Биография — Толстой Алексей Константинович.  Толстой А.К. Основные даты жизни и творчества Толстой константин николаевич биография

Русский поэт Алексей Константинович Толстой ушел из жизни ровно 140 лет назад - 10 октября 1875 года.

Граф оставил после себя значительное культурное наследие. Толстой стал автором множества баллад, фантастичесих поэм, а также исторической трилогии, благодаря которой он и получил признание, в том числе в Европе.

сайт рассказывает, как сложилась судьба писателя, который творил, несмотря на страшные головные боли, подсадившие его на опасный наркотик.

Воспитанник Перовского

Граф Алексей Толстой появился на свет в Петербурге 5 сентября 1817 года в семье Константина Толстого и Анна Перовской, которая происходила из рода Разумовских. Автор романа «Война и Мир» Лев Толстой приходился Алексею Константиновичу троюродным братом.

Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности. Фото: Commons.wikimedia.org

Крепкой семьи у Константина Толстого и Анны Перовской создать не получились. Сразу после рождения сына они разошлись. Мать приняла решение отвезти маленького Алексея на Украину, где жил её брат Алексей Перовский, известный в литературе под псевдонимом Антония Погорельского. Именно он воспитывал Алексея Толстого. Наставник поощрял художественные склонности племянника, а позже - в 1829 году - написал для него ставшую впоследствии известной сказку «Черная курица, или Подземные жители».

В Петербург маленького Толстого вернули, когда ему было девять дет. Алексея избрали в число товарищей для игр будущего императора Александра II.

Перовский не оставил намерений по воспитанию переехавшего в город на Неве графа и начал регулярно вывозить своего племянника за рубеж, показывая ему тамошние достопримечательности. Толстого он однажды представил даже самому Иоганну Гете. Перовский опекал Толстого до того, момента, когда графу исполнилось 19 лет. В 1936 году автора сказки «Черная курица» не стало.

Впрочем, дядя успел много сделать для Алексея Толстого. Перовский отдавал литературные опыты племянника на суд Александру Пушкину и Василию Жуковскому, которые были его приятелями. Свидетели утверждают, что русские поэты благосклонно отнеслись к творчеству Алексея Толстого. Перовский очень любил своего подопечного и распорядился, чтобы все его состояние досталось племяннику.

Бегство из Петербурга

За два года до гибели наставника Алексей Толстой поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. Далее он выдержал экзамен на чин при Московском университете и с 1837 по 1840 год числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, такая служба ему быстро надоела, и он сумел взять отпуск, после чего часть времени проводил в России, а часть - в новых заграничных путешествиях, тягу к которым привил ему Перовский.

Портрет Алексея Перовского. Фото: Commons.wikimedia.org

Толстой числился при II отделении императорской канцелярии в Петербурге, где получил чин камер-юнкера, а затем и церемониймейстера.

После возвращения в Россию граф вел активную жизнь светского человека. В 1851 году он встретил Софью Миллер, являвшуюся на тот момент супругой конногвардейского полковника. Бурный роман привел к распаду брака. Впрочем, супруг долго не давал Софье Миллер развода, так что Толстой смог сочетаться браком со своей избранницей лишь в 1863 году. Любовная лирика, принадлежащая его авторству, была адресована именно ей. Детей у пары так и не появилось.

В годы Крымской войны Толстой принял решение вступить в армию добровольцем. Впрочем, подвигов на поле битвы ему совершить было не суждено, поскольку поэта сморил тиф. В 1856 году, в день коронации Александра II, графа назначили флигель-адьютантом. Толстого совсем не устраивала карьера придворного и политического деятеля, поэтому он начал добиваться полной отставки, которую получил к 1861 году. Далее он покинул Петербург и переехал сперва в имение Пустынька на берегу Тосны, а после в Красный Рог Черниговской губернии.

Знаменитая трилогия

К моменту отставки Толстой практически в полной мере сумел утолить свои литературные амбиции и дать развернуться своему таланту.

В печати граф впервые выступил еще в 1841 году - была опубликована его фантастическая повесть «Упырь». Затем было и произведение «Амена», где языческая богиня оборачивается исчадием ада. Лирические стихотворения он стал публиковать позднее - в 1854 году.

Особой же популярностью пользовались сатирические стихи Толстого. В 1850-х годах граф создал вместе с братьями Жемчужниковыми известную литературную маску Козьмы Пруткова. Толстому принадлежит порядка 10 стихотворений Пруткова и, вероятно, многие популярные и сегодня афоризмы.

Памятник Алексею Константиновичу Толстому в Брянске. Фото: пресс-служба Брянской городской администрации

Отдельно из его творчества литературоведы выделяют драматическую поэму «Дон Жуан», вышедшую в 1862 году. Здесь Толстой раскрывает религиозную тематику, в прологе произведения отчетливо звучат мотивы библейской книги Иова.

Широкое же признание к Толстому пришло за пять лет до смерти. Этому способствовал выход драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Главной её темой стала трагедия власти человека. Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.

Высшим же достижением графа в прозе считается роман «Князь Серебряный» эпохи опричнины Ивана Грозного. Современники не оценили эту работу Толстого, но впоследствии она вошла в число образцовых. Книга стала классической для детского и юношеского чтения.

Передозировка морфия

После своего ухода в отставку Алексею Толстому стало катастрофически не хватать денег. Со временем граф разорился, поскольку совсем не хотел уделять времени хозяйству. Его начали одолевать болезни. Толстой страдал от астмы, грудной жабы и невралгии. При работе над последними произведениями его мучили тяжелые головные боли.

Врачи назначили графу морфий. С каждым разом Толстой увеличивал дозу, в надежде, что это хотя бы ненадолго поможет ему забыть о недугах. Одна из инъекций морфина стала для Толстого смертельной. 10 октября 1875 года в имении Красный Рог он ввел себе препарат и умер от передозировки.

Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог. Фото: Commons.wikimedia.org / Alexey Gomankov

Софья Миллер пережила своего супруга на 20 лет. После его смерти она руководила изданием его сочинений. Миллер открыла на Шпалерной улице литературный салон, где собирался весь артистический цвет Петербурга. Ближе к концу своей жизни она завела знакомство с Федором Достоевским, который раскрывал ей свои литературные замыслы.

Миллер скончалась в 1895 году в Лиссабоне, когда заболела во время путешествия по Европе. Она завещала похоронить себя рядом с могилой мужа в имении Красный Рог, что и было исполнено после её смерти.

Выдающийся русский писатель, драматург, поэт, сатирик, переводчик Алексей Константинович Толстой (1817-1875) представлял собой личность искреннюю, прямую, неспособную кривить душой и идти на нравственные компромиссы. Такие черты характера не раз приводили его к размолвкам с социальным окружением и не избавляли от ошибок и заблуждений. Тургенев сказал об этом человеке: «Гуманная натура Толстого сквозит во всём, что он написал».

Литературная деятельность А. К. Толстого проходила в основном в 50-70-е годы XIX века. Это был период острой политической и литературной борьбы. В русской поэзии в то время существовало два главных течения – реалистическая школа Некрасова и «чистая поэзия» (искусство для искусства), которую представляли Фет и Майков. Толстой поддерживал последнюю и в своих стихотворениях, письмах и статьях активно защищал её позиции.

Принадлежность к «чистой поэзии» характеризует не столько эстетические взгляды и политические симпатии Толстого, сколько его поэтическую практику. Однако социальная позиция поэта и писателя была довольно противоречивой и часто выводила его творчество за пределы поддерживаемой им догмы искусства для искусства.

Алексей Константинович Толстой по материнской линии происходил из рода Разумовских. Украинский гетман Кирилл Разумовский был его прадедом. А граф А. К. Разумовский – сенатор при Екатерине II и министр народного просвещения при Александре I – дедом. Мать писателя и поэта, а также её братья и сёстры являлись побочными детьми А. К. Разумовского. В начале XIX века они получили официальный статус детей вельможи и фамилию Перовские, так как жили в подмосковном имении Перово.

Таким образом, род Перовых не был древним, но мог похвастаться близостью к императорскому двору. Один Перовский занимал посты министра внутренних дел и министра уделов, а другой сидел на должности оренбургского военного губернатора и являлся абсолютным хозяином подвластных ему земель.

Мать Толстого Анна Алексеевна была красивой, умной и властной женщиной. Она не признавала никаких границ и условностей, чему в немалой степени способствовало её большое состояние. Она пользовалась теми же магазинами, что и императрица и часто появлялась на торжествах в тех же одеждах, что и её величество. Император через приближённых к нему людей передавал ей, что очень недоволен таким поведением, но Анна Алексеевна игнорировала замечания императора.

В 1816 году в возрасте 17 лет Анна Алексеевна вышла замуж за графа Константина Петровича Толстого. В результате этого брака и родился будущий поэт и писатель. Появился он на свет 24 августа 1817 года в Санкт-Петербурге. Но отец не сыграл никакой роли в жизни своего сына. Родители вскоре после рождения Алексея Толстого развелись, и мать увезла ребёнка в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, и прошло детство будущего поэта и писателя под присмотром брата матери Алексея Перовского.

Тяга к литературе обнаружилась у Толстого очень рано. Уже в 6 лет он начал писать первые стихи. В этом его всячески поощрял Алексей Перовский, который в 20-30-х годах XIX века был известным прозаиком и издавался под псевдонимом «Антоний Погорельский». В 10-летнем возрасте мальчик впервые отправился вместе с матерью и Перовским за границу. Они прибыли в Веймар, где посетили Гёте, а в 1931 году состоялось длительное путешествие по Италии. Оно нашло яркое отражение в детском дневнике Толстого.

В 1834 году юношу отправили учиться в Московский архив иностранных дел. В следующем году молодой человек выдержал экзамен при Московском университете на право получения чина. Его признали достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. В 1837 году отправили в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. В декабре 1840 года Алексей Константинович Толстой перевёлся в собственную её императорского величества канцелярию, где прослужил много лет. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера.

В 30-40-е годы Толстой представлял собой красивого, приветливого и остроумного молодого человека, наделённого блестящей памятью и большой физической силой. Он делил своё время между службой, отпусками, светским обществом и литературой. Он испытывал сильную страсть к охоте, которую пронёс через всю жизнь. В 30-е годы влюбился в княжну Елену Мещерскую, хотел жениться на ней, но мать воспрепятствовала этому.

Светская жизнь и служба ни в коей мере не заглушили интерес молодого человека к литературе. К ней он относился чрезвычайно серьёзно. Вплоть до 1836 года главным советчиком в этом вопросе был Алексей Перовский. Но в 1836 году он скончался, успев до своей смерти познакомить Толстого с Жуковским, Пушкиным и другими известными литераторами.

В конце 30-х годов были написаны на французском языке два фантастических рассказа: «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Весной 1841 года была издана фантастическая повесть «Упырь» под псевдонимом «Краснорогский». В 40-х годах Алексей Константинович печатался мало, но как раз в это время был задуман исторический роман «Князь Серебряный».

В это же время Алексей Константинович Толстой сформировался как автор баллад и лирик. Он создал такие стихотворения как «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…», «Колокольчики мои…», «Василий Шибанов», «Курган» и др. Но все эти работы были опубликованы в начале 50-х годов, так как интерес к поэзии в середине 40-х годов резко упал.

В 1850 году сенатор Давыдов отправился с ревизионной проверкой в Калужскую губернию. В числе сопровождающих его чиновников был и Алексей Толстой. Он прожил в Калуге 6 месяцев и регулярно посещал жену губернатора Смирнову-Россет. Эта женщина находилась в приятельских отношениях с Гоголем, Пушкиным и другими известными писателями того времени. В доме Смирновой Толстой впервые прочитал написанные главы из «Князя Серебряного», а Гоголь читал отрывки из второго тома «Мёртвых душ».

В начале 50-х годов родилась литературная маска «Козьма Прутков». Это не псевдоним, а созданный Алексеем Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирический образ туповатого и самовлюблённого бюрократа. От имени Козьмы Пруткова создавались басни, эпиграммы, пародии, афоризмы, анекдоты, высмеивающие негативные стороны окружающей действительности.

Зимой 1850-1851 годов Толстой познакомился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер, урождённой Бахметевой, и воспылал к ней любовными чувствами. Женщина ответила взаимностью, оставила мужа и стала жить с возлюбленным. Однако законным браком эта пара сочеталась лишь в 1863 году, так как брошенный муж Софьи препятствовал разводу, а мать Толстого относилась к этой женщине крайне недоброжелательно.

Софья Андреевна зарекомендовала себя крайне образованным человеком. Она свободно говорила на нескольких языках, играла на рояле, пела и обладала великолепным эстетическим вкусом. С 1851 года вся любовная лирика поэта и писателя была обращена к этой незаурядной женщине.

В 1855 году Алексея Толстого назначили флигель-адъютантом. Но государственная служба всё больше и больше тяготила его. В 1861 году он подал прошение об отставке, и Александр II его удовлетворил, так как никогда не считал Толстого вполне своим человеком. После этого поэт и писатель поселился в деревне под Санкт-Петербургом, а в столицу приезжал лишь изредка.

В начале 60-х годов увидели свет поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», затем была написана драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». После этого Толстой занялся балладой и создал ряд превосходных образцов этого жанра.

Надо сказать, что Алексей Константинович жил на широкую ногу. Человеком он был непрактичным, и его материальные дела постепенно пришли в расстройство. В 1862 году он продал имение в Саратовской губернии, продал много леса, выдавал векселя. К концу 60-х годов граф оказался на грани разорения. Он даже изъявил желание просить Александра II вновь взять его на службу.

В середине 60-х годов у поэта и писателя начались проблемы со здоровьем. У него обнаружили астму, грудную жабу, невралгию, которая сопровождалась сильными и долгими головными болями. Ежегодно он ездил за границу, лечился, но лечение помогало ненадолго. Умер Алексей Константинович Толстой 28 сентября 1875 года в Красном Роге, приняв чрезвычайно большую дозу морфия, который служил ему обезболивающим. Тело почившего графа похоронили там же в Красном Роге. Так закончил свою жизнь выдающийся поэт и писатель, оставивший заметный след в русской литературе.

Русская литература XIX века

Алексей Константинович Толстой

Биография

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1817−1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт-Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и довольствовался почетной должностью распорядителя придворной охоты. Более всего известен балладами на темы русской истории, историческим романом Князь Серебряный (1863) из времен Ивана Грозного и драматической трилогией (1866−1870) Смерть Иоанна Грозного, Царь Федор Иоаннович и Царь Борис. Две последние пьесы были долгое время запрещены цензурой, так как в драме Царь Федор Иоаннович Толстой изобразил трагическую судьбу простодушного царя: желая творить добро, но неспособный разобраться в путаной политике своего времени, он навлекает беду на всех, кому хотел бы помочь.

Толстой был убежденным западником и противопоставил свободное и цивилизованное существование Киевской Руси как части западного мира жестокой тирании Ивана Грозного и Московской Руси, удержавшейся до его дней. Среди его главнейших поэм - Иоанн Дамаскин, где утверждается свобода искусства, и Дракон, из жизни возрожденческой Италии. Толстой - автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку, и поэмы Поток-Богатырь, бичующей как Московскую тиранию, так и радикальную нелепицу новейших дней. В том же насмешливом роде Толстой и его двоюродные братья, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, писали под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Прутков изображался чрезвычайно ограниченным бюрократом, возомнившим себя писателем; безвкусица его стихотворений и общая непроходимая глупость должны были стать сатирическим заслоном литературным притязаниям многочисленных мелких писателей, превозносимых современниками.

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Алексей Константинович Толстой (1817−1875 гг.) – известный русский поэт и писатель. Родился в Санкт-Петербурге 24 августа в 1817 г. Был личным другом Александра II.

Самую большую известность ему принесли баллады, связанные с русской историей, роман «Князь Серебряный» и драматическая трилогия (1866−1870 гг.) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», а также «Царь Борис». Последние из них долгое время запрещались цензурой, потому что в драме «Царь Федор Иоаннович» была изображена трагическая судьба простодушного царя.

Писатель был убежденным западником. Написал множество сатирических произведений. Сюда входит комическая история России, поэма "Поток-Богатырь", бичующей как радикальную нелепицу новых дней, так и Московскую тиранию. В насмешливом роде Алексей Константинович вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми, писали под одним псевдонимом Козьма Прутков. Сам Прутков изображался как чрезвычайно ограниченный бюрократ, который возомнил из себя писателя. Стихотворения его отличались безвкусицей и непроходимой глупостью.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.