Что поляки ненавидят русских. Почему поляки ненавидят россию и русских

Американская компания Pew Research Center опубликовала результаты своих последних исследований, в которых она изучала отношение к России в разных странах. В опросах участвовали 45 000 человек из 40 государств, в том числе Польши. О своем негативном отношении к России заявили 80% наших соотечественников, лишь 15% продолжают относиться к нашему восточному соседу с симпатией.

Число русофобов среди поляков возрастает по мере того, как все более напряженной становится геополитическая обстановка. По данным Центра исследований общественного мнения (CBOS), в 1993 году их было 56%, год назад — примерно столько же, 54%, а сейчас их стало на 30% больше. Почему так произошло?

Нападение на Украину, захват Крыма, а также страх перед атакой со стороны России: вот основные причины перемен в общественных настроениях. «Отношения с Москвой стали для Польши вызовом», — подчеркивает в беседе с Wirtualna Polska профессор Эдвард Халижак (Edward Haliżak), специалист по международным отношениям из Варшавского университета. «У польской неприязни к России есть две причины. Первая — это события истории, все те поражения, которые наносила нам много веков Россия. То, что мы были под ее владычеством и много лет боролись с экономическим отставанием. Поляки это прекрасно помнят, и убежденность в вине россиян с течением времени лишь укрепляется, — говорит профессор Хенрик Доманьский (Henryk Domański) из Польской академии наук. — Кроме того поляки продолжают считать, что наш сосед находится на другом, более низком культурном уровне».

«Сейчас в Польше, действительно, преобладают антипутинские настроения. Это в значительной мере переносится на негативное отношение к государству и, в меньшей степени, к российскому населению. Этот подход проистекает из того факта, что российское общество в основном поддерживает действия президента Путина, особенно в контексте соперничества с Западом. Если бы россияне относились к нему критично или хотя бы нейтрально, то настроения поляков были бы другими», — полагает сотрудник Института международных отношений варшавского университета Мачей Рась (Maciej Raś).

«Отношения с Россией следует оставить на уровне свободного дрейфа. Польша от России ничего получить не может, там для нас ничего нет», — резюмирует Эдвард Халижак.

Не только поляки

Вопрос об отношении к державе Путина задавался не только полякам, но и, в частности, австралийцам, американцам, немцам, украинцам и японцам. Не испытывают уважения к России соответственно 62, 67, 70, 72 и 73% из них. Почему? «Помимо нескольких полезных ископаемых России нечего предложить», — говорит профессор Халижак.

С равной неприязнью относятся в мире к России помимо поляков только иорданцы: 80% из них говорят о негативном отношении к восточной державе, хотя в симпатии к ней признается чуть больше респондентов, чем в Польше — 18%. Американские эксперты из Pew Research Center полагают, что низкий уровень симпатий к России в этой стране связан с российской поддержкой режима Башара Асада: это вызвало массовый наплыв в Иорданию иммигрантов.

Хотя половина мира и почти вся Европа не любит Россию, 30% опрошенных не видят ничего дурного в той политике, которую проводит путинская держава. Больше всего сторонников России обнаружилось во Вьетнаме (75%), Гане (56%) и Китае (51%).

Не только Россия

Мир не любит не только Россию, но и самого Владимира Путина. И его даже сильнее. Российского президента критикуют три четверти государств, в основном с европейского и североамериканского континента. Здесь первое место занимают испанцы: 92% из них считают политику Путина неверной. О негативном отношении к президенту России заявили также 87% поляков. Путин не может рассчитывать на поддержку французов (его критикует 85% респондентов) и украинцев (84%).

Почему поляки не любят Путина? «По нескольким причинам. В первую очередь потому, что Путин перевел Россию на курс, который сильно отличается от западной модели развития как во внутреннем аспекте, так и в сфере международной политики. Речь о вездесущей в России коррупции, иной экономической модели. Кроме того Путин отчетливо дает понять, что Россия будет воплощать в жизнь свои интересы даже в противостоянии Западу, в том числе Польше, — говорит Мачей Рась. — В прошлом поляки тоже негативно относились к лидерам России и СССР. Так было при царях, при генеральных секретарях партии, так осталось при Путине».

О своих симпатиях к российскому президенту говорят между тем 70% вьетнамцев, а также большинство жителей включенных в опрос африканских государств. Однако американские эксперты подчеркивают, что такое мнение связано в основном с отсутствием четкого мнения и информации на тему политики российского президента, а не с реальной поддержкой.

Такие голоса остаются тем не менее в меньшинстве. Как подчеркивает в беседе с Wirtualna Polska Мачей Рась, люди часто видят в президенте России угрозу для всей западной цивилизации. «Путина считают не только недемократическим руководителем, деспотом, тираном, агрессором на Украине, но также источником конфликта, угрозой западному миру. Кем-то, кто впитал неприязнь к Западу с молоком матери, и сделал из этой неприязни суть российских действий на международной арене», — указывает эксперт.

Поляки не доверяют русским. Можно даже сказать, недолюбливают. Для поляков русские стали выражением рока, немилости судьбы. В польской истории Провидением была отведена России роль черной дыры, которая поглотила «Большой взрыв Речи Посполитой».

Русская темная материя

В начале у поляков (в компании с литовцами) все шло хорошо. Да так хорошо, что к XVI веку в Восточной Европе они вошли в образ, близкий к современному образу США. Время от времени «хранители христианских ценностей» организовывали «гуманитарные» операции в варварской Московии, чтобы «цивилизовать» деспотичную европейскую окраину. Водили вереницы царей, даже посидели в Кремле в Смуту, но справедливости так и не добились.

Всякий раз благородная шляхта нащупывала черную дыру в виде «сусаниных» и «исуповских болот», пока не открыли дверь в мир хаоса и не разбудили «русскую тёмную материю».

А потом пружина разжалась. Страсть Петра I и Екатерины II «цивилизовать», «европизировать» Россию ударила по бывшим «цивилизаторам». Жирный крест (Андреевский) на мечте о Великой Польше был поставлен в 1813, когда русская армия, догоняя отступавших французов, оккупировала придуманное Наполеоном Великое герцогство Варшавское, которое через пару лет станет частью Империи под уничижительным артикулом «Царство Польское».

«Царство Польское»

Присоединившись по итогам Отечественной войны 1812 года к России «Царство Польское» (с 1887 года – «Привислинский край») имело двоякое положение. С одной стороны, после раздела Речи Посполитой это хоть и было совершенно новое геополитическое образование, но все еще сохраняющее связь в этнокультурном и религиозном планах со своей предшественницей.

А с другой – здесь росло национальное самосознание и пробивались ростки государственности, что не могло не повлиять на взаимоотношения поляков и центральной власти.
После присоединения к Российской империи в «Царстве Польском», несомненно, ожидали перемен. Перемены были, но воспринимались не всегда однозначно. За время вхождения Польши в состав России сменилось пять императоров, и у каждого был свой взгляд на самую западную российскую губернию.

Если Александр I слыл «полонофилом», то Николай I в отношении Польши выстраивал политику куда более трезвую и жесткую. Впрочем, ему не откажешь в стремлении, по выражению самого императора, «быть столь же хорошим поляком, как и хорошим русским».

Российская историография в целом позитивно оценивает итоги столетнего вхождения Польши в состав империи. Возможно, именно взвешенная политика России по отношению к западному соседу помогла создать уникальную ситуацию, при которой Польша, не являясь самостоятельной территорией, на протяжении ста лет сохраняла государственную и национальную идентичность.

Надежды и разочарования

Одной из первых мер, введенных российским правительством, была отмена «кодекса Наполеона» и замена его польским кодексом, который в числе прочих мер наделял крестьян землей и предполагал улучшение финансового положения малоимущих. Польский сейм новый законопроект принял, однако отказался запрещать предоставляющий свободы гражданский брак.

В этом отчетливо обозначились ориентиры поляков на западные ценности. Пример брать было с кого. Так в Великом княжестве Финляндском уже к моменту вхождения Польского царства в состав России было отменено крепостное право. Просвещенная и либеральная Европа была Польше ближе, чем «крестьянская» Россия.

«Николаевская реакция»

После «александровских свобод» пришло время «николаевской реакции». В Польской губернии почти все делопроизводство переводится на русский язык, или на французский для тех, кто не владел русским. Конфискованные имения жалуются лицам русского происхождения, также русскими замещаются все высшие должностные посты.

Николай I в 1835 году посетивший с визитом Варшаву чувствует назревающий в польском обществе протест, а поэтому запрещает депутации выразить верноподданнические чувства, «дабы предохранить их ото лжи».
Тон выступления императора ударяет своей бескомпромиссностью: «Мне нужны деяния, а не слова. Если вы будете упорствовать в своих мечтаниях о национальной обособленности, о независимости Польши и тому подобных фантазиях, вы навлечёте на себя величайшее несчастие... Говорю вам, что при малейшем волнении я прикажу стрелять в город, обращу Варшаву в развалины и, конечно, не отстрою ее».

Польский бунт

Идея национальной обособленности, вплоть до восстановления Речи Посполитой в ее прежних пределах охватывала все более широкие слои масс. Разгонной силой протеста выступало студенчество, которое поддержали рабочие, солдаты, а также разночинные слои польского общества. Позднее к освободительному движению примкнула часть помещиков и дворян.

Основные пункты требований, предъявляемых повстанцами, это аграрные реформы, демократизация общества и в конечном итоге независимость Польши.
Но для российского государства это был опасный вызов. На польские восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов российское правительство отвечает резко и жестко. Подавление бунтов оказалось кровопролитным, однако чрезмерной жесткости, о которой писали советские историки, не было. Бунтовщиков предпочитали отсылать в отдаленные российские губернии.

Восстания вынудили правительство принять ряд контрмер. В 1832 году был ликвидирован польский сейм и расформирована польская армия. В 1864 году были введены ограничения на использование польского языка и передвижение мужского населения. В меньшей степени итоги восстаний коснулись местной бюрократии, хотя среди революционеров были дети крупных чиновников. Период после 1864 года отмечен усилением в польском обществе «русофобии». Нужно отметить, что в целом Польская губерния имела больше привилегий, чем другие регионы империи. Так, в 1907 году на заседании Государственной Думы 3-го созыва было озвучено, что в различных российских губерниях налогообложение доходит до 1,26%, а в крупнейших промышленных центрах Польши – Варшаве и Лодзи оно не превышает 1,04%.

В конце XIX столетия Россия вступила на путь индустриализации, подкрепленной солидными западными инвестициями. Дивиденды от этого имели и польские чиновники, участвуя в железнодорожных перевозках между Россией и Германией. Как следствие – появление огромного количества банков в крупных польских городах.

Трагичный для России 1917 год завершил историю «русской Польши», дав полякам возможность становления собственной государственности. То, что обещал Николай II – свершилось. Польша обрела свободу, однако столь желаемой императором унии с Россией так и не получилось.

Отношения между двумя народами, особенно если у них есть какая-то общая история – тема всегда скользкая и не лишенная определенного количества стереотипов. В полной мере это утверждение относится к взаимоотношениям между поляками и русскими. Поставим вопрос даже более категорично: почему поляки ненавидят русских?

Конечно, можно поспорить с этим утверждением, приводя примеры сотрудничества между представителями двух славянских народов, взаимопомощи и поддержки. Однако события последних лет убеждают, что некое напряжение между Польшей и Россией все-таки существует и со временем не ослабевает, а порой и серьезно усиливается.

Давайте остановим свой взгляд на взаимоотношениях между двумя народами и попытаемся выделить конкретные причины неприятия представителей русского мира среди поляков.

География

Соседние страны практически никогда не имеют хороших отношений – этот тезис можно подтвердить примерами целого ряда европейских государств, которые в лучшем случае сдержанно терпят друг друга.

Англичане не переносят французов, французы не любят испанцев. Обидные прозвища, высмеивание традиций и внешнего вида – все это есть в отношениях между народами, которые исторически проживают рядом.

Особо сильное неприятие возникает в том случае, если страны еще и являются непосредственными конкурентами за что-либо, будь то морское владычество, торговлю или протекторат над всей Восточной Европой, как это было в случае с Российской Империей и Речью Посполитой, в состав которой входило Польское королевство и Литовское княжество.

Религия

Важным элементом жизни любого народа является религия, которая является своеобразным маркером, позволяющим четко проводить линию «свой – чужой». Давайте посмотрим, как обстоят дела с этой частью общественной жизни в Польше и в России.

Немного статистики:

  • Согласно опросам, больше 86 процентов поляков относят себя к римско-католической деноминации.
  • В России около 75 процентов населения относит себя к православию.

С точки зрения религии, русские для поляков являются инославными; еще не еретики, но уже отклонившиеся от истинного христианского учения. В католической Европе православные долгое время и вовсе не считались христианами: так, восточные варвары, соединившие языческие верования с учением о Христе.

Кстати, образ восточных варваров, предпочитающих жить под деспотичной властью, активно культивировался и продвигался польской знатью на Западе, которая представляла свою страну неким буфером между просвещенной Европой и дикой Азией. Это клише прекрасно сохранилось в народном сознании, а последующие поколения западных славян впитывали его уже с рождения.

История

Изучив географические и религиозные аспекты взаимоотношений русских и поляков, можно переходить к историческим причинам нелюбви двух славянских народов.

Выше уже были задеты отношения между Российской империей и Речью Посполитой – двумя крупнейшими странами Евразии. Естественно, такое соседство не устраивало российских правителей, поэтому они всячески старались влиять на дела польского государства, не давая ему набирать силу.

Конечно, не только влияние Российской империи стало причиной распада польско-литовской империи. Но факт есть факт: в период с 1772 по 1795 гг. произошли три раздела Речи Посполитой, в результате которых польские и литовские территории отошли Прусскому королевству, Российской империи и Австрийской монархии.

Взаимоотношения в XX веке

Если события века XVIII еще можно было как-то забыть и со временем сгладить, то история XX века творилась совсем недавно и оказалась тоже «богата» на российско-польские конфликты.

Началось всё с советско-польской войны (польско-большевистская война в официальной польской историографии) 1919-1921 гг. Молодое советское государство в условиях страшной гражданской войны пыталось очертить границы нового государства. Руководство же Польши во главе с Юзефом Пилсудским предприняло попытку восстановить исторические границы Речи Посполитой, желая вернуть в свое распоряжение Белоруссию, Украину, Литву и еще целый ряд областей.

В результате этого вооруженного конфликта ни одна из сторон не достигла своих целей. Польша не смогла полностью вернуть утраченные в XVIII веке земли, но и не стала «красной», как этого желало советское руководство. Между странами был подписан мирный договор, но отношения между народами стали еще более напряженными.

Сюда же стоит добавить раздел Польши между Германией и Советским Союзом в 1939 году. Согласно официальной польской историографии, действия Красной Армии нужно интерпретировать как агрессию против Польши.

Одной из самых болезненных точек в российско-польских отношениях является Катынский расстрел. Число 4421 (количество убитых в Катынском лесу) знает каждый поляк. Несмотря на то, что официальные российские лица в 2010 году признали эту страшную трагедию преступлением сталинского режима, подавляющее число россиян, согласно опросам, считают разговоры о Катынском расстреле неактуальными. Эта позиция серьезно задевает чувства поляков и усиливает их неприятие русского мира.

Все описанные события оставили глубокий след в генетической памяти поляков. Уже давно нет на этом свете виновников многих трагедий, Советский Союз исчез с политической карты, а Россия выбрала другой путь развития, но нелюбовь между народами сохраняется и выливается в новые столкновения.

Я всегда восхищался Збигневым Бжезинским. Он был голова! В отличие от наших зависимых и независимых политологов, он играл и выигрывал на разных шахматных досках. Он был наиболее успешным противником имперской государственности России во всех ее видах. Великолепно знал ее политический скелет: не кожу, не мясо, а именно скелет, на котором время от времени сменяется и мясо, и кожа, но суть от этого не меняется.

Россия множество раз бросалась на поляков с криками о славянской любви. На самом деле она не отпускала поляков от себя не потому что любила, а потому что хотела за их счет приблизится к сердцевине Европы со своими специальными имперскими чувствами. Ради всасывания Польши в себя Россия готова была на все что угодно, вплоть до Катыни.

Ненависть Польши к России была избирательной — антиимперской.

Россия отвечала ненавистью на ненависть поляков: потоком вранья, вплоть до утверждений, что Польша развязала вторую мировую войну.

Советская армия освободила не государство Польшу, но принадлежавшую когда-то империи территорию и укрепилась здесь как создатель и повелитель искусственного режима. В этом отличие освобождения Франции союзниками.

Деловито, без пены на губах, он определял слабости советского режима и бил по ним с прицельной точностью

Какая-то часть польской интеллигенции поверила Сталину на очень короткий срок. Все-таки какая-никакая Польша вновь появилась на карте. Но скоро выяснилось: появился политический урод.

Бжезинский жил вдалеке от такого урода. Он занимал многие годы крупные должности в американской администрации и различных международных комиссиях. Деловито, без пены на губах, он определял слабости советского режима и бил по ним с прицельной точностью. Это не были абстрактные сражения. Бжезинский видел оппонента как агрессивную, часто бездарную и бестолковую власть, настоянную на бюрократии, коррупции, перекрестном страхе, незнании международные реалий.

Это он создал «третью корзину» хельсинских договоренностей 1975 года, корзину прав человека, в которую провалилась советская власть, сломав себе шею на борьбе с инакомыслием.

Это он подтолкнул СССР к смертельной войне в Афганистане, аналогу, по его мнению, Вьетнамской войны для Америки.

Это он способствовал развитию гонки вооружений, которую не смог выдержать СССР, проиграв холодную войну.

Это он критиковал страны Запада, не сообразившие, что крушение СССР вызовет реваншистские настроения, которые породят мем о крупнейшей катастрофе ХХ века: смерти СССР. Здесь его, правда, никто не послушал, решив, что история уже кончилась и тоталитаризм окончательно уничтожен. Зато, когда Запад спохватился, он способствовал продвижению НАТО на восток, которое фактически выбросило Россию из Европы.

Бжезинский считал марксизм идеологией будущего, случайно попавшей в руки политическому дельцу от коммунистической утопии Владимиру Ленину

Но вот парадокс! Критикуя советскую Россию, Бжезинский отдавал должное марксизму. Он знал его глубже советских философов, которые превратили Маркса в догму. Бжезинский фактически считал марксизм идеологией будущего, случайно попавшей в руки политическому дельцу от коммунистической утопии Владимиру Ленину. В любом случае, он считал марксизм отличным инструментом экономического и философского анализа. В центре политической жизни Америки находился подлинный марксист!

История отношений поляков к России полна парадоксов. Вот, например, первый чекист, поляк Дзержинский. В России до сих пор есть много его любителей, особенно среди коллег-силовиков. Почему бы не поставить Дзержинскому памятник? Но если присмотреться к деятельности Дзержинского, то он окажется наиболее радикальным разрушителем основ России. Большевик-интернационалист, он презирал российские ценности.

По сравнению с Дзержинским Збигнев Бжезинский просто страстный почитатель России!

Обобщите идеи Бжезинского, и вы увидите, что они скорее перекликаются с политическими мечтаниями русской культуры, нежели опровергают их. Русская культура в большинстве случаев сочувствовала бунту поляков против России. Порой случались недоразумения, когда Россия воспринималась (или должна была восприниматься?) как страна, а не источник тоталитарных ценностей (случай Пушкина). Но вектор антиимперской критики был чаще всего общим и бескомпромиссным. Всё кончилось, правда, как всегда скверно: интеллигенция так возненавидела имперский режим, что перегнула палку и породила большевиков, переродившихся в суперимперских сталинистов.

Бжезинский верил в нас, жителей России, чаще больше, чем мы — сами в себя. И знал нас чаще лучше, чем мы себя

Польская мысль, судя по позиции Бжезинского, разрубает Россию пополам. Она ненавидит режим, который навязывает ей свои ценности вплоть до полного уничтожения польской самоидентичности. Но она питается творческими откровениями русской культуры и обогащается ею для борьбы с русской империей.

Бжезинский считал, что выход России из исторического кризиса невозможен без сближения с демократическими системами Европы. Это отнюдь не означает потерю самостоятельности русской ментальности. Это встреча со своей собственной, окрепшей и гибнущей, и снова возрождающейся независимой идеологией России, которая оказалась пока что неспособной проявиться в долгосрочной каждодневной политике. Да и в оппозиции эта идеология разорвана на куски во внутренних спорах и взаимных обвинениях.

Короче, Бжезинский верил в нас, жителей России, чаще больше, чем мы — сами в себя. И знал нас чаще лучше, чем мы себя. Почему? Да потому что аналитическое мышление с самого начала его деятельности было безупречно. Поляк, родившийся в дипломатической семье не то в Харькове, не то в Варшаве, получивший образование в Канаде и США, Бжезинский показал, что Россию можно понять умом, а вот бестолковщиной ее не понять.

Он умер, не дождавшись восстановления отношений Европы и России. Возможно, он был излишним оптимистом, и это восстановление не наступит никогда. В тех формах и границах, которые существуют сегодня. Враг-оптимист, это особое польское звание.

Вместе с Иоанном Павлом Вторым, Чеславом Милошем, Анджеем Вайдой, другими блестящими мыслителями Бжезинский вытащил Польшу из могилы советского псевдосоциализма

Бжезинский, конечно, не был одиночной в своем уважении к русской культуре и ненависти к империи. Он принадлежал к той польской плеяде разумных критиков восточного соседа, которые способствовали разгрому имперских ценностей, а вместе с ними и политического режима. Вместе с Иоанном Павлом Вторым, а также поэтом Чеславом Милошем, режиссером Анджеем Вайдой, философом Лешеком Колаковским (этих трех творцов я знал и любил), другими блестящими мыслителями Бжезинский вытащил Польшу из могилы советского псевдосоциализма.

Польша ушла навсегда на Запад. А кремлевская Россия ушла в себя. И стонет от счастья. От этого странного тюремного счастья.

Пётр Пентак

Почему русские ненавидят поляков?


Ответ на заглавный вопрос – я знаю, что он вызовет усмешки у наших профессиональных «эндеков» - знает каждый ребёнок, умеющий считать до трёх: потому что в XX веке, когда советская мутация России завоёвывала мир, Польша дважды бросала её на колени, победила один раз военно, другой раз идейно, приведя в итоге к распаду СССР и началу конца этого монгольского ублюдка, переодетого европейцем.

Мы можем писать о дружбе с русским народом, можем разделять русский народ на враждебную элиту и доброе простонародье, которое нас любит, но эти бредни воспринимаются заинтересованными со смехом. Русские никогда не простят нам 1920 года и 1980-1981 годов. Под Варшавой Польская Армия, пронизанная патриотизмом и радостью от возвращённой Независимости, разбила в пух и прах дикие орды, вооружённые универсальной идеей социализма.

Это изумление и это унижение русских революционеров можно увидеть в брошюрке Тухачевского (опубликованной в Х томе полного собрания сочинений Ю. Пилсудского – вместе с полемикой Начальника Государства), анализирующего ошибки, которые совершила Красная Армия под Варшавой в 1920 году. Никогда этого унижения, которое Польша заставила испытать Россию в 1920 году, русские нам не простят.


Я подозреваю, что убийство Сталиным польских коммунистов в 1937 году было местью Польше, потому что, убивая А. Варского, Веру Костшеву и их друзей, Сталина убивал дух «Польши», о котором старые революционеры не могли забыть. Что знает Путин о 1920 годе? Знает, что Россия была побеждена Польшей. Каким чудом, по какому праву?

Вторая польская победа была ещё более эффектной, вот польские рабочие в ходе мирной революции разбивают в пух и прах аппарат коммунистического государства, который десятки лет убивал, пытал, шпионил за польским обществом и целью которого было привести к абсолютной нравственной дезинтеграции. В августе 1980 года польскими рабочими были уничтожены идейные принципы коммунизма.

Это победа, которая унизила русских и их элиту ещё более, чем 1920 год.

Как же так – дух сильнее материи?

Как же так, тысячи наших танков и ракет ни на что не годятся, это только куча ржавого металлолома?

Piotr Piętak

Dlaczego Rosjanie nienawidzą Polaków?

=======

P.S. Все фото к статье не имеют никакого отношения..

Просто лично я пофантазировал...