Быль для детей михалков полная версия. Конспект и презентация урока литературного чтения С. Михалков "Быль для детей". Личностные задачи урока

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Детские умные часы Elari KidPhone 3G с трекингом, голосовым помощником Алисой от Яндекса, видеозвонком и кнопкой SOS Купить

Лев Николаевич Толстой

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

– Так не уйдёшь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» И как только отец крикнул: «три» – мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 – они долги показались всем – вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.


Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.


Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.


Так не уйдешь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла


еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.


Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.


Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.


Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.


В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.


Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.


Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.



Примечания


1. У обезьян 4 руки. (Примеч. Л. Н. Толстого.)


2. Морские птицы. (Примеч. Л. Н. Толстого.)

Урок литературного чтения во 2 классе С. Михалков «Быль для детей».

Дата публикации: 09.01.2015

Краткое описание: Литературное чтение 2 классТема: С. Михалков «Быль для детей». Цели урока:1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологическ

предварительный просмотр материала

Литературное чтение 2 класс

Тема: С. Михалков «Быль для детей».

Цели урока:

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные:

воспринимать художественное произведение,

работать по иллюстрации к тексту.

Личностные:

содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия,

воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2 класс М.: «Вентана-Граф», 2011;

запись первого куплета песни «Священная война». Зрительный ряд: портрет С.В. Михалкова; Антонов «Победители», Ветеран Великой Отечественной войны; боевые награды: медали, ордена ВОВ; слайдовая презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения

Ход урока.

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Здравствуйте ребята. Я очень рада, что сегодня на уроке буду работать с вами. И, надеюсь, что мы будем друг другу помогать.

С каким настроением вы пришли на урок? Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки. Ответьте на вопрос: зачем человеку нужно чтение?

II. Актуализация знаний

1. Повторение жанров произведений из изучаемого раздела. Работа в парах (на парте - карточки с заданием)

Вспоминать и повторять пройденный материал будем в парах. Вспомним правила делового сотрудничества.

(Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга).

Прочтите задание и обсудите, как вы будете его выполнять. Приступайте к работе.

Задание: Прочти отрывки произведений левого столбика и соедините с жанром правого столбика. Вспомните автора и название произведения.

Карточка (левый столбик)

1) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

2) При солнышке тепло -

При матери добро.

3) Малиночка сладенька,

Спи, доченька, маленька.

Берёзонька, скрип, скрип,

А доченька, спит, спит…

4) Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

Своими руками

Себе на потеху

И внукам на память.

Карточка (правый столбик)

народная сказка

пословица

стихотворение

народная песня

2. Проверка

1 - татарская народная сказка «Три сестры»;

2 - пословица;

3 - народная песня;

4 - рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком»;

5 - стихотворение В. Солоухин «Деревья».

Что объединяет эти произведения?

(Произведения о семье, раздел «Семья и я».)

Встаньте те ребята, которые сделали все правильно; допустили ошибки.

III. Дыхательная гимнастика

Вспомните упражнение «Пушинка». Вздохните глубоко и подуйте на ладошку.

IV. Речевая разминка

Прочтите предложение про себя. Что прочитали?

Береги землю родимую, как мать любимую (Слайд 3)

(Пословицу)

Объясни смысл пословицы. Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.

Определите тему пословицы.(О Родине)

Как по-другому можно назвать родимую землю? Назовите синонимы

(Родина, мать, Россия, Отчизна, Отечество)

IV. Формулирование темы урока (3 мин)

Звуковой ряд: куплет песни «Священная война» (15 сек).

Учитель: Ребята, вы догадались, о чем будем читать? (О Великой Отечественной войне, о Родине.)

V. Работа над новым материалом.

1. Работа с текстом до чтения

С каким произведением познакомимся?

(Сергей Михалков «Быль для детей»)

Что такое быль?

(Рассказ о том, что было или бывает на самом деле)

Как вы думаете, о чем оно?

Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

2. Работа с текстом во время чтения.

а). Первичное чтение текста (Читает учитель)

б). Проверка первичного восприятия.

Понравилось ли вам стихотворение? Что слушали?

Какое произведение по жанру? Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?

Какие чувства испытали?

3. Лингвистическое комментирование:

О каком советском народе идет речь?

Объясни значение слова "фронт".

4. Работа над содержанием стихотворения.

Сколько частей в были? (3)

Прочтем вступление

5. Подготовка к выразительному чтению 1 части.

Прочтем 1 часть (читают по четверостишию)

Когда началась война?

Кто дал немецким войскам приказ?

Выполни задание 1. (стр.90)

Взааимопроверка.

Как встали русские полки? (И от моря и до моря встали русские полки)

Учитель: В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

На защиту Родины встала вся страна, все - от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»

Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ

Эпитет - образное художественное определение свойств предмета.

Для чего нужны эпитеты?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)

Ответьте на 2 вопрос учебника.

О каких городах говорится в стихотворении? (О Москве, Орле)

VI. Физминутка

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

VII. Работа над выразительным чтением третьей части стихотворения.

Прочти про себя 3 часть. О чем она?(О Победе)

И вот он - День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

Ответь на третий вопрос.

Воспользуйся второй подсказкой.

(1 часть- с тревогой 2 часть- с гордостью 3 часть - с восхищение, радостью, торжественно). Подготовьте выразительное чтение.

VIII. Работа с текстом после чтения.

1. Работа по иллюстрации к тексту.

Что изображено на иллюстрации к стихотворению? Какое настроение передает художник?

(Победа! Салют! Но горесть в глазах солдата - тяжелой ценой досталась ему эта победа. Жизни многих людей унесла война. Солдат преклонил голову перед могилой воина)

2. Составление синквейна на тему «Родина». (1 ученик у доски)

Взаимопроверка

3. Конкурс пословиц.

Учитель: Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читалис которой познакомились в начале урока к этому произведению?

Какие вы знаете пословицы о Родине?

Учащиеся называют пословицы

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

Что мир строит, то война разрушает.

IX. Обобщение по теме урока.

Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну. (Слайд 10)

(Ветераны)

С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

X. Домашнее задание

Стр. 88-89. выразительное чтение. Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне».

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

С каким произведением познакомились?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что вы не знали, а теперь знаете?

Какие задания показались вам наиболее интересными?

Мне понравилось… - Мне было трудно…

На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: словесный (вводное слово, объяснительное слово); беседа (подводящий диалог); антиципация (предугадывание предстоящего чтения); наблюдение (анализ материала по заданию учителя, слушание); применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Для поддержания стимула на уроке использовались техники подкрепления (позитивные предложения, маскировка негативных предложений). Применялись следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.

Данный урок стоит под рубрикой «Послушай» (урок слушания), важным этапом которого является слушание учащимися произведения. Часть урока была отведена на отработку навыка чтения, а также на развитие навыков выразительного чтения. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей.

Использование разнообразных средств обучения (звуковой ряд, зрительный ряд, материал учебника, слайдовая презентация) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, осмысление содержания). Система заданий используемая на уроке была направлена на формирование навыка. размышлять и анализировать, навык монологической речи, выразительного чтения..

Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, для обогащение словарного запаса учащихся использовались упражнения, вырабатывающие внимание к слову. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

Использовались разнообразные виды чтения (слушание, чтение по частям, выборочное чтение, чтение про себя, хоровое чтение)

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском