Богиня венера в римской мифологии. Мифы и легенды. Богиня Венера в мифологии

"Амур развязывает пояс Венеры".

Любовной власти Венеры подчинены боги и люди. Ей неподвластны только богини-девы: Афина, Артемида и Веста (богиня домашнего очага). Венера покровительствует любящим и преследует тех, кто отвергает любовь.

Во многих мифах Венера воспевалась как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей посвящались роза, яблоко, дельфин, голубь.

Существует несколько легенд о рождении Венеры. Наиболее распространенная называет Венеру дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что богиня происходит от Урана и родилась из морской пены. Из-за того что мифология связывает Венеру с морем, во многих областях Древней Греции, особенно на островах, ее почитали покровительницей мореплавания и называли «морской» или «успокаивающей море». Главными центрами культа богини были острова Кипр и Кифера, возле которых Венера вышла из морской пены. Отсюда часто встречающиеся прозвища Киприда и Киферея.

По оценке замечательного художника и выдающегося искусствоведа А.Н. Бенуа , из трёх произведений Д. Рейнолдса в коллекции Эрмитажа картина "Амур развязывает пояс Венеры" "самая изящная". Действительно, эта работа президента Королевской академии искусств привлекает своей интимностью и лиричностью. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов. Амур, шаловливый малыш, тянет за концы голубого шёлкового пояса, внимательно наблюдая за матерью.
Классицизм Рейнолдса здесь выступает во всём своём своеобразии. Художник переосмысливает наследие античной культуры не через непосредственное изучение антиков, а через опыт великих мастеров прошлого, особенно фламандцев и Рембрандта. Рейнолдс решающее значение придавал колориту, считая, что прежде всего цвет, а именно тёплая цветовая гамма, создаёт эмоциональный строй произведения. Холодные же цвета (в данном случае голубые ленты) используются для усиления теплых тонов или контраста с ними. Возможно, что прототипом для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Гамильтон.


Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.


Венера — римская богиня любви и красоты, эквивалентная греческой Афродите. Она играла значительную роль в древнеримских религиозных фестивалях и мифах.

Венера являлась символом любви и сексуального желания. Так шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера была воплощением сладострастия, богиней, сводившей кого-то с пути истинного. Хотя ее и считают, в первую очередь, богиней любви, красоты, женской нравственности и целомудрия, некоторые авторы указывают, что Венера, как и Афродита в древнем Риме была все же олицетворением "свободной любви", страстной сексуальности. Ведь не зря ее сравнивают именно с греческой Афродитой (даже ставят равенство) - великой распутницей. Бесчисленные любовные связи Афродиты с богами, такими, как Адонис или Арес, вошли в легенду. Даже будучи замужем за Гефестом, Афродита постоянно изменяла хромоногому супругу. А Гомеровский эпос вообще наполнен множеством любовных историй и похождений Афродиты.

А причем тогда пояс? Возможно ответ кроется в описании богини.

Немецкий искусствовед Г. Мюллер так писал о Венере: « Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают ». В Эрмитаже так же находится знаменитое произведение Д.Рейнолдса - картина "Амур развязывает пояс Венеры". Богиня любви кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов Амура, шаловливо тянущего за концы шелкого пояса.

Первое упоминание о поясе верности встречается в « Одиссее » Гомера. В этой поэме бог - покровитель кузнечного мастерства Гефест выковал пояс верности для Венеры, чтобы спасти ее от распутства. В античном мире пояса верности были сделаны, как правило, из плотной кожи и украшены узорами. Но цель была другая - женщины носили пояса для привлечения внимания мужчин, дело в том, что в Греции пояс верности носили только проститутки. Ключ от пояса находился в руках владельца борделя, не желавшего, чтобы монеты проходили мимо его кошелька. В Риме рабов-проституток, облачали в специальные устройства, чтобы никто не смог завладеть "самым желанным". После оплаты услуг, владелец проституток снимал ремни на оговоренное время.

Богиня римская Любви и Красоты








Анекдот: .

Пояс Венеры

1. Пояс Венеры, в виде одной непрерывной линии - повышенное любопытство и чувствительность. Эмоционально отзывчивый человек.


Пояс Венеры
— это полуокружность между линией сердца и пальцами, соединяющая промежутки между указательным и средним пальцами с одной стороны, и безымянным и мизинцем - с другой.
Она же - дорога Лилит, кольцо Венеры, линия Плутона, линия Миража.

Наличие этой линии часто осложняет жизнь, так как свидетельствует о чувственности и эмоциональности натуры. Все происходящее воспринимается такими людьми более острее, более эмоциональнее, что очень усложняет жизнь. А вот знаменитый хиромант Десбаролль считал, что пояс Венеры, на обеих руках, - признак чрезмерной раздражительности, а порой и крайней истеричности.

В некоторых книгах пишут, что пояс Венеры не говорит о чрезмерной сексуальности или беспорядочности любовных связей. Эти авторы и правы и нет. Все дело в том, что пояса, очень часто, находятся не на руках « половых гигантов » или « похотливых жеребцов », составляющих свой список любовниц, а на руках обходительных, изысканных, иногда и несколько неуверенных в своих силах людей. Таким людям важнее качество, а не количество, поэтому говорить о беспорядочности связей тут не приходится. А вот о сексуальности можно и поспорить, так как такие люди очень страстные и не прочь поэкспериментировать в сексе.

А если, в общем: пояс Венеры, как правило, отражает степень восприимчивости, говорит о богатом воображении и творческих способностях, о любви к роскоши и чувственным излишествам. Такие люди часто живут своими идеалистическими мечтами, воспоминаниями и иллюзиями, а не реальностью. Пояс Венеры часто встречается у людей творчества.

Это часто: актеры, сценаристы, любители эзотерики, художники, исследователи, писатели, музыканты, ученые, изобретатели.

Стихи про пояс Венеры на руке:

Богиня римская Любви и Красоты

Сойдя с небес, вложила мягко в руку-
Возвышенность фантазий и мечты,
Бегущих от Юпитера...по кругу.

Сей пояс - признак тонкости души,
Чувствительность повышенных желаний,
От сильной страсти в линию сплелись
Волшебный мир и яркость его граней…

Cобой являет нам дыхание любви
И непокорно сердце от экстаза бьется,
Ты этот пояс тайно жаждешь обрести,
Отнюдь не каждому сей дар дается…

Анекдот: Изменяла ли Ева Адаму? Трудно ответить, но почему тогда ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны .

Венера (у греков Афродита) - "пеннорожденная", в римской и греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

"Рождение Венеры". 1482-1486. Сандро Боттичелли

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).

Имя скифской "Афродиты Урании" (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень "арт", "артем" - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но... Артемида ведь не Афродита?

Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была,., тоже Артемидой!

Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа "раб - арб" (ср. "работа" и "арбайт"), "род...

Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.

Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню...

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески - афрос).

Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В...

Праздник Наваратри.

Божественная Мать почитается в течение девяти и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах - как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати.

В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги.

Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью, гордостью, ревностью. От этого необходимо очиститься в первую очередь.Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает...

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируестя с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати.

Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На...

Первые упоминания о eshata pragmata («последних вещах») можно встретить уже у Зосима Панополитанского (IV в.) и Псевдо-Демокрита (VI в.) (Именно о нем Томас Манн в «Волшебной горе» писал, что с него и «началось вторжение иррационального бродильного материала в мир разумно-полезных идей совершенствования человечества»).

И, если первый говорит об этом вскользь («...последние вещи появляются на излете времени» то второй более пространно рассуждает об этом в своем трактате «Имут»: «Время вещи не...

В Индийской мифологии описывается время, когда злые силы сражались с добрыми, причем сражения эти происходили довольно активно, т.е. с тысячами жертв, пострадавшими и с той, и с другой стороны. Об этом повествует книжка "Деви Махатмья".

В этом трактате описывается Богиня (Деви). Богиня в Индуизме это Шакти, Сила и Желание Бога Всемогущего. Именно Она, согласно Индуизму, и разрушает все зло в мире. Ее называют по-разному, отражая Ее многогранность - Махамайя, Кали, Дурга, Деви, Лолита...

Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов - уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры...


Они нашли петуха, пение которого возвещает рассвет, и изготовили зеркало, украшенное драгоценными камнями.

По их просьбе богиня Амэ-но Удзумэ плясала на перевернутом чане, и это напоминало...

Греки обожествляли Венеру (Афродиту). В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа. Божественная Венера воплощала в пластически совершенной форме образ женщины, вызывающей плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.
Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ.

Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Грубый, порочный культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой с вульгарным Эросом.

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.
Венера Анадиомена

Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини как бы результат изначально неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.

Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу Эроса греки воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам,
проистекающим из этого единства.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия таких отношений: "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive") и "страсть".
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Актеры и проститутки - две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
«Любители» довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.

Кассель, Государственные музеи

Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.

Венера Peribasia - в переводе "с раздвинутыми ногами", в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia - богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Ее храм в Кифере
воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;

Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия — от Беотийского источника. Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания. Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей),

Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде. Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне. Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем
поодиночке приводила их к Гераклу.
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
"Венера с оружием", с каской на голове и с копьем в руке напоминала Спарту и спартанок, историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда "Венера с оружием".

Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно наблюдавший за девушками преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью...
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами. Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения. А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток.
В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство религиозной проституции. С культом Венеры соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.
Праздник Венеры

Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, "излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов".
Египетский Приап также перешел в Грецию. Он якобы лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах.
Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.
Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров . Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.
Место, где сооружали стеллу-фаллос , называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но
одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.
Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.
В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на
Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.
В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или
носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…
Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное
влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…
Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры,
Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его
изображением вешали грудным детям на шеи).
Цитируем Геродота: "Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них
маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым
органом".

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут
статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.
Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и возникла священная проституция и храмовый бизнес, если говорить языком наших современников. Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.

Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала.
220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г. Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг. Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает:
"Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества". У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

ВАКХАНКИ и ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.

Francois Boucher French-The Toilet of Venus

Рождение Афродиты

А нам в лицо ревет косматый зверь,

В песок вгрызаясь белыми зубами,

Алмазами сверкая под ногами

И открывая в неизвестность дверь,

Как будто говоря: а ну проверь,

Когда вас обниму, что станет с вами!

И устремляясь к пене облаков,

Он до небес пытается взметнуться,

Но успевает только лишь коснуться

Обрывистых высоких берегов.

И в ярости от каменных оков,

Он отступает, чтоб опять вернуться.

И солью синь горчинкой на губах,

Зеленовато-желтая поближе.

Язык шершавый нежно губы лижет,

Ну а в глазах живут восторг и страх.

И искры брызг сверкают на щеках,

Сливаяся в потоки чуть пониже.

Рисунком пены на сухом песке,

Как будто процарапанном когтями,

Нас увлекает и ползет за нами,

Но вновь взревает в бешеной тоске,

И бьется тонкой жилкой на виске,

И треплет лапой ленту на панаме.

Впечатан чистый профиль в синеву,

Змеится в такт прибоя черный локон,

Свиваяся узорами барокко,

Ломая на лице бровей дугу.

Вот покидает божество тюрьму -

И падает одежды пестрый кокон...

(Топунов Юрий)

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла
обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой
сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень
мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в
Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там,
где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года,
дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из
первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет
"космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Alexandre Cabanel

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит,
что Афродита - дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она
обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой
литературе известна и другая история. Более романтичная... О рождении
Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного
Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее
имени: «Афродита» - «пеннорожденная».

Francois Boucher French,Toilet of Venus

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Ее называли Киприда, так как появилась она
из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен
храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская
богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда
называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда
окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит,
гор (ор) и нимф.

Силе любви, которую воплощала в себе
Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах»
написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги
подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения
Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Francois Boucher French,Birth of Venus

William Bouguereau Birth of Venus

Zatzka_Hans_Venus_And_Her_Attendants_lar ge

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар),
Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении
львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой.
Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем
Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс,
в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что
все боги хотят на ней жениться.

Konstantin Makovsky

Но законным ее супругом становится Гефест,
самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест
вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями,
иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит
Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим
смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в
Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто
отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э.
греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как
"одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и
доступную всем.

«Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

Aphrodite, by Robert Fowler.

Aphrodite"s bath by ~cafir

В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Бурдыкин Николай

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами

Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка

С милого лика её. И прелестен цветок на богине.

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,

Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.

Афродитой

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.

«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.