Братья третьяковы. Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность

ПАВЕЛ И СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫ –
БЛАГОТВОРИТЕЛИ, МЕЦЕНАТЫ,
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Среди известных благотворителей и коллекционеров-пред­при­нимателей XIX в. имена братьев Третьяковых занимают особое место. Павел Михайлович и Сергей Михайлович навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве прекрасную художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею и открыв новый этап в развитии традиций художественного собирательства в России. Тема благотворительной деятельности братьев Третьяковых и их родственников и история создания знаменитой художественной коллекции неоднократно становилась предметом исследования отечественных историков и искусствоведов. Однако до настоящего времени не создано полномасштабного исследования по этой теме, а новые архивные и справочные материалы позволяют в определенной мере расширить границы исследовательского сюжета.

Семья Третьяковых, причисляемая к цвету московского купечества, внесла значительный вклад в дело сохранения культурного наследия Отечества и оставила заметный след в развитии экономики страны. Для ее представителей была характерна многогранная деятельность в различных сферах жизни общества, а также широкомасштабная социокультурная практика – участие во многих социальных и культурных начинаниях и проектах, благотворительность, меценатство, культурные инициативы, различные общественные мероприятия и другие деяния.

Пять поколений семьи, начиная с прадеда – Елисея Мартыновича Третьякова, принадлежащего старинному купеческому роду г. Малоярос­лавца Калужской губернии, переехавшего в Москву в 1774 г., принимали активное участие в развитии отечественной торговли и предпринимательства, а позднее и в развитии промышленного производства. Помимо развития торгового предприятия, Третьяковыми была основана в 1866 г. Большая Костромская льняная мануфактура. Льняное производство Третьяковых и их зятя Владимира Дмитриевича Коншина, мужа их сестры Елизаветы Михайловны, было самым крупным для своего времени и создавалось на отечественные капиталы. Доходы, получаемые с торговой деятельности и промышленного предприятия, позволяли братьям Павлу и Сергею Третьяковым осуществлять широкую благотворительную и меценатскую деятельность на протяжении всей жизни, принимать участие в реализации целого ряда социокультурных проектов своего времени. Значительная часть состояния семьи Третьяковых была вложена в развитие отечественной культуры – формирование художественных коллекций, основание галереи, открытие учебных и благотворительных заведений.

Братья Третьяковы оставили заметный след в общественной жизни родного города. Сергей Михайлович был тридцать девятым московским городским головой. «Пятилетие, которое, провел в должности городскаго головы от его утверждения 21 января 1877 г. до оставления этой должности 24 ноября 1881 г., тесно связано с историей внутреннего роста Москвы и отмечено выдающимися личными заслугами… по отношению к городу, во главе котораго он стоял». Он также являлся гласным Московской городской думы (1866–1892), выборным московского купеческого сословия. Общественная служба Сергея Третьякова началась с 1866 г., когда он был назначен окружным попечителем по якиманской части Москвы. Тогда же он стал гласным городской думы.

Для Москвы в период его пребывания на посту городского головы было сделано очень много. Возросла сумма расходов на образование с 230 тыс. руб. (4,9 % расходной сметы) до 375 тыс. руб. (6,15 % от общего расхода). Количество училищ в городе увеличилось с 34 до 55. В 1880 г. городская дума приняла постановление «об устройстве в Москве реального училища, для чего была пожертвована думою приобретенная у Министерства финансов, чрез личные хлопоты Сергея Михайловича Третьякова, городская земля в 2 000 кв. саж. под прежним Колымажным двором и ассигнован ежегодный расход в 28 000 руб. на содержание реального училища». Особенно заботился Сергей Михайлович о благоустройстве города. За время его председательства в думе была замощена треть проездов, проложен дренаж и каменные водостоки во многих местностях города, «устройство садов и бульваров получило еще более обширное развитие». За пять лет было устроено несколько верст новых бульваров: на Девичьем поле, по сторонам дороги в Сокольники и у Александровских казарм, устроены Екатерининский парк и обширные скверы – Самотечный, Яблочный и сквер храма Христа Спасителя. В 1877–1882 гг. были осуществлены изыскания, которые послужили материалом для составления проектов развития водоснабжения и канализации, составлены сами проекты. Все это позволило впоследствии осуществить «предприятия величайшей для города важности» и расширить рамки городского хозяйства .

В апреле 1877 г. дума пожертвовала 1 млн рублей на военные нужды и «употребила 200 000 р. на содержание госпиталей для раненых». Эти госпитали стали образцовыми для подобных учреждений Красного Креста. Это было заслугой Сергея Михайловича, показавшего прекрасные организаторские способности. «Наряду с этими общественными пожертвованиями на войну следует упомянуть о другом патриотическом пожертвовании частных лиц, почин котораго взял на себя щедрою рукою тогдашний городской голова». Для сбора средств на военные нужды был создан Славянский комитет во главе с известным общественным деятелем. Братья Третьяковы лично внесли в комитет значительные средства.

По инициативе главы городской думы и при его финансовом участии город приобрел у казны Сокольническую рощу для содействия развитию городского хозяйства и сохранения прилежащих к городу лесов. В 1877 г. при участии Сергея Михайловича была открыта центральная часть Политехнического музея, главная лестница которого сооружена по проекту зятя Каминского – мужа другой их сестры, Софьи Михайловны. В 1880 г. являлся организатором торжеств по случаю открытия памятника, где выступал с речью и передал памятник от думы городу. Будучи инициативным и профессиональным предпринимателем, Сергей Михайлович разработал четкую программу реорганизации городских дел с помощью займов и строительства собственных предприятий и предложил ее городской думе. Однако программа не получила поддержки гласных думы.

Выйдя в отставку, Сергей Третьяков не оставил активной социальной деятельности и участия в общественной жизни. Он занимал пост директора Московского отделения Русского музыкального общества в 1869–1889 гг., был председателем Московского художественного общества любителей художеств (с 1889), членом совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур. Входил в другие художественные и благотворительные общества. На свои средства Сергей Михайлович издавал «Художественный журнал» (1881–1887). Он участвовал также в деятельности ряда благотворительных организаций: являлся попечителем богадельного дома братьев Солодовниковых (1876–1877), московских мещанских училищ (1862–1877), Таганского женского городского начального училища, членом Сущевского участкового попечительства о бедных 2-го участка, почетным членом совета Московского коммерческого училища, членом совета больницы имени Александра III, членом комиссии вдовьей кассы для лиц, принадлежащих к московскому купечеству, председателем комиссии о пересмотре правил для раздачи пособий бедным и на приданое бедным невестам и благотворителем Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Елена Андреевна, жена Сергея Михайловича, являлась попечительницей Сущевского женского городского начального училища.

Сергей Михайлович выделил средства на стипендии в ряд учебных заведений столицы. По завещанию он внес 120 тыс. руб. в Московскую городскую управу «пятипроцентными, одного из Восточных займов, билетами», с тем чтобы «проценты с них употреблялись с 25 000 руб. на стипендии его (моего) имени в Московских мещанских училищах Купеческого общества для мальчиков или девочек, с 15 000 руб. для той же цели в Александровском коммерческом училище; с 15 000 руб. для той же цели в Московском университете; с 10 000 руб. на одну стипендию моего имени в Московском университете; с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся студентам Московского университета и с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся ученикам Московской школы живописи, ваяния и зодчества». Позднее на духовном завещании Сергея Михайловича, составленном еще в 1888 г., его рукою были сделаны карандашные поправки в сторону прибавления сумм, выделяемых на стипендии. Третьякова, гласный Московской городской думы (1893–1896) Николай Сергеевич Третьяков, желая исполнить в точности волю отца, просил увеличить суммы «сообразно пометкам» и подал в думу соответствующее заявление. Суммы увеличивались следующим образом: «1) вместо 15 000 руб. Совету Арнольдовскаго для глухонемых училища двадцать тысяч; 2) вместо 120 000 в Городскую управу сто пятьдесят тысяч, причем эта сумма распределяется так: а) вместо 25 000 руб. в мещанские училища сорок тысяч; б) вместо 15 000 руб. в Александровское коммерческое училище двадцать тысяч; в) вместо 50 000 руб. в Консерваторию шестьдесят тысяч, и г) остальные из этой суммы без изменения, и 3) вместо 100000 руб. в Городскую управу на приобретение новых художественных произведений сто двадцать пять тысяч. Кроме того, добавлены новыя назначения: 1) Комитету Общества любителей художеств десять тысяч рублей для вспомогательного фонда Общества и 2) двум церквам: в одну, где будет погребен, и в другую приходскую – десять тысяч рублей». В июле 1893 г. по ходатайству Московской городской думы была высочайше утверждена в честь увековечения памяти «о заслугах по местному городскому управлению и значительных пожертвованиях городу бывшаго с 1877 – 1881 г. городским головою Сергея Михайловича Третьякова» Московскою городскою управою при Московском училище живописи, ваяния и зодчества стипендия его имени. Сумма стипендии составляла 1 тыс. руб. и выделялась одному студенту в каждое двухлетие. Московское купеческое общество получило средства на стипендии в мещанских училищах. Стипендии получили имя жертвователя – .

Пожертвования Сергея Михайловича Московскому городскому общественному управлению включали средства на благотворительность, здание галереи, на приобретение картин для галереи и стипендии и пособия учащимся. В 1891 г. он выделил 10 тыс. руб. на эмиритальную кассу служащих городского управления. В 1889 г. вместе с братом Павлом Михайловичем они пожертвовали 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы.

Сергей Михайлович был известен в общественных кругах и как коллекционер, занимался собиранием западно-европейской живописи. По завещанию он передал столице коллекции картин, средства на приобретение произведений живописи и свою часть дома в Лаврушинском переулке для галереи. В 1892 г. также по завещанию им было передано 125 тыс. руб. для приобретения художественных произведений для галереи.

Общественная деятельность Павла Михайловича была связана также с Московской городской думой, где он был гласным. Вместе с братом он много сделал для благоустройства Москвы. Являлся членом Комиссии о пользах и нуждах общественных. По долгу службы он являлся членом различных комитетов и обществ – московского купеческого Общества взаимного кредита, был выборным и старшиной Московского биржевого общества, состоял в советах учебных заведений, Славянском комитете, где был одним из шести самых активных членов. В 1869–1898 гг. он был попечителем Арнольдовского училища глухонемых, являлся членом Комитета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов в 1876–1886 гг. С 1883 г. состоял членом попечительского совета Александровского коммерческого училища, в Московском коммерческом училище он был почетным членом совета.

С 1893 г. Павел Михайлович состоял действительным членом императорской Академии художеств, где с 1868 г. был вольным общником. Он также являлся членом комитета московского Общества любителей художеств.

Павел Третьяков входил в состав попечительского совета Арнольдовского училища для глухонемых с момента его учреждения. Позднее в совет вошла и жена – Вера Николаевна. Здесь она занималась вопросами организации обучения ремеслам в женском отделении, уже имея определенный опыт попечительской деятельности в других училищах. В 1875 г. Павел Михайлович выстроил новое здание для училища на Донской улице с домовой церковью, богадельней и мастерскими. По завещанию он выделил училищу капитал в 200 тыс. руб., а также всем служащим в школе глухонемых в размере их годового жалованья со столовыми и квартирными. В целом прижизненные вложения и средства, выделенные им по завещанию на развитие училища, составили 340 тыс. рублей.

Павел Михайлович, как и старший брат, вкладывал значительные средства в развитие народного образования в столичном центре. В 1892 г. он пожертвовал Московскому купеческому обществу 16 900 руб. вместе с братом Сергеем Михайловичем на четыре стипендии в мещанских училищах. Стипендии были имени, зятя и совладельца фирмы братьев Третьяковых, и учреждены с 1893 г. Пять стипендий были учреждены в мещанских училищах с 1900 г. из средств, выделенных по завещанию в 1898 г.

По завещанию он внес в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся: Московскому университету,Московской консерватории,Московскому коммерческому училищу,Александровскому коммерческому училищу – по 15 тыс. руб.,московским мещанским училищам – 30 тыс. руб. Московскому купеческому обществу он оставил часть капитала «для устройства мужской и женской богаделен в тех размерах, для каких будет достаточен капитал на устройство и на содержание призреваемых». В 1900 г. по духовному завещанию на устройство женской и мужской богаделен Московскому купеческому обществу было направлено 600 тыс. руб., в 1901 г. – по духовному завещанию остаток в сумме 288 004 руб. и в 1903 г. долг по наследству в сумме 103 356 руб. от товарищества Новокостромской льняной мануфактуры и 2 398 руб. от продажи акций на содержание женской и мужской богаделен. Строительство богадельни началось летом 1904 г. и было завершено к концу 1906 г.
Учреждение на сто мест было открыто в ноябре 1907 г. «Решением собрания выборных Московского купеческого общества богадельне было присвоено имя жертвователя Павла Михайловича Третьякова». Таким образом, помимо вкладов в образовательные учреждения и на стипендии, Павел Михайлович финансировал создание благотворительных учреждений в Москве.

В 1853 г. вместе с матерью, внесли 500 руб. серебром (17 500 руб.)на «госпитальные нужды». В течение следующих двух лет он пожертвовал на ополчение и другие цели 1 700 руб. 12 июня 1858 г. Дом Московского городского общества высылает свидетельство о том, что Павел Михайлович Третьяков награжден бронзовой медалью в память минувшей войны 1853–1856 гг. за участие в пожертвованиях на военные надобности, пожалованной для ношения в петлице на аннинской ленте. В 1856 г. в память военных событий 1853–1856 гг. Сергей Михайлович был награжден бронзовой медалью на аннинской ленте.

Пожертвования на благотворительные цели поступали от Павла Третьякова и в адрес Московского городского общественного управления. В 1889 г. они вместе с братом Сергеем Михайловичем выделили 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы. В 1895 г. Пятый отдел Московской городской управы принял пожертвование на устройство работ для нищих в городском работном доме – 2 тыс. руб. (вклад вместе с женой в пользу призреваемых работного дома). В 1898 г. по духовному завещанию выделил 150 тыс. руб. с учетом процентов для устройства и содержания дома в Лаврушинском переулке «бывшего Крылова» бесплатных квартир для вдов и сирот русских художников. В 1909 г. Комиссией по устройству выделено 95 тыс. руб. на постройку и оборудование и 130 тыс. руб. на содержание приюта. Дом бесплатных квартир вдов и сирот русских художников был открыт в 1912 г.

В 1913 г. московскому городскому общественному самоуправлению поступило 200 тыс. руб., находившихся в пожизненном пользовании сына – Михаила. Московской городской думой было принято решение использовать капитал на устройство и содержание приюта для слабоумных. Строительство двухэтажного корпуса осуществлялось в 1914–1915 гг. Но в 1916 г. работы были приостановлены из-за трудностей военного времени. Приюту определялось имя жертвователя – .

В 1886 г. Третьяковыми передано в Совет православного миссионерского общества 500 руб. на строительство храма «Во имя воскресения Христова» в Токио. В 1892 г. Павел Михайлович передал Вспомогательному обществу московского купеческого сословия на составление неприкосновенного капитала 5 тыс. руб. В 1894 г. Московской купеческой управе и в биржевой комитет передано 10 тыс. руб. В 1895 г. московскому почт-директору пожертвовано 5 тыс. руб. на постройку дома призрения для заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства .

Благотворительная деятельность не ограничивалась только пространством столичного центра, она распространялась и на провинцию. При Большой Костромской льняной мануфактуре были построены приют, больница, детский сад, школа.

Павел Михайлович вкладывал финансовые средства в различные социокультурные проекты. В частности, он выделил средства на экспедиции -Маклая. Оказывал финансовую помощь художникам, Трутневу, Н. Н. Ге. Среди дарителей Музею изящных искусств также был Павел Третьяков.

К Солодовниковской богадельне и к богадельне была пристроена еще одна богадельня на средства, завещанные. На завещанные средства был построен приют. Один из корпусов приюта носил имя, так как был построен на его средства.

При строительстве храма Христа Спасителя почетные граждане Павел и Сергей Третьяковы отдали часть усадебной земли на прилежащей территории для устройства причтовых помещений.

Основу же благотворительной деятельности Павла Михайловича составило собирательство произведений русского искусства и формирование художественной галереи . В своей собирательской и благотворительной деятельности он опирался на филантропическую идею «…наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Покупая произведения русских художников или заказывая им исполнение различных произведений, Павел Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе и культуре. Затраты на приобретение произведений искусства по годам составили:

1871–1872 – 19 тыс. руб.; 1872–1873 – 15 303 руб.; 1873–1874 – 19 572 руб.; 1874–1875 – 68 620 руб.; 1875–1876 – 17 584 руб.; 1876–1877 – 7 021 руб.; 1877–1878 – 24 тыс. руб.; 1878–1879 – 17 250 руб.; 1879–1880 – 10 тыс. руб.; 1880–1881 – 23 тыс. руб.; 1881–1882 – 41 тыс. руб.; 1882–1883 – 104 тыс. руб.; 1883–1884 – 41 тыс. руб.; 1884–1885 – 43 540 руб.; 1885–1886 – 23 893 руб.; 1886–1887 – 33 622 руб.; 1887–1888 – 32 775 руб., 1888–1889 – 32 270 руб., Антокольскому – 10 тыс. руб.; 1889–1890 – 45 130 руб., Антокольскому – 2 тыс. руб.; 1890–1891 – 35 085 руб.; 1891–1892 – 85 510 руб.; 1892–1893 – 10 682 руб.; 1893–1894 – 26 695 руб.; 1894–1895 – 909 руб.; 1895–1896 – 39 011 руб.; 1896–1897 – 22 173 руб.; 1897–1898 – 20 135 руб.; Верещагинская коллекция – 188 245 руб.

Пути формирования художественной коллекции Павла Третьякова были разнообразны, что во многом обусловило ее необычную социокультурную географию. Основная и лучшая часть ее собрания – портреты современников, творческих деятелей, пейзажная, историческая и жанровая живопись – была приобретена у художников Петербурга и Москвы.

В 1892 г. он передал в дар Москве все свое художественное собрание (1 287 произведений живописи, 518 – графики, 9 скульптур) вместе с коллекцией Сергея Михайловича, а также значительные денежные средства на приобретение новых картин. Вся Третьяковская коллекция тогда была оценена в 1 428 929 руб., а зарубежный отдел – в 520 520 руб. Всего братья Третьяковы пожертвовали картин на сумму 1 949 446 руб., 125 тыс. руб. было выделено на приобретение на проценты с этой суммы художественных, живописных и скульптурных произведений, 100 тыс. руб. – на ремонт галереи с потреблением процентов.

Эпоха и те масштабные трансформации, которые были обусловлены временем, не могли не оказать влияния на направление социокультурной деятельности Третьяковых, не могли не внести свои коррективы в дело определения направленности коллекционерских интересов, как и в дело определения приоритетных областей собирательства. Середина и вторая половина XIX в. стали временем оформления собирательских интересов и коллекционерской деятельности в среде представителей отечественных купеческих и предпринимательских династий (, , и др.) наряду с активизацией всех остальных направлений их социокультурной деятельности. Купечество в это время однозначно активизировало свои позиции в общественной, социальной и культурной жизни общества, пыталось идти в ногу со временем и вкладывало значительные материальные средства в развитие институтов культуры, в разнообразные социокультурные начинания и новации, нередко становясь инициатором и разработчиком многих социальных и культурных проектов.

Будучи представителями купеческого сословия и имея соответствующее образование и значительные финансовые средства, Третьяковы, безусловно, не могли оставаться в стороне от подобных проявлений социокультурной активности, и в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности в социальной и культурной сфере они избрали именно собирательство и коллекционирование. Немаловажное значение в данном случае сыграл и факт отсутствия в тот период в России, и в частности в Москве, общедоступной национальной художественной галереи или музея. Средства, получаемые в процессе торгово-промышленной и предпринимательской деятельности , вкладывались в художественные ценности, которые затем становились доступными для широкой общественности и в новом качестве как бы возвращались обществу «в каких-либо полезных учреждениях», по словам: в виде музеев, картинных собраний и галерей, различных коллекций, библиотек.

Вложение средств в формирование живописных коллекций и собраний одновременно можно рассматривать и как реализацию желания оказать помощь представителям отечественной художественной школы. В данном случае коллекционер выступал как гарант некоторой финансовой стабильности для художников, многие из которых нуждались в материальной поддержке и средствах к существованию. За высокохудожественные произведения на арт-рынке даже разворачивалась иногда борьба между собирателями художественных ценностей. Престижным было обладание такими произведениями, они становились украшением любой коллекции и галереи, свидетельствовали о художественных вкусах и пристрастиях их владельцев .

Для представителей делового мира России была характерна подобная полифункциональность в социально-экономической и социокультурной сферах. Братья Третьяковы и здесь шли в ногу с эпохой, стараясь как можно полнее реализовать свои возможности в области культурного развития страны, формирования образовательных и культурных институтов и учреждений, в деле развития отечественного искусства и сохранения историко-культурного наследия, в деле просвещения российской общественности. Знакомство и тесное общение со многими русскими художниками и деятелями культуры позволило иметь в своей коллекции работы лучших мастеров, а также дало возможность сформировать наиболее полную портретную галерею современников и сохранить ее в неизменном виде для потомков. В собрании галереи Третьяковых нашло также наиболее полное отражение развитие отечественной художественной школы второй половины XIX в. Коллекция, подаренная городу братьями Третьяковыми, составила основу для развития одного из крупнейших художественных музеев России.

Согласно духовному завещанию от 6 сентября 1896 г. и другим документам, Третьковыми подарено городу множество домов, богаделен, приютов, училищ, особняков, которые могли бы составить отдельную московскую улицу – такую, например, как Ильинка или Никольская. Братья Третьяковы единственными из российских купеческих династий оставили столице целую улицу – Третьяковский проезд с домом на Никольской. В 1897 г. Павлу Михайловичу Третьякову «в знак признательности» было присвоено звание почетного гражданина города Москвы – как «принесшему в дар названному городу картинную галерею и недвижимое имущество, в котором она находится, и продолжающему своими пожертвованиями способствовать дальнейшему обогащению этой галереи».

Только по выявленным на данный момент источникам вклад братьев Третьяковых и их родителей в развитие российской культуры и благотворительности составлял более 4,2 млн руб. По подсчетам Московской городской думы вклад братьев Третьяковых в благотворительные и культурные проекты составил более 2 млн руб. серебром (7 млн руб.).
С учетом вклада всех членов и родственников семьи вложения были, безусловно, еще более значительными.

Традиции активной социокультурной деятельности, заложенные братьями Третьяковыми, были продолжены их родственниками и потомками. В частности, сын Сергея Михайловича Третьякова Николай был секретарем Московского общества любителей художеств, принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. Свой след в культурной жизни страны оставили также ближайшие родственники братьев Третьяковых – представители семейств Боткиных, Мамонтовых, Каминских, Алексеевых, Якунчиковых, Гриценко. Чтобы составить более масштабную картину социально-экономической и социокультурной деятельности братьев и всей семьи Третьяковых и полнее оценить их вклад в развитие отечественной культуры, требуется дальнейшее детальное исследование поставленной проблемы.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 8.

Благотворительность московских предпринимателей, 1860–1914. М., 1999. С. 472.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740.

Там же. Л. 8 об.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. Ст. 176. М., 1889.

Указ. соч. С. 471.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 4 об.

Там же. Л. 5 об.

Там же. Л. 13, 13 об.

Указ. соч. С. 470–471.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Д. 674.

Указ. соч. С. 470.

РГИА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 103. Л. 141 об.

Указ. соч. С. 468–469.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 1152. Т.Д. 413.

Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.,1993. С. 270.

. Павел Михайлович Третьяков: Докл. секретаря Моск. о-ва любителей художеств, 11 декабря 1908 г. С. 5.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 162. Л. 28.

Там же. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 6.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. М., 1889. Ст. 550.

История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут, как создатели Галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть П.М. Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Идея положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие.

В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Др. Руси.

Коллекционировать искусство и поддерживать русских художников П.М. Третьяков начал в 1856 году, когда купил две первые картины своих соотечественников -- "Искушение" Николая Шильдера и "Стычку с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова. Этот год считается датой основания Третьяковской галереи, хотя художественное собрание Павла Третьякова началось еще раньше -- в 1854-1855 годах он приобрел 11 графических листов и 9 картин голландских мастеров на знаменитых "развалах" у Сухаревской башни.

Сергей Михайлович, как и его старший брат, любил искусство «страстно». В 1888 году С.М. Третьяков избран председателем Московского общества любителей художеств, членом-любителем которого он был с момента основания общества в 1860 году. Помимо обычных для общества постоянных и периодических выставок, аукционов, лотерей, конкурсов с денежными премиями, в период правления С.М. Третьякова была организована первая этюдная выставка МОЛХ, впоследствии утвердившаяся в выставочной практике общества. В 1873 году он вступил в члены другого объединения любителей искусств в Москве - Московское художественное общество, при котором функционировало Училище живописи, ваяния и зодчества, членом Совета которого он стал в 1874 году. Не случайно Московская городская Дума постановила увековечить память С.М. Третьякова, учредив после его кончины стипендию его имени для учеников училища.

Начав создание собственной коллекции, С.М. Третьяков не сразу определил свои пристрастия в этой области. По свидетельству Павла Михайловича, приступив к формированию собрания в начале 1870-х гг., он приобрел сначала несколько работ русских художников, но, не желая конкурировать с братом, сосредоточил вскоре усилия на собирании работ западноевропейских мастеров, создав к началу 1890-х гг. великолепное собрание. Основу этого собрания составляли произведения французских и немецких художников 1840-1890-х гг. В нем было также немало работ известных испанских, австрийских, голландских и швейцарских художников того же времени. Приймак Н. С.М. Третьяков. // журнал «Третьяковская галерея» №3, 2004 (04).

Павел и Сергей – старшие сыновья в семье купца второй гильдии Михаила Захаровича и Александры Даниловны, где было еще семь детей. Род Третьяковых происходил из купцов города Малоярославца, известных с 1646 года, переехавших в XVIII веке в Москву. Михаил Захарович Третьяков имел пять лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, торговал на Нижегородской ярмарке, имел льнопрядильную и льноткацкую фабрику в Костроме. Дети учились дома с нанятыми преподавателями.

В 1850 году Михаил Захарович Третьяков умер, когда Павлу было семнадцать лет, а Сергею – пятнадцать. Братья сразу продолжили отцовское дело - мать помогала вести дела.

В 1851 году братья Третьяковы впервые самостоятельно участвуют в Нижегородской ярмарке и в конце лета покупают дом в Лаврушинском переулке, который стал основой здания Третьяковской галереи.

В 1853 – 1855 годах семья Третьяковых жертвует значительные средства на госпитальные нужды и военные надобности во время Крымской войны.

В 1854 году Павел Третьяков купил десять полотен старых голландских художников на барахолке у Сухаревской башни, ставших основой его коллекции западноевропейской живописи.

26 августа 1856 года Сергей Третьяков получил бронзовую медаль для ношения в петлице на Аннинской ленте в память войны 1853 – 1856 годов. 24 октября этого же года он венчался с Елизаветой Сергеевной Мазуриной.

В 1856 году Павел Третьяков приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» художников В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. Этот год является годом основания Третьяковской галереи.

11 апреля 1859 года по завещанию отца все торговые дела были переданы от матери к старшим сыновьям.

1 января 1860 года открылся торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями изо льна, хлопка и шерсти. 2 января Сергей Третьяков был избран Московским купеческим обществом городовым старостой. В этом же году во время родов скончалась его жена Елизавета Сергеевна.

В 1860 году братья Третьяковы финансировали строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых на Донской улице.

В 1861 году Сергей Третьяков путешествовал по Швейцарии и Франции, стал членом-любителем Московского общества любителей художеств. 20 марта Сергей Третьяков был избран в гласные Московской городской думы.

В 1864 – 1866 годах Сергей Третьяков был старшиной московского купечества.

В 1865 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, у них родились два сына и три дочери.

В 1866 году Сергей и Павел Третьяков вместе с В.Д. Коншиным и К.Я. Кашиным стали основателями и директорами Новой Костромской мануфактуры, объединившей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

В 1866 году Павел Третьяков стал одним из учредителей и руководителей Московского купеческого банка.

В 1869 – 1870 годах братья Третьяковы числятся в списках членов и жертвователей Славянского благотворительного комитета в Москве.

В 1871 году ими был куплен особняк на Пречистенском бульваре (сейчас Гоголевский бульвар, д. № 6), где поселился Сергей Третьяков.

В 1872 Сергей Третьяков награждается орденом Св.Станислава 3-й степени.

В 1873 году Сергей Третьяков выбирается почетным членом Попечительского общества о Московском коммерческом училище.

В 1874 году архитектор А.С. Каминский построил двухэтажное здание для галереи, примыкавшее к южной стене дома и соединенное с жилым домом, но имевшее отдельный вход для посетителей. Первоначально в галерею можно было пройти только по личному разрешению Павла Третьякова.

В 1877 году Сергей Третьяков избран московским городским головой – на собственные средства он построил между Никольской улицей и Театральным проездом Третьяковский проезд. В этом же году пожалован орденским знаком Св. Станислава 2-й степени за деятельность в Совете московского коммерческого училища.

В 1881 – 1887 году Сергей Третьяков субсидировал издание «Художественного журнала».

В 1881 году вход в галерею братьев Третьяковых стал свободным и бесплатным для всех.

В 1882 году Сергей Третьяков путешествует по Европе и принимает активное участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В 1883 году он пожалован чином действительного статского советника и орденом Св. Владимира 3-й степени за участие в сооружении храма Христа Спасителя.

В 1889 году Сергей Третьяков избирается председателем Московского общества любителей художеств, награждается орденом Св. Станислава 1-й степени, позднее переезжает в Санкт-Петербург.

25 июля 1892 года Сергей Третьяков умирает в Петергофе. Он похоронен на Даниловском кладбище в Москве. В своем завещании он писал: "Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе".
В 1892 году Павел Третьяков передает городу свое собрание и брата.

31 августа 1892 г. Павел Михайлович обратился в Московскую думу: "Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой - желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома".
Собрание включало в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур почти всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Расходы Павла Третьякова на создание галереи составили около четырех миллионов рублей.
15 августа 1893 года музей «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» был открыт. Павел Третьяков был пожизненным попечителем галереи и действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1894 году Павел Третьяков передал галерее 30 картин и 12 рисунков.

В 1898 году для галереи была приобретена картина В.М. Васнецова «Богатыри».

4 декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался и был похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Третьяковы были одной из старейших купеческих фамилий, впервые

упоминавшейся в середине XVII в. в Малом Ярославце. В 1774 г. в Москве

обосновался Елисей Мартынович Третьяков, положивший начало династии

столичных предпринимателей. Впрочем, вначале Третьяковы ничем не

выделялись из московского купечества. Елисей Мартынович и его сын Захар

Елисеевич относились к купцам третьей гильдии, то есть занимались мелкой

торговлей. Сын Захара Третьякова Михаил Захарович выбился уже во вторую гильдию,

изготовлял и продавал ткани, поставлял товар на Нижегородскую ярмарку,

владел пятью лавками в Старых торговых рядах на Ильинке. Но он так и не

обзавелся собственным домом, до конца своих дней переезжая с одной наемной

квартиры на другую. Семья Третьяковых вела довольно скромный образ жизни,

траты на "пустяки" не допускались. И все же супруга Михаила Захаровича

Александра Даниловна, урожденная Борисова, была неплохо образована,

любила музыку и театр, часто сама музицировала на фортепьяно.

У Михаила Захаровича было девять детей, которых обучали приглашенные преподаватели. Отец часто присутствовал на уроках, не терпел баловства и пустого времяпрепровождения и, вообще, держал детей в строгости. Двух старших сыновей - Павла и Сергея - с раннего возраста готовили к торговой деятельности. С четырнадцати лет они уже сидели в отцовских лавках, понемногу приобретая необходимые деловые навыки. В 1850 г. Михаил Захарович Третьяков умер. Павлу было тогда семнадцать, а Сергею пятнадцать лет. На первых порах вести дела им помогала мать Александра Даниловна. Оба брата продолжили отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура льняных изделий. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Уже на следующий год после смерти отца семейство Третьяковых наконец переехало в собственный дом в Лаврушинском переулке в купеческом Замоскворечье. Старый двухэтажный особняк, окруженный садом, раньше принадлежал купцам-чаеторговцам Шестовым. Семейное дело Третьяковых развивалось успешно. Особенно преуспел в предпринимательстве Сергей Третьяков. Его старший брат Павел также активно занимался вопросами производства и сбыта продукции, но, видимо, его отвлекал растущий интерес к живописи. Первые знания Павел Михайлович получил из иллюстрированных изданий. Он не пропускал в Москве ни одной выставки живописи, а, бывая по делам фирмы за границей, обязательно посещал местные картинные галереи.

П.М. Третьяков заводит знакомства с художниками и в мае 1856 г. приобретает свои первые картины - "Стычка с финляндскими контрабандистами" В.Г. Худякова и "Искушение" Н.Г. Шильдера. Он покупал, как правило, картины молодых и малоизвестных авторов, но не только потому, что был ограничен в средствах - основная часть капитала находилась "в деле". Павел Третьяков не был простым собирателем, у него сформировался свой взгляд, своя эстетическая концепция, созвучная новому направлению в русской живописи. Третьяков писал: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес. Дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника". Постепенно он стал играть важную роль в художественной жизни Москвы. В начале 1860-х гг. образовалось "Московское общество любителей художеств", объединившее как профессионалов, так и любителей-меценатов. В качестве постоянного члена Комитета общества П.М. Третьяков неизменно поддерживал на проводимых конкурсах художников реалистического направления. Увлечение живописью П.М. Третьяков должен был совмещать с предпринимательством. "Я менее чем кто-нибудь, желал бы бросать деньги и даже не должен сметь этого делать, - писал Третьяков, - мне деньги достаются большим трудом, часто физическим, но более нравственным, и, может быть, я не в силах буду долго продолжать торговые дела, а раз кончив их, я не в состоянии буду тратить на картины ничего". 1860-е гг. стали в России временем небывалого экономического и промышленного подъема, который отразился и на предпринимательской деятельности Третьяковых. В Москве им принадлежало уже четыре мануфактурных магазина, отделения и конторы семейной фирмы открывались все в новых городах. Расширяя промышленное производство, Третьяковы основали в Костроме Товарищество Большой Костромской мануфактуры. За первые десять лет работы основной капитал Товарищества вырос втрое. В финансовой сфере П.М. Третьяков принял активное участие в создании первого в городе Московского купеческого банка и до конца жизни являлся членом его Совета, хотя и не относился к числу крупных пайщиков. Третьяковы были также среди учредителей второго коммерческого банка Москвы - Московского купеческого общества взаимного кредита, имели большое влияние и в Правлении Московского учетного банка. П.М. и С.М. Третьяковы бессменно состояли выборными лицами Московского биржевого общества. Как предприниматели Третьяковы демонстрировали умение улаживать социальные конфликты. Когда на их хлопчатобумажной фабрике в Москве вспыхнула забастовка, Третьяковы выполнили разумные требования рабочих: увеличили с 3 до 8 копеек сдельную оплату, снизили цены на продукты в харчевой лавке, распорядились топить фабричную баню не один, а два раза в месяц. Занимались Третьяковы и традиционной для московского купечества благотворительностью, причем в значительных размерах. На их средства содержалось Арнольдовское училище для глухонемых детей, для которого было выстроено трехэтажное здание на Донской улице.

Возросшие доходы позволили Павлу Третьякову направлять крупные суммы на пополнение своей коллекции, оказывать весомую материальную поддержку талантливым художникам, к тому же делая известными их имена. Неслучайно, по общему признанию, "каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею". П.М. Третьяков особо поддерживал художников-передвижников, открыто порвавших с традициями Академии художеств. Оставаясь самостоятельным в своих суждениях, П.М. Третьяков при покупке картины всегда советовался с людьми, чье мнение он ценил. Постоянными консультантами Третьякова были художник И.Н. Крамской и художественный критик В.В. Стасов. Только по настоянию Стасова была куплена картина И.Е. Репина "Не ждали". По просьбе Л.Н. Толстого П.М. Третьяков включил в свою коллекцию цикл работ Н.Н. Ге на евангельские темы. Павел Михайлович стремился отобразить величие русского искусства, показать его в истории и в перспективе. "Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иной какой художник наш напишет недурную вещь, то так как-то случайно, и что он потом увеличивает собой ряд бездарностей, - писал Третьяков, - Я иного мнения, иначе я не собирал бы коллекцию русских картин".

Третьяков более не ограничивался кругом художников одного, пусть близкого ему направления. Крупные суммы были потрачены на приобретения полотен русских художников XVIII - первой половины XIX в. П.М. Третьяков старался сохранить целостность тематически связанных и дополняющих друг друга произведений. Так была приобретена целиком коллекция картин В.В. Верещагина о Туркестане. Павел Михайлович всегда стремился сделать свою коллекцию открытой для самой широкой публики. Купленные полотна занимали место в фамильном особняке в Лаврушинском переулке.

Скоро они заполнили стены во всех жилых помещениях. Такая скученность мешала ценителям воспринимать живопись. К тому же в особняке проживала немалая семья, которая испытывала понятные неудобства от частых экскурсий. Павел Михайлович никогда не мог отказать в просьбе ознакомиться с его собранием. Наконец в 1874 г. братья Третьяковы выстроили в глубине сада новое двухэтажное здание для картинной галереи. Это здание перестраивалось и расширялось под увеличивающуюся коллекцию пять раз. В 1906 г. фасад Третьяковской галереи был декорирован в русском национальном стиле по эскизам художника В.М. Васнецова. Первые годы в галерею можно было попасть только с разрешения П.М. Третьякова, а с 1881 г. вход стал свободным для всех, денег с публики не брали. Пополнение коллекции требовало больших затрат. Между тем Павел Михайлович не обладал громадным состоянием. Как сам он признавал, "в Москве многие богаче моего брата, а мои средства в шесть раз меньше моего брата; но я никому не завидую, а работаю, потому что не могу не работать". В обыденной жизни П.М. Третьякова можно было даже назвать скупым: "Я трачу на картины, тут цель серьезная, может быть, она исполняется недостаточно умело, это другое дело, да к тому же деньги идут трудящимся художникам, которых жизнь не особенно балует, но когда тратится ненужным образом хотя бы рубль - мне это досадно и это раздражает меня". Дом отрешенного от мирской суеты Павла Михайловича Третьякова в Лаврушинском переулке так и не стал светским салоном, хотя здесь бывали многие известные люди. Настоящей душой общества была жена Павла Михайловича Вера Николаевна, происходившая из известной и высококультурной семьи купцов Мамонтовых. Благодаря ей в доме всегда тепло принимали гостей, царила задушевная атмосфера, велись беседы о литературе и искусстве. Совсем другой была жизнь в особняке Сергея Михайловича Третьякова на Пречистенском бульваре. Там собиралась блестящая публика - "вся Москва", то и дело устраивались пышные приемы и балы. С.М. Третьяков искал популярности, поскольку активно участвовал в городской общественной жизни. Особую известность принесло Сергею Третьякову устройство на собственные средства в центре Москвы "на благо города" транспортной развязки между Никольской улицей и Театральным проездом - Третьяковского проезда. Старания не прошли даром - в 1877 г. С.М. Третьякова избрали городским головой.

Сергей Михайлович предложил широкую программу развития в Москве учреждений народного просвещения, улучшения городского благоустройства, усиления противопожарной и санитарной службы. Предложения энергичного городского головы были встречены резкой критикой и справа, и слева. Либералы считали, что нужны не частные мероприятия, а кардинальная реформа избирательного закона. Консерваторы были против выделения средств на просвещение при крайней бедности большинства населения: "Прежде жизнь, потом здоровье и потом уже образование, которое до известной степени есть роскошь". С.М. Третьяков, став во главе московской администрации, действовал без оглядки на Городскую думу, что вызывало протесты депутатов - гласных. "Мы хозяева, а вы - наши приказчики", - кричали гласные на заседаниях Думы в адрес членов Управы - городского правительства. Наконец, Московская дума официально обвинила Управу в нарушениях в ведении городского хозяйства. Поводом стала история с покупкой городом Сокольничьей рощи. Думские дебаты вылились в громкий скандал, участвовать в котором С.М. Третьяков счел ниже своего достоинства. В 1881 г. он ушел с поста городского головы. Сергей Третьяков тоже был коллекционером, хотя и не таким увлеченным, как его брат. Третьякова-младшего привлекала западноевропейская живопись, прежде всего - работы французских мастеров XIX в. С.М. Третьяков приобретал и картины русских художников, которые затем передавал в коллекцию брата. 25 июня 1892 г. Сергей Михайлович Третьяков скоропостижно скончался в Петербурге. В своем завещании С.М. Третьяков записал: "Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе". Смерть брата подтолкнула П.М. Третьякова принять важнейшее в своей жизни решение. До этого он предполагал, что созданная им галерея перейдет Москве только после его смерти. Однако 31 августа 1892 г. Павел Михайлович обратился в Московскую думу с официальным письмом: "Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой - желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома". Известие о щедром даре Третьякова быстро облетело Москву, многие хотели лично выразить свое восхищение Павлу Михайловичу, но он сразу же уехал за границу, где прожил до конца года. Вернувшись в Москву, П.М. Третьяков занялся кропотливой работой по составлению описи своей коллекции. Оказалось, что собрание включает в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур практически всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Страховая стоимость коллекции была оценена приблизительно в полтора миллиона рублей, однако целиком все расходы П.М. Третьякова на создание художественной галереи составляли около четырех миллионов рублей. После передачи своего собрания городу П.М. Третьяков продолжал пополнять его купленными за свой счет картинами. В ноябре 1898 г. Третьяков выбрал для галереи картину В.М. Васнецова "Богатыри", она оказалась для коллекционера последней - 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался. Его последними словами были: "Берегите галерею и будьте здоровы". Согласно завещанию своего основателя Третьяковская галерея получала солидное материальное обеспечение. Павел Михайлович особо заботился о том, чтобы учащиеся могли посещать его галерею бесплатно, а все остальные за очень небольшую входную плату - принцип, который, к сожалению, не вполне соблюдается в наше время. Оценивая итоги жизни Павла Михайловича Третьякова, художник И.Е. Репин писал: "Он довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг!"

В центре красивейшего города Москвы, в историческом районе, именуемом Замоскворечье, еще в XIX веке русскими купцами, братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми, была открыта известная картинная галерея.

И по сегодняшний день побывать в «Третьяковке» считает своей святой задачей каждый, хоть раз побывавший в столице Российской Федерации.

А еще на территории галереи есть уютный ресторан «Братья Третьяковы», который с радостью принимает каждого посетителя, прибывшего любоваться удивительными полотнами или просто заглянувшего отведать блюда прекраснейшей авторской, русской кухни.

История

Галерея (тогда еще частная) основана в 1856 году Павлом Третьяковым - успешным купцом в третьем поколении, ученым по натуре, истинным ценителем русской живописи. Но с юных лет его одержимостью, главной мечтой было организовать в России музей живописи, внести тем самым вклад в культуру своей родины.

Согласно историческим данным, он обладал невероятной интуицией относительно дарований молодых художников, чутким глазом. Покупал работы малоизвестных живописцев, которые через некоторое время обретали широчайшую популярность.

И таким образом, великий коллекционер стал обладателем одной из крупнейших в мире сокровищниц русского изобразительного искусства. А также нескольких работ давних голландских художников и прочих иностранных живописцев.

А в 1867 году в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке - в самом центре столицы, для широкой аудитории истинных ценителей живописи была построена и официально открыта «Московская Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Где она расположена и по сегодняшнее время.

Информация о ресторане

На территории музея также открылось (уже в нынешнюю эпоху) уютное заведение, названное в честь Павла и Сергея, - ресторан «Братья Третьяковы». Его можно посетить после или перед просмотром экспозиций галереи.

Это заведение также очень живописно по своему внутреннему убранству: просторные и светлые залы с потолками в виде арочного свода, веранда с множеством зелени.

В ресторан можно зайти как с улицы, так и с галереи. Первый зал заведения - самый большой по площади, в нем находится бар. Второй и третий - поменьше. Стены и изысканными узорами, что создает необыкновенную атмосферу в заведении. Также множество светильников и люстр, отделанных «под старину», как будто окунают в эпоху XIX столетия, и в то же время делают пространство ярче, воздушнее, шире.

В заведении играет фоновая музыка. Есть отдельная комната для детей.

Возле ресторана расположена отличная пешеходная территория города с выходом на Набережную. Есть храм, а также внутренний дворик, через который можно зайти в музей.

А еще здесь удивительно вкусная кухня!

Меню ресторана

Согласно историческим данным, предпочитал простую, традиционную кухню, а его брат Сергей - любил все необыкновенное, интернациональное. Потому меню в заведении - это сочетание блюд русской и европейской кухни.

Есть бизнес-ланч (12.00-16.00 ежедневно) - для деловых людей, семей, посетителей «Третьяковки», который подарит незабываемое наслаждение по умеренной цене. Также для гостей с детками ресторан предлагает отличное детское меню.

Из холодных закусок :

  • сырное ассорти с орехами, фруктами, медом;
  • соленья-разносолы;
  • слабосоленая семга с рукколой и красной икрой;
  • балтийская сельдь с бородинским хлебом, картофелем, перепелиными яйцами;
  • сало деревенское с рукколой, хлебом, чесноком.

Салаты :

  • теплый салат из брокколи и семги;
  • руккола с креветками;
  • теплый салат с жареными грибами;
  • «Цезарь» с креветками;
  • «Цезарь» с куриным мясом;
  • семга на «Шубе»;
  • и грушей;
  • «Греческий»;
  • сыр «Моцарелла» с томатами;
  • салат с домашним ростбифом и яйцом «Пашот»;
  • теплый салат с печенкой цесарки;
  • «Оливье» с кусочками перепелиного мяса.
  • салат с морепродуктами и заправкой из вина.

Из горячих закусок ресторан предлагает :

  • икра из грибов;
  • «Жульен» с грибами и куриным мясом;
  • блины (со сметаной, джемом, сгущенным молоком, красной икрой);
  • пирожки с яйцом и луком.

Первые блюда : борщ, «Солянка», супы в хлебе, похлебка в горшочке, «Уха», холодные супы.

Также фишкой заведения являются пельмени и вареники ручной работы. Блюда горячие из рыбы и мяса, блюда в горшочках, гарниры, соусы.

Из десертов своей кондитерской ресторан «Братья Третьяковы» предлагает:

  • «Тирамису»;
  • крем-брюле;
  • воздушное суфле;
  • торты («Москва», «Пражский», «Наполеон», «Трюфель», «Медовик», «Чизкейк», «Птичье молоко»);
  • профитроли;
  • эклеры;
  • картошка;
  • мильфей.

Также есть мороженое и сорбеты.