Что парализовало ум и волю обломова. Цитатный портрет ильи обломова. Обломов и Ольга Ильинская

Герой романа, Илья Ильич Обломов, молодой человек, не лишенный положительных качеств. Он добрый, умный, простодушный. Главным его недостатком является впитанная с молоком матери инертность и нерешительность. Его характер есть прямое следствие воспитания. С детства не приученный к труду, разбалованный мальчик, не познал радости деятельности. Идеальная жизнь, в его понимании, это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Повзрослев, он не видит смысла в работе, она приносит ему лишь чувство досады. Под смешным предлогом он увольняется с должности.

Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.

Ещё ярче бездейственность героя проявляется на контрасте с его деятельным другом Штольцем, потомственным немцем. О таких говорят, что волка ноги кормят. Хлеб насущный достается ему кропотливым трудом. В то же время он пожинает не только трудности, но, вместе с тем, прелести насыщенной действием жизни.

В романе автор задает себе вопрос о том, что же такое «обломовщина»? Это трагедия детей потомственных помещиков, привитая им с детства или исконно русская черта характера? Можно ли вырваться из порочного круга усилием воли или закончить бессмысленную для общества жизнь, так ничего и не предприняв? В чем смысл существования пораженного патологической ленью? И лишь думающий читатель поймет-автора волнует будущее державы на фоне собирательного образа его персонажа.

Написав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение. Боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.

Вариант 2

Илья Обломов – главный герой в романе «Обломов» И.А. Гончарова.

Обломову тридцать два-тридцать три года. Имел он средний рост, маленькие руки, полноватое тело и темно-серые глаза. В целом, внешность у него была приятная.

Илья потомственный дворянин. В детстве был активным и энергичным ребенком, но родители это пресекали. Его не обременяли никакими проблемами. Не давали ему ничего делать самостоятельно, даже носки надевали слуги. Обломов образованный человек по праву и судопроизводству. Сейчас он чиновник в отставке. Служил в Петербурге, но ему это надоело, и Илья ушел. Романов с женщинами у Обломова никогда не было. Они начинались, но сразу заканчивались. У него был только один близкий друг – полная противоположность Ильи – Андрей Штольц. Главный герой задумчивый и меланхоличный человек. Он часто о чем-то думает, лежа на диване. Ничего не доводит до конца: изучал английский и бросил, учился математике – тоже бросил. Учебу считает пустой тратой времени. Его развитие давно остановилось.

Сейчас у Обломова есть свое имение, но он им не занимается. Иногда за него берется Штольц и решает некоторые вопросы. Илья часто и тщательно продумывает, как можно было его улучшить, но до практики дело не доходит.

В свет он выходить не любит. Вытащить в люди удается только его другу – Андрею. Также только из-за него Обломов может прочитать пару книг, но без интереса, лениво.

Главный герой очень заботится о своем здоровье, боится заболеть. Однако большую часть своего времени он проводит дома в лежачем положении. Все дела за него делает его старый слуга – Захар. Обломов часто переедает. Он знает, что это вредно для организма, но он всю жизнь так делал и привык к этому. Его часто обследуют врачи и советуют ему полностью сменить образ жизни, чтобы чувствовать себя лучше. Но Илья только использует это как оправдание, чтобы ничего не делать, утверждая, что он болен.

Обломов имеет очень доброе сердце, способен помогать людям. Позже он женится на Агафье Пшенициной и усыновит ее детей, которых будет воспитывать на свои деньги. Она не принесет ему ничего нового, будет только дополнением в его привычном укладе жизни. Иногда Илья думает о себе таком, и его мучает совесть. Он начинает завидовать другим людям, которые имеют интересную и шикарную жизнь. Все пытается обвинить кого-то в своем образе жизни, но никого не находит.

Сочинение про Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.

На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.

Первый посетитель - Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем. Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!». Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.

После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.

Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин. Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев. Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.

Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем. Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской. Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.

Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

Вариант 4

Главному герою одноименного романа "Обломов" А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.

Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная - патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова. Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным - Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. "Как бы само собой все сделалось!" - вот его жизненное кредо.

Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали. Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар. А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать - эдакий "диванный мечтатель".

Мечты его заводят очень далеко - в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.

Да что там поместье - Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет - ему это лениво и неинтересно.

Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской. Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви - Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты. Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.

Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца. Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов - так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление "обломовщина". Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот "Обломовы".

Несколько интересных сочинений

  • Почему важно уметь прощать? Итоговое сочинение

    Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее изнутри, болезненное, ядовитое чувство, которое отравляет хорошее отношение к человеку. Данную эмоцию чаще всего можно испытать к человеку

  • Природа не напрасно разделила людей на мужчин и женщин. В результате, получились два совершенно разных существа, отличающихся как логикой, так и принципами и убеждениями. Тем не менее, эти отрицательные полюса созданы

  • Сочинение Духовные искания героев романа Война и мир Толстого

    «Война и мир» - роман-эпопея, написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863 году. В данном произведении автор затронул множество проблем, актуальность которых не угасает спустя 150 лет

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Знаменитая и даже героическая повесть знаменитого русского писателя Николая Гоголя Тарас Бульба - это уникальнейшее произведение, в котором рассказывается о знаменитом и известном народе - казаках


И. А. Гончаров в романе «Обломов» описывает жизнь и быт Ильи Ильича Обломова – типичного русского барина, живущего в Петербурге, на Гороховой улице.

Обломов – «человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности … но с отсутствием всякой определенной идеи в чертах лица». Внешность, одежда, привычки, окружающие предметы – всё говорит о том, что Илья Ильич не привык утруждать себя физически или умственно.

Его любимое занятие – лежать на диване, и это лежание «не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением: это было его нормальным состоянием». При этом сам Обломов искренне считает, что во время лежания он занимается крайне важными делами, например, неустанно вот уже несколько лет обдумывает план изменений в управлении своим имением и улучшения жизни крестьян. Илья Ильич очень не хочет перемен в своей жизни и поэтому почти ни с кем не общается и никуда неё ходит.

Однако Обломов не всегда был таким. Двенадцать лет назад он, полный надежд, прибыл из деревни Обломовки вместе со своим слугой Захаром с твердым намерением служить, участвовать в светской жизни и, ближе к зрелости. завести семью. Но всё пошло вразрез с его ожиданиями.

Служба оказалась вовсе не «семейным занятием», как он предполагал, а серьезным местом, которое надо ежедневно посещать и усердно трудится, выполняя ответственные поручения. Чиновники, работающие вместе с ним, не заботились о его спокойствии и удовольствии, а начальник не вел себя как родной отец и не спрашивал поминутно Илью Ильича о его самочувствии. Последней каплей стала отправка Обломовым нужной бумаги в Архангельск вместо Астрахани. Илья Ильич не вынес ожидания «заслуженной кары» и подал в отставку.

Светская жизнь была немногим лучше. В молодые годы Обломов «волновался, как все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал». Однако Илья Ильич никогда не был «прилежным поклонником», так как не хотел лишних хлопот. Ему не довелось испытать настолько сильных чувств, чтоб захотеть связать себя узами брака и жить семейной жизнью. «Душа его, может быть, ждала своей любви, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась».

Постепенно Обломов прекратил посещать гостей, считая это бесполезной тратой времени, и всё чаще оставался дома целые дни напролет. Ничто не могло надолго привлечь его внимание, и вскоре Илья Ильич перестал вставать с дивана, предаваясь мечтаниям и живя в созданном им мире. многие мысли приходили ему в голову, он о многом размышлял, но никто, кроме Штольца и Захара, не подозревал об этом: «все думали, что Обломов так себе, только лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего».

Большое влияние на характер Ильи Ильича оказала его жизнь в Обломовке, где каждый день был копией предыдущего и жизнь являлась «идеалом спокойствия и бездействия». Обломов был очень любопытным и бойким мальчиком, ему хотелось всё посмотреть, потрогать, попробовать, но постоянные запреты лишили его желания действовать. Наблюдая за взрослыми, ребенок быстро осознал, что можно почувствовать себя счастливым, если ничего не делать самому и, если есть кому исполнить любой твой каприз. Особенно сильно на него влияли сказки няни, в которых судьба всегда выбирала в любимчики лентяев и дарила им беспечную жизнь, где «только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».

Таким образом, Гончаров представляет нам Илью Ильича как обычного русского помещика, который «ни разу не натянул себе чулок на ноги» и «черным делом не занимался», но в то же время желает показать, что Обломов обладает чистой и бесхитростной душой, в каждом старается увидеть человека и выбрал жизнь в бездействии потому, что не желал жить, как живет светское общество.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности».

На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном».

Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них».

Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».

Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».

Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.

«Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».

Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».

Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.

«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».

Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».

Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе».

В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Илья Ильич Обломов — это главный герой известного романа И. А. Гончарова «Обломов». Роман входит в трилогию с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв». Иван Гончаров очень точно и подробно сумел описать портрет главного героя: его внешность, одежду, поведение, характер, отношение к окружающим.
Цитатный портрет Ильи Обломова представленный ниже более детально раскроет характер персонажа.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

…Конечно, вы; все дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу…

…Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью…» «…Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво…

мягкость, которая была господствующим и основным выражением.

…Без этих капризов он как то не чувствовал над собой барина.

…Ты ли это, Илья? – говорил Андрей. – А помню я тебя тоненьким, живым мальчиком…

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

…Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника, с дружеским на одной и вражеским на другой стороне лицом, друга – чем меньше веришь ему, и врага – когда уснешь доверчиво под его сладкий шепот…

…на долю Ильи Ильича тоже выпало немало мягких, бархатных, даже страстных взглядов из толпы красавиц…

Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Обломов, дворянин родом…

Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже… боязливее…

Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге.

…талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет…

…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.