Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной. Русская семиструнная гитара. Как играть на семиструнной электрогитаре

Семиструнная гитара появилась опытным путем около двухсот лет назад. Первая половина IX века была отмечена многочисленными экспериментами в конструкции гитары.

Парижский мастер Рене Леконт создал модель гитары с семи струнами, ему же и принадлежит идея закрепления струн в колковом механизме. По-видимому, этой гитаре в Европе не предали значения.

Наверное, поэтому популярность семиструнной гитары связывают с русским музыкантом Сихрой Андреем Осиповичем, который познакомился с ней в России, оценил её достоинства и посвятил этой гитаре свой талант как исполнитель и автор огромного количество музыкальных произведений.

В некоторых пишут, что эту гитару изобрел Сихра. Но это не так. Просто он этой гитаре посвятил всё своё творчество. Существует легенда, что Сихра установил строй семиструнной гитары, который существует до сих пор. На семиструнной гитаре играли и играют только в России. Отсюда и название: русская семиструнная гитара .

Но всё же семиструнная гитара не получила такой популярности как шестиструнная гитара , считающаяся удобной и универсальной. В основном вся известная нам музыка принадлежит шестиструнной гитаре. Да и у выступающих профессионалов на сцене не встретишь семиструнную гитару в руках.

Семиструнную гитару используют в основном для исполнения русских романсов и вариации на темы русских народных песен.

По своему устройству семиструнная гитара ничем не отличается от шестиструнной гитары, кроме как размерами, формой и количеством струн.

Существует три вида гитар: кварт? гитара, терц? гитара и большая гитара. Они отличаются друг от друга расстоянием от верхнего до нижнего порожка, называемое мензурами.

Большая гитара имеет мензуру 65 см., терц? гитара? 62 см, кварт? гитара? 58 см. В соответствии с величиной этого расстояния изменяется и размер кузова, ширина грифа, а расстояние между струнами у всех видов этих гитар почти одинаковый.

Кроме одногрифных гитар, встречаются гитары с двумя грифами. Добавочный гриф ладов не имеет, и используются только открытые струны, которые не прижимаются к грифу.

Отличие шестиструнной от семиструнной гитары

Как я уже говорил, главное отличие гитар заключается в количестве струн, отсюда и все вытекающие последствия. Строй у этих двух видов гитар разный.

Строй шестиструнной гитары :

  • 1 струна? Ми — второй октавы
  • 2 струна? Си — первой октавы
  • 4 струна Ре — первой октавы
  • 5 струна Ля — малой октавы
  • 6 струна Ми — малой октавы

Строй семиструнной гитары:

  • 1 струна? Ре — второй октавы
  • 2 струна? Си — первой октавы
  • 3 струна? Соль — первой октавы
  • 4 струна? Ре — первой октавы
  • 5 струна? Си — малой октавы
  • 6 струна? Соль — малой октавы
  • 7 струна? Ре — малой октавы

Шести и семиструнные гитары звучат на октаву ниже, чем пишутся. То есть, если играть на фортепьяно гитарный текст, то исполнять надо на октаву ниже.

В основном все, что написано для семиструнной гитары, можно исполнить на шестиструнной гитаре. Для этого необходимо настроить шестую струну на тон ниже «Ре». И тогда диапазон у шестиструнной гитары станет шире, чем у семиструнной.

Конечно,есть и исключение — произведения, которые можно сыграть только на семиструнной гитаре или наоборот только на шестиструнной.

Наш твиттер: @instrumen_music

Приветствуется свободное распространение статьи с сохранением авторства и ссылки на сайт:

Ни один музыкальный коллектив не может обходиться без этого предмета. Созданная много столетий назад, гитара (семиструнная) нашла свое место и в современном мире. Она звучит как аккомпанемент или сольный инструмент в разных направлениях и стилях, а созданная относительно недавно электрическая гитара и вовсе оказала весомое влияние на развитие массовой культуры.

С чего все начиналось

История создания гитары уходит корнями в прошлые века, а среди стран, в которых упоминается ее первое использование в качестве музыкального инструмента, называют Индию и Древний Египет. Тогда гитара имела округлый корпус с натянутыми на длинной шейке струнами. Сам корпус был достаточно прочным, и изготавливался из засушенной тыквы или панциря черепахи.

В России семиструнная гитара появилась в конце XVIII века. Примечательно, что исследователи не могут назвать точного времени и судьбы ее становления, однако упоминают имя Андрея Сихры. Он первым открыл гитарное искусство. Занимался обработкой народной музыки, издавал соответствующие журналы, преподавал в школах. Им же была добавлена басовая струна, отличавшая строй привычной гитары.

Благодаря этому в последующие столетия семиструнная гитара получила широкое применение, долгое время оставаясь ключевым музыкальным инструментом. В XX веке западная культура “перебралась” в нашу страну, а потому семиструнная гитара уступила место классической. По мнению исследователей, сегодня часто их сопоставляют, хотя каждой свойственен ряд признаков и свои художественно-технические особенности.

Применение в народных массах

Традиционно в России использовалась именно гитара семиструнная, когда речь шла об исполнении русских романсов или народных песен. Она нашла свое применение и в так называемом “цыганском” песенно-музыкальном жанре. Специально для нее многие композиторы, включая Алексея Агибалова и Игоря Рехина, создавали концертные сочинения.

Особенности строения

Конструкция семиструнной гитары состоит из стандартного “набора” основных составляющих. У каждого из них - свои функции. Сюда неизменно входят металлические струны, гриф и пружины. Последние, в частности, обязаны соответствовать разработанной системе Шерцера, согласно которой они располагаются параллельно друг другу.

Настройка семиструнной гитары в домашних условиях - особо интересное занятие для тех, кто увлекается музыкой, но не является профессионалом в этом деле. Стоит обрадовать всех любителей: ничего сложного в настройке нет. Запомните несколько простых правил.

Струны настраиваются, исходя из принципа соседствующих струн, когда сравнивается высота их звучания. Так, одна остается открытой, а вторую следует зажать на определенном ладу. Только так достигается их звучание в унисон. Первая гитарная струна всегда является опорной. Существуют рекомендуемые стандарты относительно повторов интервалов и тонов первой октавы, а также последующих полутонов. Наряду с этим известны различные вариации, не дающие точной настройки, связанные с толщиной струн. Так, к примеру, по сравнению с любыми другими басовые струны требуют более тщательной настройки.

Гитара (семиструнная) обладает собственным строем. Стандартно последовательность тонов определяется наивысшей струной по тону. Чаще всего таковой является "Ре" (первая октава). Известны смешанные строи, образованные по мажорному звучанию в иной тональности.

Современная гитара семиструнная разделяется по нескольким подвидам. Все они в одинаковой степени широко применимы, но непохожи по строю, нотации, длине и мензуре. Существуют большие, терц- и кварт-гитары. Последние, как правило, считаются ансамблевыми инструментами. Они позволяют расширять диапазон звуков, что в итоге обогащает весь гитарный ансамбль.

Классический вариант: чем мы хуже?

Как и семиструнная, шестиструнная гитара расценивается в качестве основного струнно-щипкового музыкального инструмента. Ее особенность заключается в больших исполнительских возможностях и богатом разнообразии тембров. Обратите внимание на несколько отличительных характеристик.

Являясь акустическим инструментом, шестиструнная гитара способна усилить звук благодаря деревянному корпусу. Чаще всего он изготавливается из прочных древесных пород - палисандр, красное дерево, кедр, ель. При этом используются струны разных материалов и составов: карбон, нейлон, а также металлические и жильные струны.

Классическая шестиструнная гитара не требует дополнительного применения усилителя или микрофона, хотя в большом помещении они все же могут использоваться. Для усиления звука вместо нижнего порожка устанавливаются контактные датчики. Для удобства игры на такой гитаре используется подставка для ног, которая сегодня чаще заменяется подставкой для колена.


Ранее я уже писал о связи звука, цвета, чакр и семь оболечек человека (аур), а также их связи с частотами вибраций - Квантовый Переход - как он произойдет?

Также есть хороший отрывок из мультфильма "Аватар: Легенда об Ааанге", просто и доступно объясняющий работу с чакрами Как открыть все свои семь чакр - пособие для детей

Теоретические основы

Звук

Как вы знаете, музыка имеет дело со звуками. Звук создаётся колебаниями какого-либо тела, например струны. Звук обладает следующими свойствами:

Высота - частота колебания.

Тембр - присутствие обертонов (призвуков), зависит от источника звука.

Длительность - продолжительность звучания.

Громкость - амплитуда колебания.

Музыкальные звуки образуют музыкальную систему. Звуки используемые в музыке называются тонами. Самым важным свойством звука в музыке является высота: чем чаще колебания - тем выше звук. Высота звука (тона) измеряется в герцах (Гц) и определяет тональность.

Например нота A (Ля) первой октавы имеет частоту 440 Гц. Таким образом, любой звук музыкальной системы имеет свою высоту. Иногда колебания настолько быстрые, что мы можем не услышать производимый звук, например, очень высокий звук собачьего свистка. Но далеко не все звуки используются в музыке.

Наш слух способен различать музыкальные и шумовые звуки. Шумовые звуки не имеют точной высоты, например скрип, гром, шорох, стук колёс поезда и т.п., поэтому они не используются в музыке. (Уже используются в современной - к примеру, направление ambient).

Музыкальная система. Звукоряд. Ступени и их названия.

Музыкальная система представляет собой ряд звуков расположенных между собой по определённой высоте. На гитаре музыкальная система представлена виде суммы всех звуков расположенных на грифе.

Звуки расположенные между собой по высоте в восходящем или нисходящем порядке образуют звукоряд, а каждый звук является ступенью звукоряда. Двигаясь в восходящем (нисходящем) порядке мы как бы

поднимаемся (опускаемся) по ступеням лестницы, поэтому звуки и называются ступенями, каждая ступень звукоряда нумеруется и имеет своё название.

Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя 88 различных звуков, но мы не придумываем для каждого звука своё название, а используем семь названий нот входящих в одну октаву.

Вот эти названия: C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си). На фортепьяно эти звуки соответствуют белым клавишам. Cтупени имеют слоговые обозначения, они соответствуют названиям нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), и числовое (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).


1. C (До)

2. D (Ре)

3. E (Ми)

4. F (Фа)

5. G (Соль)

6. A (Ля)

7. H (Си)

Для всех звуков мы используем одни и те же названия нот, но при этом делим звукоряд на октавы, чтобы различать звуки по высоте.

Октавы имеют следующие названия:

Суб - контр - октава

Контр - октава

Большая октава

Малая октава

Первая октава

Вторая октава

Третья октава

Четвёртая октава

Пятая октава

Важно отметить, что частота колебаний (высота) первой ступени одной октавы и первой ступени следующей за ней октавы (такое расстояние называется октавным интервалом), будет отличаться ровно в 2 раза . Например, нота A первой октавы имеем частоту 440 герц, а нота A второй октавы 880 герц.


Полутон и целый тон. Название производных ступеней. Бемоль и диез.

В музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей, они называются полутонами. Расстояние в два полутона образует целый тон. Лишь между двумя парами нот не может быть целого тона это E, F и B, C. Таким образом, между основными ступенями звукоряда имеется пять целых тонов и два полутона.

Как было написано выше, существует 7 основных ступеней, на фортепьяно они представлены белыми клавишами, так же существуют производные ступени, чёрные клавиши фортепьяно, они образуются путём повышения или понижения основных ступеней на полтона. Этот процесс называется альтерацией. Для понижения или повышения основных ступеней применяются знаки альтерации: бемоль (♭) - понижение на полтона и диез (#) - повышение на полтона.

Таким образом получаем 12 равных полутонов: A, A# | Bb, B, C, C# | Db, D, D# | Eb, E, F, F# | Gb, G, G# | Ab. Помните, что между E, F и B, C полутон, поэтому C и F не может быть C♭ и F♭, а E и B не может быть E# и B#.

В музыке кроме этих нот больше никаких нет и каждая песня написана с использованием комбинаций из них в различных октавах, поэтому мелодия это просто последовательность нот с определённым ритмом.

Ноты на грифе гитары.

Также необходимо знать, где все эти ноты расположены на грифе гитары. Зная ноты, которые играются с помощью открытых струн, вы сможете найти все остальные, используя знания полученные ранее. Открытая струна - это струна, которая во время игры не прижимается к ладам левой рукой. Закрытая струна - это когда мы играем ноту, при этом левая рука прижимает струну между ладами, заставляя струну оставаться неподвижной относительно лада и играть более высокую ноту.

Итак, что такое открытые струны? Начиная с самой высокой (и самая тонкая) струны и поднимаясь выше (вы смотрите на гитару сверху), ноты располагаются следующим образом: E, B, G, D, A, E - запомните это! Также у каждой струны есть порядковый номер. Тонкая струна E (ми) называется первой струной, струна B (си) называется второй струной и так далее до 6-ой струны E (ми).

(мне одному показалось с)

А теперь о том, как сыграть другие ноты, очень просто… Правило очень простое. Перемещение лада подразумевает перемещение полутона. Давайте сыграем ноту G (соль) или 3-ю струну, но есть много других вариантов и вы можете сыграть одну или больше нот G (соль) на каждой струне. Возьмём первую струну. Мы знаем, что это открытая струна E (ми), поэтому на первом ладу это F помните, что нет E#. 2ой лад будет F#. 3ий лад будет G! Попробуем другой способ. Начинаем со струны B (си) - B, C (а не B#), C#, D, D#, E, F, F#, G - 8-ой лад.

Мне одному показалось странным, что одну из нот выбросили? Или я еще не совсем вкурил, почему все именно так?

В общем то мне, как человеку далекому от музыкальных премудростей (люблю только слушать музыку, но уже есть желание научиться играть на каком либо музыкальном инструменте) факт использования шести струн, вместо семи (ведь семь нот же! ) кажется довольно странным.

Потому узнаем больше о семиструнной гитаре - разве не логичнее было бы использовать модель: одна струна - одна нота? Или я все же чего то не понимаю?

Русская семиструнная гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства гитар. Получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является строй, отличный от строя классической шестиструнной гитары.

Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича, М. И. Пыляева, А. В. и С. Н. Тихонравовых) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве. Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал.

Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века и использовался на английской гитаре (в тональности До, струны: {g1, e1, c1}, {g, e, c}), можно предположить, что Андрей Сихра заимствовал этот принцип строя для своего изобретения с добавлением седьмой (басовой) струны Ре (струны: {d1, h, g}, {d, H, G}, D). Также известно, что на английской гитаре играл автор первой в истории Школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1798 году, Игнац фон Гельд (Игнатий Францович Гельд, 1766—1816).

Что касается формы корпуса инструмента и конструктивных особенностей, то семиструнная гитара в целом схожа с таковыми классической шестиструнной гитары.

В общем - в музыке я не силен. Может кто то может просто и понятно объяснить, а не так как ниже (слишком много специфической терминологии)

Звучание открытых струн образует строй гитары. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.

Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль: {d1 ← h ← g}, {d ← H ← G}, D} (буквенная нотация по Гельмгольцу). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре, удвоенными примой Соль и терцией Си[КИ 1][КМ 2].

Интервалы между соседними струнами: d1{м.3}h{б.3}g{ч.4}d{м.3}H{б.3}G{ч.4}D (м.3 и б.3 — малая и большая терции, ч.4 — чистая кварта). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: {м.3, б.3, ч.4}{м.3, б.3, ч.4} — всего 2 кварты и 4 терции.

А пирамида на рисунке в начале поста приведена не зря.
Семь чакр человека являются как бы семью ступенями частот его вибраций - от самых низких до высочайших.
От Муладхары к Сахасраре.

Картинка ничего не напоминает?

Верно - пирамиду, ту самую. Только вверху поста она усеченная, без Сахасрары так сказать. Т.е. без высоких частот, Божественного Начала.

Произнеся «гитара Сихры», вряд ли многие догадаются, о чем идет речь, хотя все в России знают об этом музыкальном инструменте. Именно так специалисты именуют семиструнную гитару, изобретенную российским композитором и музыкантом Андреем Осиповичем Сихра. Хотя 100% уверенности в том, что семиструнку полностью придумал Сихра, нет ни у кого. Точные данные просто не сохранились.

Известно, что гитара появилась в конце 1780-х годов, и именно Андрей Сихра был первым ее популяризатором. Он не только написал огромное количество произведений для семиструнной гитары, он и виртуозно исполнял эти произведения на ней. Ориентировочно, первая семиструнная гитара Сихры была сделана где-то в 1788-1789 годах, т.к. Сихра привез ее в Москву в 1790.

Семиструнная гитара до сих пор во всем мире известна как «русская гитара». Второе название гитары – цыганская. Отсюда и бытующее мнение, что семиструнка – это цыганский народный инструмент и пришла она в Россию из цыганского табора, но это ошибочно. Скорее наоборот, цыгане узнали о гитаре из-за того, что сами жили или кочевали по России.

До революции семиструнная гитара была очень распространена в стране. На ней исполнялись классические произведения и аккомпанировали во время пения. Гитара была излюбленным инструментом среди военной элиты – гусар и обязательным участником различных увеселительных мероприятий.

Строй семиструнной гитары позволял подстраивать ее под особенности того или иного голоса, вследствие чего гитара часто применялась для исполнения бардовских песен. Так, например, Владимир Высоцкий, всю жизнь игравший только на семиструнной гитаре, настраивал ее на тон, а то и полтора тона ниже, чем того требовал классический строй, но это совсем не сказывалось на звуке.

Основным отличием семиструнной гитары от шестиструнной, кроме, конечно, количества струн, было то, что строй семиструнки является консонирующим, а шестиструнная гитара является диссонирующим музыкальным инструментом. Другими словами, если просто провести по струнам, не прижимая ничего на грифе, на семиструнке получится благозвучный аккорд, а на шестиструнке – набор неприятных звуков. Поэтому, музыкальные возможности для семиструнки шире, но играть на ней считается сложнее, чем на шестиструнке. Хотя, конечно, все зависит от мастерства исполнителя.

Вплоть до середины 60-х годов советская промышленность выпускала семиструнные гитары в достаточно большом количестве. Но с просачиванием в СССР западной культуры и желанием подражать тем же The Beatles и другим популярным музыкантам и группам, популярность семиструнки среди населения начала падать. Сначала молодые музыканты того времени просто снимали лишнюю струну и перестраивали гитару, а чуть позже и промышленность переориентировалась на выпуск шестиструнных инструментов.

Сегодня семиструнная гитара Сихры используется профессиональными музыкантами достаточно редко. В основном для исполнения классических произведений, написанных специально под нее или традиционного русского романса. Но, тем не менее, гитара продолжает существовать и все также остается исконно русской гитарой.

- (или тэп гитара, также гитара Уорра, англ. Warr guitar) струнный музыкальный инструмент, разработанный Марком Уорром. Выглядит очень похоже на обычную электрогитару, но на ней можно играть тэппингом, как на стике Чепмена, а также… … Википедия

- (исп. и прованс. guitara, итал. chitarra, от греч. kithara струнный инструмент). 1) 6 ти струнный муз. инструмент, на котором играют, перебирая струны пальцами. 2) старинный извощичий экипаж, несколько напоминавший формой своей вышеназванный муз … Словарь иностранных слов русского языка

ГИТАРА, гитары, жен. (исп. guitarra от греч. kithara лира). Род струнного щипкового музыкального инструмента с резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом. Семиструнная гитара. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Гитара - (от греч.κιτηαρα кифара) струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. испанская). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (исп. guitarra, итал. chitarra, франц. guiterne, guitare, англ. gittern, guitar; первоисточник: греч. kithára кифара, цитра) струнный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками, из которых… … Большая советская энциклопедия

- (испан. guitarra, от греч. kitara кифара, итал. chitarra; франц. guiterne, guitare; англ. gittern, guitar) струнный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками (из к рых верхняя имеет круглое… … Музыкальная энциклопедия

Ы; ж. [исп. guitarra] Струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом резонатором в виде восьмёрки и с длинным грифом (впервые появилась в Испании в 13 в.). Семиструнная, шестиструнная г. Оркестровая г. Электронная г. Петь под гитару.… … Энциклопедический словарь

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Гитара русская акустическая новая (ГРАН) с … Википедия

Сейчас гитара один из самых распространенных инструментов. Любой вокально инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: под нее так хорошо поется вечером у костра! Гитара звучит дома и… … Музыкальный словарь

Книги

  • Русская семиструнная гитара , М. Иванов. Цель настоящего очерка напомнить обществу о русской семиструнной гитаре, познакомить кратко с ее историей, литературой и музыкальными средствами и тем способствовать установлению правильного…
  • Альбом начинающего гитариста. Семиструнная гитара. Выпуск 19 , . Альбом начинающего гитариста. Семиструнная гитара. Выпуск 19…