Биография. Зураб Лаврентьевич Соткилава. Биографическая справка Зураб соткилава биография личная жизнь

Награжден главным призом фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1968)
Награжден орденом «Знак Почета» (1971)
Награжден орденом Трудового Красного знамени (1976)
Почетный член Болонской академии музыки (Италия), избран «за блестящую трактовку произведений Верди»
Награжден орденом Чести Республики Грузия (1997)
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Родился в г. Сухуми (Абхазия, Грузия). В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. — Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. — аспирантуру при Тбилисской консерватории.Стажировался в театре «Ла Скала» (руководители — Д. Барра и З. Пьяцца, 1966-1968), где подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании. Критики отмечали, что З. Соткилава — один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З. Соткилаву своим почетным членом.

Педагогическая деятельность:

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской консерватории, с 1987 г. — профессор кафедры сольного пения. В 2002 г. возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачев, В. Редькин, А. Федин и другие.

Певец (лирико-драматический тенор)
Заслуженный артист Грузинской ССР (Грузии) (1970)
Народный артист Грузинской ССР (1973)
Народный артист СССР (1979)

Лауреат Международного конкурса вокалистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (I премия, 1968)
Лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, II премия)
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, I премия и Гран-при)
Лауреат государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983)
Лауреат государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели (1998)

Участие в жюри конкурсов:

Председатель жюри в номинации «вокальное искусство» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1994). Председатель жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, 2000).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1965-1974 гг. З. Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. — приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).

В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).

На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами. Много гастролирует за рубежом. Особенно часто выступал в Италии. Репертуар (в Большом театре):

  • Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
  • Радамес («Аида» Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
  • Отелло («Отелло» Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
  • Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Измаил («Набукко» Дж. Верди)

Дискография

Фирмой «Sony» выпущены диски: «Итальянская классическая музыка» и «Русская классическая музыка».

Зураб Соткилава — это великий оперный певец, ставший популярным далеко за пределами родины. Поэтому, биография тенора, как и факты о его семье, интересны многим. Далее в статье мы как раз и расскажем вам о том, как рос, чем увлекался и где работал этот талантливый человек.

В 1937 году 12 марта в городе Сухуми был рождён Зураб Соткилава. Любовь к музыке мальчику с ранних лет прививала мама, которая вместе с бабушкой пела ему национальные песни.

Но несмотря на такое воспитание, Соткилава в юности бредил исключительно спортом, а точнее футболом. И вместо того, чтобы изучать ноты, он всё своё свободное время уделял тренировкам, гоняя мяч с друзьями по полю. А уже в возрасте 16 лет Зураб попал в местный клуб “Динамо”.

Он был универсальным игроком, поскольку мог легко переключиться с роли защитника в атакующего нападающего. За это в 19 лет его назначили капитаном команды. В 1958 году Соткилава уже был в основном составе “Динамо”, в чём вы тоже можете убедиться, просмотрев архивные фото, представленные в нашей подборке.

И всё бы ничего, если бы Зураб на одном из матчей в том же 1958 году не получил серьёзную травму ноги. После реабилитации он возвращается в большой футбол, но ненадолго, так как вновь травмирует ногу и уже навсегда вылетает из команды.

Соткилава возвращается на родину, где жил у родителей, к которым на тот момент часто наведывалась Валерия Разумовская. Пианистка, случайно услышав голос Зураба, предложила ему попробовать свои силы в пении и прийти на прослушивание к профессору, работавшему в консерватории.

Интересно! Соткилава буквально подкупил профессора, поскольку тот увлекался футболом и Зураб, ради приглашения на прослушивание, по своим старым связям, с лёгкостью достал ему билеты на желаемый матч.

На первых же репетициях профессор разглядел какой самородок попался ему в руки, так как голос юноши был необычайно красив. Он настоял на том, чтобы Соткилава развивал свой истинный талант и поступал в консерваторию, что Зураб и сделал.

Карьера

После окончания консерватории Зураб был принят в тбилисский оперный театр, где как раз и произошёл его дебют. Карьера Соткилавы росла стремительно и вскоре юному певцу доверили исполнение ведущих партий.

Помимо пения в театре, Зураб ещё нередко выступал на различных фестивалях и конкурсах, на которых занимал преимущественно призовые места.

В 1970 Соткилава отправился в свой первый гастрольный тур, который сделал из него буквально звезду мирового масштаба. За такие достижения на родине он получил звание народного артиста.

В 1976 году Соткилаве предложили должность преподавателя в консерватории, а в 1987 году он уже стал заведующим кафедрой. При этом, Зураб не бросил основное своё призвание — оперное пение и умело совмещал его с преподаванием в ВУЗе.

Личная жизнь

У Зураба Соткилавы была лишь одна возлюбленная — Элисо, с которой он познакомился во время учёбы в консерватории. Девушка моментально покорила сердце тенора. Зураб, как истинный влюбленный, всем рассказывал о том чувстве, которое его постигло, но вот своей избраннице признаться боялся.

Сама же Элисо неоднократно слышала о теноре-новичке с прекрасным голосом. Она посетила одну из репетиций Зураба, а после подошла к нему, дабы выразить своё восхищение. Этот случай и стал судьбоносным, поскольку Зураб официально познакомился со своей возлюбленной. Их роман развивался настолько стремительно, что вскоре пара узаконила свои отношения.

Соткилава начал выступать вместе с женой: он пел, а она играла на пианино. Пара гастролировала до тех пор, пока у них не появилось пополнение в семье. Элисо подарила мужу двух дочерей: Тею и Кэти. Зураб буквально души не чаял в своих детях.

Со временем у тенора появились внуки, которые стали для него самыми дорогими критиками.

Несмотря на то, что Зураб Соткилава не слишком часто давал интервью, нам всё-таки удалось найти несколько интересных фактов об этом оперном певце.

  • На протяжении 9 лет был ведущим солистом грузинского театра.
  • 2 года был на стажировке в Милане в известном на весь мир театре La Scala.
  • Безмерно любил свою семью и старался всё своё свободное время проводить с близкими.

  • Был любимым профессором у студентов, а в особенности у девушек, так как вызывал у них восхищение своим шармом и джентльменскими повадками.
  • Пел не только в родной Грузии и России, но и в США, Италии и Франции.
  • Соткилава, будучи на учёбе в Италии, регулярно играл в футбол со своими меценатами. Благодаря этому увлечению, певец смог в совершенстве овладеть итальянским языком.

  • В течение двух долгих лет Зураб буквально преследовал свою будущую жену и отгонял возможных конкурентов.
  • Вначале педагоги консерватории у Соткилавы определили баритон, но после ещё нескольких прослушиваний они пришли к выводу, что у юноши теноровый голос.
  • В день официального знакомства Элисо, за хорошее выступление, подарила Соткилаве конфету.
  • Зураб, в отличие от других оперных певцов, неоднократно солировал в опере “Отелло”.

Смерть

Последним пунктом в биографии Зураба Соткилавы, к сожалению, стала информация о смерти артиста из-за серьёзной болезни.

О том, что тенор болен стало известно в 2015 году. Певец сам признался, что у него была обнаружена опухоль поджелудочной железы.

Такой тяжёлый диагноз не сломил Соткилаву и он, пройдя несколько курсов химиотерапии, вновь вернулся к любимому занятию — пению. Недуг не ушёл и вскоре уже явно начал давать о себе знать. Зураб, превозмогая боль и далее продолжал работать. Он даже мечтал дать концерт в честь своего 80-летия. Но этого ему так и не удалось сделать. 18 сентября 2017 года великий тенор ушёл из жизни. Похоронили его в Тбилиси, после прощания, которое состоялось в здании Большого театра.

Подробности биографии, в том числе и личной жизни, Зураба Соткилавы будут ещё не один год интересовать общественность. Ведь его заслуги в искусстве стали неоценимым вкладом в развитие подрастающего поколения.

Соткилава Зураб Лаврентьевич - выдающийся современный солист оперы и педагог. Его жизнь - пример целеустремленности и невероятной силы воли.

Юность. Восходящая звезда футбола СССР

Зураб Соткилава появился на свет в марте 1937 года в городе Сухуми (сейчас - Сухум), который тогда входил в Грузинскую Советскую Социалистическую республику.

Певец вспоминает, что его мама и бабушка очень хорошо пели и играли на гитаре. Иногда садились около дома и начинали петь старые песни и грузинские романсы, а будущий солист оперы им подпевал.

Зураб Соткилава, спорт в жизни которого сыграл тоже важную роль, в детстве и юности не думал о музыкальной стезе. Он увлекался футболом и сумел неплохо себя проявить. Молодой человек попал в команду города Сухуми «Динамо». Зураб Соткилава играл в нем на позиции крайнего защитника, но часто поддерживал атаки на ворота противника. В 1956 году молодой спортсмен стал капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. В том же году грузинские футболисты выиграли чемпионат страны. А в 1958 году Зураба пригласили играть в команду «Динамо» из Тбилиси.

Родители не разделяли увлечения сына футболом и пытались направить его на путь музыки. Однажды семье Соткилава подарили скрипку, и родители нашли для ребенка учителя. Зураб месяц пытался учиться игре на этом инструменте. Потом в доме появилось пианино, но учиться игре на нем в 12 лет было поздно. Родители хотели определить Зураба в музыкальную школу по классу виолончели, но он вновь отказался. Его приняли туда в класс пения, но подросток учился не очень прилежно и любил убегать с учебы на стадион.

Самой памятной встречей для Зураба стал его последний матч за «Динамо», в котором его команда сцепилась с «Динамо» из Москвы. В том матче ворота москвичей охранял легендарный Лев Яшин, а одним из нападающих был Валерий Урин. Этот матч команда Тбилиси проиграла со счетом 1:3. Со Львом Яшином Зураб Соткилава по-настоящему познакомился уже позже, когда стал солистом оперы. Молодой футболист получил травму во время игры в Югославии, а в 1959 году еще одна травма положила конец его карьере в спорте.

Начало пути в театре

В 1958 году футболист тбилисской команды «Динамо» Зураб Соткилава ненадолго приехал навестить родных в Сухуми. В это время в гости к ним зашла пианистка Валерия Разумовская, всегда считавшая, что юноша может стать талантливым певцом. Она убедила его сходить на прослушивание к профессору Тбилисской консерватории, который как раз был в Сухуми.

Сначала голос Зураба профессора не впечатлил. Но вмешался случай. Профессор любил футбол, а достать билеты на матчи «Динамо» было сложно, и Зураб стал их ему добывать. В качестве платы музыкант согласился давать ему уроки. Всего после нескольких уроков профессор сказал Зурабу, что у него есть будущее в опере. Сначала молодой человек не воспринял это всерьез, но после второй травмы задумался о музыке.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил Тбилисский политехнический институт, горный факультет, и через день после защиты диплома сдал вступительные экзамены в консерваторию столицы Грузии.

Грузинский театр оперы и балета

Соткилава вспоминал, что однажды до занятий музыкой услышал по радио трансляцию выступления Марио дель Монако в опере «Кармен», которое потрясло его. В консерватории Зураб Соткилава начинал петь баритоном. Но профессор Давид Ясонович Андзуладзе исправил эту ошибку. Молодой человек стал тенором. В 1965 году певец Зураб Соткилава дебютировал на сцене крупнейшего театра его республики - Грузинского театра оперы и балета. В произведении «Тоска» Джакомо Пуччини он спел партию Каварадосси. Певец входил в состав труппы этого театра до 1974 года.

Динаро Барра

Через год после дебюта он отправился на стажировку в Миланский театр La Scala, которая заняла два года. В то время на миланской сцене пели многие выдающиеся артисты, среди них уже начинал свой творческий путь Паваротти. Учителем грузинского певца был маэстро Динаро Барра.

После стажировки Зураб с триумфом выступил и занял первое место на болгарском конкурсе молодых певцов «Золотой Орфей». В 1970 году стал вторым на московском конкурсе имени П. И. Чайковского и победителем в Испании. Певец получил признание на родине - в 1970 году ему вручили звание заслуженного артиста Грузинской ССР, а через три года - народного артиста.

Мировое признание

Впервые в 1972 году Зураб Лаврентьевич оказался на сцене Большого театра на концерте, посвященном столетию выдающегося солиста оперы Леонида Сабинова. В конце 1973 года Зураб Соткилава вновь выступил на сцене Большого театра, где спел партию Хосе в опере «Кармен». После спектакля к артисту подошел директор театра Кирилл Молчанов и предложил войти в постоянный состав.

В следующем году Зураб стал постоянным артистом Большого театра. Он вспоминает, что в этом ему помогла поддержка коллег из Москвы. В 1974 году в Москве состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Отелло», где певец исполнил главную роль. Следом за ней - «Сельская честь» Пьетро Масканьи, где Зураб Соткилава пел партию Туридду.

Европа и США

В 1970-е годы грузинский оперный певец стал фигурой, которую узнали любители оперы всего мира. Он пел в театрах Парижа, Милана, городов США. В прессе Соединенных Штатов о нем писали восторженные отзывы. В 1979 году певец Зураб Соткилава получил звание В эти годы маэстро пел партии Радамеса из «Аиды» Верди, Хосе из «Кармен», Манрико из «Трубадура», Водемона из «Иоланты», Самозванца из «Бориса Годунова». Не забывает он и о своих корнях: на сцене театра в Тбилиси он пел в операх «Абессалом и Этери» Захария Палиашвили и «Похищение луны» Отара Тактакишвили.

Педагог

В середине 1970-х годов Зураб Соткилава начал преподавать. С 1976 по 1988 г. он читал оперное пение в Московской консерватории и стал профессором в 1987 году. В 2002 году он новь вернулся к преподаванию в консерватории. Среди учеников маэстро - тенор Владимир Богачев, который сотрудничает с La Scala и другими театрами мирового уровня. Другой ученик, баритон Владимир Редькин, уже тридцать лет выступает на сцене Большого театра. Среди более молодых учеников Зураба Лаврентьевича - тенор Большого театра Алексей Долгов.

Болезнь и преодоление

Зураб Соткилава, биография которого включает много трудных страниц, в начале 2015 года узнал о страшном диагнозе - раке поджелудочной железы. Чуть раньше маэстро заметил, что начал резко терять вес. 19 января он вынужден был отменить концерт, а 20-го диагноз получил подтверждение. Певца прооперировали в Германии 30 января, а затем он прошел курс химиотерапии в Москве. Певец и члены его семьи (с Элисо Турманидзе они поженились в 1965 году и родили двух дочерей - Тею и Кети) долгое время не хотели говорить о болезни, и достоянием общественности это стало уже весной 2015 года.

Зураб Соткилава тренировал голос, чтобы вернуть прежние вокальные данные. Возобновил занятия со студентами в консерватории. В 2015 году он вновь вышел на сцену. В конце октября 2015-го Зураб Лаврентьевич выступил на концерте, посвященном ему, который прошел в Московском В начале 2016 года Зураб Лаврентьевич выступил на концерте памяти Елены Образцовой, певицы, с которой его связывала многолетняя дружба и совместные выступления.

Наш герой говорит о себе, что осуществил все свои мечты. При этом он продолжает выступать и отмечает, что, когда поет, счастливее человека на всем свете не найти. Своим вторым домом считает сцену Большого театра.

Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.


Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

В Москве после продолжительной болезни на 81-м году жизни умер известный оперный певец Зураб Соткилава. Лайф рассказывает о его необычном пути в профессию.

Зураб Соткилава, родившийся в 1937 году в Сухуми, с детства был окружён музыкой. Как сам он рассказывал, его мама и бабушка прекрасно пели и играли на гитаре. Правда, сам мальчик в детстве и не думал заниматься музыкой.

Его страстью был футбол. И парень подавал большие надежды. Его способности заметили профессиональные тренеры, и Зураба включили в состав команды сухумского "Динамо" в качестве крайнего защитника.

Когда Зурабу было 20 лет, его назначили капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. Тогда же сборная стала победителем чемпионата страны.

В 1958 году Соткилаву позвали в тбилисское "Динамо". Но вскоре ему пришлось поставить крест на карьере футболиста. На матче в Югославии Зураб получил перелом. Но он не сдался: после лечения и восстановления вернулся в команду. Но на соревнованиях в Чехословакии он снова получил серьёзную травму, которая поставила крест на спортивной карьере Соткилавы.

Зураб учился в политехе на горном факультете, который закончил в 1960 году. Но работать по специальности он не хотел, поэтому вскоре после защиты диплома подал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальный факультет. Вступительные экзамены Соткилава успешно сдал. Именно в консерватории Зураб встретил свою будущую жену - учившуюся курсом старше пианистку Элисо Турманидзе. Они прожили вместе более полувека.

Слава пришла к оперному певцу сразу после окончания консерватории. Зураба Соткилаву пригласили в труппу Грузинского театра оперы и балета, где он дебютировал с партией Каварадосси в опере "Тоска" Пуччини. За успешную работу в 1966 году Соткилаву направили на двухлетнюю стажировку в Италию, где ему давали уроки мастера театра La Scala.

Наверное, именно годы учёбы в Италии помогли Зурабу стать лауреатом многих конкурсов, в том числе и престижного Международного конкурса имени Чайковского в 1970 году. В этом же году ему присвоили звание заслуженного артиста Грузинской ССР.

Спустя три года Зураб Соткилава впервые выступил в оперной постановке на сцене Большого театра. Он пел партию Хосе в опере "Кармен". После этого спектакля директор театра Кирилл Молчанов предложил Соткилаве постоянное место в оперной труппе.

В главном театре страны Соткилава пел во множестве постановок, но особенно удачными стали его партии в операх Верди - "Отелло", "Аида", "Трубадур" и "Бал-маскарад".

После переезда в Москву Зураб Соткилава начал также заниматься педагогической деятельностью. С 1976 по 1988 год он преподавал на кафедре оперного пения в Московской консерватории, где стал профессором в 1987 году. В 2002 году он возобновил работу в Московской консерватории, где работал до конца жизни.

В 2015 году стало известно и том, что Зураб Соткилава болен раком. Несмотря на диагноз, певец не оставил сцену и после курса лечения продолжил выступать.

Я никогда не был ни хамом, ни грубияном, старался с людьми поступать нормально. Но после болезни понял, что надо относиться к жизни с ещё большей радостью, к людям, которые тебе улыбаются. Насколько ты способен, нужно отдавать другим только хорошее