол несовершенного вида. Например, писал, пишу. Неизвестно, есть ли результат. А если есть результат, написал, напишу, но неизвестно, как долго протекало действие, это глагол совершенного вида.
  11. спасибо
  12. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
    Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

    Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
    подбежали, увидела, нашел, взошло.

    Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
    выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

    Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

    Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
    В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
    Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
    бежали, прыгал, искала, заходило.

    Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
    загорают, строим, подтягивается, покупаю.

    Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
    будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

    У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

  13. совершенный, это когда глагол отвечает на вопрос что сделал-сделать-сделал, а несовершенный-что делать, что делал, что делает
  14. Что делать и что сделать - разницу улавливаете?
    Пример: писать, написать)))))))))))))
  15. Совершенный вид - что Сделать? Что Сделал? Что Сделает? Т. е. вопрос начинается на "С". Действие уже совершено, настоящего времени нет. Несовершенный - что делать, что будет делать, что делает, т. е. без "с" в начале. Это, конечно, не объяснение, но так проще запомнить.
  16. Совершенный - что сделать.
    Несовершенный - что делать.
    Вроде это на русском учили, по-моему в 4-ом классе. Ну кто как.

В русском языке - его вид.

Несовершенный вид глагола

Большая часть единиц этой обладает противопоставленными формами. Например, создать - создавать, подписать - подписывать и т. д. Если сравнить члены этих пар, то можно заметить, что при схожести лексического значения они имеют что-то различное. Это отличие - вид глагола. Первый член этих пар представляет несовершенный Второй - имеет форму совершенного варианта.

Глагол в совершенном варианте может ответить на такие вопросы: что сделать? что сделал? что сделает?

Формы совершенного вида зачастую имеют значение законченности действия, называют ограниченные процессы, указывают на уже случившийся результат действия. Например: мальчик выздоровел.

Глагол несовершенного вида называет действие развивающееся, длящееся, не ограниченное, а также указывает на повторяемость и продолжительность процесса. Например: мальчик выздоравливает.

Категория вида находится в плотном взаимоотношении с разрядом времени. Так, несовершенный вид глагола имеет формы всех трёх времён, а совершенный - только формы в будущем и прошедшем. Т. к. настоящее время характеризует процесс, длящийся в момент речи, развивающийся и продолжающийся, а совершенный вид представляет ограниченное в развитии действие.

Чаще всего глаголы русского языка составляют пару по видовому признаку. Т. е. две формы имеют одно смысловое значение, но различаются по грамматическому виду: обучить - обучать, завить - завивать.

Существуют и одновидовые. Непарные несут значение действия, ограниченного в своём развитии: очнуться, добегаться. Беспарные несовершенного обозначают неограниченное в своём развитии действие: приговаривать, сочувствовать, обитать. Бывают и двувидовые глаголы, в которых совмещаются значения совершенной и несовершенной категории: казнить, обследовать, ранить.

Деепричастия несовершенного вида

Глагольная форма, имеющая значение добавочного действия, которая совмещает признаки глагола и наречия - это деепричастие. Даная часть речи бывает двух видов: совершенного и несовершенного. Во втором виде почти всегда называется процесс, происходящий в одно время с действием глагола-сказуемого. Редко такое деепричастие обозначает предшествующее или последующее действие. Например: два раза в год бывала в столице и, возвращаясь оттуда, громко рассказывала о чуде. А эта часть речи совершенного вида обычно означает действие предшествующее.

Происходит образование единицы этой части речи несовершенного вида с использованием суффикса -а (-я) от основы в настоящем времени. Например, следят - следя.

Не все группы глаголов имеют такую форму. Среди них:

Глаголы, с основой в настоящем времени, которая состоит из согласных (мнут);

Глаголы на -и (лить) с односложной основой;

Глаголы с суффиксом -ну (вянуть);

Глаголы на -а (звать) с односложной основой в инфинитиве.

Если у глагола есть суффикс -ва-, то деепричастие образуется от инфинитивной основы: создавать - создают - создавая.


Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, они не содержат указания на предел или границу действия. Например: набирать, писать, решать. Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, ограниченное каким-то пределом. Например: набрать, написать, решить. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида имеют три времени: прошедшее, настоящее и будущее (сложное). Например: набирать - набирал, набираю, буду набирать.
Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее (простое). Например: набрать - набрал, наберу.
Среди глаголов несовершенного вида, обозначающих действие незаконченное, повторяющееся, выделяются многократные глаголы. Например: подергивать, покачивать, покрикивать.
Среди глаголов совершенного вида, обозначающих действие законченное, выделяются однократные глаголы. Например: толкнуть, вскрикнуть, выдернуть.
Как правило, глаголы образуют видовые пары, имеющие одно и то же лексическое значение. Ср.: решать - решить, писать - написать, вести - привести.
Некоторые глаголы не имеют парных видовых форм. Например: заискивать, преобладать, присутствовать и другие глаголы несовершенного вида не имеют парных форм совершенного вида. Глаголы совершенного вида молвить, хлынуть, понадобиться и другие не имеют парных форм несовершенного вида.
Некоторые глаголы в зависимости от употребления имеют или значение несовершенного вида, или значение совершенного вида (двувидовые глаголы). Ср.: Каждый день наша часть атакует противника (наст, вр.- несовершенный вид) - Батальон двинется на рассвете и атакует противника (буд* вр.- совершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся, например: атаковать, арестовать, воздействовать, гарантировать, даровать, использовать, исследовать, казнить, конфисковать, миновать, молвить, наследовать, образовать, обследовать, обещать, организовать, ранить, расследовать, телеграфировать, экспортировать и др.

Еще по теме § 76. Виды глагола:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

37. Виды глагола. Современная теория видового значения. Механизм видообразования в РЯ. Видовые цепи. Образование коррелятивных видовых пар. Двувидовые глаголы.

Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, в трудах ряда ученых (Н.И. Греча, А.Х. Востокова и др.) не была четко отграничена от категории времени. А.Х. Востоков в «Русской грамматике» выделил три вида: неокончательный (несовершенный), совершенный и многократный. Кроме трех видов он выделил восемь форм времени. Разграничить категории вида и времени ему не удалось.

Г. Павский в «Филологических наблюдениях» выдвигает теорию трех степеней длительности, которая в дальнейшем была поддержана К.С. Аксаковым и Н.П. Некрасовым. «В глаголах степенями означается мера продолжительности и объем действия», - писал Г. Павский. Ценным в этой теории было толкование категории вида как категории, выражающей качественное различие в характере действия.

А.А. Потебня, восприняв теорию степеней длительности (он выделяет четыре степени длительности), идет дальше своих предшественников. Степени длительности Потебня связывает с совершенностью и несовершенностью действия, но не отождествляет их.

В работах Г.К. Ульянова, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова и других ученых была поддержана теория двух видов - совершенного и несовершенного. Большое внимание было уделено исследованию системы образования видов и определению грамматико-семантической стороны категории вида. Категория вида стала пониматься как категория, которая выражает не количественную, а качественную характеристику действия. Однако до сих пор нет единства мнений по вопросу об определении категории вида и о различии между совершенным и несовершенным видом.

Одни ученые рассматривали вид как категорию, которая обозначает распределение действия во времени (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, A.M. Пешковский), другие подчеркивали в определении вида способ протекания действия (А. Болдырев, А.А. Шахматов, В.А. Богородицкий), третьи рассматривали вид как категорию, выражающую действие в отношении к его пределу, результату (В.В. Виноградов и многие современные исследователи).

Понятие о виде. Вид – это ГК, указывающая на ограниченность/неограниченность действия. Предел – точка, после которой действие не развивается (Маслов, Виноградов). Категория вида присуща всем формам глагола. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил совершенного вида, он обозначает действие, которое завершилось достижением результата и является законченным. В этом глаголе грамматически выражено указание на предел, границу действия, поэтому действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность. Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т.п.). Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).

Среди глаголов несовершенного вида и совершенного вида широко представлены как их подвиды глаголы многократные (несовершенного вида) и однократные (совершенного вида). Многократные глаголы обозначают длительность, повторяемость или многократность действия: пошатывать, покачивать и т.п.; однократные - однократность и мгновенность действия: отпрыгнуть, выплеснуть и т.п.

В группе глаголов несовершенного вида выделяются глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы: а) некратные глаголы, обозначающие движение единичное, совершающееся в одном определенном направлении: бежать, брести, вести, везти, гнать, ехать, идти, катить, лезть, лететь, нести, плыть, ползти, тащить ; б) кратные глаголы, обозначающие движение или непрерывное, но разнонаправленное, или однонаправленное, но прерывистое: бегать, бродить, водить, возить, гонять, ездить, ходить, катать, лазить, летать, носить, плавать.

Основные грамматические различия видов касаются значений и форм времени:

1) глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени; у глаголов совершенного вида формы настоящего времени отсутствуют;

2) у глаголов несовершенного вида будущее время - сложное (буду делать ), а у глаголов совершенного вида - простое (сделаю );

3) глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего времени действительные и страдательные, у глаголов совершенного вида эти причастия отсутствуют;

4) деепричастие несовершенного вида чаще всего обозначает действие, одновременное с действием глагола-сказуемого, а деепричастие совершенного вида - предшествующее действие.

Видообразование. При образовании видов глагола исходной формой, за немногими исключениями, является глагол со значением несовершенного вида. Видообразование глаголов осуществляется по строгим законам.

Процесс образования глагола СВ от глагола НВ – перфективация. Наоборот – имперфективация. В процесс видообразования глаголов происходит формирование видовых цепей (сумма последовательных бинарных оппозиций глаголов НВ и СВ, образованных от одного исходного глагола). Классическая полная ВЦ состоит из 4х звеньев: НВ – СВ – НВ – СВ.

1ое звено – исходной формой служит бесприставочный глагол НВ, если такой есть в языке. Большинство бесприставочных глаголов – НВ (исключение: дать, деть, лечь, сесть, встать, купить).

2ое звено – глагол СВ, образованный от 1го звена одним из способов (префиксальным – красить – выкрасить; суффиксальным – толкать - толкнуть; меной суффикса а на и – решать – решить; пре6фиксально-суффиксальный или префиксально-постфиксальный – пить – напиться; некоторые образуются супплетивно – говорить - сказать). Так же ко 2ому звену относятся все глаголы СВ с непроизводной основой (купить, лечь, сесть, дать).

3е звено – глаголы вторичного НВ, образованные от глаголов СВ (присоединением суффиксов ыва/ива – переписать – переписывать (кроме ыва со значением вторичного НВ существует омоним со значением давно прошедшего многократного действия – сидел – сиживал – нет видообразования); присоединением суффикса а/я – увлечь – увлекать; переносом ударения – отсЫпать – отсыпАть; при помощи суффикса Ева – продлить – продлевать; разными способами от бесприставочных – сесть - садиться).

4ое звено – от приставочных глаголов НВ 3го звена при помощи вторичного префикса. Обычно используются приставки на – полнота, чрезмерность действия; по – охват действием многих объектов. Образование видовой пары между 3м и 4м звеном невозможно, т.к. приставка всегда вносит деривационное значение (выдергивать - повыдергивать).

Полная видовая цепь состоит из 4х звеньев: красить – раскрасить – раскрашивать – пораскрашивать. Однако не всегда заполняются все уровни этой системы в РЯ, они остаются незаполненными по разным причинам, главная – невостребованность говорящими. Глаголы 4го звена чрезмерно конкретизируют действие, поэтому чаще употребляются в разговорной, диалектной речи и просторечии. Иногда ВЦ начинается со 2го звена, т.к. 1ое выпало (обязать - обязывать). Если в первом и втором звене приставка носит только видовое значение, то 3е звено не образуется. В ВЦ видообразование переплетается со словообразованием (кричать – крикнуть – вскрикнуть – ВЦ прерывается – чистое словообразование). Более всего коррелятивных отношений между парами 2го и 3го звеньев – суффиксы более всего грамматикализованы, но имеются случаи, когда осложняется ЛЗ (взмахнуть - взмахивать). Категория вида отличается почти полным отсутствием чисто грамматических средств.

Видовые пары глаголов. При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата: а) присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь - перелететь, взлететь и т.п.); б) присоединение приставки, создавая значение совершенного вида у исходного глагола, не изменяет лексическое значение глагола, вследствие этого бесприставочный (исходный) и приставочный (производный) глаголы различаются только по виду и составляют соотносительные видовые пары (ср.: слепнуть - ослепнуть, обедать - пообедать и т.п.). В последнем случае приставка теряет свое лексическое значение и превращается в грамматическое средство образования вида. Это явление наблюдается особенно часто в отношении приставок: о- (об-, обо-), по; с- (со-): ослепнуть, обрадовать, обозлить, построить, сделать; реже - за; у; на; вз-: задушить, утопить, наточить, вспотеть ; и очень редко - из; при; вы; раз-: испугать, приготовиться, вырасти, разбередить.

Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) (ср.: выкроить - выкраивать ). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а , если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить - выстраивать, накопить - накапливать ). Чередование о//а не является устойчивым, если глагол совершенного вида имеет ударение на корневом звуке [о], возможны в литературном языке образования с [а] (удваивать, устраивать, осваивать, оспаривать, задабривать, дотрагиваться, удостаивать и др.) и образования с [о] (обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опозоривать, опошливать, подытоживать, приохочивать, разрознивать, сморщиваться, узаконивать, уполномочивать, упрочивать, ускоривать ). Такие параллельные формы свойственны разным стилям литературного языка.

Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -ну(ть) (ср.: толкать - толкнуть ) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср. хвалить - похвалить, делать - сделать, робеть - оробеть и т.п.).

В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы: 1) решать - решить, украшать - украсить и т.п.; 2) выпечь - выпекать, слезть - слезать и т.п.; 3) избегать - избегнуть, привыкать - привыкнуть и т.п.; 4) набить - набивать, смыть - смывать, обозреть - обозревать и т.п.; 5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрезать - разрезать ) и 6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить - сказать (прочие см. выше).

Глаголы, не имеющие пар другого вида. К глаголам непарным несовершенного вида относятся: а) бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия: говаривал, сиживал, видывал и т.п.; б) приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва- (-ива-), -а, -е, -и заискивать, сожалеть по- и суффиксом -ыва-(-ива-) покашливать, поглядывать и др.; с приставками под-, при- и суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- и др.; с приставкой пере- и аффиксом -ся и др.

по- пораздумать, попридержать за- и по- пере-, от-, до- -ну- хлынуть, грянуть -и-: понадобиться, очутиться .

К глаголам непарным несовершенного вида относятся: а) бесприставочные глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) со значением многократности. В современном литературном языке такие глаголы употребляются исключительно в форме прошедшего времени со значением давности действия: говаривал, сиживал, видывал и т.п.; б) приставочные глаголы (книжного характера) с суффиксами -ыва- (-ива-), -а, -е, -и со значением процесса, не ограниченного достижением результата: заискивать, сожалеть и др.; в) глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-(-ива-) со значением кратного, прерывистого действия: покашливать, поглядывать и др.; с приставками под-, при- и суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- со значением сопровождающего действия: подсвистывать, подсевать, приговаривать и др.; с приставкой пере- и аффиксом -ся со значением длительности и взаимности действия: перекликаться, перестреливаться и др.

К глаголам непарным совершенного вида относятся: а) глаголы с приставкой по- , обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю; б) глаголы с приставками за- и по- со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.; в) глаголы с приставками пере-, от-, до- со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.; г) глаголы с суффиксом -ну- со значением интенсивного начала действия: хлынуть, грянуть и др. и д) некоторые глаголы с суффиксом -и-: понадобиться, очутиться .

Двувидовые глаголы. Глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида, являются двувидовыми, но в условиях контекста могут выступать со значением, свойственным одному виду. Это глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонировать и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть .

В некоторых глаголах различие видового значения связывается с определенным лексическим значением; ср.: Наро д... толпою бежал за нами (П.) (несовершенный вид) - Кто-то бежал из Москвы, и ведено всех задерживать (П.) (совершенный вид), а иногда выражается лишь в отдельных формах (ср.: родил а - совершенный вид и род и ла - несовершенный вид).