Бумажные тюрьмы джованни пиранези. Бумажные тюрьмы джованни пиранези Наиболее значимые работы Пиранези



Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720-1778) - итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.




Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка "Pirano d’Istria",откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi".




Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца "L’Orbo Celega" на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери - аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология.
Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.




В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник "венецианского папы" Климента XIII Реццонико - приор Мальтийского ордена, а также сам "венецианский папа"; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.




Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710-1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.



В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне - в коллекции музея Баррела,ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.




Первые известные труды - серия гравюр "Prima Parte di architettura e Prospettive" (1743) и "Varie Vedute di Roma" (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших "угловую перспективу".В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma - Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи - серия "Vedute di Roma").



В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески» (1745) и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1745; 1761).Слово «фантазии» тут не случайно:в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной,или воображаемой,архитектуре.В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические,невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.




В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - "Vedute di Roma" (1746-1748),"Grotteschi" (1747-1749),"Carceri" (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.



В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд "Le Antichita romane" (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта.В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме - пафосу римского зодчества - была посвящена серия гравюр "Della magnificenza ed architettura dei romani" (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа,аббата Ложье,графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт,выступивший в "Gazette Litterere del’Europe" с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде "Parere su l’architettura" (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности."Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам", - писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой - соразмерность целого и его частей,а ее задача - отвечать современным потребностям людей.



В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд "Magnificenza ed architettura dei romani" Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere".




Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах - декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр "Diverse maniere d’adornare I cammini" (1768, известна также под названием Vasi, candelabri, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне - все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.



В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).



В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.



У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764-1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов - все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой "энциклопедией" элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из "цитат",взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.




Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках - сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора, объединял их в духе венецианского каприччо,изображал сцены из современной жизни. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл "место для души",зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.




Слова Дж.Б.Пиранези:"the Parere su l’ Architettura" ("Они презирают мою новизну, я - их боязливость") - могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда "Diverse maniere"… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758-1810),издавшего серию "Raccolta de Tempi antichi"(1786 или 1788) и последний труд отца "Differentes vues de la quelques restes"… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.



Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.


136 JPEG|~3800х2800|625 МВ RAR


Скачать:


Download from RapidShare



Download from Depositfiles



Download from Uploadbox



Остальные,мои публикации,ВЫ можете посмотреть

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) — 9 ноября 1778, Рим) — итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвел мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».


Родился в семье каменотёса. Обучился основам латыни и классической литературы у своего старшего брата Анджело. Основы архитектуры постигал, работая в магистрате Венеции под руководством своего дяди. Как художник, испытал значительное влияние искусства ведутистов, весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 поехал в Рим в качестве рисовальщика-графика в составе посольской делегации Марко Фоскарини. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле. В 1743—1747 жил по большей части в Венеции, где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

В 1743 опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». В ней можно увидеть основные признаки его стиля — желание и уменье изображать монументальные и трудно постигаемые глазом архитектурные композиции и пространства. Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем».

В последующие 25 лет, до своей смерти, жил в Риме; создал огромное количество гравюр-офортов, изображающих в основном архитектурные и археологические находки, связанные с древним Римом, и виды знаменитых мест того Рима, который окружал художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.

В течение всей своей жизни работал над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в XVIII веке. Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами, — вот основной мотив этих гравюр.

Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Тюрьмы». Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749 г. Через десять лет Пиранези вернулся к этой работе и создал на тех же медных досках практически новые произведения. «Тюрьмы» — это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Тюрем», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур — то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям.

Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом. Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были, кроме того, великими живописцами (Дюрер, Рембрандт, Гойя).

Интерес к античному миру проявился в занятиях археологией. За год до смерти Пиранези исследовал древнегреческие храмы в Пестуме, тогда почти неизвестные, и создал прекрасную серию больших гравюр, посвящённых этому ансамблю.

В сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Но в XVIII веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась.

В 1763 г. папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765).

Умер после долгой болезни; похоронен в церкви Санта-Мария дель Приорато.

После смерти художника его семья переехала в Париж, где в их гравюрной лавке продавались среди прочего и работы Джованни Баттиста Пиранези. В Париж были перевезены и гравированные медные доски. Впоследствии, сменив нескольких владельцев, они были приобретены Папой Римским и в настоящее время находятся в Риме, в государственной Калькографии.

Источники - Википедия и

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето, в семье резчика по камню.

Обучение

В юности Пиранези посвятил себя труду в мастерской отца. Впоследствии стал обучаться архитектуре у родного дяди инженера и архитектора Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), а позже - у архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Scalfarotto), ориентировавшегося в своих работах на знаменитого Андреа Палладио (Andrea Palladio), основоположника палладианства в архитектуре. Пиранези берет уроки гравюры у гравера Карла Дзукки (Carlo Zucchi), брата известного живописца Антонио Дзукки (Antonio Zucchi), активно занимается самообразованием, изучая трактаты по архитектуре и произведения античных авторов.

В 1740 г. Пиранези уезжает из Мольяно-Венето в Рим и там получает работу рисовальщика-графика в резиденции посла Венеции в Риме. В это время он изучает гравюры Джузеппе Вази (Giuseppe Vasi), мастера ведуты (жанр европейской живописи), и искусство гравюры на металле.

Первые работы

Первые работы Пиранези - гравюры «Различные виды Рима» (Varie Vedute di Roma), 1741г. и «Первая часть архитектуры и перспективы», (Prima Parte di architettura e Prospettive), 1743г., выполнены в стиле Джузеппе Вази, с эффектной игрой тени и света. Пиранези сочетает на гравюрах как реально существующие архитектурные произведения, так и вымышленные.

В 1745 г. Пиранези публикует в Риме имеющую впоследствии большой успех серию гравюр «Фантазии на тему тюрем» (Piranesi G.B. Carceri d’ Invenzione). В названии серии не случайно употреблялось слово «фантазии» - это была так называемая «бумажная архитектура», не воплощенная в действительности

Пиранези совершенствует свое мастерство, изучая гравюры Джова́нни Батти́ста Тье́поло (Giovanni Battista Tiepolo) и работы живописца Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio). Их влияние чувствуется в следующих работах Пиранези - «Виды Рима» (Vedute di Roma), 1746—1748 гг., «Гротескные» (Grotteschi), 1747—1749 гг., Тюрьмы (Carceri), 1749—1750 гг.

Английское кафе

В 1760 г. Пиранези декорирует Английское кафе (Babingtons), в Риме на Площади Испании (Piazza di Spagna), пытаясь выразить собственную мысль, что архитектура без разнообразия будет сведена к ремеслу.

Церковь Санта Мария дель Приорато

Главным архитектурным произведением Пиранези становится спроектированная им церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato), построенная в 1764 - 1765 гг. Храм представляет собой образец неоклассицизма в архитектуре. Размеры сооружения - 31 на 13 м. Церковь является составной частью резиденции Мальтийского ордена.

В 1765 г. в Риме по проекту Пиранези строится Площадь Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta), которая, как и располагающаяся на ней Церковь Санта Мария дель Приорато, также принадлежит Мальтийскому Ордену.

В 1765 г. в Риме по проекту Пиранези строится Площадь Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta), которая, как и располагающаяся на ней Церковь Санта Мария дель Приорато, также принадлежит Мальтийскому Ордену.

Наиболее значимые работы Пиранези:

1. Серия гравюр «Фантазии на тему тюрем» (Piranesi G.B. Carceri d’ Invenzione), 1745 г.;

2. Серия гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma), 1746-1748 гг.;

3. Серия гравюр «Гротескные» (Grotteschi), 1747—1749 гг.;

4. Серия гравюр «Тюрьмы» (Carceri), 1749—1750 гг.

5. Английское кафе (Babingtons), Рим, Площадь Испании (Piazza di Spagna), 1760 г.;

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) - итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.

Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка «Pirano d’Istria»,откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание «Piranesi».

Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца «L’Orbo Celega» на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери - аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология. Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник «венецианского папы» Климента XIII Реццонико - приор Мальтийского ордена, а также сам «венецианский папа»; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710-1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.

В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне - в коллекции музея Баррела,ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.

Первые известные труды - серия гравюр «Prima Parte di architettura e Prospettive» (1743) и «Varie Vedute di Roma» (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших «угловую перспективу».В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma - Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи - серия «Vedute di Roma»).

В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - «Vedute di Roma» (1746-1748),»Grotteschi» (1747-1749),»Carceri» (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.

В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд «Le Antichita romane» (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта.В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме - пафосу римского зодчества - была посвящена серия гравюр «Della magnificenza ed architettura dei romani» (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа,аббата Ложье,графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт,выступивший в «Gazette Litterere del’Europe» с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде «Parere su l’architettura» (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности.»Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам», - писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой - соразмерность целого и его частей,а ее задача - отвечать современным потребностям людей.

В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд «Magnificenza ed architettura dei romani» Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул «cavagliere».

Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах - декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр «Diverse maniere d’adornare I cammini» (1768, известна также под названием Vasi, candelapi, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне - все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764-1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов - все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой «энциклопедией» элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из «цитат»,взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.

Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках - сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл «место для души»,зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.

Слова Дж.Б.Пиранези:»the Parere su l’ Architettura» («Они презирают мою новизну, я - их боязливость») - могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда «Diverse maniere»… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758-1810),издавшего серию «Raccolta de Tempi antichi»(1786 или 1788) и последний труд отца «Differentes vues de la quelques restes»… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.

Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.

Однозначно, что никакие римляне не строили город Аспенд (Аспендос), в таких городах как Аспенд, Баальбек жил кто-то ростом повыше, чем люди.
Предлагаю для начала посмотреть на работы Джованни Баттиста Пиранези, 1720-1778, итальянского гравёра и архитектора

и Юбе́ра Робе́ра, 1733-1808,французского пейзажиста

Руины прошлых цивилизаций. Часть 1. Юбер Робер

Рисунки и гравюры Пиранези, Юбе́ра Робе́ра и других художников - руинистов, на мой взгляд, свидетельствуют о сильном потопе, прошедшем в начале 18 века в Европе, а вот, что стало причиной катастрофы до сих пор остаётся загадкой.
Оригинал взят у maximus101 в Аспенд - город гигантов

Руины античного города Аспенд (Аспендос) находятся в 45 километрах от турецкой Антальи. Это популярное у туристов место, город относительно легко доступен и обладает интересными архитектурными памятниками. Здесь находятся хорошо сохранившийся античный театр и руины римского акведука (самого большого в Малой Азии). Много и других очень внушительных античных руин.
К сожалению, об истории города известно очень мало, несмотря на свою легкодоступность город исследован плохо. Лично на меня Аспенд произвел сильное впечатление, я думаю, что он превосходит по зрелищности знаменитый Эфес и не уступает Пергаму. Здесь можно во всей красе наблюдать римскую архитектурную гигантоманию - вся территория Аспенда наполнена циклопическими зданиями до которых никому нет дела, так как большинство туристов, как правило, ограничивается осмотром только театра и акведука.

По легенде Аспенд основал греческий герой Мопс в 12 в. до н.э. после Троянской войны. Правда, нужно признать, что предания приписывают Мопсу основание почти всех античных городов на юге Малой Азии. Поэтому первое вразумительное упоминание Аспенда - это сообщение Страбона о переселении в город колонистов из греческого Аргоса в 7 в.до н.э.

К сожалению, о самом городе историки оставляли лишь косвенные сведения, например, рядом с Аспендом произошла знаменитая морская битва при реке Эвримедонт между греками и персами в 5 в. до н.э. Или есть упоминание о строптивости жителей города при его завоевании Александром Македонским. Интересно свидетельство о дани, которую граждане Аспенда должны были платить Искандеру Двурогому - он затребовал 4 тысячи лошадей. По видимому, Аспенд был крупным центром коневодства, хотя вроде бы юг Малой Азии это совсем не степи Центральной Анатолии. Возможно, Аспенд был как-то связан еще со старыми хеттскими государствами, где коневодство процветало.

Но, настоящее процветание в Аспенд пришло во времена Римской империи. Все нынешние крупные постройки в городе были возведены именно в это время. И самым главным сооружением Аспенда стал огромный амфитеатр, его в 155 г. построил местный архитектор Зенон.

Фасад театра перестроенный турками-сельджуками.

Театр частично опирается на холм, стоящий сзади. Вдали, будучи невидимой из-за зеленой растительности, течет река Эвримедонт (сейчас Кепрюсу), которая способствовала расцвету города.

Римский театр в Аспенде отличается хорошей сохранностью, так как его здание в средние века реконструировали турки-сельджуки. Они превратили театр в укрепленный дворец, произошло это в правление Алааддина Кейкубада, а впоследствии дворец стал караван-сараем.

Вход в театр венчает характерная сельджукская кирпичная арка.

В театре и сейчас проходят различные представления и концерты, здесь хорошая акустика. Театр может вместить более 8 тысяч зрителей одновременно. Наверно таковым было число жителей римского Аспенда во 2 в. н.э.

На стене скены театра сохранилось несколько женских масок и фигура какого-то божества в центре.

Верхняя галерея театра.

Интересные кирпичные декоративные колонны, это видимо тоже сельджукское творение.

Стена скены театра не является его внешней стеной, внешнюю стену, скорее всего, перестроили тоже сельджуки. Они возвели характерный фасад с окнами, в римское время в окнах не было никакого смысла, но для турецкого дворца они были необходимы. Перекрытия все были деревянными, никаких следов арок или сводов в центральной части скены я не заметил. Дворцовые помещения сельджуков были втиснуты между скеной и внешней стеной театра. Сейчас от них ничего не осталось, стены театра высятся как в каком-то ущелье.

Вид с "театрального" холма на акрополь Аспенда. Когда-то это был центр города, сейчас там все разрушилось и заросло кустарниками, но самое важное здание города, римская базилика, сохранилось.

План Аспенда (кликабельно).

На склоне холма акрополя лежат руины стадиона. К сожалению, его плохо раскопали, и существенная часть его арок стала вторичным стройматериалом.

Но, часть трибун стадиона еще можно разглядеть.

Руины какой-то арки, скорее всего триумфальной, так как линия укреплений осталась далеко позади. На переднем плане видны остатки городской дренажной системы.

Крепостные стены и башни города полностью исчезли, а арки ворот стоят, чудеса.

Основание главного храма Аспендоса. Судя по всему, это был классический храм периптер, только вот от него ничего не осталось. Возможно, это было самое древнее сооружение в городе.

Крыши храма явно были черепичными, судя по кучам керамического боя.

И вот опять главная базилика города, это циклопическое сооружение заметно отовсюду. В римское время в базилике вершился главный городской суд. Но, судя по всему, здание использовали и в более позднее время, об этом свидетельствуют надстроенные стены из мелкого камня. Можно предположить, что сооружение стало нести оборонительные функции, так как на церковь оно мало похоже. Возможно, базилика стала донжоном - главной башней крепости Аспенда.

Слева, руины булевтерия (места заседания городского совета) и базилики.

Базилика воистину циклопическое сооружение, рядом с огромными арками чувствуешь себя насекомым.

Внутренний вид базилики. Заметно, что уровень земли внутри здания (и снаружи) сильно поднялся - у самой земли в толще поздней кладки, внутри арки, видны отверстия для деревянных балок, которые несли перекрытия, т.е. в земле находится еще как минимум пол-этажа здания.
При этом верхние перекрытия прослеживаются слабо. Какой была внутренняя структура базилик при римлянах хорошо известно, но вот как использовали это сооружение далее, и каким было его внутреннее устройство - тайна велика есть.

Начиная с 7 века византийские владения в Малой Азии подвергались бесконечным набегам арабов, это была очень темная страница истории данного региона. Как выживало местное население, можно только догадываться. Постепенно город пришел в полный упадок.

При дальнейшем осмотре выяснилось, что здание базилики не было отдельно стоящим сооружением. Это был целый комплекс вытянутый на 130 и более метров. Длинные стены отходят от кубической башни на юго-запад. Причем структура этих стен такая же как и у главного здания - внизу добротная римская кладка из крупных каменных блоков, но чем выше, тем камни мельчают.

Как использовалось это вытянутое сооружение непонятно до конца, возможно это был крытый рынок, подобные средневековые рынки хорошо известны на Ближнем Востоке.

Рынок имел несколько нефов, причем сразу и не поймешь сколько. На плане этого сооружения есть три основных нефа и еще один сбоку. Причем не все стены доходили до главного кубического здания, хотя на своем южном (противоположном) конце, это строение было похоже на еще одну вытянутую трехнефную базилику, у которой ширина нефов соответствует ширине арок кубической башни - в центре широкий неф и два узких сбоку. В общем, все вместе смотрелось как огромной вытянутый крытый базар - в длину 140 метров и в ширину 30.

Интересна структура стен этой вытянутой базилики, заметно, что стена возвышается уступами, постепенно сужаясь. Кое-где видны окна-проемы - то ли для освещения объекта, то ли в эти проемы вставлялись балки перекрытий. Нижний этаж строения - бесконечный ряд арок.

Это огромное здание выходило свои широким фасадом на агору - главную торговую площадь города. На заднем плане виднеется стена нимфеума - общественного фонтана.

Маленькие туристы снуют среди величественных руин римских базилик.

Эти стены высятся на другой стороне агоры, считается, что это руины торговых лавок.

Общий вид агоры Аспенда.

Стена нимфеума.

Какие-то мраморные части фонтана еще сохранились.

Вся территория акрополя заросла густым и исключительно колючим кустарником, ходить можно только по тропинкам.

Если время позволяет, можно, гуляя по акрополю, обнаружить среди зарослей значительное число поздних руин города, как правило, византийских. Их сохранность существенно хуже, чем у руин времен Римской империи, так как византийцы строили из маленьких камней на растворе - после землетрясений такие сооружения представляют собой груды хаотичных обломков серого цвета.

В руинах опознаются и весьма значительные сооружения, возможно на фото остатки дворца епископа. В Аспенде находилась отдельная епархия, входившая в состав Сидской митрополии.
Как это не странно, но я не смог в городе опознать хоть один объект как церковь. Хотя, естественно, церкви здесь были, возможно христианским храмом была главная базилика, но каких-то подтверждений этому у меня нет.

С северо-западного склона горы акрополя виден гигантский акведук Аспенда - это второй по значимости туристический аттракцион здесь после римского театра. Считается, что высота арок этого акведука превышает все подобные в Малой Азии.

К акведуку мы потом подойдем ближе, для этого нужно будет обогнуть всю гору Цитадели по часовой стрелке, так как спуска непосредственно с акрополя к акведуку я не нашел.

Пока пара фото этого грандиозного сооружения.

Спускаясь с акрополя, я случайно обнаружил интереснейший объект. Непосредственно под длинной базиликой, ниже по склону, строители возвели внушительную платформу с арками. Платформа хранит в себе два внушительных тоннеля, уходящих вглубь горы.

Общий вид акрополя Аспенда. Слева видна загадочная платформа с тоннелями. Конструкция с арками находится на одной линии с полуразрушенными стенами цитадели (их можно разглядеть в кустах).

Первая мысль, что это или городская канализация - местная римская клоака, или цистерны для хранения воды. Но, при детальном осмотре выявляются странные детали. Уже на расстоянии 15 метров вглубь тоннели перегорожены внушительными стенами, в которых сделаны проходы, а над ними даже видны узкие бойницы. Безусловно, перегородки тут призваны не допустить проникновения врага внутрь тоннелей. Но, как тогда должны выливаться нечистоты из этих труб - через эти маленькие проходы? Не проще ли сделать сам диаметр тоннеля уже, его тогда и оборонять не придется.

За перегородкой тоннель продолжается длинной сводчатой цистерной с потолком 5-6 метров высотой.

А дальше он, как и предполагалось, суживается до маленького коридора.
Поэтому вариант с канализацией отпадает. Это скорее всего цистерны, иначе невозможно объяснить такой большой внутренний объем сводчатых залов. Но, зачем их сделали заметными снаружи и вообще открытыми? Можно было бы сделать вертикальные колодцы, чтобы спокойно извлекать воду из цистерн. Кстати, такие колодцы присутствуют рядом с платформой храма на акрополе. На карте города там и указаны цистерны, а этот объект вообще никак не обозначен.

Я попробовал углубиться внутрь горы акрополя, шагая по узкому коридору, но конца его что-то не было заметно. Фонарь с собой я не взял, поэтому единственным источником света мне тут служила вспышка камеры. Через несколько десятков метров я осознал, что темнота позади меня такая же, как и впереди, и сколько это будет продолжаться непонятно. Я решил, что исследование тоннеля следует оставить на другой раз, так как блуждание по подземельям Аспенда не входило в мои тогдашние планы.

Безусловно, вся эта подземная структура связана с водой, так как на стенах коридора отчетливо видны характерные соляные отложения. Но, с большей вероятностью можно предположить, что эта система призвана сохранять воду, т.е. это не канализация, а цистерны для сбора дождевой воды.
Но, многие детали остаются непонятными. Почему у сооружения нет внешней стены? Хотя, стоит признать, что какая-то часть стен прослеживается под арками, но полностью эти стены явно цистерны не закрывали. Об этом свидетельствуют и перегородки с бойницами внутри залов, если их возвели, значит строители отдавали себе отчет в том, что цистерны негерметичны настолько, что допускалось проникновение врагов внутрь.

Общий вид одной из цистерн. На переднем плане видна ее внешняя стенка.

Внешний вид обеих цистерн. Судя по всему, они всегда заполнялись водой только наполовину, и были вполне доступны снаружи. Именно по этой причине и возвели внутреннюю перегородку с бойницами.

Объяснением такого беспечного расположения стратегического водного резервуара может быть расположение внешних стен города. Возможно жители Аспенда чувствовали себя вполне в безопасности на своем акрополе за счет крепостных стен располагавшихся ниже. Только вот их руин я почти не нашел, только незначительные остатки. Намного лучше сохранились укрепления самой цитадели, их основания хотя бы можно проследить вдоль кромки замковой горы.

Мы покидаем акрополь города и отправляемся к руинам акведука. Для этого мне понадобилось сделать большой круг вокруг акрополя, в идеале, тут лучше ехать на машине. Но, пеший маршрут позволяет осмотреть руины римских зданий на равнине, а их тут немало.

Город был огромным, его руины тянутся почти до самой реки Эвримедон. Правда, относительно хорошо сохранились только крупные здания - термы и гимназий.

Ближе к дороге стоят развалины терм города. Полуразрушенный канал для воды, что на переднем плане, скорее всего, имеет позднее происхождение, для римского водопровода он выглядит как-то несолидно.

Заметно, что термы использовались вторично, в их стенах сохранились многочисленные гнезда для деревянных балок перекрытий. Казалось бы, зачем зданию с могучими кирпичными сводами деревянные перекрытия? Скорее всего, деревянную крышу приспособили тогда, когда своды или уже рухнули, или были к этому близки. Также деревянные перекрытия позволяли сделать термы многоэтажным строением. У римлян высокие залы терм естественно никаких деревянных перегородок не имели.

Гнезда от деревянных балок делят зал терм на два этажа. В какое время были произведены такие "новаторские" работы неизвестно. Стены у терм массивные, поэтому они могли служить многим поколениям - здание могло быть жилым домом или укрепленным дворцом.

Внешний фасад терм Аспенда.

А далее, в совсем уж диких зарослях, я заметил здание гимназия (так оно обозначено на плане). Это сооружение не уступает размерами базилике, стоящей в акрополе. Беда только в том, что оно очень сильно заросло кустами, даже просто подойти близко к нему серьезная проблема.

Я все же смог добраться до стен, но попасть внутрь не получилось, вся площадь гимназия внутри - сплошные заросли.
Здание состоит из трех нефов - два нефа по бокам с невероятной шириной сводов и один малый неф в центре, его арка осталась невредимой. И судя по обилию других арок центрального нефа, гимназий уже в римскую эпоху был многоэтажным сооружением.

Фасад гимназия.

Боковая сторона.

Центральный неф гимназия.

И еще раз рухнувший свод бокового нефа.

Осмотрев римские руины в апельсиновых зарослях, двинемся к эпичнейшему сооружению Аспенда - его акведуку.
Основа самой высокой части акведука - башня высотой 40-50 метров. Наверх башни можно подняться по винтовой лестнице, но доступ туда закрыт.

Нижняя часть башни сложена из каменных блоков, а верх - из кирпича.

К акведуку туристов возят автобусами, поэтому рядом с ним сложился стихийный рынок сувениров, фруктов и т.д.

Мост акведука Аспенда.

Сохранилось несколько участков моста акведука, а на другой стороне долины вторая башня. Общая его протяженность 19 км.
Есть предположение, что акведук Аспенда профункционировал недолго - около 150 лет, его создали в 2-3 вв.н.э., а уже в 3-4 вв. отдельные его части пошли на строительство моста через реку Эвримедон. Кстати, мост этот весьма внушителен, в средние века его также реконструировали сельджуки. Но, я к сожалению забыл его отснять.

В общем, Аспенд - это то место, куда я бы хотел вернуться...

Другие мои посты о Турции.