Час мужества. Час мужества пробил на наших часах

Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942
Ташкент

Анализ:
Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество» . Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, с эстрады, на фронтовых выступлениях профессиональных чтецов и армейской самодеятельности.
Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать «гранитный город славы и беды» . Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. Чувство Родины, впервые увиденной ею с самолёта на долгом воздушном пути, явилось для неё как бы новым этапом творческого постижения жизни. Тон её стихов обретает особую торжественность и убедительность. Безмерно расширяется круг наблюдений и размышлений. Это была уже полная зрелость духа и то, что можно назвать мудростью жизненного опыта.
Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма. Действия в её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событий современности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души.

Петербург, январь 1826 г. Иван Евдокимович Авросимов работает писарем в высочайше утверждённой комиссии, записывая показания участников мятежа на Сенатской площади. В комиссии этот застенчивый провинциал оказался благодаря протекции своего дядюшки, отставного штабс-капитана Артамона Михайловича Авросимова, оказавшего незабываемую услугу императору Николаю Павловичу в день принесения ему присяги, 14 декабря.

Мужество не покидало писаря, пока комиссия не приступила к допросам полковника Пестеля. С этой минуты с ним стали происходить таинственные веши. Какая-то таинственная незнакомка добивается встречи с ним. Член комитета, граф Татищев, преследует Авросимова в своей коляске, задавая крайне неудобные тому вопросы: можно ли попасть под обаяние государственного преступника - такого, как Пестель? (Бедный герой не находит ничего лучшего, как перезадать те же вопросы своему крепостному Егорушке. Тот в ужасе отмалчивается.) Единственное отдохновение - неожиданное ночное приключение с офицерами (в том числе Павлом Бутурлиным, секретарём Татищева) и их легкомысленными подружками, коих писарь принимает за порядочных женщин и одной, Дельфиний, в пылу ночной страсти даже предлагает выйти за него замуж. Вскоре происходит встреча и с таинственной незнакомкой. Она оказывается женой брата Пестеля, Владимира Ивановича Пестеля, выступившего 14 декабря на стороне Николая - против брата. Во время свидания Авросимов клянётся ей исполнить любую её просьбу.

Во время визита к дядюшке он знакомится с неким Аркадием Ивановичем Майбородой, капитаном, служившим у Пестеля (перед коим сам писарь уже неосознанно благоговеет), предавшим своего начальника. Авросимов ведёт капитана к знакомым офицерам, где тот повторяет историю своих отношений с Пестелем, и получает в конце беседы неожиданную пощёчину от Бутурлина. Наутро Майборода вновь предстаёт перед очами Авросимова: он даёт показания в комитете. После чего герой наш уже более конкретно обсуждает с Амалией Петровной пути к спасению Пестеля, а затем опять хочет жениться - на этот раз на подружке Дельфиний, сенной девке Милороде. Очнувшись, он устремляется к месту службы, где получает приказ сопровождать в Малороссию арестованного подпоручика Заикина, готового указать властям место сокрытия «Русской правды» (сестрица, Настенька Заикина, регулярно поджидающая брата во дворе Петропавловской крепости, уже не раз вызывала у Авросимова искреннее желание хоть чем-нибудь ей помочь). Вручив Пестелю в его камере опросные листы, он вновь встречает на пути домой экипаж военного министра, и Татищев, как и раньше, задаёт герою крайне неприятные тому вопросы о секрете пестелевского обаяния. Быстрей бы уж в дорогу! Преступника сопровождает также ротмистр Слепцов, который предлагает переночевать по дороге в его имении, Колупановке. В полудрёме Авросимову постоянно является полковник, который ведёт свои опасно-умные беседы о судьбах России - а сам все так же чертовски обаятелен!

Вечер в поместье - с пением девичьего хора, роскошной трапезой - удался на славу. Ночью Авросимов и арестант признаются друг другу в симпатиях к Пестелю. Так что ничего удивительного не оказывается в том, что Заикин так и не может указать место, где зарыты рукописи, - он просто этого не знает. Но, поддавшись напору Слепцова, указывает на человека, это место знающего в точности: своего брата Федю. Тот указывает настоящее место хранения бумаг Пестеля, но слишком разоткровенничался с ротмистром, и тот арестовывает и брата (Авросимов даёт ему пощёчину; дуэль отложена до Петербурга). На обратном пути троица вновь заезжает в Колупановку. Из какого-то не вполне ясного чувства превосходства Слепцов (и без того склонный почти одновременно демонстрировать как самые нежные, казалось бы, проявления заботы и предупредительности, так и самые гнусные качества) инсценирует нападение разбойников, и Авросимов ранит одного из нападающих - к ужасу всех остальных, уверенных, что оружия ни у кого больше нет. Заикин, назвавший шутку ротмистра «граничащей с подлостью», просит Авросимова передать записку сестре Настеньке. Тот выполняет просьбу. После чего отправляется к Амалии Петровне (та как раз разговаривает со своим мужем, братом Пестеля, - Авросимов, случайно подслушав разговор, понимает, кого та любит) и предлагает устроить побег из крепости. Появившиеся откуда-то из небытия личности (некто Филимонов, Стародубцев и Гордон) предлагают свои услуги - сперва бескорыстно, затем, «для скорости», требуют денег. Авросимов отказывается: но машина побега, казалось, уже завертелась помимо его воли, однако Амалия Петровна сама выдаёт все планы Татищеву. Министр посылает записку Бутурлину с требованием арестовать Авросимова, - те как раз обсуждают условия предстоящей писарю дуэли со Слепцовым. Во время ареста Авросимов все отрицает, и его отправляют в деревню, где он, женившись, судя по всему, на Настеньке, и дожидается Мятлева с Лавинией (см. «Путешествие дилетантов»).

Интервью с участником Великой Отечественной войны Георгиевичем Разумовским о военной поэзии

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете...

А. Твардовский

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Предлагаем вам интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне - Юрием Георгиевичем Разумовским.

М. Ш. 1 Какое стихотворение о войне Вы более всего любите?

Ю. Г. На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Дело в том, что многие стихи мне по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.

Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею в виду «Жди меня» Константина Симонова. Немудреные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:

      Жди меня, и я вернусь
      Всем смертям назло.
      Кто не ждал меня, тот пусть
      Скажет - повезло...

Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»:

      Мы знаем, что ныне лежит на весах
      И что совершается ныне.
      Час мужества пробил на наших часах,
      И мужество нас не покинет.
      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
      Не горько остаться без крова, -

      Великое русское слово.
      Свободным и чистым тебя пронесем,
      И внукам дадим, и от плена спасем
      Навеки!

Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами...

М. Ш. А почему много?

Ю. Г. Потому что каждый поэт - это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.

Д. Л. В те годы больше было поэм или стихотворений, баллад или песен?

Ю. Г. Были стихотворные произведения всевозможных жанров. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А. Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Сын артиллериста» К. Симонова и «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц и «Песня о Днепре» Е. Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского и поэма П. Антокольского «Сын», стихотворение П. Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С. Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».

М. Ш. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем. Как вы относитесь к его стихотворениям и поэмам?

Ю. Г. Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

М. Ш. Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:

      В полях за Вислой сонной
      Лежат в земле сырой
      Сережка с Малой Бронной
      И Витька с Моховой.

      А где-то в людном мире
      Который год подряд,
      Одни в пустой квартире,
      Их матери не спят.

      Свет лампы воспаленной
      Пылает над Москвой
      В окне на Малой Бронной,
      В окне на Моховой.

Вот вы назвали стихотворение Юлии Друниной о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:


      Раз наяву и тысячи во сне.
      Кто говорит, что на войне не страшно,
      Тот ничего не знает о войне...

Ю. Г. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий... Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».

      Из черной щели амбразуры -
      из перекошенного рта -
      по нас,
      по полю,
      по лазури -
      «та-та-та-та!», «та-та-та-та!..».
      А мы лежим и хрипло дышим,
      уткнувшись касками в траву,
      и пули - спинами мы слышим -
      у ног тугую землю рвут.
      И страшно даже шевельнуться
      под этим стелющим огнем...

Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать их все. Я только перечислю некоторые из тех, которые мне особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и многие другие. Если вам попадется его книга «Окопная земля», прочитайте ее, и вы получите более полное представление о войне. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка - картина:

      Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
      Как шли бесконечные, злые дожди,
      Как кринки несли нам усталые женщины,
      Прижав, как детей, от дождя их к груди,

      Как слезы они вытирали украдкою,
      Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» -
      И снова себя называли солдатками,
      Как встарь повелось на великой Руси.

      Слезами измеренный чаще, чем верстами,
      Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
      Деревни, деревни, деревни с погостами,
      Как будто на них вся Россия сошлась...

Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц в стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти...

      Что может враг? Разрушить и убить.
      И только-то?
      А я могу любить,
      а мне не счесть души моей богатства,
      а я затем хочу и буду жить,
      чтоб всю ее как дань 2 людскому братству
      на жертвенник 3 всемирный положить...

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

М. Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?

Ю. Г. Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке» и т. п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Я написал его в год 20-летия Победы и обращался к призывникам - ровесникам Победы. Послушайте его.

      Я помню этот тяжкий бой:
      В ту ночь два раненых солдата
      Бежали тайно из санбата
      К себе домой - к передовой.
      Всю ночь гремел железный гром,
      А утром тех солдат убило,
      И рота их похоронила
      На высоте, в песке сыром.
      А вы, в невинной простоте,
      Поете в тишине негромко
      О «безымянной высоте
      У незнакомого поселка».
      Я нюхал тех сражений дым,
      Я видел слева смерть и справа,
      И это все дает мне право -
      Я обращаюсь к молодым:
      - Мальчишки, вам по двадцать лет
      И вы - ровесники Победы,
      Но смысл ее - не в трубной меди,
      Поверьте мне, не в этом. Нет!
      Петь можно и о высоте,
      О том, как падает ракета,
      Но надо быть - на высоте,
      Когда понадобится это...

В этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны.

Ю. Г. Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения - как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:

      Я знаю, никакой моей вины
      В том, что другие не пришли с войны,
      В том, что они - кто старше, кто моложе -
      Остались там, и не о том же речь,
      Что я их мог, но не сумел сберечь, -
      Речь не о том, но все же, все же, все же...

М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

Из стихотворения «Калина» А. Жигулина:

      Окопы старые
      Закрыты пашнями.
      Осколки острые
      авно поржавели.

      Но память полнится
      Друзьями павшими,
      И сны тревожные
      Нас не оставили...

и слова Владимира Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:

      У братских могил нет заплаканных вдов, -
      Сюда ходят люди покрепче.
      На братских могилах не ставят крестов,
      Но разве от этого легче?..

Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Ю. Г. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они - почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

1 М. Ш. - Маша Ш.;
Ю. Г. - Юрий Георгиевич;
Д. Л. - Дима Л.

2 Дань - здесь: отдать должное, долг. В старину дань - налог, взимавшийся победителем с побежденного народа.

3 Жертвенник - в старину место, на котором приносились жертвы.

Вопросы и задания

  1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников, друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны.

    Свои вопросы подтвердите стихотворениями о войне наиболее любимых вами поэтов.

  2. Как вы думаете, чем помогала людям поэзия и проза на фронте и в тылу?

Обогощайте свою речь

  1. Как вы понимаете следующие строки?

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете.

      (А. Твардовский)

      И мы сохраним тебя, русская речь,
      Великое русское слово.

      (А. Ахматова)

      Я только раз видала рукопашный.
      Раз наяву и тысячи во сне.

      (Ю.Друнина)

  2. Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне?
  3. Составьте программу вечера, посвященного произведениям о войне, и организуйте его в классе.

Анна Ахматова
Мужество (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анализ стихотворения Мужество:
Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.

Час мужества пробил на наших часах. Анна Ахматова Анна Ахматова, создала в годы войны яркие, публицистические стихотворения, ее поэтическое слово умело быть агитационным. Вражье знамя Растает, как дым, Правда, за нами, И мы победим! Стихотворение “Мужество” с большой силой выразило самый дух того необыкновенного времени, непреклонную убежденность в победе. Стихи похожи на формулу, из которой нельзя изъять ни одного слова – они словно врублены в камень от имени истории и народа. Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Слайд 15 из презентации «Писатели в годы войны» . Размер архива с презентацией 6260 КБ.
Скачать презентацию

Военная литература

краткое содержание других презентаций

«Детская литература о войне» - Михаил Сергиенко «Федька Дынин». О. Алексеев «Горячие гильзы». Е. Я. Ильина « Четвёртая высота». Детская литература про войну. Н. Надеждина « Партизанка Лара». Николай Чуковский «Морской охотник». Л. Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре». В. Катаев «Сын полка». Наталия Кравцова «Из-за парты - на войну». Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Е. Кошевая «Повесть о сыне».

«Книги о 1812 годе» - Стихотворный талант. Памятники в честь победы в Отечественной войне. Исторический очерк. Вклад в победу русских. На Бородинском поле. Электронный ресурс. Путешествие в страну знаний. Историко-полицейская сага. Пособие для любознательных школьников. Стихотворения. Командиры полков. Издание. Александр Яковлевич Кутузов. Адмирал Ушаков. Рассказы об Отечественной войне. Бородинская битва. Недаром помнит вся Россия.

«Тема гражданской войны в литературе» - Категория героического в литературе о гражданской войне. А.Фадеев. М. Булгаков. Толстой «Война и мир». Подвиг капитана Тушина. Из искры возгорится пламя. «Старуха Изергиль». «Баллада о гвоздях». Рождественский. «Песня о Соколе». Жданов-Луценко.

«Писатели в годы войны» - Александр Твардовский. Час мужества пробил на наших часах. Талант. Муса Джалиль. Солдатский поэт. Писатели в Совинформбюро. Печатные СМИ в годы войны. Быстро мчится время. Русский солдат. Константин Симонов. Несколько страниц. Ни шагу назад. Быков Василь. Рада мама, счастлив папа. Смех на войне. Куда ж теперь идти солдату. Страшная война. Хронология значительных произведений. Я пишу не для войны, а для мира.

«Лёня Голиков» - Фашистские солдаты. Весна. Памятник Лёне Голикову. Воскресенье. Свет костра. Фашисты заняли Лукино. Ребята. Партизаны. Великий Новгород. Немецкий генерал-майор. Дробь пулемёта. Жители деревни. Мемориальный знак. Сознание. Краеведы. Леня Голиков. Деревня Лукино. Пионер-герой.