Читаются благодарственные молитвы святом причащении. Православные благодарственные молитвы по святом причащении

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

Молитва 1-я

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися пречистых Твоих и небесных даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение: да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе нашему Владыце и благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого, 2-я

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Симеона Метафраста, 3-я

Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой: паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси мя; удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя Апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы, Благоутробне, приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость: и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.

Молитва 4-я

Тело Твое святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя честная во оставление грехов; буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси, недостойнаго, причастника быти пречистаго Тела и честныя Крове Сына Твоего. Но рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление, и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Тайн освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрославленна еси во веки. Аминь.


Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словеси наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.


(Если будет литургия святого Василия Великого, читай)

Тропарь Василию Великому, глас 1-й:

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Кондак, глас 4

Явился еси основание непоколебимое церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

В жизни каждого православного человека есть события, которые выходят далеко за рамки повседневных радостей и огорчений. Это дни, когда над ним совершается таинство Святого Причастия. Они лежат в совершенно иной жизненной плоскости. Они несут радость, но эта радость особого рода, не соизмеримая с той радостью, что даёт нам земная жизнь. Это дни нашего единения с Богом.

В чём значение для нас Святого Причастия?

Великое таинство причастия тела и крови Господней делает наше человеческое естество родственным Богу. Его тело и кровь становятся частью нас, органично входят в состав нашей души и тела. Как человек наследует от своих биологических родителей, частью которых он стал в силу родства по крови, определённые, присущие им качества, так и восприняв в себя тело и кровь Господню, мы становимся наследниками его качеств.

Господь в своей земной жизни, принося искупительную жертву, умер, а затем воскрес в совершенно иной плоти. Эта плоть была наделена свойствами, недоступными обычному человеку. Но Святое Причастие делает нас ― творения его рук – наследниками и этой плоти, и этого бессмертия. Кроме того, Иисус Христос, воплотившись от Девы Марии, воспринял все человеческие качества, кроме греховности. Господь безгрешен.

Читая молитвы, входящие в Последование к Святому Причастию, мы просим у Бога избавить нас от рабства греха, тяготеющего над нами со дня грехопадения первых людей ― Адама и Евы. И молитвы наши обоснованны. Ведь, становясь причастниками Божественного тела и крови, мы должны избавиться от греховного плена. За великую радость духовного обновления и обретения бессмертия мы благодарим Господа Бога, вознося ему благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Где и как читаются эти молитвы?

Причащение Святых Тайн тела и крови Христовых совершается в храме во время литургии. По окончании же читается от имени всех, кто сподобился в этот день святого таинства, благодарственная молитва после Причастия. Обычно её читает псаломщик. Но иногда прихожане, вернувшись домой из храма, открывают молитвослов и читают сами.

Текст, который составляет благодарственные молитвы по Святом Причастии, включает в себя пять самостоятельных молитв. Далее следуют знаменитые слова святого преподобного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…» - и затем читаются тексты тропарей и кондаков, в зависимости от того, литургия какого святого совершалась в этот день. Всё это молитвословие служит одной цели ― достойно воспеть и возблагодарить Господа Бога за дарование нам великой милости. Недаром благодарственные молитвы по Святом Причащении предваряются словами, призывающими читать их горячо и от души.

Молитва первая

Эта молитва начинается со слов благодарности Богу за то, что, несмотря на всю нашу греховность, он не отверг нас и явил причастниками святых своих тайн. Далее следует просьба о том, чтобы тело и кровь его послужили душевному исцелению и телесному здравию. Чтобы они помогли отразить любого врага, видимого и невидимого, просветить познанием Божественных Тайн во укрепление веры и даровали силы для соблюдения святых заповедей Господних. Эта первая благодарственная молитва после Причастия заканчивается словами, выражающими желание впредь посвятить жизнь служению Богу, и просьбой о благодатной помощи на этом пути. Далее следует молитва, написанная в IV веке святителем Василием Великим.

Молитва святого Василия Великого

Прежде всего необходимо сказать несколько слов об этом святом. Василий Великий родился в Кесарии в 303 году. Получив в детстве прекрасное образование, он продолжил его в Афинах. Здесь он познакомился с другим столпом христианства ― Григорием Богословом. Их дружба продолжалась всю жизнь. В Афинах святой Василий вступил на путь аскетизма и познания христианского учения. Вскоре он принял духовный сан. Святой много путешествовал. Собрав круг единомышленников, он стал их духовным наставником.

Им написано много дошедших до нас богословских трудов. Благодарственная молитва после Причастия, написанная святителем Василием Великим, полна глубокого и искреннего чувства. Он начинает её со слов благодарности за все блага, дарованные ему Богом. Святитель просит Господа всегда хранить его благодатью и божественной силой. В завершение он молится о том, чтобы Господь сподобил его сберечь незапятнанной свою совесть и всегда приступать к святым таинствам с сознанием своей духовной чистоты.

Молитва третья

Автором её является святой преподобный Симеон Метафраст, живший в Греции на рубеже IX-X веков. Он вошёл в историю христианства как выдающийся богослов и историк. Им создано обширнейшее собрание житий святых, отредактированное и снабжённое комментариями. Написанная им благодарственная молитва после Причастия читается третьей по счёту. Начиная её, он уподобляет Господа Бога огню, пожигающему всех недостойных. Преподобный молит, сохранив ему жизнь, попалить греховные тернии, гнездящиеся в нём, и сделать его обителью Духа Святого. Преподобный вручает себя Божьему промышлению и уповает на его защиту.

Совсем короткая, четвёртая молитва

Эта малая по объёму молитва наполнена очень глубоким смыслом. В ней заключено обращение к Богу с просьбой о даровании вечной жизни ― главной и вожделенной цели каждого христианина. Затем слова молитвы взывают к Господу о ниспослании милости на Страшном суде, который последует за вторым пришествием.

Пресвятая Богородица пользуется особой любовью и почитанием у всех христиан. К ней совершенно особенное отношение. Своей чистотой и святостью она превосходит ангельские сонмы. С ней не сравнятся даже херувимы и серафимы. Поэтому молитва, обращённая к ней, начинается словами, полными искренней любви. «Свет помрачённой души, покров, прибежище, утешение и радость» ― вот эпитеты, с которых начинается приносимое ей благодарение за то, что она сподобила нас причаститься крови и тела её Сына.

В молитве мы, признавая себя умерщвлёнными грехом, просим Пречистую оживить нас. Для неё, родившей источник бессмертия, нет ничего невозможного. Мы просим направить наши помыслы на благие дела и наполнить сердца Божественной любовью. И как все предыдущие молитвы, благодарственная молитва Богородице завершается просьбой о даровании нам возможности до конца жизни принимать святыню пречистых тайн.

Отрывок евангельского текста и последующие тропари

По окончании молитвы к Пресвятой Богородице читается короткий библейский текст, включающий в себя слова святого преподобного Симеона Богоприимца, произнесённые им, когда он Святым Духом прозрел в принесённом в храм младенце Иисусе воплотившегося Бога. Его «Ныне отпущаеши…» завершает благодарственные молитвы после причащения, описание которых приводится выше.

Но на этом наше благодарение не заканчивается. Далее читаются тропари и кондаки, причём, какие именно, зависит от того, литургия какого святого совершалась. Это могла быть литургия святителя Василия Великого, а могла быть ― Иоанна Златоуста. Кроме того, если служилась литургия Преждеосвящённых даров, то читается тропарь святому Григорию Двоеслову и соответствующий кондак. Благодарственная молитва ангелу-хранителю в данный перечень молитв не входит, но вполне понятно, что мы не можем не возблагодарить хранителя нашей души и тела, не отдать ему должное за всё, чем мы ему обязаны, в том числе и за благодать Святого Причастия. Существует много молитв к нашему ангелу-хранителю. Можно читать любую из них. Главное, чтобы шла она от чистого сердца. Готовясь к Святому Причастию, каждый читает большое количество молитв, предписанных церковным уставом. Среди них есть канон ангелу-хранителю. Очень хорошо перечитать его и после совершения святого таинства.

Наш день после Святого Причастия

Но молитвы благодарственные по Причастии не завершают собой круг наших обязанностей, связанных с этим важнейшим таинством. Святая церковь настоятельно рекомендует посвятить этот день изучению слова Божьего, богомыслию и заботам о сохранении душевной чистоты. Лучше в этот день устраниться от всего праздного и лишённого духовности. Рекомендуется воздержание от всевозможных развлечений. Даже те из них, которые в обычные дни не осуждаются церковью, в день Причастия могут быть неуместны. Также возбраняется супружеская близость и курение. Уста, которые приняли в себя тело и кровь Господню, не должны ничем оскверняться. Поэтому совершенно недопустимо употребление бранных слов.

Господь даровал нам для общения с ним мощное и надёжное средство ― православные молитвы. Благодарственные, просительные и покаянные - они возвышают наши души и сердца. Независимо от того, идёт ли речь о церковной молитве, читаемой в храме, или о домашней ― келейной, благодатными они становятся лишь при условии нашей глубочайшей веры и искренности, с которой мы их произносим. И каждый раз, приступая к ним, мы обязаны помнить, что совершаем в данный момент великое таинство общения с Богом.

Причащение — таинство, занимающее важное место в жизни всякого верующего христианина. Подобно любому церковному обряду, Причастие сопровождается молитвами. Определенный набор молитв читается перед таинством — при подготовке к нему. После принятия Святых Даров наступает время благодарственных молитв по Святом Причащении.

Все подготовительные меры, совершаемые верующим до Святого Причастия, в церковной практике называть принято говением . Особенно значимой в говении является подготовка молитвенная. В первую очередь, она касается молитвенного правила.

Молитвенное правило при говении должно соблюдаться православным более тщательно и прилежно. Молитвы — утренние и вечерние — нужно непременно читать полным набором, нельзя пропускать ни один молитвенный текст. Если верующий не привык читать каноны, то во время приготовления к Причастию необходимо произносить в день хотя бы по одному канону. Обязательными являются следующие каноны :

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богоматери;
  • канон Ангелу-Хранителю;
  • Последование ко Святому Причащению.

Незаменимой частью обряда Святого Причастия являются молитвы благодарственные . Благодарственные молитвы по Святом Причащении требуется выслушать в храме уже в день совершения Таинства — непосредственно после вкушения Святых Тайн. Церковь допускает и самостоятельное их произнесение православным по приходу домой.

Тексты благодарственных молитв со всеми ударениями скачать для распечатки можно по этой .

Благодарственные молитвы по Святом Причащении можно слушать прямо на нашем сайте:

Другие этапы и элементы говения

Пост, молитва и покаяние — “три кита” приготовления к обряду Причащения. Помимо молитвенной подготовки, о которой речь шла выше, говение в себя включает:

  • пост в еде и питье;
  • телесная чистота;
  • пребывание накануне Причащения на вечернем богослужении;
  • исповедь перед посещением литургии, в итоге которой священнослужитель выдвигает “вердикт” о допущении верующего к Причастию;
  • голодание и воздержание от питья в день принятия Святых Тайн — от полуночи до начала Таинства;
  • посещение литургии в день Причащения.

В общей сложности, говение занимает несколько дней и непосредственное отношение имеет как к физической жизни православного, так и духовной. Касательно телесной жизни — это воздержание от половой близости и строгое ограничение в еде (пост). На протяжении поста не разрешается принимать пищу животного происхождения (продукты мясные и молочные, яйца, рыба). Умеренно можно включать в меню продукты растительные (фрукты, овощи, изделия из злаковых).

На время подготовки к Причастию стоит отбросить в сторону мысли о повседневных делах, избегать всяческого рода развлечений. До таинства нужно забыть все свои обиды, наладить отношения с окружающими, примириться со всеми, отпустить все эмоции негативного характера. Желательно дни, предшествующие Таинству, проводить в уединении и в чтении духовной литературы.

Исповедоваться должен каждый, кто готовится к Святому Причащению. Исключение из этого правила — дети до 7 лет и люди в предсмертном состоянии. Исповедь проводится либо вечером — перед Причастием, либо утром — в день Таинства, до начала литургии. В день принятия Святых Тайн верующий должен прийти в храм до начала богослужения.

Как принимать Святые Тайны?

Святые Дары принимаются в строгой очереди. Первыми причащаются священнослужители и люди, имеющие любое отношение к богослужению, затем наступает очередь стариков, женщин и детей, последними идут мужчины и все оставшиеся люди. Кстати, женщинам не разрешается приходить на Таинство во время менструальных кровотечений, а также — красить губы перед вкушением Святых Тайн .

Подойдя к Чаше с Дарами, следует озвучить свое имя. Приняв Кровь и Тело Христово, надо поцеловать край Чаши, не крестясь. Нельзя к Чаше прикасаться руками и целовать руку священнослужителя.

Поведение православного в день Причастия, с целью сохранения в своем теле принятого Христа, должно быть благоговейным и благопристойным.

Как часто причащаться?

Первое поколение христиан причащалось каждое воскресенье. У современных верующих такой возможности нет. Церковь же наставляет обращаться к Таинству во время каждого поста, единожды в год — как минимум .

Святое Причастие — это таинство, в ходе которого верующий христианин вкушает Христовы Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Причащение дает возможность православному таинственно слиться с Иисусом и приблизиться, таким образом, к вечной жизни.

Причащение очень важно для человека религиозного, так как сам Христос установил его во время Тайной вечери с 12-ю своими учениками — апостолами, — за день до того, как принять страдания за человечество.

Сначала Он взял, благословил и разделили между апостолами хлеб, говоря, что это — Тело Его, потом то же самое проделал с вином — Кровью Его. Кроме того, Сын Божий дал ученикам своим (а в их лице — и всем верующим) заповедь о том, чтобы таинство Причащения проводилось отныне навсегда — в память о Его мучениях, смерти и Воскресении.

Каждый православный должен обязательно причащаться, чтобы попасть после земного своего существования в Царство Небесное и получить вечную жизнь. Без Причащения человек не сможет достигнуть совершенства в жизни духовной. Божья благодать, которую получит верующий в процессе Исповеди и Причастия, пробудит его душу и тело, окажет целительное действие, укрепит его веру и снизит уязвимость перед греховными страстями.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Благодарственные молитвы по Святом Причащении:

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже .

Благодарственная молитва, 1-я

Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти Святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися пречистых Твоих и небесных Даров сподобился еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших; даждь бытии сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение: да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать принимаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечныя сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Общника быти - причаститься. Нас ради - за нас. Даждь быти сим - дай, чтобы они были. Сопративнаго - врага. Очию - очей (родительный падеж двойственного числа). Исполнение премудрости - наполнение премудростью. Приложение -умножение. Присвоение - усвоение, приобретение. Во святыни - здесь: святости, чистоте. Теми - ими. И не ктому себе живу - и живу уже более не для себя (не ктому - уже не). О надежди живота вечнаго - в надежде жизни вечной. В присносущный достигну покой - я достигну места вечного покоя. Идеже - где. Доброту неизреченную - несказанную красоту, благость (см. примечание к 5-й утренней молитве). Вся тварь - все творение, все сотворенное.

Молитва святого Василия Великого, 2-я

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися Святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бое си хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Создателю всех - Создатель (звательный падеж) всего. О всех, яже ми еси подал благих - за все блага (благая), которые (яже) Ты мне (ми) подал. В сени крилу - в тени крыл. До последняго моего издыхания - до последнего моего вздоха. Ты бое си хлеб животный - ибо Ты - Хлеб жизни.

Молитва Симеона Метафраста, 3-я

Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси мя, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоему дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя апостолы, к сим же Твою нескверную Чистую Матерь; ихже мольбы, Благоутробие, прими, Христе мой, и сыном Света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе леподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.

Огонь сый - Ты - огонь. Содетелю - Создатель (звательный падеж). Уды - члены тела. Составы - суставы. Составы утверди с костьми вкупе - исходное греческое выражение означает: укрепи ноги в коленях (чтобы колени не подгибались и человек стоял прямо). Чувств просвети простую пятерицу - просвети пять основных (неразложимых на составляющие) моих чувст. Присно - всегда. Удобри - укрась. Покажи - яви, соделай. Селение - жилище, обиталище. Не ктому - уже не. Чиноначалия же безплотных - и чиноначальников бесплотных (ангельских) Сил. Нескверную - непорочную. Лепоподобно - благоприлично.

Ты бое си освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость. В некоторых молитвословах несколько иной порядок слов, помогающий лучше понять выражение: Ты бо един еси и освящение наших, Блаже, душ, и светлость.

Молитва 4-я

Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов; буди же ми благодарение сие и в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых.

В живот вечный - в жизнь вечную. Благодарение сие - здесь: это Причащение (то есть Таинство Благодарения - Евхаристия). Одесную - по правую сторону.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крове Сына Твоего. Но рождшия истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление, и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословена и препрославлена еси во веки. Аминь.

Умныя - духовные. Яже з - десь не переводится (на месте греческого артикля). Любоблагоутробная - любящая милосердие, любовно-добросердечная. Даждь ми… воззвание в пленений моих - в знач.: воззови меня, когда я буду в плену (греховных) помышлений моих; дай мне не оставаться в плену этих помышлений, скорее опомниться (от Твоего зова - воззвания). До последнего издыхания - до последнего вздоха. Исповедания - здесь: славословия, благодарения (со слезами исповедовать - пети и славити Тя). Во еже - а именно; что-бы. Живота моего - жизни моей.

***

И подаждь ми слезы покаяния и исповедания… "Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость и, исповедовав на себя беззаконие Господеви (Пс.31:5), получить от Него оставление грехов".

Преподобный Нил Синайский

***

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Яко - так как. Видеста - видели (двойственное число, аорист). Еже уготовал - которые Ты уготовил. Языков - язычников.

Боговдохновенная песнь святого Симеона Богопроиимца, сподобившегося на закате своей жизни узреть Спасителя, Свет народов и Славу Израиля (Лк.2:25-32), поется (или читается) в конце каждой вечерни и отмена еще Апостольскими постановлениями в числе вечерних молитв. Эта молитва всегда напоминает о последнем дне нашей жизни: подобно старцу Симеону, верующие надеются отойти к Господу с миром, уповая на милосердие Божие, явленное через Избавителя и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. И более чем естественно, что благодарственные молитвы по Святом Причащении венчаются этой песнью: причащаясь Святых Тайн, мы подобно Симеону - и еще теснее, ближе, до полного соединения! - встретимся с Христом Спасителем. Из благодарного сердца готов вырваться вздох: "Теперь не страшно и умереть!"

Трисвятое по Отче наш

Если совершилась Литургия святителя Иоанна Златоуста, читай тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8:

Тропарь святому Иоанну Златоустому, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети; не сребролюбия мирови сокровища списка, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим.

Якоже - как. Мирови - миру. Наказуя - научая.

Понимание тропаря затруднено "греческим" порядком слов, поэтому переведем по фразам:

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети… воссияв благодать (возсиявши благодать) устами твоими (уст твоих), подобно свету огня (якоже светлость огня), ты просветил вселенную (вселенную просвети).

…Не сребролюбия мирови сокровища сниска… - ты снискал миру не сокровища сребролюбия (то есть не вещественные богатства).

Благодарственная молитва ангелу-хранителю
Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадского, читаемая после исцеления от болезни
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Благодарение за всякое благодеяние Божие

Благодарственные молитвы молитвы желательно читать каждый день. Благодарите Господа за каждый прожитый день, за ниспосланные вам блага, за великий дар – здоровье, за счастье детей. За все, что у вас есть на данный момент, даже если, с вашей точки зрения, этого не так уж и много.

Святитель Григорий Богослов писал: «Господь жаждет, чтобы Его жаждали, и наполняет желающих пить; приемлет как благодеяние, если просят у Него благодеяния. Он доступен и щедро подает великие дары, с большей радостью дает, чем иные приемлют сами. Только не обнаружив себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего».

Славословие великое:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кпаняемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи Царю небесный, Боже Отче Вседержителю. Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, прими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко ты еси един Свят, Ты еси един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (это повторяется трижды).
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим сеет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Песнь Господу Иисусу Христу:
Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищыи духом, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени плачущыи, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследуют землю.
Блажени апчущыи и жаждущыи правды, яко тии насытятся.
Блажени милостиви, яко тии помилованы будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Псалом 22

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.

Благодарственная молитва ангелу-хранителю.

Отблагодарив и восславив Господа своего, Единого Бога православных Иисуса Христа за благодетельство Его, взываю к тебе, святый ангеле Христов, воин Божественный. Взываю с молитвой благодарственной, благодарю тебя за милость твою ко мне и за ходатайство твое за меня пред лицом Господа. Славен будь в Господе, ангеле!

Краткий вариант благодарственной молитвы ангелу-хранителю.

Восславив Господа, тебе воздаю должное, ангел-хранитель мой. Славен будь еси в Господе! Аминь.

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадского, читаемая после исцеления от болезни.

Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

Благодарственная молитва, 1-я

Благодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь.

Молитва 2-я, святого Василия Великого

Владыко Христе Боже, Царю веков, и Содетелю всех, Благодарю Тя о всех, яже ми подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я, Симеона Метафраста

Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти и омый, и украси мя; удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу вся святыя, чиноначалия же безплотных, Предтечу Твоего, премудрыя Апостолы, к сим же Твою нескверную чистую Матерь, ихже мольбы Благоутробне приими, Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ты бо еси освящение и единый наших, Блаже, душ и светлость; и Тебе лепоподобно, яко Богу и Владыце, славу вси возсылаем на всяк день.

Молитва 4-я

Тело Твое Святое, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя грешнаго стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченныя моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго, причастника быти Пречистаго Тела и Честныя Крове Сына Твоего. Но Рождшая истинный Свет, просвети моя умныя очи сердца; Яже Источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих; и сподоби мя до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение, во исцеление души же и тела. И подаждь ми слезы покаяния и исповедания, во еже пети и славити Тя во вся дни живота моего, яко благословенна и препрoславленна еси во веки. Аминь.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь св. Иоанну Златоустому, глас 8-й

Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6-й

Слава: От небес приял еси Божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

Если совершалась литургия святого Василия Великого, читай

тропарь Василию Великому, глас 1-й:

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й

Слава: Явился еси основание непоколебимое церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.
И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову Василию

Великому, глас 4-й:

Иже от Бога свыше божественную благодать восприем, славне Григорие, и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси всеблаженне: Егоже моли, да спасет души наша.

Кондак, глас 3-й

Слава: Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися, и ликуеши в небесных кровех.
И ныне: Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Господи, помилуй (12 раз). Слава: И ныне:
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Благодарение за всякое благодеяние Божие.

Тропарь, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Слава и ныне: Богородичен

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Песнь хвалебная, св. Амвросия, еп. Медиоланского

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе превечнаго Отца вся земля величает. Тебе вси ангели, Тебе небеса и вся силы, Тебе херувими и серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покпаняемаго
Твоего истиннаго и Единороднаго Сына, и Святаго Утешителя Духа. Ты Царю славы Христе, Ты Отца присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева. Ты одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судий приити верищися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже честною кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки: во вся дни благословим Тебе, и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя: на Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.