Что делать, если аукцион не состоялся. Единственный участник электронного аукциона Торги признаны несостоявшимися единственный участник

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

    подана одна заявка;

    отсутствие заявок;

    зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

    в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся:

1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:

контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.

2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:

контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Федерального закона №44-ФЗ и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.

3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) Ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе;

б) Единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.

5. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Федерального закона N 44-ФЗ.


Раздел5 Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Бюджетные учреждения в ходе своей работы осуществляют закупки товаров или услуг через электронные открытые аукционы. Победителями таких аукционов признаются компании или частные лица, предложившие самую низкую цену за выполнение заказа.

Выбор исполнителя заказа в случае, когда аукцион не состоялся, зависит от причины отмены торгов и регулируется положениями ст. 71 закона № 44 .

Основные положения

Несостоявшимся аукцион закупок называют в том случае, если торги на понижение не были проведены. Причины отсутствия торгов могут быть следующими:

  • только один потенциальный заявил о желании участвовать в торгах;
  • среди всех поданных только одна отвечает необходимым требованиям ;
  • никто из зарегистрированных не начал торги во втором этапе конкурса;
  • никто не заявил о желании участвовать в конкурсе ;
  • ни один из участников не отвечает требованиям .

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Если закупочная комиссия признала аукцион несостоявшимся, то возможны следующие варианты:

  • заключение договора на выполнение заказа с ;
  • организация новой закупки со сниженной максимальной ценой контракта ;
  • выбор исполнителя путем .

Договор с единственным заявителем заключается в случае, если обе части поданной им заявки одобрены конкурсной комиссией.

Важно знать, что новая закупка с более низкой максимальной ценой после признания аукциона несостоявшимся может быть организована только с теми же параметрами требуемого товара, пакета услуг или работ.

Например, если предметом несостоявшейся закупки являлась поставка оргтехники для , то в условиях новой закупки для оргтехники должны указываться те же характеристики, страна происхождения и количество, что и в условиях прежней закупки.

При признании аукциона несостоявшимся заказчик также вправе не проводить новую закупку, а выбрать исполнителя путем запроса предложений в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 3 закона № 44 .

Запрос предложений предполагает определение исполнителя, предложившего самые оптимальные характеристики требуемого товара или услуги.

Организация новой закупки или проведение запроса предложений осуществляется в случае, когда на аукцион не было подано заявок или ни одна из них не отвечает требованиям заказчика.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Аукцион признан несостоявшимся по причине единственного участника, заявка которого соответствует требованиям документации. Обязан ли заказчик заключить с этим участником контракт или может от него отказаться и провести аукцион повторно?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п.4 ч.1 ст.71, 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Таким образом, если такая заявка и такой участник признаны соответствующими, то заказчик обязан заключить с этим участником контракт.

Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 № Д28и-3885

Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 № Д28и-3885
О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 12 января 2015 года № Д28и-3885 О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), направленное в ФАС России, и сообщает.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта , цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в сроки, установленные статьей 70 Закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии частью 3 статьи 70 Закона № 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона (часть 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ).

Учитывая изложенное, после размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан в течении 5 дней подписать проект контракта или разместить протокол разногласий.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.