Биография. Возвращенец аксенов Аксенов год эмиграции

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург.

Когда Василию не было и пяти, родителей осудили на 10 лет тюрьмы и лагерей.

Старших детей — сестру Майю и брата Алёшу — забрали к себе родственники.

Васю отправили в детский дом для детей заключённых.

Он был третьим, младшим ребёнком в семье, при этом - единственным общим ребёнком родителей.

Отец - Павел Васильевич Аксёнов (1899—1991), был председателем Казанского горсовета

и членом бюро Татарского обкома КПСС.

Мать - Евгения Соломоновна Гинзбург (1904—1977), работала преподавателем в Казанском

педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

Магадан, 1949

В 1938 году брату П. Аксёнова — Андреяну Васильевичу Аксёнову удалось разыскать

маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе.

Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года,

пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане,

не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму.

Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность

в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение

в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания.

В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере,

в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве

(по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

Встреча с отцом Павлом Аксеновым, вернувшимся из ссылки после 15 лет отсидки

Его первая пьеса — «Коллеги» — увидела свет в 1959 году.

А с 1960-го Аксенов становится профессиональным литератором.


Стихи Геннадия Шпаликова

Фильм 1962 год

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность».

В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала.

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв

подверг Аксёнова вместе с Андреем Вознесенским разгромной критике.

Василий Аксенов и Андрей Вознесенский

в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками.

В 1967—1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор

с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.

Василий Аксенов и Роберт Рождественский

В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают

публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала

становилась всё более резкой: применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный».

В 1977—1978 годах произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США.

Свой знаменитый роман «Остров Крым» Василий Аксёнов написал в 1977—1979 годах,

частично во время пребывания в Коктебеле.

В 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером,

Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного

альманаха «Метрополь», так и не изданного в советской подцензурной печати.

Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам».

В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза

писателей СССР в декабре 1979 года Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин,

заявили о своём выходе из СП.

История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи "изюм"».

Василий Аксенов, Владимир Высоцкий и Виктор Ерофеев

До 2004 года жил в США. С 1981 года Василий Аксёнов — профессор русской литературы

в различных университетах США: Институте Кеннана (1981—1982),

Университете Дж. Вашингтона (1982—1983), Гаучер-колледже (1983—1988),

Университете Джорджа Мейсона (1988—2009).

В 1980—1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода».

Сотрудничал с журналом «Континент» и альманахом «Глагол».

Иосиф Бродский, Эллендея Проффер, Маша Слоним и Василий Аксенов в гостях у Профферов в Энн-Арборе.

1975 год В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда

писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980),

«Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981).

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению

американского посла Дж. Мэтлока. В 1990 году Аксёнову возвращают советское гражданство.

В последнее время жил с семьёй в Биаррице, Франция, и в Москве.

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в многосерийном

телевизионном сериале.

В 1992 году активно поддержал гайдаровские реформы.

По его выражению: «Гайдар дал пинка матушке-России».

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо

в поддержку Б.Н. Ельцина.


был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт.

Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского,

где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии.

и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

в НИИ имени Склифосовского.

В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года

там создан Музей его творчества.


Личная жизнь Василия Аксенова:

Первая жена — Кира Людвиговна Менделева (1934—2013), дочь комбрига

Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения

Юлии Ароновны Менделевой (1883—1959), основателя и первого ректора Ленинградского

педиатрического медицинского института (1925—1949).

Василий Аксенов и Кира Менделева

С сыном Алексеем, 1961 год

Вторая жена — Майя Афанасьевна Аксёнова (урождённая Змеул, в первом браке Овчинникова,

во втором браке замужем за Р. Л. Карменом; род. 1930), окончила институт внешней торговли,

работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.

Со второй женой Майей

Василии и Маия Аксеновы в день свадьбы. С Борисом Мессерером и Беллои Ахмадулинои.

Василий и Майя Аксеновы были красивой парой.

Будущий автор "Затоваренной бочкотары", "Стальной птицы" и "Острова Крым" появился на свет в 1932 году в Казани. "Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком", - писал Аксенов.

Его мать Евгения Гинзбург, автор знаменитых "лагерных" мемуаров "Крутой маршрут", попала в советские лагеря, когда ее сын был еще маленьким мальчиком. Именно она, по словам писателя, познакомила его с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.

Аксенов поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им.И.П.Павлова. "Иди-ка в медицинский - в лагере врачи лучше выживают", - напутствовали его родители. Однако в 60-е годы, вскоре после того, как в свет вышли его "Коллеги" и "Звездный билет", Аксенов, по собственным словам, решил, что "надо отдавать все время литературе" и забросил медицину.

В 1978 году он активно участвовал в создании литературного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Хотя речь шла о публикации обычных произведений, власти сочли крамолой то, что альманах создавался "без санкции инстанций". На "метропольцев" последовали гонения, Аксенов был вынужден уехать из СССР. Писатель поселился в США, где долгие годы жил и работал в Вашингтонском университете. Не так давно Аксенов вместе с женой переехал во Францию.

Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна - шок или восторг.

При этом сам литератор уверен, что "писатель должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть стараться сделать своих читателей соавторами, согероями своих книг".

РИА "Новости"

Биографическая справка:

Известный прозаик, автор 23-х романов, "стиляга" и "антисоветчик" Василий Павлович Аксенов родился в Казани в семье партийного деятеля 20 августа 1932 года. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксенов прожил с сосланной матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский медицинский институт. В 1956-1960 годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.

Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", который тогда казался недосягаемой мечтой для молодых авторов. В 1956 году Аксенов встретился в одной из московских компаний с писателем Владимиром Померанцевым. Померанцев предложил Аксенову почитать рассказы собственного сочинения. Рассказы Померанцеву понравились, и он отнес их в журнал "Юность". Валентин Катаев, который на тот момент возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов - "стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля" - и решил Аксенова печатать. Тогда в "Юности" появились два рассказа "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы".

В 1960-м году выходит повесть Аксенова о врачах "Коллеги", удачное название которой придумал Катаев. Повесть пользовалась большим успехом и положила начало так называемой "молодежной прозы". Именно в связи с "Коллегами" впервые появилось выражение "шестидесятники", которое теперь практически утратило "авторство" и стало обозначением целого поколения и эпохи. Первым это выражение употребил в своей статье критик Станислав Рассадин.

Главный успех принес Аксенову роман "Звездный билет", который вышел в той же "Юности" в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения "фестиваля молодежи и студентов", которое в комсомольской печати получило кличку "стиляги".

Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.

В течение 1960-х годов Аксенов активно печатался. Одна за другой вышли повести "Апельсины из Марокко" (1963 год), "Пора, мой друг, пора" (1964 год), "Жаль, что вас не было с нами" (1965 год), "Затоваренная бочкотара" (1968 год) и другие. В 1972 году в журнале "Новый мир" была опубликована повесть Аксенова "В поисках жанра".

Расхожая формула Евтушенко "Поэт в России - больше, чем поэт" перекроила судьбы многих русских писателей, в том числе и Аксенова. Усиленный интерес КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и дублировавшей ее критикой привели Аксенова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако писатель продолжал работать. В 1975 был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой.

В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь". В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя, в июле 1980 года, вынужденный "спасать" свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.

В эмиграции Аксенов становится билингвистическим автором: роман "Желток яйца" (1989 год) был написан по-английски, а затем переведен автором на русский. Американские впечатления легли в основу книги "В поисках грустного бэби" (1987 год).

В США Аксенов преподавал русскую литературу в университете Дж.Мейсона под Вашингтоном, в течение долгих лет он вел семинар "Современный роман - упругость жанра", а затем курс "Два столетия русского романа", увлекался недоступными тогда в России учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.

Впервые после длительного перерыва Аксенов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока, с конца 1980-х книги Аксенова снова издаются, а начиная с 1990-х годов он часто и подолгу бывает в России.

В 1992 году Аксенов завершил работу над 3-томным романом "Московская сага" о трех поколениях московских интеллигентов XX века. Этот роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. Осенью 2001 года режиссер Дмитрий Борщевский начал съемки телефильма по мотивам романа "Московская сага", работу над фильмом планируется завершить в начале 2003 года.

В 1998 году вышел роман "Новый сладостный стиль", который затрагивает тему судьбы русских эмигрантов в США.

Прожив больше двух десятилетий в США, Аксенов уходит из Вашингтонского университета и переезжает во Францию в Биарриц. Сейчас писатель работает над новой книгой о 1764 годе в европейской истории, для которой он собирал материал в течение полутора лет. Местом действия нового романа станет и Франция, включая картины Парижа, а также Прибалтика, Голштиния, русские поместья провинциальных дворян. В сюжете - бессмысленные баталии, прусская и русская тайная службы в причудливых сплетениях, среди героев - Вольтер и "странные", по словам самого писателя, персонажи.

Василий Аксёнов замечательный писатель.
Гинзбург Валерий Ефимович 2007-10-14 11:27:43

Знаком с произведениями В.П.Аксёнова с 1961 года. Появление в печати "Звёздный билет" "Апельсины из Марокко" вызвало огромный интерес к творчеству В.П.Аксёнова.Особенно среди молодёжи.До сих пор этот интерес не ослабевает.


вся правда о В. Аксенове
Fktrcfylh 2008-08-27 18:11:24

Начать, коллеги, следует с фразы, написанной самим Аксенов "Если бы мне позволил возраст и здоровье я поступил бы в морскую пехоту США. Дабы провести часть жизни в борьбе за идеалы демократии"

Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Его отец, Павел Васильевич Аксенов, был партийным деятелем, занимал должность председателя Казанского горсовета. Мать писателя, Евгения Соломоновна Гинзбург, преподавала в Казанском педагогическом институте, занималась журналистикой, написала несколько литературных произведений. Василий был младшим ребенком в семье и единственным общим ребенком родителей (Майа - дочь П.В. Аксенова, Алексей - сын Е.С. Гинзбург от первого брака).

В 1937 году родители были осуждены и приговорены (Евгений Соломоновна - к 10 годам тюрьмы и лагерей, а ее муж - к 15 годам). Брата и сестру Василия забрали родственники, а ему самому не разрешили остаться с бабушками, и он был отправлен в детский дом для заключенных. В 1938 году его забирает из Костромского детдома его дядя - Андреян Васильевич Аксенов, у которого он прожил до 1948 года, пока его мать, вышедшая из лагерей в 1947 году и проживавшая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на переезд Васи к ней.

Получил медицинское образование, окончив в 1956 году 1-й Ленинградский медицинский институт, после чего работал по распределению в Балтийском морском пароходстве на судах дальнего плавания. Также Аксёнов работал карантинным врачом в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве.

Начиная в 1963 года, когда Никита Хрущев подверг Аксенова разгромной критике на встрече интеллигенции в Кремле, у писателя начались проблемы с властью. Его произведения перестали печататься в 70-е, после окончания "оттепели", а писателя стали называть "несоветским" и "ненародным". Неудивительно, что в 1977-1978 годах его произведения стали появляться за рубежом, преимущественно в США, куда он выехал по приглашению 22 июля 1980 года (после чего был лишен советского гражданства) и где прожил до 2004.

В 1980-1991 годах активно сотрудничал в несколькими крупными радиостанциями и журналами, писал очерки, являлся профессором русский литературы в одном из университетов. Продолжалась и литературная деятельность. Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. На следующий год ему вернули советское гражданство. В последние годы жизни жил с семьёй в Биаррице (Франция).

В 2008 году у писателя был диагностирован инсульт. С тех пор его состояние было "стабильно тяжелым". 6 июля 2009 года Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве. Был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище. В Казани восстановлен дом, где в молодости жил писатель, в 2009 году там был создан Музей его творчества.

Литературная деятельность

Василий Аксенов начал путь писателя с написания повести "Коллеги" в 1959 году (в 1962 году по ней снят одноименный фильм). За ней последовал роман «Звёздный билет», написанный в 1961 году, который также экранизирован в 1962 под названием «Мой младший брат». Завершается 1962 год написанием повести «Апельсины из Марокко» (1962). Сборники рассказов «Катапульта», «На полпути к Луне» выходят в 1963 и 1966 соответственно. В 1968 году опубликована фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». В 1964 году Аксенов становится одним из девяти авторов коллетективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».

В 60-х Аксенов часто печатается в журнале «Юность», членом редколлегии которого является в течение нескольких лет. К 1970 написана первая часть приключенческой дилогия для детей «Мой дедушка - памятник». Вторую часть под названием «Сундучок, в котором что-то стучит», юные читатели увидели в 1972 году.

Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году. При первой публикация в журнале «Новый мир» жанр произведения был так и указан:"Поиски жанра". Были также попытки переводческой деятельности. В1976 году пиатель перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Романы, написанные в США: «Бумажный пейзаж», «Скажи „изюм“», «В поисках грустного бэби», «Желток яйца», трилогия «Московская сага», сборник рассказов «Негатив положительного героя», «Новый сладостный стиль», «Кесарево свечение».

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

Лучшие книги писателя

  • Если вы решили изучить творчество этого замечательного писателя, предлагаю начать с литературы, посвященной детям. Повесть "Мой дедушка - памятник" послужит отличным началом. Приключения, моря, океаны, пираты, капитаны - романтика! При прочтении невозможно не вспомнить знаменитый "Остров сокровищ" Стивенсона. Не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.
  • Повесть "Коллеги" рекомендуется, если вы планируете подойти с творчеству Аксенова капитально, так как это произведение - его первый литературный опыт, отправная точка в его карьере. Повествуется о молодых врачах и их понимании окружающего мира, поиске себя в нем.
  • Роман "Звездный билет". Я бы очень хотел быть беспрестрастным, но увы, не могу спокойно писать о моем любимом произведении автора. Трое парней и девушка, первое путешествие, юношеский максимализм, ошибки и опыт, расставание - основные "теги" этой истории. Именно здесь зарождался стиль писателя, именно за этот роман его любят читатели.
  • "Остров Крым". Историческая и географическая альтернатива, где Крым - полноценный остров в Черном море. Сюжет строится на жизнеописаниях геров; на протяжении всего романа прослеживается сатирико-политический подтекст.
  • "Смеется тот, кто Смеется". Роман интересен как минимум тем, что в над ним работали 9 писателей. Сюжет повествует о мужчине, однажды вернувшимся домой с работы и не обнаружившим дома жены и ребенка. В тот же вечер, слоняясь по городу, он узнает, что его считают иностранным агентом...

Видео по теме

Источники:

  • 24СМИ

Совет 2: Василий Павлович Аксёнов: биография, карьера и личная жизнь

В истории любой страны найдутся трагические страницы, которые будоражат память пострадавших. Для советских людей и для их потомков события 30-х годов прошлого века еще долго будут предметом для дискуссий. Строительство нового общества сопровождалось бескомпромиссной борьбой между сторонниками и противниками кардинальных преобразований. Василий Павлович Аксенов, будучи ребенком, стал жертвой этих трагических событий. Время, проведенное в казенных заведениях, навсегда отпечаталось в его памяти. Отпечаталось и проявилось в литературном творчестве.

Сын за отца не отвечает

В основе литературного творчества часто ложится неудовлетворенность жизнью, своим положением в обществе и взаимоотношениями с властными структурами. Василий Аксенов получил профессию врача, но карьера в этой сфере у него не сложилась. И тогда он попробовал стать писателем. Генетические предпосылки для этого у молодого человека имелись. Его мать, Евгения Соломоновна Гинзбург успешно занималась журналистикой и литературным творчеством. Биография Аксенова изночально складывалась драматически. Мальчик появился на свет 20 августа 1932 года в семье партийного работника.

Родители проживали в Казани. Отец работал в городском Совете, мать – в редакции местной газеты. В семье уже подрастали сын и дочь. Василий оказался третьим ребенком. Политические события в стране развивались по крутому маршруту и, в буквальном смысле слова, разрушили семейное гнездо Аксеновых. Родителей арестовали, осудили и отправили в места, где им назначили отбывать наказание. Четырехлетнего Васю поместили в специальный приемник для детей врагов народа. Родной брат отца, долго разыскивал племянника. Нашел. Забрал его из детского дома и привез к родной тете.

Десять лет пришлось Василию прожить у близких родственников, ожидая пока освободиться из заключения мать. В 1948 году Евгения Гинзбург вышла на свободу, но возвратиться на родину ей запретили. Она забрала сына к себе в печально знаменитый Магадан. Аксенов имел возможность в течение нескольких лет наблюдать, как живут люди в ссылке. Юноше не составило большого труда окончить в этом городе школу. Чтобы следующим шагом получить достойное образование, ему пришлось придумать себе легенду, отправиться в Ленинград и окончить мединститут.

Первые книги

Неудовлетворенность профессиональной деятельностью послужила мощной мотивацией для занятия писательским трудом. В 1959 году Аксенов завершил повесть «Коллеги» и через несколько месяцев ее напечатали в журнале «Юность». Далее карьера развивалась по нарастающей. Из-под пера молодого писателя выходили новые произведения и с восторгом принимались читателями. Повести, рассказы, романы публикуются в «толстых» журналах и отдельными книгами.

Личная жизнь писателя сложилась не сразу. В первом браке у Аксенова родилась дочь. Однако ребенок не смог сцементировать семью. Второй раз Василий сочетался законным браком с Майей Кармен. Образно выражаясь, это была любовь с первого взгляда. Муж и жена прожили счастливую и долгую жизнь. Писатель скончался в 2009 году. Майя была рядом до последнего часа.

Источники:

  • Василий Аксенов

Совет 3: Сергей Валерьевич Аксёнов: биография, карьера и личная жизнь

Лидерские качества и невероятная харизма помогли Сергею Аксенову сделать стремительную карьеру от депутата местного парламента до главы Республики Крым. Все это стало возможным после вхождения полуострова в состав России.

Начало пути

Сергей Аксенов родом из молдавского города Бельцы. Он родился в 1972 году в семье рабочих местного завода. Мальчик хорошо учился и окончил школу с серебряной медалью. Его отличала активная общественная позиция и любовь к спорту. В 1989-м выпускник поступил в Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище.

Предприниматель

С развалом СССР многие молодые люди занялись предпринимательством. Аксенов не стал исключением. Работал страховым агентом, затем трудился на руководящих должностях в кооперативах, которые осуществляли реализацию продуктов питания и промышленных товаров. В этот период своей биографии молодой бизнесмен обзавелся полезными знакомствами в прокуратуре и Фонде госимущества. Предприниматель сумел приватизировать несколько крымских предприятий и магазинов в Симферополе, Ялте, Алуште. Следующим его приобретением стали объекты жилой недвижимости, которые сдавались внаем и фирма, предоставляющая услуги по оформлению виз. Практическая работа требовала определенной теоретической базы, поэтому Сергей получил образование по специальности «Экономика предприятий», а затем стал магистром в области финансов.

Политик

Во второй половине 2000-х бизнесмен решил попробовать себя в сфере политики. Вел активную работу в составе организаций «Русская община Крыма» и «Гражданский актив Крыма». В 2010-м опытный политик встал во главе движения «Русское единство», от этой партии он одержал победу на выборах в Крымский парламент. Приоритетными направлениями своей работы народный избранник считал поддержку отечественного производителя, дифференциацию в системе налогообложения и заботу о малоимущих слоях населения. Деятельность депутата создала основу для дальнейшей карьеры политика.

«Крымская весна»

В момент проведения крымского референдума о вхождении полуострова в состав Российской Федерации особенно ярко проявились лидерские качества Аксенова. Руководство страны увидело в нем сильного человека, способного объединить многонациональный Крым и взять на себя ответственность за его развитие в новом правовом поле. На протяжении четырех лет Сергей Валерьевич возглавляет Совет министров Крыма. За это время глава республики показал себя как грамотный, уверенный в себе руководитель. Коллеги отзываются о нем как об умном, энергичном человеке, способном развиваться. Он считает полуостров своим домом и отдает много сил для восстановления народного хозяйства республики. Последние два года важными акцентами его работы стала борьба с коррупцией и дорожное строительство. Особой популярностью на сайте республиканского правительства пользуется онлайн форма, в которой каждый житель полуострова может обратиться к его председателю. Открытость и оперативность в принятии решений помогли заслужить Аксенову авторитет и признание крымчан.

Личная жизнь

Знаменитый политик неохотно делится с журналистами подробностями своей частной жизни. С супругой Еленой он создал семью больше двадцати лет назад. Жена получила экономическое образование, занимается предпринимательской деятельностью. К слову, ее официальный доход вдвое превышает зарплату мужа чиновника. У пары двое детей. Дочь Кристина недавно успешно окончила вуз. Сын Олег отслужил в армии, увлеченно занимается греко-римской борьбой. Эту любовь юноше привил отец, который возглавляет крымскую Федерацию по этому виду спорта. Свободное от работы время семья проводит в путешествиях.

Аксёнов Василий Павлович

Писатель
Лауреат премии «Букер - Открытая Россия» за лучший роман года «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004)
Удостоен Ордена искусств и литературы, одной из высших наград Франции (2005)
Обладатель звания Doctor of Humane Letters (США)
Член ПЕН-клуба и Американской авторской лиги

«Ушел один из самых светлых людей поколения «оттепели», который всю жизнь это тепло «оттепели» пытался сохранить и приглашал за собой своих читателей». Андрей Битов.

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в семье партийных работников Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. Он был третьим, младшим ребёнком в семье, и единственным общим ребёнком родителей. Его отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии, а мама Евгения Семёновна работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем она была заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», и состояла в казанской областной парторганизации.

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, его мать, а вскоре - и отец, были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Пройдя ужас сталинских лагерей во времена разоблачения культа личности Евгения Гинзбург позже стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказа о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

Старших детей - сестру Майю (дочь П.В.Аксёнова) и Алёшу (сына Е.С.Гинзбург от первого брака) забрали к себе родственники, а Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых, так как его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя. В 1938 году дяде Василия Аксёнова (брату П.Аксёнова) удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря, и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург описала в «Крутом маршруте».

Магадан поразил Василия своей свободой - в бараке у матери вечерами собирался настоящий «салон». В компании «бывших лагерных интеллигентов» говорилось о таких вещах, о которых Василий до этого и не подозревал. Будущего писателя потрясли широта обсуждавшихся проблем и рассуждения о судьбах человечества. Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, визу ему так и не дали. Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

В 1958 году в журнале «Юность» были напечатаны первые рассказы Аксёнова «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы», а в 1960 году была опубликована его первая повесть «Коллеги», по которой впоследствии по ней был снят одноименный фильм. Благодаря этой повести Аксёнов стал широко известен. Он ушел из медицины и вплотную занялся литературой. Многие их ранних произведений Аксёнова - романы «Звёздный билет», «Пора, мой друг, пора», повести «Апельсины из Марокко» и «Жаль, что вас не было с нами» вызвали неоднозначную реакцию властей». Что вынудило руководителей журнала «Юность» в 1963 году уговорить его написать и отдать в газету «Правда» покаянную статью «Ответственность». «Правда, раскаяниям Аксёнова поверили далеко не все», - отмечали исследователи его творчества. Позже его сатирическая повесть «Затоваренная бочкотара», написанная в 1968 году также стала причиной обвинения автора в «скрытом антисоветизме».

В 1972 году им был написан экспериментальный роман «Поиски жанра». Тогда же в 1972 году, совместно с О.Горчаковым и Г.Поженяном, он написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). В 1976 году Аксенов перевёл с английского роман Э.Л.Доктороу «Рэгтайм».

В 1970-е годы после окончания «оттепели» произведения Аксёнова перестали публиковаться в Советском Союзе. Романы «Ожог» в 1975 году и «Остров Крым» в 1979 году с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Василия Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой - применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977 и 1978 годах произведения Аксёнова начали появляться за рубежом, прежде всего - в США.

Его друзья вспоминали: «Он был в своем роде неприкасаемым и пользовался уважением даже среди тех писателей, которые принадлежали к совершенно другому «лагерю». К нему испытывали определенный пиетет, даже секретари Союза называли его Василием Павловичем». Однако после «Метрополя» все изменилось.

В 1979 году Василию Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха «Метрополь». Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года Василий Аксёнов, Инна Лиснянская и Семён Липкин заявили о своем выходе из СП.

Участники альманаха «Метрополь» слева направо: Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.

22 июля 1980 года Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего был вместе с женой Майей Кармен лишён советского гражданства. До 2004 года он жил в США, преподавая русскую литературу в университете Дж.Мейсона в Ферфексе, в Виргинии. Василий Павлович обладал удивительной силой воли. Те, кто высылал его из страны, думали, что это сломает писателя, но ошиблись. Вот как Аксёнов объяснял произошедшее: «Существует такое мнение, что русский писатель не может писать вне России. Что, как только он попадает за границу, он начинает ныть, задыхаться и в ближайшей канаве кончает свой век. Это не совсем так, если мы вспомним опыт Гоголя, Достоевского, Тургенева, которые провели за границей долгие годы и писали там далеко не худшие свои вещи. Так и у меня сложилась судьба. Когда ты навсегда покидаешь Родину, ты испытываешь стресс, потом ты начинаешь как-то бороться с этим, приходишь в себя и вдруг понимаешь, что можно замечательно писать».

С 1981 года Василий Аксёнов был профессором русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана он работал с 1981-го по 1982-й годы, в Университете Дж.Вашингтона с 1982-го по 1983-й годы, в Гаучерском университете с 1983-го по 1988-й годы, в Университете Джорджа Мейсона с 1988-го по 2009-й годы.

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США Василием Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» в 1982 году, «Скажи изюм» в 1985 году, «В поисках грустного бэби» в 1986 году, трилогия «Московская сага» в 1989, 1991 и 1993 годах, сборник рассказов «Негатив положительного героя» в 1995 году, «Новый сладостный стиль» в 1996 году, посвященный жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах, «Кесарево свечение» в 2000 году.

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж.Мэтлока. В 1990 году Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство, после чего писатель жил в Москве, и ездил в Биарриц во Франции, где у него с 2002 года был дом.

С 1980-го по 1991-й годы Василий Аксёнов в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» в 2004 году. Эдуард Тополь рассказывал об Аксёнове: «Аксёнов был из мощной когорты диссидентов-шестидесятников, которая давала надежду на то, что мы остаемся людьми даже при советской власти». По его мнению, без духа диссидентства вообще нет настоящего писателя: «Революция должна быть не на улице, а в душах людей. И настоящий писатель должен говорить то, что хочет сказать, несмотря на то, что это может быть запрещено».

Второй женой писателя была Майя Афанасьевна, которую Аксёнов отбил у своего приятеля, русского кинорежиссера Романа Кармена. Василий Павлович познакомился с Майей в Ялте, куда Кармен приехал отдыхать после инфаркта. Встречались тайком в Сочи. Аксёнов признавался: «О наших изменах знали все. Товарищ Романа Юлиан Семенов раз чуть меня не побил. Кричал: «Отдай Роме Майку».

Аксёнов увлекался исторической литературой, особенно его интересовал XVIII век. Им было прочитано множество книг, посвященных истории парусного флота. Со студенческой поры он увлекался джазом. Среди его спортивных пристрастий были джоггинг и баскетбол. Василий Павлович не был лишен маленьких человеческих слабостей. Его дурной привычкой было табакокурение. Писатель не скрывал этого, в одном из своих многочисленных интервью он поведал: «Я курил трубку в 22 года, когда воображал себя Хемингуэем. Но сигарета всегда была приятнее. Позже Марина Влади подарила мне классную трубку. Я очень долго с ней ходил».

Об Аксёнове писали, что это он в 1960-х годах «первый ввел слово «джинсы» в русский язык и сделал их своей униформой». «Он шел, такой джинсовый и такой джазовый», - вспоминала Белла Ахмадулина. А писатель Евгений Попов, поздравляя писателя с юбилеем, отметил: «Из джинсовой куртки Аксёнова, как из «Шинели» Гоголя вышла вся современная русская литература».

«Он отличался удивительной мощью, и наша литература без него, безусловно, опустела, - считал писатель Дмитрий Быков. - А главное, человек был хороший, чего почти не бывает среди нас. Прежде всего, меня в Аксёнове поражала его способность к эксперименту, потому что я не знаю ни одного молодого писателя, который бы мог написать столь дерзкое сочинение, как «Москва Ква-Ква», такое разительное по храбрости, абсолютно платоновский эксперимент».

Аксёнов в течение всей своей жизни вел очень активный образ жизни, мог стоять на голове, занимаясь йогой. Но 15 января 2008 года Аксёнову внезапно стало плохо, когда он находился за рулем автомобиля. Произошло ДТП, Василий Аксёнов был срочно госпитализирован в 23-ю больницу, из которой он был переведен в институт Склифосовского. У Аксёнова был обнаружен тромб в сонной артерии, питающей левое полушарие мозга. Тромб был удален. Московскими врачами-неврологами было сделано все возможное, ничего лучшего сделать в другой стране не могли бы.

29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. Василий Аксёнов оставался в больнице под наблюдением врачей. 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведен в НИИ Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведен обратно в НИИ имени Склифосовского.

«Он жутко страдал и физически мучился. По привычке его пытались реабилитировать. В последнее время он выживал только потому, что был очень сильным и мужественным человеком. Месяца три-четыре назад он подавал очень хорошие надежды на выздоровление. Нам казалось, что возвращаются психологические реакции, эмоции, но позднее это не подтвердилось», - сказал заведующий отделением реабилитации НИИ нейрохирургии при госпитале имени Бурденко Владимир Найдин.

По его словам, Аксёнов также страдал от тромбоза кишечника: «Именно с этим диагнозом он был отправлен из нашего НИИ в институт Склифосовского, где он был прооперирован. Операция прошла достаточно успешно, но, учитывая тяжелое состояние, которое было у пациента до этого, все равно не удалось избежать этого трагического конца. Говорят, что Бог дает человеку столько, сколько он может выдержать. Василий Аксёнов выдержал столько, сколько не под силу выдержать среднестатистическому человеку».

По словам литературного критика Владимира Бондаренко, изучавшего творчество писателя, смерть Аксёнова стала настоящим ударом по литературе шестидесятников, литературе русской эмиграции и всей литературе прошлого века. «Аксёнов - это, безусловно, один из самых ярких и известных во всем мире российских писателей второй половины XX века. Его книги, конечно, будут переиздаваться, потому что они уже прошли проверку временем», - сказал он.

О Василии Аксёнове в 2009 году был снят документальный фильм «Василий Аксёнов. Жаль, что вас не было с нами». В нем об Аксёнове рассказали писатели Анатолий Гладилин, Евгений Попов, Александр Кабаков, Белла Ахмадулина и Анатолий Найман. Лили Дени, переводчик Василия Асёнова, поделился своими воспоминаниями о начале 1960-х годов, рассказав о первом знакомстве с прозой писателя. Среди тех, кто также рассказал в фильме об Аксёнове - Борис Мессерер, Олег Табаков и Алексей Козлов.

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.biograph.ru
Материалы сайта www.rian.ru
Материалы сайта www.news.km.ru
Материалы сайта www.jewish-library.ru
Материалы сайта www.peoples.ru
Текст статьи «Василий Аксенов: Майя - главная любовь», автор О.Кучкина

Вася, давай поговорим о любви. У Тургенева была Виардо, у Скотта Фитцджеральда - Зельда, у Герцена - Наташа, не будь ее, не родилась бы великая книга «Былое и думы». Что такое для писателя его женщина? Случалось в твоей жизни, что ты писал ради девушки, ради женщины?

Так не было... Но все же такое возвышенное было. И наша главная любовь - я не знаю, как Майя на это смотрит, но я смотрю так: Майя, да.

Хорошо помню: Дом творчества в Пицунде, ты появляешься с интересной блондинкой, и все шушукаются, что, мол, Вася Аксенов увел жену у известного кинодокументалиста Романа Кармена...

Я ее не уводил. Она была его женой еще лет десять.

- Ты с ним был знаком?

Нет. Я один раз ехал с ним в «Красной стреле» в Питер. Я был под банкой. А я уже слышал о его жене. И я ему говорю: правда ли, что у вас очень хорошенькая жена? Он говорит: мне нравится. Так он сказал, и может, где-то отложилось.

- Сколько лет тебе было?

Года 32 или 33. Я был женат. Кира у меня была жена. Кира - мама Алексея. И с ней как-то очень плохо было... На самом деле мы жили, в общем, весело. До рождения ребенка, до того, как она так располнела...

- Все изменилось оттого, что она располнела? Тебя это стало... обижать?..

Ее это стало обижать. Я к этому времени стал, ну, известным писателем. Шастал повсюду с нашими тогдашними знаменитостями... разные приключались приключения... она стала сцены закатывать...

- А начиналось как студенческий брак?

Нет, я уже окончил мединститут в Питере. И мы с другом поехали на Карельский перешеек, наши интересы - спорт, джаз, то-се. И он мне сказал: я видел на танцах одну девушку... Она гостила там у своей бабушки, старой большевички. Та отсидела в тюрьме, ее только что отпустили, это был 1956 год. А сидела она с 1949-го...

- И твоя мама сидела...

Моя мама сидела в 1937-м. А Кирину бабушку каким-то образом приплели к делу Вознесенского...

- Какого Вознесенского?

Не Андрея, конечно, а того, который направлял всю партийную работу в Советском Союзе. Его посадили и расстреляли. Приходил его племянник, который рассказывал, как тот сидел в тюрьме в одиночке и все время писал письма Сталину, что ни в чем не виноват. И вдруг в один прекрасный момент Политбюро почти в полном составе вошло в его камеру, и он, увидев их, закричал: я знал, друзья мои, что вы придете ко мне! И тогда Лазарь Каганович так ему в ухо дал, что тот оглох.

- Зачем же они приходили?

Просто посмотреть на поверженного врага.

- Садисты...

А Кира кончала институт иностранных языков и пела разные заграничные песенки очень здорово...

- И твое сердце растаяло.

Вот именно. А потом... всякие штучки были...

- Штучки - любовные увлечения?

Любовные увлечения. Это всегда по домам творчества проходило. И вот как-то приезжаем мы в Дом творчества в Ялте. Там Поженян, мой друг. Мы с ним сидим, и он потирает ручки: о, жена Кармена тут...

- Потирает ручки, думая, что у тебя сейчас будет роман?

Он думал, что у него будет роман. Она только что приехала и подсела к столу Беллы Ахмадулиной. А мы с Беллой всегда дружили. И Белла мне говорит: Вася, Вася, иди сюда, ты знаком с Майей, как, ты не знаком с Майей!.. И Майя так на меня смотрит, и у нее очень измученный вид, потому что у Кармена был инфаркт, и она всю зиму за ним ухаживала, и, когда он поправился, она поехала в Ялту. А потом она стала хохотать, повеселела. А в Ялте стоял наш пароход «Грузия», пароход литературы. Потому что капитаном был Толя Гарагуля, он обожал литературу и всегда заманивал к себе, устраивая нам пиры. И вот мы с Майей... Майя почему-то всегда накрывала на стол, ну как-то старалась, я что-то такое разносил, стараясь поближе к ней быть...

- Сразу влюбился?

Да. И я ей говорю: вот видите, какая каюта капитанская, и вообще как-то все это чревато, и завтра уже моя жена уедет... А она говорит: и мы будем ближе друг к другу. Поженян все видит и говорит: я ухожу... И уплыл на этой «Грузии». А мы вернулись в Дом творчества. Я проводил Киру, и начались какие-то пиры. Белла чего-то придумывала, ходила и говорила: знаете, я слыхала, что предыдущие люди закопали для нас бутылки шампанского, давайте искать. И мы искали и находили.

- Развод Майи был тяжелым?

Развода как такового не было, и не было тяжело, она хохотуха такая была. Все происходило постепенно и, в общем, уже довольно открыто. Мы много раз встречались на юге, и в Москве тоже. Я еще продолжал жить с Кирой, но мы уже расставались. Конечно, было непросто, но любовь с Майей была очень сильная... Мы ездили повсюду вместе. В Чегет, в горы, в Сочи. Вместе нас не селили, поскольку у нас не было штампа в паспорте, но рядом. За границу, конечно, она ездила одна, привозила мне какие-то шмотки...

- Время самое счастливое в жизни?

Да. Это совпало с «Метрополем», вокруг нас с Майей все крутилось, она все готовила там. Но это уже после смерти Романа Лазаревича. Мы в это время были в Ялте, ее дочь дозвонилась и сказала.

- Он не делал попыток вернуть Майю?

Он нет, но у него друг был, Юлиан Семенов, он вокруг меня ходил и говорил: отдай ему Майку.

- Что значит отдай? Она не вещь.

Ну да, но он именно так говорил.

- У тебя нет привычки, как у поэтов, посвящать вещи кому-то?

Нет. Но роман «Ожог» посвящен Майе. А рассказ «Иван» - нашему Ванечке. Ты слышала, что случилось с нашим Ванечкой?

- Нет, а что? Ванечка - внук Майи?

Ей внук, мне был сын. Ему было 26 лет, он кончил американский университет. У Алены, его матери, была очень тяжелая жизнь в Америке, и он как-то старался от нее отдалиться. Уехал в штат Колорадо, их было три друга: американец, венесуэлец и он, три красавца, и они не могли найти работы. Подрабатывали на почте, на спасательных станциях, в горах. У него была любовь с девушкой-немкой, они уже вместе жили. Но потом она куда-то уехала, в общем, не сладилось, и они трое отправились в Сан-Франциско. Все огромные такие, и Ваня наш огромный. Он уже забыл эту Грету, у него была масса девушек. Когда все съехались к нам на похороны, мы увидели много хорошеньких девушек. Он жил на седьмом этаже, вышел на балкон... Они все увлекались книгой, написанной якобы трехтысячелетним китайским мудрецом. То есть его никто не видел и не знал, но знали, что ему три тысячи лет. Я видел эту книгу, по ней можно было узнавать судьбу. И Ваня писал ему письма. Там надо было как-то правильно писать: дорогому оракулу. И он якобы что-то отвечал. И вроде бы он Ване сказал: прыгни с седьмого этажа...

- Какая-то сектантская история.

Он как будто и не собирался прыгать. Но у него была такая привычка - заглядывать вниз...

- Говорят, не надо заглядывать в бездну, иначе бездна заглянет в тебя.

И он полетел вниз. Две студентки тогда были у него. Они побежали к нему, он уже лежал на земле, очнулся и сказал: я перебрал спиртного и перегнулся через перила. После этого отключился и больше не приходил в себя.

- Как вы перенесли это? Как Майя перенесла?

Ужасно. Совершенно ужасно. Начался кошмар.

- Когда это случилось?

В 1999 году. Мы с ним дружили просто замечательно. Как-то он оказался близок мне. Лучшие его снимки я делал. Я еще хотел взять его на Готланд. Я, когда жил в Америке, каждое лето уезжал на Готланд, в Швецию, там тоже есть дом творчества наподобие наших, и там я писал. Этот дом творчества на вершине горы, а внизу огромная церковь святой Марии. Когда поднимаешься до третьего этажа, то видишь химеры на церкви, они заглядывают в окна. Я часто смотрел и боялся, что химера заглянет в мою жизнь. И она заглянула. Майя была в Москве, я - в Америке. Мне позвонил мой друг Женя Попов и сказал...

- Мне казалось, что, несмотря ни на что, жизнь у тебя счастливая и легкая.

Нет, очень тяжелая.

Ты написал рассказ о Ванечке - тебе стало легче? Вообще, когда писатель перерабатывает вещество жизни в прозу, становится легче?

Не знаю. Нет. Писать - это счастье. Но когда пишешь про несчастье - не легче. Она там в рассказе, то есть Майя, спрашивает: что же мы теперь будем делать? А я ей отвечаю: будем жить грустно.

- Вася, а зачем ты уехал из страны - это раз и зачем вернулся - два?

Уехал, потому что они меня хотели прибрать к рукам.

- Ты боялся, что тебя посадят?

Нет. Убьют.

- Убьют? Ты это знал?

Было покушение. Шел 1980 год. Я ехал из Казани, от отца, на «Волге», летнее пустое шоссе, и на меня вышли «КамАЗ» и два мотоцикла. Он шел прямо мне навстречу, они замкнули дорогу, ослепили меня...

- Ты был за рулем? Как тебе удалось избежать столкновения?

Просто ангел-хранитель. Я никогда не был каким-то асом, просто он сказал мне, что надо делать. Он сказал: крути направо до самого конца, теперь газ, и крути обратно, обратно, обратно. И мы по самому краю дороги проскочили.

А я считала тебя удачником... Ты так прекрасно вошел в литературу, мгновенно, можно сказать, начав писать, как никто не писал. Работа сознания или рука водила?

В общем-то рука водила, конечно. Я подражал Катаеву. Тогда мы с ним дружили, и он очень гордился, что мы так дружны...

Ты говоришь о его «Алмазном венце», «Траве забвения», о том, что стали называть «мовизмом», от французского «мо» - слово, вкус слова как такового? А у меня впечатление, что сперва начал ты, тогда и он опомнился и стал по-новому писать.

Может быть. Вполне. Он мне говорил: старик, вы знаете, у вас все так здорово идет, но вы напрасно держитесь за сюжет, не надо развивать сюжет.

- У тебя была замечательная бессюжетная вещь «Поиски жанра» с определением жанра «поиски жанра»...

К этому времени он с нами разошелся. Уже был «Метрополь», а он, выступая на свое 80-летие по телевизору, сказал: вы знаете, я так благодарен нашей партии, я так благодарен Союзу писателей... Кланялся. Последний раз я проезжал по Киевской дороге и увидел его - он стоял, такой большой, и смотрел на дорогу... Если бы не было такой угрозы моим романам, я бы еще, может, не уехал. Были написаны «Ожог», «Остров Крым», масса задумок. Все это не могло быть напечатано здесь и стало печататься на Западе. И на Западе же, когда я начал писать свои большие романы, произошла такая история. Мое главное издательство «Рэндом Хаус» продалось другому издательству. Мне мой издатель сказал: не волнуйся, все останется по-старому. Но они назначили человека, который сперва присматривался, а потом сказал: если вы хотите получать прибыль, вы должны выгнать всех интеллектуалов.

- И ты попал в этот список? Прямо как у нас.

Приноси доход или пропадешь - у них такая поговорка. Этот человек стал вице-президентом издательской компании, и я понял, что моих книг там больше не будет. И я вдруг понял, что возвращаюсь в Россию, потому что опять спасаю свою литературу. Главное, я вернулся в страну пребывания моего языка.

- Вася, ты жил в Америке и в России. Что лучше для жизни там и здесь?

Меня греет то, что в Америке читают мои книги. Это, конечно, не то, что было в СССР... Но меня издают тиражами 75 тысяч, 55 тысяч...

Но я спрашиваю не о твоих эгоистических, так сказать, радостях, я спрашиваю о другом: как устроена жизнь в Америке и как устроена у нас?

В Америке удивительная жизнь на самом деле. Невероятно удобная, уютная. Во Франции не так уютно, как в Америке.

- В чем удобство? К тебе расположены, тебе улыбаются, тебе помогают?

Это тоже. Там много всего. Там университет берет на себя множество твоих забот и занимается всей этой бодягой, которую представляют формальности жизни, это страшно удобно.

- А что ты любишь в России?

Язык. Мне очень язык нравится. Больше ничего не могу сказать.

- Кому и чем чувствуешь ты себя обязанным в жизни?

Я сейчас пишу одну штуку о моем детстве. Оно было чудовищным. И все-таки чудовище как-то давало мне возможность выжить. Мама отсидела, отец сидел. Когда меня разоблачили, что я скрыл сведения о матери и об отце, меня выгнали из Казанского университета. Потом восстановили. Я мог загреметь на самом деле в тюрьму. Потом такое удачное сочетание 60-х годов, «оттепели» и всего вместе - это закалило и воспитало меня.

- Ты чувствовал себя внутри свободным человеком?

Нет, я не был свободным человеком. Но я никогда не чувствовал себя советским человеком. Я приехал к маме в Магадан на поселение, когда мне исполнилось 16 лет, мы жили на самой окраине города, и мимо нас таскались вот эти конвои, я смотрел на них и понимал, что я не советский человек. Совершенно категорично: не советский. Я даже один раз прицеливался в Сталина.

- Как это, в портрет?

Нет, в живого. Я шел с ребятами из строительного института по Красной площади. Мы шли, и я видел Мавзолей, где они стояли, черные фигурки справа, коричневые слева, а в середине - Сталин. Мне было 19 лет. И я подумал: как легко можно прицелиться и достать его отсюда.

- Представляю, будь у тебя что-то в руках, что бы с тобой сделали.

Естественно.

- А сейчас ты чувствуешь себя свободным?

Я почувствовал это, попав на Запад. Что я могу поехать туда-то и туда-то, в любое место земного шара, и могу вести себя, как захочу. Вопрос только в деньгах.

- Как и у нас сейчас.

Сейчас все совсем другое. Все другое. Кроме прочего, у меня два гражданства.

- Если что, будут бить не по паспорту.

Тогда я буду сопротивляться.

- Возвращаясь к началу разговора, женщина для тебя, как писателя, продолжает быть движущим стимулом?

Мы пожилые люди, надо умирать уже...

- Ты собираешься?

Конечно.

- А как ты это делаешь?

Думаю об этом.

- Ты боишься смерти?

Я не знаю, что будет. Мне кажется, что-то должно произойти. Не может это так просто заканчиваться. Мы все дети Адама, куда он, туда и мы, ему грозит возвращение в рай, вот и мы вслед за ним...

ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ

Проза:

1960 - «Коллеги» (повесть)
1961 - «Звёздный билет» (повесть)
1963 - «Апельсины из Марокко» (повесть)
1964 - «Катапульта», (повесть и рассказы)
1964 - «Пора, мой друг, пора» (повесть)
1964 - «На полпути к Луне», (сборник рассказов)
1965 - «Победа» (рассказ с преувеличениями)
1965 - «Жаль, что вас не было с нами» (повесть)
1968 - «Затоваренная бочкотара» (повесть)
1969 - «Любовь к электричеству» (повесть)
1971 - «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол» (очерк)
1972 - «В поисках жанра» (повесть)
1972 - «Мой дедушка - памятник» (повесть)
1973 - «Золотая наша Железка» (роман)
1975 - «Ожог» (роман)
1976 - «Сундучок, в котором что-то стучит»(повесть)
1979 - «Остров Крым» (роман)
1983 - «Скажи изюм»
1987 - «В поисках грустного бэби»
1989 - Yolk of the Egg ((англ.) перевод на русский - «Желток яйца», 2002)
1994 - «Московская сага» (роман-эпопея) экранизация «Московская сага»
1998 - «Новый сладостный стиль»
2000 - «Кесарево свечение»
2004 - «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (роман, премия «Русский Букер»)
2006 - «Москва Ква-Ква» (роман)
2007 - «Редкие земли»
2009 - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»

Сценарии к фильмам:

1962 год - Когда разводят мосты
1962 год - Коллеги
1962 год - Мой младший брат
1970 год - Хозяин
1972 год - Мраморный дом
1975 год - Центровой из поднебесья
1978 год - Пока безумствует мечта
2007 год - Татьяна
2009 год - Шут

Пьесы:

1965 год - «Всегда в продаже»
1966 год - «Твой убийца»
1968 год - «Четыре темперамента»
1968 год - «Аристофаниана с лягушками»
1980 год - «Цапля»
1998 год - «Горе, горе, гореть»
1999 год - «Аврора Горенина»
2000 год - «Ах, Артур Шопенгауэр»

Писатель, сценарист Василий Павлович Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийного деятеля. Родители были репрессированы, до 16 лет Василий Аксенов воспитывался в детском доме, затем у тети. Несколько лет прожил в Магадане, где находилась на поселении его мать, Евгения Гинзбург, автор знаменитого романа о сталинских лагерях "Крутой маршрут". В Магадане Аксенов окончил среднюю школу.

Первые рассказы Василия Аксенова "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы" были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", известность приобрел после публикации в 1960 году повести "Коллеги", по которой вскоре был снят одноименный кинофильм.

Написанные в начале 1960-х годов повести "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", рассказы "Местный хулиган Абрамашвили", "Товарищ красивый Фуражкин", "Жаль, что вас не было с нами" и другие были обозначены критиками как "молодежная проза".

В 1975 году был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой.

В 1976 году он перевел с английского языка популярный роман Эдгара Доктороу "Регтайм".

В 1979 году вместе с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь", изданного в США.

В декабре 1979 года он заявил о выходе из Союза писателей СССР в знак протеста против исключения из Союза Виктора Ерофеева и Евгения Попова.

С 1981 года Аксенов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (1988-2004). Он много лет вел семинар "Современный роман - упругость жанра", а затем курс "Два столетия русского романа", увлекался учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.

В 1980-1991 годы Василий Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией "Свобода".

В Вашингтоне вышли написанные им в СССР, но впервые опубликованные лишь после отъезда писателя в США романы "Ожог", "Остров Крым", "Золотая наша железка".

В США Аксеновым были написаны и изданы новые романы: "Бумажный пейзаж" (1982), "Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986), трилогия "Московская сага" (1989, 1991, 1993), сборник рассказов "Негатив положительного героя" (1995), "Новый сладостный стиль" (1996). Роман "Желток яйца" (1989) был написан Аксеновым по-английски, а затем переведен автором на русский.

В 1989 году впервые после длительного перерыва Аксенов посетил СССР по приглашению американского посла Джека Мэтлока.

С конца 1980-х годов стал вновь издаваться в России. После возвращения ему в 1990 году гражданства Аксенов часто приезжал в Россию, его произведения печатались, в том числе в журнале "Юность", вышло собрание его сочинений.

В июне 1999 года в Москве состоялись первые Аксеновские чтения, на которые писатель прибыл из США.

С 2002 года Аксенов жил во Франции, в Биаррице.

В 2004 году ему было присвоено звание почетного профессора Университета Джорджа Мэйсона (США).

В апреле 2007 года в Москве был издан очередной роман Аксенова - "Редкие земли".

Василий Аксенов - автор пьес "Всегда в продаже", "Твой убийца", "Четыре темперамента", "Аристофаниана с лягушками", "Цапля", "Горе, горе, гореть", "Аврора Корелика", "Ах, Артур Шопенгауэр" и киносценариев фильмов "Когда разводят мосты", "Мой младший брат", "Мраморный дом", "Центровой", "Пока безумствует мечта". Своей лучшей вещью писатель считал роман "Новый сладостный стиль".

В 2009 году, после смерти автора был издан последний законченный роман Василия Аксенова - "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках", в 2010 году вышел неоконченный автобиографический роман "Ленд лизовские. Lend leasing" .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников