Что нужно знать о фотоплёнке. Плёночная фотография. Основные виды фотоплёнки

Какую пленку выбрать?

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы - пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру» . Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры - вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.

Форматы пленок

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов: * Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24 x 36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам. * Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5 x 56 мм, 12 кадров 56 x 56 мм или 10 кадров 56 x 70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56 x 56 мм. * Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9 x 12 или 13 x 18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com .

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом - бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие - в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта - ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц - работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

Разновидности фотопленок

Какую пленку купить - цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение - Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них - Gigabitfilm - входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд - вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S - на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

Транспортировка и хранение

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки: * Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25–800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции. * Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25). * Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76. * Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400. * Rollei Retro 100 - пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель - D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

  • Fomapan 100 - чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель - Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 - дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки - некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus - еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель - D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность - 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800–12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F - известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.
  • Тема лекции: Фотография. Плёночная фотография. Фотоплёнка. Фотобумага. Негатив. Позитив.

    Плёночная фотография - фотографический способ получения статичного изображения объекта , использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах , в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса .

    В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы - фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

    Фотоплёнка - фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе) , представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы) , на который нанесена фотоэмульсия , содержащая зерна галогенидов серебра , определяющие светочувствительность , контраст и оптическое разрешение фотоплёнки . После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение . С помощью химических реакций получают видимое изображение .

    Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида , в основном фотографической желатины .

    Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала .

    Другие слои фотоплёнки:

    1) Подложка - основа фотоматериала , служащая носителем эмульсионных слоёв .

    На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы , обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков .

    Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм , а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан) , толщиной около 0.06 мм . Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения .

    2) Подслой . Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию . Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой . Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм . Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя .

    3) Противоскручивающий слой , также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки , состоит из желатины . Препятствует скручиванию плёнки при сушке . Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя .

    4) Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света . Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро) . В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

    Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром . У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки .

    Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой , наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии .


    Строение черно-белой фотопленки: 1 - основа; 2 - подслой; 3 - эмульсионный слой; 4 - противоореольный слой

    Строение цветной фотопленки: 1 - синечувствительный слой; 2 - желтый (фильтровый) слой; 3 - зеленочувствительный слой; 4 - красночувствительный слой; 5 - зеленый противоореольный слой; 6 - основа.

    Классификация

    Фотоплёнка делится на три большие группы:

    1) Негативная . На плёнке этого типа изображение инвертировано , то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива , на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати .

    2) Обращаемая , или слайдовая . Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати , изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу . Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи . Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой , однако эта разновидность не получила широкого распространения.

    3) Позитивная . Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива . Обладает низкой чувствительностью , но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью . Широко применяется в кино для создания фильмокопий , но в собственно фотографии используется редко.

    Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения , в отличие от негативной , изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса . Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали , отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя .

    В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс , когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

    Кросспроцесс или кросспроцессинг - проявка одного типа плёнки по процессу другого. Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C41) как обращаемую цветную слайдовую плёнку (процесс E6) и наоборот.

    Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной :

    1) В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей . При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответствующие светлым областям на отпечатке .

    Существует специальная монохромная плёнка , она обрабатывается по классическому цветному процессу , но формирует чёрно-белое изображение , а не цветное .

    2) Цветная плёнка использует как минимум три слоя . Окрашивающие, адсорбирующие вещества , взаимодействуя с кристаллами серебряных солей , делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией . Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои , помимо "своих" диапазонов спектра , чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой . Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра , точно так же, как у чёрно-белой плёнки . Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра) , далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования , так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями . Современные фотоплёнки , такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое .

    Размеры фотопленки

    Плёнка различается по размеру:

    Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм , неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой) .

    Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины) . Формат кадра 24×36 мм ; встречаются также форматы 18×24 мм , 24×24 мм , 24×30 мм и др.

    Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм ("средний формат") используется в профессиональной фотосъёмке . Формат кадра может быть 4,5×6 см , 6×6 см , 6×7 см , 6×8 см , и 6×9 см .

    Advanced Photo System - фотоплёнка шириной 24 мм .

    Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см , 4"×5", 13×18 см , 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата .

    Чувствительность фотоплёнки

    Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя . Измеряется в единицах ISO(ASA) , градусах DIN или ГОСТ . Бóльшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках , однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения . Иногда возможно применение push и pull обработки , когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно "задним числом" соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки .

    Плёнка специального назначения

    Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне . Плёнки , чувствительные к рентгеновскому излучению , применяются в медицине . Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки .

    Фотобумага - непрозрачный гибкий материал, предназначенный для получения позитивного фотографического изображения .

    В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий на принтере .

    Фотобумага - светочувствительный материал

    Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией .

    Фотобумагу , как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка) , используя фотоувеличитель , либо при помощи контактной печати . Под действием света в эмульсии происходят химические реакции , образуется скрытое изображение , преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).

    Эффективная чувствительность фотобумаги в десятки раз меньше фотоплёнки и составляет обычно единицы и доли единиц ГОСТ . Типичные выдержки при печати - секунды и минуты, в то время как при экспозиции фотопленки - десятые и сотые доли секунды.

    Классификация фотобумаги

    Фотобумага может быть предназначена как для цветной , так и для черно-белой фотографии .

    Типы фотопроцесса

    По отношению фотографического процесса к схеме "пленка-отпечаток" бумага делится на типы:

    1) Негативная-позитивная - большинство современных фотобумаг , на которых изображение получается при печати с негатива;

    2) Позитивная-позитивная - и пленка и бумага - позитивы , например, при печати со слайда по процессу Ilfochrome ;

    3) Позитивная-позитивная - пленка позитивная и выполняет функцию бумаги , как в процессе "Polaroid" .

    Типы подложки

    1) Баритовая (FB - англ. fiber-based) . Подложкой для такой фотобумаги служит тонкая бумага (плотность 120—135 г/м 2) , полукартон (180 г/м 2) или картон(240 г/м 2) , изготовленные при соблюдении определённых требований чистоты, отсутстивя механических включений , сернистых соединений и других. Подложку покрывают тонким слоем сульфата бария (эта процедура называется "баритаж") . Среди выпускаемых в настоящее время фотобумаг баритовыми бывают только черно-белые .

    2) Пластиковая (RC - англ. resin-coated) . Бумажный слой в такой фотобумаге заключен в два слоя полиэтилена . Она удобней в обращении, не имеет тенденции к сворачиванию во время сушки и не требует глянцевания . Выпускаются цветные и черно-белые пластиковые фотобумаги.

    3) Полиэстеровая . Этот материал в основном применяется как подложка для современный цветных фотобумаг .

    4) Калька - полупрозрачный тонкий гибкий материал, покрытый высококонтрастной светочувствительной эмульсией . Фотокалька предназначена для получения промежуточного негатива методом контактной или рефлексной печати .

    Виды эмульсии черно-белых фотобумаг:

    1) хлорсеребряная;

    2) бромсеребряные;

    3) хлоробромосеребряная.

    Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным , так и с переменным контрастом . Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги . По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности .

    Бумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати , ее контрастность регулируется светофильтрами . В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги , бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.

    Фактура поверхности

    Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная . Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки .

    Негатив (лат. negativus - отрицательный) , в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки , в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта : чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки , образованное красителями , цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение).

    В фотографии под позитивом понимают конечный продукт фотографического процесса .

    Фотографический процесс разбивается на два этапа:

    1) Негативный процесс :

    При открывании затвора фотоаппарата свет от освещённого объекта проецируется на фотоплёнку (или фотопластинку) и засвечивает определённые участки на фотоплёнке (фотопластинке) .

    Фотоплёнка (фотопластинка) проявляется , то есть подвергается химической обработке . В результате на фотоплёнке (фотопластинке) образуется негативное изображение сфотографированного объекта .

    Негативное изображение - это изображение , в котором все цвета (в цветной фотографии) или переходы белого в чёрный (в чёрно-белой фотографии) инвертированы.

    2) Позитивный процесс :

    Негативное изображение с фотоплёнки , с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света , проецируется на фотобумагу .

    На фотобумаге формируется . В чёрно-белой фотографии , под тёмными участками на негативе , через которые проходит мало света , формируются не засвеченные участки на фотобумаге и наоборот, под светлыми участками фотоплёнки , - засвеченные участки. В цветной фотографии происходит инверсия цветов . В процессе проявления фотобумаги засвеченные участки становятся тёмными, а не засвеченные - светлыми.

    На позитивном изображении (на позитиве) , полученном на фотобумаге , цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту . С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).

    В случае диафильма речь идёт о фотоплёнке , на которой формируется позитивное изображение (позитив) . С помощью диапроектора изображение с диафильма проецируется на экран . На экране формируется позитивное изображение . Тёмным участкам на диафильме соответствуют тёмные участки на экране и наоборот.

    Выбор пленки для фотоаппарата намного важнее, чем сам фотоаппарат или оптика для него. Скорее всего, в продаже вы найдете три вида пленки: цветную негативную, цветную позитивную (для слайдов) и традиционную черно-белую . У каждой пленки свое назначение, и ни одна из них не идеальна для любой ситуации; но если вы будете использовать пленку правильно, вы получите отличный результат. Существуют компромиссы при использовании любой пленки, но, обладая нужными знаниями, вы сможете подобрать пленку для ваших целей.

    Шаги

      Уясните разницу между видами пленки. Большинство людей знакомо только с цветной негативной пленкой, но два других вида тоже играют заметную роль в искусстве фотографии.

      Выберите формат пленки. Эта статья в основном написана про самый распространенный формат 35 мм. Если вы используете странный или устаревший вариант (типа 24 мм), скорее всего, вам придется снимать исключительно на цветную негативную пленку. 35 мм (и форматы крупнее) меньше ограничивают фотографа в выборе.

      Варианты обработки.

      Выберите фотографическую широту. Ошибка в замерах или плохая техника съемки приведет к передержанным или недодержанным снимкам; фотографическая широта определяет способность фотопленки правильно передавать яркость снимаемого объекта. Слайдовая пленка самая сложная для съемки, если вы хотите снимать на слайдовую пленку, вам придется потренироваться и получить определенные навыки. (Если вы не хотите получить необычные эффекты в художественных целях, не используйте такую пленку в дешевых мыльницах; съемка на такую пленку требует точных ручных настроек.) Цветная негативная пленка, обычно, довольно терпима к пере- и недоэкспозиции, на нее можно снимать почти в любых условиях с минимальной подготовкой. То же самое относится и к черно-белой пленке, кроме того, ошибки выдержки можно исправить во время проявки пленки или печати снимков.

      Выберите светочувствительность. Светочувствительность выражается индексом ISO (50, 100, 200 и так далее). Чем больше значение, тем чувствительнее пленка к свету. Как обычно, универсального решения нет, есть только компромиссное:

      Фотопленки по-разному передают цвета . Поэтому, выбирайте пленку в зависимости от целей. Например, фотопленка Velvia дает очень насыщенные цвета, и подходит для съемки пейзажей, но люди (особенно светлокожие) получаются на такую пленку ужасно. Для съемки людей лучше использовать черно-белую или менее насыщенную пленку. Но это искусство, и хорошие фотографии могут получиться и на "неправильную" пленку.

      Используя негативную цветную пленку, помните, что вы можете получить неожиданные результаты. Проявка и печать (или сканирование) вносит свои коррективы в цвета. Просто знайте, что результаты могут сильно отличаться от пленки к пленке. Слайдовая пленка в этом смысле несет меньше искажений цвета, поскольку конечное позитивное изображение получается сразу при проявке, без дополнительных ступеней.

    Содержащая зерна галогенидов серебра , определяющие светочувствительность , контраст и оптическое разрешение фотоплёнки . После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение . С помощью химических реакций получают видимое изображение.

    Фотоэмульсия

    Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида , в основном фотографической желатины .

    Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень . Она наносится на стекло , целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.

    Другие слои фотоплёнки

    Подложка

    О подложке фотопластинок и фотобумаг - см. Фотопластинка#Стекло и Фотобумага#Подложка соответственно.

    Подложка - основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.

    На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы , обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.

    Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0.06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения.

    Подслой

    Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочуствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя.

    Противоскручивающий слой

    Также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки, состоит из желатины. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя.

    Противоореольный слой

    Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добалением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

    Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.

    Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии.

    Классификация

    Фотоплёнка делится на три большие группы:

    • Негативная. На плёнке этого типа изображение инвертировано, то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива, на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати.
    • Обращаемая, или слайдовая. Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати, изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу . Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи. Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой, однако эта разновидность не получила широкого распространения.
    • Позитивная. Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива. Обладает низкой чувствительностью, но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью. Широко применяется в кино для создания фильмокопий, но в собственно фотографии используется редко.

    Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса . Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.

    В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс , когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

    Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:

    • В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей. При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответвующие светлым областям на отпечатке.

    Типоразмеры фотопленки

    Плёнка различается по размеру: Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).

    07.09.2016

    Фотопленка отличается от других фотоматериалов, таких как фотопластинки и фотобумага, тем, что светочувствительный слой нанесен на одновременно прозрачную и гибкую основу.

    Состав фотопленки

    Прозрачная и гибкая основа фотопленки представляет собой пластиковую ленту с перфорацией по краям и нанесенным на нее светочувствительным составом. На заре фото- и кинематографии материалом для нее служила нитроцеллюлоза, но впоследствии этот крайне горючий пластик был заменен на ацетат целлюлозы. На подложку наносится один или несколько слоев фотоэмульсии, содержащей серебро. Размер его частиц влияет на уровень чувствительности, контраста, зернистости и разрешения пленки.

    Процесс создания негатива и позитива из пленки

    Процесс создания черно-белого негатива включает три стадии:

    1. Экспонирование. Под действием света, попадающего на чувствительную эмульсию за время открытия затвора камеры, изменяется структура эмульсионного покрытия. Чем больше света попадает на участок, тем темнее он станет выглядеть. На пленке образуется скрытое изображение. Чтобы оно проявилось, фотопленку обрабатывают специальными реактивами.
    2. Проявка. Чтобы усилить полученное на пленке скрытое изображение, ее подвергают химической реакции. В результате, участки, на которые попал свет, становятся непрозрачными, а затемненные области остаются светлыми. Так получается негатив, то есть изображение, инвертированное по светлоте.
    3. Фиксация. Под воздействием фиксирующего состава с пленки удаляются частички серебра, не подвергшиеся облучению светом, а проявленный слой эмульсии становится нечувствительным к дальнейшему его воздействию. Негативы, прошедшие три стадии обработки считаются готовыми. Для получения позитивного изображения, операции экспонирования, проявки и фиксации повторяются в том же порядке, но воздействию на этот раз подвергается фотобумага.

    Процесс проявления фотоснимка

    Разновидности фотопленки

    Существуют два основных вида фотопленки:

    • Черно-белая,
    • Цветная.

    Черно-белая пленка также имеет монохромную разновидность. Она отличается от классической тем, что изображение получается не черным, а окрашенным в один цвет. Цветная пленка позволяет передавать весь спектр природных цветов снимаемого объекта.

    Каждый из видов подразделяется на типы:

    • Негативная,
    • Позитивная,
    • Обращаемая.

    Главной характеристикой любой пленки является ее светочувствительность. От этого показателя зависит время экспозиции при съемке и качество получаемых фотографий.

    Интересные публикации на сайте