Чем помогут зеркальные нейроны (или они не существуют?)

И некоторых птиц.

Впервые зеркальные нейроны были обнаружены и описаны Джакомо Риззолатти , Лучано Фадига, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси в университете города Парма , Италия в экспериментах на макаках с введением микроэлектродов в зону F5 (лобная кора). Затем аналогичный тип нейронов был найден и в других областях коры - в ассоциативной теменной (нижняя теменная) и височной (верхняя височная) коре. В связи с этим популярна точка зрения, что активизация зеркальных нейронов происходит не за счёт какого-либо одного нейрона, а как синергетический результат работы нейронной сети.

У людей активность мозга, согласующаяся с поведением зеркальных нейронов, первоначально была обнаружена в лобной и теменной областях косвенными методами такими, как МРТ и электроэнцефалография (см. диаграмму мозга). В 2010 г. исследовательская группа М. Якобони и соавторов зарегистрировала внеклеточную активность 1000 нейронов лобной и височной коры. Часть этих нейронов отвечали, как и на совершение действия, так и на наблюдение за совершаемым действием.

Затраты на исследования в области зеркальных нейронов, по подсчетам журнала The Economist, ежегодно растут едва ли не в геометрической прогрессии, а самому направлению прочат роль одного из основных трендов в развитии науки в ближайшие годы.

Зеркальные нейроны отвечают за подражание.

Некоторые учёные называют их открытие самым главным событием в нейробиологии за последние десять лет. Одним из них является Вилайанур Рамачандран , который считает, что эти нейроны играют ключевую роль в процессах имитации и обучении языку. Тем не менее, несмотря на их чрезвычайную популярность, на сегодняшний день не было предложено достойной вычислительной модели для описания того, как функционирование зеркальных нейронов воплощает когнитивные функции такие, как имитация .

Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца неясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии , в понимании действий других людей и в изучении новых навыков путём имитации. Некоторые исследователи утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к навыкам, связанным с речью. Также была выдвинута точка зрения, что проблемы их функционирования могут лежать в основе некоторых психических заболеваний, в частности аутизма . Однако, связь между дисфункцией зеркальных нейронов и аутизмом остается предметом споров, и непохоже на то, что зеркальные нейроны связаны с некоторыми главными симптомами аутизма.

См. также

Примечания

Литература

  • Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов.- СПб: Изд-во Вернера Регена, 2009 ISBN 978-5-903070-20-6
  • Марко Якобони . Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга.- Юнайтед Пресс, 2011 ISBN 978-5-4295-0002-7
  • Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex. Brain, 119 (1996), 593-609.
  • Giacomo Rizzolatti, Leonardo Fogassi, Vittorio Gallese: Mirrors in the Mind. Scientific American Band 295, Nr. 5, November 2006, S. 30-37

Ссылки

  • У певчих птиц обнаружены «зеркальные» нейроны . Газета.ру, 17 января 2008 г.
  • Нейроны Зазеркалья . Вокруг света, 05 октября 2007 г.
  • В. Косоногов Зеркальные нейроны: краткий научный обзор, Ростов-на-Дону, 2009
  • Зеркальные нейроны // Лекция Ольги Сварник в проекте ПостНаука (03.10.2012)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зеркальные нейроны" в других словарях:

    - (ToM) состоит в том, чтобы: объяснять ментальные состояния убеждения, цели, страсти, симуляции, знания и пр. самому себе и другим, понимать, что те убеждения, страсти и цели, которые имеют другие, отличаются от наших собственных. Термин Theory of … Википедия

    - (Оригинальный англоязычный термин Theory of mind (ToM). В литературе можно встретить другие варианты перевода этого термина: теория намерений, теория сознания и пр.) Модель психического система репрезентаций психических феноменов… … Википедия

    - (Оригинальный англоязычный термин «Theory of Mind» (ToM). В литературе можно встретить и другие варианты перевода этого термина, например: теория намерений, теория сознания и пр. В фильмах BBC встречается как «теория разума») система… … Википедия

    Вилейанур С. Рамачандран англ. Vilayanur S. Ramachandran … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нейрон (значения). Не следует путать с нейтроном. Пирамидный нейрон коры головного мозга мыши, экспрессивный зеленый флуоресцентный белок (GFP) Нейрон (от … Википедия

    Джакомо Риззолатти англ. Giacomo Rizzolatti Дата рождения: 1930 год(1930) Место рождения: Киев Страна … Википедия

    Марко Якобони (Marco Iacoboni) (род. 13 марта 1960, Рим) итальянский нейробиолог, работающий в США. Профессор психиатрии и неврологии, MD, PhD, директор Лаборатории транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) в исследовательском Центре по… … Википедия

    В Викисловаре есть статья «эмпатия» Эта статья об узком научном понятии. О более ши … Википедия

    Эмпатия способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов … Википедия

«Сегодня в большинстве областей, чтобы успешно работать, необходимо уметь налаживать хорошие отношения и сотрудничество с людьми. Те, кто строит свои ментальные отношения на основе логических структур, занимаясь компьютерами или инженерным делом, иногда очень страдают от хаотичности и неопределенности межличностных отношений». Очень часто мы, люди, непредсказуемы, поведение наше или реакция не прогнозируемы, что ставит нас самих, а тем более наших собеседников в неловкое положение, рушит перспективы взаимопонимания.

И здесь считаю уместным привести слова профессора Калифорнийского университета Мэтью Либермана: «Четыре из пяти процессов, протекающих в сознании человека в фоновом режиме, когда мозг отдыхает, связаны с мыслями о других людях и о самом себе». А потому (1) следует не быть врагом себе - не оскорблять себя во внутреннем диалоге , не критиковать и не унижать, а подружиться с собою, имеющим установку на рост , спокойным и уравновешенным. И (2) постараться не иметь врагов вообще - дабы эфир постоянного внутреннего вещания не засорялся перепалками, разбирательствами и спорами с воображаемым собеседником.

Кстати, вторым правилом из 25-ти правил и принципов тех, кто намерен стать самым умным и самым богатым, которые присутствуют в первой части почти одноименной книги, я поставил именно: «У тебя не должно быть врагов! »

Нейробиологи считают, что у человеческого мозга имеется социальная сеть, отвечающая за отношения индивидуума с окружающим его обществом. Наша жизнь с младенчества, наше окружение, а тем более наш осознанный выбор, с кем дружить и общаться, - все это формирует уникальную социальную сеть каждого отдельно взятого человека. Она аналогична нейронным сетям, управляющим зрением, движением или слухом. Мы первоочередно замечаем в бешеном потоке звуков и изображений именно: (1) интересующее нас, (2) то, что нам дорого, близко, (3) что понятно нам. Мозг фокусирует внимание именно на этом. Также и с социальной сетью, которая в зависимости от наших убеждений, парадигм и стереотипов диктует нам, с кем дружить, а от кого держаться подальше.

Зеркальные нейроны

В 1995 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти из Пармского университета сделал открытие, касавшееся отдельной группы нейронов. Риццолатти обнаружил, что зеркальные нейроны, распределенные по всему объему мозга, срабатывают, когда человек видит, как другие люди совершают то, что называется «намеренным действием». Если вы видите, как кто-то берет со стола и съедает кусочек фрукта, в вашем мозге срабатывают зеркальные нейроны. Но они срабатывают и тогда, когда вы сами его съедаете. Именно такая способность помогает нам получить интуитивное представление о целях других людей.

Ведущий специалист по зеркальным нейронам из Голландии Кристиан Кисерс объясняет, как именно зеркальные нейроны обеспечивают человеку непосредственное проникновение в намерения другого человека. «Когда мы видим выражение лица другого человека, мы активируем те же сети в своем двигательном центре; кроме того, мы передаем информацию на островок, связанный с нашими эмоциями. Видя выражение вашего лица, я улавливаю движение лицевых мышц, что вызывает аналогичную моторную реакцию на моем лице; в итоге улыбка вызывает ответную улыбку. Кроме того, моторная реакция отправляется и в ваши эмоциональные центры, так что вы в какой-то мере разделяете эмоции собеседника».

Исследователь зеркальных нейронов из UCLA Марко Якобони пишет: «Настоящее общение содержит в себе больше, чем видео, видео - больше, чем телефон, потому что все мы реагируем на язык тела и особенно - на выражение лица собеседника».

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) является зеркалом верующего [в котором временами отражаются его пороки и недостатки, а иногда и истинное положение дел]» .

Пророк Мухаммад наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]» .

Так как же заклятого врага превратить в приветливого друга ? Всегда быть искренне добродушным, игнорировать все плохое и фокусировать свое зрительное и слуховое внимание лишь на хорошем, исходящем от него, сколь бы ничтожно малым оно ни было.

В Священном Коране сказано:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость. Постарайся остаться искренне приветливым и улыбчивым даже с заклятым врагом. Через некоторое время, после нескольких (возможно, десятков) искренних и добрых жестов с твоей стороны, когда его зеркальные нейроны просканируют и отразят всю доброту и красоту, излагаемую языком твоего тела и неизменно запечатленную на твоем лице] ты [оставаясь истинно спокойным, уравновешенным и приветливым] увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Зеркальные нейроны - это средство, при помощи которого мозг распознает, что другие чувствуют и что они намерены делать. Такие нейроны помогают определить, как реагировать на того или иного человека, стоит ли налаживать с ним сотрудничество или же лучше сразу от него отказаться .

«Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим.

Зеркальные нейроны отвечают за подражание.

Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца не ясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии , в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путем имитации . Некоторые исследователи утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к освоению навыков, связанных с речью» .

О точном назначении этих необычных нейронов у ученых нет единого мнения, но участие этих нейронов в некоторых процессах не вызывает сомнения. Например, то, что эти нейроны ответственны за подражание и, как следствие, за обучение, за речь и культурное развитие.

С младенчества люди стараются во всем подражать своим родителям. И первое, чему они научаются, так это устной речи, причем в обход учебников и преподавателей. Далее начинают копировать модели поведения. И так продолжается на протяжении всей жизни. Только потом уже мы подражаем людям из нашего окружения, тем, с кем чаще всего общаемся, встречаемся. И даже не стремясь к этому, мы все равно копируем друг друга. Стиль речи, образ мышления, мимика и жесты - все прилипает .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]» .

Именно поэтому стоит внимательно относиться к выбору друзей, то есть следует понимать, какими людьми мы себя окружаем: успешные они или не очень, угрюмые плаксы, вечно жалующиеся на жизнь или счастливые жизнелюбы, интеллектуально богатые, умеющие правильно и красиво изъясняться или постоянно использующие бранные слова, активные это люди или пассивные, оптимисты или пессимисты. Создайте вокруг себя «правильное» окружение, и очень скоро вы станете счастливым обладателем всех атрибутов успешности.

Визуализация

Способность на уровне фантастики! Улучшение двигательных моторных навыков при помощи визуализации этих действий. Зеркальным нейронам, в сущности, безразлично, выполняете ли вы действие или представляете его выполнение, они все равно работают. Улучшение координации объясняется укреплением проводящих связей между нейронами во время визуализации. Очень полезное для спортсменов, и не только, свойство.

Подробнее об этом читайте в материале «Внутренний диалог» из моей книги «Триллионер думает».

Люди с установкой на рост считают, что трудности - это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Они постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис - отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Аляутдинов Ш. Стань самым умным и самым богатым. Часть 1. М. — СПб.: Диля, 2013. С. 9.

Хадис от Анаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9141, «хасан».

Есть несколько видов братских уз: кровные, религиозные и общечеловеческие (прародители всех людей — Адам и Ева).

Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144-(2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.

Св. Коран, 7:199.

См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

В данном материале мною приведены несколько фрагментов из книги Дэвида Рока «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».

Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека. Понять эмоции, чувства и желания своего собеседника. Также эмпатия связана с понятием эмоционального интеллекта и, естественно, является важнейшей психологической составляющей коммуникативных навыков.

Зеркальные нейроны дают нам способность к эмпатии, что делает нас социально интегрированными и более успешными. Эта способность, конечно же, в какой-то мере является врожденной. Есть люди, обладающие врожденным обаянием. Но и эту способность можно осознанно развить.

Эмпатия - это явление взаимное, то есть чтобы проникнуть в сознание вашего собеседника и понять его скрытые желания, необходимо раскрыться перед ним самому. Пускай это даже и будет осознанно. И, конечно же, ничто так не располагает человека, как доброжелательный настрой. Здесь не поможет фальшивая натянутая улыбочка. Зеркальные нейроны вашего собеседника, как и ваши собственные, распознают фальшь, ибо они способны воспринимать более тонкие не вербальные сигналы.

Так же тут стоит отметить недооцененную важность позитивного мышления. Иными словами - повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа.

Если вы увидите, как человек ест лимон, в вашем мозгу автоматически задействуются те же участки головного мозга, как если бы вы действительно ели лимон. В результате вы даже можете почувствовать его вкус и поморщить лицо от такого кислого фрукта. Все это случается благодаря наличию зеркальных нейронов в головном мозге, способствующих проявлению понимания и сочувствия другим людям. Однако этим их функции не ограничиваются.

Теория зеркальных нейронов

В начале 1990-х годов ученый мир заговорил о новом открытии в нейробиологии. Итальянский нейробиолог Дж. Риццолатти открыл, так называемые, зеркальные нейроны. В ходе работы исследовательской группы под его руководством, использовался метод регистрации ответных реакций отдельных нервных клеток. Результаты оказались удивительными.

Было установлено, что во время совершения человеком каких-либо действий и во время наблюдения за тем, как эти действия совершает кто-то другой, одинаковым образом активируются одни и те же нейроны головного мозга. В этом и состоит уникальная особенность зеркальных нейронов.

Таким образом, были заложены основы для их дальнейшего изучения. На сегодняшний день они стали одним из наиболее популярных объектов исследований в нейронауке. В 2000-х годах зеркальными нейронами заинтересовались и лингвисты. Ученые увидели в них возможное объяснение давнего вопроса о том, каким образом осуществляется освоение языка.

Функции

В.В. Косоногов в своей работе "Зеркальные нейроны: краткий научный обзор" освещает результаты исследований в данной области. В том числе автор затрагивает тему динамики воззрений на функции изучаемой группы нейронов. Первые определения функций зеркальных нейронов были очевидными - активность во время подражания. Позже стали появляться новые гипотезы, которые связывали данное открытие с целым рядом насущных проблем современных биологических и гуманитарных дисциплин.

Как оказалось, нейрофизиологический уровень подражания обусловлен группой клеток, расположенных в нескольких областях коры головного мозга, и развивающихся, вероятнее всего, с рождения. Через подражание в эти исследования были вовлечены такие явления и проблемы, как:

  • эмпатия, под которой понимается способность понимать чувства и эмоции других людей и сопереживать им;
  • язык и речь человека;
  • понимание чужого сознания;
  • актерское мастерство, предполагающее вживание в роль;
  • конструкт, описывающий способности к пониманию психического содержания других индивидов;
  • аутизм;
  • развитие социокультуры, осуществляемое через подражание.

Подражание

Под подражанием понимается воспроизведение индивидом поведения, действий, движений другого индивида. Научение посредством подражания или, так называемое, "имитационное научение", предполагает индивидуальное формирование новых моделей и форм поведения, но только за счет одного лишь непосредственного восприятия действий других.

В данном контексте очень велико влияние зеркальных нейронов на поведение детей. Ведь подражанию отводится ключевая роль в приобретении социальных, коммуникативных и моторных навыков. Многие современные ученые, например, В. Рамачандран и Л. Оберман, придают очень большое значение подражанию, как важной составляющей процесса общественного и научно-технического развития.

Переключатели поведения

Зеркальные нейроны, по мнению В.В. Косоногова, можно рассматривать в качестве неких переключателей поведения, которые находятся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывают между собой моторные и сенсорные отделы.

Когда человек воспринимает действие, совершаемое другим индивидом, то определенная группа нейронов, расположенных в сенсорных отделах, возбуждается. Причем, возбуждается она по определенному рисунку, который свойственен именно этому действию. Далее происходит реакция между слоями зеркальных нейронов, в результате чего активизируется определенная группа моторных нейронов коры и осуществляется подражание.


Эмпатия

В переводе с греческого языка "эмпатия" означает "сопереживание". Под этим термином понимают эмоциональную отзывчивость одного индивида на переживания другого. В процессе сопереживая, человек ощущает чувства идентичные наблюдаемым. Эмпатия может проявляться не только в отношении к наблюдаемым либо воображаемым чувствам других людей, но и к переживаниям героев различных художественных произведений, театральных постановок, кино.

Эмпатия играет фундаментальную роль в социальной жизни, поскольку обеспечивает понимание и разделение чувств, целей и потребностей одного индивида другим. В некотором смысле, эмпатия - это составляющая процесса понимания чужого сознания. Это означает, что во многом она схожа с подражанием.

И все же нейробиология эмпатии весьма отлична от нейробиологии подражания в общем его смысле. Отличие это связано с тем, что в первом случае большую роль играют отделы головного мозга, которые традиционно связываются с эмоциями. Очень обобщенно можно говорить о том, что нейроанатомическая основа эмпатии представляет собой систему зеркальных нейронов и лимбическую систему, при этом особое внимание ученые уделяют миндалевидному телу и островку.


Речь

Многие ученые полагают, что в процессе эволюции человека речь возникла на основе подражания различным звукам и жестам. Речь человека, по их мнению, опосредована системой зеркальных нейронов, обнаруженных в зоне Брока человеческого головного мозга. Традиционно она связывается с речью.

Зеркальные нейроны позволяют людям подражать друг другу и, вероятно, понимать еле уловимые движения губ и языка других. Это дает толчок для эволюционного развития языковых способностей. На поведенческом уровне речь можно рассматривать как сложнейшую способностью к оперативному созданию двигательных программ для артикуляционных органов.

Таким образом, с помощью зеркальных нейронов мозга через процесс подражания человек учится говорить и понимать речь. Нарушение работы этих нейронов может приводить к различного рода психическим расстройствам, связанным с проблемами в речи, в том числе и к аутизму.


Понимание мыслей других людей

Под термином "понимание чужого сознания" учеными подразумевается способность человека делать выводы обо всем наборе его психических состояний, которые выступают причиной его действий и поступков. К таким состояниям можно отнести следующие: намерения, желания, надежды, эмоции, являющиеся причиной поступков другого индивида.

Таким образом, понимание чужого сознания - это способность человека отражать сознание других людей. Способность к пониманию намерений, связанных с действиями других, является фундаментальным компонентом в рамках социального поведения.

На сегодняшний день на понимании чужого сознания, обусловленного зеркальными нейронами, в психологии строятся объяснения механизмов обучения, развития мышления человека и его способностей к взаимодействию в социуме, а также хороших актерских способностей.

Аутизм или искаженное психическое развитие

В настоящее время многие ученые, которые занимаются исследованием проблемы аутизма, склонны отводить большую роль в симптоматике данного заболевания участию системы зеркальных нейронов мозга.

Как правило, на поведенческом уровне аутизм характеризуют через затруднения, возникающие во время социальных контактов, неспособность к пониманию и использованию вербальных и невербальных способов коммуникации, отставание в ходе школьного обучения, непонимание метафорического смысла слов и предложений.

Эти симптомы также дополняют дисфункции мозговой репрезентации действий других индивидов, подражания, эмпатии, понимания чужого сознания. Эти способности являются последовательными звеньями одной цепочки и служат обеспечением социального взаимодействия между людьми.

В. Рамачандран и Л. Оберман, рассматривая в качестве причины аутизма нарушения функций недавно открытой зеркальной системы мозга, говорят о возможности открытия новых подходов к диагностике и лечению данного расстройства.

Как починить "сломанные зеркала"


Что происходит в случае повреждения самих зеркальных нейронов? Как пишет В.В. Косоногов, массово повредить эти нейроны не так-то просто, поскольку они распределены по всей коре головного мозга.

Например, если человек пережил инсульт, то у него повреждается лишь некоторая часть таких нейронов. Другой пример, когда у человека случилось повреждение левой части мозга, то он порой не в состоянии понимать действия других людей.

Наиболее серьезные повреждения зеркальных нейронов мозга связывают с генетическими нарушениями. И чаще всего, такое случается при постановке диагноза аутизм.

Из-за того, что в мозге аутистов "сломан" механизм отражения эмоций и действий окружающих, они утрачивают способность понимать, что делают другие. Они не могут проявить сочувствие, так как не могут испытывать подобных эмоций при виде радости или печали. Все это для них чуждо, не знакомо и может даже пугать. Поэтому аутисты пытаются скрыться и избежать общения.

По мнению ученых, существует возможность наиболее полноценного восстановления детей-аутистов, если заниматься этим в очень раннем возрасте. На самых первых этапах они рекомендуют проявлять огромную сентиментальность и чувствительность при взаимодействии с такими детьми.

Таким образом, мама и специалист должны обеспечить максимальный социальный и тактильный контакт с ребенком. Это необходимо в целях развития моторных и эмоциональных навыков. Очень важны игры с ребенком, но только не соревновательные, а такие, где успех наступает лишь при совместных усилиях. Так ребенок со временем сможет понять, что быть вместе с кем-то - это совсем не страшно, и даже, наоборот, важно и полезно.

Нейробика

Американские нейробиолог Л. Кац и писатель М. Рубин придумали методику для тренировки мозга - нейробику, которую предложили миру посредством своей книги "Фитнес для ума". Авторы предлагают 83 забавных упражнения, способствующих улучшению памяти и развитию интеллектуальных способностей. Выбрав из них понравившиеся, можно сразу приступать к тренировкам.

В основе нейробики лежит задача активизации новых нейронных путей. Когда человеку приходится выполнять одну и ту же рутинную работу, ему становится трудно сосредоточиться на чем-то новом. Концентрация его внимания падает, память начинает ослабевать.

А вот если делать ежедневные дела не на привычном автопилоте, а каким-нибудь неожиданным, пусть даже несколько сумбурным способом, то мозг настроится на выстраивание свежих связей между нервными клетками и восстановление их в случае, если они были утеряны.


Веселые упражнения

В качестве примеров упражнений для развития зеркальных нейронов, направленных на усиление концентрации внимания, улучшение памяти и интеллекта, можно привести следующие незатейливые приемы, имеющие тем не менее научное обоснование:

  • Постараться стать амбидекстером. Это значит повышать включенность левой руки правшам, и правой - левшам.
  • Осваивать и развивать новые навыки и способности.
  • Примерять разные образы, менять имидж.
  • Делать перестановки дома, менять интерьер.
  • Заучивать шутки и анекдоты, придумывать интересные истории и использовать их в разговоре.

Рутина и привычки усыпляют мозг. Новизна, напротив, оказывает стимулирующее воздействие на сенсорные входы мозга, и способствует более яркому восприятию жизни, делает ее более красочной и запоминающейся.

Физические упражнения

На активность мозга существенное влияние также оказывают и традиционные физические нагрузки. Исследователями Иллинойского университета США под руководством А. Крамера было обнаружено, что регулярная умеренная физическая нагрузка способствует увеличению объема коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Эти области мозга отвечают за оперативную память, внимание и его переключение.

Согласно мнению ученых, для этого еженедельно необходимы 150 минут умеренной или 75 минут высокой физической нагрузки, и в дополнение к этому ежедневные пешие прогулки не менее 500 метров.

Как мысли ставят больных на ноги

Как отмечает Дж. Риццолатти, современные научные исследования зеркальных нейронов направлены на практическое применение получаемых данных. Внедрение новых знаний уже успешно осуществляется в различных сферах жизни, в том числе медицины.

Моторные зеркальные нейроны заставляют человека в своих мыслях воспроизводить то же действие, которое он видит. Это происходит вне зависимости от того, совершает ли его непосредственно другой человек, или это показывается на экране телевизора или компьютера.

Неоднократно было замечено, что во время просмотра боксерских поединков у людей напрягаются мускулы, иногда даже кулаки сжимаются. Это является типичным нейроэффектом. На нем как раз и основана новая технология восстановления пациентов после инсультов, болезни Альцгеймера и прочих заболеваний, при которых память человека забывает движения.

Суть новой технологии заключается в следующем: если у пациента нейроны не окончательно "поломаны", а лишь нарушена их работа, то с помощью зрительного толчка можно осуществить активирование нервных клеток и заставить их отражать движения. Это позволит восстановить корректную работу зеркальных нейронов.

Для этого человеку нужно показывать необходимые действия при определенных условиях. Такая технология получила название - "терапия действия и наблюдения". Как показали эксперименты, значительное улучшение терапия дает при реабилитации больных перенесших инсульт.

Однако самый удивительный результат, по мнению ученого, обнаружился при использовании данной терапии в другом направлении - для восстановления людей, получивших серьезные травмы, попавших в автомобильные аварии. Например, когда человеку на ногу накладывают гипс, ему потом нужно заново учиться ходить. Обычно в таких случаях болезненная походка сохраняется достаточно длительное время, пациент еще долго хромает.

Традиционные обучение и тренировки занимают немало времени. В то же время, при показе специально созданного фильма с соответствующими движениями, в мозге пострадавшего активизируются необходимые двигательные нейроны, и человек начинает нормально ходить практически за несколько дней. Даже для ученых это выглядело, как чудо.


Как поднять себе настроение

Благодаря зеркальным нейронам люди обладают свойством подсознательно воспринимать и ощущать эмоции других людей или киноперсонажей. Таким образом получается, что во время просмотров драм, фильмов-ужасов, негативных новостей или трагических репортажей по телевизору, человек автоматически заряжается теми же эмоциями. В результате он может почувствовать себя расстроенным, напуганным, опечаленным. У него может активизироваться выработка гормона стресса - кортизола, провоцирующего нарушения внимания, памяти, сна, работы щитовидной железы.

К счастью, принцип зеркальных нейронов аналогичным образом работает и в конструктивно-созидательном ключе. Если человек общается с позитивными, жизнерадостными людьми, смотрит фильмы с такими героями, то в его мозге возникают такие же положительные эмоции.

Несмотря на то, что зеркальные нейроны и их функции были открыты совсем недавно, результаты исследований уже находят свое практическое применение. Более того, они применимы в повседневной жизни человека. Понимание принципа их работы, позволяет каждому развивать память и интеллект, управлять своим вниманием, улучшать свое настроение и здоровье, а также распространять флюиды своей жизнерадостности и на окружающих.

Вы наверняка замечали, что живущие вместе люди не только частично перенимают повадки друг друга, но и становятся похожими друг на друга. Так вот, предполагается, что причина такого сходства кроется в зеркальных нейронах. Помимо этого, существует теория, что именно такой тип нейронов отвечает за способность человека сопереживать. сайт расскажет, что такое зеркальные нейроны и как они связаны со способностью человека и животных к сопереживанию (эмпатии).

Зеркальные нейроны - ключ к сопереживанию и пониманию?

В 1990-х годах итальянские ученые в ходе наблюдения за корой головного мозга обезьян обнаружила интересную закономерность: у обезьяны срабатывал один и тот же моторный нейрон не только тогда, когда она сама принимала пищу, но и в процессе наблюдения за аналогичными действиями другой обезьяны. Такое явление заинтересовало ученых, ведь способность поставить себя на место собрата присуща и людям. Зеркальными нейронами назвали некую совокупность клеток, которые «зеркально» активируются при наблюдении за определенными движениями другого человека (животного).

Интересно также, что реакция зеркальных нейронов наблюдается только на определенные виды действий, которые мы можем предсказать, исходя из прошлого опыта. К примеру, на обычное движение руки они не реагируют. Но если мы видим человека, который чувствует боль, собирается съесть что-нибудь вкусненькое или выпить холодной воды в жаркий день, мы на синаптическом уровне понимаем, что дальше собирается сделать человек. Более того, нам зачастую хочется сделать то же самое.

Настроиться на «волну» другого человека можно не только при помощи зрения: звуки, запахи, тактильные ощущения также способствуют такому феномену.

Зеркальные нейроны - здоровая критика интересной теории

Теория о том, что именно благодаря зеркальным нейронам мы способны к эмпатии, довольно привлекательна и логична. К примеру, мы видим, как человеку плохо, зеркальные нейроны активируются, мы автоматически «настраиваемся» на его волну и частично перенимаем чувства человека. А поскольку зеркальные нейроны соединены с другими участками мозга, которые направляют сообщения во все части тела, мы способны «синхронизировать» с другим человеком даже физиологические показатели: дыхание, давление крови, ЧСС. Помимо этого, с зеркальными нейронами также связывают эмоциональное заражение - т.е. возникновение идентичных или схожих эмоций, воспринимаемых у другого человека в определенной ситуации.

Именно поэтому, как предполагают некоторые специалисты, аутисты и психопаты не способны сопереживать другим - у них функции зеркальных нейронов нарушены. То же самое говорят о больных шизофренией.

Критики теории о ключевой роли зеркальных нейронов в понимании действий и эмоций других людей считают, что выводы теории слишком глобальны и пока не подтверждены.

Дело в том, что отследить и объяснить активность зеркальных нейронов в мозге человека не так просто. Поэтому Джеймс Килнер и Роджер Лемон из Лондонского университетского колледжа подробно изучили 25 работ ученых, в которых приведен анализ записей активности зеркальных клеток у обезьян. Эти записи свидетельствуют о наличии двигательных клеток, свойства которых схожи с зеркальными в:

  • лобных долях мозга, контролирующих движения;
  • в теменной доле.

Однако некоторые из таких клеток способны к зеркальной реакции только во время наблюдения за живым существом; другие способны к такому ответу и на записанные на видео движения. Также наблюдается, что некоторые зеркальные нейроны проявляют реакцию на небольшое количество специфических движений, в то время как другие группы нейронов реагируют на более широкий спектр движений или даже на звуки, которыми такие движения сопровождается. Некоторые клетки способны подавлять активность во время наблюдения за определенными движениями.

Также отмечается, что угол наблюдения и возможность получения награды - факторы, влияющие на активность зеркальных нейронов у обезьян. Такие особенности свидетельствуют, скорее всего, о том, что зеркальные нейроны - только составляющая сложной системы мозговой активности, которую специалистам еще предстоит понять.

Д. Килнер и Р. Лемон полагают, что экспериментов с обезьянами недостаточно для полного понимания работы и функций зеркальных нейронов, а на человеке аналогичные эксперименты провести невозможно. Единственное подобное исследование, проведенное на людях, свидетельствует о наличии зеркальных нейронов в височной доле и фронтальной коре человеческого мозга. Существует многих типов зеркальных нейронов, доказать наличие и функциональную значимость которых у людей еще предстоит.

Зеркальные нейроны – это нейроны, которые активируются как при выполнении действия животным (или человеком), так и при наблюдении им выполнения того же самого действия другим животным или человеком (Rizzolatti et al., 1996).

Открытие зеркальных нейронов считается одним из самых интересных среди последних достижений в нейробиологии. Специфика действия зеркальных нейронов объясняет, почему мы часто невольно имитируем поведение других людей. Эта врожденная реакция проявляется даже в младенческом возрасте: стоит показать младенцу язык, и наверняка он проделает то же самое в ответ. Когда к нам обращаются шепотом, мы тоже начинаем говорить тише. Рядом с пожилыми людьми мы начинаем ходить медленнее. Механизм работы зеркальных нейронов объясняет, почему мы улыбаемся при виде радостного лица, или морщимся, когда видим, как кто-то испытывает физическую боль. С открытием зеркальных нейронов, стало понятно, что мозг способен понимать действия других людей за счет воплощения собственных действий или, другими словами, чувствуя то, что чувствует другой во время выполнения аналогичного действия.

Следует заметить, что сама концепция зеркальных нейронов все еще достаточно молода, и окружена множеством гипотез и допущений, ждущих своего доказательства или опровержения. Тем не менее, ее популярность позволила сделать существенный рывок в исследовании базовых механизмов работы мозга, стоящих за возможностью непосредственного понимания нами поведения и намерений других людей.

Концепция «зеркальных нейронов» возникла и получила первоначальное развитие около 20 лет назад в работах итальянских нейрофизиологов Дж. Риццолатти, Г. ди Пеллегрино, В. Галлезе и др. как результат экспериментов с регистрацией активности отдельных нейронов покрышечной части нижней лобной извилины у макак. Как оказалось, группа нейронов данной области, активирующихся в ходе выполнения приматами простейших действий, также проявляла активность и при наблюдении за аналогичными действиями, выполняемыми другими обезьянами или даже человеком. Несколько позже начали находить подобные нейроны и в других регионах коры, включая нижнюю теменную долю и верхнюю височную борозду.

Система зеркальных нейронов (СЗН) - совокупность ЗН, расположенных в различных структурах головного мозга и выполняющих единую функцию. Существует несколько таких функций: понимание намерений и мышления другого субъекта, сопереживание (эмпатия), подражание (имитация) и обучение. При выполнении каждой из этих функций задействуются структуры, содержащие ЗН, а также различный состав «вспомогательных» структур, не обладающие зеркальными свойствами.

Сканирование мозга, в частности, методы нейровизуализации позволили определить регионы, в которых ЗН есть у людей. Ядро СЗН составляют премоторная кора и нижняя теменная долька. Проводились эксперименты, в которых участники сканировались в то время, когда они выполняли действия и, когда они наблюдали за действием или слышали, что другие люди выполняют аналогичные действия. Эти исследования выявили активацию дорсальной и вентральной премоторной коры, дополнительной моторной и задней теменной и височной и иногда соматосенсорной коры во время выполнения действия и при его восприятии.

Дополнительные корковые области (такие как: дорсальная премоторная кора и верхняя теменная долька) также активируются при наблюдении и выполнении действия. Хотя их активацию связывают часто с «зеркальным механизмом», в равной степени, возможно, она отражает подготовку к движению. Интересно, что такая активация является соматотопической: задние премоторные области более активны как при восприятии и выполнении мануальных действий, по сравнению с движениями губами, в то время как вентральные области более активны при восприятии движений губами по сравнению с мануальными. Еще одна область, почти постоянно активна во время наблюдения действия и звуков, обозначающих действия – это область Брока (BA44, BA45). Следует иметь в виду: система зеркальных нейронов - это двигательная система высшего порядка, которая является билатеральной.