Биография ван гога художника. Ван Гог: биография, интересные факты, творчество. Признание пришло после смерти

Когда 29 июля 1890 года 37-летний Винсент Ван Гог умер, его работы были почти никому не известны. Сегодня его картины стоят сногсшибательных сумм и украшают лучшие музеи мира.

Через 125 лет после смерти великого голландского живописца настало время узнать о нем больше и развеять некоторые мифы, которыми, как и вся история искусства, полна его биография.

Он сменил несколько рабочих мест, прежде чем стал художником

Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. В 1876 году он был уволен. После этого он некоторое время работал школьным учителем в Англии, затем продавцом книжного магазина. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Ван Гог испытывал нужду, ему приходилось спать на полу, но менее чем через год его уволили и с этого поста. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно.

Карьера художника Ван Гога была короткой

В 1881 году голландский художник-самоучка вернулся в Нидерланды, где посвятил себя рисованию. Его финансово и материально поддерживал младший брат Теодор, удачливый торговец произведениями искусства. В 1886 году братья поселились в Париже, и эти два года во французской столице оказались судьбоносными. Ван Гог принимал участие в выставках импрессионистов и неоимпрессионистов, он начал использовать светлую и яркую палитру, экспериментировать с методами нанесения мазков. Последние два года жизни художник провел на юге Франции, где создал ряд своих самых известных картин.

За всю свою десятилетнюю карьеру он продал только несколько из более 850 картин. Его рисунки (их осталось около 1300) оказались тогда невостребованными.

Скорее всего, ухо он себе не отрезал

В феврале 1888 года, прожив два года в Париже, Ван Гог переехал на юг Франции, в город Арль, где надеялся основать сообщество художников. Компанию ему составил Поль Гоген, с которым они подружились в Париже. Официально принятая версия событий такова:

В ночь на 23 декабря 1888 года они поссорились, и Гоген ушел. Ван Гог, вооружившись бритвой, преследовал приятеля, но, не догнав, вернулся домой и в досаде частично отрезал свое левое ухо, затем завернул его в газету и отдал какой-то проститутке.

В 2009 году двое немецких ученых опубликовали книгу, в которой предположили, что Гоген, будучи хорошим фехтовальщиком, отрезал часть уха Ван Гога саблей во время поединка. Согласно этой теории, Ван Гог во имя дружбы согласился скрыть правду, иначе Гогену грозила бы тюрьма.

Самые известные картины написаны им в психиатрической клинике

В мае 1889 года Ван Гог обратился за помощью в психиатрическую больницу Сен-Поль-де-Мозоль, расположенную в бывшем монастыре города Сен-Реми-де-Прованс в Южной Франции. Изначально художнику была диагностирована эпилепсия, но обследование выявило также биполярное расстройство, алкоголизм и нарушение обмена веществ. Лечение состояло в основном в приеме ванн. Он оставался в больнице в течение года и написал там ряд пейзажей. Более ста картин этого периода включают некоторые из его самых знаменитых работ, такие как «Звездная ночь» (приобретена нью-йоркским Музеем современного искусства в 1941 году) и «Ирисы» (куплена промышленником из Австралии в 1987 году за рекордную на тот момент сумму $ 53,9 млн.)


23 декабря 1888 года ныне всемирно известный художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог лишился уха. Существует несколько версий произошедшего, впрочем, вся жизнь Ван Гога была полна абсурдных и весьма странных фактов.

Ван Гог хотел пойти по стопам отца – стать проповедником

Ван Гог мечтал стать, как и его отец, священником. Он даже прошёл обязательную для поступления в евангельскую школу миссионерскую стажировку. Он около года прожил в глубинке среди шахтёров.


Но оказалось, что правила поступления изменились, и голландцы должны платить за обучение. Миссионер Ван Гог обиделся и после этого решил оставить религию и стать художником. Впрочем, выбор его был не случаен. Родной дядя Винсента был партнёром крупнейшей на то время арт-дилерской фирмы «Гупиль».

Рисовать картины Ван Гог начал только в 27 лет

Рисовать Ван Гог начал уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 27 лет. Вопреки расхожему мнению, он не был этаким «гениальным дилетантом», как кондуктор Пиросмани или таможенник Руссо. К тому времени Винсент Ван Гог был опытным арт-диллером и поступил сначала в Академию художеств в Брюсселе, а позже в антверпенскую Академию художеств. Правда, проучился он там всего три месяца, пока не уехал в Париж, где и произошло его знакомство с импрессионистами, в том числе и с .


Начинал Ван Гог с «крестьянской» живописи вроде «Едоков картофеля». Но его брату Тео, который знал толк в искусстве и поддерживал Винсента материально на протяжении всей его жизни, удалось убедить его, что «светлая живопись» создана для успеха, и публика её обязательно оценит.

Палитра художника имеет медицинское объяснение

Обилие жёлтых пятен разных оттенков на картинах Винсента Ван Гога, по мнению учёных, имеет медицинское объяснение. Есть версия, что такое видение мира вызвано большим количеством лекарств от эпилепсии, потребляемых им. Приступы этой болезни у него появились в последние годы жизни из-за напряжённой работы, разгульного образа жизни и злоупотребления абсентом.


Самая дорогая картина Ван Гога была в коллекции у Геринга

Более 10 лет картина Винеснта Ван Гога «Портрет доктора Гаше» удерживала титул самой дорогой картины в мире. Бизнесмен из Японии Риоей Саито, владелец крупной компании по производству бумаги, приобрёл эту картину с аукциона «Кристи» в 1990 году за $82 млн. Владелец картины в своём завещании указал, что полотно после его смерти должно быть кремировано вместе с ним. В 1996 году Риоей Саито умер. Доподлинно известно, что картина сожжена не была, но где именно она теперь находится – неизвестно. Есть мнение, что художник нарисовал 2 варианта картины.


Впрочем, это всего один факт из истории «Портрета доктора Гаше». Известно, что после выставки «Вырождающееся искусство» в Мюнхене в 1938 году эту картину для своей коллекции приобрел нацист Геринг. Правда, вскоре он продал её некому голландскому коллекционеру, а потом картина оказалась в США, где и была, пока её не приобрёл Саито.

Ван Гог – один из самых похищаемых художников

В декабре 2013 года ФБР опубликовало топ-10 громких краж гениальных художественных произведений с целью, чтобы общественность могла оказать содействие в раскрытии преступлений. Самыми ценными в этом списке являются 2 картины Ван Гога – «Вид моря в Шевингене» и «Церковь в Ньюнене», которые оцениваются в $30 млн. каждая. Обе эти картины были похищены в 2002 году из Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме. Известно, что в качестве подозреваемых в хищении были арестованы двое мужчин, но доказать их вину не удалось.


В 2013 году из музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Египте из-за халатности руководства было украдено полотно Винсента Ван Гога «Маки», которое экспертами оценивается в $50 млн. Вернуть картину пока не удалось.


Ухо Ван Гогу мог отрезать Гоген

История с ухом у многих биографов Винсета Ван Гога вызывает сомнения. Дело в том, что если бы художник отрезал себе ухо под корень, то он умер бы от потери крови. Отрезанной же у художника оказалась только мочка уха. Запись об этом есть в сохранившемся врачебном заключении.


Есть версия, что инцидент с отрезанным ухом произошёл во время ссоры Ван Гога и Гогена. Гоген, искушённый в матросских драках, полоснул Ван Гога по уху, а у того от стресса случился припадок. Уже позже, пытаясь себя обелить, Гоген и придумал историю о том, как Ван Гог гонялся за ним в припадке безумия с бритвой и покалечил сам себя.

Неизвестные картины Ван Гога находят и сегодня

Осенью нынешнего года музей Винсента Ван Гога в Амстердаме идентифицировал новую картину, принадлежащую кисти великого мастера. Картина «Закат в Монмажуре», как заявили исследователи, была написана Ван Гогом в 1888 году. Исключительной находку делает тот факт, что полотно принадлежит к периоду, который искусствоведы считают вершиной творчества художника. Открытие удалось сделать, используя такие методы как сравнение стиля, красок, техники, компьютерный анализ холста, рентгеновские фотографии и изучение писем Ван Гога.


Картина «Закат в Монмажуре» выставляется в настоящее время в музее художника в Амстердаме в экспозиции «Ван Гог за работой».

Винсент Ван Гог – знаменитый художник и скандальная фигура в мире искусства XIX в. Сегодня его работы продолжают вызывать споры. Неоднозначность картин и их наполненность смыслами заставляют глубже взглянуть и на них, и на жизнь их создателя.

Детство и семья

Он родился в 1853 г. в Нидерландах, в небольшой деревне Грот-Зюндерт. Отец был протестантским пастором, а мать из семьи переплетчика. Винсент Ван Гог имел 2 младших брата и 3 сестры. Известно, что дома он часто подвергался наказаниям за свой своенравный характер и вспыльчивость.

Мужчины в семье художника трудились в церкви либо занимались продажей картин и книг. С самого детства он был погружен в 2 противоречивых мира – мир веры и мир искусства.

Образование

В возрасте 7 лет старший Ван Гог начал посещать деревенскую школу. Всего через год он перешел на домашнее обучение, а еще через 3 уехал в школу-интернат. В 1866 г. Винсент стал учеником колледжа Виллема II. Хотя отъезд и разлука с близкими дались ему нелегко, он добивался определенных успехов в обучении. Здесь он получал уроки рисования. Спустя 2 года, Винсент Ван Гог прервал свое основное образование и вернулся домой.

В дальнейшем им неоднократно предпринимались попытки получить художественное образование, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Поиски себя

С 1869 по 1876 г., работая продавцом картин в крупной фирме, он жил в Гааге, Париже и Лондоне. В эти годы он познакомился с живописью очень близко, посещал галереи, ежедневно контактируя с произведениями искусства и их авторами, впервые попробовал себя в роли художника.

После увольнения он трудился в 2 английских школах в качестве учителя и помощника пастора. Затем вернулся в Нидерланды и продавал книги. Но большую часть времени тратилась им на рисунки и перевод фрагментов Библии на иностранные языки.

Через полгода, поселившись в Амстердаме у своего дяди Яна Ван Гога, он готовился поступать в университет на отделение теологии. Однако, достаточно быстро передумал и отправился сначала в Протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем, а затем в шахтерский поселок Патюраж в Бельгии.

С середины 80-х гг XIX в. и до конца жизни Винсент Ван Гог активно писал и даже продавал некоторые картины.

Некоторое время в 1888 г. провел в психиатрической лечебнице с диагнозом эпилепсия височных долей. Общеизвестен инцидент с отрезанием мочки уха, из-за которого он и попал в больницу – Ван Гог после ссоры с Гогеном отделил ее от своего левого уха и отнес знакомой проститутке.

Умер художник в 1890 г. от пулевого ранения. По некоторым версиям выстрел был произведен им самим.

Ван Гог краткая биография.


Имя: Винсент Гог (Vinsent Gogh)

Возраст: 37 лет

Место рождения: Грот-Зюндерт, Нидерланды

Место смерти: Овер-сюр-Уаз, Франция

Деятельность: Нидерландский художник-постимпрессионист

Семейное положение: не был женат

Винсент Ван Гог - биография

Винсент Ван Гог не стремился доказать окружающим, что он настоящий художник, -он не был тщеславным. Единственным человеком, кому он хотел это доказать, был он сам.

Винсент Ван Гог долго не имел ни какой-либо сформулированной цели в жизни, ни профессии. По традиции, поколения Ван Гогов или избирали церковную карьеру, или шли в торговцы произведениями искусства. Отец Винсента, Теодорус Ван Гог, был протестантским священником, служил в маленьком городке Гроот Зюндерт в Южной Голландии, на границе с Бельгией.

Дяди Винсента, Корнелиус и Вине, торговали картинами в Амстердаме и Гааге. Мать, Анна Корнелия Карбендус, мудрая женщина, прожившая почти сто лет, заподозрила, что сын у нее не обычный Ван Гог, едва он появился на свет 30 марта 1853 года. Годом раньше, день в день, у нее родился мальчик, нареченный тем же именем. Он не прожил и нескольких дней. Так что судьбой, считала мать, ее Винсенту уготовано жить за двоих.

В 15 лет, проучившись два года в школе в городке Зевенберген, а затем еще два - в средней школе, носившей имя Короля Вильяма П, Винсент оставил учебу и в 1868 году, с помощью дяди Винса, поступил в открывшийся в Гааге филиал парижской художественной фирмы «Гупиль и Ко». Работал он неплохо, юношу ценили за любознательность - он изучал книги по истории живописи и посещал музеи. Винсента повысили - направили в лондонский филиал «Гупиля».

В Лондоне Ван Гог пробыл два года, стал глубоким знатоком гравюр английских мастеров и приобрел подобающий коммерсанту лоск, цитировал модных Диккенса и Элиота, гладко брил рыжие щеки. Он вообще, как свидетельствовал его младший брат Тео, впоследствии тоже пошедший по торговой части, жил в те годы с почти блаженным восторгом перед всем, что его окружало. Сердечная переполненность вырывала у него страстные слова: «Нет ничего более художественного, чем любить людей!» -писал Винсент. Собственно, переписка братьев -главный документ жизни Винсента Ван Гога. Тео был тем человеком, к которому Винсент обращался как к духовнику. Другие документы отрывочны, фрагментарны.

Винсента Ван Гога ждало блестящее будущее комиссионера. Он должен был в скором времени переехать в Париж, в центральное отделение «Гупиля».

Что случилось с ним в 1875 году в Лондоне, не известно. Брату Тео он написал, что внезапно впал «в болезненное одиночество». Полагают, что в Лондоне Винсент, в первый раз по-настоящему влюбившись, оказался отвергнутым. Но избранницей его называют то хозяйку пансиона на Хакфорд Роуд 87, где он жил, Урсулу Лойер, то ее дочь Евгению и даже некую немку по имени Каролина Хаанебик. Поскольку в письмах к брату, от которого он ничего не скрывал, об этой своей влюбленности Винсент умолчал, возможно предположить, что «болезненное одиночество» его имело другие причины.

Еще в Голландии, по свидетельству современников, Винсент временами, вызывал недоумение своей манерой поведения. Выражение его лица внезапно делалось несколько отсутствующим, чужим, в нем было что-то задумчивое, глубоко серьезное, меланхолическое. Правда, потом он смеялся сердечно и весело, и все его лицо тогда светлело. Но чаще он казался очень одиноким. Да, собственно, и был таковым. К работе в «Гупиле» он охладел. Не помог и перевод в парижское отделение в мае 1875 года. В начале марта 1876 Ван Гог был уволен.

В апреле 1876 года он вернулся в Англию совсем другим человеком - без всякого лоска и амбиций. Устроился воспитателем в щколу преподобного Вильяма П. Стоука в Рэмсгейте, где получил класс из 24 мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Читал им Библию, а после и вовсе обратился к преподобному отцу с просьбой разрешить ему служить молебны для прихожан церкви Тернхам Грин. Скоро ему разрешили вести и воскресную проповедь. Правда, делал он это чрезвычайно скучно. Известно, что и отцу его тоже не хватало эмоциональности и умения завладеть аудиторией.

В конце 1876 года Винсент написал брату, что понял свое подлинное предназначение - он будет проповедником. Вернулся в Голландию и поступил на теологический факультет Амстердамского университета. По иронии судьбы, он, свободно говоривший на четырех языках: голландском, английском, французском и немецком, не сумел одолеть курс латыни. По результатам испытаний его определили в январе 1879 года приходским священником в шахтерскую деревню Васмес в самой бедной в Европе области Боринаж в Бельгии.

Миссионерская делегация, проведавшая отца Винсента в Васмесе через год, была немало встревожена переменами в Ван Гоге. Так, делегация обнаружила, что отец Винсент переехал из удобной комнаты в лачугу, спал на полу. Раздал бедным свою одежду и ходил в поношенном военном мундире, под который надевал самодельную рубашку из мешковины. Не умывался, чтобы не выделяться среди перепачканных угольной пылью шахтеров. Его пытались убедить, что Писание не следует понимать буквально, а Новый Завет не прямое руководство к действию, но отец Винсент выступил с обличением миссионеров, что, естественно, закончилось отстранением от должности.

Из Боринажа Ван Гог не уехал: перебрался в крошечную шахтерскую деревушку Кузмес, и, существуя на подношения общины, а по сути дела за кусок хлеба, продолжил миссию проповедника. Он даже прервал на время переписку с братом Тео, не желая принимать от него помощь.

Когда переписка возобновилась, Тео в очередной раз удивился переменам, произошедшим с братом. В письмах из нищего Кузмеса он рассуждал об искусстве: «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, и там окажется - Бог!» И сообщал, что много рисует. Шахтеров, жен шахтеров, их детей. И всем нравится.

Эта перемена удивила и самого Винсента. За советом, стоит ли ему продолжать рисовать, он отправился к французскому художнику Жюлю Бретону. С Бретоном он не был знаком, но в своей прошлой, комиссионерской, жизни уважал художника до такой степени, что прошел пешком 70 километров до Коуррьереса, где Бретон жил. Нашел дом Бретона, однако постеснялся постучать в дверь. И, подавленный, отправился так же пешком обратно в Кузмес.

Тео полагал, что брат после этого случая вернется к прежней жизни. Но Винсент как одержимый продолжал рисовать. В 1880 году он приехал в Брюссель с твердым намерением учиться в Академии художеств, однако заявление его даже не было принято. Винсента это ничуть не расстроило. Он накупил популярных в те годы пособий по рисунку Жан-Франсуа Милле и Чарльза Бага и отправился к родителям, собираясь заняться самообразованием.

Только мать одобрила удивившее всю семью решение Винсента стать художником. Отец отнесся к переменам в сыне весьма настороженно, хотя занятия искусством вполне вписывались в каноны протестантской этики. Дяди, не одно десятилетие торговавшие картинами, посмотрев рисунки Винсента, решили, что племянник не в себе.

Случай с кузиной Корнелией лишь укрепил их подозрения. Корнелия, которая недавно овдовела и одна воспитывала сына, приглянулась Винсенту. Добиваясь ее расположения, он ворвался в дом своего дяди, вытянул руку над масляной лампой и поклялся держать ее над огнем до тех пор, пока ему не позволят увидеть кузину. Отец Корнелии разрешил ситуацию, задув лампу, и Винсент, униженный, покинул дом.

Мать очень переживала за Винсента. Она уговорила своего дальнего родственника Антона Мауве, удачливого художника, поддержать сына. Мауве прислал Винсенту коробочку акварели, а затем встретился с ним. Посмотрев работы Ван Гога, художник дал несколько советов. Но узнав, что изображенная на одном из набросков модель с ребенком - женщина легкого поведения, с которой Винсент теперь жил, отказался поддерживать с ним дальнейшие отношения.

Ван Гог встретил Класину в конце февраля 1882 года в Гааге. У нее было двое малолетних детей, и ей негде было жить. Пожалев ее, он предложил Класине с детьми поселиться у него. Они были вместе полтора года. Брату Винсент писал, что таким образом искупает грех падения Класины, принимая на себя чужую вину. В благодарность она и ее дети терпеливо позировали Винсенту для этюдов масляными красками.

Именно тогда он признался Тео, что главным для него в жизни стало искусство. «Все остальное - следствие искусства. Если что-то не имеет к искусству отношения, этого не существует». Класина и ее дети, которых он очень полюбил, стали для него обузой. В сентябре 1883 года он оставил иx и покинул Гаагу.

Два месяца Винсент, полуголодный, кочевал с мольбертом по Северной Голландии. За это время он написал десятки портретов и сотни этюдов. Возвратившись в родительский дом, где его приняли как никогда прохладно, он объявил, что все, что он делал до этого, - «штудии». И теперь он готов написать настоящую картину.

Над «Едоками картофеля» Ван Гог работал долго. Сделал массу набросков, этюдов. Он должен был доказать всем и самому, себе в первую очередь, что он настоящий художник. Первой в это поверила жившая по соседству Марго Бегеман. Сорокапятилетняя женщина влюбилась в Ван Гога, но тот, увлеченный работой над картиной, ее не замечал. Отчаявшись, Марго пыталась отравиться. Ее с трудом спасли. Узнав об этом, Ван Гог тяжело переживал, и много раз в письмах к Тео возвращался к этому несчастному случаю.

Закончив «Едоков», он остался удовлетворен картиной и в начале 1886 года уехал в Париж - его внезапно увлекли работы великого французского художника Делакруа по теории цвета.

Еще до отъезда в Париж пробовал связать цвет и музыку, для чего взял несколько уроков игры на фортепиано. «Берлинская лазурь!» «Желтый хром!» - восклицал он, ударяя по клавишам, ошарашивая учителя. Он специально изучал буйные краски Рубенса. На его собственных картинах уже появились более светлые тона, и любимым цветом стал желтый. Правда, когда Винсент написал брату о своем желании приехать к нему в Париж, познакомиться с импрессионистами, тот пытался его отговорить. Тео опасался, что атмосфера Парижа окажется губительной для Винсента. Но его уговоры не подействовали...

К сожалению, парижский период Ван Гога наименее освещен документально. Два года в Париже Винсент жил у Тео на Монмартре, и переписку братья, разумеется, не вели.

Известно, что Винсент сразу погрузился в художественную жизнь столицы Франции. Он посещал выставки, знакомился с «последним словом» импрессионизма - работами Сера и Синьяка. Эти художники-пуантилисты, доведя до крайности принципы импрессионизма, ознаменовали его конечный этап. Он подружился с Тулуз-Лотреком, вместе с которым посещал занятия рисунком.

Тулуз-Лотрек, увидев работы Ван Гога и услышав от Винсента, что тот «всего лишь любитель», неоднозначно заметил, что он ошибается: любители - те, кто пишет плохие картины. Винсент уговорил брата, вхожего в художественные круги, познакомить его с мэтрами - Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Пьер-Огюстом Ренуаром. А Камиль Писсарро проникся сочувствием к Ван Гогу до такой степени, что отвел Винсента в «Лавочку папаши Танги».

Владелец этого магазинчика красок и других художественных материалов был старым коммунаром и щедрым меценатом. Он разрешил Винсенту устроить в магазине первую выставку работ, в которой участвовали и ближайшие его друзья: Бернар, Тулуз-Лотрек и Анкетен. Ван Гог уговорил их объединиться в «группу Малых бульваров» - в противовес знаменитым худож никам Больших бульваров.

Его давно посетила идея создать, по модели средневековых братств, сообщество художников Однако импульсивный характер и бескомпромиссность суждений помешали ему выстроить от ношения с друзьями. Он вновь стал сам не свой.

Ему стало казаться, что он слишком подвержен чужому влиянию. И Париж, город, куда он так стремился, вмиг стал ему отвратителен. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - написал он брату из небольшого городка Арль в Провансе, куда уехал в феврале 1888 года.

В Арле Винсент почувствовал себя собой. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - жесткой расположенности Гогена, говорил ему писал он Тео в августе 1888. Как и прежде, брат Ван Гог постоянно работал. Он писал на открытом воздухе, не обращая внимания на ветер, который часто опрокидывал мольберт и засыпал песком палитру. Он работал и ночью -используя систему Гойи, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Так были написаны «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной».

Но тут оставленная было идея создания сообщества художников вновь овладела им. Он снял за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в ставшем знаменитом благодаря его картинам «Желтом доме» на площади Ламартин, у въезда в Арль. И 22 сентября к нему, после неоднократных уговоров, приехал Поль Гоген. Это было трагической ошибкой. Винсент, идеалистически уверенный в дружеской расположенности Гогена, говорил ему все, что думал. Тот тоже не скрывал своего мнения. В канун Рождества 1888 года, после бурной ссоры с Гогеном, Винсент схватил бритву, чтобы напасть на друга.

Гоген спасся бегством и ночью перебрался в гостиницу. Впав в неистовство, Винсент отрезал себе мочку левого уха. Наутро его нашли в «Желтом доме» истекающим кровью и отправили в больницу. Через несколько дней его отпустили. Винсент вроде бы выздоровел, но вслед за первым приступом помутнения рассудка последовали другие. Его неадекватное поведение настолько пугало жителей, что депутация горожан написала петицию мэру и потребовала избавить их от «рыжего безумца».

Несмотря на многие попытки исследователей объявить Винсента сумасшедшим, все-таки нельзя не признать его общую вменяемость, или, как говорят психиатры, «критичность к своему состоянию». 8 мая 1889 года он добровольно лег в специализированную лечебницу Св. Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. За ним наблюдал доктор Теофиль Пейрон, который пришел к заключению, что пациент болен чем-то, напоминающим раздвоение личности. И назначил лечение периодическим погружением в ванну с водой.

Особой пользы в излечении душевных расстройств гидротерапия никому не приносила, но и вреда от нее не было. Куда больше Ван Гога угнетало то, что пациентам лечебницы ничего не дозволяли делать. Он упросил доктора Пейрона разрешить ему ходить на этюды в сопровождении санитара. Так, под присмотром, он написал много работ, в том числе «Дорогу с кипарисами и звездой» и пейзаж «Оливы, синее небо и белое облако».

В январе 1890 года, после выставки «Группы Двадцати» в Брюсселе, в организации которой участвовал и Тео Ван Гог, была продана первая -и единственная при жизни художника - картина Винсента: «Красные виноградники в Арле». За четыреста франков, что примерно равно нынешним восьмидесяти долларам США. Чтобы как-то подбодрить Тео, он написал ему: «Практика в торговле произведениями искусства, когда цены поднимаются после смерти автора, сохранилась до сих пор - это что-то вроде торговли тюльпанами, когда у живущего художника больше минусов, чем плюсов».

Сам Ван Гог был безмерно рад успеху. Пусть цены на работы ставших к тому времени классиками импрессионистов были несравнимо выше. Зато у него был свой собственный метод, свой, найденный с таким трудом и мучениями путь. И его наконец признали. Винсент безостановочно рисовал. К тому времени он и так написал уже более 800 живописных полотен и почти 900 рисунков -так много работ всего за десять лет творчества не создавал ни один художник.

Тео, воодушевленный успехам «Виноградников», присылал брату все больше красок, но Винсент стал их есть. Доктору Нейрону пришлось спрятать мольберт и палитру под замок, а когда Ван Гогу их вернули, он сообщил, что больше на этюды ходить не будет. Почему, он объяснил в письме своей сестре - Тео в этом он побоялся признаться: «...когда я в полях, меня до такой степени переполняет чувство одиночества, что даже страшно выходить куда-то...»

В мае 1890 года Тео договорился с доктором Гаше, терапевтом-гомеопатом из клиники в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, что Винсент продолжит лечение у него. Гаше, ценящий живопись и сам увлекающийся рисованием, с радостью принял у себя в клинике художника.

Винсенту тоже понравился доктор Гаше, которого он считал сердечным и оптимистичным. 8 июня навестить брата приезжали Тео с женой и ребенком, и Винсент провел прекрасный день в кругу семьи, рассуждая о будущем: «Все мы нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный».

Через месяц Гаше уже разрешил Ван Гогу поехать к брату в Париж. Тео, у которого тогда сильно заболела дочь и пошатнулись финансовые дела, не слишком ласково встретил Винсента. Между ними вспыхнула ссора. Подробности ее неизвестны. Но Винсент почувствовал, что длй брата он стал обузой. И, наверное, всегда был таким. Потрясенный до глубины души, Винсент в тот же день вернулся в Овер-сюр-Уаз.

27 июля после обеда Ван Гог вышел с мольбертом на этюды. Остановившись посередине поля, он выстрелил себе в грудь из пистолета (как у него появилось оружие - осталось неизвестным, да и сам пистолет так никогда и не был найден.). Пуля, как потом выяснилось, попала в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель. Хозяин приюта вызвал врача Мазри из ближайшего поселка и полицию.

Казалось, рана не причиняла Ван Гогу больших страданий. Когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели. Гаше послал-брату художника телеграмму, и Тео Ван Гог приехал утром следуюшего дня. Винсент до последней минуты находился в сознании. На слова брата, что ему обязательно помогут выздороветь, что надо только избавиться от отчаяния, ответил по-французски: «La tristesse "durera toujours» («Печаль продлится вечно»). И скончался в полвторого ночи 29 июля 1890 года.

Свяшенник в Овере запретил хоронить Ван Гога на церковном кладбище. Решено было похоронить художника на маленьким кладбише в расположенном неподалеку местечке Мери. 30 июля тело Винсента Ван Гога было предано земле. Давний друг Винсента, художник Эмиль Бернар, в подробностях описал похороны:

"На стенах комнаты, где стоял гроб с его телом, были вывешены его последние работы, образуя собой своего рода нимб, и яркость гения, которую они излучали, делала эту смерть еще более болезненной для нас, художников, что были там. Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины - повсюду желтые цветы. Это был, как вы помните, его любимый цвет, символ света, которым он мечтал наполнить сердца людей и который наполнял произведения искусства.

Рядом с ним на полу лежал его мольберт, его раскладной стульчик и кисти. Было много народу, в основном художники, среди которых я узнал Люсьена Писсарро и Лаузета. Я посмотрел на эскизы; один очень красивый и грустный. Заключенные, идущие по кругу, окруженные высокой тюремной стеной, холст, написанный под впечатлением от картины Доре, от ее ужасающей жестокости и символизирующий его скорый конец.

Разве жизнь для него не была таковой: высокой тюрьмой с такими высокими стенами, с такими высокими... и эти люди, бесконечно идущие вокруг ямы, разве они не бедные художники - чертовы бедные души, которые проходят мимо, подгоняемые хлыстом Судьбы? В три часа друзья понесли его тело на катафалк, многие из присутствующих плакали. Теодор Ван Гог, который очень любил брата и всегда поддерживал его в борьбе за свое искусство, не переставая плакал...

На улице было ужасно жарко. Мы поднялись на холм за пределами Овера, беседуя о нем, о том смелом импульсе, который он подарил искусству, о великих проектах, которые он все время обдумывал, и о добре, которое он всем нам нес. Мы дошли до кладбища: маленькое новое кладбище, полное новых надгробных плит. Оно располагалось на небольшом холме среди полей, которые были готовы к жатве, под чистым голубым небом, которое он на тот момент все еще любил... наверное. Затем его опустили в могилу...

Этот день был как будто создан для него, пока не представишь, что его уже нет в живых и он не может восхититься этим днем. Доктор Гаше пожелал произнести несколько слов в честь Винсента и его жизни, но он так сильно плакал, что смог только, заикаясь, сконфуженно произнести несколько прощальных слов (может быть, это было лучше всего). Он дал короткое описание мучений Винсента и его достижений, упомянув о том, насколько возвышенную цель тот преследовал и как сильно сам его любит (хотя он знал Винсента очень недолго).

Он был, сказал Гаше, честным человеком и великим художником, у него было всего две цели: гуманность и искусство. Искусство он ставил превыше всего, и оно отплатит ему тем же, увековечив его имя. Потом мы вернулись. Теодор Ван Гог был сломлен горем; присутствовавшие стали расходиться: кто-то уединялся, просто уходя в поля, кто-то уже шел обратно на станцию..."

Тео Ван Гог скончался через полгода. Все это время он не мог себе простить ссоры с братом. Степень его отчаяния становится понятной из письма, которое он написйл своей матери вскоре после смерти Винсента: «Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

После смерти Тео в его архиве было найдено последнее письмо Винсента, которое тот написал после ссоры с братом: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890) – знаменитый нидерландский художник, который своим творчеством оказал огромное влияние на живопись XIX-XX веков. Его творческий путь был недолог, всего десять лет, но за это время он успел создать около 2100 картин, из них 860 произведений написаны маслом. Творил в художественном направлении постимпрессионизма. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, автопортреты. Он жил в нищете и постоянных тревогах, лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, только после этого критики оценили его великое творчество.

Рождение и семья

Винсент появился на свет в южной нидерландской провинции Северный Брабант, которая расположена около границы с Бельгией. Там была маленькая деревушка Грот-Зюндерт, где 30 марта 1853 года и родился будущий великий художник.

Его отец, Теодор Ван Гог, 1822 года рождения, был протестантским пастором.
Мама, Анна Корнелия Карбентус, была родом из Гааги, что расположена на западе Нидерландов. Её отец переплетал и продавал книги.

Всего в семье родилось семеро детей, Винсент был вторым, но самым старшим, потому что первый ребёнок умер. Имя Винсент, означающее «победитель», предназначалось первому сыну, мать с отцом мечтали, что он вырастет, станет успешным в жизни и прославит их род. Так звали дедушку по линии отца, который всю жизнь служил в церкви протестантов. Но спустя полтора месяца от рождения ребёнок умер, его смерть стала тяжёлым ударом, родители были безутешны в своём горе. Однако прошёл год и у них родился второй малыш, которого решено было снова назвать Винсентом в честь умершего братика. Он и стал тем великим победителем, который принёс славу фамилии Ван Гог.

Спустя два года после рождения Винсента в семье появилась девочка Анна Корнелия. В 1857 году родился мальчик Теодорус (Тео), который впоследствии стал известным в Голландии торговцем картин, в 1859 году сестра Элизабет Губерта (Лиз), в 1862 году ещё одна сестрёнка Виллемина Якоба (Вил), а в 1867 году мальчик Корнелис (Кор).

Детские годы

Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.

Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.

Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.

Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.

Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Образование

Когда Винсенту исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в деревенскую школу. Однако спустя год забрали оттуда, и образование мальчик получал на дому у гувернантки.

Осенью 1864 года его отвезли в школу-интернат, которая располагалась в 20 километрах от родной деревни, в городке Зевенберген. Отъезд из родного дома наложил на мальчика глубокое впечатление, он сильно страдал и вспоминал об этом всю жизнь. В этот период Ван Гог сделал свои первые зарисовки и копии литографий.

Через два года его перевели в другой интернат, это был колледж Виллема II в городе Тилбург. Лучше всего подростку давались иностранные языки, здесь же он начал обучаться рисованию.

В начале весны 1868 года, когда учёба ещё не закончилась, Винсент бросил колледж и уехал домой к родителям. На этом его формальное образование окончилось. Родителей очень волновало, что сын вырос таким нелюдимым. А ещё их беспокоило то, что Винсента не привлекала ни одна профессия. Как только отец заводил с ним разговор о том, что надо трудиться, сын с ним соглашался, коротко отвечая: «Конечно, труд – это необходимое условие человеческого бытия».

Юность

Отец Ван Гога всю жизнь служил в не очень престижных приходах, поэтому мечтал, чтобы у его сына была хорошая высокооплачиваемая работа. Он обратился к своему брату, которого тоже звали Винсент, чтобы тот помог куда-нибудь устроить юного Ван Гога. Дядюшка Сент раньше работал в крупной торгово-художественной фирме, но уже отошёл от дел и понемногу занимался торговлей картин в Гааге. Однако связи у него остались, и летом 1869 года он дал племяннику свои рекомендации и помог устроиться на работу в гаагский филиал фирмы «Гупиль».

Здесь Винсент прошёл первоначальное обучение на должность дилера по продаже картин и с огромным рвением принялся работать. Результаты он показывал неплохие, и уже летом 1873 года парня перевели в лондонский филиал от этой фирмы.

Каждый день по роду службы ему приходилось сталкиваться с произведениями искусства, и парень стал прекрасно разбираться в живописи, причём не просто разбираться, но и глубоко ценить её. На выходных он ходил в городские галереи, антикварные лавки и музеи, где любовался работами французских художников Жюля Бретона и Жана-Франсуа Милле. Пробовал рисовать и сам, но потом, разглядывая каждый новый рисунок, недовольно ухмылялся.

В Лондоне он жил на квартире у вдовы священника Урсулы Луайе. Винсент влюбился в дочь хозяйки Евгению. Но у девушки молодой паренёк, скверно говорящий на английском языке, вызывал лишь чувство забавы. Ван Гог предложил Евгении стать его женой. Она дала резкий отказ, заявив, что уже давно помолвлена, а он, провинциальный фламандец, ей не интересен. Такой удар Винсент получил впервые, но последствия этой душевной раны остались на всю жизнь.

Молодой Ван Гог был раздавлен, ему не хотелось ни работать, ни жить. Винсент писал в письмах брату Тео, что только Бог помогает ему выжить, и, наверное, он станет священником, как дед и отец.

В конце весны 1875 года Винсента перевели по работе в Париж. Но потерянный интерес к жизни привёл к тому, что его уволили в связи с плохим исполнением своих обязанностей, не помогло даже покровительство дядюшки Сента. Ван Гог вернулся в Лондон, где какое время работал в интернате на неоплачиваемой должности учителя.

Поиск себя

В 1878 году Винсент уехал на родину в Нидерланды. Ему уже было 25 лет, а он так и не определился, как дальше жить. Родители отправили сына в Амстердам, где он поселился у дяди Яна и начал усердно готовиться к поступлению в университет на факультет теологии. Совсем скоро учёба разочаровала молодого Ван Гога, ему хотелось быть максимально полезным для простых людей, и он принял решение уехать на юг Бельгии.

Винсет приехал в шахтёрский район Боринаж в качестве священника. Он спасал горняков, попадающих под завалы, проводил беседы с умирающими людьми, читал проповеди шахтёрам. На последние деньги он покупал воск и лампадное масло, рвал свою одежду на бинты. Он не имел ни малейшего представления о медицине, но помогал безнадёжным больным, в скором времени его стали считать «не от мира сего».

При этом у Винсента постоянно возникало желание рисовать. Он хотел набрасывать на бумагу каждый предмет, который встречался на пути. Но Ван Гог понимал, что рисование станет отвлекать его от основного дела и решил не начинать. Каждый раз своему желанию взять в руки кисть или карандаш он говорил твёрдое «нет».

У него не было ничего. О женщинах он не мог даже думать после отказа Евгении. Деньгами Винсенту помогал младший брат Тео. Родные настаивали, что пора бросать свои проповеди, которые не приносят дохода и возвращаться к жизни, обзаводиться домом и семьёй.

Творческий путь

В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.

В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям. В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.

Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео. Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы. Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».

Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.

Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:

  • «Крестьянка у очага»;
  • «Две женщины на вересковой пустоши»;
  • «Копающая крестьянка»;
  • «Селяне за посадкой картофеля»;
  • «Две женщины в лесу»;
  • «Две крестьянки, копающие картофель».

В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:

  • «Экстерьер ресторана в Аньере»;
  • «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
  • «Папаша Танги»;
  • «На окраине Парижа»;
  • «Заводы в Аньере»;
  • «Закат на Монмартре»;
  • «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
  • «Внутренний двор госпиталя в Анри».

К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.

Последние годы жизни и смерть

Употребление большого количества абсента в результате привело к развитию психических отклонений. Однажды во время приступа Винсент срезал себе на ухе мочку, после чего его поместили в психиатрическую больницу в палату для буйных.

Весной 1889 года его перевезли в заведение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Здесь он прожил год, за это время написал около 150 картин.

В конце 1889 года его работы впервые вызвали неподдельный интерес на Брюссельской выставке, а в январе 1890 года вышла восторженная статья о картинах Ван Гога. Однако художника уже ничего не радовало.

В начале 1890 года его отпустили из клиники, и Ван Гог приехал к брату. Он успел написать свои знаменитые полотна:

  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Пшеничное поле с воронами».

А 27 июля 1890 года Винсент стрелял в себя из револьвера, который купил, чтобы отпугивать птиц во время рисования. Он промахнулся и не попал в сердце, поэтому скончался лишь через полтора суток, 29 июля, от потери крови. Ушёл тихо, не сказав ни слова. Всё, что он хотел сказать этому миру, Ван Гог изобразил на своих полотнах. Ровно через полгода умер его младший брат Тео.

При жизни художника было продано только четырнадцать его картин. Прошло сто лет, и его работы вошли в список самых дорогих полотен, продаваемых в мире. Например, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в конце 1990-х годов был продан в частную коллекцию за 90 миллионов долларов.