Чем объясняется раскаяние катерины. Образ Екатерины. Её душевная трагедия Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини гроза

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского "Гроза". Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова "Луч света в "темном царстве" , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого "луча", но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, "точно птичка на воле". Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже "работать не принуждала", к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:"...не слышу, когда служба кончится", видела во время службы, как "в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (...) будто ангелы в этом столбе летают и поют". Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. "Такая уж я зародилась горячая! (...)... не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"- говорит она Варваре.
Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит "враг" и начинает смущать ее: "Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что". Ее дальнейшая жизнь - это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб "умереть мне без покаяния, если я..." Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни ("За все тебе отвечать придется"), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она "падает без чувств на руки мужа".
Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу"- говорит она ему. Оставшись одна, она "задумывается". Эта авторская ремарка дорогого стоит."Задумывается "- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: "Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)". Именно "уходит", а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что "женщина в воду бросилась" - и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что "... должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!", остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех - самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее "близехонько, в омуточке у берега". Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Разделы: Литература

Класс: 10

Цель:

  • Проанализировать образ главной героини.
  • Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
  • Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

2. Тест.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

Формальное соблюдение религиозных заповедей;

Стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

Моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

Осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

Раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

Страх перед мужем и свекровью;

Невозможность вернуться в родительский дом;

Несчастный случай.

3. Беседа.

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Позитивные стороны Негативные стороны
“Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...” “Найдут, силой поволокут домой...”
“Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...” “Свекровь заест совсем...”
“Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...” “Никогда не быть мне свободной...”
“Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет...” “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо...”
“Мою любовь у меня никто не отнимет...”
“Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...”
“Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...”

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

6. Домашнее задание.

  • Подготовить сообщение “Образ Катерины в оценке критиков”.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10-М КЛАССЕ

(с использованием ИКТ).

ТЕМА:

«Образ Екатерины. Её душевная трагедия.»

Форма урока: комбинированный урок с элементами дискуссии

Цель: Выяснить, почему главная героиня не находит для себя места в этом мире и предпочитает гибель, самоубийство жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

Проанализировать образ главной героини.

Сформировать представление о характере главной героини.

Развивающие :

Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, воплощаться в роли героев пьесы.

Воспитательные

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности на примере героев пьесы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедийное сопровождение по теме урока.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

Нельзя переоценить того огромного значения, какое имела драматургия А.Н. Островского в истории нашего искусства. И среди обширного репертуара пьес великого драматурга, наверное, лучшей, поистине непревзойдённой остаётся «Гроза».

Вспомним главных героев пьесы. В чём конфликт пьесы? Конфликт произведения в борьбе молодых сил со старым миром, Кабанихой и Катериной. Выясним суть этого конфликта.

Между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.Конфликт растёт между семьёй Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той «светлой воли»,той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу. ЦЕЛЬ нашего урока – раскрыть образ «героини молодого мира», её душевную трагедию.

Слово учителя:

Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

(Реализация индивидуального задания - сообщение о значении имени «Катерина»)

Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини.

Учитель:

Кто, кому и где рассказывает о детских годах героини и о формировании её характера?

    (Реализация индивидуального задания).Сообщение. Воспитание Катерины. Фольклорный мотив. Народные основы характера Катерины. В презентации отмечаются мотив полёта, птицы, бабочки, мотив обращения к ветру, мотив обращения к воде за помощью в трудную минуту. Мотив жизни после смерти. Дом-могила. Могила-дом.

    Задание для всех. Подбор цитат к каждому мотиву.

    Вывод: Катерина натура легкоранимая, романтическая, такие легко влюбляются

  • Рассмотрим репродукции картин двух разных художников. («Катерина» Б.М. Кустодиева и «Катерина» Дехтерева).

Какой изображена Катерина Кустодиева? А Дехтерева?

  1. -Две разные героини по внешним данным. Какими событиями наполнена жизнь героини? Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины. Обобщающая беседа.
  2. -Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об

уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило её целиком, ни о чём другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.

Ребята играют по ролям сцену «Встреча с Борисом» .

Учитель:

Как характеризует Катерину её стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой, с Борисом. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса.

Ответ обучающегося:

– В этом разговоре Катерина впервые признаётся в

любви к Борису. В нём раскрывается сила чувства Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера, Предопределяется всё дальнейшее поведение Катерины её трагическая гибель.

При сопоставлении сцен мы видим, что в любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограничены. Контрастность душевного состояния героев в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевая, потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «кидается ему на шею». (Просмотр слайдов презентации «Первые роли актрис, сыгравших Катерину»)

Учитель:

Если сравнить речевую характеристику Катерины в действии1 2 с действиями 3 и 4, то можем проследить некую эволюцию душевного состояния Катерины. Предлагаю схематично в виде цветодинамики (цветные карточки на доске) представить эволюцию чувств Катерины, т.е. проследить переход состояния покорности до самоуверенности и решительности. Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдём в статье Добролюбова (на рабочих листах). Вспомним сцену с Борисом.Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в её речи?

Ответ обучающегося:

Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, передающих напряжение

чувств героини.

– Прочтите монолог с ключом (Д.2,явл.10) Проследим эволюцию чувств главной героини.

Сильный порыв чувств: «Мне бы хоть умереть да увидеть его».

Каково отношение Катерины к мужу? Сцена «Проводы Тихона». Как ведут себя герои,как это их характеризует?

Как ведёт себя Тихон перед отъездом из дома своей матери? Катерина? Послушная, но своенравная. После приезда мужа?

Обратимся к Д.4,явл.3О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? - Катерина «просто сама не своя сделалась..Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной!» Д.4,явл.4,5.

ПРОВЕРКА ИНД ЗАДАНИЯ(Карточка с заданием выдавалась во время урока) .

Учитель:

Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряжённость в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

В чём разница в душевном состоянии Катерины? В Д1 и Д4.

Ответ обучающегося:

Разница выражена и в её восклицаниях после ухода барыни: «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она мне пророчит, что - нибудь» Д. 4 «Ах, умираю!» Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиту у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.

Проверка ИНД. ЗАДАНИЯ (карточка с заданием выдавалась в начале урока).

Какие чувства испытывает Катерина в 6 явлении?

Ответ обучающегося:

В сцене с ключом раскрывается победа любви в душе Катерины, то в

сцене покаяния обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.

Учитель:

Ответ обучающегося:

Приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.

Учитель:

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

Ответ обучающегося:

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что её высокая нравственность восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. «Обманывать-то я не умею, скрывать ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему, делай, что хочешь,только было вы всё шито да крыто».Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину.

Учитель:

Представьте себя в роли современных психологов, что бы вы предложили Катерине?

В кризисной жизненной ситуации для принятия любого решения составляются два списка с позитивными последствиями решения и с негативными последствиями. Попробуем составить два списка

«для будущей жизни Катерины, используя цитаты (на рабочих листах).Сравним со списками на презентации.

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Можно наладить своё существование. Но рядом не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку, эмоции преобладали над разумом. Главным предметом споров вокруг «Грозы» был и остаётся вопрос: Катерина – «луч света» или жертва? САМОУБИЙСТВО КАТЕРИНЫ – ЭТО ПРОТЕСТ ПРОТИВ СИЛ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА» ИЛИ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ МУК ДУШЕВНЫХ?

Ответы обучающихся:

Островский не даёт точного ответа на этот сложный вопрос, он как бы призывает читателя самому поразмышлять над смыслом произошедшего. Иная позиция у режиссёра фильма: изображая муки совести, терзающие Катерину, он переносит основной конфликт из русла социального борения в русло психологическое. Для истинно верующей женщины большей трагедии, чем любовь к чужому мужчине, и представить невозможно, если не иметь в виду смерть близких. Катерина изо всех сил старается не дать над собою власти греховному наваждению. Но доводы рассудка оказываются бессильными. Десять ночей с Борисом – «греховная услада», от которой ничего не остаётся, кроме страха и разочарования. Возвращение Тихона ведёт к кульминации и мгновенной развязке. Встреча с сумасшедшей барыней только приближает развязку.

    ВЫВОД:

    ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ – ВНУТРЕННИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ДУШЕ ГЕРОИНИ, КОНФЛИКТ С СОБОЙ, СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ. ПОСЛЕДНЕЕ ПОБЕЖДАЕТ.

  1. Домашнее задание:

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-эссе на тему:

  1. «Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?»

Семинарское занятие № 2.

Дата выполнения:

Тема занятия : Борьба личности за право жить и любить.

Цель занятия: Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Перед занятием необходимо знать : содержание произведения, факты жизни и творчества поэта.

После занятия необходимо уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать произведение, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Оборудование: А.Н. Островский «Гроза», видеофильм, карточки с заданиями.

Вопросы к занятию:

    Какими событиями наполнена жизнь героини?

2. Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

3. Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

4.Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

5. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

1. Ответы на поставленные вопросы.

2. Выполнение практических заданий.

Практические задания

1. Проанализировать сцену «Проводы Тихона» и ответить на вопросы:

Как ведут герои себя в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Почему Катерина полюбила Бориса? (ответ в статье Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

3. 1 вариант

1. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

2. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

2 вариант

    Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в действии 1 и 4.

3 вариант

    Прочитайте явление 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    Чем объясняется и мотивируется раскаяние Катерины?

4. Представьте, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту психологу. Какие рекомендации она бы получила (составление двух списков: в один список записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные). Списки составлять в виде таблицы, основываясь на цитатах из текста).

Материалы для выполнения практических заданий

1. Действие 2. явл.3,4,5. « Проводы Тихона»

2. Действие 2, явление 10. «Монолог с ключом»

3. Действие 3, явления 6-8. – сцены свиданий, действие 4, явление 3.- разговор Варвары и Бориса.

4. Пример:

5. Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Выводы:

1. Сформулируйте основную проблематику произведения.

2. Актуальна ли данная проблема в настоящее время?

3. Ваше отношение к решению Катерины закончить жизнь самоубийством.