Что такое честь долг в моем понимании. Что такое честь, долг,совесть в моем понимании. написать как сочинение

Честь, долг, совесть? Что означают эти понятия для человека? Ведь это не пустые слова, за ними стоят нравственные поступки и движения человеческой души. Измеряются они тоже по - разному. Как однажды метко сказал Э. Асадов: "От кочки и до Казбека, в зависимости от человека" Но главное не в величине поступка, а в понимании того, что нравственно, а что - нет, что соответствует понятию чести, а что и рядом не может находиться.

Приведу примеры из классической литературы.

На мой взгляд, человеком, с достоинством прошедшим путь чести, совести и долга, можно назвать Петра Гринева, героя "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. С первого своего самостоятельного шага герой ведет себя в соответствии с тем, что сказал ему отец: "Береги честь смолоду". Так например, проиграв Зурину 100 рублей, Гринев, поссорившись с Савельичем, возвращает долг, потому что понимает, что офицер - это человек долга и чести. Но это стало для него уроком.

Вспомним сцену бурана в степи. Провожатому, который фактически спас их, Петр дарит заячий тулупчик. Опять Савельич протестует Но Гринев стоит на своем. А ведь великодушный Пушкин наградит героя впоследствии за щедрость. Пугачев отпустит их с Савельичем, потому что тоже, как ни странно, поступит как человек чести и совести. Причудливо могут проявиться честь и совесть в человеке.

Но вернемся к Гриневу. Он продолжит идти путем чести. И достигнет вершин в своем восхождении: он не изменит присяге и государыне, он не изменит любимой девушке, он останется верен завету отца. Именно поэтому его помилует императрица, поэтому он станет жить счастливой семейной жизнью, именно поэтому Гринев - образец для подражания молодым людям.

Ещё одним примером человека мятущегося, ищущего и совестливого является герой "Войны и мира" Пьер Безухов. (Л. Толстой)

После разрыва с женой, после крушения прежних надежд Пьер хотел найти новую истину, новый смысл жизни. И поэтому стал масоном. Он решил облегчить жизнь своих крестьян, то есть принести пользу и добро другим людям, своим братьям. Управляющий убеждает Пьера, что это невозможно. Тогда Пьер собирается сократить объём крестьянских работ, облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. Благие намерения. Другое дело, что Пьер неопытен и доверчив. Управляющий обирает и обманывает его Трудно сказать, как сложилась бы жизнь Пьера, не взойди над Россией "комета 1812 года". Война с Наполеоном оказалась для Пьера очень важным и серьёзным испытанием. Он снаряжает на свои средства полк, сам остаётся в Москве с твёрдым намерением убить Наполеона. Его мечтам не суждено сбыться. Он попадает в плен, где встречается с солдатом из крестьян - Платоном Каратаевым. Простой и беззлобный нрав Платона, который был в своём роде философом, меняет взгляды Пьера на человека и его ценность в мире. Герой понимает, что вся его дворянская жизнь - суета и бессмыслица. что важна незапятнанная душа человека, что надо жить "ради простоты. добра и правды."Поняв это, Пьер после плена женится на Наташе (осуществив свою мечту) , вступает в тайное общество и становится декабристом. Он в этом видит своё призвание - сделать жизнь народа лучше.

Перед нами пример человека чести, долга и совести.

Я понимаю эти нравственные понятия так, как нам их показали великие Пушкин и Толстой. В литературе и жизни мы встречаемся с таким поведением, и это нас воспитывает и вдохновляет.

Вспомним Б. Окуджаву (поэта уже 20 века) . Он писал: "Совесть, благородство и достоинство - вот оно святое наше воинство".

«Повесть Толстого Детство» - Николенька плохо помнил свою мать, как и сам писатель. Проблемный вопрос: Повесть «Детство» Толстого автобиографична? Николенька до конца своей жизни запомнил случай со скатертью. Проблемный вопрос:Какие чувства присущи главному герою? Проблемный вопрос: Что запомнилось Николеньке от матери?

«Толстой Кавказский пленник урок» - «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс). Кроссворд. Всем помогает, даже своим врагам – татарам. Не принимает других людей. Чем герой занимался в плену? Внешность героя. 3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. Величие и красота Кавказа.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. 1. « Классы» 2. «Наталья Савишна» 3. «Детство». Информационные ресурсы. Чувства,поступки и духовный мир гл.героя в повести Л. Толстого « Детство». Чувства, поступки и духовный мир гл. героя в повести Л. Толстого «Детство». Мы будем изучать следующие главы.

«Акула» - Палуба. Сейчас я прочитаю рассказ. Поучимся составлять характеристику героя. Артиллерист находчивый. Кто герой данного рассказа. Основная мысль рассказа. Мы будем читать рассказ по частям. Потренируемся в чтении. Когда заметили акулу с палубы. Фитиль. Как описывают Африку. Пустыня Сахара. Смысловая часть.

««Кавказский пленник» 5 класс» - Кавказский пленник. Жилин и Костылин во время побега. За что зауважали татары Жилина. Деятельность. Черты характера положительного героя. Жилин и Костылин в плену. За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным. Цель урока. Слова, детали, характеризующие героев. Каким я должен быть, чтобы меня уважали.

«Толстой Юность» - «Верьте себе…»(обращение писателя к юношеству). Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В чём прелесть и важность для человека времени юности? Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия.

Все мы ежедневно слышим эти слова – долг, честь, совесть. «Совесть не позволяет», «долг обязывает», «честь имею» - можно привести множество примеров из повседневной жизни. Но часто бывает так, что входя в привычный обиход, слова эти теряют свою ценность. Люди уже не придают им должного значения, не задумываются над их смыслом. Так что же такое в действительности «долг», «честь» и «совесть» и каково их настоящие значение для человека?

«Долг – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.» Так гласит словарь. Вообще, понятия совесть, честь и долг тесно связаны друг с другом. Моральные качества и принципы человека порождают чувство ответственности за свои поступки и, следовательно, обязательства их выполнения.

Значение чести, долга и совести часто рассматривались многими классиками русской литературы. Ярким примером может служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», через которую красной нитью проходят понятия чести и долга перед обществом, близкими, собой. Почти все ключевые персонажи произведения наделены стойкостью духа, принципиальность. У каждого из них свое понимание чести и долга, но всем им совесть одинаково не позволяет отступиться от своих принципов.

В качестве примера можно также привести произведение Л.Н.Толстого «После бала». Главный герой рассказа после увиденного им жестокого наказания провинившегося солдата решает не поступать на службу. Он понимает, что это неизбежная часть армейской жизни и поэтому, будучи человеком чести, отказывается от военной карьеры. Но с другой стороны, наказать провинившегося татарина – долг полковника. Честь воинского начальника николаевской выправки не позволяет ему простить побег так же, как и совесть не позволяет Ивану Васильевичу терпеть такое издевательство над людьми, видеть это своими глазами, участвовать в нем. В своем произведении Л.Н.Толстой показывает, какие разные принципы и чувства долга могут быть у людей и как это может на них сказываться.

Многие думают, что слова «долг», «честь» и «совесть» остались в прошлом вместе с романтичным авантюризмом XVIII-XIX веков и уже забыты современным поколением, но это неверное суждение. Не так давно, в 2008 году, в небольшом подмосковном городке был убит восьмилетний мальчик, хотя, по-моему мнению, погиб он настоящим мужчиной. Женя Табаков вместе со своей двенадцатилетней сестрой были дома одни, когда в дверь позвонил мужчина и представился почтальоном. Дети впустили злоумышленника и тот, войдя в квартиру, сразу же выхватил нож, начал угрожать и потребовал показать, где находятся деньги и драгоценности. Не получив ответа, мужчина набросился на девочку. Тогда Женя взял на кухне нож и нанес удар насильнику, после чего был сам убит. Преступник бежал, но был быстро пойман по кровавому следу. Этот поступок по праву можно считать поступком чести. Для такого подвига необходимы огромное мужество и поистине сильное чувство долга, далеко не все взрослые люди способны на такое.

Конечно, сейчас чувства чести, долга и совести выражаются людьми не так ярко. В наши дни мало кто способен, например, погибнуть за свои идеалы на дуэли. Но это не значит, что в современном мире не осталось места для честных, совестных поступков. Сегодня человек все еще помнит о своем долге перед обществом, близкими и, в первую очередь, перед собой.

О чести и долге любят говорить накануне больших фундаментальных праздников и в преддверии каких-либо изменений. Наверное, так надо, ибо это соответствует закону политологии и правилам социологии. Нам говорят – мы внимательно слушаем и вроде бы соглашаемся, вроде бы понимаем. Но как на самом деле определяется понятие чести? Чем измеряется долг человека и перед кем? Какой должна быть совесть? Уверена, ответы на эти вопросы нам не дадут те, кто болтает о высоких материях с больших трибун перед внемлющей аудиторией. Чтобы понять эти константы необходимо идти с людьми один на один – чувствовать человека, понимает его необходимость.

Вопрос о чести, долге и совести размыт и остался без ответа и чтобы получить ответ я иду по улицам своего города. Я иду на одну из старейших улиц расположенных возле старого тенистого парка. Я знаю, зачем я туда иду.

Много лет эта длинная улица носила название Парковая. Она тянется через весь город – с одной ее стороны городской парк с другой простая городская дорога, по которой проезжают машины и троллейбусы. Теперь эта улица называется Литвинова. Местные называют ее и улица Парковая и улица Литвинова – и так и так будет правильно.

Два десятка лет тому назад страна проходила через пертурбацию смысла жизни, ценностей и личностных ориентиров. В городе правили бал бандитские группировки. В городе поселился страх и беспомощность: все продавалось и покупалось. В том числе и честь вкупе с совестью. Доверять было некому помощи просить не у кого.

В одну из июльских ночей город проснулся от сильного звука стрельбы. Причина была неясна, но стало еще страшней. А потом по городу и району пошли аресты бандитов, и убийц – город стал очищаться и возвращаться к жизни.

Но сначала через три дня после стрельбы город прощался со своим героем. Молодой лейтенант Слава Литвинов встал на защиту родного города от бандитской нечестии . Он не променял свою честь и совесть на бандитские деньги и выполнил свой долг до конца. Молодой мальчишка показал всем пример совести и чести и поднял остальных в атаку на защиту города. Он погиб. Но успел ранить одного и убить другого бандита. Он жил на улице Парковой. Принял бой на пересечении улиц Земнухова и Молодежная. Он выиграл бой с нечестью .

Поэтому когда хорошо сшитые пиджаки говорят о чести, совести и долге мне всегда вспоминается этот паренек.

Вот именно так выглядит честь, долг, совесть в моем понимании.

Если вам понравилось сочинение на тему «Честь, долг, совесть в моем понимании», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году, то есть за несколько лет до крушения императорской России. Думаю, сто лет назад понятия о том, что такое совесть, долг и честь имели более четкие границы, чем сейчас.

Главный герой рассказа, Иван Васильевич – еще совсем молодой человек, студент, происходящий из состоятельных дворян. Его понятия о чести происходят из просвещенного дворянства, а подкрепляются еще не богатым жизненным опытом. Ему свойственно все идеализировать в силу возраста. Его понятия о чести, долге и совести еще будут меняться в течение жизни.

Второй главный герой представлен как бы на контрасте с молодым Иваном, это полковник Петр Владиславович. Это уже немолодой, но высокий, статный и крепкий человек. Он заслужил уважение и вес в обществе многолетней службой в русской армии. Даже на блестящем светском балу от него можно услышать фразу: «Надо все по закону». Уже тогда мы можем понять, что для Петра Владиславовича самое главное – честь, закон и долг перед обществом.

Когда мы видим сцену наказания беглого преступника глазами Ивана Васильевича, мы можем ужаснуться ее жестокости и бесчеловечности. Однако посмотрев на нее глазами старого полковника, можно решить, что никак иначе он поступить не мог. Если давать спуск всякому беглому преступнику, то о спокойствии и порядке в стране можно забыть. В исполнении этого наказания Петр Владиславович видит свой долг перед обществом – наказать одного преступника на виду у всех, чтобы другим неповадно было. Совесть его чиста: он выполнил то, что должен, то, что предписано законом.

На основе этого рассказа я сделала такой вывод: понятия о чести, долге и совести у каждого человека разные, они воспитываются средой, в которой он живет. Сам же человек должен стараться выполнять свой долг перед обществом, следуя за своей совестью.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
  • Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? - -
  • Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - -
  • Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - -