Чем занимаются дети дирижера валерия гергиева. Это… звериная жестокость! Дочь Валерия Гергиева - Наталья

Валерия Гергиева в Туле любят: в зрительном зале почти не было пустых мест. В наш город дирижер приехал на поезде, с перрона - сразу же на встречу с губернатором Алексеем Дюминым. По признанию артиста, в ходе встречи обсуждались важные для культурной жизни региона вопросы. Один из них - возможность проведения в Туле концерта в честь юбилея известного композитора Родиона Щедрина.

Перед концертом Валерий Гергиев уделил время прессе.

Валерий Абисалович, недавно Вы отпраздновали юбилей. И очень приятно, что вскоре после такого события Вы приехали в наш город. С каким настроением сегодня выходите на сцену?

Настроение прекрасное! Я уже третий раз в Туле. До этого выступал здесь в 2013 и 2016 годах. А сегодня мне удалось пообщаться с Алексеем Геннадьевичем.

У нас есть интересные задумки, благодаря которым через шесть-семь месяцев Тула сможет выйти на интересные проекты.

С нашим участием, разумеется.

У нас плотный гастрольный график. Уже сегодня вечером мы будем выступать в Курске, а потом двинемся на юг России. Позади выступления в 34 городах! Все они - в рамках XVI Московского Пасхального фестиваля.

- Чем порадуете тульскую публику?

Мы сыграем классическую симфонию Прокофьева, симфонию №5 Чайковского, увертюру Мендельсона «Сон в летнюю ночь». «Сон в летнюю ночь - замечательное произведение! Мы исполним не всю сюиту, но рассчитываем, что туляки все равно воспримут ее на ура. Выступать будем с большим удовольствием. Несмотря на то, что вчера была тяжелейшая программа, которая закончилась очень поздно, оркестр настроен позитивно, все в хорошей форме!

- Ваш Пасхальный фестиваль живет не первый год. Какие изменения происходят в программе?

Мы стараемся охватить все больше регионов и аудитории, в том числе - детской. Также играем в гарнизонах, дворцах офицеров, кадетских училищах - везде, где будет понятна наша музыка. Каждый год оркестр уделяет особое внимание одному из великих композиторов - Прокофьеву, Шестаковичу, Рахманинову. При этом исполняем не только знаменитые произведения, но и те, которые на слуху далеко не у каждого. В этом году плотно занимаемся творчеством Стравинского. Я считаю, такая концентрация помогает сотням любителей классической музыки лучше узнать своего любимого композитора. Я принимаю, уважаю и люблю произведения французских, немецких, итальянских и других классиков. Но русскую классику я считаю непревзойденной. Ведь каждую секунду в мире где-то звучит композиция российских композиторов. Я счастлив, что за 28 лет, в течение которых я возглавляю Мариинский театр, мы сумели охватить необъятный мир русской классической музыки.

- А как начинался ваш путь руководителя?

Тогда, 28 лет назад, мы провели прекрасный фестиваль в честь Мусоргского и показали все пять его опер. И этому правилу - делать что-то яркое и запоминающееся - я стараюсь не изменять. И коллектив меня в этом полностью поддерживает. Я считаю, у нас все получается, даже несмотря на большие нагрузки и временные трудности. Во-многом, этим успехом я обязан потрясающему составу оркестра.

Коллектив я бы назвал одним словом - могучий.

Он быстро переходит с одной стилистики на другую и умеет улавливать настроение публики.

- Получается, ваш коллектив - не только виртуозы, но еще и единомышленники…

Именно так. Не хочется говорить об этом слишком громко и часто, но я очень счастливый руководитель. Ведь я возглавляю большой коллектив мирового класса! Сфера оперы, балета, симфонической и оркестровой музыки настолько глобальна, что выделяться и оставлять значимый след в ней - огромная заслуга. У нас это получилось. Об этом можно судить хотя бы по тому, какую географию мы охватываем своими выступлениями. Япония, Польша, Китай, Чили, Бразилия, Куба, Аргентина, Финляндия… Но самое главное - Россия. Выступать по регионам нашей страны - ответственная и интересная миссия. Здорово, что здесь нас встречают с любовью.

Досье myslo

Валерий Абисалович Гергиев - советский и российский дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года, председатель Всероссийского хорового общества, Народный артист РФ, пятикратный лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ.

Самый финансово успешный российский музыкант-2012 (по версии журнала «Форбс»).

жена Наталья Дзебисова,

сыновья Абисал (г.р. 2000), Валерий (2001 г.р.),

дочь Тамара (2003 г.р.),

внебрачная дочь Наталья (1985 г.р.).

Почти вся творческая биография Валерия Гергиева связана с Мариинским театром, которым он руководит почти тридцать лет. Посвящая основную часть времени музыкальному творчеству, Валерий Абисалович практически не оставлял его на личную жизнь, и только встреча с певицей Натальей Дзебисовой заставила его задуматься о создании семьи.

Они познакомились в 1998 году на конкурсе «Петропавловские ассамблеи» - Наталья сразу понравилась жюри, а особенно Валерию Гергиеву, который, несмотря на огромную разницу в возрасте, составлявшую двадцать восемь лет, не побоялся предложить молодой певице руку и сердце.

На фото - Валерий Гергиев с женой

Свой роман они держали в тайне, и только перед самой свадьбой поставили в известность об этом важном событии в своей личной жизни всех родственников, друзей и коллег.


Наталья Дзебисова

Будущая жена Валерия Гергиева родом из Владикавказа, где она закончила училище имени своего мужа, в этом же городе состоялась и их свадьба, на которую было приглашено более тысячи гостей.

Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Абисаловича. За годы семейной жизни жена Валерия Гергиева подарила ему троих детей - двух сыновей, Абисала и Валерия, и дочь Тамару.

Валерий Гергиев с сыном

У художественного руководителя Мариинского театра есть еще один ребенок - дочь Наталья, которую родила Елена Остович, но случилось это еще до того, как Валерий Абисалович познакомился со своей будущей женой.

Выдающийся дирижер мог и раньше устроить свою личную жизнь и обзавестись собственной семьей, но только Наталья оказалась единственной женщиной, которая понравилась маме Валерия Абисаловича, к мнению которой Гергиев всегда прислушивается.

По работе Валерию Гергиеву приходится много летать по всему миру - он не только дает концерты и гастролирует, но еще является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра, восемь лет руководил Лондонским симфоническим оркестром. В то время как он колесит по миру, его жена и дети ждут его дома.

Краткая биография Валерия Гергиева

Будущий руководитель Мариинского театра родился в Москве в 1953 году, а когда ему исполнилось семь лет, мама отвела его в музыкальную школу, где уже училась его сестра Светлана. Приняли Валерия не сразу, поскольку педагоги сначала не разглядели в нем музыкальных способностей.

На фото - Валерий Гергиев в молодости

Тогда главным увлечением у него была не музыка, а футбол, о котором Гергиев думал все время, пока шли занятия.

Тем не менее, он очень быстро стал одним из самых успешных учеников, и преподаватели поверили в его талант.

Мама сделала все, чтобы сын стал музыкантом - после школы он поступил в Ленинградскую консерваторию, и уже во время учебы стал победителем международного конкурса дирижеров.

После окончания консерватории Валерий Гергиев был принят в Кировский (Мариинский) театр на должность ассистента главного дирижера, а через год уже самостоятельно дирижировал оперой Сергея Прокофьева «Война и мир».

Его карьера развивалась более чем стремительно - музыке он посвящал все свое время, и вершины творчества покорялись ему одна за другой.

В тридцать пять лет Валерий Гергиев уже руководил театром, а его коллектив быстро приобрел авторитет международного уровня.

При Валерии Абисаловиче в театре открылась Академия молодых оперных певцов, начали проводиться престижные музыкальные фестивали.

Заслуги Гергиева отмечены многочисленными наградами, орденами и медалями. Он носит звание «Артист мира», «Почетный гражданин» нескольких российских и зарубежных городов.

Валерий Гергиев – дирижер Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров. Несколько десятилетий остается бессменным худруком Мариинского театра. Талант музыканта восхищает, Гергиеву удалось открыть русскую музыку западному зрителю.

Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Единственного сына Гергиевы назвали в честь летчика-испытателя , который первым совершил беспересадочный перелет через Северный полюс. Родители – осетины по национальности, отец Абисал Заурбекович Гергиев командовал батальоном во время войны.

К сожалению, когда Валерию исполнилось 13 лет, отца не стало. Детей воспитывала мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева. У Гергиева есть две сестры – Лариса, которая стала признанной пианисткой, оперным режиссером, получила звание Народной артистки России, и Светлана.

В 7 лет Тамара Тимофеевна привела сына в музыкальную школу, где уже занималась старшая дочь. Самого Валерия больше занимала игра в футбол, поэтому мальчик беспокойно поглядывал в окно, слушая преподавателя. Педагог наиграл мелодию и попросил мальчика повторить ритм. Валерий Гергиев повторил. Преподаватель не сдавался и попросил сделать то же самое еще раз – мальчик решил импровизировать. Учитель вынес вердикт: у Валерия нет слуха, пусть лучше занимается футболом. Позднее, вспоминая тот случай из детского периода собственной биографии, знаменитый дирижер скажет, что попытался усовершенствовать музыкальный ряд, а педагог этого не понял.


Мать добилась, чтобы сына зачислили в музыкальную школу, где тот быстро стал лучшим учеником. Уроки музыки и дворовые игры не мешали Валерию хорошо учиться в обычной школе – мальчик участвовал в математических олимпиадах. До смерти отец успел научить сына всегда идти к собственной цели и выполнять обещания, а еще любить семью.

В 1972 году Валерий Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию и проучился там 5 лет в классе Ильи Александровича Мусина, создателя ленинградской дирижерской школы. По словам музыканта, жизнь в общежитии стала первой школой жизни. Там же Валерий влюбился в русскую классику и , это была любовь с первой ноты, которую дирижер пронес через жизнь.

Музыка

Впервые Валерий Гергиев громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале им. Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил гран-при. Затем была следующая победа – на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.


После окончания консерватории Валерий Гергиев работал ассистентом дирижера в Кировском театре. Через год, в 1978 году Валерий впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера «Война и мир». Затем четыре года Гергиев руководил оркестром в Армении, а в 1988 году стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности Валерий Гергиев организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству , 1991 – , а 1994 – а. Следующий фестиваль состоялся в 2006 году в Лондоне и был приурочен к столетию со дня рождения .

В 90-х Валерий Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году Гергиева пригласили дирижировать в филармоническом оркестре в Роттердаме. Как приглашенный дирижер Гергиев сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

2007 год начался для Валерия Гергиева с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением. На закрытии зимней Олимпиады-2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Гергиева и – 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.


В 2014 году Валерий Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству . Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Бизе-Щедрина.

Но главное достижение Гергиева – Мариинский театр, который музыкант возглавляет уже 20 лет. Валерий Гергиев стал художественным руководителем и директором «Мариинки» в 1996 году и делал все возможное и невозможное, чтобы труппа стала лучшей в мире.


С труппами собственного театра худрук проводит 250 дней в году. За годы, проведенные в нем, Гергиев воспитал многих певцов мировой величины, обновил репертуар, включив произведения русских классиков. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с . Музыканты вместе дают концерты, проводят музыкальные фестивали, а также выезжают на мастер-классы по музыкальным учебным учреждениям России.

5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр «Мариинки» дал концерт «С молитвой о Пальмире». Дирижировал Валерий Гергиев.

Народный артист РФ, лауреат государственных премий, многократный обладатель премий «Золотая маска» и «Золотой софит», других престижных наград Валерий Гергиев остается верен музыке и родному театру.

Личная жизнь

У Валерия Гергиева были увлечения в молодости, в основном оперными певицами. Но мать каждый раз просила сына подумать, какой та будет матерью и женой, поэтому дирижер не спешил к кардинальным переменам в личной жизни.

С будущей женой Валерий познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Осетинка Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе, попала в число лауреатов и, сама того не ведая, завоевала сердце маэстро. Роман вспыхнул сразу, но первое время молодые встречались тайно. Наталья была вдвое моложе Валерия.


В 1999 году влюбленные поженились – свадьбу праздновали во Владикавказе с размахом. На торжество съехались более тысячи гостей из разных уголков России и СНГ. Через год в семье родился первенец Абисал. В 2001 году появился на свет второй сын Валерий, а в 2003 году – дочь Тамара. Семейные фото маэстро нередко появляются в сети.

Журналисты писали, что у Валерия Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году от связи с филологом Еленой Остович.

Валерий Гергиев сейчас

Сейчас Валерий Гергиев ведет активную творческую деятельность. Осенью маэстро провел дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», участниками, прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».


В декабре Валерий Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провели заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале . Все подробности творческой жизни дирижер освещает на официальном сайте .

Проекты

  • Фестиваль «За мир на Кавказе» во Владикавказе
  • «Миккели Фестиваль» в Финляндии
  • Фестиваль Красного моря в Эйлате
  • Киров–Филармония
  • Роттердам Филармоник
  • Московский пасхальный фестиваль
  • «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге

Гергиев Валерий Абисалович - человек, который открыл русскую музыку всему миру, музыкант, дирижёр, обладатель государственных наград, званий и премий, среди которых почётные звания Народного Артиста России, Украины, Северной Осетии, почётный гражданин Владикавказа. Валерий Абисалович известен далеко за пределами России. С 2007 по 2015 годы возглавлял Лондонский симфонический оркестр. В конце 90-х руководил оркестром Мюнхенской филармонии. Свои знания, умения и навыки Гергиев активно передаёт молодому поколению, возглавляя деканат искусств СПбГУ.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Гергиеву

Валерий Гергиев - яркая личность современной оркестровой музыки. Свой творческий путь он начинал в 70-е годы прошлого столетия, но пик его популярности пришёлся на конец 20 - начало 21 века. Тогда его имя зазвучало в Европе, сперва в Германии, затем в Англии, позже он стал настоящей звездой Южной Осетии, в открытую выступив против агрессии Грузию по отношению к Республике. Тогда же поклонники симфонической музыки стали интересоваться, каковы Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Гергиеву.

Сегодня эта информация не является секретной, рост музыканта 171 см, вес 68 кг, возраст - 65 лет.

Биография и личная жизнь Валерия Гергиева

Валерий Гергиев появился на свет 2 мая 1953 года в Москве, в многодетной семье, у него есть 2 сестры. С самого детства проявлял любовь к музыке, имел незаурядный слух. Тем примечателен факт, что в музыкальную школу будущую звезду взяли не сразу. Подростком Гергиев был активным и на момент, когда мать привела его показать в музыкальную школу, игра в футбол интересовала мальчишку куда больше, чем занятия музыкой. Но музыкальное образование Гергиев всё же получил.

С 1972 года Валерий носит почётное звание студента Ленинградской консерватории.

В 1976 его имя загремело в Германии, он взял гран-при конкурса Герберта фон Караяна, а чуть позже триумфально выступил на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

Свою карьеру дирижёра Гергиев начинал в 1977 году с должности помощника дирижёра Кировского театра (ныне Мариинский). Спустя 11 лет, он занял место своего руководителя, а позже стал и худруком театра. Первыми большими проектами Гергиева на посту главного дирижёра «Мариинки» стал цикл концертов, посвящённых юбилеям великих музыкантов (Чайковский, Прокофьев, Римский-корсаков). В это время артист активно гастролирует по Европе: Германия, Англия, Нидерланды - список далеко не всех государств, где успел отметиться маэстро.

В 1999 году Гергиев женился на начинающей певице, Наталье Дзебисовой. Через год у семейной пары родился сын, годом позже появился второй ребёнок, а в 2003 на свет появилась единственная дочь Гергиева.
Сегодня Валерий Гергиев, известен не только, как музыкант, но и как активный общественный деятель. Так в 2008 году он ярко высказался против оправдания военной агрессии Грузии по отношению к Южной Осетии, выступал с оркестром в столице Республики, Цхинвале. В 2012 году поддержал политику России по отношению к соседней Украине. Гергиев дважды был доверенным лицом действующего президента России (президентские гонки 2012 и 2018 гг.) В 2016 году вместе с оркестром театра выступал в Сирии

Биография и личная жизнь Валерия Гергиева раскрывает его, как музыканта, творческую личность с большими амбициями на поприще общественной жизни РФ.

Семья и дети Валерия Гергиева

Родители Гергиева с детства прививали детям любовь к музыке. В результате фамилию Гергиев на музыкальном поприще прославляет не только Валерий Абисалович, но и его сестра Лариса (Народная артистка РФ и Украины). Кроме этого у Валерия есть ещё сестра Светлана.

Семья и дети Валерия Гергиева - главные ценности в жизни музыканта. В 1999 году он связал себя узами брака с Натальей Дзебисовой, коей верен вот уже 19 лет. В браке воспитываются трое детей: сыновья Абисал, Валерий и дочь Тамара. Кроме этого Гергиев имеет внебрачную дочь Наталью, рождённую задолго до знакомства с нынешней супругой.

Сын Валерия Гергиева - Абисал

Старший сын Валерия Гергиева, названный в честь дедушки. Пошёл по стопам отца и сегодня является полноценным членом Мариинского театра. Принимает участие во всех детских музыкальных проектах учреждения. Является учеником Средней специальной школы при консерватории Санкт-Петербурга. Любовь к музыке стал проявлять с самого детства, что вмиг было поддержано отцом.

Сегодня сын Валерия Гергиева - Абисал, уверен, что хочет связать свою жизнь исключительно с музыкой и театром. Хотя и не любит публичности, зачастую избегая общения с прессой. Именно поэтому мы так мало знаем об этом однозначно талантливом молодом человеке.

Сын Валерия Гергиева - Валерий

Второй сын Валерия Гергиева - Валерий, родился спустя год после первенца, в далёком 2001 году. Сейчас парню 17 лет. От прессы своего младшего отпрыска Гергиев охраняет как может.

Неизвестно чем занимается Валерий, пошёл ли по стопам отца или имеет совершенно другие увлечения. Все вопросы о его жизни пока остаются для средств массовой информации тайной. Передал ли частичку своего таланта Валерий Гергиев старший, сыну тёзке, также неизвестно. Возможно после совершеннолетия парень, выйдя из-под опеки родителей. Лично расскажет нам о себе и о жизни под опекой знаменитого на весь мир отца.

Дочь Валерия Гергиева - Тамара

Дочь Валерия Гергиева - Тамара - младший ребёнок в большой дружной семье Гергиевых. Родилась Тамара в 2003 году. Информации о дочери маэстро Тамаре в сети практически не найти, за исключением семейных фотографий, которые время от времени появляются на страницах Гергиева в социальных сетях.

Тамара растёт симпатичной девочкой и судя по фотографиям с детства приобщается к музыке. Принимала участие в концерте общества Рахманинова в Мариинском театре, вместе со старшим братом, Абисалом. Как и другие дети Гергиева, Тамара растёт в тени звёздного отца. Поэтому о её жизни прессе также известно немногое.

Дочь Валерия Гергиева - Наталья

Внебрачная дочь Валерия Гергиева - Наталья известна в музыкальная кругах, как фронтмен провокационного коллектива Night dream legacy. Группа играет в стиле электропанк, Наталья является автором музыки и текста ко многим песням коллектива. Кроме этого она преподаёт в музыкальной школе Римского-Корсакова.

С отцом, как и с братьями и сестрой Наталья не общается. В виду плотного гастрольного графика и отсутствия общих тем. Отец не одобряет музыкальные вкусы Натальи и существование проекта Night dream legacy. Он считает, что Наталье стоит прекратить заниматься ерундой и отдать себя работе педагога.

Жена Валерия Гергиева - Наталья

Свою будущую супругу Гергиев впервые увидел на конкурсе Петропавловские ассамблеи» в 1998 году. Завязавшийся роман долгое время скрывался в виду большой разницы возрасте, но в 1999 году пара заявила о намерении зарегистрировать брак. К этому подтолкнуло взаимопонимание между Натальей и матерью Гергиева, к мнению которой он очень прислушивался.

Сегодня Жена Валерия Гергиева - Наталья является оплотом семейного очага, воспитывает троих детей и во всём поддерживает звёздного супруга. Сама Наталья тоже связана с музыкой, она певица. В своё время окончила училище им. Гергиева.

Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева

Валерий Гергиев, несмотря на возраст является активным пользователем социальных сетей. Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева представляют пользователям сети интернет полную картину жизни и творчества артиста во все периоды.

В его инстаграме появляются актуальные фото с последних выступлений, а также семейные фотоснимки. Кроме этого дирижёр имеет аккаунты в популярных социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте. А также собственный сайт, где есть афиша его выступлений и актуальные новости, связанные с его творчеством. Таким образом 65-летнего Гергиева, можно смело назвать прогрессивным человеком.

Беседу вела Валентина Серикова

Реальный успех Валерия Гергиева затмевает все мифотворчество «пиара». Гергиев принял Мариинский театр в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Сейчас слово «Мариинка» превратилось в музыкальный брэнд мировой значимости.
Личная жизнь маэстро - тайна за семью печатями. Известно лишь, что в 1999 году он, знаменитый холостяк, взял в жены 19-летнюю Наталью Дзебисову. Год спустя родился первый наследник, названный в честь Гергиева-деда, а затем еще один сын и дочь.

- Валерий Абисалович, кто помог в свое время преодолеть трудности и поднять театр?
- Прежде всего - коллектив: он трудился. Ведь можно найти спонсора, уговорить дать деньги. Но все усилия сведутся к нулю, если нет качественной труппы, способной, как магнитом, притягивать зрителей не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других мировых столиц. Конечно, помогли и мои молодые годы, и способность работать чуть-чуть больше остальных. Если б я работал меньше, люди сразу бы почувствовали. Да, я не жалел коллектив, и ему приходилось трудиться в пять, в десять раз интенсивнее, чем прежде, но еще больше не жалел себя. Это все знают. Я никогда не уходил из театра раньше часа ночи.
Очень много было сделано. Надо знать и понимать, что у нас оркестр - 250 человек, Академия молодых певцов - 150 человек, огромная балетная труппа. Ее многие считают лучшей в мире, по крайней мере, одной из двух-трех лучших совершенно точно. За последние 15 лет мы поставили более 100 новых спектаклей, это очень большая цифра.
- Гастроли вашего театра проходят на сценах театров - мировых музыкальных лидеров: нью-йоркской Метрополитен-оперы, лондонского Ковент-Гардена, миланского Ла Скала, парижской Гранд-опера и др.
- Да, Мариинка довольно часто бывает за границей. На гастроли выезжает по 300-400 человек. Правда, не всегда с моим участием. Так что театр активный, и мы стараемся распределять свои силы одновременно чуть ли не на все пять континентов.
В Америке мы выступаем на самых известных площадках с идеальной акустикой, это крайне важно.
- Как продвигается ваша собственная работа в Америке?
- Я много дирижирую в Метрополитен-опере, может быть, даже слишком много. Среди самых интересных последних работ - произведения Стравинского: балет «Весна священная», опера «Соловей» и опера-оратория «Царь Эдип». Но событием едва ли не более важным стало для меня выступление оркестра Мариинского театра на открытии сезона в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Для Америки открытие сезона - очень большая и важная акция, даже не знаю, с чем можно сравнить. В российской современной культуре нет таких параллелей. А там начало и конец театрального сезона, безусловно, главные события года. Один этот концерт, собравший, кажется, всех патронов и спонсоров, принес Карнеги-холлу $2,6 млн.
Оркестр играл замечательно. Мы оказались в центре внимания всей музыкальной Америки. Обычно я не люблю расписывать свои достижения, нет необходимости. Но США - государство, где много всего происходит, один из центров мировой культуры, поэтому такой резонанс важен. А Россия закрепила за собой славу страны, продвигающей на мировую сцену талантливых певцов и музыкантов. Тут мы лидируем. Мою точку зрения, кстати, разделяют многие.
- В Метрополитен-опере работают артисты, уехавшие из России, певцы, в частности. Встречаете ли старых знакомых?
- Там, наверное, 20% - российские певцы. Из них примерно 70% - из Мариинского театра. Америка жителей всего постсоветского пространства считает и называет русскими - и русских, и армян, и украинцев. Я, например, осетин, но мне не обидно, когда меня называют русским, потому что мы всем обязаны колоссальной советской музыкальной школе. Но Россия, может, чуть раньше других бывших республик поняла, что надо укреплять свои главные культурные символы.
- Все это хорошо, Валерий Абисалович, но ведь нужен слушатель, зритель.
- На Пасхальном фестивале в Москве, а он уже стал ежегодным, на открытом воздухе нас слушает до полумиллиона людей. Цифра сопоставима с населением крупного французского или немецкого города. Поэтому я бы не говорил об упадке.
У классической музыки масса поклонников. Уменьшилось ли их число, я не знаю. Но до сих пор на своих концертах я вижу множество людей, в том числе молодых, которые хотят слушать такую музыку. Следовательно, ситуация с классической музыкой не такая уж плохая. И неважно, есть при этом световое шоу или нет.
- Деньги тоже имеют не последнее значение, и вы их нашли…
- Должен сказать, что лет шесть назад спонсорская поддержка в России отсутствовала. А сегодня только спонсорские средства составляют $10 млн в год, причем большая часть - российские деньги.
Я в очередном перелете из Америки не спал и посмотрел два фильма - замечательный чешский и менее качественный американский. И это при том, что бюджет чешской картины раз в сто меньше, чем американской. Мой «мэссидж» читателю в связи с этим такой: далеко не все зависит от денег. Талант, интеллект, острота важнее, чем финансовые вложения.
- Согласна, но вы себе такие «мэссиджи», или послания, позволяете, потому что есть поддержка.
- Да, наш генеральный спонсор - «Газпром». Все изменилось, когда поднялись и железные, и бархатные занавесы. Мы летаем над Европой десятки раз в год и в принципе можем приземлиться и выступить в любом городе. Однажды примерно по такой схеме мы организовали концерты Ла Скала. Я договорился с «Газпромом», который дал два самолета. Останавливались в Вильнюсе, Петербурге и Москве, еще и в Польшу залетели. Красивая получилась акция. «Газпром» и не заметил трат, а для зрителя и слушателя приезд национальной гордости Италии стал грандиозным событием.
Немаловажно, что многих первых лиц страны я знаю лично: прямой разговор всегда результативен.
В целом в России дела идут намного лучше, чем три года назад. Намного! Это касается и поддержки культуры. Правда, вкусы становятся несколько буржуазными, что называется, новорусскими. Но со временем все станет на свои места.
- В ваших, замечу, нечастых интервью вы говорите в основном о работе. Расскажите о собственной жизни. От кого у вас любовь к классической музыке?
- От родителей. Правда, отец - офицер, бывший фронтовик - рано ушел из жизни: сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому успел меня научить.
В музыкальной школе сказали: «У этого мальчика нет чувства ритма и музыкальной памяти». Хотя я упрямо и настойчиво выстукивал нужный ритм (точнее, чем экзаменовавшие), все равно получил двойку. Маме не хотелось мириться с мнением педагогов, и мы пошли к другим.
В школе я побеждал на математических олимпиадах, и в конце концов учителя вызвали родителей в школу и заявили: «Ваш сын - прирожденный математик, а вы отвлекаете его музыкой». Родители рассудили иначе, и я продолжил занятия, поскольку страсть к музыке оказалась сильнее.
В том, что у меня все так сложилось, огромная заслуга моей семьи. Мама никогда не руководила театром, но, когда я в своей работе готов был сделать ошибку, она всегда это понимала и предупреждала меня. И что удивительно, всегда оказывалась права.
- Вы сформулировали для себя принцип руководства театром?
- Безусловно. Лидер должен быть лидером. Если он не идет впереди дивизии или театра, дело не двинется. Вот в семь часов вечера в зрительном зале потушили свет - и надо что-то делать на сцене. Приказами: делай это или то - здесь не ограничишься, тут природные качества нужны. Творческому организму надо ощущать присутствие вожака.
Я не стараюсь намекать на свои лидерские качества, но должен сказать, что себя я не щадил. Не говорю, что был талантливым дирижером, или очень красиво дирижировал, или много думал о музыке - это все лишние слова. Но в жизни физически вожак должен беречь себя в последнюю очередь, а коллектив - в первую, прежде всего. Других удачных рецептов я не знаю.
Лидер ставит перед собой грандиозные цели и идет к ним без ссылок на плохое государство и «про нас забыли». Я категорически не принимаю такие установки. Если ты лидер - пробейся к президенту, премьер-министру, дай гневное интервью, сделай что-то! 1991-1995 годы были для нас самыми жуткими. Но мы были молоды, а я - так еще, можно сказать, и зверски энергичен. Потому что не мог спокойно видеть, как национальные символы рушатся один за другим, будто карточные домики. Сегодня уже можно говорить об этом без надрыва, а в то время все разваливалось и все разбегались. Но нам удалось сохранить былое величие Мариинки.
- Откуда берет начало ваш опыт руководителя?
- С молодости. Дирижеру перед генеральной репетицией с участием 300 человек: оркестра, хора, певцов, ассистентов режиссера, осветителей и так далее - надо уметь заинтересовать их. Как только дал слабину, или даже еще до того - и тебя уже никто не слушает. Иногда стоит решиться на неординарный поступок, неожиданный, заставляющий обратить на себя внимание. Мне едва исполнилось 28 лет, когда мне предложили возглавить оркестр в Армении. Наездами: я не мог уехать из Ленинграда. По сравнению с театром оркестр показался совсем маленьким коллективом. Но он мне был необходим, несмотря на то что затея стоила здоровья: приходилось очень много летать. Зарабатывал я прилично, к тому же меня всегда вкусно кормили в домах моих друзей, спасибо им. Но все гонорары уходили на перелеты. С Божьей помощью я все выдержал и вышел из этой истории с колоссальным опытом.
- Скажите, а солистов из других театров страны вы в свои проекты не думали привлекать?
- Я не хочу никого перетаскивать к себе специально. Мы живем уже в совершенно другом мире: не обязательно приносить трудовую книжку и отмечаться в табеле. Метрополитен-опера, например, не имеет собственных солистов, она просто заключает контракты с дарованиями и дает им возможность через два-три года проявить себя.
Наша система гораздо мобильнее. Если я сам замечаю или мои помощники рекомендуют мне талантливого исполнителя, есть все шансы буквально за три-четыре месяца вывести его в звезды. Я люблю рисковать, хотя иногда риск заканчивается неудачей. Может, и не стоит взваливать на молодые плечи такие испытания, но так мы работали в 90-х годах в трудных финансовых условиях. Не бегали по кабинетам в поисках денег, а просто делали много чего интересного и хорошего. Потом скорее за нами бегали, чтобы показать в Японии, Европе или Америке. Богатство наше измерялось не бюджетами, а идеями.
Не так давно мы поставили весь цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера на немецком языке - огромный труд с фантастическим сценографическим решением. Кому-то нравится, кому-то нет. Но эта работа не уступает образцам, которые по многим показателям считаются сегодня лучшими в мире…
- Кстати, насчет «кому-то нет». Вы следите за критическими отзывами о постановках Мариинки?
- Знаете, великий дирижер Джордж Шолти однажды сказал мне: «Никогда ничего о себе не читай. Потому что если будешь верить хорошему, то должен поверить и плохому». Я его послушался и не читаю, хотя, разумеется, и не пренебрегаю мнением о наших спектаклях.
- О вас изредка можно услышать: «менеджер Мариинки»…
- Для генерального руководства театром не обязательно быть менеджером, но важно не быть полным дураком. Я не Сорос и не Билл Гейтс, у меня нет своего бизнеса. Но я возглавляю один из самых крупных и динамичных театров России и мира. У нас есть спектакли по $3 млн, большие проекты. Что-то я беру на себя, что-то берут на себя мои помощники. Бывает, ругаемся, не сходимся во мнениях, но без оскорблений и без ненависти. Мы стараемся полностью изжить в театре желчную зависть друг к другу. Проявления недружелюбия абсолютно не поддерживаю, эту отраву надо искоренять.
- Своих сыновей на родину, во Владикавказ, уже возили?
- Наверное, я виноват перед сыновьями, что пока не привез их в Осетию. Сам я рос без выставления на показ. У меня были причины считаться не самым незаметным мальчиком в этом городе, но меня никогда специально не «демонстрировали». И слава богу. Я не думаю, что надо портить детство ребенку. Я в этом убежден, иначе с человеком происходят вещи, которые потом трудно поправить.
- Музыкальное училище, где вы учились, носит ваше имя. Что вас с ним теперь связывает?
- Вы знаете, училище названо моим именем, скорее всего, для того, чтобы поощрить надежды как родителей, так и самих юных музыкантов. Все-таки по происхождению я осетин, вырос в Осетии, многие меня там знают и, глядя на мою творческую судьбу, планируют собственное творческое и артистическое будущее. Я бы очень хотел, чтобы на всем Кавказе жизнь быстрее вошла в нормальное русло. Это замечательно красивый край, и там много талантливых людей.
- Вы много лет связаны с Питером. Можете назвать себя петербуржцем?
- Я не случайно попал в Петербург 30 лет назад. Вообще ничего не бывает случайным. Первый раз приехал в апреле, помню, шел снег, дул промозглый ветер - огромная разница с Владикавказом. А экзамены проходили в июне, в период белых ночей. Это было замечательно! Да и кто может выдержать искушение белыми ночами? Только человек без воображения, не способный видеть красоту вокруг себя. Хотя тогда я никак не думал, что свяжу жизнь с этим изумительным городом.
- Вам в Америке не предлагали постоянный контракт?
- Мое будущее здесь. А в Америке у меня масса друзей. Пять лет назад они отказывались верить, что я не ищу постоянное место в Нью-Йорке, хотя я совершенно определенно высказывался на этот счет. Единственный человек, который меня понял, - генеральный менеджер Метрополитен-оперы Джозеф Вольпе. Он сказал: «Мы, конечно, предложим Гергиеву позицию руководителя, но я знаю, что он не согласится, потому что “женат на Маринке”».
- Вы можете на репетиции появиться перед оркестром в футболке с коротким рукавом и на спектакле за пультом - в черной стильной рубашке. Что вам в одежде важно?
- То, что нравится и удобно. Одежда должна быть комфортной, ласкать тело. Не человек должен служить одежде, а она ему. Тем более что мне еще иногда надо размахивать руками. Модные марки для меня особой роли не играют, хотя я уважаю всех, кто добился успеха, модельеров в том числе.
- И последний вопрос. Вы живете в крайне насыщенном временном графике. Наверное, очень устаете?
- Я в таком графике живу уже много лет. Не считаю, что он самый лучший, но иного пока не смог наладить. Те, кто делает девять дел одновременно, всегда найдут время для десятого. Другие не могут сделать ничего, но постоянно жалуются на нехватку времени. По-настоящему деловые люди на поверку оказываются гораздо более талантливыми. Есть даже такая поговорка: хочешь, чтобы что-то было сделано, попроси об этом самого занятого человека.
Хотя в последнее время для меня гораздо более важно чуть больше бывать с семьей, чуть больше заботиться о здоровье. А одно из главных удовольствий в жизни я нахожу в общении. Особенно если оно приносит мысли. С человеком, способным подарить мне мысль, я готов проговорить до трех часов ночи, даже если он и не музыкант. Справка «БОССа» Гергиев Валерий Абисалович, директор и главный дирижер Мариинского театра. Родился в 1953 году в Москве в осетинской семье, вырос во Владикавказе. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию. В 1976 году одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. С 1978 года - дирижер Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1995-го - руководитель Роттердамского филармонического оркестра, с 1997-го - главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Народный артист России, лауреат Государственной и Президентской премий, премии «Триумф» и многих других международных наград.