Биография рубинштейна. История XX века в Рубинштейнах. Биография кратко по годам жизни

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры России внес Антон Рубинштейн. Произведения, такие как этюд "Ундина", оперы "Христос", "Дмитрий Донской", "Демон", симфонические поэмы "Фауст", "Иван Грозный" и многие другие, принесли ему мировое признание. Именно он считается основоположником в развитии пианизма. Многие композиции в его исполнении имеют колоссальный успех даже в наше время.

История детства

Всемирно известным автором, дирижером и учителем музыки был Антон Григорьевич Рубинштейн. Биография его началась 16 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии в зажиточной иудейской семье. Его Романович, был торговцем в нескольких поколениях. Мама, Карелия Христофоровна, была музыкантом. Также у великого музыканта были две младшие сестры и брат. Когда Антону было около трех лет, его семья переехала в Москву.

Начало творческой деятельности

С первоначальными истоками музыкального искусства героя нашего повествования познакомила мама. В семилетнем возрасте Антон Рубинштейн брал уроки у А.И. Виллуана, благодаря чему получил игры на фортепиано. Первое выступление в десятилетнем возрасте открыло ему дорогу к известности. Сразу после успешного выступления он отправляется в сопровождении своего наставника с концертным туром по Европе.

Спустя несколько лет семья Рубинштейна переехала в Берлин. Там он продолжает заниматься музыкой, но теперь его учителем стал знаменитый Зигфрид Ден. Именно здесь юный музыкант знакомится с выдающимися Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Когда Антону было семнадцать лет, после смерти папы, его мама и младший брат возвращаются в Москву, а Рубинштейн едет жить в Вену. Чтобы хоть как-то прожить, он дает индивидуальные уроки музыки для детей из богатых семей.

Через три года после переезда он снова приезжает в Россию. Поселившись в Рубинштейн занимается дирижированием. Помимо этого, он дает частные концерты при царском дворе, которые имеют колоссальный успех. Также в это время его творческая деятельность переплетается с известными композиторами и виолончелистами, такими как М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Ю. Виельгорский, К.Б. Шуберт.

Произведения

В 1850 году проходит концертное выступление, где герой нашего рассказа дебютирует в роли дирижера. А спустя два года он пишет одну из самых больших опер - "Дмитрий Донской". Вскоре после первого опыта уже как композитор Рубинштейн Антон создает три одноактных произведения: "Месть", "Сибирские охотники" и "Фомка-дурачок". Также в это время он делает первые неудачные шаги по созданию музыкального учреждения в Санкт-Петербурге.

В 1854 году Рубинштейн решает переехать в немецкий городок Веймар, там происходит знакомство с Ф. Листом, который помогает ему в постановке оперы. Зимой 1854 года композитор выступает с концертом в Гевандхаусе, который заканчивается большим триумфом. После этого успеха он отправляется в очередной концертный тур по крупным городам, таким как Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца.

Возвращение на родину

Спустя несколько лет, по приезде в Россию, Антон Рубинштейн направляет все свои усилия на открытие Русского музыкального общества. Именно здесь, исполняя произведения, он выступает в роли дирижёра оркестра. Помимо этого, композитор не прекращает свою гастрольную деятельность за границей. После открытия классов произошла реорганизация Общества в Первую российскую консерваторию. Известный пианист Рубинштейн был не просто одним из первых ее руководителей, но и дирижером оркестра и хора, профессором по фортепиано и аранжировке.

В 1867 году из-за разногласий, связанных с ролью открытой им музыкальной школы, возникших с не менее известными музыкальными деятелями того времени, он оставляет пост директора.

Великий труд

Через несколько лет Антон Рубинштейн пишет величайшее произведение - "Демон". Именно его цензоры не пропускали еще на протяжении четырех лет. Тем временем композитор является руководителем концертов «Общества друзей музыки в Вене».

В 1873 году он отправляется в гастрольное турне по Америке совместно с Генриком Венявским (скрипачом). Возвратившись по прошествии года в Петергоф, композитор пишет Четвертую и Пятую симфонии для "Маккавеи" и "Купец Калашников".

В 1885-1886 годах состоялся ряд многозначительных исторических концертов в городах центральной Европы, где прозвучали почти все сольные произведения для фортепиано. А спустя год Рубинштейна опять назначили на руководящую должность в консерватории.

8 ноября 1894 года, находясь в Петергофе, Антон Григорьевич Рубинштейн скончался. Похоронен он в Некрополе, на кладбище мастеров искусств.

Успех

Несомненно, огромный вклад по созданию первой музыкальной школы в России внес Антон Рубинштейн. Биография этого выдающегося человека свидетельствует о том, что всю жизнь он был идейным борцом за культурное просвещение народа. Поэтому его также считают родоначальником музыкального образования. Его учениками были такие известные люди, как П.И. Чайковский, И. Гофман, Г.А. Ларош.

Практически все охватывает творческое достояние Антона Рубинштейна. Шедевры, написанные им, стали яркими образцами русской лирической оперы.

Так, за всю свою жизнь он написал большое количество произведений, из них 13 опер, 6 симфоний, 5 ораторий и концертов для фортепьяно с оркестром, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для пианино.

Также удачны были его пробы в качестве автора некоторых книг, таких как "Автобиографические рассказы", "Музыка и ее представители", "Короб мыслей". В них автор открыто описал свои взгляды на жизнь, музыкальную и творческую деятельность многих известных композиторов прошлого и современности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что неоценимый вклад в музыкальную культуру внес Антон Рубинштейн. Биография этого великого человека показывает, что он открыл своими произведениями дорогу для создания великих творений.

За свою профессиональную деятельность он был награжден орденом "За заслуги в области искусства и науки".

Рубинштейн А. Г.

Антон Григорьевич (16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р-на Молд. ССР - 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) - рус. пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в небогатой евр. семье. Фп. игре обучался сначала у матери, затем у А. И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное конц. турне по городам Европы (1840-1843). В 1844-48 находился за границей (гл. обр. в Берлине, Вене). Занимался у З. Дена (муз.-теоретич. предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр (в основном с собств. соч.). В 1850 написал первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской"), не имевшую успеха при пост., в 1851 - 2-ю симфонию ("Океан"). В 1854-58 концертировал за границей, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая конц. деятельность. Значит. роль в развитии Р. сыграло общение его с Ф. Листом. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вок. цикл "Персидские песни" (1854). Вернувшись в Петербург (1858), Р. обратился к широкой муз.-обществ. деятельности. По инициативе и под рук. Р. были организованы Певч. академия (1858), Русское музыкальное общество (РМО, 1859, дирижировал его симф. концертами) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 - её профессор и директор). Эта работа осложнялась столкновениями с придв. кругами, а также острой борьбой с А. Н. Серовым, В. В. Стасовым и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли нац. начала и значения проф. муз. образования в развитии рус. муз. иск-ва ("кучкисты", опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах рус. музыкантов-профессионалов). В эти годы значительно сократились выступления Р.-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фп. с оркестром (1864).
В 1867 из-за конфликта с сановными кругами Р. ушёл из консерватории и Рус. муз. об-ва. В кон. 60-х гг. он на нек-рое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистич. деятельность. Среди произв. этих лет - лучшая опера Р. "Демон" (1871, была запрещена театр. цензурой, затем пост. с большим успехом - 1875, Петербург; 1879, Москва).
В 70-х - нач. 80-х гг. Р. вёл жизнь странствующего виртуоза. Был худ. рук. и гл. дирижёром Об-ва друзей музыки в Вене (1871-72), совершил с большим успехом конц. поездку по городам США (1872-73). Наряду с концертами он много сочинял (опера "Маккавеи", 1874), выступил с проектом создания "т-ра духовной оперы" для пост. опер на библейские и евангельские тексты. Кульминацией его пианистич. деятельности были грандиозные по масштабам Историч. концерты (1885-86, в крупнейших городах Европы), в к-рых он дал картину эволюции фп. музыки (от её истоков до произв. совр. рус. композиторов).
В 1887 возобновилась активная муз.-обществ. деятельность Р. Он вновь возглавил Петерб. консерваторию, вёл класс фп., прочёл (дважды) курс лекций-концертов по истории фп. музыки, вызвавший огромный интерес у рус. музыкантов, дирижировал концертами РМО, выступил с проектом организации в стране всеобщего муз. воспитания, настаивал на открытии гос. консерваторий, добился нового помещения для Петерб. консерватории (в нём поныне находится Ленингр. консерватория). Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, к-рой подверглась деятельность Р. со стороны реакц. прессы, и гл. обр. осознанием невозможности осуществления широких муз.-просветит. планов в условиях царской России. Последние годы жизни Р. провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в др. города на благотворительные концерты, занимался лит. и композиторской работой, фп. педагогикой (здесь у него учился И. Гофман).
Р. - величайший пианист 2-й пол. 19 в. (подобно Листу, занимавшему такое же положение в 1-й пол. 19 в.). Черты сложной, противоречивой, но правдивой и искренней личности Р. с наибольшей силой проявились в его дерзновенном, нередко ломавшем традиц. каноны пианистич. иск-ве. Характерный для Р. мужественный героико-лирич. исполнительский стиль в поздние годы приобрёл ещё большую драм. напряжённость. В обширнейшем репертуаре Р. осн. место занимали соч. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана. Оставаясь верным идее интерпретируемых произв., глубоко проникая в авторский замысел, он в то же время смело и свободно создавал свои исполнительские образы, утверждая право артиста на творч. независимость. Одна из характерных черт его игры - вдохновенная импровизационность: осн. концепция обычно сохранялась, но при каждом исполнении она обогащалась неожиданными находками. Ради цельности муз. картины Р. порой жертвовал деталями. Многообразная техника пианиста была настолько подчинена его мысли и эмоции, что оставались неприметными ни её полнейшее совершенство (в молодые годы), ни отд. погрешности (в последний период жизни). Одной из примечательных сторон его иск-ва было мастерство владения колоритом и динамикой. Огромной силой воздействия обладало мелодич. интонирование Р. Оно сложилось под влиянием пения Дж. Б. Рубини (слышал его в детстве) и иск-ва О. А. Петрова (аккомпанировал певцу в 50-е гг.). Игра Р. отличалась образной силой, крупным штрихом; агогическими, артикуля- ционными и динамическими вариантами при исп. повторяющихся муз. построений. Под влиянием пианистич. иск-ва Р. сформировалось неск. поколений рус. и заруб. исполнителей.
Пианизму Р. был родствен его дирижёрский стиль. И как дирижёр он проявлял особое внимание к мелосу; предпочитал "широкие мазки" в интерпретации произв., больше заботясь о раскрытии гл. идеи, чем об отделке деталей.
Плодовитый композитор, Р. обращался к разл. муз. жанрам - к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус. гор. фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы заруб. музыки. Муз. наследие Р. противоречиво: талантливое соседствует с тривиальным, индивидуальное и своеобразное - с эклектическим. Б. В. Асафьев отмечал несоответствие "бурного темперамента, требовавшего широких форм для своего высказывания, с отсутствием способности к обдуманному развитию материала". И вместе с тем историч. значение даже тех произв., к-рые не выдержали испытания временем, велико: композитор нередко прокладывал пути, по к-рым шли музыканты, поднявшиеся в своём творчестве значительно выше Р.

А. Г. Рубинштейн. 4-й концерт для фортепьяно с оркестром. Страница партитуры. Автограф.
Одно из высоких художеств. достижений Р. - лирич. опера "Демон". Она отмечена тонкой обрисовкой действующих лиц, явившихся предшественниками героев опер П. И. Чайковского. Своеобразен ориентальный стиль этой оперы с характерным сопоставлением мужеств., динамичных и проникновенно-лирич. эпизодов. Выделяется также большая героич. опера "Маккавеи", с её резкими драматургич. контрастами.
Ранние симфонии Р. сыграли значит. историч. роль: они помогли освоению в России формы классич. симф. цикла и продемонстрировали приёмы разработки тематич. материала, основанного на интонациях рус. бытового романса. В 70-е гг. Чайковский, как отметил Асафьев, "...быстро обгоняет учителя, сразу постигая не только формальную сторону симфонической культуры, а охват ею динамики жизнеощущений - симфонизм". Лучший из пяти концертов для фп. с оркестром Р. - 4-й, отличающийся цельностью, напряжённостью развития. Его идейно-эмоцион. строй, характер фп. изложения и виртуозный стиль оказали влияние на дальнейшее развитие конц. жанра в России. В обширном фп. наследии Р. - пьесы песенного характера и небольшие танцы (от них нити преемственности ведут к фп. миниатюрам Чайковского), виртуозные этюды и вариации (отсюда - путь к С. В. Рахманинову), жанровые сценки в рус. духе, полифонич. сочинения.
В муз. наследии Р. существенное место занимает вок. лирика. Его песни и романсы (особенно на тексты отечеств. поэтов) тесно связаны с творчеством М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и авторов рус. бытового романса. Продолжением традиций рус. муз. культуры было и муз. воплощение поэтич. образов Востока в "Персидских песнях", вершине вок. творчества Р.
Среди лит. работ Р. (написаны в последний период жизни) - кн. "Музыка и её представители" (1891), содержащая антигансликианские муз.-эстетич. положения. В ней, несмотря на расплывчатость многих формулировок, Р. подымается до понимания роли конкретной историч. обстановки в творчестве композитора и исполнителя. Р. откровенно изложил своё мировоззрение в книге-дневнике "Короб мыслей" (не предназначалась к изданию при жизни Р.; опубл. с грубыми искажениями и купюрами под назв. "Мысли и афоризмы", 1904, и "Политика и религия", 1906). В рассуждениях Р., нередко противоречивых и изменчивых, обращают на себя внимание острая ненависть к самодержавию, критика буржуазного обществ. строя и мысли о грядущей революции в России. По инициативе Р. был осн. Междунар. конкурс пианистов и композиторов (1890, в Петербурге; проводился каждые 5 лет, до 1910 - в Берлине, Париже, Петербурге).
Основные даты жизни и деятельности
1829.- 16 XI. В дер. Выхватинцы в семье мелкого земельного арендатора Григория Романовича Р. род. сын Антон.
1831 (или 1832).- Переезд семьи в Москву.
1835.- Начало обучения фп. игре под рук. матери.
1837.- Занятия музыкой с А. И. Виллуаном.
1839.- 11 VII. Первый публичный концерт (Москва).
1840-43.- Конц. турне по крупнейшим городам Зап. Европы.
1843.- Возвращение в Россию.- Концерты в Петербурге и Москве.- Публикация первых детских муз. соч.
1844-46.- Поездка с матерью и братом Николаем Р. за границу.- Занятия по муз. теоретич. предметам у З. Дена (Берлин).
1846.- Переезд в Вену.
1847.- Смерть отца Р.- Концерты в Австрии.- Переезд в Берлин.
1848.- Осень. Возвращение в Россию.
1848-54.- Жизнь в Петербурге.- Знакомство с В. Ф. Одоевским, Матв. Ю. Виельгорским, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, виолончелистом К. Б. Шубертом.- Встречи с рус. революционером М. В. Буташевич-Петрашевским.
1850.- 8 I. Первое выступление как дирижёра (в Университетских концертах).- IV-VI. Концерты в Москве, Харькове, Одессе.
1852.- Приглашение на должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны.- Разработка проекта Муз. академии в Петербурге (не принят).- Работа над оперой "Стенька Разин" (не окончена, не опубл.).
1854.- 30 IV. Отъезд за границу.- Жизнь в Веймаре. Встречи с Ф. Листом.- 9 XI. Постановка в оперном т-ре в Веймаре под упр. Листа оперы Р. "Сибирские охотники".- 14 XII. Выступление Р. в зале Гевандхауз (Лейпциг), положившее начало триумфальному конц. турне по городам Зап. Европы.
1855.- I-III. Концерты в Берлине, Вене, Мюнхене.-V. Публикация в венском журн. "Blatter fьr Musik, Theater und Kunst" статьи Р. "Русские композиторы" ("Die Componisten Russland"s"), вызвавшей резкие возражения со стороны рус. музыкантов, в т. ч. Глинки.- IX-XII. Концерты в Лейпциге и Гамбурге.
1856.- I-V. Конц. турне по городам Германии.
1857.- III-XII. Концерты в Ницце, Париже, Лондоне, Лейпциге, Вене.
1858.- I-VI. Концерты в Пеште, Праге, Париже и Лондоне.- 2 III. Первое исп. в Веймаре оратории "Потерянный рай" (под упр. Листа).- Лето. Возвращение в Россию.- IX. Субботние муз. вечера на квартире Р. (затем в зале Бернардаки), положившие начало его широкой муз.-просветит. деятельности.- XI. Создание под рук. Р. Певч. академии.
1859.- 27 I. Создание по инициативе Р. Русского музыкального общества (РМО; Р.- в числе его первых директоров).- V-VI. Концерты в Лондоне (в дни "Генделевского фестиваля").- VII-VIII. Концерты в Баден-Бадене.- 23 XI. Первый симф. концерт РМО под упр R.
1860.- III. Открытие по инициативе Р. муз. классов при РМО.- III-V. Выступления в Москве, Риге, Кенигсберге.- Концерт в Вене (в связи с 50-летием со дня рождения Р. Шумана).- Письмо Р. министру нар. просвещения с проектом организации Муз. школы (консерватории).
1861.- I. Статья Р. "О музыке в России" (журн. "Век", M I), призывавшая к открытию в России проф. муз. уч. заведений.- IX. Концерты в Берлине.
1862.- 8 IX. Торжеств. открытие Петерб. консерватории.
1862-67.- Интенсивная деятельность Р. в качестве директора и профессора консерватории. Рук. хором, оркестром, классами фп., ансамбля, инструментовки (среди его учеников - П. И. Чайковский).- Дирижирование всеми симф. собраниями РМО в Петербурге.- Выступления в качестве пианиста, гл. обр. в Петербурге и Москве.- Ежегодные летние поездки за границу.- Дружеское общение с деятелями иск-ва - И. С. Тургеневым, П. Виардо, Г. Берлиозом, К. Шуман, Н. Гаде, Г. Доре и др.
1864.- 29 X. Первое исп. в Петербурге 4-го концерта для фп. с оркестром (солист - автор).
1865.- 12 VII. Женитьба в Баден-Бадене на В. А. Чекуановой.
1867.- VI-VII. Концерты в Лондоне.- IX. Уход из Петерб. консерватории и РМО.
1867-70.- Интенсивная пианистич. деятельность.- Восторженный приём публикой Р.-пианиста в России и за рубежом (в отличие от предыдущих лет, в программах концертов наряду с собственными многочисл. произв. др. авторов).
1869.- 2 X. Первое исп. муз.-характеристич. картины "Иван Грозный" под упр. М. А. Балакирева в концерте Бесплатной муз. школы.
1870.- Осень. Концерты в Одессе, Харькове, Риге, Ревеле (ныне Таллин) и др. городах России.
1871.- I-III. Концерты в Петербурге и Москве.- 15 IX. Показ "кучкистам" в доме Д. В. Стасова оперы "Демон".- Осень. Запрещение "Демона" театр. цензурным комитетом.- 16 IX. Отъезд Р. в Вену.
1871. Х - 1872. IV.- Деятельность в качестве "артистического директора" (гл. дирижёра и худ. рук.) Об-ва друзей музыки в Вене.- Выступления в камерных ансамблях, сольные концерты.
1872.- V. Участие в "Нижнерейнском муз. празднестве" в Дюссельдорфе (дирижировал концертами).- IX- 1873.V.- Конц. турне с Г. Венявским по городам США (в т. ч. 7 Историч. концертов в Нью-Йорке).
1873. XI - 1874. I.- Концерты в Италии.
1874-81.- Выступления в России, Германии, Франции и др. европ. странах в качестве пианиста, а также дирижёра своих симф. произв. и опер.
1875.- 11 I. Первое исп. в симф. собрании РМО 4-й симфонии под упр. автора.- 13 I. Премьера оперы "Демон" в Мариинском т-ре (Петербург).
1877.- 22 I. Первый спектакль оперы "Маккавеи" в Мариинском т-ре (под упр. автора).
1880.- 22 и 25 II. Первые спектакли оперы "Купец Калашников" в Мариинском т-ре (под упр. автора).- II (конец). Запрещение этой оперы министерством двора.- 2 X. Первое исп. в симф. собрании РМО 5-й симфонии (под упр. автора).
1881.- I-III. Конц. турне по городам Испании и Португалии.- 11 III. Смерть Н. Г. Рубинштейна в Париже.- X-XI. Симф. концерты РМО (памяти Н. Г. Рубинштейна) под упр. Р.
1882. XI - 1883. IV.- Р. дирижирует всеми симф. концертами РМО в Петербурге (в программах соч. классиков, романтиков и рус. композиторов разных направлений).
1883-85.- Выступления в России, Германии, Австрии, Франции, Дании, Швеции, Нидерландах и др. как пианиста и дирижёра своих симф. произв. и опер.
1883.- 23 II. Премьера оперы "Суламифь" в Гамбурге (под упр. автора).
1884.- 29 I. Первый спектакль оперы "Нерон" в Петербурге (силами артистов итал. оперы, под упр. Р.).- Лето. Пребывание в Мариенбаде и Венеции.- 1 X. 100-й (юбилейный) спектакль "Демона" в Мариинском т-ре (под упр. Р.).
1885. Х - 1886. V.- Проведение цикла Историч. фп. концертов: из 7 программ - в Берлине, Вене, Петербурге, Москве, Лейпциге, Париже, Лондоне; из 3 программ - в Праге, Дрездене, Брюсселе.
1886. XI - 1887. 1.- Проведение цикла Историч. симф. концертов (из 10 программ) в Петербурге.
1887.- 12 I. Возвращение Р. на пост директора Петерб. консерватории.
1887-91.- Большая организаторская и педагогич. работа в Петерб. консерватории. Рук. классом фп. (среди учеников - О. К. Познанская, Л. А. Кашперова).- Проекты, внесённые Р.: об организации в России гос. ("правительственных") консерваторий; об осуществлении широкого общего муз. воспитания в школах; об организации в Петербурге общедоступных симф. концертов и общедоступной оперы.
1887. 23 IX - 1888. 2 IV.- Проведение Р. 58 лекций-концертов по курсу истории фп. лит-ры.
1888.16 IX - 1889.28 IV.- Повторение лекций-концертов по истории фп. лит-ры.
1889.- Осень. Р. диктует стенографу "Автобиографические воспоминания" (опубл. М. Семевским в журн. "Русская старина" в тенденциозно искажённой редакции).- XI. Торжества по случаю 50-летия артистич. деятельности Р.- Травля Р. со стороны рус. шовинистич. газет.- Письмо Р. "Ещё раз о консерваториях" в редакцию газ. "Новое время".
1889-90.- Проведение 16 общедоступных концертов по проекту Р. (1-й концерт - под его упр.).
1890.- VIII. Первый Междунар. конкурс пианистов и композиторов на премию им. Р. (по проекту и на средства Р.).
1891.- I. Заявление Р. о его предстоящем уходе из Петерб. консерватории.- Лето. Пребывание в Коджори (близ Тбилиси).- 12 VIII. Концерт в Тбилиси в пользу фонда на сооружение муз. уч-ща.- Переезд в Дрезден.
1891-94.- Жизнь Р. в Дрездене.- Создание последних произв.- Занятия с И. Гофманом.- Периодич. выезды в разл. города Европы на благотворит. концерты в качестве пианиста и дирижёра с исп. гл. обр. своих сочинений.
1893.- XII. Концерты в Берлине (в программах собств. фп. соч.).
1894.- 2 I. Последний концерт Р. в Петербурге.- Последнее публич. выступление Р. (Штутгарт).- 29 V. Возвращение в Россию.- Лето - осень. Пребывание в Петергофе.- 8 XI. Смерть Р. в Петергофе.
Сочинения : оперы - Куликовская битва (Дмитрий Донской, по трагедии В. А. Озерова, 1850, пост. 1852, Большой т-р, Петербург), Месть (Хаджи-Абрек, по М. Ю. Лермонтову, 1852, не пост.), Сибирские охотники (Die Sibirischen Jдger, 1852, пост. 1854, Веймар), Фомка-дурачок (1853, Александрийский т-р, Петербург), Дети степей (Die Kinder der Heide, 1860, пост. 1861, "Кёрнтнертортеатр", Вена), Фераморс (Лалла Рук, лирич. опера, по Т. Муру, 1862, пост. 1863, Дрезден), Демон (по Лермонтову, 1871, пост. 1875, Мариинский т-р, Петербург), Маккавеи (Die Makkabдer, 1874, пост. 1875, Берлин), Нерон (1876, пост. 1879, Гамбург), Купец Калашников (по Лермонтову, 1879, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург), Среди разбойников (Unter Rдubern, комич. опера, 1883, Гамбург), Суламифь (библейское сценич. представление, по "Песне песней" Соломона, 1883, Гамбург), Попугай (Der Papagei, комич. опера, 1884, Гамбург), Горюша (по повести "Хмелевая ночь" Аверкиева, 1888, пост. 1889, Мариинский т-р, Петербург); духовные оперы и оратории - Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин); балет - Виноградная лоза (1882, пост. 1893, Берлин); кантата - Утро (для муж. хора с орк., сл. Я. П. Полонского, ор. 74, 1866); для орк. - 6 симфоний (F-dur, op. 40, 1850; Океан, C-dur, op. 42, 4-частная ред. 1851, 6-частная - 1863, 7-частная - 1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. 111, 1886), муз.-характеристич. картины Фауст (op. 68. 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (op. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (e-moll, op. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), Фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878); для скр. с орк. - концерт (G-dur, op. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (G-dur, op. 13, 1851; a-moll, op. 19, не позже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фп. (f-moll, op. 49, 1855), 2 сонаты для влч. и фп. (D-dur, op. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фп. трио (F-dur, g-moll, оба op. 15, ок. 1851; B-dur, op. 52, 1857; a-moll - A-dur, op. 85, 1870; c-moll. op. 108, 1883), 10 струн. квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852-53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фп. квартет (C-dur, op. 66, не позже 1864), струн. квинтет (F-dur, op. 59, 1859), фп. квинтет (g-moll, op. 99, 1876), квинтет (для фп., флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, op. 55, 1855?), секстет (для 2 скр., 2 альтов и 2 влч., D-dur, op. 97, 1876), октет (d-moll, op. 9, не позже 1856; переработан из неопубл. концерта для фп. с орк., соч. не позже 1849); для фп. в 2 руки - св. 200 пьес, в т. ч. 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, op. 20, обе не позже 1854; F-dur, op. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, op. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, op. 77, 1866), Смесь (Miscellanйes, 9 тетрадей, op. 93, 1872-73), Музыкальные вечера (9 пьес, ор. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фп. концертам (Бетховена - C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В.А.Моцарта - d-moll, не позже 1861); для фп. в 4 руки - Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, op. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристич. пьес, ор. 103, 1877-79); для 2 фп. - фантазия (f-moll, op. 73, 1864); хоры a cappella, в т. ч. 3 песни для муж. хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861); Стихи и Реквием по Миньоне из "Вильгельма Мейстера" Гёте (для баритона, тенора, сопрано, муж. квартета и хора с фп., ор. 91, 1872); песни и романсы (ок. 170) - 6 басен И. А. Крылова (без op., 1849-50; в изд. 1863 - 5 басен, ор. 64), 6 песен (ор. 8, 1850, в т.ч. Цветок - на сл. В.А.Жуковского, Желание - на сл. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на сл. Мирза Шафи в пер. на нем. яз. Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первонач. Вариант - для голоса с орк.), 6 песен на сл. Г.Гейне (ор. 32, не позже 1856; No 6 - Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор. 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; No 1, Еврейская мелодия, на сл. Лермонтова; No 6, Узник, на сл. А. С. Пушкина), 12 романсов на сл. А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на сл. И. С. Тургенева (без op., 1891); для голоса с хором - Русалка, на сл. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861); дуэты (ок. 20), в т. ч. ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864); 6 вок. квартетов для муж. голосов (ор. 31, 1854). Литературные сочинения : Die Componisten Russland"s, "Blдtter fьr Musik, Theater und Kunst", 1855, No 29, 33, 37; О музыке в России, "Век", 1861, No 1; Die geistliche Oper, в сб.: Vor den Coulissen, hrsg. von J. Lewinsky, Bd 2, В., 1882; (О редактировании классиков), "Signale fьr die musikalische Welt" 1883, No 32 (рус. пер. - под назв. Об издании классиков, "Нувеллист", 1883, No 5, нов. изд. - в кн.: Рубинштейн А. Г., Избранные письма, М., 1954, с. 82-91); Воспоминания (1829-1889), "Русская старина", 1889, ноябрь (опубл. М. Семевским с искажениями), нов. ред., по стенограммам Р., под назв. - Автобиографические рассказы, в кн.: Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62, прилож.; Еще о консерваториях, "Новое время", 1889, 11 июля; История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна, 1888-1889. Сост. Ц. Кюи, СПБ, 1889, нов. изд. - Лекции по истории фортепианной литературы, (ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга), М., 1974; Музыка и её представители. Разговор о музыке, (М.), 1891; Gedankenkorb (Короб мыслей), полностью не опубл., с искажениями и купюрами - в кн.: Мысли и афоризмы, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1904, Политика и религия. Мысли А. Г. Рубинштейна, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1906; Афоризмы А. Г. Рубинштейна, "СМ", 1941, No 2 (вступ. ст., пер. и прим. И. Эйгеса); По поводу 100-го представления оперы "Демон", "РМГ", 1910, No 1. Письма : Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. Liszt, Hrsg. von La Mara, Bd 1-3, Lpz., 1895-1904; Переписка Pр. Листа с А. Г. Рубинштейном (пер. A. B. Оссовского и Е. П.), "РМГ", 1896, No 8; Неизданная переписка А. Г. Рубинштейна. (Письма к П. Л. Петерсену), там же, 1910, No 32-35; Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна. Сообщила Анна Тилинг, там же, 1914, No 45; Письма к сестре. (1888-1894 гг.), "Музыкальное образование", 1930, No 2-3; Избранные письма, (общая ред., вступ. ст. и коммент. Л. А. Баренбойма), М., 1954. Литература : К. (Казанский С. П.), А. Г. Рубинштейн и его исторические концерты, "Русская мысль", 1886, февраль, март; (Гольдштейн Э.), Программы концертов А. Г. Рубинштейна. С прим. и пояснениями, СПБ, 1886 (часть пояснит. текста продиктована Р.); Буховцев А. Н., Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн, М., 1889; его же, Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры..., М., 1896; Лисовский H. M., Летопись событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна. 1829-1889, "Русская старина", 1889, ноябрь; Ларош Г. A., А. Г. Рубинштейн в воспоминаниях..., там же; Неустроев A. A., А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна, там же, 1890, янв.; Оссовский А. В., А. Г. Рубинштейн, "РМГ", 1894, No 12; Стасов В. В., Заметка о Рубинштейне и Тургеневе, "Новости и Биржевая газета", 1894, 2 дек.; его же, Рука Рубинштейна, там же, 1895, 28 ноября; Кашкин Н., А. Г. Рубинштейн, "Русское обозрение", 1894, т. 13, дек.; Кавос-Дехтерева С., А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк. 1829-1894 г. и Музыкальные лекции (курс фортепианной литературы). 1888-1889, СПБ, 1895; Висковатов П., Моё знакомство с А. Г. Рубинштейном, "Русский вестник", 1896, апрель; Бессель В., Мои воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Русская старина", 1898, май; его же, Три великих пианиста: Ф. Лист, А. Гензельт и А. Рубинштейн, "РМГ", 1902, No 45; Давидова М., Воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Исторический вестник", 1899, т. 76, апрель; Вессель E. H., Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе..., СПБ, 1901; Каталог музея им. Рубинштейна..., П., 1902; Боборыкин П., "Mйlodie en fa", "Русские ведомости", 1904, 13, 16 и 20 июля; Финдейзен H. P., А. Г. Рубинштейн. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, М.- Лейпциг, 1907; его же, Очерк деятельности С.-Петербургского отделения имп. Русского Музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909; Pузыревский А. И., Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912; Геника Р., Фортепианное творчество А. Г. Рубинштейна, "РМГ", 1918, No 1-2, 5, 9-10; Глебов И. (Асафьев Б. В.), А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; его же, А. Г. Рубинштейн. (К 50-летию со дня смерти), в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; его же, Их было трое... (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), там же, т. 3, М., 1954; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; Mайкапар С. М., Годы учения, М.-Л., 1938; Алексеев A., Антон Рубинштейн, М.-Л., 1945; его же, Русская фортепианная музыка. От истоков до вершины творчества, М., 1963; Коган Г. М., Рубинштейн-пианист. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1954, No 11; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Баренбойм Л. A., A. G. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1-2, Л., 1957-62; 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк, Л., 1962; На уроках Антона Рубинштейна, ред.-сост. и автор вступ. ст. Л. А. Баренбойм, М.-Л., 1964; Кашперова Л. A., Воспоминания, в сб.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968; Hanslick Ed., Aus dem Concertsaal, W., 1870, W.-Lpz., 1897; его же, Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten fьnfzehn Jahre, В., 1886; Vogel В., Anton Rubinstein. Biographischer Abriss nebst Charakteristik seiner Werke, Lpz., 1888; Catalog der im Druck erschienenen Compositionen von A Rubinstein, Lpz., (1889); M"Arthur A., A. Rubinstein, a biographical sketch, Edinb., 1889; Zabel E., A. Rubinstein. Ein Kunstlerleben, Lpz., 1892; Rodenberg J., Meine persцnlichen Erinnerungen an A. Rubinstein. Nebst Briefen, "Deutsche Rundschau", 1895, Bd 82, H. 5 (Februar); Saint-Saлns C., Portraits et souvenirs, P., (1900); Abert H., Ungedruckte Briefe von Fr Liszt, A. Rubinstein und Ch. Buch-Pfeiffer, "SIMG", 1903, Jahrg 4, H. 5; Drоuсker S., Erinnerungen an Anton Rubinstein?..., Lpz., 1904; Hippius A., Was Rubinstein in den Stunden sagte, Dresden, (1906); Hofmann J., How Rubinstein taught me to play, в его KH Pianoplaying. A little book of simple suggestions, L., 1909 (рус. пер. - Гофман И., Как Рубинштейн учил меня играть, в его кн.: Фортепианная игра, M., 1911, то же, в его кн. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, пер. Г. А. Павлова, ред., вступ. ст. и прим. Г. М. Когана, М., 1961); Hervey A., Rubinstein, L., (1913); Preiss С., A. Rubinsteins pianistische Bedeutung, Lpz., 1914; Kinsky G., Musikhistorisches Museum von W. Heyer in Cцln, Katalog Bd 4, Cцln, 1916; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Auer L., My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. - Ауэр Л., Среди музыкантов, (Л), 1927); Martienssen С. A., Der ekstatische (romantische) schцpferische Klangwille, в его кн.: Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930; под назв.- Schцpferischer Klavierunterricht, Lpz., 1954 (рус. пер. - Mapтинсен К. A., Индивидуальная фортепьянная техника на основе звукотворческой воли, M., 1966), Воwеn С. Dr., "Free artist". The story of Anton and Nicholas Rubinstein, N. Y, (1939); Bennigsen O., The brothers Rubinstein and their circle, "MQ", 1939, v. 25, No 4; Stargardt-Wolff E., Wegbereiter grosser Musiker, В.-Wiesbaden, (1954). Л. А. Баренбойм.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Рубинштейн А. Г." в других словарях:

    Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… … Энциклопедия культурологии

    Рубинштейн А.Г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 1894) Афоризмы, цитаты Рубинштейн А.Г. биография Игра на фортепиано движение пальцев; исполнение на фортепиано движение души. Обычно мы слышим только первое. Искусство это Ева, подающая… … Сводная энциклопедия афоризмов

По прошествии ста восьмидесяти пяти лет, минувших со дня рождения Рубинштейна, можно сказать, что 28 ноября 1829 года в мир пришел истинный гений.

Он был наделен многими качествами, привлекавшими к нему людей – Петр Ильич Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне

«не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Ребенок, появившийся на свет в зажиточной купеческой семье, проявил свою одаренность с младенчества. Когда Антону было всего три года, родители заметили, что мальчик внимательно слушает игру матери на фортепиано.

В дальнейшем мать будущего музыканта – Калерия Христофоровна, женщина музыкально одаренная – станет первой наставницей сына. После того, как ребенок покажет родителям свои первые собственные сочинения – а это были кадриль и четыре польки – станет очевидно, что продолжать занятия нужно с опытным педагогом.

В 1831 году 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами, в связи с чем на семью перестали распространяться законы черты оседлости.

Уже через год (по другим данным – в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец Антона открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрел дом на Ордынке, в Толмачевом переулке, где родился младший брат Николай Рубинштейн.

Детские годы Антона Григорьевича связаны с Москвой. Лучшим педагогом в городе в те годы был Александр Иванович Виллуан. Человек, повидавший на своем веку немало учеников, он был поражен дарованием представленного ему ребенка и предложил заниматься с ним бесплатно. Пять лет, продолжались занятия Антона Рубинштейна с А.И. Виллуаном. Будущий музыкант относился к нему не только как к наставнику, но и как второму отцу.

В поздние годы композитор с печалью говорил о том, что у него не было детства. Это было истинной правдой. Уже в 10-летнем возрасте Антон Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. По желанию А.И. Виллуана первая длительная остановка была в Париже.

Столица Франции в 1840-е годы – сосредоточение культурной жизни Европы. Здесь блистали своим искусством представители всех европейских государств. В том числе и маленькие вундеркинды привлекали внимание почтенной публики – выступление одиннадцатилетнего Антона Рубинштейна имело грандиозный успех. В Париже, где произошло познакомство с Фредериком Шопеном, учитель и ученик задержались до июля 1841 года.

Затем последовал калейдоскоп концертных выступлений в Голландии, Германии, Австрии, Венгрии, Англии, Норвегии, Швеции, Чехии, Польше. Турне длилось два года. Зимой 1843 года Виллуан и Рубинштейн оказываются в Петербурге, где Антон Григорьевич начинает заведовать музыкой при дворе Великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня была образована, добродетельна, красива и в обществе слыла женщиной совершенной. Всей душой и делами она содействовала развитию русского искусства.

Проведя некоторое время в России, в 1844 году Антон Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 году умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией.

Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.

В Петербурге Антон Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852-м – появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».

14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах.

Летом 1858 года Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт Русского музыкального общества под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя.

На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серовым, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы.

Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 году покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом.

В тот период концертная деятельность всецело захватывает артиста. Особенно важным становится для него успех выступлений в Америке в 1872 году. Вплоть до 1887 года музыкант живет то за границей, то в России, таковы условия необходимые для творческого созидания…

Виртуоз-исполнитель, Рубинштейн, не имел себе равных среди современников. Неизвестно, в России ли, или в Европе публика с большим воодушевлением встречала его выступления. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», написанная им по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. Опера была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя. С этой оперой связаны триумфы знаменитых певцов – Шаляпина, Тартакова, Штоколова.

В сезоне 1871-1872 гг. Антон Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

На небольшой период с 1887 по 1891 год Рубинштейн снова становится директором Петербургской консерватории. Это время отмечено его отеческой заботой о молодых музыкантах. Первые международные конкурсы молодых исполнителей связаны с его именем и устраиваются на его личные средства. Первый конкурс состоялся в Петербурге в 1890 году второй в 1895 году в Берлине.

Может показаться, что исполнительская и общественная деятельность занимали первое место в жизни музыканта. Однако, это не так, А. Г. Рубинштейн оставил огромное творческое наследие.

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе (позже уничтоженной во время войны), где он занялся композицией и дирижированием. В этот период творчества композитором было создано более ста произведений, в том числе Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой).

В сезоне 1882-1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 гг. он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

В Петергофе, 7 ноября 1894 года, произошла внезапная смерть Антона Григорьевича, находившегося в расцвете творческих сил. Кончина Рубинштейна нашла отклик в самых широких кругах русского общества. «Незабвенный» – так говорили о нём в те дни. Отпевание прошло в Троицком соборе Александро–Невской лавры. Похороны состоялись на Никольском кладбище. В 1938 году прах композитора был перенесен в Некрополь мастеров искусств.

В 2005 году в центральной части Петергофа был открыт памятник почетному гражданину города, великому музыканту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автором стал известный петербургский скульптор Г. Д. Ястребенецкий. Одна из улиц Петербурга носит славное имя композитора.

“…Главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, – да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе и делать честь их образователям…

Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека…”

сайт, из разных источников


Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...
А. Рубинштейн

А. Рубинштейн - одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений - больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

Понять и оценить Рубинштейна-композитора невозможно в отрыве от других сторон его деятельности и, не в меньшей мере, от особенностей биографии. Он начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем А. Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 гг. Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где мальчики занимались теорией композиции с З. Деном, и вернулись в Москву. Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Рубинштейн был первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы он многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями. Но и без того рубинштейновская музыка звучала в странах Европы очень много. Так, Ф. Лист продирижировал в 1854 г. в Веймаре его оперой «Сибирские охотники», а спустя несколько лет там же - ораторией «Потерянный рай». Но основное приложение многогранное дарование и поистине гигантская энергия Рубинштейна нашли, конечно, в России. Он вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества - ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория - он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская - тоже.

Творческое наследие Рубинштейна огромно. Вероятно, он - самый плодовитый композитор во всей второй половине XIX в. Он написал 13 опер и 4 духовные оперы-оратории, 6 симфоний и ок. 10 других сочинений для оркестра, ок. 20 камерно-инструментальных ансамблей. Число фортепианных пьес превосходит 200; на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов создано ок. 180 романсов и вокальных ансамблей... Большая часть этих сочинений сохраняет интерес чисто исторический. «Многописание», быстрота процесса сочинения весьма вредили качеству, отделанности произведений. Нередко возникало внутреннее противоречие между импровизационностью изложения музыкальных мыслей и достаточно жесткими схемами их развития.

Но среди сотен по справедливости забытых опусов есть в наследии Антона Рубинштейна замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар, композиторское мастерство. Особенно удавались композитору музыкальные образы Востока, что было, начиная с М. Глинки, коренной традицией русской музыки. Художественные завоевания в этой сфере признавали даже критики, резко отрицательно относившиеся к творчеству Рубинштейна, - а таких, весьма влиятельных, как, например, Ц. Кюи, было немало.

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений - опера «Демон » и «Персидские песни » (и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...») В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы. Мятущегося, неудовлетворенного, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, - Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые. И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив свое время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас. Живут и звучат романсы («Ночь» - «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» - эти стихи А. Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу - «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «

РУБИНШТЕ́ЙН Антон Григорьевич (1829, деревня Выхватинцы близ местечка Рыбницы, Подольская губерния, ныне город Рыбница, Молдова, - 1894, Петергоф под Санкт-Петербургом), русский пианист, композитор, дирижер, зачинатель профессионального музыкального образования в России.

Сын земельного арендатора. В 1831 г. по воле деда Рубинштейна, купца из Бердичева Романа Рубинштейна, семья приняла православие, с 1834 г. жила в Москве . Игре на фортепиано Рубинштейна с шести лет обучала его мать Клара, урожденная Левенштейн (1807–91), горячая поклонница немецкой культуры, а с 1837 г. - пианист-педагог А. Виллуан. После публичного выступления (1839) Рубинштейн в сопровождении матери и учителя совершил концертное турне по городам Европы (1840–43), во время которого познакомился с Ф. Мендельсоном , повлиявшим на его творческое формирование, и другими видными музыкантами. В 1842 г. Г. Шлезингер (1807–79) издал этюд Рубинштейна «Ундина», одобренный Р. Шуманом.

После нескольких концертов в Москве и Петербурге Рубинштейн и его брат Николай (см. ниже) обучались в 1844–45 гг. теории музыки в Берлине у З. В. Дена (1799–1858; учитель М. Глинки в 1833–34 гг.). В 1846 г. Рубинштейн давал концерты и частные уроки в Вене , в 1847 г. - в Берлине. В 1848 г. вернулся в Россию, сблизился с музыкальной интеллигенцией Петербурга, в 1850 г. дебютировал как дирижер.

В 1852 г., получив должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны, смог всецело заняться творчеством. В этом же году разработал проект музыкальной академии в Петербурге (отклонен правительством). Новое турне в 1854–58 гг. (ряд немецких городов, включая Лейпциг , а также Вена, Пешт, Прага , Ницца, Париж , Лондон) принесло Рубинштейну славу одного из величайших пианистов. Ф. Лист назвал Рубинштейна своим «преемником в игре» и дирижировал на премьерах его оперы «Сибирские охотники» (1854) и одной из ораторий (1858). К этому времени у Рубинштейна уже сложился собственный исполнительский стиль, который он довел до совершенства к 1870-м гг. Игра Рубинштейна отличалась драматической напряженностью, чертами импровизации, при которой неизменный в целом контур исполнительского плана обогащался новыми штрихами. Как дирижер Рубинштейн уделял особое внимание мелосу, предпочитая отделке деталей выявление главной идеи произведения.

Рубинштейн основал Певческую академию (1858), Русское музыкальное общество (1859) и учебные классы при нем (1860), которые в 1862 г. преобразовал в Петербургскую консерваторию (был ее профессором и директором в 1862–67 и 1887–91 гг.). Создание консерватории осложнялось конфликтами Рубинштейна с придворными кругами, а еще больше - противодействием композитора А. Н. Серова (см. В. Серов) и членов «Могучей кучки» во главе с ее идеологом В. Стасовым , опасавшихся, что академизм консерваторского образования будет нивелировать творческую индивидуальность студентов. Занявшись музыкально-общественной деятельностью, Рубинштейн стал меньше выступать как пианист, однако в 1885–86 гг. и 1888–89 гг. провел цикл так называемых исторических концертов, носивших просветительский характер (Петербург, Москва, Вена, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Брюссель , Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк). Рубинштейн предварял концерт пояснениями, затем исполнял лучшие образцы фортепьянной музыки. (В общей сложности в цикле прозвучало 877 произведений 57 авторов.) Искусство Рубинштейна-пианиста получило всеобщее признание современников, в том числе Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Клары Шуман, К. Сен-Санса, Г. Венявского , Полины Виардо, М. Ипполитова-Иванова, М. Балакирева, М. Мусоргского, Ц. Кюи, И. Тургенева, С. Надсона , В. Стасова, А. Бенуа и даже К. Победоносцева . П. Чайковский - ученик и последователь Рубинштейна - назвал его «гениальным виртуозом» и «царем пианистов», а С. Рахманинов писал в 1919 г.: «Ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну».

Рубинштейн гастролировал по всему миру не только как пианист, но и давал уроки фортепьянной игры. Среди его многочисленных учеников особое место занимает пианист И. Гофман (1876–1957). Его влияние на создание и русской, немецкой и американской фортепьянных школ было весьма значительным.

Композиторское наследие Рубинштейна составляет свыше 200 произведений (14 опер, балет, шесть симфоний, четыре увертюры, пять фортепианных, два виолончельных и один скрипичный концерт, хоры, сонаты, оратории, кантаты, романсы и т. д.). Рубинштейн-композитор испытал сильное влияние немецкого романтизма, и критики порой обвиняли его в космополитизме и «насаждении немецкой культуры». Однако приверженность композитора русским музыкальным традициям, сюжетам и образам была также очень сильна: он был пропагандистом творчества русских композиторов (в частности М. Глинки) в Европе и Америке. Рубинштейн открыл для русской классической музыки новые для нее жанры. Первые три его симфонии написаны в начале 1850-х гг., до появления произведений крупнейших русских симфонистов Н. Римского-Корсакова, А. Бородина и П. Чайковского. Фортепьянные концерты Рубинштейна предвосхитили шедевры П. Чайковского и С. Рахманинова; первым в русской музыке образцом жанра был и его концерт для скрипки с оркестром.

Многие сочинения Рубинштейна основаны на народных мелодиях, особенно восточных, главным образом еврейских: оперы «Демон» (по поэме М. Лермонтова, 1874), «Маккавеи» (1874; см. Хасмонеи), «Суламифь» (по Песни Песней , 1883), «Моисей» (1892), оратории «Потерянный рай» (по поэме Дж. Мильтона, 1856), «Вавилонское столпотворение» (1869), вокальный цикл «Персидские песни» (на слова Мирзы Шафи Вазеха в переводе Ф. Боденштедта, 1854), «Еврейская мелодия» (на слова М. Лермонтова, 1868), романсы на слова Г. Гейне , Н. Минского и других. Еврейскую музыку Рубинштейн знал и любил с детства, позже изучал синагогальную музыку. В оперу «Маккавеи» он ввел услышанную от матери мелодию еврейской народной песни. Рубинштейн хорошо известен и как дирижер; признание современников вызывала его самоотверженная педагогическая деятельность. Рубинштейн написал ряд статей и книг: «Русские композиторы» (немецкий язык, 1855), «О музыке в России» (1861), «Духовная опера» (немецкий язык, 1882), «Музыка и ее представители» (1891; вышла одновременно на русском, немецком, английском и французском языках). Продиктованные Рубинштейном «Автобиографические воспоминания» были опубликованы в 1889 г.; в исправленном варианте включены в двухтомник Л. Баренбойма (1906–85) «А. Г. Рубинштейн» (Л., 1957–62).

Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание. Вскоре после создания Общества для распространения просвещения между евреями в России он стал его членом. В начале 1890-х гг. Рубинштейн хотел написать оперу, главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел. По рекомендации Рубинштейна в Петербургской консерватории стал преподавать великий скрипач Л. Ауэр .

При жизни Рубинштейн часто страдал от юдофобских нападок, а через много лет после его смерти, в 1944 г., Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории, которую, преодолевая сопротивление, создал Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова, возражавшего против ее открытия.

Одной из первых опер, поставленных в Тель-Авиве на иврите труппой М. Голинкина , была опера «Маккавеи» Рубинштейна (1923).

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835, Москва, - 1881, Париж; похоронен в Москве), брат Антона Рубинштейна, русский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Наряду с музыкальным образованием (учился у знаменитого пианиста Т. Кулака) получил юридическое (в 1855 г. окончил юридический факультет Московского университета). С 11-ти лет выступал с сольными концертами в различных городах России и Западной Европы. Его фортепьянная игра отличалась техническим блеском, глубоким проникновением в характер и стиль музыки разных времен и стран, в творческую индивидуальность композиторов. В искусстве Рубинштейна преобладало аналитическое начало. Как пианист, он не обладал силой темперамента, отличавшей игру его брата Антона, однако его исполнение было более ровным.

Рубинштейн был видным дирижером своего времени: под его управлением прошло свыше 250 концертов музыкального общества в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах; он осуществил первую постановку оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (1879), а также дирижировал премьерой 1-го концерта для фортепьяно с оркестром Чайковского, в котором солировал ученик Рубинштейна С. И. Танеев (концерт был первоначально посвящен Рубинштейну, но из-за его несогласия с некоторыми фрагментами в фортепьянной партии, Чайковский снял посвящение. Однако позже Рубинштейн дирижировал концертом, а затем включил его в свой сольный репертуар).

По инициативе Николая Рубинштейна в 1859 г. было открыто Московское отделение Русского музыкального общества, председателем и директором концертов которого он был с 1860 г. до конца жизни, а в 1866 г. была создана Московская консерватория (вторая в стране после Петербургской), где он был бессменным директором и профессором по классу фортепьяно, воспитал многих первоклассных музыкантов, в том числе С. И. Танеева, А. И. Зилоти, Э. фон Зауэра.