Биологическая теория эмоций П. К. Анохина

Прочитайте:
  1. Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
  2. АНОМАЛИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЧЕЧНОЙ ТКАНИ С ДЕФИЦИТОМ ПАРЕНХИМЫ.
  3. Бронхоэктатическая болезнь: механизмы формирования бронхоэктазов, клиническая картина, инструментальная и лабораторная диагностика, лечение.
  4. В основе формирования асимметрии нагрузки лежат изменения характера связи человека с орудиями труда в современных условиях.
  5. Взаимосвязь отрицательных эмоций с психопатологическими состояниями организма
  6. Военизированные медицинские формирования представлены медицинской службой войск ГО.

1. теория эмоций П.К. Анохина . Он впервые показал, что эмоции это физиологическая категория. Эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворениямотивации/потребности/ . Достижение цели , удовлетворение мотивации/потребности/ вызывает положительные эмоции (ПЭ ), если мотивация/потребность/ неудовлетворена, то возникают отрицательные эмоции (ОЭ). Длительное неудовлетворение потребностей приводит к формированию эмоционального стресса . П.К. Анохин правильно, в принципе, объяснил механизм возникновения эмоций, но его теория не была УНИВЕРСАЛЬНОЙ.

2. ^ Теория П.В. Симонова . Она была эволюционным продолжением теории П.К. Анохина. По Симонову, главнуюроль играет баланс информации : баланс между информацией, которая уже есть у человека, и той информацией, которая существует в действительности :

Э = -П/Ин-Ис/ Э = П/Ис-Ин/

П – потребность, Ин – необходимая или имеющаяся информация, Ис – существующая информация.

Если Ис больше, чем Ин, то получается в скобках "+", то возникает положительная эмоция. Если возникает дефицит информации, т.е. Ин больше, чем Ис, то возникает отрицательная эмоция. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ стороны теории П.В. Симонова заключаются в том, что по его теории при равенстве Ин и Ис эмоций не возникает, но на самом деле это не так. ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ!

3. ^ Теория Г.И. Косицкого . Он высказал мысль о том, что при любой человеческой деятельностивозникает состояние напряжения , которое характеризуется мобилизацией и активацией психических процессов, а также активацией энергетического обеспечения этих процессов. Реакция напряжения возникает тогда, когда перед человеком с одной стороны имеется цель, а с другой стороны дефицит средств для ее достижения. По Г.И. Косицкому эмоции являются составной частьюреакции напряжения . Поэтому отсюда ясно, что не всегда при достижении цели возникает реакция напряжения и эмоции, т.к. очень часто в нашей жизнедеятельности имеются средства для достижения цели.

^ Формула Г.И. Косицкого:

Сн = ф Ц/Ин Эн Вн – Ис Эс Вс/

Сн-состояние напряжения, ф-функции, Ц-цель, Ин -необходимая информация, Эн - необходимая энергия, Вн -необходимое время, Ис - существующая информация, Эс -существующая энергия, Вс -существующее время

По Г.И. Косицкому: если имеется цель и дефицит средств для ее достижения, то возникает первая стадия – стадия напряжения. Для нее характерна мобилизация всех нервных процессов, вегетативные показатели обычно в норме или несколько повышены, происходит мобилизация энергетических ресурсов. Это приводит к ускорению оперативных действий мозга – практически это состояние, когда мы начинает какую-либо работу. Бывает так, что стадия напряжения не позволяет достичь цели и тогда возникает 2-я стадия – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ. Это часто приводит к достижению цели. Не всегда 2-я стадия ведет к достижению цели – если 2 стадия затянулась по времени и не привела к достижению цели – то могут возникать различные заболевания – например, сердечно-сосудистые. Как правило 2-я стадия не проявляется в своих крайних проявлениях (ярость, гнев), а чаще проявляется в волнении, тревоге. Если разрыв между достижением цели и средствами велик, то тогда может возникнуть крайнее состояние. Отрицательные стенические эмоции могут сняться только с помощью физических движений (состояние аффекта).

Если вторая стадия не приводит к достижению цели, то она переходит в 3-ю стадию – АСТЕНИЧЕСКИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (ужас, тоска, страх). Это состояние проявляется в том случае, когда поставленная цель требует для реализации средства, намного превышающие те, которые имеются. В этом случае наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов (от страха опускаются руки, подкашиваются ноги – образные выражения, характеризующие данное состояние). Эта своеобразная защитная реакция побуждает организм отказаться от цели. Если организм не отказался от достижения цели, то развивается такое состояние, как НЕВРОЗ. (меланх. – депрессия; холер. – истерика)

^ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Г.И. Косицкий разделяет мнение П.К. Анохина о том, что положительные эмоции возникают при достижении цели, но Г.И. Косицкий считает, что положительные эмоции возникают не на конечном этапе при достижении цели, а на промежуточных этапах. По Г.И. Косицкому – положительные эмоции возникают в том случае, когда был дефицит средств для достижения цели. Положительные эмоции важны для сохранения высокой работоспособности и здоровья. Существует зависимость между степенью напряжения и степенью проявления положительных эмоций – чем труднее цель, сильнее потребность, тем выше степень состояния напряжения, тем сильнее положительная эмоция.

Выделяют ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ /они присущи только человеку/

1.Интерес- волнение- наиболее частая положительная эмоция, усиливающая мотивацию к познанию, обучению, к развитию навыков и умений, творческим стремлениям/поискам/.

2.Радость- формируетмотивацию созидания, творчества, постоянно желаемая эмоция.

3.Удивление – эмоция, концентрирующая внимание на определенном объекте., приводит к торможению текущей деятельности, мотивирует познавательные процессы.

4.Горе- страдание- эмоция, связанная с осознанием чувства одиночества, жалостью к себе, снижает энергетический и творческий потенциал человека.

5.Гнев- эмоция, связанная с глубокой неудовлетворенностью ситуацией, эмоция агрессии, вызывающая ошушение силы, уверенности в себе, чувство храбрости.

6.Отвращение- эмоция отторжения, не восприятия, нежелания/простонарное-противно/,возникает как правило в сочетании с гневом.

7.Презрение - эмоция, связанная с ощущением ничтожности кого-то/человека/ или чего-то/угрозы/, часто возникает совместно с гневом и отвращением. Гнев, отвращение, презрение-«враждебная триада».

8.Страх- эмоция, вызываемая факторами среды, сигнализирующими о реальной или мнимой/воображаемой/ опасности, мобилизует энергетический потенциал на преодоление кризисной ситуации, иногда страх «парализует».

9.Стыд- эмоция, формирующую мотивацию желания исчезнуть, спрятаться, не видеть произошедшего, ощущение никчемности, бездарности, способствует сохранению самоуважения.

10.Вина- эмоция, возникающая при нарушении морального, этического и религиозного характера, когда субъект осознает не только нарушение, но и личную ответственность за произошедшее.

Взаимодействуя фундаментальные эмоции формируют комплексы : 1.комплекс неполноценности, 2.комплекс вины, а также - другие комплексы- 3.тревожность, 4.депрессия, 5.враждебность, 6.влюбленность.

Дата добавления: 2015-02-02 | Просмотры: 1433 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Возникновение потребностей приводит, по П.К. Анохину (1949, 1968), к появлению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т.е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор, закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.

Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

2.14. Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса

У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сна­чала я вижу нечто, потом я представляю, что это "нечто" опасно, – и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непо­средственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предме­том стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как толь­ко человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и пе­реживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т.е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».

В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связыва­ется с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игно­рированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку.

Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоцио­нальной) по характеру.

Два положения являются главными в концепции Лазаруса:

Каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

Эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компо­нентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронта­ции) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помо­щью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особен­но последней работам, является синдромом, включающим три основные группы сим­птомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процес­сы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее уст­ранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так: восприятие?первичная оценка? исследовательская активность? (личное зна­чение действий в оцениваемой ситуации) ? вторичная оценка? тенденция к дей­ствию? эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдви­гах и моторных реакциях.

Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т.е. свойства личности.Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется излишне много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше – механизмам появления самой эмоции.

Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И.А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на наш взгляд, следующие:

1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итоги, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.

2. Имеются два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.

3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оцен-ки остаются в концепции автора гипотетическими.

4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т.е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)

5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается необъясненным, для чего она нужна.

Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.

В одном из вариантов когнитивной теории эмоций (Ortony et al., 1988) утверждается, что только вербальный фактор (язык и самоотчет) имеет отношение к механизму вызова эмоциональных переживаний. При этом физиологические и поведенческие проявления эмоций считаются только сопровождением или следствием этих переживаний. По Н. Фрийда (Frijda, 1986), нейрофизиологический механизм не способен вызвать эмоции, он лишь создает условия для них.

Изард (Izard, 1993) отмечает, что процессы обработки информации могут быть не только контролируемые сознанием человека, но и автоматические. А раз это так, то некоторые информационные процессы, порождающие эмоции, могут и не быть когнитивными.

Когнитивные теории не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно-рефлекторно. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное – неприятное, боль и т.д.) вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки ин­формации. Дж. ЛеДокс (LeDoyx, 1989) показал, что при удалении у крыс зрительной и слуховой коры реакция страха возникает при возбуждении подкорковых структур таламуса и миндалины. Таким образом, часто мы сначала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Следователь­но, путь возникновения эмоции может быть не только таким, как описывается ког­нитивными теориями: когнитивный процесс (приписывание) ? эмоция, но и таким: ощущение? эмоциональная реакция? когнитивные реакции? усиление эмоционального реагирования.

Как отмечает Н.Н. Данилова (2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. Она считает, что чисто когнитивной детерминанты эмо­ций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффектив­но-когнитивных процессов.

Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные понятия эволюционной теории Ч. Дарвина.

2. В чем суть «ассоциативной» теории В. Вундта?

3. В чем заключаются особенности психоаналитической теории эмоций?

4. Назовите теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций.

5. Теория У. Кеннона – П. Барда.

6. Информационная теория П.В. Симонова.

7. Теория дифференциальных эмоций К.

Изарда.

8. Фундаментальные эмоции.

9. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, т.к. неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоций занимались такие видные ученые, как Р. Вудвортс (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресс (1975), Я. Рейковский (1979), К. Изард (2000), отечественные ученые М.П. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликов (1997).

Однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В первой половине XX века уже говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.

Эмоциональное реагирование характеризуется:

1) знаком (положительные или отрицательные переживания);

2) влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);

3) интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);

4) длительностью протекания (кратковременные или длительные);

5) предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

1. Знак эмоционального реагирования . По тому, какие переживания имеются у человека (положительные – удовольствие или отрицательные – отвращение), эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «?». (Следует отметить, что деление во многом условно. Например, такую эмоцию, как страх, относят к отрицательным, но она имеет и положительное значение для животных и человека, и, кроме того, может доставлять человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что радость, проявляющаяся в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев.)

2. Интенсивность эмоционального реагирования . Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Для блаженства характерно приятное ощущение по всему телу. (Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе, или поглощая холодный напиток в жаркую погоду.) Высшая положительная эмоция реагирования называется экстазом. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. (Это может быть религиозный экстаз.) Это состояние характеризуется тем, что оно охватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность, либо телесная легкость, выражающаяся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко наблюдаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

3. Длительность эмоционального реагирования . Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.

В.М. Смирнов и А.И. Трохачев (1974) выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Эмоциональные реакции: гнев, радость, тоска, страх. Реакции подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональные состояния, согласно В.М. Смирнову и А.И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

4. Предметность как характеристика эмоционального реагирования. В.К. Вилюнас (1986) пишет, что беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться).

Итак, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое.

Глава 3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Эмоции рассматриваются как продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Возникновение потребностей приводит к возникновению отрицательных эмоций. Они играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит достижение запрограммированного результата – удовлетворение потребности, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Информационная теория П.В.Симонова

Эмоции являются ответом на недостаток (дефицит) или избыток (профицит) информации, требующейся для удовлетворения актуальной потребности. Автор предложил структурную формулу эмоций:


· Э − эмоция, ее степень, качество и знак;

· f − знак функции;

· П − сила и качество актуальной потребности;

· (Ин − Ис ) − оценка вероятности (возможности) удовлетворения по­требности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

· Ин − информация (необходимая) о средствах, прогностически необ­ходимых для удовлетворения потребности;

· Ис − информация (существующая) о средствах, которыми распола­гает субъект в данный момент;

· ... − многоточие, означает ряд факторов (известных и неизвест­ных), способных повлиять на конкретные значения параметров (силы, знака, качества) эмоции. К ним относятся - индивидуальные (типологичес­кие) особенности субъекта, запас времени для реагирования и принятие решения, особенности по­требности и др. Такие до­полнительные факторы «обусловливают лишь вариации бесконечно­го многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточ­ными являются всегда два и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения».

В упрощенном варианте формула выглядит так:

Из последней формулы следует:

1) Обладая необходимой информацией к удовлетворе­нию актуальной потребности, субъект не переживает эмоции

Соответствующая эмоция отсутствует (Э = 0):

· при отсутствии потребности (П = 0)

· при полной информированности (Ин = Ис, когда Ин − Ис = 0)

2) Эмоция отрицательна при нехватке информации (Ин > Ис);

3) Эмоция положительна при избыточности информации (Ин < Ис)

Иногда полученная информация сама несет эмоциональный заряд, так как вызывает болезненное или драматическое воспоминание о пережитом раньше. Это может еще больше усилить эмоцию, возникающую в новой ситуации, с которой человек сталкивается.

Эксперименты Спайсмана.

В эксперименте Спайсмана и его коллег было показано, что отрицательные эмоциональные реакции наблюдаются чаще всего из-за неприятной информации и из-за недостаточной информации. Положительные эмоции возникали при получении достаточной информации, особенно если она была ожидаемой. Четырем группам испытуемых показывали фильм, о тот как в каком-то австралийском племени осуществляют обряд инициации подростков. Операция состояла в том, что острым камнем надрезали поверхность пениса по всей его длине, а подростка в это время крепко держали четыре взрослых человека. Все четыре показа осуществлялись по- разному.

1 группа смотрела картину без звукового сопровождения.

2 группа прослушивала комментарий, произносимый патетическим тоном, где подчеркивали жестокость и травматизм подобной практики.

3 группа получала комментарий, в котором делался упор на обычность сцены и незначительность травмы.

4 группа получала нейтральный комментарий. который объективно описывал детали различных фаз данной практики.

По результатам записи сердечного ритма и кожно - гальванической реакции в группах 3 и 4 наблюдалась умеренная реакция, а в группе 2 и 1 – сильная

Эмоции

Эмоции (франц. emotion , от лат. emovere - возбуждать, волновать) - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социаль­ного жизнеощущения. <.. .>

Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции пред­ставляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают ярко выраженный " субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в; ! процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утон­ченные эмоциональные состояния человека, если бы они не по- i служили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим" g состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом?! полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкрет­ный механизм ответной реакции организма. Именно это свой­ство организма - определять благодаря эмоции качество воз­действия с помощью самого древнего и универсального крите­рия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмо­циям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воз­действий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знамена­телю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональ­ном состоянии, можно видеть на примере простой болевой эмо­ции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает край­не тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие сред­ства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исклю­чительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях много­численные движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организ­му воздержаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо дру­гих критериев, например степени натяжения мышцы, угла от­клонения в суставе и т. д., как сразу же станут ясными все со­вершенство универсального характера эмоциональных состоя­ний и крайняя выгодность их в приспособительном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (на­пример, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т. д.), а на основе именно того «общего знамена­теля», который выражается эмоциональным состоянием: «боль­но», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребно­стям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный то­нус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и фи­зиологами, демонстрируют некоторый единый план в архитекту­ре живого организма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционируются или отвергаются на основании одного и того же принципа - принципа их соответствия сфор­мировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций. ...Теории эмоциональных со­стояний отличаются одной чертой, которая и является причи­ной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эво­люции, как приспособительный фактор в жизни животного ми­ра. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полез­ных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состоя­ния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни по­явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследствен­ностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощуще­ний в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека, в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют ос­нову жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы на­звать стадией формирования потребностей и основных влечений, . а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внима­тельный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов вле­чений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, созда­ющий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоцио­нальным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполне­ние какой-то функции, которая устраняет назревшую потреб­ность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с био­логической точки зрения, то надо будет признать, что эмоцио­нальные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс в его оптимальных границах и преду­преждающий разрушительный характер недостатка или избыт­ка каких-либо факторов жизни данного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребно­сти человека не является только простым устранением этой потребности, имеющей тягостный характер. Как правило, удов­летворение, устраняя потребность, сопровождается самостоя­тельным подчеркнутым положительным эмоциональным пережи­ванием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкреп­ляющий фактор, который толкает организм на устранение ис­ходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конеч­ном итоге приводят к возникновению и отрицательного (по­требность), и положительного (удовлетворение) эмоционально­го состояния. И прежде всего необходимо проанализировать во­прос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетво­рение потребности создает положительное эмоциональное со­стояние.

Биологическая теория эмоций (Анохин, 1949) построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональ­ные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального со­стояния является его закрепляющее действие, как бы санкцио­нирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эф­фектом. Только в этом последнем случае формируется и ста­новится закрепляющим фактором положительная эмоция. Мож­но взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, которое человек получает при удач­ном чихательном акте. Точно так же хорошо известно и обрат­ное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях при­сущи абсолютно всем жизненно важным отправлениям живот­ного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закреп­ляющий правильность и полноту совершенного акта, его соот­ветствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, ка­шель, чихание, половой акт и т. д.)? Для ответа на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удов­летворения какой-либо потребности предшествует формирова­ние центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия - «акцептора действия» и посылка множе­ства эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг аф­ферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистри­руют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация»).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной инфор­мации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обя­зательным для каждой функции, и организм был бы немедлен­но разрушен, если бы этого механизма не существовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выпол­нении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворен­ности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результатив­ный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедше­го действия точнейшим образом отражает все компоненты по­ложительного результата и потому точно совпадает с аппара­том акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетво­рения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ве­дет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворе­ния. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эффектных воз­буждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного пери­ферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на. ; другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джемс и Ланге в своей теории уловили правильный мо­мент в развитии эмоциональных состояний, во всяком случае в появлении тех эмоциональных состояний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джемс и Ланге, естественно, не могли раскрыть тот истинный центральный ме­ханизм (совпадение с акцептором действия), который является обязательным и решающим условием для возникновения поло­жительной эмоции (Анохин, 1949).

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на центральном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конечный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном меха­низме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Мно­гие из этих эмоций, особенно болевая эмоция, не требуют по­степенного увеличения потребности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положитель­ное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в дета­лях развития различных эмоций, архитектурный план возник­новения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, воз­никшие, например, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной техни­ческой проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут t ; исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низших растительных эмоциональных состояний и кон­чая высшими социальными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая законо­мерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта закономерность - закономерность формирования ап­парата оценки результатов действия до совершения самого дей­ствия и получения его результатов - является общей для раз­личных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно, что на основе именно этой закономерности и по этой универсальной архитектуре произошло и развитие эмоцио­нальных состояний человека - от первичных примитивных ра­стительных ощущений до высших форм удовлетворения в спе­цифически человеческой деятельности.


Информационная теория эмоций П. В. Симонова, является уточнением биологической теории эмоций П. К. Анохина. Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П.

К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность.П. В. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»: Э = f [П, (Ин – Ис), ...], где Э - эмоция; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции.В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий. Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций. Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Симонов, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты. Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. Положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели - удовлетворения потребности.

В рамках Биологической теории эмоций П. К. Анохина эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных.Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Еще по теме 21.Информационная теория Симонова. Биологическая теория эмоций Анохина.:

  1. Теория удовлетворения информационных нужд и потребностей аудитории
  2. 1.2. Семантический анализ терминов «теория» и «теория государства и права»
  3. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
  4. Заренков Николай Алексеевич. Семиотическая теория биологической жизни. - М.: КомКнига,2007. - 224 с., 2007
  5. Вопрос №20. Эмоции как направляющий механизм и основа целенаправленного поведения. Понятие, значение, типы эмоций. Вегетативный компонент эмоций. Опасность перехода отрицательных эмоций в застойную форму.