Бьюкенен, джеймс макгилл. Не только строитель табачной империи, но и меценат университета

Джеймс Бьюкенен (James Buchanan) - 15-й президент США - родился 23 апреля 1791 года в Массерсбурге (штат Пенсильвания), умер 1 июня 1868 года в Ланкастере (штат Пенсильвания). Президент США с 4 марта 1857-го по 4 марта 1861 года.

Джеймс Бьюкенен родился в многодетной семье ирландского фермера. Получив юридическое образование в колледже, во время Англо-Американской войны он работает адвокатом.

1814-1816 гг. Бьюкенен - депутат парламента штата Пенсильвания.

1821-1831 гг. - депутат Конгресса.

В 1831 году - посол США в России, благодаря Бьюкенену был подписан первый договор между США и Россией.

1834 - 1845 гг. - Сенатор от штата Пенсильвания.

1845 - 1849 гг. - министр иностранных дел при президенте Джеймсе Полке .

1853 - 1856 гг. - посол США в Великобритании.

В 1856 году партия демократов выдвинула кандидатуру Бьюкенена на пост президента. Так как он пропагандировал продолжение территориальной экспансии и был за прекращения агитации против рабства - его поддержали все южные штаты.

Выиграв выборы, Бьюкенен стал первым президентом, выходцем не из Новой Англии, Юга или Нью-Йорка. К тому же, Бьюкенен до сих пор единственный холостяк из всех президентов США.

В марте 1857 года, только вступив в должность президента, Бьюкенен подвергся первому серьезному испытанию. Вновь принятый штат Канзас , в котором существовало 2 противоборствующих правительства (сторонники и противники рабства), ждал решения от президента и Конгресса. Бьюкенен поддержал предложение отнести штат к рабовладельческим.

Во внешней политике Бьюкенен наладил экономические отношения с Китаем и Японией, а также начал переговоры с Россией, по поводу приобретения Аляски .

В октябре 1859 года фанатичный противник рабства Джон Браун захватил государственное оружие в Харперс-Фери (штат Виргиния) и поднял восстание рабов. Восстание было успешно подавлено, а сам Браун вместе с сыновьями был казнен. Этот мятеж еще более накалил отношения Севера с Югом.

Бьюкенен отказался участвовать в следующих президентских выборах и до инаугурации Линкольна , пытался лишь оттянуть время раскола Союза. Став на сторону Юга, он стремился прекратить агитацию против рабства. Бьюкенен утверждал, что не видит никакой правовой возможности насильно удерживать штаты в Союзе. Таким образом, он пассивно наблюдал, как из Союза вышла Южная Каролина , которая в последствии, вместе с шестью другими штатами, образовала Конфедеративные Штаты Америки.

Во время войны Бьюкенен вернулся в родную Пенсильванию. В прессе его часто обвиняли в нерешительности, приведшей к расколу Союза, а иногда, даже в предательстве.

P.S. Консенсус историков считает Бьюкенена худшим из президентов США. Хотя это мнение оспаривается некоторыми политиками.

Джеймс Бьюкенен – 15 президент США, признанный большинством историков самым худшим президентом за всё время существования страны.

Хотя об этом продолжаются споры. Чем же он так не угодил экспертам и простым гражданам?

До президентства

Джеймс Бьюкенен родился в 1791 году в семье фермера, выходца из Ирландии. Учился в колледже, где получил юридическое образование. Когда началась Англо-Американская война, Бьюкенен работал по специальности – адвокатом. Затем он стал депутатом парламента от родного штата Пенсильвания.

Вскоре он получил должность в Конгрессе, а с 1831 стал послом США в Российской империи. Несколько позже, при правлении президента Джеймса Полка, Бьюкенен стал министром иностранных дел. В его дипломатической карьере отмечаются определённые «достижения», некоторые из которых взволновали общественность.

  • Были заключены торговые договоры с Россией, а также обсуждался вопрос о передаче Аляски;
  • Выступление в защиту Техаса, вышедшего из состава Мексики, привело к войне с этой страной;
  • Бьюкенен участвовал в Остендской конференции, которая провозгласила право США подчинить себе Кубу с помощью покупки или завоевания.

Уже в то время Бьюкенен склонялся на сторону партии рабовладельцев, пытаясь защищать их интересы. Техас, вопрос о котором привёл к упомянутым последствиям, был как раз рабовладельческим штатом. Бьюкенена активно поддерживали представители южных штатов, в которых было установлено рабство.

Южане сформировали партию, которая по странной иронии именовалась демократической, и противостояли представителям северных штатов, где рабство было запрещено. В конце концов демократы выдвинули Бьюкенена в качестве кандидата в президенты. Несмотря на взаимную поддержку Бьюкенена и рабовладельцев, он предпочитал вести себя в значительной мере пассивно, пытаясь примирить сторонников и противников рабства.

Когда в 1856 году в Конгрессе разгорелись горячие споры по поводу «билля о Канзасе-Небраске», приведшие к тому, что обе партии стали злейшими врагами друг с другом, Бьюкенен участия в этом событии не принимал и подробностей споров не знал, поэтому и после этого заседания он продолжал верить, что рабовладельцев и их противников можно примирить.

На посту президента

Такой позиции он продолжал держаться и на посту главы государства. Раскол Юга и Севера близился, однако Бьюкенен не принимал никаких решительных действий. Это привело к печальному исходу: из состава страны отделилась Южная Каролина, за которой вскоре последовали ещё шесть штатов; отделившиеся территории образовали Конфедеративные Штаты Америки.

Активизировалась агитация против рабства, которую президент стремился прекратить. В результате всех этих действий, точнее – бездействий, разгорелась печально известная война между Севером и Югом. Бьюкенен оставил свой пост и вернулся в родную Пенсильванию, где в 1868 году и умер.

Его правление историки и политики критикуют за нерешительность и даже предательство. В своих воспоминаниях Бьюкенен пытался оправдать свою политику, это же пытаются сделать и некоторые исследователи.

Холостяк

Из всех американских президентов Бьюкенен остаётся единственным холостяком. Он потерял в юности возлюбленную и после этого решил вообще не жениться.

- (р. 1919) американский экономист. Исследования в области финансов, ценообразования, экономической политики государства. Нобелевская премия (1986) … Большой Энциклопедический словарь

Бьюкенен Джеймс - (Buchanan, James) (1791 1868), 15 й президент США (1857 61). Сенатор от Демократической партии в Конгрессе США (1835 45) и госсекретарь при президенте Полке (1845 49). Ключевая фигура на дип. переговорах во время американо мек сиканской войны и… … Всемирная история

БЬЮКЕНЕН Джеймс - (Buchanan, James) ДЖЕЙМС БЬЮКЕНЕН (1791 1868), 15 й президент США, родился близ Мерсерсберга (шт. Пенсильвания) 23 апреля 1791. Учился в местных школах и в колледже Дикинсона, который окончил в 1809, был допущен к адвокатуре в 1812. В 1814… … Энциклопедия Кольера

Бьюкенен Джеймс - Бьюкенен (Buchanan) Джеймс (23.4.1791, Мерсерсберг, штат Пенсильвания, ≈ 1.6.1868, Уитленд, современный Ланкастер, штат Пенсильвания), государственный деятель США. Первоначально примыкал к партии федералистов, позднее стал одним из лидеров… … Большая советская энциклопедия

Бьюкенен, Джеймс - БЬЮКЕНЕН (Buchanan) Джеймс (родился в 1919), американский экономист. Исследователь в области финансов, ценообразования, экономической политики государства; сторонник свободного рыночного хозяйства. Нобелевская премия (1986). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Бьюкенен Джеймс - (Buchanan) (1791 1868), 15 й президент США, от Демократической партии (1857 61). В 1845 49 государственный секретарь, один из организаторов захватнической американо мексиканской войны 1846 48. Содействовал усилению рабовладельческого Юга … Энциклопедический словарь

БЬЮКЕНЕН Джеймс (президент) - БЬЮКЕНЕН (Buchanan) Джеймс (23 апреля 1791, близ Мерсесберга, Пенсильвания 1 июня 1868, близ Ланкастера, там же), американский государственный деятель, пятнадцатый президент США (1857 1861), от демократической партии (см. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ… … Энциклопедический словарь

БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист) - БЬЮКЕНЕН (Buchanan) Джеймс М. (полное имя Джеймс МакГилл) (р. 2 октября 1919, Мерфрезборо, шт. Теннесси), американский экономист и политолог. Карьера ученого В 1940 окончил учительский колледж в родном городке, во время учебы зарабатывал на жизнь … Энциклопедический словарь

Бьюкенен, Джеймс Макгилл - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бьюкенен. Джеймс Макгилл Бьюкенен младший James McGill Buchanan Jr … Википедия

Книги

  • Капитан Америка. Гражданская война , Брубейкер Эд , На Капитана Америка ополчилось его же правительство, но расплачиваться за это придётся его близким. Жизнь девушки Кэпа, Шерон Картер, начала рушиться, так как начальство решило использовать… Категория: Комиксы Серия: Герои Marvel (обл) Издатель:

Определение 1

Джеймс Макгилл Бьюкенен (1919 - 2013) - американский экономист, Нобелевский лауреат (1986 г.) «за исследование конституционных и договорных основ теории принятия политических и экономических решений»; один из основателей школы новой политэкономии

Краткая биография

Родился в 1919 г. в Марфрисборо (Теннесси, США)

Учился юный Джеймс в университете Теннесси, а получил докторскую степень в Чикагском университете. Занимался преподавательской деятельностью в университетах Флориды, Теннесси, а также в Виргинском университете.

В 1962 г., при участии Г. Таллока, Бьюкенен опубликовал научную работу под названием «Расчёт согласия». В данной работе был проанализирован процесс принятия экономических решений смешанными методами политических и экономических наук.

В 1964 был избран президентом Общества «общественного выбора».

Лауреат премии Ф. Сейдмана (1984 год), а также премий Адама Смита по двум номинациям (1988, 1991). В честь Бьюкенен был назван Центр политической экономии университета Дж. Мэйсона.

Вклад в развитие экономической науки

Замечание 1

Ученый получил мировую известность и признание как один из основателей школы новой политэкономии, а также как ведущий исследователь в области . В основе методологии Бюкенена было применение экономических методов к сферам, которые относились к политологии.

В основе анализа фигурируют не такие институты, как государство, нация, партия и т. д., а именно - частные лица, которые способны принимать рациональные решения (последние в итоге приносят выгоду всему обществу).

Суть «теории общественного выбора» , предложенной Бьюкененом состоит в предсказании поведения частных лиц в их политических ролях (налогоплательщиков, избирателей, членов правительства, политических деятелей, судей и т.д.), которое способно повлиять на состояние всего общества в целом. Экономическая теория стремится связать поведение индивидуальных лиц (в и роли продавцов или покупателей), рабочих или производителей, предпринимателей или инвесторов с результатами, которые проявляются на уровне всей экономической системы в целом.

В своих работах Бьюкенен делает разграничение между производительным и защитительным государством . По мнению ученого, конституционный договор (т. е. набор процедур и правил, регламентирующих функционирование политической организации) служит причиной установления защитительного государства . Эта законодательно устанавливаемая структура определяет права контроля индивидуальных лиц над ресурсами, их права собственности, ограничивает государственную власть, стимулирует частные контракты и т. д. Формирование защитительного государства – это скачок от анархии к развитой и эффективной политической организации. В рамках такой структуры организованный обмен благами способствует выгоде для всех участников данного процесса.

Что касается производительного государства , то Бьюкенен считал, что оно стимулирует постконституционный контракт между гражданами касаемо их спроса на совместно потребляемые блага. Однако, поведение частных лиц (которое предписывается им их деятельностью в политической структуре в качестве управленцев, политиков и т.д.) способствует усилению государства в постконституционной стадии. В свою очередь, это способствует усилению автократических тенденций. Выход из подобного рода ситуации Бьюкенен видел в применении современных теорий политики и управления для формирования правил и институтов, которые могли бы лимитировать специально заинтересованное политическое поведение.

Каждый раз, когда речь заходит о теории общественного выбора, первым делом вспоминается имя нобелевского лауреата по экономике (1986) Джеймса Мак-Джилла Бьюкенена. Этот экономист был в числе первых авторов, выбравших абсолютно новое направление экономического анализа - нерыночные решения. Первая его статья на эту тему "Чистая теория общественных финансов: предлагаемый подход" была опубликована еще полвека назад, в 1949 г. (хотя рождение теории общественного выбора связывают с публикацией годом раньше Д. Блэком двух статей о правлении большинства). Лишь в конце 60-х гг. за этим направлением закрепится собственное название - теория общественного выбора. С 1949 г. Бьюкененом опубликовано множество работ, только их полный перечень занимает более 20 страниц.

Бьюкенен родился 2 октября 1919 г. в США (г. Мерфисборо, штат Теннесси). Экономическое образование получил в знаменитом учебном заведении, являющемся безусловным лидером по числу нобелевских лауреатов в области экономики, - Чикагском университете. К проблеме общественного выбора Бьюкенен обратился уже после присвоения ему докторской степени по экономике в 1948 г. Как позже заметил он сам, "только в отпуске после защиты диссертации начинающий ученый может позволить себе читать все, что попадается под руку, и мой собственный опыт не является исключением". Если бы Бьюкенену не попалась под руку книга шведского экономиста К. Викселля "Исследование по теории финансов" (1896), то, возможно, этот раздел лекции был бы посвящен не ему.

Другим известным экономистом, оказавшим влияние на Бьюкенена, был его университетский преподаватель Ф. Найт, один из основателей знаменитой чикагской школы экономики, всегда отстаивавшей достоинства рынка и конкуренции и выступавшей против экспансии государства. Этот дух чикагской школы явно присутствует во всех работах Бьюкенена.

Судьбе было угодно, чтобы дальнейшее исследование общественного выбора сосредоточилось в американском городе Шарлоттсвиле (штат Виргиния). В 1963 г. Бьюкенен и Таллок организовали там первую конференцию экономистов, выбравших политические решения и государственные институты объектом своего анализа. Статьи и материалы конференций первоначально выходили под названием "Записки о принятии нерыночных отношений" ("Papers on non-market decision making"). А в 1969 г. Бьюкененом и Таллоком был создан Центр изучения общественного выбора, который вплоть до 1982 г. находился в Виргинском политехническом институте. В настоящее время это Центр изучения общественного выбора при Университете Дж. Мэсона (г. Фейрфакс, штат Виргиния).

Другая "судьбоносная" конференция прошла в Чикаго в 1967 г. На этой конференции было организовано Общество общественного выбора и было принято решение четвертый том "Записок" опубликовать с новым заголовком - "Общественный выбор" ("Public choice"), а в дальнейшем издавать журнал с таким же названием. Так появился известнейший журнал, который в 1993 г. (к его 25-летию) выписывали около 1000 библиотек во всем мире. Заметим, что своей популярностью журнал во многом обязан регулярным публикациям статей Бьюкенена. Начиная с 1990 г. Центр стал издавать второй журнал - "Конституционная политическая экономия" ("Constitutional political economy").

Центр общественного выбора превратился в настоящее организационное ядро так называемой виргинской школы политической экономии. К ее наиболее известным представителям, кроме, естественно, неоднократно вышеупомянутых Бьюкенена и Таллока, также относятся такие известные американские экономисты, как Д. Мюллер, М. Олсон, Ч. Роули, Р. Толлисон. Все они принадлежат к "империалистическому" направлению современной экономической мысли, для которого характерно применение методов экономического анализа к нетрадиционным для экономиста сферам исследования. Фактически одним из первых "империалистов" стал Бьюкенен, осуществивший экономический анализ политической жизни общества. Бьюкенен писал: "Общественный выбор - это взгляд на политику, который возникает вследствие распространения применения инструментов и методов экономиста на коллективные или нерыночные решения". В связи с этим теория общественного выбора имеет сегодня и другое название - новая политическая экономия.

Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, эта новая дисциплина строится на двух основных методологических постулатах. Первый состоит в том, что индивид преследует свои собственные интересы (т. е. является homo oeconomicus); второй - это трактовка политического процесса, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы как разновидности обмена.

Однако постулату индивидуализма отводится главное место. "Первым и наиболее важным предположением, которое обеспечивает основание для любой истинной теории демократии, является то, которое помещает источники ценности исключительно в самих индивидов". Политические и другие институты оцениваются в соответствии с тем, насколько хорошо они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. Индивидуализм, выбранный Бьюкененом в качестве предпосылки анализа, как раз и позволяет осмыслить политический процесс как взаимовыгодный обмен. Идеалом является установление таких общественных институтов, которые, подобно конкурентному рынку, позволят преследующим индивидуальные интересы одновременно обеспечивать и общественные интересы.

Заметим, что именно эти методологические основы экономического анализа политического процесса и содержались в работе Викселля. Как писал Бьюкенен, "Виксель заслуживает всеобщего признания как основоположник современной теории общественного выбора, поскольку в его диссертации 1896 г. присутствовали три важнейших элемента, на которых базируется эта теория: методологический индивидуализм, концепция "человека экономического" (homo oeconomicus) и концепция политики как обмена".

Что является интересами индивидов в общественном выборе? Ответ Бьюкенена на этот вопрос во многом совпадает с традиционным: общественные блага и частные блага с внешними эффектами, поставки которых через рынок приводят к парето-худшему результату, чем их поставки с помощью того или иного политического процесса. Однако Бьюкенен склонен рассматривать государство в первую очередь как средство реализации общественного согласия, выработки правил, которые обеспечивают социальное взаимодействие с выгодой для каждого, а не как простого поставщика общественных благ и корректировщика провалов рынка. В этом проявляется тот факт, что в отличие от многих коллег по изучению общественного выбора он уделяет больше внимания нормативному анализу государства.

Второй постулат (подход к политике как взаимовыгодному обмену) не означает отсутствия принципиальных отличий между политическим рынком и рынком частных благ. На последнем выгоды от обмена с ростом числа участников распределяются все с меньшими затратами на торговлю по поводу пропорций распределения этих выгод. Если в случае двусторонней монополии договорный процесс по разделу этих выгод отнимает много времени и сил, то на совершенно конкурентном рынке индивиды просто принимают цены рынка как данные. Второе важное свойство рынка частных благ заключается в том, что рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т. е. чем больше число его участников.

В отличие от рынков частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Так, политическое решение может быть парето-эффективным, если против него никто не станет возражать. Ведь сделки на рынке частных благ всегда есть сугубо добровольное деяние, осуществляемое непременно при "единогласии" сторон. Это означает, что и политическое решение, если оно претендует на парето-эффективный исход, должно приниматься единогласно. Если же число участников сделок на политическом рынке увеличивается, то вероятность единодушия сокращается практически до нуля, так же как и возможность установления парето-эффективного состояния. К этому же ведет и повышение мобильности населения, в то время как на рынках частных благ оно усиливает конкуренцию и приближает их к эффективному состоянию.

Бьюкенен подчеркивает и другие различия между политическим рынком и рынком частных благ. На первом люди меньше внимания уделяют "качеству" выбора. Это связано с тем, что при покупке продукта на частном рынке человек получает его наверняка, а при голосовании за кандидата, обещающего, допустим, строительство моста, мост не гарантирован даже в случае победы этого кандидата на выборах. Рынок частных благ имеет значительно более высокую способность к "точной настройке", - человек может выбирать между многочисленными разновидностями одного блага, покупать различные блага в самых разнообразных вариациях одновременно. Политический выбор же осуществляется из малого набора взаимоисключающих альтернатив.

Перечисленные преимущества рынка частных благ и недостатки политического рынка и определяют склонность Бьюкенена отдавать пальму первенства частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть там, где частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения?

Бьюкенен предложил свое видение решения этой проблемы, получившей позже название "конституционной экономики". Для того чтобы политический механизм стал по своей эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны быть, во-первых, участниками одного и того же контракта, и, во-вторых, как уже отмечалось, этот контракт должен быть заключен ими единогласно. Этот контракт (общественный договор) и был определен как конституция.

Эта идея единогласия коллективного решения также присутствовала у Викселля. Поскольку Викселль понимал, что существуют издержки достижения единогласного решения, он предлагал принимать решения квалифицированным большинством, составляющим 90 % голосов. Однако, как только мы отходим от единогласия, сразу же возникают две проблемы. Во-первых, политическое решение заведомо будет парето-неэффективным, так как некоторые члены сообщества будут вынуждены действовать вопреки своим интересам; во-вторых, возникает своего рода "бесконечная регрессия" (бесконечное возвращение в прежнее состояние) при определении правил голосования. По каким правилам устанавливать правила голосования? Кто, как и почему определяет, что, например, 90 % голосов достаточно для утверждения решения?

В чем, по Бьюкенену, преимущества единогласия? Во-первых, сразу же устраняется "бесконечная регрессия". Во-вторых, права каждого отдельного индивида безусловно соблюдаются. Если впоследствии индивид не будет соглашаться с решениями сообщества, принимаемыми в соответствии с конституцией, то он по крайней мере согласен с правилами, на основе которых принимаются эти решения. В-третьих, на конституционной стадии каждый индивид пребывает в состоянии неопределенности относительно своей позиции в будущем (т. е. наблюдается прямая аналогия с роулсианской "вуалью неведения") и в силу этого такая конституция не будет исключать перераспределение доходов, так как состоятельный сегодня индивид не знает, что ждет его (или его детей) много лет спустя. И наконец, в-четвертых, справедливость обеспечивает согласие всех индивидов следовать ее положениям и правилам на постконституционной стадии. Это согласие подкрепляется и ее договорной природой, - каждый индивид, добровольно заключивший конституционный договор, рассматривает содержащийся в ней набор правил как наилучший из возможных. Если же согласие в обществе относительно конституции рушится, то такому обществу грозит анархия. Страх перед ней тоже вносит свой вклад в решение индивида следовать конституционным правилам.

Бьюкенен проводит принципиальное различие между двумя стадиями политического процесса: выработкой правил и игрой по этим правилам, конституционной и постконституционной стадиями. В соответствии с двумя стадиями разделяются и роли государства. "Государство защищающее" обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами эти правила (действует подобно футбольному судье), "государство производящее" поставляет обществу нерыночные блага - блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе.

Идеальное общественное устройство, по Бьюкенену, строится на принципах контракционизма. Они включают в себя следующие.

1. Равный подход ко всем индивидам на конституционной стадии, при этом правило единогласия служит для защиты индивидуальных прав и тем самым гарантирует, что воплощаемые в конституции правила и институты также будут относиться к индивидам беспристрастно, как к равным.

2. Действия на второй стадии политического процесса эффективно ограничены правилами, выработанными на первой, конституционной стадии, и это справедливо не только для отдельных граждан, но и для выбранных представителей, бюрократии и юристов, отправляющих правосудие.

3. Принципиальное различие между действиями, предпринятыми в рамках конституционных правил, и изменениями самих этих правил. Последние имеют место только на конституционной стадии и в идеале построены на принципе единогласия.

По мнению Бьюкенена, в той степени, в какой страна соответствует этим трем критериям, она может считаться конституционной демократией, чьи институты обладают присущими контракционизму нормативными свойствами.

Как же Бьюкенен соотносит свою идеальную модель с существующей реальностью? Он полагает, что каждая демократическая страна имеет свое некое "конституционное статус кво" (будь это формальная конституция, как в США, или неформальная, как в Великобритании). Затем каждый индивид сравнивает этот статус кво с той идеальной конституцией, которую он может себе вообразить как продукт единогласного решения всех граждан в случае, если бы голосование состоялось сегодня. Если разрыв между реальной конституцией и идеальной не столь велик, то индивид найдет, что в его интересах соблюдать действующую конституцию. Согласно Бьюкенену, каждый гражданин должен спросить себя не просто о том, хороша существующая конституция или нет, а о том, может ли лучшая конституция быть получена с издержками меньшими, чем потенциальные выгоды от нее?

Позиция Бьюкенена может быть охарактеризована одновременно и как консервативная (защищающая существующий порядок) и как революционная. "Конституционная революция", согласно ему, может быть оправдана, если существующие правила настолько отдалятся от тех, которые могли бы быть выбраны сегодня обществом, что издержки принятия новой конституции меньше, чем издержки от продолжающегося следования устаревшим правилам.

В своих работах Бьюкенен отмечает необходимость такой "конституционной революции" в США. Понятно, что, исходя из реальных условий, предлагается не референдум по новой конституции на основе принципа единогласия, а поправки к действующей конституции в соответствии с существующим порядком. Среди ряда предлагаемых поправок особое внимание привлекает предложение конституционного закрепления сбалансированного (бездефицитного) государственного бюджета. Бьюкенен исходит из предпосылки, в соответствии с которой политик борется за голоса, предлагая избирателям пакеты мер "расходы-налоги". Допускается, что избиратели страдают так называемой фискальной иллюзией. В результате политики выигрывают голоса путем обещания увеличить расходы и снизить налоги, при этом нехватка средств в бюджете покрывается выпуском облигаций или денежной эмиссией. Потерянное "чувство фискальной ответственности" у политиков и предлагается компенсировать соответствующей поправкой к конституции. Кроме того, предлагается ввести конституционные ограничения и на полномочия властей в области денежной политики.

Бьюкенен - принципиальный противник политики, которая допускает бюджетный дефицит во имя поддержания деловой активности и занятости. Он полагает, что бюджет государства не должен ничем отличаться от бюджета домохозяйства, т. е. всегда оставаться сбалансированным. Экономическое значение конституционных поправок Бьюкенена читатель в полной мере сможет оценить только после изучения курса макроэкономики, который начнется в следующем выпуске "ЭШ".

В США предлагаемую Бьюкененом конституционную поправку о бездефицитном бюджете поддерживает республиканская партия. Несколько лет назад она начинала кампанию по внесению ее в конституцию страны, но в конгрессе ей не хватило для этого немногих голосов. Однако идеи бездефицитного бюджета настолько прочно завладели общественным мнением в США (не без влияния виргинской школы политэкономии), что демократическая администрация Клинтона реализовала бездефицитный бюджет на практике. Более того, на ближайшие 10 лет ожидается совокупное положительное сальдо федерального бюджета в 660 млрд дол.

Бьюкенен много писал об угрозе неконтролируемого роста государства, экспроприации им прав индивидов, угрозе, которую в современной экономической литературе принято называть "угрозой Левиафана". Он показал, что "демократия без оков" ведет к расползанию государства. Государство производящее наращивает бюджеты. Здесь возникает своего рода кумулятивный эффект: больше бюджеты - больше работников государственных органов - больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ. Государство защищающее, которое, по идее, должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, берет на себя все больше полномочий, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, изменяет сами конституционные нормы, т. е. изменяет базовую структуру прав без согласия на то граждан. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничить государство, поставить его в жесткие рамки, создать своего рода "клетку для Левиафана" и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.

В одной из своих работ Бьюкенен в лаконичной форме выразил свое кредо так: "По своим фундаментальным убеждениям я остаюсь индивидуалистом, конституционалистом, контракционистом, демократом (все эти слова, по существу, означают для меня одно и то же), а профессионально я - экономист".

Переведенные работы:

1. Бьюкенен Дж. Минимальная политика рыночной системы // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. - М.: Catallaxy, 1993. С. 105 - 116.

2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической поитики (Нобелевская лекция) // Вопросы эко-номики. 1994. ? 6. С. 104 - 113.

3. Бьюкенен Дж. Извлечение ренты и извлечение прибыли [Реферат] // Политическая рента в рыночной и переходной экономике. - М.: ИМЭМО, 1995. С. 22 - 25.

4. Бьюкенен Дж. Введение в конституционную экономическую теорию (отрывки) // Адам Смит, Джон М. Кейнс, Джеймс М. Бьюкенен. Учебное пособие. - М.: Изда-тельство МГУ, 1996. С. 108 - 109.

5. Бьюкенен Дж. Политическая экономия государства благосостояния (Лекция, прочитанная в Индустриальном институте экономических и социальных исследований) // Ми-ровая экономика и международные отношения. 1996. ? 5. С. 46 - 52.