Броневицкий биография. Пьеха и броневицкий: как главный отелло ссср любил, ревновал и обманывал жену. И как было не влюбиться

Легендарная Эдита Пьеха, икона стиля и образец вкуса не смогла построить личного счастья, не смотря на попытки. По ее собственному признанию, главной любовью ее жизни была и остается сцена, творчество и зрители. Однако певица была замужем три раза.

Главный мужчина

Первым мужем молодой Эдиты стал руководитель ансамбля, в котором пела Пьеха, Александр Броневицкий. Он ухаживал за молодой певицей долго, около полутора лет. Оказывал знаки внимания, при этом широких жестов не делал.

Мог зайти в гостиничный номер и угостить конфеткой. Простые знаки внимания нравились Эдите больше, чем роскошные букеты и дорогие подарки.

И она ответила на чувства мужчины, который был старше ее на 6 лет.

В 1956 году руководитель ансамбля «Дружба» и его солистка поженились. В этом браке родилась дочка Илона , которая впоследствии так же стала певицей.

Эдита Пьеха всегда выделяет Броневицкого среди всех своих мужей как главного мужчину жизни. Именно он сделал из Пьехи звезду, именно он научил ее очень многому в профессии.

Пьеха описывает свои чувства, как влюбленность. Они должны были перерасти в глубокую любовь, но этого не произошло. Молодые полностью окунулись в творчество.

Даже рождение дочери не смогла отвлечь влюбленных от сцены, ребенком в основном занималась свекровь . Супруги же все были в музыке, в гастролях, постановках новых программ.

Муж ревнивец

Кроме того, Алексанлдр был необыкновенно ревнив. Однажды, когда Пьеха уехала на гастроли с Магомаевым , он приехал, ворвался в гостинничный номер с криками: «Где Муслим? Где он? Где ты его прячешь?». «Муслим в своем номере», — ответила Эдита. «Ага, уже успел сбежать!», — переубедить его было невозможно.

Будучи ревнивым, как Отелло, Броневицкий сам не упускал случая закрутить с кем-либо интрижку.

Одна из таких измен и стала последней каплей в чаше терпения Пьехи. Она застала мужа с другой женщиной буквально в постели. Он пытался объясниться: «Я люблю тебя, а секс на стороне – это просто радость, удовольствие . А у нас с тобой – любовь».

Пьеха переехала в другую комнату. Чувствуя себя униженной и обманутой, она закрутила роман с полковником КГБ Геннадием Шестаковым, который впоследствии стал ее мужем.

Узнав о том, что Пьеха подает на развод, Броневицкий умолял жену остаться, кричал, проклинал ее. Пьеха сказала: «Я уйду от тебя, ты женишься на молодой. Вот она тебе и отомстит за все твои измены».

В 1976 года супруги развелись. Броневицкий женился на молодой певице Ирине Романовской, пытался сделать из нее звезду. Девушка изменяла супругу , а в 1988 году ушла на вечеринку. Она закрыла на ключ своего 56-летнего мужа. Ночью ему стало плохо. Его нашли на утро мертвым с телефонной трубкой в руке.

Настоящий подполковник

Геннадий Шестаков служил в КГБ, и курировал учреждения культуры. Кстати, познакомились Пьеха с Шестаковым с легкой руки самого Броневицкого. Как ни странно, в этом спортивном статном красавце ревнивец соперника не видел. Известие об отношениях жены и куратора из КГБ стало для Броневицкого полной неожиданностью.

Шестаков в то время был женат, и в этом браке у него подрастали дети. Для офицера такого серьезного ведомства развод означал крах карьеры, но Шестакова это не останавливало.

Однажды высокий чин вызвал его на ковер: «Ты понимаешь, что делаешь, забыл, где служишь? Или возвращайся в семью, или забудь о погонах». Шестаков забыл о погонах.

Он уволился с органов и стал директором ансамбля, в котором пела Пьеха. Шестаков даже поступил на заочное отделение института театра, кино и музыки.

Интересные заметки:

Семья жила неплохо, новый муж нашел общий язык с дочерью Ионой, которая даже после развода поздравляла Геннадия с днем рождения тайком от матери. Но до Геннадия стали доходить слухи, что между женой и участником ансамбля по фамилии Соловей возникли романтичные отношения.

Так это или нет, но Шестаков завел в отместку роман с балериной. Брак распался. Шестаков ушел должности директора ансамбля, и стал возглавлять театр «Буфф», в котором работали Игорь Корнелюк и Илона Броневицкая.

Шестаков пытался вернуться к первой жене, но безуспешно. В 1994 году он упал и больше не поднялся – отказало сердце . Эдита Пьеха принимала активное участие в организации похорон. Неудивительно – ведь они прожили со вторым супругом 6 лет.

Брак на расстоянии

Третьим мужем самой элегантной певицы российской эстрады стал Владимир Петрович Поляков. Чиновник высокого ранга, сотрудник аналитической службы Администрации президента России, он мог стать для певицы каменной стеной и надежным плечом .

Поляков был влюблен в певицу с юных лет, и даже не мечтал когда-то познакомиться с ней лично. За плечами у мужчины было два неудачных брака, но на момент знакомства с женщиной своей мечты он был совершенно свободен.

Они познакомились на закрытом выступлении Пьехи перед политической элитой страны. А затем начался телефонный роман . Политик жил в Москве, певица – в Питере, и они часами вели задушевные разговоры по телефону. Так продолжалось два года.

В 1994 году Пьеха и Поляков поженились. Супруги продолжали жить на два города, и это не могло не сказаться на отношениях. После выхода Полякова на пенсию он просил Пьеху переехать в Москву, но та настаивала, что бы супруг обосновался в Питере. В итоге певица сама подала на развод, и 2006 году супруги развелись.

Александр Александрович Броневицкий (8 июля 1931, Севастополь - 13 апреля 1988, Нальчик) - советский композитор, хоровой дирижёр. Основатель и руководитель первого в СССР вокального ансамбля «Дружба». Первый муж Эдиты Пьехи.

Биография

В 1955 году Александр Броневицкий создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижеры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название - Дружба (это название предложила Эдита Пьеха). Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха, исполнявшая французские и польские песни.

В 1958 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (ранее - по классу хорового дирижирования).

После окончания учёбы ансамбль «Дружба» распался - выпускники консерватории разъехались в свои страны и на места работы. Броневицкому понадобился год, чтоб обновить состав.

В 1964 году ансамбль был запрещен, и после небольшого перерыва обновляется в третий раз, новые участники были собраны со всего СССР.

До июля 1976 года солисткой ансамбля была Эдита Пьеха.

А. Броневицкий скоропостижно скончался на гастролях ансамбля «Дружба» в ночь на 14 апреля 1988 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Кладбище Памяти жертв 9-го января.

Эдита утверждает, что умер он от сердечного приступа, когда его непутёвая любовница закрыла его на ключ.

После смерти А. А. Броневицкого ансамбль «Дружба» прекратил своё существование.

Семья

  • Отец - Александр Семёнович Броневицкий (Бороневицкий), военный моряк, капитан второго ранга. Наполовину белорус, наполовину поляк.
  • Мать - Эрика Карловна Броневицкая, певица, выступала в Ленинградской капелле. Родом из Латвии. Наполовину латышка, наполовину немка.
  • Дядя - Пётр Семёнович Броневицкий, генерал-майор береговой службы, начальник Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.
  • Первая жена - Эдита Пьеха, в браке состояли с 1956-1976 годы.
  • Дочь - Илона Броневицкая (род. 17 февраля 1961 года) - артистка и конферансье, телеведущая.
  • Внук - Стас Пьеха (род. 13 августа 1980 года, до 7 лет носил фамилию Герулис) - певец и поэт. В 2013 году Стас женился на фотомодели и диджее Наталии Горчаковой.
  • Правнук - Пётр Пьеха (род. 2014).
  • Внучка - Эрика Быстрова (род. 20 мая 1986 года) - окончила МАРХИ, дизайнер.
  • Правнучка - Василиса (род. 2 октября 2013).
  • Вторая жена - Ирина Романовская (род. 1951), артистка Ленинградского Театра музыкальной комедии, солистка ленинградского ансамбля «Дружба», в браке с 1977-1988 годы.
  • Брат - Евгений Броневицкий (ВИА «Поющие Гитары»).

Дискография

  • Вокальный молодёжный ансамбль «Дружба» (1963)
  • Ансамбль «Дружба» (1964)
  • Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1971)
  • Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (1972)
  • Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1974)
  • Эдита Пьеха И Ансамбль «Дружба» (гибкая пластинка, 1974)
  • Эдита Пьеха в сопровождении Ансамбля «Дружба» (1974)
  • «Верь мне, только верь…»
  • Ирина Романовская и Феликс Кудашев - Песни Александра Броневицкого (1987; С60-26575)
  • Эдита Пьеха «Это значит любовь» - Песни Александра Броневицкого (2011; «Бомба Мьюзик»; CD)

Неизвестно, как сложилась бы жизнь и творческая судьба Эдиты Пьехи, если бы в ранней юности она не встретила своего первого мужа, известного советского композитора Александра Броневицкого. Будущая народная артистка родилась во Франции, в шахтерском городке на севере страны. Первые девять лет жизни Эдита провела там, а после смерти отца перебралась с семьей в Польшу, где прошли еще девять лет ее жизни. В 1955-м году Пьеха получила направление на учебу в СССР, выиграв конкурс в Гданьске, и отправилась в Ленинград. Практически сразу же после поступления в Ленинградский государственный университет девушка записалась в студенческий ансамбль под руководством Александра Броневицкого. Это стало началом ее громкой карьеры, первой любви и долгих, но таких непростых семейных отношений.
Красавец Броневицкий сразу обратил внимание на Пьеху. Еще бы: на свою первую репетицию студентка влетела с опозданием, в войлочных тапках, непричесанная и даже неумытая. «Явно всю ночь с кем-то гуляла» - Эдита показались Броневицкому легкомысленной и пустой. Но, услышав голос Пьехи, Александр заинтересовался – и как руководитель ансамбля, и как мужчина. И сразу стал ухаживать - странно и своеобразно.
Он не назначал возлюбленной свиданий, но всюду брал с собой: в театры, кино, музеи, концертные залы. Броневицкий мог заявиться к Пьехе рано утром, до начала университетских занятий, показать билеты на зарубежную постановку и заявить, что лекции для нее на сегодня отменяются. Впоследствии Эдипа Пьеха говорила, что не влюбиться она не могла. «Я всему училась у него. Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории. Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил...», - вспоминает о Сан Саныче Пьеха.
Александр Александрович Броневицкий родился 8 июля 1931 года в Севастополе. В 1958 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции (ранее - по классу хорового дирижирования).Но еще до окончания консерватории в 1955 году Броневицкий создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижёры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название - Дружба (это название предложила Эдита Пьеха). Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленинградского университета Эдита Пьеха, исполнявшая французские и польские песни.
Они поженились уже в 1956 году, а в 1961 году появилась Илона. С малышкой чаще всего сидела свекровь, а родители отдавали все силы гастролям и работе. Ради творчества супруги пожертвовали не только общением с ребенком, но и чувствами друг к другу. «Это была первая в моей жизни влюбленность - объясняет Эдита Станиславовна. Детское, еще не женское чувство могло перерасти в большую любовь. Но на это не было времени - мы же окунулись в океан творчества...»
Самой большой проблемой в отношениях стала не работа, а ревность Сан Саныча - патологическая, острая и беспочвенная. Журналисты не случайно называли Броневицкого главным Отелло Советского Союза. Недоверие к супруге передалось мужчине по наследству: его отец был моряком, а мать оставалась на берегу - ждать и изводить себя домыслами. Постоянное ощущение обмана, поиск измены везде и всюду стали постоянными спутниками Броневицкого.




Все двадцать лет совместной жизни Сан Саныч изводил Пьеху постоянной ревностью, порой доходило до абсурда. Как-то Пьеха отправилась на фестиваль в Канны в компании с Муслимом Магомаевым. Броневицкий, днем проводив супругу в аэропорт, ночью уже стоял в номере ее отеля и кричал: «Говори, где спрятала Магомаева?» Будучи уверенным в измене Пьехи, Александр Александрович умудрился за день оформить визу, прилететь во Францию, практически по гладкой стене влезть в окно к жене - и все для того, чтобы застать ее с поличным. Или другой пример: во Франции Броневицкий отправился смотреть запрещенную в СССР ленту «Эммануэль». А супруге на полном серьезе запретил даже приближаться к кинотеатру, считая, что откровенный фильм пробудит в Пьехе желание завести любовника.
Сам Александр Броневицкий измену женщине считал вполне естественным явлением и объяснял свое мнение и поведение просто: «Люблю-то я тебя одну». Он спокойно повел себя, когда Эдита Станиславовна, вернувшись раньше с гастролей, застала супруга в квартире с полураздетой женщиной. «Это редактор с телевидения» - без смущения объяснил Броневицкий. Пьеха измену простила, но переселилась от мужа в другую комнату.
Забыть и не думать о похождениях Сан Саныча не вышло: певица замечала его подозрительное поведение, да и знакомые то и дело сообщали о новых интрижках Броневицкого на стороне. Чтобы не терпеть вечные романы мужа, Пьеха закрутила собственный - с полковником КГБ Геннадием Шестаковым, ставшим вторым супругом артистки.
Узнав о грядущем разводе, Броневицкий стал плакать, кричать, проклинать Эдиту со словами «Ты от меня все равно не уйдешь!». Та ответила ему спокойно. «Знай, я уйду, а ты вскоре женишься на женщине намного моложе меня. Но запомни мои слова: она тебе отомстит за меня, за твои измены! И, в конце концов, ты умрешь в одиночестве».
В минуту расставания Эдита Станиславовна будто заглянула в будущее - слова оказались действительно пророческими. В 1976 году супруги официально развелись. Композитор вскоре женился на молоденькой певице Ирине Романовской и начал лепить из нее новую Пьеху. Любила ли она Сан Саныча - неизвестно, но о том, что Романовская ему изменяла, говорили многие. Рассказывают, что в 1988-м на гастролях в Нальчике Ирина ушла на вечеринку, закрыв своего 56-летнего супруга в номере на ключ. Ночью мужчине стало плохо - тромб в сердце. Броневицкого нашли мертвым на полу, с зажатой телефонной трубкой в руках.
Сама Пьеха так не обрела свое женское счастье в браке - оба последующих семейных союза давали трещину. Своего первого супруга Эдита Станиславовна вспоминала еще не раз, мечтая, что могла бы перевоспитать его, помочь реализоваться, сохранить отношения и уберечь от ранней смерти.

Композитор, дирижер, создатель и руководитель знаменитого в 50-70-х годах ХХ века эстрадного ансамбля "Дружба". Автор песен: "Великаны и гномы" (стихи Л. Дербенёва), "Вероника", "До новых встреч", "Край берёзовый" (стихи И. Резника), "Воскресная прогулка", "Невские моржи" (стихи С. Фогельсона), "Мама" (стихи О. Милявского), "Облака" (стихи Р. Рождественского), "Это здорово" (стихи И. Шаферана), "Это значит любовь" (стихи Л. Ошанина) и др. А. Броневицкий был первым мужем певицы Эдиты Пьехи, которая долгие годы пела в его ансамбле.
Скончался А.А. Броневицкий 13 апреля 1988 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Кладбище памяти жертв 9-го января. На это кладбище существует несколько входов. Если идти по проспекту Александровской Фермы от Софийской улицы в сторону станции "Обухово", то нужно войти в первую же калитку (ориентир - мемориал жертвам авиакатастрофы 2006 г.). Отсчитайте от входа 10 поперечных рядов, сверните у могилы с надписью "Свердловы". Могила А. Броневицкого в 4 ряду.
Описание пути к могиле прислал Дмитрий Бартенев.

Советский композитор. Хоровой дирижер.
Основатель и руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля "Дружба".


Броневицкий Александр Александрович

(08.07.1931, Севастополь - 13.04.1988, Нальчик)

Песни

"Баллада о хлебе" (В.Успенский, А.Броневицкий - Л.Палей) 1969
"Великаны и гномы" (А. Броневицкий - Л. Дербенёв) 1967
"Вероника" (А. Броневицкий - И. Резник) 1975
"Встреча друзей" (В.Успенский, А.Броневицкий - Л.Палей) 1970
"Дорога" (А. Броневицкий - В. Сергеев) 1967
"До новых встреч" (А. Броневицкий - И. Резник) 1974
"Женщина" (А.Броневицкий - И.Резник) 1974
"Заклинание" (А. Броневицкий - М. Борисова) 1968
"Здравствуй, Рига" (А.Броневицкий - С.Фогельсон) 1966
"Край берёзовый" (А. Броневицкий - И. Резник) 1972
"Мама" (А. Броневицкий - О. Милявский) 1964
"Мне казалось" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1970
"Моржи" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1968
"Нашим бабушкам" (А.Броневицкий - А.Шишко) 1971
"Нежность" (А.Броневицкий - Л.Палей) 1975
"Облака" (А. Броневицкий - Р. Рождественский) 1963
"Ой, не судите опрометчиво" (А. Броневицкий - А. Цомук) 1971
"Прощай (А. Броневицкий - Л. Палей) 1970
"Про любовь" (А.Броневицкий - А.Цомук) 1970
"То ли правда, то ли нет" (А.Броневицкий - Н.Олев) 1961
"Третий лишний" (А.Броневицкий - Л.Палей)
"Туристы" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1968
"Хорошо!" (А. Броневицкий - М. Яковлев) 1964
"Это здорово!" (А.Броневицкий - И.Шаферан) 1967
"Это значит любовь" (А. Броневицкий - Л. Ошанин) 1967
"Я люблю" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1967
"Я тебе подарю" (А.Броневицкий - автор стихов не известен)

"Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, вперёдсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники".

"Слово «слава» не подходит ко мне. Я не стремилась быть артисткой. Просто так получилось, что Александр Броневицкий взял меня за руку и повел на сцену. А я любила петь, всегда, это не было целью жизни, это был способ жить, способ самовыражения.
Он был уникальным музыкантом, но поспешил рано родиться. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду. никто недооценивал.
Услышав меня, он понял, что мне надо проторить дорогу, потому что это будет что-то другое. Когда после моего выступления с ансамблем подошли педагоги консерватории и сказали: «Вам надо учиться на вокальном факультете», он ответил: «Нет, не пущу. Она сама природа. Не надо ей учиться».
Он все чувствовал, он меня лепил, постоянно ругал, но это было подсознательно, он хотел нового и шел к нему.
Нас закрывали, потом снова давали "зеленый свет", а мы жили и работали.
Меня назвали джазовой певицей, а я просто спела популярную польскую песню "Би-би-ю-ба". Когда я ее в Баку пела. зал вскакивал, просил повторить "на бис" много раз, думали, что это джаз. А это был не джаз, а просто сочетание звуков. Я не умею импровизировать. Я только пела песню с таким созвучием! Я не ученая, а самородок и всегда делаю только то, что чувствую! А Александр Броневицкий помогал мне это в себе развивать.
Мне мешало то, что я стою у микрофона. Я его сняла и пошла, мне никто не сказал: "Так сделай". Все стояли у рояля пели. А я начала ходить, потом в зал пошла. И что!?
Потом заговорила с публикой, волновалась очень сильно. У меня новая песня, а все пересыхает в горле. Начну петь и вдруг слова забуду, вот и начала комментировать песни. А Роберт Рождественский, глубокоуважаемый мной, будучи на премьере песни «Огромное небо» сказал: «Все это х-х-хорошо. - Он заикался. - Старуха, но ты что? В речевой жанр перешла?» Я говорю: «Нет, я просто так успокаиваюсь и подготавливаю публику к тому, что произойдет в песне".
Сама трактовка «Огромного неба» родилась у меня в сердце, я ее увидела в реальных событиях, это была не режиссура, я просто нарисовала Сан Санычу как это было: они жили, летали, дружили. Сначала радость. Про летчиков: "Об этом товарищ не вспомнить нельзя..."
И потом, этот речитатив, его Шура придумал. Потом с закрытым ртом поют ребята и дальше пошло:«Летали, дружили…»
И в конце идет нагнетание и ансамбль поддерживает:«Стрела самолета рванула с небес, и вздрогнул от взрыва березовый лес..."
И я кричу, и ансамбль кричит! И свет, и звук!
И пауза, драматическая пауза... Огромная!
Я сказала: «Они взорвались, Шура! Они взорвались! Все! И сейчас надо, - я говорю, - как будто их хоронить... Как это сделать в музыке?!»
Он сказал: «Все, знаю-знаю! Здорово, так и будет! У нас еще реквием будет в конце под одну бас-гитару: «В могиле лежат посреди тишины...»
И там в конце протест:« Огромное небо, огромное небо...»
И вот еще одна песня, в ней есть слова: «Помню, впервые меня проводила слезы стараясь скрывать...»
Когда я уезжала учиться в Советский Союз, мама, стоя у вагона, сказала: «Ты там останешься, ты не вернешься. Но только, пожалуйста, пиши почаще. Пожалуйста, пиши почаще!»
Для мамы Россия - это было представление царских времен. Когда она узнала, что я вышла замуж, прислала письмо:" Ты вышла замуж..." и перестала писать. Год не писала, представляете? И Сан Саныча не выпускали из Союза, ведь он женился на иностранке...
Когда, наконец, получилось, нам с Сан Санычем приехать к моей маме, у нее пианино стояло. Я играть не умею, а Сан Саныч увидел: «Ой, пианино!», и начал играть польскую песню. Мама подошла к нему, обняла: «Ты хороший человек, ты музыкант, ты играешь, я не знала...»
И вот в Кисловодске поэт Олег Милявский приносит мне стихи. Я их читаю и говорю: «Шура, это про меня. Это про меня. Пожалуйста!..» Он буквально за ночь, за две ночи написал эту музыку,
Это был где-то 66-68-ой год. Эту песню публика по сей день, каждый раз слушает как будто впервые, потому что это вечная тема. Мама - самое святое для каждого человека...
Мама была на моем концерте, когда я эту песню пела в Выборгском ДК культуры, тогда еще в Ленинграде. После концерта она говорит: «Я не знаю русского языка, но я поняла, что ты пела про меня. И не только про меня. Я все поняла».
Сан Саныч, он опережал время. А когда ему говорили: «Цыц, ты не такой как все», он боялся. А я говорю: «Ты не бойся, ты не бойся. Мы пойдем туда». В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Поляки, им со стороны виднее. Еще кто-то написал: «Броневицкий прорубил окно в европейскую эстраду для Советского Союза». Понимаете, им было виднее. А тут это считалось преступлением.
Сан Саныч, кроме всего, для меня это идеал человека, где-то там, высоко! Он был для меня даже не мужчиной, он был просто идолом, таких людей я больше не встречала в жизни.
Он был тем самым пигмалионом, который лепил, который тесал, он, кстати, и в жизни был скульптором. Из пластилина лепил, рисовал шаржи, увидев человека, в одну минуту мог сделать шарж на него. А про меня он сказал: «Тебя я не могу нарисовать, потому что ты все время разная, ежесекундно меняешься, у тебя эмоции, а я этого не могу ухватить». То есть он все видел, он был гениальный человек, но никогда не хвалил, всегда ругал. Только однажды, когда мы уже не были вместе, придя в "Октябрьский" на программу по случаю моего 25-летия выступления на сцене, похвалил...
У меня в программе была замечательная песня «Вернись". Девочка приходит к отцу, который бросил семью, и говорит: "Это моя молитва, папа, я знаю, что эта девушка красивее мамы. Но у тебя есть я, мой братишка. Мы тебя любим, вернись, папа». Я опять в эту песню вложила себя, свое ощущение, и в конце я доходила до пения сквозь хрип, я не знаю, как у меня это получалось...
Броневицкий пришел ко мне после выступления и сказал: «Я не знал и не предполагал, что такую артистку создал, ты меня до слез довела этой французской песней»...
Обнял: «Ты состоялась как артистка». Это была для меня самая большая в жизни похвала от человека, которому я поклонялась, которого я полюбила, которого для себя создала, которого готова всегда слушать! "
(Полная версия интервью от 02.11.2011 в программе"Временно доступен")

Эдита Станиславовна, этот концерт дань памяти именно Александру Броневицкому. Кем он был для вас?
- Человек жив, пока жива память о нем. Александр Броневицкий стал моей судьбой, он сделал из меня Эдиту Пьеху, и я бесконечно благодарна ему. Этот концерт будет данью памяти моему "крестному отцу", фантастически талантливому композитору, аранжировщику режиссеру и первооткрывателю на советской эстраде.
- Как вы нашли друг друга? С чего начался столь успешный и плодотворный творческий союз?
- В начале 1950-х годов Броневицкий создал вокально-инструментальный ансамбль из студентов Ленинградской консерватории, прибывших на учебу из стран Восточной Европы. В 1955 году в коллектив была приглашена и я - студентка ЛГУ, только что приехавшая из Польши. Первое мое выступление с ансамблем состоялось на сцене Консерватории в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.
В репертуаре этого очень популярного в Ленинграде коллектива были песни стран Восточной Европы, кроме того, мной были напеты, очень понравились Броневицкому и были включены в репертуар несколько французских песен. Я предложила назвать ансамбль "Дружбой". Александр делал аранжировки песен, благодаря которым появилось характерное многоголосное звучание. Но саме главное - он создал новый жанр, "театр песни", где каждый участник был солистом в своем амплуа.
Мое восхождение началось с шуточной песенки на польском языке "Красный автобус". Затем было спето огромное количество "шлягеров", полюбившихся слушателям: "Стань таким", "Венок Дуная", "На тебе сошелся клином белый свет", "Огромное небо", "Город детства" и множество других. Немало песен мне подарил сам Александр: "Я люблю", "Облака", "Мама", "Вероника", "Край березовый".
- Что было потом? Ваше сотрудничество прервалось?
- С концертами мы объездили всю страну и полмира и везде встречали восторженный прием публики. Ансамбль исполнял популярные произведения советский композиторов, зарубежный репертуар, русские народные песни в современных аранжировках. Броневицкий был очень требователен ко всему, что связано с профессией, никогда не шел на компромиссы - и как музыкант, и как руководитель, и как человек. Но применяя новаторские идеи, он получал не только аплодисменты, но и выговоры от начальства и критику официальных СМИ.
В 1976 году мне пришлось уйти из ансамбля, но Броневицкий продолжал дело своей жизни: открывал новые имена, писал песни и до последнего своего дня оставался руководителем "Дружбы".
Саша умер на гастролях в Нальчике 13 апреля 1988 года.
Но мы всегда будем помнить о нем.
(Из интервью Владимиру Дмитриеву)

К 75-летию Александра Броневицкого.
Концерт в БКЗ «Октябрьский» 31 июля 2006 года

"Хочу сделать посмертный подарок человеку, который был моим крёстным отцом на эстраде, наставником и мужем"

"Я безмерно благодарна Сан-Санычу за то, что он сделал для меня. Не было бы его - не было бы и той Пьехи, которую знаете вы сегодня. Он создал меня как певицу, артистку, бывая порой невероятно строгим, требовательным и даже деспотичным. Он говорил, что я некрасива, сутула, фальшиво пою и не умею двигаться на сцене. Это меня заводило. Я искала самые модные журналы, соображая, какой мне выбрать макияж, фасон платья, как подрисовать глаза, губы и т.д. Просила друзей записывать наши концерты на магнитофон, чтобы потом анализировать недостатки. В тайне от Броневицкого наняла себе педагога по вокалу. И всё же - мне повезло. Сан-Саныч был новатором в творчестве, и сегодня, исполняя его песни в концертах, я убеждаюсь, что они по-прежнему живы и любимы".

«В эти июльские дни Эдита Станиславовна вовсю готовится к новому концерту. А вместе с ней и вся ее певческая династия: дочь Илона Броневицкая, внук Стас. Это будет необычный концерт – памяти Александра Броневицкого, который руководил ВИА «Дружба», необычайно популярным в советские времена. Именно в его составе впервые и появилась певица Эдита Пьеха.
Этим летом Броневицкому исполнилось бы 75 лет.
«Это фатум», - так говорит Эдита Пьеха о своем тандеме с Александром Броневицким.
Она родилась во Франции в семье шахтера, после смерти отца девятилетней девочкой переехала вместе с мамой в Польшу, там окончила педагогический лицей, получила диплом с отличием.
А он родился в Севастополе в семье потомственных военных моряков с блестящей карьерой.
Но разве неизбежность считается с житейской логикой или государственными границами? Место для их встречи было назначено на небесах – Ленинград. Город, в котором двум музыкальным талантам предстояло мощно срезонировать. Только ее талант – певицы – оказался на виду. А его дар – композитора и оранжировщика ее песен – ушел в тень.
Как муж и жена, они прожили вместе двадцать лет. А потом их звезды устремились в разные стороны. Ее – еще выше к славе, а его – наоборот.
Сегодня Эдиту Пьеху по-прежнему боготворит публика, на ее концертах аншлаг. А его забыли. За восемнадцать лет, что прошли после его смерти, родились поколения, которым имя Александр Броневицкий ни о чем не говорит. В год его юбилея Эдита Станиславовна под другим углом взглянула на их отношения…
- Знаете, если я помню своего отца, маму, братика – а все они уже ушли в мир иной, - то почему я не должна помнить Сан Саныча, который подарил меня этой стране? Ведь именно он выковал из меня артистку. Он был крестным отцом моего успеха. Хотя дипломатом не был. Мог только ругать меня: «Ты плохо поешь! Давай репетировать!» Говорил, что я некрасивая, неуклюжая на сцене. Поначалу я плакала. А потом добилась того, что он признал: «Ты красивая!» Он сделал меня волевой.
Сан Саныч руководил студенческим ансамблем консерватории, я была его солисткой. Сначала Броневицкий аранжировал мои польские песни, потом стал писать сам. Написал множество композиций. И его аранжировки тоже звучат по сей день – «Где-то есть город, тихий, как сон», например. Роберт Рождественский по моей просьбе написал стихи. Сегодня Стас Пьеха тоже поет эту песню, но по-своему, иначе, чем это чувствовали его дед и бабушка. Что сделаешь, ему нравится…»

(«Комсомольская правда», июль 2006 года, из интервью Татьяне Максимовой)

«Великая певица, похоже, пересмотрела всю свою личную жизнь и решила публично признаться в любви к своему первому мужу - композитору, основателю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому. Сначала робко, потом все громче, а теперь без остановки народная артистка СССР Эдита Пьеха кается, что, мол, совершила роковую ошибку, разведясь с Броневицким, чем сломала его судьбу и ускорила трагический конец... Броневицкий, как известно, ушел из жизни в 57 лет. На днях цифры могли перевернуться и Броневицкому исполнилось бы 75. По случаю этой даты Пьеха устраивает концерт памяти (причем в свой день рождения - 31 июля!), на который пригласила Илону и Евгения Броневицких (дочь и брата Александра Александровича, а в семье Сан Саныча), Стаса Пьеху (внука), а также экс-солистов ансамбля «Дружба» Вилли Токарева, Виталия Коротаева, Леонида Алахвердова и других.
Многие говорят, что, подобно Пигмалиону, Сан Саныч создал свою Галатею, то есть вас, Эдита Станиславовна... Согласны?
- Броневицкий был талантлив не только как композитор и пианист, но и как режиссер, продюсер, первооткрыватель будущих звезд. Окончил два факультета консерватории - дирижерский и композиторский. Потом вдруг азартно стал заниматься созданием нового жанра - организовал вокально-инструментальный ансамбль «Дружба». Утесов говорил: «Эстрада - как любовница. С ней приятнее, чем с женой, но с ней в обществе не появляются!» Такие личности, как Броневицкий, поднимали искусство эстрады на должную высоту. Никто его при жизни не называл звездой. Хотя перед Шурой снимали шляпу Соловьев-Седой, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Родион Щедрин...
- Как вы познакомились?
- Я появилась в 1955 году на репетиции ансамбля польского землячества Ленинградского университета. Все происходило в красном уголке общежития на Мытнинской набережной, 5. Впоследствии там создали кафе под названием «Эдита». А тогда Сан Саныч, дирижер хора, увидел заспанную девчонку, потому что я поздно легла - конспектировала «Капитал» Карла Маркса. Он сказал строго: «Вы опоздали!» - «Это из-за Маркса!» После репетиции он окликнул меня: «А вы, девушка, останьтесь!» И попросил напеть польские и французские песни, которые я знала. Потом были еще репетиции. Он впервые привел меня в филармонию, в консерваторию. Он был очень красив в ту пору, хотя и маленького роста. Но я говорила себе: Наполеон тоже был маленький. Он учил меня всему. Например, красиво ходить по сцене. Открыл мне истину, что артистка должна быть красива во всем. Был и строгий, и юморной, и терпеливый, и взрывной, мог сорваться и наорать».

(«Смена», 17.07.2006 г., из интервью Михаилу Садчикову)

«31 июля 2006 года, в день своего рождения, Эдита Пьеха подготовила концертную программу в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге памяти выдающемуся музыканту, композитору ХХ века, художественному руководителю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому, которому в этом году исполнилось бы 75 лет. Эдита Станиславовна решила посвятить свой день рождения своему «крестному отцу» - Александру Броневицкому. Певица отметила: «Хочу сделать посмертный подарок человеку, который был моим крестным отцом на эстраде, наставником и мужем». На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили те артисты, кто знал и любил этого замечательного человека. Они напомнили зрителям его песни. Вместе с Эдитой Пьехой выступили ее дочь Илона Броневицкая, внук Станислав Пьеха, Евгений Броневицкий – брат композиторав, а также исполнители и музыканты, в разные годы работавшие в ансамбле «Дружба»: Виталий Коротаев, Анатолий Фокин, Леонид Алахвердов, Вилли Токарев и Юрий Капетанаки.

Эдита Пьеха с благодарностью вспоминает свое становление как певицы на эстраде: «Я безмерно благодарна Сан Санычу за то, что он сделал для меня. Не было бы его – не было бы и той Пьехи, которую вы знаете сегодня. Он создал меня как певицу, артистку, бывая порой невероятно строгим, требовательным и даже деспотичным. Он говорил, что я некрасивая, сутулая, фальшиво пою и не умею двигаться на сцене. Это меня заводило. Я искала самые модные журналы, соображая, какой мне выбрать макияж, фасон платья, как подрисовать глаза, губы и т.д. Просила друзей записывать наши концерты на магнитофон, чтобы потом анализировать недостатки. В тайне от Броневицкого наняла себе педагога по вокалу. И все же мне повезло. Сан Саныч был новатором в творчестве, и сегодня, исполняя его песни в концертах, я убеждаюсь, что они по-прежнему живы и любимы».

(Из воспоминаний Юрия Рындина, октябрь 2008 г.)