Чем рисовать на воде в домашних условиях. Эбру: рисование на воде

Вы когда-нибудь пробовали рисовать? Такой вопрос обычно вызывает недоуменную улыбку, ведь изобразительная деятельность человека начинается чуть ли не с рождения. Краски, карандаши, мелки, фломастеры – они так любимы детьми! И даже те взрослые, которые толком так и не научились рисовать, делают абстрактные наброски в ежедневнике во время скучного совещания или малюют смешные рожицы, чтобы повеселить ребенка. Поэтому рисуют, в той или иной степени, практически все.

А вот ответ на вопрос «Вы пробовали рисовать на воде?» уже будет не так однозначен. Искусство эбру (рисования по воде) не так распространено, как большинство видов изо-творчества, но оно способно подарить массу новых эстетических впечатлений. Итак,

Что же это такое эбру?

Рисование эбру (мраморное рисование, живопись на воде), на самом деле, не так уж и ново: корни происхождения этой техники уходят в далекий XI век. Существуют различные предположения о месте возникновения этого искусства: родиной живописи на воде чаще всего называют Турцию, Индию и Иран. Множество версий и по поводу самого названия: истоки этого термина лежат в тюркских словах, означающих в разных языках «волны», «облака», «разводы».

Рисовали, все-таки, на бумаге: узор, который создавался на поверхности воды, затем переводился на лист. В современном мире мраморная водная живопись чаще всего используется в арт-терапии как средство психодиагностики (за счет анализа используемых цветов и оттенков), способ релаксации и медитации. В этом случае, полученный узор обычно не переводится на бумагу, поскольку весь смысл творчества сводится к процессу выражения внутренних процессов, а не к результату деятельности.

Как рисуют на воде?

Поэтапно на поверхность подготовленной воды наносятся краски, которым с помощью специального шила, кистей и гребней придают нужные по задумке очертания. На полученные разводы аккуратно накладывают, а затем снимают бумагу или ткань. Благодаря тому, что рисунок создается на водной основе, он всегда уникален. Ведь предугадать на все 100%, как смешаются краски и какую форму примут разводы, достаточно сложно. Чаще всего это изображение используют как фон для создания основного рисунка с помощью трафарета, но за счет необычности техники и неповторимости узоров его можно использовать и как самостоятельное произведение искусства.

Почему получается рисовать на воде?

В основе техники лежит разница плотности жидкостей. Для того, чтобы все получилось, краска должна растекаться по поверхности воды, не смешиваясь с нею. Поэтому прежде, чем приступить к живописи, в воду добавляется специальное желирующее вещество. Краски же используются самые легкие по своей текстуре – это позволяет им оставаться на поверхности загущенной воды и, в то же время, переплетаться между собой.

Что необходимо для рисования эбру?

  1. Прямоугольная емкость для воды. В конце рисовального священнодействия рисунок на воде переносится на бумагу или ткань. При другой форме лотка лист придется подгонять. Обычно размер поддона для воды соответствует бумажному формату А3 или А4 (реже). Заменить профессиональный лоток можно обычным противнем.
  2. Специально подготовленная жидкость на основе дистиллированной воды.
  3. Краски для эбру создаются из натуральных нерастворимых пигментов, воды и желчи. Современные умельцы приспосабливают для этого разведенные растворителем масляные краски.
  4. Тонкое шило или спица. Можно также использовать зубочистки, шпажки, цыганские иглы.
  5. Кисти.
  6. Гребень (необязательно). Эт от инструмент применяют для создания равномерного чешуйчатого узора. Размер гребня должен соответствовать длине одной из сторон поддона.
  7. Бумага. Она должна быть достаточно плотной и крепкой, чтобы не рваться при намокании.
  8. Стакан с чистой водой, салфетки. Пригодятся для промывки и просушивания инструментов, оперативной уборки следов творчества.

Как подготовить воду для эбру?

Классический рецепт подразумевает использование экстракта горной колючки гевен. Создавая рисунки в технике эбру в домашних условиях , для вязкости в воду можно добавить агар-агар, желатин, крахмал. Также в роли жидкости-основы применяют молоко

Рецепт приготовления воды для эбру (классический). 7-12 г порошка экстракта растворить в литре нехолодной воды, тщательно перемешивая на протяжении 20 минут. Настоять 12 часов. ВАЖНО!!! Раствор должен быть однородным, поэтому перед использованием процедите его через несколько слоев марли или лоскут чулочного капрона. Если хранить полученный раствор в прохладном месте, то пользоваться им можно будет в течение нескольких месяцев. Появление запаха и помутнение раствора свидетельствуют о его непригодности.

Полученную вязкую жидкость наливают в лоток приблизительно на 2 см и покрывают газетным листом на несколько минут. После этого, аккуратно придерживая бумагу за края и не отрывая от поверхности воды, стяните ее через бортик лотка по направлению к себе. Это позволит избавиться от мельчайших воздушных пузырьков, которые могут испортить будущий шедевр.

Жидкость для рисования также надо накрыть газетой, если после создания рисунка часть красок осталась на поверхности. Таким образом, вода будет очищена, а последующие рисунки не станут смазанной копией предыдущих.

Техника рисования эбру

Итак, вода для рисования приготовлена и наполняет лоток приблизительно на 2 см. Краски налиты в небольшие стаканчики и расположены у противоположного от вас бортика. Приступаем к созданию фона и, собственно, рисунка. Все зависит от фантазии и желаний рисующего, но в общем виде это происходит так:

4. Чистым шилом проводим симметричные радиусы от края круга к его центру. Получился очень милый лепестковый цветочек. Если же радиус провести только в верхней части круга и всего один, то у нас получится заготовка для тюльпана. Сделав еще два движения острием инструмента, вытягиваем края лепестков.

5. Положите лист бумаги на поверхность воды с рисунком. Следите за тем, чтобы он не утонул! Вытяните бумагу, не отрывая от жидкости, через бортик лотка. Вуаля! Рукотворный шедевр в модной технике живописи на воде готов!

Конечно, не все так просто. Для того, чтобы полученный узор соответствовал художественному замыслу, придется попрактиковаться и изучить все тонкости эбру. И если что-то не получится – не расстраивайтесь: дорогу осилит идущий!

Необычно, волшебно и красиво: техника эбру рисования на воде в домашних условиях

Эбру в переводе с персидского означает «похожий на облака». Первые найденные на территории Туркестана изделия в этой технике датируются 800 г н.э.

Смысл эбру состоит в том, чтобы рисовать на воде нерастворимыми красками, а затем переносить изображение на бумагу. Получается нечто среднее между рисованием акварелью и эстампом.

На Востоке краски получают путем смешения натурального пигмента, желчи и воды. Перед началом в воду добавляют экстракт горной колючки гевен, который делает жидкость более плотной. Краски же получаются водянистыми, очень жидкими, поэтому легко двигаются по поверхности.

С помощью тонкой кисти художник создает рисунок, перекатывая краски. Затем опускает бумагу под воду, выжидает 10 секунд и поднимает полотно с готовым изделием. Это самый ответственный момент: рисунок должен полностью сохраниться на бумаге.

Сегодня техника эбру стала не только достоянием избранных. Ее актвино применяют на уроках в детском саду. Конечно, это не значит, что в России заказывают для малышей дорогие краски. Все материалы можно найти дома под рукой.

Как рисовать дома?

Если вы не собираетесь заниматься эбру профессионально, а хотите лишь позабавить себя и немного разнообразить жизнь, стоит узнать, какие краски подойдут для домашнего пользования.

Сделать их нетрудно. Понадобится разбавитель и масляные краски. Возьмите цвета, которые вам по нраву и в отдельных емкостях с помощью разбавителя доведите их до жидкого состояния.

Теперь рассмотрим, как сделать жидкость, на которой мы будем рисовать. Для этих целей нужен будет крахмал. Разведите его в обычной воде до состояния жидкого клейстера. Это и будет наша основа для рисования.

А теперь самое главное: как правильно размешивать краски, чтобы получился рисунок. Возьмите посуду с широкой поверхностью. Чем шире будет поверхность, тем больше получится рисунок.

Вылейте в подготовленную посуду клейстер и капните на него немного краски. Тонкой кисточкой начинайте перемещать краски так, чтобы получился орнамент. Начать можно с самого простого – разводов и пятен. Затем усложняйте рисунок, добавляя контуры цветов, павлиньих перьев. Кроме кисточки, можно подключить и другие инструменты в виде ложек, лопаточек и т.д. Желаю успехов!

Эбру (рисование на воде) становится популярным с каждым днем. С помощью данного искусства люди познают себя и мир, становятся менее вспыльчивыми и обретают себя. Совершено не умея рисовать, благодаря воде вы сможете создать неповторимые магические узоры, открывая свои чувства перед всеми.

Эбру – очень старинное искусство, пришедшее к нам из Турции, где его называют «Турецким мраморированием». Техника рисования по воде выглядит именно так: сперва на воде рисуется красивый узор, который славится своими тонкими изысканными линиями, а затем его переносят на бумагу или шелковую ткань, например.

Разбираемся в технике

К сожалению, еще с детского сада у детей может пропадать тяга к рисованию. На это есть ряд своих причин: отсутствие умений, однообразие в рисунках, маленькое количество знаний. Как эксперимент в детском саду был проведен мастер-класс по эбру. Благодаря ему дети выражают свои чувства и эмоции.


Процесс живописи на воде можно посмотреть на примере мастер-класса.

Для техники эбру понадобятся краски, крахмал, вода, клей, кисти.

Подготовка специальной клейкой основы можно сделать домашними средствами. Для эбру необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу. В случае того, что появляются пузырьки, необходимо положить на газету секунд 15-30, далее убрать.

Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния.

Теперь начинаем рисовать: возьмем кисточки и делаем пару точек, например, а затем вытягиваем линии и узоры. Можно сделать фон: набрать краску на кисточку и стряхиваем на клейкую основу. А далее нужно использовать свою фантазию и творить: рисовать цветы, деревья и многое другое.

Теперь давайте перенесем нашу живопись с воды на бумаге. Берем листик бумаги, который идеально подходит к размеру нужного лотка. Осторожно прикладываем лист бумаги к основе, подождем пару минут и достаем.

Во время работы очень тяжело предугадать, в какой последовательности растекутся краски. Ну а так как с такой техникой могут справиться даже дети, то она прекрасно подойдет и для начинающих. Главное – не боятся, а творить. И все получится.

Творим на ткани

Процесс расписывания ткани в стиле эбру можно проследить на примере мастер-класса с пошаговыми фото.

Для работы нам понадобится: тонкая шелковая ткань, емкость размером с наш платок, вода, крахмаль, клей, квасцы, большой лист бумаги, полотенца из бумаги, кулинарный венчик и кисти.

Для начала делаем клейкий крахмальный раствор, даем ему немного остыть и добавляем клей.

В воде растворяем квасцы: растворяем четверть чашки раствора и заливаем одним литром воды. Замачиваем ткань в этом растворе, вытаскиваем, сушим и проглаживаем утюгом.

Выливаем раствор в наш контейнер.

Могут образоваться пузырьки. В таком случае кладем на низ контейнера бумагу, держим секунд тридцать и достаем. Таким образом пузырьки останутся на бумаге.


Разводим акриловые краски водой до жидкого состояния.

Начинаем рисовать наш рисунок: ставим точки, рисуем полосочки. Можно проводить такие параллельные линии.



Кладем на воду платок и держим минуту.

Даем высохнуть ткани, а затем гладим.

Нетрадиционные техники рисования с детьми: рисование на воде гуашью.

О том, что на воде можно рисовать с помощью масляных красок и специальных составов, я знала. А дочка - нет. Сегодня она сама себе придумала творческое занятие - рисование на воде обычной гуашью.

Недавно мы кое-что ремонтировали во дворе и емкость для смешивания песка, гравия и цемента стояла на улице. В ней собралась дождевая вода. Дочка взяла на улицу гуашь и стала рисовать ею на воде.

Вначале она рисовала краской своего любимого красного цвета. К тому моменту, когда она позвала меня на улицу посмотреть, что у нее получается, вода уже была такого кроваво-красного цвета, что первой моей мыслью было, что такое развлечение больше подходит для Хэллоуина.

Но идея мне понравилась. Хотя рисунки получаются недолговечными, сюжеты и узоры постоянно меняются, почти как летящие облака, только намного быстрее. За ними интересно наблюдать и придумывать, на что они похожи (как при рисовании в технике ). Прямо арт-терапия - и творческое, и успокаивающее занятие.

Дочка набирала на кисточку побольше краски, стараясь, чтобы краска была густой, и рисовала ею на воде круги. Когда вода уже окрасилась настолько, что краску на ее фоне стало почти не видно, она взяла краску другого цвета.

Мне очень понравились узоры желтой краской - иногда они были похожи на лепестки пламени.

На одном из рисунков получились красивые спирали, дочка сказала, что это похоже на квиллинг.

История Эбру (рисования на воде)

Вообще рисование на воде - очень древняя техника. До сих пор даже точно неизвестно, где именно она появилась. По разным версиям ее родиной могут быть: Индия, Китай, Сибирь, Туркменистан, Персия, Пакистан и даже Древний Египет.

Еще известно, что на воде рисовали в Японии, там это называется суминагаши. Из Индии эта техника попала в Турцию, там она получила распространение и называется эбру. В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Рисунки в эбру создаются специальной смесью из воды, сока растения - эндемика гевены и нерастворимых красок.

А в детском творчестве для рисования на воде обычно используются масляные краски.

Как рисовать на воде масляными красками

  1. Небольшое количество масляных красок размешать со специальным растворителем (если его нет, то развести их можно бензином или скипидаром, но для детского творчества это нежелательно, да и работать с такими красками в помещении уже будет нельзя из-за сильного запаха - только на улице).
    Консистенцию установить экспериментально, но не оставлять краску слишком густой, иначе она не будет держаться на поверхности, а упадет на дно.
  2. В одноразовый поднос или тарелку налить воду.
  3. Масляные краски в воде не смешиваются. Поэтому для получения нужных цветов и оттенков их нужно смешивать заранее, до того, как они попадут на воду. Краску капнуть на воду. Красивые узоры получаются, если использовать краски разных цветов. Узоры можно рисовать палочкой.
  4. Чтобы запечатлеть эти узоры на бумаге, можно сделать их отпечатки. Для этого взять лист акварельной бумаги (чем более шершавой будет поверхность бумаги, тем лучше впитается в нее краска, глянцевая бумага для этого не подойдет), и аккуратно ненадолго приложить его к поверхности воды.

Приятного Вам творчества! Специально для читателей блога "MORE творческих идей для детей" (https://сайт), с искренним уважением, Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…

С техникой эбру я познакомилась осенью во время работы в реабилитационном центре , где этот способ рисования по воде используют в качестве терапии для детей-инвалидов. Меня впечатлила реакция детей, их эмоции, простота исполнения и невероятная красота получающихся рисунков. Безусловно, для настоящего эбру нужен полный набор специальных средств: красок, раствора, гребней, жесткой кисти, шила (в центре работают с материалами от Artdeco). Но оказалось, что в домашних условиях тоже можно сотворить нечто подобное: эбру на молоке. В Инстаграме в последнее время много раз мелькали фотографии опытов с молоком, красками и средством для мытья посуды, именно они и натолкнули меня на мысль — совместить эту забаву вместе с идеей эбру-рисования.

Итак, берем большой поднос и наливаем молоко — у нас в холодильнике оказалось 2,5% жирности, думаю, что на более жирном молоке результат получится еще интереснее.

Затем мы с Агатой в отдельных емкостях немного развели водой икеевскую гуашь (другой краски дома нет, но, возможно, и обычная гуашь подойдет).

Вот и все приготовления. Из инструментов нам понадобились пипетка, обычная кисточка, зубочистка и палочка для суши. А дальше началось самое настоящее волшебство, остановить которое я была не в силах в течение почти 2 часов! Так долго дочь не увлекал ни один из способов взаимодействия с красками.

Особенно Агате полюбился процесс получения оттиска на листе бумаги. Она назвала это «типографией» и решила, что будет таким образом украшать все имеющиеся белые листы в доме. У нее отлично получалось самостоятельно выполнять все манипуляции по переносу красок: брать лист, класть его на молочный рисунок и потом вытаскивать для просушки.

После того, как краски перенесены на лист, можно творить еще бесчисленное количество раз. Очень красиво получается, если краску не только капать пипеткой, но и разбрызгивать с помощью кисти. Затем мы брали зубочистку или палочку и делали узоры.

Агата использовала не только плотные листы мелованной бумаги, но и самые обычные квадратики из блокнота: результат был хорош и в первом, и во втором случае. Вот только тоненькие листочки после высыхания пришлось прогладить утюгом, так как они немного покоробились. Дочь заявила, что на квадратных рисунках она будет писать мне письма, и у нее получилась довольно солидная пачка заготовок:-).

Как всегда после «официальной» части творчества в ход пошли дополнительные ресурсы))

В этот раз в качестве шила применялся хвост трицератопса, а молоко было решено заменить десертом (персикового цвета на фото). И что я могу заметить: техника рисования на молочном густом десерте совершенно отличалась от предыдущих опытов. На этом «киселе», как назвала его Агата, краски так не разбегались, и рисунки получались чуть более стабильными. Жаль, что долго нам не удалось поэкспериментировать, потому что следующим этапом было смешивание.

В этот момент мы и вспомнили про средство для мытья посуды. Агата набирала его на кисть и стряхивала на рисунок: ниже видно, как разбегается краска по поверхности молока-киселя. Потом эти же фокусы проделали все наши игрушки, заставляя мыльными хвостами краску сдвигаться к бортикам подноса.

Мы перенесли на бумагу очень много рисунков, и впечатлений у нас не меньше! После сушки и глажки пытались угадать, увидеть в причудливых узорах какие-то изображения, дать им названия. Агата предложила считать эти творения картами и рисовать на них ручкой лабиринты, писать названия островов и морей, прокладывать путь морякам и пиратам. И ведь она права: получился вид фантастической планеты из космоса с ледниками, реками, пустынями.