Численность населения города юрьев польский. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

Город Юрьев-Польской - один из нескольких городов-крепостей, основанных Юрием Долгоруким в северо-восточной Руси. Год основания Юрьева-Польского - 1152. В том же году Юрием был основан Переславль-Залесский, а двумя годами позже - Дмитров, и название свое получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Приставка же «Польский» происходит не от страны Польши, а от полей, среди которых стоит Юрьев. Дело в том, что город расположен в природном районе, называемом суздальским опольем - холмистой области с лесостепной растительностью, окруженной густыми лесами. Приставка «Польский» отличает город от двух его тезок - эстонского Тарту, который с 1030 по 1224 назывался Юрьевым, и Белой Церкови, расположенной близ Киева, которая до разрушения монголо-татарами в 1240 году также носила имя Юрьева. Город выстроили для отражения набегов кочевников и Юрьев-Польской стал опорным центром Ополья.


В отличие от старших крепостей Владимира и Суздаля, ставившихся в зависимости от естественных условий защиты — высоты оврагов, рек, — горододельцы Юрия Долгорукого строят княжеские крепости там, где этого требуют обстоятельства и градостроительные планы князя. Они поставили город на берегу Колокши, рядом с устьем ее притока — реки Гзы. Возможно, что с запада крепость прикрывала лощина небольшого ручья или овражка, подходившая к Колокше, План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися высокими валами с деревянными стенами. Ее периметр достигал 1000 м, а вал, шириной в основании 12 м, имел высоту до 7 м. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир, Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.Это дает представление о масштабах крепостного строительства Юрия Долгорукого.

С городской площади войдем в кольцо валов, Перед нами перспектива улицы, замыкаемая огромным кирпичным массивом Троицкого собора, а слева — белые башни и стены княжеского Михайло-Архангельского монастыря, возникшего в XIII веке еще при Святославе и занявшего северо-восточный участок крепости. Существующие здания относятся к позднейшему времени, XVII—XVIII векам.

Западная стена монастырской ограды сохранила древнюю стену XVII века и три старые башни. Стена имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках изнутри ограды. Башни сильно перестроены и утеряли свой боевой облик. Остальные части ограды — позднейшие.

Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. Георгиевская собор был построен в 1230-1234 годах на месте древней церкви 1152 года. Первая церковь простояла меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, была разрушена во время землетрясения: «Маия 3 потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год юрьевский князь Святослав Всеволодович, сын Суздальского князя Всеволода III, повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора.

Постройка нового собора была окончена в 1234 году. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные сюжетные картины.В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. По нынешней белокаменной кладке можно увидеть границу обрушения - она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному. После обрушения московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее. Реставрационные работы были порученыГеоргиевский собор в Юрьеве-Польском знаменитому московскому зодчему и подрядчику Василию Дмитриевичу Ермолину.

Георгиевский собор был лебединой песней владимиро-суздальского искусства. Через четыре года после завершения его убранства на Русь обрушились полчища монголов…

В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Неподалеку от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошло в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска. В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, правил здесь сын Всеволода III Святослав.




Татаро-монгольское иго не миновало и Юрьев: в 1238, 1382 и 1408 годах он был разорен ордынцами. Во времена усиления Московского княжества небольшой город перешел под покровительство Москвы и не раз передавался «в кормление» княжеским вассалам. Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, а в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа и после него - астраханского царевича Кайбулы.

Правление Москвы Юрьев принял спокойно. Но когда в Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание.

После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему уже при Екатерине II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества. В уездном городе посреди Ополья жизнь шла неспешная, но оставившая немало следов на его улицах и переулках. Собственно, и сейчас Юрьев привлекает и туристов, и кинематографистов именно сохранностью своего старинного колорита.

Юрьев-Польский находится нынче во Владимирской области, хотя было время, когда в нём заседал удельный князь (XIII век). С Польшей город никак не связан (если не вспоминать, что поляки сожгли его во время Смуты). Польским же он стал из-за того, что находится в Ополье - природном районе, занимающем часть Владимирской области. (Нужно было отличать города со схожими названиями один от другого). На плодородных землях Ополья издавна занимались земледелием. Деревни сохранились и до наших дней. Церковь в одной из них, снятая через окно автобуса.

Несмотря на свой немалый возраст, Юрьев-Польский не вошёл в новый перечень исторических городов России. Наверное, обидно должно быть жителям. С другой стороны, список этот он покинул вместе с Москвой, Великим Новгородом, Псковом и другими известными туристическими центрами. Может быть, для них просто готовят иной перечень, ещё более почётный, чем тот, который они оставили?...
Городская застройка обычна для подобных мест, о существовании которых обычно вспоминают только перед выборами. В основном это дома в один-два этажа.

Из нового строительства можно отметить, разве лишь, огромный спорткомплекс и торговые центры.

И Сбербанк, естественно.

Управление образования.

Рядом с ним красочный жилой дом. (Покрашенный потому что...).

Храм Рождества Христова.

Рядом с ним небольшая Борисоглебская церковь. Расположены они на одной территории. И то, и другое постройки XVIII века.

Тут же памятник архитектуры "Амбар".

Центр внешкольной работы выглядит вполне прилично.

Заглянем во двор. Бабуля на скамейке, увидев фотоаппарат, расправила плечи. И помолодела сразу, конечно...

Две школы. Обе дореволюционные и интересные.

От Петропавловского монастыря не осталось почти ничего.

Чудом уцелела колокольня. Вход внутрь забит досками и железом.

Рядом с ней Вознесенская церковь. Храм и окружающая его территория гармонично дополняют друг друга...

В городе есть ещё одна высокая колокольня. Принадлежит она Свято-Покровской церкви.

На этой же территории выстроена церковь Никиты Мученика. Всё XVIII век.

Местный детдом находится в шикарном старинном здании. Когда-то оно принадлежало Свято-Введенскому Никоновскому монастырю.

Монастырь лишился значительной части своих земельных владений и недвижимости. Но стоит признать, что отобранное всё равно служит людям. Кроме детдома на бывшей территории расположено общежитие студентов. Монахов в настоящее время немного. Человек двадцать, не больше. Навряд ли их число сильно возрастёт. Живут послушники в кельях, расположенных в пристройке, которая в советское время служила какой-то конторой. О которой напоминает специфический интерьер, сохранившийся местами. Снизу коричневый пластик в метр высотой, его завершает полочка, куда ставили цветы и разбрасывали всякие нужные бумаги (чтобы всегда были под рукой). Выше обои. Удобства частично на улице. (Умывальник в помещении). Нужно серьёзно разочароваться в современной жизни, чтобы уйти сюда. И, главное, остаться... Т.к. музыка и другие звуки (которые могут быть ещё более привлекательными тёплыми летними вечерами) из соседней общаги слышны здесь очень хорошо...
Территория находится в состоянии медленного благоустройства. Кто-то из служителей коротенько поясняет "Здесь будет проходить Крестный ход... Там построим..." Но когда это произойдёт, сказать пока тяжело. Нет средств. Трудно сказать, привлекаются ли к ремонтным работам монахи? Или перед ними теперь теперь иные задачи поставлены Богом? На тот момент службы проходили в церкви Николая Чудотворца.

Более крупный Введенский собор пока к этому не готов.

Начинается исторический центр.

Конечно же, здесь есть историческая личность.

Педагогический колледж.

Оригинальный цветочный киоск.

Михайло-Архангельский монастырь располагается в кольце древних земляных валов XII века.

Ограда с башнями строилась в течение XV - XVII веков.

Монастырь в настоящее работает, как музей. Собор Михаила Архангела. 1792 - 1806 годы.

Колокольня. 1685 - 1688 годы.

Геjргиевская церковь из села Егорье. 1718 год. И надкладезная часовня.

Архимандритский и Братский корпуса.

Валы вокруг монастыря оказались местом достаточно оживлённым. К вечеру сюда стали стягиваться компании любителей свежего воздуха.

Внизу памятник Юрию Долгорукому.

Город Юрьев-Польский

Город Юрьев-Польский основан в 1152 г. суздальским князем на берегу реки Колокши.
Настоящая дорога от Москвы ко Владимиру позднейшая, и ныне даже пролегает через большие леса, которые прежде, по всей вероятности, были непроходимы; притом же ни одно селение не напоминает, чтобы в старину тут было обиталище. Москва, бывшая первоначально во владении Князей Суздальских, должна была иметь к нему путь прямой. На этом пути князь основал город Юрьев-Польский. От самого Суздаля к Юрьеву и далее по дороге, так называемой Стромынке (Стромынская дорога ), тянутся на недалеком друг от друга расстоянии многочисленные курганы и городища, доказывающие населенность этого края. от Юрьев-Польского проходила через Киржач, Черноголовку, село Аристовское (Аристов погост), Пехра-Покровское и доходила до Москва-реки, являвшейся южной границей Владимиро-Суздальского княжества. Путь этот из Суздаля в Москву оставался главным до XVIII в., как это видно из актов. Так из расходных росписей монастырских слуг Суздальскаго Покровскаго монастыря отправлявшихся в Москву с сенными деньгами в 1690 г., видно, что, ехавши в Москву, они останавливались в Юрьеве Польском, в с. Ильинском () ночевали, в деревне Желдыбине (Киржачский р-н) кормили, в селе Стромыне ночевали, на Клязьме кормили, в селе Пехре мимоездом квас пили, и потом приехали в Москву. Через два дни поехав из Москвы обратно в Суздаль, в селе Пехре кормили, на Клязьме ночевали, в селе Стромынь кормили, в деревне Храпкове ночевали, мимоездом в селе Киржач хлеба купили, в деревне Лодыгине кормили и приехали в Суздаль.


Река Колокша и крепостной вал XII в.

В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев - по имени его основателя Георгия (Юрия) Долгорукого. Вторая часть названия - от слова «поле», город стоит на суздальском ополье - появилась для уточнения местоположения, из-за существования в этот период других городов:
Имя города говорит за то, что Юрий Долгорукий, похоже, строил его как собственную резиденцию. Однако, другое его детище - Переславль Залесский - оказалось более удачным. Долгорукому в Юрьеве и пожить-то толком не удалось. Долгорукого пленила красота мест. Ему понадобился опорный пункт среди непокорной мери.



Памятник Юрию Долгорукому в Юрьев-Польском

В 1211 г. Всеволод III Большое Гнездо в день бракосочетания Юрия II пожаловал молодой супруге Юрия - Агафии в пожизненное содержание город Юрьев на реках Кзе и Колокше.
После смерти Всеволода III Большое Гнездо Юрьев стал центром небольшого удельного княжества, принадлежавшего внуку Юрия Долгорукого князю Владимиру Всеволодовичу. Будущий юрьевский князь Святослав Всеволодович находится при дворе своего брата и князя владимирского Юрия Всеволодовича, но затем бежит ко двору его противника Константина, князя ростовского и старшего из сыновей Всеволода. Зимой Владимир Всеволодович, не желаяя княжить в Юрьеве, бежал на Волок и переходит на сторону Константина, при поддержке которого позднее становится князем Москвы.
Юрий отдал Юрьев брату своему Святославу. Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь в 1212 г. получил в удел город Юрьев (1212 - 1238 гг. и 1248 - 1253 гг.).
Ок. 1212 г. - образование (ок. 1212 - 1345 гг.). Столица Юрьев-Польский.
В период правления Святослава III Всеволодовича в городской крепости основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.
В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 г. белокаменная церковь Георгия. Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора.


В 1238, 1382 и 1408 гг. Юрьев разорялся татаро-монголами.
В 1344 г. Юрьевское княжество вошло в состав великого Московского княжества.
В 1350 г. в Юрьев-Польском родился (1350-1426 гг.) будущий игумен Троице-Сергиевой лавры, ученик преподобного Сергия Радонежского.
В 1352 г. Юрьев страдал от сильного морового поветрия.
В 1382 г. Юрьев был взят отрядами хана Тохтамыша.
В 1408 г. Юрьев был разорен фактическим правителем Золотой Орды бекляри-беком Едигеем.
1408 г. - Великий князь Василий Дмитриевич отдал Юрьев вместе с Владимиром, Переславлем и другими городами в удел литовскому князю Свидригайло Ольгердовичу, который владел уделом около 5 месяцев, а затем снова уехал в Литву.
1408 г. - Юрьев-Польскую округу охватило моровое поветрие - чума. Источники об этом сообщают: «Живые хоронили мёртвых, чтобы завтра занять их место. Попрятались люди, замер город. Тихо и тревожно, как перед грозой».
1422 г. - в Юрьеве был голод. Жители ели коней, собак и кошек. Многие горожане умерли.
1445 г. князь Василий Темный с московской ратью и нижегородскими воеводами шел через Юрьев на татарского вождя Махмета с сыновьями Мемутеком и Якубой, но под Суздалем 6 июля 1445 г. были поражены татарами.
1445 г. – приблизительное время обрушения каменного Георгиевского собора.
В 1471 г. Василий Дмитриевич Ермолин восстанавливает Георгиевский собор. «Во граде Юрьеве в Польском бывала церковь камена святый Георгий… а резана на камени вси, и развалилася вси до земли; повелением князя великаго, Василий Дмитриев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде» (Ермолинская летопись).
В 1477 г. московский зодчий Василий Ермолин отправил в дар Георгиевскому собору и в память о его реставрации деревянную скульптуру Святого Георгия. Сейчас она находится в экспозициях Историко-архитектурного и художественного музея города.
1490 г. – наместник в Юрьеве – князь .
1493 г. – наместник в Юрьеве – Семен Карпович Карпов.
В 1508 г. великий князь Василий III отдал Юрьев в кормление бывшему казанскому царю Абдул-Летифу (Абдул-Латифу).
1519 г. – наместник в Юрьеве – Федор Иванович Карпов.
1535 г. – поставлена новая деревянная соборная церковь с приделом Пророка Илии, «на собственном иждивении великого князя Василия Иоанновича».
1550 г. – наместник в Юрьеве – астраханский царевич Кайбула.
1548 г. – воевода сторожевого полка в Юрьеве – боярин князь Юрий Михайлович Булгаков.
В 1555 г. усердием М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 сажень и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».
1584 г. - воевода в Юрьеве - Михаил Евстафьевич Пушкин.
1608/09 г.- зимой юрьевские дворяне участвуют в действиях сторонников Лжедмитрия против сторонников шуйского в Замосковье и Поморье.
1609 г. - в начале года Администрация Лжедмитрия сумела обуздать отряды загонщиков, но для сбора налогов в Юрьевский уезд прибыли тушинские полки Я. Микулинского и Я. Стравинского. Их люди разобрали в приставства дворцовые волости Симскую, Турабьевскую, Некоморнскую, Скомовскую и Лычевскую и противодействуют попыткам своего же царя Лжедмитрия раздать в уезде владения другим людям.
1609 г.- март Лжедмитрий пожаловал сына Касимовского царя Ураз-Магмета Магмед-Мурата «Юрьев-Польским посадом, и тамгою, и кобаки и всякими даходы, што преж сего бывало за Кайбулою царевичем». Стравинский отказался выполнить распоряжение.
1609 г. - 27 марта (6) апреля владимирцы, получив помощь из Нижнего-Новгорода и Мурома, поднялись против тушинцев.
1609 г. - в мае юрьевский воевода Болотников писал Сапеге, военачальнику Лжедмитрия, о переходе части юрьевских дворян перешла на сторону сторонников Шуйского, восставших во Владимире, и просил помощи. В то же время большая часть жителей уезда предпочли дожидаться решающих побед правительственных войск над тушинцами.
1609 г. - в декабре самозванец бежал из Тушино. Тушинский лагерь распался.
1610 г. - в августе Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. В ответ на сторону Лжедмитрия II, засевшему в Калуге, перешли многие города, в том числе те, которые раньше упорно против него боролись, т.к. на тот момент самозванец оказался единственным знаменем, вокруг которого могло сплотиться антипольское движение.
19 (29) августа 1610 г. Юрьев-Польский повторно присягает Лжедмитрию.
1611 г. - воевода в Юрьеве - князь Иван Семенович Куракин, выходец из захиревшего аристократического рода, сделавший карьеру при Лжедмитрии I и Василии Шуйском. С осени 1610 г. он входил в Семибоярщину, пропольское правительство в Москве, и принадлежал к той его части, которая активно сотрудничала с поляками.
1611 г., февраль - князь Иван Куракин, воевода Юрьева-Польского и сторонник поляков, узнал о сборе антипольских сил во Владимире. Вместе с князем Иваном Борисовичем Черкасским он двинулся на Владимир. Об этом узнал предводитель повстанцев в Суздале, Просовецкий, который послал на помощь владимирцам своих казаков. 11 февраля в сражении под Владимиром Куракин был разбит, Черкасский попал в плен, уцелевшие его люди бежали.
1611 г., март - отряд антипольских ополченцев (костромичи, ярославцы, ростовцы, романовцы), возглавляемые Федором Волконским, Иваном Ивановичем Волынским, Василием Пронским, прибыл в Переяславль, где к ним присоединились переяславские ополченцы. Объединенный отряд двинулся на соединение с владимирцами. Куракин, воевода Юрьева-Польского, стоявший в Киржаче, послал против них отряд. В бою у Александровской слободы антипольское ополчение победило и взяло в плен много людей Куракина. Куракин уходит в Москву. Юрьев-Польский был сожжен в 1612 г.
1613 г. - впервые в документах упоминается юрьевская Козьмодемьянская церковь.
1616 г. - в июне против казаков, действующих в Ополье, послан в Суздаль воевода князь Д.П. Лопата-Пожарский. Ему придано 476 детей боярских, в числе которых фигурируют ратные люди из Юрьева-Польского. До крупных столкновений с казаками дела не дошло, т.к. сведений об этом нет ни в разрядных книгах, ни в книге сеунчей 1613-1619 гг.
1621 г. - воевода в Юрьеве - Иван Метелкин.
1622 г. - воевода в Юрьеве - Сава Михайлович Пестрово.
1625 г. - воевода в Юрьеве - Михаил Елизарович Бормосов.
1630 г. - на северной границе юрьевского посада перестроена тёплая Пятницкая церковь.
1631 г. - воевода в Юрьеве - Иван Иванович Косагов.
1634 г. - воевода в Юрьеве - Иван Косачев.
1634 г. - воевода в Юрьеве - Михаил Елизарович Бормосов.
1634 г. - воевода в Юрьеве - Михаил Васильевич Милославский.
1635 г. - до 1636 г. воевода в Юрьеве - Владимир Иванович Козловский.
1646 г. - воевода в Юрьеве - Карп Пантелеевич Казимиров.
1646 г. - в переписной книге по г. Юрьеву записано: «Всего в Юрьеве-Польском на посаде посадских и всяких ремесленников 192 двора. Людей в них 284 человека». Кроме этого, описаны церковные владения на посадской земле (в том числе Введенская и Успенская церкви). Отдельно Кремль: «Всего в Юрьеве-Польском на посаде в Кремле Городе на монастырской земле два двора служних, 37 дворов бобыльских да людей в них 70 человек (источник: переписная книга г. Юрьев-Польский 1646 год (РГАДА, Ф.1209 оп.1)).
С 1647 г. до 1649 г. воевода в Юрьеве - Тарас Степанович Суворов.
С 1649 г. до 1652 г. вкл. воевода в Юрьеве - Сила Иванович Огарев.
1653 г. - воевода в Юрьеве - Иван Михайлович Секирин.
1654 г., 1-6 декабря - моровое поветрие в Юрьеве Польском, умерло 1148 человек, уцелело 409. (источник: Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. Том 3. Спб., 1848).
1664 г. - воевода в Юрьеве - Семен Нащокин.

1667 г. - по постановлению Московского собора Юрьев Польский отнесен к Суздальской епархии.
В 1671 г. и в 1672 г. воевода в Юрьеве - Роман Матов.
В 1675 г. и в 1676 г. воевода в Юрьеве - Леонтий Иванович Киселев.
В 1677 г. и в 1678 г. воевода в Юрьеве - Григорий Афанасьевич Трегубов.
1677 г. - в писцовой книге по посаду города Юрьева-Польского значится: «Всего посадских 192 двора, да двор помещиков, да двор солдатский, да двор пустой. Обоего 195 дворов. Людей в них 594 человека (имеется ввиду мужчин)… Да в Юрьеве ж Польском в прошлом 189 (?) году (1670) из дворцовых волостей пришли собою крестьянские дети из сел , Городищ и Сорогошино... И всего в Юрьеве-Польском на посаде торговых и всяких жилецких ремесленных людей и прибылыми 197 дворов. Людей в них 614 человек».
1685 г. - в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
1686 г. - воевода в Юрьеве - Григорий Афанасьевич Трегубов.
1687 г. - воевода и наместник в Юрьеве - думный дворянин Никита Иванович Акинфов.
1693 г. - воевода в Юрьеве - Василий Антипьевич Коноплин.
1700 г. - воевода в Юрьеве - Афанасий Нарышкин.
1705 г. - на месте Успенской и Никитской церквей, находившихся рядом с Михайло-Архангельским монастырём, построена церковь Благовещения, существовавшая в течение всего XVIII в.

В 1708 г. город был приписан к Московской губернии .


План города Юрьев-Польского, нач. XVIII в.

1708 г. - воевода в Юрьеве - Петр Огарев.
1710 г. - 15 сентября в Юрьеве был большой пожар, сгорел Никоновский монастырь (сгорели каменная Никоновская и деревянная Никольская церкви) и Гостиный двор.

Начало светскому школьному образованию в России было положено Петром I-м. В 1714 г. начинают создаваться цифирные школы, в которые набирались дети дворян, приказных, служилых и посадских людей. Они должны были обучаться «цифири» (т. е. арифметике) и некоторой части геометрии.
1716 г. - в провинции России были посланы учителя. Во Владимирском крае лишь в Юрьеве-Польском была создана цифирная школа, где обучалось 18 детей «из шляхетства». Посадские люди обращались с просьбами в Сенат не принуждать их детей к учению, так как они должны помогать дома родителям.

В 1719 году обширная Московская губерния была по-новому разделена на 9 провинций. Это были: Владимирская, Московская, Переславль-Рязанская, Костромская, Суздальская, Юрьев-Польская, Переславль-Залесская, Тульская и Калужская провинции.
Юрьев-Польский назначен провинциальным городом Юрьев-Польской провинции Московской губрнии. В состав провинции входили города и Лух.

В 1720 г. у диакона г. Юрьева-Польского родился сын (1720-1782) - будущий профессор астрономии Императорской Академии Наук.
В 1722 г. в Николо-Введенский монастырь переведены монахини из .

1727 г. - Юрьев становится центром Юрьев-Польской провинции Московской губернии.
1735 г., 10 октября сгорели торговые ряды во 2-й раз, а в 1856 г. вновь устроены.
1736 г. – «при настоятеле архимандрите Леонтии и вся ограда выстроена каменная и по ней четыре башни малых» (ранее см. 1555 г.).
1763 г. - Екатерина II дала Указ Комиссии о каменном строении разработать для всех городов новые регулярные планы. Такой план был составлен и для Юрьева.
В 1767 г. головой города Юрьев-Польский был Дмитрий Бахметев. См.
Моровая язва, свирепствовавшая в 1771 году в Москве и потом во Владимире, не коснулась города Юрьева. В память этого заступления Божия быыло положено с того времени совершать ежегодно крестныый ход вокруг города в 10-ю неделю по Пасхе.

1874 г. - в Юрьеве учреждена должность полицейского надзирателя.
1877 г - завершено строительство каменных торговых рядов.
1877 г. - 17 июня - Елизавета Александровна Авдулина получила разрешение губернатора на открытие фотомастерской.
1877 г. – в июле набор ратников ополчения.
1877 г. - 21 сентября - Николаем Петровичем Бурдаевым получено свидетельство на право заниматься фотографией.
1877 г. - в Юрьев-Польском на полгода поселились несколько десятков пленных турецких солдат, попавших в плен в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.
Выставка сельских произведений и промышленности 9 августа 1879 г. в селе Ратиславе (Юрьевского уезда) – по случаю празднования 25-ти-летия деятельности Юрьевского общества сельского хозяйства.
1879 г. – 17 октября в Юрьеве открыта телеграфная линия.
в Юрьевском Георгиевском соборе в 1880 г.
1880 г. - московский 1-ой гильдии купец Косьма Прохоров основал в Юрьев-Польском красильно-отделочное производство. Переведено в Тверскую губернию в 1891 г.
1881 г. - 27 января комитетом министров в Петербурге утверждено "Товарищество Юрьев-Польской мануфактуры", учрежденное К.Прохоровым с сыновьями.
1881 г. – в конце октября закончено строительство каменного корпуса, в котором помещена сновальная.
1881 г. - 6 ноября утвержден устав Товарищества Юрьев-Польской мануфактуры.
1883 г. - родился известный ивановский поэт . В 1915 - 1916 гг. жил в Юрьев-Польском, где трудился на текстильной фабрике Овсянниковых и Ганшина. В это время написал одно из интересных своих произведений "10 писем другу", в котором ярко показал жизнь провинциального Юрьева того времени.
1883 г. - в сентябре окончена постройка Городского общественного клуба, что в Городском саду.

1885 г. - произошла первая забастовка рабочих фабрики товарищества Юрьев-Польской мануфактуры, вызванная снижением расценок и чрезмерным увеличением количества штрафов.
1885 г. - для снабжения своего ткацкого предприятия более дешёвым топливом, нежели дрова, купец К. Прохоров стал разрабатывать и добывать торф в Ненашевском болоте.
1886 г. – 17 октября начато учреждение Товарищества «Бр. Овсянниковы и А. Ганшин с С-ми» в Юрьеве.
1896 г. - Ганшиными возведён корпус на 250 станков, который долгое время носил название «малинник».
1887 г. – 23 января утверждено Фабрично-торговое товарищество «Бр. Овсянниковы и А. Ганшин с С-ми» в Юрьеве.
1887 г. – в сентябре Юрьев посетил цирк крестьянина Екатеринославской губернии Д.О. Камчатного.
1887 г. – в октябре Ганшиными куплена красильная фабрика Товариществом у сестёр Пашковых на реке Гзе в Юрьеве.
1888 г. - в Юрьев-Польском чиновником А. Нарциссовым была открыта первая в городе типолитография. Сначала она размещалась в Зарядье, в нижнем этаже хозяйского дома (сейчас это дом № 12 на Советской площади). Заведение было очень маленьким, и занимались в нём, главным образом, выполнением мелочных работ: печатанием объявлений, билетов, карточек, адресов и бланков, изредка печатались однодневные юбилейные газетки.
1889 г. – Ганшины купили старенькое запущенное красильное заведение на берегу речки Гзы.
1889 г. - вспыхнула забастовка рабочих фабрики товарищества Юрьев-Польской мануфактуры, связанная с низкими расценками и несправедливыми штрафами.
1891 г. - на среднеазиатской выставке фирма А.М. Ганшина получила золотую медаль.
1891 г. - в сентябре месяце устроен на красильной фабрике Товарищества артезианский колодезь.
1891 г. - голод! Неурожай хлебов почти во всей России…
1892 г. - сильная холера во всей России…
1892 г. - при Покровской церкви Юрьев-Польского образовался любительский хор, состоявший из людей разных занятий. Возглавлял его ветеринарный врач Н.И. Любимов.
1892 г. – 25 сентября при Петропавловском монастыре открылась женская церковно-приходская школа.
1892 г. - построена железнодорожная ветка Бельково - Юрьев-Польский.
1892 г. - в Юрьеве-Польском было принято городское Положение о выборах в Юрьевскую городскую Думу. По нему избирателями были дворяне, помещики, кулаки, купцы, крупные чиновники. Рабочие, крестьяне, ремесленники, кустари, мещане права избирать и быть избранными не имели. Не имели права голоса лица, не достигшие 25 лет, и женщины. Если последние чем-нибудь владели, то голосовали через мужчин по доверенности. В выборах не принимали участия некоторые чиновники, духовенство, прокурорский надзор, полиция, подсудимые, отрешённые от должности, объявленные несостоятельными, лишённые духовного сана или гражданского звания, поднадзорные (политические), содержатели кабаков, лица, за которыми числились недоимки налогов.
1892 г. – учреждено общество хоругвеносцев в городе Юрьеве.
1892 г. - в апреле произошла забастовка ткачей на Прохоровской мануфактуре.
1893 г. - 18 мая в городе возникло Добровольное пожарное общество.
1893 г. – 11 октября в 1-м часу в понедельник подана … в С.-Петербурге докладная записка Его Высокопревосходительству г-ну министру финансов С. Ю. Витте о ходатайстве по проведению железной дороги к Юрьеву.
1894 г. – 1 июня последовало Высочайшее соизволение на утверждение постройки железной дороги к г. Юрьеву.
1895 г. – 6 августа состоялась закладка вокзала при железной дороге в г. Юрьеве.
1895 г. – на месте старого красильного заведения на берегу речки Гзы Ганшины построили деревянный корпус, рассчитанный на 80 станков с паровым двигателем.
1895 г. - в Юрьев-Польском родился будущий Герой Советского Союза, генерал-полковник артиллерии Николай Сергеевич Фомин. Умер в 1987 г. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. Одна из улиц Юрьев-Польского носит его имя.
1896 г. - открыта железнодорожная ветка от Александрова до Юрьева-Польского.
1896 г. – продукция предприятий Юрьев-Польского приняла участие в Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
1896 г. - в ноябре произошел пожар на красильно-аппретурной фабрике Товарищества «Бр. Овсянниковы и А. Ганшин с С-ми».
1896 г. – 17 декабря пущена в ход механическо-ткацкая фабрика Т-ва «Бр. Овсянниковы и А. Ганшин с С-ми» в Юрьеве.
1896 г. – 21 декабря открыто пассажирское движение по Юрьев-Польской ветви железной дороги до г. Юрьева.
1897 г. – завершилось строительство каменного трехэтажного корпуса, первый этаж которого предназначался для размещения ткацких станков, второй – мотальный, верхний – для сновальный и шлихтовальных машин.
1897 г. – проводилась первая всеобщая перепись населения Российской Империи. По ней в уезде было 92 629 жителей (41 230 мужчин и 51 399 женщин). На 1 кв. вёрсту приходится жителей - 35,1 (по Владимирской губернии - 35,4 жителя). Грамотных оказалось 43 % мужчин и 10 % женщин.
1898 г. - в июне сгорел дом наследников В.В. Ганшина.
1898 г. – при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня, в которой получили приют 7 женщин.
1898 г. – 9 марта в Санкт-Петербурге вышел именной высочайший указ Императора Николая II министру путей сообщения, разрешающий обществу Московско-Ярославско-Ахангельской железной дороги соединить непрерывным рельсовым путем станцию Тейково и станцию Юрьев-Польский.
1898 г. - 22 октября был пущен в эксплуатацию участок железной дороги, соединявший Юрьев-Польский со станцией "Бельково".
1898 г. - Юрьевским городским головой избран юрьевский купец Пётр Иванович Абросимов.
1899 г. - 27 ноября из Юрьев-Польского впервые отправился поезд до города Тейково.
Очередное уездное земское собрание 1899 г. ассигновало Юрьевскому городскому управлению на 1900 г. 100 руб. в пособие на освещение подъездного пути от г. Юрьева до ст. железной дороги. На подъездном пути 24 фонаря, которые городским управлением сдаются для освещения подрядчику за плату по 6 руб. в год со штуки с его ремонтом, а всего ежегодный расход на освещение равняется 144 руб.

Copyright © 2015 Любовь безусловная