Чичиков резко отличается от помещиков и чиновников, с которыми. Отношение чичикова к помещикам Посещение Собакевича и Плюшкина

«Мертвые души» - одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя . Одна из главных тем, раскрытых автором - это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной мере раскрыть характеры героев.

Главным действующим лицом поэмы является коллежский советник средних лет с изворотливым умом и хитроумными планами. Чичиков путешествует по отдаленным городам России в поисках наживы, а наживается он по сюжету на скупке «мертвых душ» крестьян у богатых помещиков. Затем он их дороже закладывает и получает неплохой доход. Такой вот странный способ заработка придумал для себя главный герой.

Помимо описания Чичикова, Гоголь остановился на пяти интересных характерах, портретную характеристику которых обстоятельно описал. Это ленивый Манилов , дубинноголовая Коробочка , бесшабашный Ноздрев , жадный до предела Плюшкин и грубоватый Собакевич . Все эти помещики владеют собственными деревнями и большим хозяйством. У всех в распоряжении, как минимум, по восемьдесят крестьян, а у Плюшкина число работников доходит до одной тысячи.

Объединяет помещиков чувство праздности и духовной пустоты, чего мы не наблюдаем у главного героя. Автор оставил за ним возможность духовного возрождения и исправления, но все, что он совершает в первом томе, характеризует его пока как отрицательного героя. Что же общего у Чичикова с поверхностными и жестокими помещиками?

Сам по себе он не обладает такой же слащавостью или праздностью как Манилов, но попадая к нему в дом, ради достижения своей цели, он прекрасно подстраивается под хозяина и проявляет те же качества. То же происходит во время визита к другим помещикам. Чичиков знает, что найти подход к людям можно, проявив схожие качества, поэтому искусно играет свою роль.

Перед Собакевичем и Коробочкой он предстает практичным дельцом, перед Ноздревым - человеком, умеющим кутить и играть в карты, перед Плюшкиным - бережливым хозяйственником. Этот герой неутомимый изобретатель разнообразных афер, который одержим страстью накопления и приумножения прибыли. Он мечтает, как можно быстрее разбогатеть, построить дом и обзавестись семьей.

В отличие от других героев произведения, у Чичикова проявляются проблески души. Она у него не окончательно «омертвела», как у Плюшкина, например. Он замечает мучения крестьян, в душе искренне сочувствует им и ведет внутренние монологи. Тот факт, что он увлекся молодой барышней из мимолетного экипажа, не зная даже ее происхождения, свидетельствует о наличии души у героя.

Таким образом, посещая помещиков города N, Чичиков познакомился с самыми разными персонажами, которых объединяли праздность и духовная пустота. При этом, в погоне за своей главной целью, он смог найти подход почти ко всем, оставаясь верным своей практичности. Автор не вывел в своем произведении ни одного положительного героя, но образно показал уникальность и колоритность каждого.

«Образы помещиков в «Мёртвых душах»» - Вековое стояние. Сюжет. Пестрядевые мешочки. Идейно-композиционная роль Чичикова. Писатель. Построение поэмы. Крепкий дуб. История замысла поэмы. Изображение губернского города. Гоголевские помещики. Плесень. Помещик Ноздрев. Помещица Настасья Петровна Коробочка. Маятник. Повествование о жизненной судьбе.

«Образ Чичикова» - Зло. Образ Чичикова П.И. Ветхий домишко. Воспоминание. Мертвые души. Чичиков тих и малоприметен. Чичиков Павел Иванович. Деньги. Школьная жизнь. Надежда.

«Характеристика «Мёртвых душ»» - Манеры, речь. Поэма Н. В. Гоголя. Жива и будет жить поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Цели проекта. 1836 г. – отъезд за границу. Шесть лет работал Гоголь над своей поэмой, бесконечно переделывая ее. Методы исследования. Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Отвратительные черты.

«История создания «Мёртвых душ»» - Документированная история создания произведения. Значение произведения. Плюшкин. «Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме. Почему П.И. Чичиков посещал помещиков. Манилов. Ноздрев. Христианская философско-нравственная проблематика. Опорная схема к поэме «Мёртвые души».

«Гоголь Мёртвые души урок» - Роман. Охарактеризуйте помещиков. (Подтвердите своё мнение текстом). Кто изображён на иллюстрациях? А.С.Пушкин. Ответьте на вопросы: Повесть. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм. Кого из героев поэмы характеризует: Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.

««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Акварель - живописная техника. Художник увидел в поэме Гоголя всего лишь галерею монстров. XIX век. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Сергей Чайкун как бы ставит себя на место писателя. Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век).

Стараясь учтивым обращением расположить к себе старуху, в тех же интересах пытается! местами в разговоре попасть в тон ей. Вот примеры. Когда Коробочка угощает Чичикова и говорит: «Ас чем прихлебнёте чайку? Во фляжке фруктовая», - он подхватывает это просторечное слово: «Хлебнём и фруктовой». Когда Коробочка спрашивает его: «Ведь вы, я чай, заседатель?», - Чичиков опять же поддерживает разговор, вставляя типичное для хозяйки словцо: «Чай, не заседатель».

Поняв, что перед ним патриархальная, религиозная старуха (это она уже не раз обнаружила в своей речи), Чичиков решил сыграть и. на этой струнке хозяйки и использовал её набожность как раз в самый ответственный момент; именно перед самой просьбой о продаже мёртвых душ он выражает сочувствие своей собеседнице словами, взятыми из её же лексикона: «на всё воля божья»; «против мудрости божией ничего нельзя сказать».

Можно привести ещё многочисленные примеры, взятые из разговора Чичикова с Коробочкой, говорящие о том, что он с ней гораздо более прост и бесцеремонен в выражениях: «Уступите-ка их мне… или, пожалуй, продайте, я вам за них дам деньги». «Заседателя вам подмасливать больше не нужно». «По рукам, что ли?» «Хватили немножко греха на душу». «Дело яйца выеденного не стоит».

Непонятливую, упрямую старуху Чичиков старается убедить в неотложности сделки, отсюда в его речи следующие выражения: «Ну, теперь ясно?» «В них есть, в самом деле какой-нибудь прок?» «Понимаете ли вы это?» «Эх какие вы Что ж они: могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах».

Чичиков старается усовестить Коробочку: «Страм, страм, матушка! просто страм. Ну, что вы это говорите». «Эк куда хватили». Упрямая старуха выводит Чичикова из себя, и с его уст слетают бранные эпитеты в её адрес: «Ну, баба, кажется, крепколобая»; «эк её, дубинноголовая какая»; «проклятая старуха». Правда, все эти выражения Чичиков всё же держит «про себя». Но, наконец, чаша терпения переполняется, Чичиков теряет равновесие и всякую благопристойность, хвативши в сердцах стулом об пол и посуливши хозяйке черта, и прибегает к грубым и оскорбительным выражениям: «Да пропади они и околей со всей вашей деревней». «Словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест сена и другим не даёт».

Какая разница в сравнении с речью Манилова! С Ноздревым Чичиков ведёт себя очень осторожно, зная его разбитную и бесцеремонную натуру, и это сказывается с первых его слов.. Он не хочет ехать к Ноздрёву, так как это будет пустой потерей времени (за что он и досадует на себя), не желает рассказывать, куда держит путь. Поэтому он, чтобы как можно меньше привлечь внимания к своим словам, говорит: «А я к человеку к одному», и только дальнейшими домогательствами Ноздрёв вынуждает его сказать правду.

Чичиков вообще по-разному подходит со своей «просьбой» к каждому помещику. Манилова он почтительно и одновременно смело спрашивает: «Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку? …Как с того времени много у вас умерло крестьян?» В разговоре с Коробочкой он приступает к сделке, более окольным, витиеватым путём, стараясь сделать незаметным свой интерес к «мёртвым крестьянам». Недаром замечает: «повёл такие речи…» Деревенька, крестьянские души, фамилия хозяйки, продажа мёду, пеньки - вот темы их разговора, прежде чем он поставил интересующий его вопрос: «У вас умирали крестьяне?»

Вся дальнейшая сцена Чичикова с Ноздревым представляет собой стремление Чичикова всеми силами избавиться от всяких покупок, мены, игры в карты, пока, наконец, Ноздрёв не уговорил его играть в шашки. И речь Чичикова - это различные варианты его отказов: «Не нужен мне жеребец». «Да зачем мне собака? я не охотник». «Не хочу, да и полно». «Вовсе не охотник играть». И лишь когда Ноздрёв нечестной игрой в шашки задел личное достоинство Чичикова, он настойчиво защищает себя: «Я имею право отказаться (от игры), потому что ты не так играешь, как прилично честному человеку»; «партии нет возможности оканчивать»; «если ты играл, как прилично честному человеку». В последних двух выражениях слышится незаконченность мысли, вызванная естественной робостью Чичикова перед хозяином, наступавшим на него с чубуком в руках.

Совершенно иначе чувствует себя Чичиков у Собакевича, хозяина сметливого и сурового, давящего своим присутствием.

Нужно отметить, что Чичиков, более обходительный, чем Собакевич, вынужден был первым заговорить, видя, что «никто не располагается начинать разговора».

Он начал с расхваливания городских чиновников, полагая найти благоприятную тему для установления контакта с собеседником. Похвалив председателя («прекрасный человек»), губернатора («превосходный человек») и не найдя поддержки в словах Собакевича, он упоминает о полицеймейстере, думая здесь найти единогласие, так как полицеймейстер - друг Собакевича («более всех нравится полицеймейстер»).

В оценке этих чиновников Чичиков пытается занять ту же позицию, какую занял Манилов во время посещения его Чичиковым. Но результат оказался неожиданно иным: если Чичиков в оценке чиновников во всём вторил Манилову, то Собакевич, напротив, высказывает оценки, резко противоположные чичиковским.

В начале обеда между хозяином и гостем возникает спор относительно обедов в городе, в частности у губернатора. Собакевич ругает кухню губернатора, Чичиков возражает ему, но делает это деликатно, мягко, хотя и с достоинством: «У губернатора, однако ж, недурён стол… как приготовляется, об этом я не могу судить, но свиные котлеты и разварная рыба были превосходны».

Когда Собакевич приготовился слушать, «в чем было дельце», «Чичиков начал как-то очень отдалённо, коснулся вообще всего русского государства,… сказал, что по существующим! положениям этого государства, в славе которому пег равного, ревизские души, окончившие жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма», - т. е. начал той витиеватой, казённо-книжной речью, какой он умел говорить и производить бесспорно выгодное, впечатление на слушателей. Чичиков понимает, что с Собакевичем нельзя говорить попросту, что его кулацкая натура хорошо знакома со всякими чиновничьими тонкостями, что с ним нужно вести себя официально, осторожно и дипломатично. Не случайно отсюда и «несуществующие» души вместо «умершие» - это сказано и осторожно, и мягко.

Характерно, что Чичиков) повторяет это определение и после того, как Собакевич прямо и резко назвал их «мёртвыми».

Последний помещик, которого посещает Чичиков, - Плюшкин, подобен по стремлениям К. и С. , но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни - это накопление вещей. В итоге он не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Всё, попадающееся ему под руку, представляет интерес. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этого. В отличие от других помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определённом этапе деградации Плюшкин перестаёт испытывать потребность в общении с людьми. Своих детей он стал воспринимать,как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказался в полном одиночестве. Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика. ***Чичиков

В "М. д. " Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим "великодушием".

Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой "оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько", а прочитав, "свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось". Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: "...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич". В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: "...и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх", но он тоже "мертвая душа", ибо ему недоступна радость жизни.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: "не красавец, но и не дурной наружности", "не слишком толст, не слишком тонок", "человек средних лет" - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. "Самоотвержение", терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.

Чичиков вынужден бежать из города, но на этот раз он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему безликому "счастью", и всё остальное для него теперь уже неважно.